Домой / Лицо / Примеры швов. Большая подборка швов и строчек для ручной вышивки

Примеры швов. Большая подборка швов и строчек для ручной вышивки

Машинные швы.

Соединительные.

К швам, выполняемым на швейной машине, предъявляются следующие требования:

Машинные строчки должны быть ровными;
- ширина шва должна быть ровной (одинаковой);
- стежки должны быть равномерными по частоте;
- плотность затягивания стежков должна быть одинаковой, переплетение нитей должно быть между слоями материала;
- строчки должны быть цельными, без разрывов;
- по линии шва не должно быть волнистости материала;
- шов должен быть прочным (в этом случае не последнюю роль играют применяемые вами нитки);
- припуски на шов располагайте справа от иглы, а основные детали располагайте слева.

Соединительные машинные швы

Швы, которыми соединяют детали изделия из всех видов тканей, называются соединительными . Шов выполняется прямой двухниточной строчкой. Детали изделия лежат по обе стороны от шва.

К соединительным швам относятся: стачной, накладной, настрочной, встык, запошивочный, двойной швы.

Соединительными швами стачивают плечевые, боковые срезы, срезы рукавов, в брюках соединяют боковые, шаговые срезы, средние срезы и т.п.

Стачной шов

Детали складываем лицевыми сторонами внутрь, уравниваем срезы и сметываем или скалываем булавками поперек меловой линии;
- Стачиваем срезы прямой строчкой. Обязательно выполняем закрепки в начале и в конце строчки. Ширина припуска ткани на шов от 0,5 до 1,5-2 см;
- Срезы обметываем. Если шов будет взаутюжку, то обметываем оба среза одновременно. Если шов вразутюжку, то обметываем каждый срез отдельно;
- Нитку сметывания удаляем и выполняем влажно-тепловую обработку стачного шва взаутюжку (рис. 3) или вразутюжку (рис. 2) или шов оставляем на «ребро» (рис. 0).

Накладной шов

Накладные швы могут выполняться с открытым срезом или с закрытым срезом.

Накладной шов с открытым срезом (рис. 4.) выполняется наложением срезов с заходом друг на друга на 1,5-2 см. Строчку прокладываем параллель-но срезам деталей.

Еще одна разновидность накладного шва с открытым срезом (рис. 5.) выполняется так:

Деталь с подогнутым и заутюженным краем накладывают, совмещая срезы, на лицевую сторону другой детали и приметывают;
- Машинную строчку прокладывают параллельно подогнутому срезу детали. Припуски швов при этом остаются открытыми. Таким способом можно соединить кокетку с нижней частью спинки.

Накладной шов с закрытым срезом (рис. 6) выполняется следующим образом:

Срез одной из деталей отгибаем в сторону изнанки на 1-1,5 см и заутюживаем;
- Накладываем заутюженный край детали на другую деталь и приметываем;
- Машинную строчку прокладываем, отступая от заутюженного края на 0, 1-1 см, то есть в зависимости от модели. Срез припуска на шов детали (а) при этом закрыт обеими деталями.

Настрочной шов

Настрочные швы могут выполняться с открытыми и с одним закрытым срезом .

Настрочной шов с открытыми срезами (рис. 7) выполняется так:

Складываем детали лицевой стороной внутрь и прокладываем стачивающую строчку (1) по изнаночной стороне деталей;
- Перегибаем деталь (а) и прокладываем по лицевой стороне детали вторую строчку (2), параллельно подогнутому краю. Срезы припусков на швы обеих деталей остаются открытыми.

Настрочной шов с одним закрытым срезом (рис.8) выполняется так:

Складываем детали лицевой стороной внутрь и прокладываем стачивающую строчку по изнаночной стороне деталей;
- Перегибаем деталь (а) и прокладываем по лицевой стороне вторую строчку, параллельно подогнутому краю детали. Срез припуска на шов детали (а) закрыт второй строчкой.

Шов встык

Шов встык с закрытыми срезами с одной стороны полоской ткани (рис. 9) или тесьмой выполняется так:

На нижнюю деталь или тесьму (а) накладывают две детали (б и в) совмещая встык срезы обеих деталей. Линию стыковки располагают посередине нижней детали или тесьмы (а);
- Детали (б и в) настрачивают на нижнюю деталь или тесьму одной зигзагообразной строчкой (1). Можно настрочить двумя параллельными строчками (1 и 2) (рис. 10 а).
- Для того, чтобы соединение было прочным можно применить две полоски ткани или тесьмы, располагая их под линией стыковки и над линией стыковки. В этом случае обрабатываемые срезы будут закрыты с двух сторон (рис 10 б).

