Домой / Лицо / Подготовка к примерке. Подготовка примерки поясного изделия Подготовка пальто к первой примерке

Подготовка к примерке. Подготовка примерки поясного изделия Подготовка пальто к первой примерке

Тема: Подготовка швейных изделий к примерке.

Цель:

    Научить учащихся подготовке изделия к примерке;

    Ознакомить с приёмами соединения плечевых срезов, из которых один должен иметь посадку;

    Мультимедийный проектор;

    Манекен;

    Образец плечевого изделия;

    Презентация «Подготовка изделия к первой примерке»;

    Крой изделия;

    Швейными принадлежностями;

    Рабочие тетради;

Методы обучения:

Тип урока: комбинированный

Ход урока: (1 час)

I . Организационный момент:

II. Повторение пройденного материала 1. К каким изделиям по способу носки относят блузку? Почему?

2.Какие ткани используют для пошива блузок?

3.Как можно отделать блузку?

4. Какие основные детали имеет блузка?

5. Какие швы применяют при пошиве блузки?

6. Как можно обработать нижний срез блузки?

7.Работа по карточкам(подписать датали блузки и линии срезов)

8.Работа в парах. (собрать план пошива по порядку)

III. Изучение нового материала сопровождается презентацией:

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изготовлению плечевого изделия. На прошлом уроке чем мы с Вами занимались? Занимались подготовкой деталей кроя к обработке. Сегодня подготовим изделие к первой примерке, И так запишите тему сегодняшнего урока: «Подготовка изделия к примерке.»

Цель урока

Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы во время её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.

На фабриках индивидуального пошива прогрессивная технология рекомендует применять С-М 1822 кл. для смётывания изделия к примерке из тканей не обладающих повышенной растяжимостью, скольжением, прорубаемостью под иглой. Применение С-М 1822кл. снижает объём ручных работ в среднем на 30 минут на ед. изделия.

Мы с вами будем готовить изделие к примерке ручным способом последующей последовательности.

Подготовка изделия к примерке

Последовательность выполнения работ

Длина стежка, см

Подготовить крой к смётыванию: сколоть срезы деталей лицом внутрь; начинать от талии (вверх и вниз), от середины переда или спинки – влево и вправо, совмещаем контрольные знаки. Булавки ставить поперёк линии с интервалом 5-6 см. на прямых участках и 1-2 см. - на кривых.

Сметать плечевые срезы спинки и полочки, сделав посадку по плечевому срезу спинки. Смётывать со стороны спинки. Высшие точки горловины спинки и полочки должны совпасть.

Сметать боковые срезы спинки и полочки, совмещая линию талии. Смётывать со стороны спинки.

Подогнуть низ рукава по линии низа на изнаночную сторону и заметать.

Подогнуть низ изделия по лини низа на изнаночную сторону и заметать.

0,5

0,7 – 1,0

1,5-2,0

1,5–2,0

IV . Повторение техники безопасности с иглой, ножницами.

V . Физминутка

V I . Практическая работа

Учащиеся выполняют практическую работу «Подготовка изделия к примерке» по инструкционным картам.

V II .Продолжение практической работы (2 час)

Самоконтроль качества работы.

VIII . Индивидуальная работа с отстающими учащимися по данной теме.

X . Итог урока

Оценки за урок.

Д.З. стр.62

Уборка рабочих мест.

Таблица 14. Дефекты плечевого изделия и способы их устранения

Описание дефекта
и его графическое
изображение

Причина
возникновения

Способ устранения
и его графическое
изображение

1. Изделие узко по линии груди, талии или бедер

Неправильно сняты мерки С г , С т и С 6 и определен размер изделия

Распороть боковой шов. Расширить изделие за счет припусков боковых швов

2. Изделие широко по линии груди, талии или бедер

Неправильно сняты мерки С т , С г и С 6 и определен размер изделия

Заколоть булавками излишек ширины изделия. Распороть боковой шов. Заузить изделие. Отметить мелом новую линию проймы.

3. Вершина вытачки не совпадает с высшей точкой груди, а располагается выше нее

Особенности фигуры

Отметить булавкой высшую точку груди. Распороть боковые швы и вытачки. Перенести линии вытачки вниз параллельно (а) или опустить только вершину вытачки (б)

4. Вершина вытачки не совпадает с высшей точкой груди, а располагается ниже нее

Особенности фигуры

Отметить булавкой высшую точку груди. Распороть боковые швы и вытачки. Перенести линии вытачки вверх параллельно (а) или только вершину вытачки (б)

5. Изделие не прилегает к фигуре по пройме, образуются наклонные складки от плеча к пройме

Особенности фигуры -покатые плечи

Заколоть булавками излишек плечевого шва, сводя его на нет у горловины. Распороть плечевые швы. Изменить наклон линии плеча

6. Изделие не прилегает к фигуре по вырезу горловины, образуются складки у горловины

Прямые плечи

Заколоть булавками излишек плечевого шва, сводя его на нет у проймы. Распороть плечевые швы. Изменить наклон линии плеча

Во время проведения примерки проверяют:

    ширину изделия;

    положение плечевых и боковых швов;

    направление и длину вытачек;

    прилегание в области горловины;

    положение застежки;

    длину изделия;

    положение шва соединения лифа с юбкой.

Если обнаружены дефекты, сметочные строчки распарывают и забирают (или выпускают) ткань в вытачку или шов.

