Домой / Лицо / Презентация по обществознанию " Семья и быт " (10 класс). Презентация по обществознанию " Семья и быт " (10 класс) физическом и духовном воспроизводстве

Презентация по обществознанию " Семья и быт " (10 класс). Презентация по обществознанию " Семья и быт " (10 класс) физическом и духовном воспроизводстве

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Методическая разработка урока

по обществознанию в 10 классе на тему:

Семья и быт

Подготовила и провела:

учитель истории и

обществознания

Лукьянчикова Е.В.

2011/2012 учебный год.

Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение»,. 2010).

Тема урока «Семья и быт» рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме.

Цели урока:

Образовательные:

Дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

Выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;

Определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.

Развивающие:

Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна;

Продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;

Продолжить обучение школьников общеучебным умениям: рассуждению, рассказу с эмоционально-личностных позиций, решению познавательных задач;

Развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;

Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя», отрывки из работ современных ученых А.Лазебниковой, Ю. Гиппенрейтера.

Семья-это кристалл общества.

Ход урока.

  • Организационный момент:
  • Проверяется готовность учащихся к занятию;

    Учитель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока.

    II. Изучение нового материала.

  • Что такое семья.
  • Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.

    Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества.

    Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.

    Семья исследуется в 2-х аспектах:

  • Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
  • Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
  • Функции семьи.
  • «Мозговой штурм" Определите основные функции семьи? Ученики в группах определяют основные функции семьи, затем их озвучивают. Учитель проводит ранжирование ответов, после чего на доске появляется слайд «Функции семьи»:

    Репродуктивная

    Воспитательная

    Хозяйственно-экономическая

    Духовное общение и досуг

    Эмоциональная

    Первичная социализация

    Социально-статусная

    Первичный социальный контроль

    Поддержка физического здоровья родителей и детей

    Сообщение ученика: «Стили воспитания». Вопросы по сообщению:

    Какие подходы к воспитанию детей были названы?

    Какой вам кажется предпочтительнее и почему?

    Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.

  • Этапы становления брачно-семейных отношений.
  • Схема на слайде: Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):

    Первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

    Кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

    Парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):

    1. патриархальная (традиционная)

    2. демократическая (партнерская)

    4. Патриархальная семья.

    Работа с источниками Вопросы к документам:

    -каковы основные черты патриархальной семьи?

    -почему раньше возникает именно такой тип семьи?

  • В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
  • Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
  • Пример патриархальной семьи из истории России:

    Семья последнего российского императора Николая Второго (краткое сообщение ученика).

    5.Современная семья.

    Выполнение задания 1 в рабочем листе: работа с текстом «Фрагмент работы А.Ю. Лазебниковой» Вопрос к тексту:

    - Какие черты современной семьи называет автор?

    После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Черты современной семьи»:

    Раздельное проживание родителей и детей;

    Сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;

    Ослабление связей с родственниками;

    Возросшая социальная активность женщин.

    «Мозговой штурм»: работа в группах:

    - Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;

    - Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.

    После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Рост социальной активности женщин»

    Положительные последствия:

    Экономическая самостоятельность;

    Удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;

    Многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);

    Образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

    Отрицательные последствия:

    Мало детей;

    Ослабление внутрисемейных связей;

    Совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;

    Некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.

    Проблемный вопрос:

    - Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?

    6.Кризис современной семьи.

    Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.

    Проблемные вопросы:

    - Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чес он может проявляться?

    - Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

    Учитель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем:

    Рост числа разводов;

    Увеличение числа неполных семей;

    Увеличение количества добрачных и внебрачных детей;

    Взаимное отчуждение членов семьи;

    Ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;

    Увеличение числа «гражданских браков» (сожительства).

    Результаты социологического опроса: Сожительство: «за» и «против» представляют ученики, получившие предварительное задание.

    Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?

    Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило.

    Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.

    Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается».

    Выводы:

    Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.

    Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.

    III . Подведение итогов урока:

    Закрепление:

  • Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
  • Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» В.В.Пукирева.
  • Выполнение заданий 2-6 в рабочих листах.
  • Взаимопроверка и выставление оценок.
  • Д/з: написание синквейна к понятию «семья», на следующем уроке синквейны используются для активизации знаний; параграф 18 в учебнике, работа с документом в учебнике на странице 205-206.