Швом встык могут изготавливаться шлевки (рис 10 в). Удобнее выкроить из ткани длинную полоску для изготовления шлевок, изготовить одну длинную заготовку шлевок, а затем нарезать нужное количество шлевок нужной длины.

Срезы детали шлевки обметываем на оверлоке или зигзагообразной строчкой;
- Срезы детали шлевки отгибаем на изнаночную сторону и прокладываем две параллельные машинные строчки;
- Приутюживаем шлевки.

В изделиях из хлопчатобумажных тканей шлевки могут быть изготовлены другим способом (рис. 10 г).

Один продольный срез шлевки обметываем на оверлоке;
- Обметанным срезом шлевки перекрываем не обметанный срез и прокладываем две машинные строчки. При этом расстояние от подогнутых краев до строчек – 0,3 см;
- Приутюживаем шлевки.

Запошивочный шов

Запошивочный шов (рис. 12) применяется в основном для изготовления постельного белья.

Две детали складываем лицевыми сторонами внутрь, выпускаем срез нижней детали (б) на величину ширины шва в готовом виде 0,6-0,7 см и добавляем еще 0,2 см. Огибаем нижней деталью (б) срез верхней детали (а) и прокладываем стачивающую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от среза;
- Раскладываем детали в разные стороны, шов отгибаем в сторону, закрываем меньший срез, прокладываем вторую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от подогнутого края.

При раскрое деталей учтите, что припуск на шов верхней детали равен ширине шва в готовом виде (0,6-0,7 см). Со стороны нижней детали – удваиваем ширину шва в готовом виде (1,2-1,4 см) и добавляем 0,2 – 0,3 см.

Краевые и отделочные.

Краевые швы

Краевые швы применяются для обработки краев различных деталей. Детали в этом случае лежат по одну сторону от шва (краевыми швами обрабатывают низ рукавов, низ любого изделия, воланы, жабо, кокилье, оборки и др.).

Шов вподгибку с открытым срезом (рис. 13) выполняется так:

Срез детали предварительно обметываем, подгибаем на изнанку на 0,5 –0,7 см и заметываем;
- Машинную строчку прокладываем на определенном расстоянии от края в зависимости от модели;
- Если по модели не должна быть видна с лицевой стороны машинная (подшивочная) строчка, то припуск шва подшиваем ручными потайными стежками;
- Шов приутюживаем.

Шов в подгибку с закрытым срезом выполняется так (рис. 14):

Обрабатываемый срез детали подгибается на изнанку на 0,7 – 1,0 см, за-метываем;
- Приутюживаем подогнутый край, не захватывая заметочную строчку;
- Затем накладываем подогнутый край на деталь, на величину припуска, предусмотренного моделью, и прокладываем машинную строчку или подши-ваем вручную потайными стежками;
- Нитки заметывания удаляем;
- Приутюживаем.

Обтачной шов в кант

Обтачным швом в кант (рис. 15) обрабатывают манжеты, воротники, клапаны, хлястики, края борта. Кант образуем из детали, расположенной на лицевой стороне изделия, чтобы не была видна другая деталь и шов.

Выполняем шов следующим образом:

Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь, уравниваем срезы и обтачиваем (строчка 1). Ширина шва 0,5 – 0,7 см для легкой одежды, 0,3-0, 4 см - для верхней одежды;
- Аккуратно подрезаем припуск шва в уголках, на криволинейных участках припуск шва надсекаем или высекаем, не доходя до строчки обтачивания на 0,1-0,3 мм;
- Вывертываем деталь изделия на лицевую сторону, аккуратно выправляем уголки;
- Выправляем кант. Величина канта 0,1-0,2 мм. Кант выметываем;
- Приутюживаем деталь осторожно с незначительным увлажнением;
- Удаляем нитки выметывания;
- Еще раз приутюживаем деталь;
- Можно проложить расстрачивающую строчку (2), отогнув припуск шва в сторону той, детали, которая будет не видна с лицевой стороны изделия;
- Если предусмотрена отделочная строчка, то прокладываем ее по лицевой стороне детали. В этом случае расстрачивающую строчку прокладывать не надо. Отделочную строчку можно проложить на расстоянии 0,1-2 см от края в зависимости от модели.

Обтачной шов в рамку простой

Применяется шов (рис. 16) для обработки обтачных петель и прорезных карманов. Ширина рамки 0,3- 0,5 см. Выполняется шов одной строчкой.