Устранение дефектов после примерки

После примерки изделие раскладывают на столе и приступают к устранению выявленных дефектов:

    прокладывают прямые стежки, удаляют булавки;

    распарывают старые сметочные швы, отутюживают детали изделия;

    складывают детали лицевыми сторонами внутрь, совмещая вытачки, срезы, и скалывают булавками;

    все исправления переносят на парные детали или симметричные стороны цельных деталей любым из способов:

    сметывают изделие по новым линиям;

    повторяют примерку.

Тема: Проведение примерки. Устранение дефектов.

Цель:

    Научить правильно проводить примерку, устранять недочёты, выявленные в результате примерки;

    Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Умение работать с инструкционными картами, приспособлениями;

    Развивать творческие способности, координацию движения рук;

    Воспитывать у учащихся внимательность, точность, аккуратность, самостоятельность, любовь к швейному делу.

Методическое оснащение урока:

    Мультимедийный проектор;

    Манекен;

    Образец плечевого изделия, подготовленного к примерке;

    Инструкционные карты: «Проведение первой примерки», «Устранение дефектов после первой примерки»;

    Презентация «Примерка изделия, исправление дефектов»;

    Таблицы основных недочётов плечевого изделия;

    Крой изделия;

    Коробочки с швейными принадлежностями;

    Рабочие тетради;

    Линейка.

Методы обучения: объяснение, показ трудовых приёмов, показ наглядного материала, практическая работа.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I . Организационный момент :

Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

II. Актуализация прежних знаний :

    В чем заключается подготовка кроя к пошиву?

    Какие контрольные линии и знаки проставляют на деталях кроя и каково их назначение?

    Назовите технические условия на выполнение ручных работ при подготовке блузки к первой примерке.

    Какова степень готовности изделия к примерке?

III. Изучение нового материала.

Сегодня подготовим изделие к первой примерке, проведём первую примерку, устраним дефекты после первой примерки, если они возникли.

Учитель: Итак, мы выяснили, что для того чтобы «костюмчик сидел» нужно подогнать его по фигуре, а этого не сделаешь без примерки. Вот сегодня мы и познакомимся, как проводят I-ую примерку. Это магическое действо мастера-портного. Также мы вспомним как правильно подготовить изделие к I-ой примерке, ее назначением, отработаем умение по сборке изделия на практике. Будем учиться работать аккуратно, а без внимательности этого не достичь.

Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы вовремя её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.

Учитель: вы подготовили изделие к первой примерке, теперь давайте её проведём. Кто делает примерку, как называется профессия? (закройщица). Примерку женского плечевого изделия выполняют по правой стороне фигуры. Места, где необходимо внести исправления, отмечают булавками, располагая их поперёк шва. После примерки все исправления, если они имеются, переносят на левую сторону изделия.

Надеть изделие; сколоть застежку, совмещая средние линии, начиная от талии, вверх и вниз.

Проверить положение средних линий переда и спинки относительно центра фигуры.

Проверить посадку изделия по фигуре – прилегание по линии горловины, плечевым швам, по линии груди, талии, бёдер.

Уточнить ширину изделия.

Уточнить положение плечевых швов, чтобы они не были смещены к переду или спинке.

Уточнить положение бокового шва.

Отметить мелком форму и глубину выреза горловины.

Уточнить длину и ширину рукава.

Проверить положение линии талии.

Уточнить длину изделия по всему нижнему краю от пола с помощью линейки.

Показ трудовых приёмов по проведению первой примерке.

Задача примерки – добиться правильности объёма, баланса изделия, правильной посадки его деталей.

Физминутка

VI. Практическая работа:

Учащиеся проводят первую примерку группами из двух человек используя инструкционные карты «Проведение первой примерки». Разрешение на переколку даёт учитель.

VII. Текущий инструктаж:

Учитель проверяет правильность выполнения работ, соблюдение ТБ, оценивает работы.

VIII. Закрепление материала:

1). Этапы подготовки изделия к первой примерке.

2). Плечевые срезы смётывают со стороны спинки или полочки?

3). По какой стороне фигуры выполняют примерку изделия?

4). Если изделие узко, что необходимо сделать?

5). Как устранить перемещение плечевых швов в сторону спинки?

Конкурс. “Кто внимательнее?”

Задание по знаниям прибавок: (набор карточек с надписями мерок и прибавок)

На листе указан набор названий прибавок: Пш, Пт, Пб, Пг, определить к каким меркам их необходимо добавлять (Ди, Ст, Сг2, Дст, Сш, Шг, Сб).

IX. Подведение итогов урока:

1). Чему научились на уроке?

2). Анализ ошибок при выполнении работ и их причины.

3). Сообщение оценок за урок.

X. Домашнее задание:

XI. Рефлексия:

Что мне этот урок дал для жизни?

Мне показалось важным…

XII. Уборка рабочих мест:

План-конспект урока технологии

Ф. И. О. Учителя: Московкина С. Р.

Дата: Класс: 8

Тема : Подготовка плечевого изделия к 1 примерке. ТБ, СГТ. ОРМ.

Цель: Подготовить изделие к первой примерке.

Задачи:

    Повторить тему «Подготовка деталей кроя к обработке». ТБ, ОРМ.

    Совершенствовать знания и приёмы подготовки изделия к примерке. Дополнить знания учащихся о способах наиболее распространенных дефектов, выявленных в процессе проведения примерки. Контроль качества. ТБ. Профориентация. Воспитание точности, внимательности, взаимопомощи, уважения друг к другу.

    Формирование навыков совместной деятельности учащихся, умение работать в группах; доводить начатое до конца. Воспитание культуры труда.