    Используемая литература:

    Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.

    Корнева Т.А. Обществознание. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства.- Волгоград: «Учитель», 2007.

    Лазебникова А.Ю.и др. ЕГЭ 2009. Обществознание. - М.: «Просвещение», 2010


    Лукьянчикова Елена Васильевна

    Cлайд 1

    Семья и быт Морозова Дарья 10 «А» МОУ «Лицей №18» Учитель – М.П. Офёркина Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл. Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; Просвещение, 2008.

    Cлайд 2

    План Что такое семья? Функции семьи Семья в современном обществе Бытовые отношения Дом, в котором мы живем Вывод

    Cлайд 3

    Семья Традиции Эмоции Чувства Ценности Нормы и др. Малая группа Социальный институт Основанное на браке, родстве или усыновлении объединение людей с общим бытом Взаимопомощью и взаимоответственностью Преемственность поколений

    Cлайд 4

    Социальный институт семьи Развитие общества историческое экономическое политическое Брак Потребность общества в физическом и духов- ном воспроизводстве Признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Регулирует отношения членов семьи Определяет их права и обязанности

    Cлайд 5

    Функции семьи Репродуктивная Воспитательная Население России сокращается ежегодно на 750 тыс. необходимо, чтобы 50% семей имело троих детей. Общественная ценность семьи Духовное воспитание Интеграция в общество Физический труд Умственный труд Личный пример

    Cлайд 6

    Функции семьи Хозяйственная Экономическая Эмоциональная Социально-статусная Первичного самоконтроля Духовного общения и досуга

    Cлайд 7

    Семья в современном обществе Общество Право Религия Общественное сознание Традиции Характер социальной поддержки обществом и государством Семья - ячейка общества

    Cлайд 8

    Ключевые изменения Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи) Развитие семьи партнерского типа Разрушение системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной Разделение институтов брака и семьи Малое уделение внимания духовному развитию Ухудшение здоровья Увеличение количества разводов

    Cлайд 9

    Бытовые отношения Устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми для удовлетворения их первоочередных нужд 17% готовят 55% стирают 35% гуляют с детьми 16% провожают в детский сад 80% закупают продукты 58% моют посуду 9% посещают школу, проверяют уроки Обязанности супругов (опрос) Справедливое разделение труда между всеми членами семьи – одна из важнейших нравственных основ существования семьи Технологии в быту Расширение сферы бытовых услуг Освобождение времени для культурного развития

    Семья и быт

    Выполнила ученица 10 класса Баширова Надия Ильдусовна

    Руководитель

    Мурашкин Е.А.


    • Семья как социальный институт
    • Функции семьи
    • Семья в современном обществе
    • Бытовые отношения
    • Дом, в котором мы живем

    Семья как социальный институт

    Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.

    С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с цeлью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

    Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

    Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений . Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.


    • Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде вceгo выделяют peпpoдyктивную и воспитательную.
    • Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
    • Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда yxaживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных кaчеств). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дoму, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

    • На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также xaрактер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.
    • В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации , несвойственными доиндустриальному (традиционному, aгpapнoмy) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее инесоответствующее общественному развитию.

    • В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья , уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

    Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

    В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

    Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.


    • Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом - это особая сфера культуры .
    • Быт - это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще вceго мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит ocтaнoвиться, оценить свое поведение, кроме себя caмoго.

    • 1 Будущее российского народа во мнoгoм зависит от тогo, сколько детей появится в каждой новой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, eгo нравственный облик.
    • 2 Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемом впоследствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.
    • 3 Мир вокpyг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о eгo красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого: создания порядка и уюта в подъезде, лифте, озеленения cвoeгo двора, бережнoгo отношения к новой детской площадке, столам и скaмейкам, поставленным у дома... В ваших силах заметить еще очень мнoгo важных вещей, гдe нужны заботливые руки и теплые сердца.