Деталь, из которой будет изготовлена рамка, сгибаем пополам, изнаночной стороной внутрь и приутюживаем;
- Намечаем мелом или мылом по лицевой стороне линию притачивания рамки, так же намечаем поперечные линии, от начала и до конца которых будет про-кладываться машинная строчка;
- Накладываем обтачку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, приметываем и притачиваем швом шириной 0,5-0, 7 см от края. Начало и конец строчки закрепляем;
- Приутюживаем шов притачивания. Затем перегибаем деталь около строчки и еще раз приутюживаем.

Окантовочный шов

Применяется шов окантовочный шов с закрытыми срезами (рис. 17) для обработки краев деталей в легкой женской и детской одежде (воланов, оборок, низа изделий).

Готовую косую бейку для окантовывания срезов можно приобрести в магазине.

Готовую косую бейку сгибаем вдоль и приутюживаем;
- Край обрабатываемой детали вкладываем между сторонами бейки и приметываем;
- Настрачиваем бейку машинной строчкой на расстоянии 0,1-0,2 см от края.

Можно изготовить косую бейку самостоятельно.

Для этого нужно выкроить полоску ткани шириной 3-4 см, под углом 45 градусов к нитям основы;
- Выкроенную полоску ткани складываем изнанкой внутрь и приутюживаем;
- Приутюженную полоску накладываем на лицевую сторону детали, к которой полоска будет притачиваться, срезы уравниваем. Притачиваем бейку (рис. 18 а) на расстоянии 0,3-0, 5 см;
- Огибаем срезы шва и прокладываем другую строчку по лицевой стороне (рис. 18 б) на расстоянии 0,1 см от края;
- Окантовку приутюживаем.

Отделочные швы

Отделочные швы применяются для отделки различных изделий. К отделочным швам относятся складки, рельефные швы, швы с кантом.

Рельефные швы

К рельефным швам относятся застрочной, вытачной, выстрачной со шнуром, настрочные рельефные швы.

Застрочные швы (рис. 19) выполняются по лицевой или изнаночной стороне детали. В основном данным видом шва застрачиваются складки на изделиях. Расстояние от линии перегиба до строчки 0,1-0,2 см.

Выстрачной шов со шнуром (рис. 20) применяется для отделки легкой женской одежды и пальто. Для изготовления шва нужна специальная лапка с пазом в подошве.

С изнанки детали подкладывают полоску из основной ткани и прокладывают первую машинную строчку с лицевой стороны по намеченной предваритель-но линии;
- Вкладывают между слоями ткани шнур и прокладывают вторую строчку.

Настрочной сложный шов (рис. 24 в) выполняем так:

На лицевой стороне детали намечаем линию шва;
- С изнанки детали подкладываем полоску ткани. Середина полоски должна совпадать с намеченной линией. С лицевой стороны по намеченной линии притачиваем полоску ткани (рис. 24 а);
- Деталь перегибаем по шву притачивания полоски лицевой стороной внутрь, отгибаем в одну сторону, а притачанную полоску в другую сторону;
- С лицевой стороны детали намечаем линию настрачивания;
- Прокладываем вторую строчку на расстоянии 1-2 мм от сгиба. Строчку в конце сводим на нет. При этом с лицевой стороны образуется рельеф (рис. 24 б);
- Чтобы закрепить полоску ткани, отгибаем ее в одну из сторон детали и прокладываем по лицевой стороне основной детали строчку по модели (рис. 24 в).

Простые складки

Простые складки могут быть отделочными , которые в свою очередь могут быть односторонними или двусторонними.

Ткань в простых складках перегибается по прямой линии или с неболь-шим изгибом. Простые отделочные складки выполняют из одной детали.

В простой отделочной односторонней складке сгибы ткани направле-ны в одну сторону на лицевой стороне и в другую сторону на изнаночной стороне детали (рис. 25 б). Припуск ткани при раскрое равен удвоенной глу-бине складки. (Если в готовом виде складка 3 см, то припуск равен 6 см).

По изнаночной стороне детали намечаем тремя линиями складку:
Боковая линия - это линия наружного сгиба складки;
Средняя линия – это линия внутреннего сгиба;

- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии, ограничивающей длину застрачивания складки. Закрепляем конец строчки (рис. 25 а);

- Приутюживаем складки;
- По лицевой стороне можно проложить отделочную строчку;
- Удаляем нитку сметывания на нестачанном участке складки.

Могут быть встречными , при этом сгибы ткани направлены навстречу друг другу (рис. 26).

Припуск на глубину каждой встречной складки равен глубине одного сгиба складки умноженный на 4. Например, глубина одной складки равна 4 см, то припуск равен 16 см.