План урока:

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала.

    Вводный инструктаж и практическая работа.

    Заключительный инструктаж.

    Уборка рабочих мест.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, работа с инструкционными картами, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа.

Оборудование – для учителя: выкройка; образцы швов; изделие, подготовленное к 1 примерке; ножницы; цветные карандаши.

Оборудование - для учащихся: детали кроя,мел, ножницы, булавки, иглы, лекала, утюг, тетрадь, инструкционные карты.

Литература: «Технология 9 класс», К. Устемиров, Алматы «Мектеп» 2005.

Ход урока:

    Организационный момент .

Приветствие, установка должной дисциплины в классе, проверка отсутствующих, готовности к уроку. Объявление темы и цели урока.

    Повторение пройденного материала.

    Что значит подготовить ткань к раскрою?

    Что надо учитывать при раскрое выкройки на ткани?

    Для чего наносят линии середины на деталях кроя?

    Для чего скалывают крой булавками?

    Почему от раскладки выкройки на ткани зависит качество изделия?

    Какие величины припусков даются к основным срезам плечевого изделия?

    Почему отмечают основные линии (линию середины, талии, бедер), контрольные точки?

    Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с иглами, булавками, ножницами, утюгом, на швейной машине?

    Вводный инструктаж и практическая работа.

И тема сегодняшнего урока Подготовка изделия к 1 примерке ”. Это еще один из этапов в подготовке к пошиву плечевого изделия.

В тетради запишите: дата, тема урока.

Подготовка деталей кроя к обработке.

После раскроя изделия по нанесенным на ткань меловым линиям, по линиям вытачек и складок прокладывают силки и разрезают их.

Посередине лицевой стороны спинки, переда, наносят прокладочные швы. Сметывают рельефы полочки и спинки (бочок с серединой полочки, бочок с серединой спинки). Далее сметывают вытачки на лифе: правую - сверху вниз, а левую - снизу вверх.

Плечевые срезы сметывают со стороны спинки, распределяя посадку посередине плеча, спинки. Боковые срезы также сметывают со стороны спинки.


Подготовка к примерке.

Примерка - ответственная и сложная операция, благодаря которой устраняют все неточности раскроя, "подгоняют" фасон к данной фигуре.

Количество примерок может быть разным (обычно от одной до трех) и зависит от того, насколько точно было скроено изделие, от особенностей фигуры, а также от сложности выбранного фасона.

Не следует делать слишком много примерок, так как необработанные края деталей деформируются, что испортит вид готового изделия. Особенно осторожно надо обращаться с легко растягивающимися тканями из искусственного шелка и штапеля. В изделиях из этих тканей полезно до примерки проложить по краям отдельных деталей стежки или приметать кромки, которые предохранят вырезы от растягивания.

Во время подготовки изделия к примерке используйте булавки, нитки, остро заточенный мел, остаток (обмылок) туалетного мыла. Для хлопчатобумажных тканей применяют резец, для шерсти и шелка - мел, мыло или силки из ниток.

После раскроя, перед примеркой на изделии прокладывают нити, обозначающие центры переда и спинки, контрольные точки для соединения отдельных деталей, обозначают все линии фасона. Резцом или мелком линии прокладывают сразу на двух слоях ткани. Сначала нужно обвести выкройку, потом отколоть ее, сложить правую часть детали с левой, чтобы контуры их строго совпадали, и "отбить" мел на нижнюю деталь. Если линии обозначились плохо, обвести их еще раз. Есть и другой способ перенесения линий. Обмелку делают мелом или мылом и линии на вторую деталь переводят при помощи булавок. По их отметкам вновь. проводят линии.

По проложенным линиям детали сметывают от середины к краям, то есть соединяют сначала внутренние линии вытачек, складок, а затем плечевые и боковые швы, воротник, а затем правый рукав. При необходимости заготавливают подплечики и отделочные детали (карманы, оборки, вставки и пр.). При сметке плечевых швов (если на спинке нет линий рельефов, упирающихся в плечевые срезы) ткань припосаживают для правильного облегания. Посадку увеличивают для более выпуклой спины или развитых лопаток и распределяют по плечевому шву спинки. Вместо посадки закладывают вытачку, размер которой определяют во время примерки.

Прежде чем сметать тот или иной шов, его закалывают булавками, которые ставят поперек, чтобы они не мешали стежке. Если платье цельнокроенное, первую булавку ставят по линии талии и затем вверх и вниз от нее. Плечевые швы складывают с концов к центру, рукава - сверху и снизу к центру шва, верхний воротник с нижним - от середины к концам, лиф с юбкой - от середины спинки и полочки к боковым швам, юбку - от линии бедер вверх и вниз, вытачки - от узкого конца к широкому.

При объяснении нового материала использую итк, детали кроя, изделие учащегося подготовленного к примерке, демонстрирую приемы выполнения работы.

Девочки приступают к практической работе. Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за соблюдением правил ТБ, исправляю ошибки при выполнении работы, комментирую их.

    Заключительный инструктаж.

Подвожу итог урока. Анализ работы на уроке. Подведение итогов работы, проверка практических работ, демонстрирую лучшие работы, отмечаю учащихся.

Выставление оценок.

Д/з.: закончить практическую работу по подготовке изделия к примерке, принести швейные принадлежности.

    Уборка рабочих мест.

Учащиеся убирают свои рабочие места.

Дежурные убирают кабинет.