    • http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D0%B8_%D0%B1%D1%8B%D1%82
    • http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1366&bih=705&q=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&oq=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&gs_l=img.12..0l10.12081.16347.0.18330.6.5.1.0.0.0.331.1211.1j0j2j2.5.0...0.0.0..1ac.1.12.img.Qad4sjc_Pos#newwindow=1&hl= ru&site = imghp&tbm = isch&sa =1&q=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5&oq=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&gs_l=img.1.1.0i24l3.736096.740394.6.741747.17.9.0.8.8.0.328.1786.1j4j1j3.9.0...0.0.0..1c.1.12.img.93XcMwH_ZSM&bav=on.2,or.r_qf.&bvm=bv.47008514,d.bGE&fp=f674840a165c79cf&biw=1366&bih=705&facrc=_& imgrc =Y7FEncl_N6nY-M%3A%3BYVjviLY_4PPZHM%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.sun-hands.ru%252Fflybof44.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.sun-hands.ru%252F1psihologbit.html%3B413%3B413

    1 слайд

    2 слайд

    Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Семья как социальный институт – это объединение,которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкцией и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, и другими родственниками.

    3 слайд

    Брак – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи. Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга. О.Бальзак

    4 слайд

    а) репродуктивная - обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. б) хозяйственно-экономическая - ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи. в) регенеративная -означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей. г) образовательно-воспитательная - состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

    5 слайд

    д) сфера первоначального социального контроля - определение норм поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности. е) рекреативная - связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. ж) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение з) социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; и) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

    6 слайд

    Нуклеарная (ядерная) семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети Многопоколенная (расширенная) семья, где проживают совместно более двух поколений родственников. Семья бездетная Семья с детьми Семья полная -наличие обоих родителей Семья неполная -наличие одного из родителей Семья патриархальная - Мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага. Семья партнерская- Отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам.

    7 слайд

    Бытовые отношения- это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд. Быт-это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Дом –это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом – это особая сфера культуры. У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность. А.Дюма Нет места милее родного дома. Цицерон

    ПЗУ темы «Нации и национальные отношения»1В
    1. Результаты
    взаимодействия
    этносов
    2. Причины м/н
    конфликтов
    3. Национальные
    ценности
    4. Нация (оба)

    1. Сущность гуманистического
    подхода в урегулировании
    м/э конфликтов
    2. Пути урегулирования
    конфликтов
    3. Традиции
    4. Национальный менталитет

    Семья является предметом изучения многих наук.

    Этнография:
    Экономика:
    Семейное право:
    Демография:
    Социальная
    психология:
    Педагогика:
    Социологическая
    наука:
    анализирует своеобразие семейного
    быта
    выясняет особенности совместной
    деятельности членов семьи
    рассматривает семью как круг лиц с
    правами и обязанностями,
    вытекающими из отношений брака
    анализирует семейную структуру
    населения
    закономерности межличностных
    отношений в семье
    вопросы воспитания детей в семье
    дает обобщающее представление о
    семье, рассматривая её как малую
    социальную группу и социальный
    институт.

    Семья

    основанное на браке,
    кровном родстве или
    усыновлении
    объединение людей,
    связанных общностью
    быта, взаимопомощью,
    взаимной
    ответственностью.
    Семья как малая группа
    объединение, которое
    характеризуется
    совокупностью
    социальных норм,
    санкций и образцов
    поведения,
    регламентирующих
    взаимоотношения
    между супругами,
    родителями, детьми и
    др. родственниками.
    Семья как социальный
    институт

    Брак –
    признанная
    обществом
    форма
    отношений
    между мужчиной
    и женщиной с
    целью создания
    семьи.

    Виды брака

    Наименова
    -ние вида
    Его характеристика
    Юридический брак
    Добровольный, законный союз мужчины и
    женщины с целью создания семьи
    Гражданский брак
    Длительное открытое сожительство мужчины и
    женщины без юридического оформления брака;
    сожители не наследуют имущество друг друга;
    порождает отношения материнства и отцовства с
    определенными правами
    Церковный
    брак
    Брак, который не влечёт юридических
    последствий
    Регулируется только нормами внутрицерковного
    права

    «Всякая семья составляет часть государства» Аристотель

    Функции семьи.
    «Всякая семья составляет часть
    государства»
    Аристотель
    Специфические:
    Репродуктивная
    Воспитательная (большой труд, личный пример, социальное
    наследство)
    Неспецифические:
    Хозяйственная (ведение домашнего хозяйства)
    Экономическая (материальное обеспечение семьи)
    Эмоциональная (обеспечение взаимной психологической
    поддержки)
    Социально-статусная (наследование принадлежности индивида
    к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе)
    Первичного социального контроля (определение норм
    поведения в различных сферах)
    Духовного общения и досуга (семейные праздники, походы…)