Степень готовности поясного изделия к примерке (при изготовлении с одной примеркой)

А) должны быть сметаны все конструктивные и фасонные линии и срезы, вытачки, складки, боковые срезы

Б) должны быть приметаны декоративно-отделочные детали, решающие модель: карманы манжеты, планки, воланы

В низ изделия должен быть заметан (в клешной юбке не заметывают, давая ей отвисеться)

Г) по верхнему срезу должна быть проложена корсажная тесьма

Д изделия, подготовленные к примерке, должны быть тщательно отутюжены.

Детали юбки (полотнища или клинья) необходимо правильно сметать, совместить контрольные линии (талии, бедер, низа) с учетом припусков на швы.

Прежде чем сметать детали, следует:

1. Приутюжить прокладку к поясу и к припускам шлицы.

2. При необходимости припосадить или присборить срезы до нужной длины.

Если посередине переднего или заднего полотнищ проходит шлица или складка, заметывают ее от линии талии до линии низа.

Сметывают вытачки от срезов к центру, боковые швы, оставляя в левом не сметанными 16 см для застежки (для полной фигуры 17 - 18 см).

Левую боковую сторону нужно сметывать снизу вверх, правую - сверху вниз, а стачивать наоборот.

Швы слегка разутюжить, цельнокроеные подборта, обтачку шлицы заметать на изнаночную сторону, слегка приутюжить. Приметывают «молнию».

Заметывают припуск на подгибку низа.

Пояс заутюживают вдоль пополам, приметывают к верхнему срезу юбки. Если верхний срез юбки предполагается обрабатывать обтачкой, то для примерки к верхнему срезу по линии талии приметывают узкую полоску плотной тесьмы.

Припуски на швы слегка приутюживают.

Подготовка брюк к примерке

Особенности проверки: н ить основы должна проходить параллельно линии середины от колена до низа. Рисунок в боковых швах должен совпадать. Нижний край кармана должен располагаться не ближе 5 см от верхнего среза.

По задней половинке допускается надставка (шириной по линии среднего шва до 7 см, длина линии притачивания – до 20 см) . при этом рисунок надставки должен совпадать с рисунком основной детали.

В изделиях из х/б тканей допускается надставка-кокетка вверху, наименьшей длиной до 3 см, по среднему шву до 7 см.

При раскрое брюк по индивидуальным заказам даются дополнительные припуски – к шаговому срезу – 2-3 см, к среднему срезу вверху – 2-3 см, внизу – 1 см

Мужские брюки шьют без примерки, женские – в зависимости от телосложения и фасона.

Перед сметыванием проверяют расположение надсечек:

На передних половинках брюк одна надсечка, расположенная в нижней части среднего среза, отмечает конец застежки. Несколькими надсечками по верхнему срезу отмечают расположение складки, вытачки, шлевок двумя или одной надсечками по боковому срезу - расположение кармана.

На задних половинках брюк надсечки по верхнему срезу определяют расположение шлевок и неразрезных вытачек, по боковому срезу - расположение бокового кармана.

Если задние половинки брюк имеют надставки, то половинки брюк и надставки по срезам притачивания должны иметь припуск на шов. Ширину припуска на шов и форму надставок уточняют по лекалам так, чтобы надставки не выступали по среднему срезу. Вспомогательные линии проводят на каждой детали отдельно. Так же выполняют и подгонку рисунка материала. В брюках прямого силуэта крупный, ярко выраженный рисунок полоски, клетки должен совпадать по боковым швам на участке от линии коленей до низа.

На передних половинках брюк с изнанки по лекалу отмечают концы стачивания складок, вытачек, с лицевой стороны - расположение прорезных карманов.

На задней половинке брюк с лицевой стороны по лекалу линиями отмечают расположение заднего кармана: одну линию проводят вдоль кармана и две - поперек в концах прореза.

Обработка половинок. Притачивают надставки (ш.ш. 1 см, швы разутюживают, а иногда и расстрачивают). В начальную обработку также входят обработка вытачек, складок, соединение основных деталей с кокетками, соединение основных деталей с подкладкой.

В изделиях из шерстяных тканей производят ВТО с целью формования половинок брюк. Оттягивают и сутюживают срезы до соединения с подкладкой.

Для этого задние половинки брюк складывают лицевыми сторонами внутрь, шаговыми срезами к работающему, верхними срезами влево. На рис. 82 оттягивание условно обозначено волнистыми линиями, сутюживание - стрелками.

Сначала половинки брюк увлажняют и оттягивают по шаговым срезам, продвигая утюг от нижней части срезов к верхней (рис. 82, б). Одновременно левой рукой отводят верхнюю часть шаговых срезов от работающего так, чтобы они располагались по прямой линии. Конструкция отдельных моделей брюк требует сутюживания боковых и шаговых срезов на участке от уровня линии коленей до низа.

Не меняя положения половинок брюк, оттягивают средние срезы в области наибольшей выемки, удлиняя их на 20 - 25 мм. Затем сутюживают всю образовавшуюся слабину ткани между верхней частью шагового среза и верхним срезом дугообразными движениями утюга, направленными к середине детали. Такую же обработку повторяют со стороны другой детали, перевернув обе половинки брюк боковыми срезами к работающему.

Затем половинки брюк перегибают вдоль так, чтобы от низа до линии коленей шаговые срезы точно совпадали с боковыми. Срезы низа уравнивают. В таком положении задним половинкам брюк придают окончательную форму, сутюживая сгиб деталей на уровне верхних участков шаговых срезов (рис. 82, в).

В узких брюках слегка оттягивают сгиб задних половинок брюк на участке от уровня линии коленей до низа.

Для отдельных моделей влажно-тепловую обработку задних половинок брюк можно выполнять по-другому: сложенные лицевыми сторонами половинки перегибают вдоль, совмещая на участке от низа до уровня линии коленей боковые и шаговые срезы. Детали располагают совмещенными срезами к работающему, верхними срезами влево и увлажняют. Сначала шаговые и боковые срезы на уровне расположения икроножных мышц сутюживают, а на уровне линии коленей оттягивают. Перемещая утюг по направлению к сгибу деталей, сутюживают сгиб на уровне линии коленей и оттягивают на уровне расположения икроножных мышц. Затем оттягивают сгиб половинок брюк на уровне нижней части средних срезов (рис. 82, г). Так же обрабатывают детали после укладывания их сгибами от работающего. Окончательная форма задней половинки брюк показана на рис. 82. д.

В массовом производстве влажно-тепловую обработку задних половинок брюк (формование) выполняют (если это предусмотрено конструкцией) на прессах. Сущность формования на прессе состоит в оттягивании в нужных местах срезов благодаря выпукло-вогнутой форме подушек (см. рис. 82, а, на котором показано расположение задней половинки брюк на нижней подушке пресса).

Задние половинки брюк из хлопчатобумажных тканей оттягивают только по средним срезам.

Передние половинки складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, боковые и шаговые срезы от низа до колена растягивают на 12 – 15 мм, сутюживают по сгибу от линии колена до низа.

Задние половинки по боковым и шаговым срезам сутюживают на 8-10 мм, шаговый срез вверху растягивают на 20-25 мм, одновременно растягивают средний шов на участке наибольшей выемки. Сутюживают сгиб деталей в области ягодиц, в узких брюках – оттягивают сгиб в области икроножных мышц.

При подготовке к примерке сметывают вытачки передние и задние (по отдельности для верха и подкладки), заметывают складки прямоугольником (если предусмотрены моделью).

Складывают передние и задние половины попарно лицом к лицу, сметывают боковые и шаговые срезы, строго соблюдая контрольные отметки. Сметывание производят по задним половинкам, один шов – сверху вниз, другой – снизу вверх. Вкладывают одну половинку брюк внутрь другой (лицом к лицу) и скалывают булавками средний шов.. Сметывают средние срезы от метки застежки на передней половинки брюк до верхнего среза задней половинки. Делают закрепки на концах швов, чтобы детали во время примерки не разъединились. Приметывают застежку-молнию.

К верхнему срезу приметывают пояс, сложенный пополам по длине. Если пояс фигурный и состоит из нескольких деталей, предварительно сметывают между собой их верхние части и приметывают к верхнему срезу брюк. Приметанный, уже проклеенный пояс позволит хорошо подогнать изделие по фигуре, избежать переделок на последующих этапах обработки. Заметывают низ, приметывают отделочно-декоративные детали: клапаны, паты и др.

«Подготовка изделия к примерке»

Цели.

1. Коррекционно-образовательные.

Познакомить детей с последовательностью подготовки юбки к примерке.

2.Коррекционно-развивающие.

2.1.Развивать мыслительные процессы учащихся на основе аналитической работы над образцом изделия.

2.2.Развивать память и внимание в процессе воспроизведения порядка последовательности пошива прямой юбки.

2.3.Развивать навыки и умения швейного дела.

2. 4.Развивать связную речь в процессе обговаривания операций по подготовке юбки к примерке.

3. Коррекционно-воспитательные.

3.1.Воспитывать аккуратность, умение организовать рабочее место.

3.2.Воспитывать культуру поведения, дисциплинированность, доброжелательные отношения в коллективе.

3.3.Воспитывать трудолюбие, целеустремленность.

Наглядность. Образец готового изделия, чертеж прямой юбки, эскизы, выкройка, крой деталей, словарные слова, технологическая карта, инструкционные карты, правила безопасной работы.

Оборудование. Индивидуальные карточки-задания, мел, сантиметровые ленты, ножницы, иглы, нитки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение-беседа, на основе имеющихся знаний.

2.1. Индивидуальные карточки – задания: “Назови лишнее”, “Назови плечевые изделия”, “Назови поясные изделия”, “Обведи изделие, которое мы шьем”.

Ученицы отвечают устно. В последнем задании нужно обвести юбку.

2.2. По плану “Описание изделия” ученицы рассказывают о своих изделиях.

  • К каким изделиям по способу носки относятся юбки?
  • Юбки относятся к поясным изделиям.
  • Какие бывают юбки по назначению?
  • По назначению юбки бывают нарядные, повседневные, спортивные, форменные.
  • Какую ткань можно использовать для пошива юбки?
  • Для пошива юбки можно использовать х\б ткань, лен, шерсть.

2.3. Задание. На доске расположены наглядные пособия поэтапного изготовления юбки. Необходимо расположить под ними определяющие слова:

ЭСКИЗ ЧЕРТЕЖ ВЫКРОЙКА КРОЙ

2.4. Задание. По чертежу юбки необходимо назвать детали и контурные линии. Ученица закрепляет на чертеже карточки с названиями деталей юбки и контурных линий: заднее полотнище, переднее полотнище, линия середины, линия бока, линия низа, линия талии, линия бедер.

2.5. Вопрос . Какую работу по изготовлению юбки мы выполнили на прошлом уроке?

Ответ. На прошлом уроке мы подготовили крой юбки к обработке: проложили копировальные стежки по контурным линиям, отметили линию середины деталей.