    Факторы, влияющие на семью:

    Семья в современном обществе.
    Факторы, влияющие на
    семью:
    Право
    Религия
    Общественное сознание
    Традиции
    Характер поддержки семьи
    обществом и государством
    Общественное развитие

    Жизненный цикл семьи

    1. Образование
    Вступление в брак
    семьи
    2.
    3.
    4.
    Начало деторождения
    Рождение последнего ребёнка
    Вступление в брак и выделение из семьи
    последнего ребёнка
    Смерть одного из
    супругов
    существование
    5. Прекращение
    семьи

    Классификации семьи

    Основание
    классификац
    ии
    Число детей
    Виды семей
    Многодетные
    Малодетные
    Характер
    Традиционная
    распределени Власть и ответственность за
    семью у мужчины,
    я дом
    обязанностей Дом обяз-ти у женщины
    Родственная
    структура
    Тип
    воспитания
    Бездетные
    Коллективистская
    Нуклеарная
    Расширенная
    Полигамная
    /родители +дети/
    /родители + дети +
    родственники/
    /1жена + мужья или
    1муж + жёны/
    Авторитарная
    Либеральная
    Демократическая
    /на авторитете
    родителей/
    /самоопределение
    личности вне
    традиций/
    /воспитание
    сопричастности к
    судьбам других/

    Полигамная семья

    В зависимости от места человека в семье:
    родительская - это семья, в которой
    человек рождается
    репродуктивные - семья, которую человек
    создаёт сам
    В зависимости от проживания семьи:
    матрилокальная - молодая семья,
    проживающая с родителями жены,
    патрилокальная - семья, проживающая
    совместно с родителями мужа;
    неолокальная - семья переезжает в
    жилище, удалённое от места проживания
    родителей.

    Гендерное поведение

    Ге́ндер (gender, от лат. genus «род»)
    - социальный пол, определяющий
    поведение человека в обществе и то,
    как это поведение воспринимается.
    Это то полоролевое поведение,
    которое определяет отношение с
    другими людьми: друзьями,
    коллегами, одноклассниками,
    родителями, случайными прохожими
    и т. д.

    Семейные ценности:

    Супружества
    Демократизация отношений в семье
    Родительства, воспитания в семье
    Родственных связей
    Саморазвития
    Коммуникации
    Профессиональной занятости

    Изменения, происходящие в современной семье:

    Становление нового положения женщины как
    распорядительницы семейного бюджета
    Установление в большинстве семей равноправных
    отношений между супругами и их взаимной
    ответственности
    Разрушение многопоколенной семьи, переход к семье
    нуклеарной
    Разделение институтов семьи и брака, рост числа
    фактических, но документально неоформленных и
    рожденных в них детей
    Снижение рождаемости
    Доминирование ценности материального
    обеспечения семьи над духовным общением
    родителей и детей
    Ориентация на культ потребления
    Девальвация моральных ценностей, в т.ч. норм
    сексуального поведения

    Причины развода:

    Неудовлетворенные потребности в
    положительных эмоциях
    Пристрастие одного из супругов к
    чрезмерному удовлетворению своих
    потребностей
    Отсутствие взаимопомощи в быту
    Различия в интересах
    Неуважение супруга…

    требуется около 300 ч.
    в год – у женщин 40%
    времени, идущего на
    ведение домашнего
    хозяйства + 58 ч в год
    на стирку и глажение +
    500 ч в год на покупку
    товаров для семьи.
    Обязанности супругов:
    17% мужей готовят
    обед
    55% стирают бельё
    35% гуляют с детьми
    16% сопровождают
    детей в детский сад
    80% закупают
    продукты
    58% моют посуду
    9% посещают школу и
    проверяют уроки
    Домашний труд:
    Женщины – 36 ч в неделю
    Мужчины – 13 ч в неделю
    1/3 молодых мужей и 1/5 среднего возраста не занимаются домашними делами

    Культура топоса – культура нашего места жительства.