2.6. Задание. На крое деталей определить, по какой линии не проложены копировальные стежки.

Физминутка.

3. Сообщение нового материала.

На предыдущих занятиях мы уже говорили об особенностях изготовления легкой одежды. Одна из них – пошив изделия с примеркой. На примерке мы уточняем посадку изделия на фигуре, его объем и длину. Подробнее мы остановимся на этом вопросе на следующих занятиях. А сегодня мы должны подготовить изделие к примерке.

Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему урока.

Что, значит, подготовить юбку к примерке? Это, значит, соединить детали юбки, чтобы ее примерить до пошива.

Учитель предлагает рассмотреть образец юбки готовой к примерке

На примерку сметываются вытачки, боковые швы по линиям бока. С левой стороны юбки по линии бока оставляем 15см на обработку застежки. По верхнему срезу приметывается пояс. Заметываем низ по намеченной линии.

Детали юбки, вытачки соединяются стежками временного назначения вперед иголку. Стежки должны быть достаточно плотными, чтобы они не разошлись во время примерки. Длина стежков 5-6 мм, в начале и в конце строчки делаются закрепки.

А сейчас давайте проверим, как внимательно вы меня слушали.

Задание. На доске разбросаны карточки пооперационной работы. Нужно составить последовательность подготовки юбки к примерке. Каждая ученица предлагает свой вариант подготовки юбки к примерке. Во время общего обсуждения плана работы выбирается оптимальный способ.

Учитель подводит итог, зачитывает по технологической карте последовательность подготовки юбки к примерке:

– Сметывание вытачек переднего полотнища юбки

– Сметывание вытачек заднего полотнища юбки

– Сметывание деталей по линии правого бока

– Сметывание деталей по линии левого бока

– Приметывание пояса по линии талии

– Заметывание нижнего среза юбки

4. Практическая работа.

4.1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Ученицы вытягивают “билетики” с вопросами по технике безопасности, отвечают устно.

4.2. Инструктаж к предстоящей работе .

Учитель объясняет учащимся, что во время работы нужно пользоваться технологической картой, кроме этого перед каждой ученицей на парте находится “Инструкционная карта” с подробным описанием работы. Учитель напоминает, что вытачку сметывают от острого конца к тупому, во время работы применяем швейную терминологию для ручных работ: сметать, заметать, приметать.

Работу необходимо выполнять качественно, чтобы во время примерки ручные швы не распоролись. После выполнения работы необходимо проверить качество и сравнить свое изделие с образцом.

4.3. Во время работы учитель контролирует выполнение задания и помогает отстающим ученицам.

4.4. Физминутка, гимнастика для глаз.

4.5. Проверка качества работы.

5. Подведение итогов урока.

Что сегодня вы сделали на уроке?

  • Подготовили юбку к примерке.
  • Какие швейные термины применяли на уроке?
  • Применяли швейную терминологию для ручных работ: сметать, заметать, приметать.

6. Закрепление.

  1. Задание. Рассказать для чего выполняется примерка.
  2. Задание. Назовите технологические операции по подготовке прямой юбки к примерке.
  3. Задание . Ученицы проверяют и анализируют качество выполненной работы друг друга.

7. Оценки за урок.


Особенностью и преимуществом индивидуального способа изготовления одежды является возможность проведения примерок, во время которых проверяется правильность посадки изделия на фигуре, уточняется положение отдельных деталей, устраняются дефекты, вызванные ошибками при снятии мерок, изготовлении чертежа и т. п. Все исправления делаются или намечаются тут же, во время примерки, непосредственно на фигуре. Вполне понятно, что при подготовке изделия к примерке соединение деталей должно быть не окончательным, а выполняться вручную стежками временного назначения, позволяющими легко и быстро разъединить детали. Такое временное соединение деталей называется сметыванием. Все изделия из шерстяных и шелковых тканей изготовляют обычно с двумя примерками, изделия несложных фасонов из хлопчатобумажных тканей - с одной.

П о д г о т о в к а к р о я к с м е т ы в а н и ю. Для правильного соединения деталей изделия при сметывании по всем намеченным мелом контурным линиям, вытачкам и контрольным надсечкам необходимо проложить нитки - сметочными стежками или стежками-силками. На деталях спины и переда, пользуясь контрольными надсечками или наложив соответствующие выкройки, следует наметить линии середины по всей длине. Если раскрой производился с настилом ткани в сгиб (в два слоя), то меловые линии, намеченные на верхней детали, должны быть переведены на второй слой, т. е. на парную деталь или на симметричную сторону цельной детали.

С одной детали на другую эти линии переносят различными способами. Один из них состоит в том, что обе детали (парные - сложенные лицевыми сторонами внутрь, симметричные - сложенные по сгибу ткани) скалывают булавками вдоль меловых линий контура верхней детали, а затем на нижней детали обрисовывают мелом линии, обозначившиеся булавками. После этого булавки удаляют, а по меловым линиям на каждой детали отдельно прокладывают сметочными стежками нитку. Длина стежков на прямых участках может быть 3-5см, на фигурных - 2см, а на закругленных- не более 1см. Другой, наиболее распространенный способ перевода контуров деталей - прокладывание копировальных стежков - силков.

С м е т ы в а н и е и з д е л и я к п е р в о й п р и м е р к е. По намеченным нитками контурным линиям детали изделия сметывают, следя за тем, чтобы совместились все контрольные метки. К первой примерке должны быть сметаны вытачки, складки, фасонные линии, боковые и плечевые срезы, шов соединения лифа с юбкой и шов правого рукава. Кроме того, по окату рукава прокладывают нитки для образования в последующем сборки (посадки). Низ изделия подгибают и заметывают.

Перед сметыванием соответствующие детали, например спинку и полочку, складывают лицевыми сторонами внутрь и, совместив намеченные линии контуров, скалывают булавками, которые располагают поперек шва. При сметывании изделие должно лежать на столе, во избежание каких-либо перекосов или смещений.

Для закрепления сметочных строчек запасы на швы отгибают соответственно положению их в готовом изделии (запас плечевого шва направляют в сторону спинки, бокового - в сторону переда, шов рукава - в сторону верхней половинки), после чего их заметывают с лицевой стороны.

Изделия из шерстяных, шелковых и тонких хлопчатобумажных тканей рекомендуется сметывать тонкими нитками.

На верхних деталях делают окончательную отмелку припусков на швы, руководствуясь нормами припусков на швы (см. раздел «Подготовка ткани к раскрою»). При этом меловые линии припусков проводят строго на одинаковом расстоянии от исправленных контуров деталей, после чего излишки припусков отрезают.

Правильная подрезка припусков имеет существенное значение для последующего стачивания деталей. Так, например, после соединения плечевых срезов полочек и спинки запасы на шов направляются на спинку, и боковые края их впоследствии втачиваются в швы горловины и пройм. Очевидно, что эти запасы смогут лежать свободно и не «затягивать» плечевой шов лишь в том случае, если их боковые края будут срезаны не под любым произвольным углом к линии шва, а в точности по форме проймы и горловины.

Практически отмелку боковых срезов припусков можно выполнить следующим образом: к линии плечевого края выкроенной полочки (спинки) приложить также плечевым краем соответствующую выкройку так, чтобы деталь и выкройка расположились относительно линии плеча симметрично, а затем обрисовать мелом боковые срезы припусков по горловине и пройме выкройки.

Подобным же образом выполняется отмелка припусков по боковому шву у проймы и по шву рукава у линий оката и низа. Отметим лишь, что припуски боковых швов направляются на полочку, а запасы шва рукава, как одношовного, так и двухшовного,- в сторону верхней его половинки.

При отмелке и подрезке швов следует учитывать технологию дальнейшей обработки данных деталей. Так, например, если какая-то часть открытого шва (бокового, шва рукава и т. п.) подгибается на подшивку низа или покрывается обтачкой, то для уменьшения общей толщины ширину припуска на этом участке рекомендуется уменьшить до 0,75см, сделав так называемую высечку припуска. Подобные высечки приходится делать обычно на боковых швах у низа изделия, на плечевых швах, если горловина или пройма обрабатываются обтачкой, по шву рукава у линии низа. Длину высечки определяют с таким расчетом, чтобы она не доходила до края обтачки или края припуска (после подгиба и подшивки) на 2см.

Для определения, например, длины высечки припуска на боковом шве внизу изделия практически поступают так: сначала обрезной край припуска подгибают на ширину внутреннего подгиба, затем весь припуск по линии низа перегибают на изнаночную сторону изделия и проводят мелом линию, по которой впоследствии припуск будет подшит к изделию; конец высечки намечают на 2см ниже этой линии.

В результате раскроя вы получили выкроенные детали изделия, на которых нанесены сметочными стежками линии середины и основные модельные линии, отмечены контрольные точки, расположение деталей, складок.

Сметывать изделие нужно, руководствуясь следующими правилами. Сначала сметывают мелкие детали (клинья, надставки, части обтачек и беек). Затем заготовляют детали полочки, спинки, рукава, юбки. Для этого скалывают булавками вытачки, складки, швы рельефов, кокетки и другие модельные линии. Если на деталях имеется сборка, прокладывают две параллельные строчки и собирают ткань на сборку, затягивая нитки (рис.1,а). Кокетку наметывают на деталь по линии притачивания. Складки, рельефы сметывают, удаляют булавки.

Далее сметывают большие детали. При сметывании старайтесь не закреплять в швах припуск вытачки, чтобы можно было при необходимости изменить ее положение на примерке, не распарывая шва (рис.1,б). Спинку с полочкой скалывают булавками и сметывают по плечевым и боковым швам. Детали юбки скалывают булавками и сметывают от контрольных точек вниз (рис.2).Соединяя лиф с юбкой по линии талии, совмещают вытачки и вертикальные швы.

Рис.2.

Затем заготовляют рукава. Если необходимо, проводят их влажно-тепловую обработку: сутюживают в области локтевого среза и оттягивают по переднему срезу. Для проверки правильности проведения влажно-тепловой обработки рукав перегибают по линиям локтевого и переднего перекатов: срезы рукава должны лежать свободно, без лишней слабины или натяжения.

По окату и низу рукава прокладывают строчки для сборки или заметывают складки в зависимости от модели.

Воротник к первой примерке не готовят. Примерку проводят с макетом воротника из ткани или бумаги.

Размеры и форму кармана тоже уточняют на макетной ткани или выкройке из бумаги.

При проведении примерки необходимо придерживаться указанной ниже последовательности.

1.Надеть изделие, аккуратно расправить, сколоть застежку, совмещая линии середины, проверить расположение основных контрольных линий (середины спинки, полочки), они должны быть строго вертикальны и соответствовать линиям середины фигуры.

2.Проверить общую посадку изделия, ширину его по линиям груди, талии, бедер. Если посадка неудовлетворительная, изделие тесно или, наоборот, слишком широко, нужно распороть основные вертикальные швы (боковые, рельефов и др.) и выпустить припуски или, наоборот, забрать излишки материала в швы.

3.Проверить расположение и глубину основных вытачек, переколоть их, если нужно.

4.Проверить правильность расположения плечевых и боковых швов, если есть перекосы, исправить.

5.Уточнить вырез горловины. Если она тесна или спинка давит на основание шеи, нужно срезать излишек ткани, добиваясь правильного положения линии выреза.

6.Проверить посадку изделия в области плеч, форму и размеры проймы, исправить недостатки.

7.Определить правильность расположения рельефных и отделочных линий, кокеток, складок.

8.Вколоть макет воротника в горловину, уточнить его форму и размеры, правильность линии втачивания. Если посадка воротника вас не устраивает, т. е. он лежит слишком плоско (его стойка мала), или, наоборот, затянут (стойка велика и может быть даже шире, чем отлет), необходимо сделать на макете несколько разрезов от отлета до линии втачивания (рис.3). Разрезы нужно расположить симметрично с обеих сторон, через равные промежутки и довести их почти до линии втачивания воротника в горловину.

Разводя части макета по линиям разрезов (или забирая в них излишек), нужно добиться, чтобы воротник лежал так, как требуется по модели (рис.4).

Для фиксирования формы воротника на примерке закрепить булавками вставленные в разрезы кусочки ткани или бумаги. После примерки макет отколоть от изделия, разложить его на бумаге или ткани и обвести вновь полученную форму воротника.

9.Проверить застежку, уточнить размеры и положение планок.

10.Установить правильное положение линии талии, перепоясав ее шнурком. Если по модели требуется напуск, уточнить его величину.

11.Проверить совмещение конструктивных и декоративных линий на деталях изделия (вытачки и швы лифа и юбки, спинки и переда).

12.Наметить место расположения карманов, уточнить их форму и размеры.

13.Вколоть рукав в пройму и проверить его длину, объем, величину посадки.

14.Уточнить расположение и форму отделочных деталей (оборок, вышивки, канта, беек и пр.).

15.Проверить длину изделия.

16.При проведении примерки на симметричной фигуре все изменения вносят на одной стороне, лучше правой. Чтобы изделие не сместилось, его прикалывают булавками к белью по линиям середины спинки и полочки.

17.При исправлении недостатков нитки сметывания удаляют и швы перекалывают, располагая булавки по вертикальным линиям острием вниз, по горизонтальным – острием влево. После примерки изделие снимают, внесенные изменения отмечают мылом или сметочными стежками, булавки вынимают.

Разложив изделие на столе, при помощи лекала по сделанным отметкам проводят новые линии. Если на фигуре шов был заколот неровно, его выравнивают и оформляют прямой или плавной кривой. Проверяют сопряжение деталей после проведенных исправлений.

Переносят внесенные изменения на симметричную сторону изделия. Для этого его складывают вдвое, перегибая по серединам передней и задней половин, совмещая симметричные швы, рельефы, срезы и скалывая их булавками. Новое положение измененных линий отмечают булавками. Когда все отметки сделаны, изделие раскалывают, перенесенные на другую сторону линии очерчивают и прометывают цветными нитками.

Для проверки правильности произведенных изменений изделие вновь сметывают и надевают. Если его посадка вас устраивает, можно выполнять основные швы. Обычно, добиваясь устранения всех обнаруженных дефектов, примерять изделие приходится несколько раз.

Вторая примерка.

Изделия из шерстяных и шелковых тканей чаще всего изготовляют с двумя примерками. Устранив дефекты, обнаруженные на первой примерке, приступайте к машинным работам.

Прежде всего, при подготовке ко второй примерке стачайте вытачки и рельефы на деталях изделия; застрочите складки, подрезы; обработайте и соедините с основными деталями кокетки, карманы, вставки. Затем стачайте плечевые и боковые срезы.

Рукава и воротник обработайте и вметайте. Лиф сметайте с юбкой. К юбке и брюкам приметывают или прикалывают заготовленный пояс.

На второй примерке уточните общее облегание и посадку изделия на фигуре, положение линии талии.

Обратите внимание на то, как вметан воротник, нет ли перекосов, симметричны ли концы, не тянет ли подборт.

Проверьте, как вметан рукав, распределение посадки, форму оката, детали отделки, при необходимости внесите изменения.

Уточните линию низа изделия. Удобнее всего это выполнить при помощи длинной линейки. На ней сделайте отметку длины юбки, т. е. расстояния от пола до края юбки. Передвигая линейку и придерживая ее в строго вертикальном положении, делайте отметки булавками или тонким мылом через небольшие промежутки (10-15см). Сняв изделие, разложите его на столе и соедините отметки при помощи линейки прямой линией. Линию низа прометайте цветной ниткой, отметьте припуск на подгиб. Излишки и неровности припуска нужно подрезать, затем заметать низ юбки.

Если на второй примерке вы обнаружите некоторые недостатки, сразу же исправьте их, распоров швы и заново выполняя отдельные строчки.

Если платье отрезное по талии, то ко второй примерке сметывают шов соединения лифа с юбкой.

Приемы и последовательность обработки всех деталей и основных швов приведены в соответствующих разделах.

Надев изделие на фигуру, закалывают застежку и смотрят, хорошо ли оно сидит, нет ли заломов и других дефектов. При необходимости намечают исправления, как и при первой примерке.