Встречные складки размечаем с изнаночной стороны тремя линиями:
средней линией,
третья линия – линия, ограничивающая конец складки.
- Деталь сгибаем по средней линии лицевой стороной внутрь и сметываем по боковой линии;
- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии. Закрепляем конец строчки;
- На стачанном участке нитку сметывания удаляем;
- Деталь размещаем лицевой стороной вниз, припуск складки раскладываем по обе стороны от строчки стачивания. Средняя линия должна располагаться обязательно по шву стачивания;
- По верхнему срезу закрепляем поперек разложенную складку машинной строчкой;
- Приутюживаем складки;

Простые отделочные двусторонние складки могут быть бантовыми (рис. 27), когда сгибы ткани с лицевой стороны направлены в противополож-ные стороны. Бантовая складка представляет собой изнаночную сторону встречной складки. Припуск на глубину каждой бантовой складки равен глубине одного сгиба складки умноженный на 4. Например, глубина одной складки равна 5 см, то припуск равен 20 см.

Бантовые складки размечаем по лицевой стороне тремя линиями:
средней линией,
боковой линией – линией внешних сгибов,
третья линия – линия, ограничивающая конец складки.
- Деталь сгибаем по средней линии изнаночной стороной внутрь и сметываем по боковой линии;
- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии, ограничивающей длину стачивания складки. Закрепляем конец строчки;
- На участке стачивания удаляем нитки сметывания;
- На стачанном участке нитку сметывания удаляем;
- Деталь размещаем изнаночной стороной вниз, припуск складки раскладываем по обе стороны от строчки стачивания. Средняя линия должна располагаться обязательно по шву стачивания;
- По верхнему срезу закрепляем поперек разложенную складку машинной строчкой;
- Приутюживаем складки;
- По лицевой стороне можно проложить отделочную строчку, в том числе и закрепляющую складки по ширине.

Накладной шов с кантом (рис. 29 б) выполняется так:

Выкраиваем полоску ткани для изготовления канта;
- Складываем пополам изнанкой внутрь и приутюживаем;
- На лицевую сторону нижней детали накладываем сложенную пополам полоску и притачиваем на расстоянии от сгиба, равном ширине канта плюс ширина настрачивания (рис. 29 а);
- На верхней детали заутюживаем на изнаночную сторону припуск на подгиб;
- Накладываем лицевой стороной вверх верхнюю деталь, перекрывая заутюженным краем, припуск на обработку канта, и настрачиваем. Расстоя-ние от заутюженного края до строчки устанавливаем от 0,1 см по желанию (рис. 29 б);
- Приутюживаем шов с изнаночной стороны.

Когда мы говорим о вышивке, первое, что приходит в голову – это вышивка крестиком. Но на свете существует огромное количество других декоративных швов и техник вышивки. Декоративные швы — вовсе не означает сложные. Зачастую вышивать ими легче, чем крестом. Многие ручные декоративные швы не требуют такого скрупулезного подсчета, как крест, «прощают» ошибки неопытных пальчиков. Есть и еще один плюс. Простыми швами можно делать вышивку не на канве, а на обычной ткани. Вышивайте сразу на уголке скатерти, или украсьте декоративными швами джинсы. Вариантов множество! И никакой канвы. Делать эффектные вышивки можно даже швом «вперед иголка». Куда уж проще? Что уж говорить о потенциале тамбурного шва или «французских узелков».

Простые швы о которых мы собираемся рассказать, станут великолепным материалом вышивки для начинающих рукодельниц.

Прямой стежок.

Это самый основной стежок. С помощью него можно вышивать что-угодно. Его можно класть в любом направлении, любой длины.

Снежинка прямыми стежками. Рисуем круг, намечаем середину. Размечаем окружность на нужное количество точек-лепестков. Выводим иглу из центра и делаем стежки, все время возвращая иглу в центр. В-А; С-А; D-A и так далее.

Шов «вперед иголку»

Пожалуй, самый известный простейший шов. Что бы его украсить можно менять длину стежков: например 2 коротких 1 длинный и т.д.

Гладь

Гладь – очень красивая самостоятельная вышивка. Особенно была распространена в середине прошлого века. Возможно, у кого-то дома сохранились бабушкины вышивки гладью– наволочки, салфетки. Можно гладь использовать как элемент для заполнения. Стежки в этой технике кладутся аккуратно параллельно друг другу вдоль всей фигуры, которую нужно заполнить.

Как шить гладью: Сначала рисуем нужную фигуру на ткани. Начинаем с края рисунка. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем в точке В, а затем выводим на лицо в точке С, рядом с точкой А. Продолжаем вышивать плотно кладя стежки один рядом с другим.

Строчка или шов «назад иголку»

Шов назад иголку используется часто: им вышивают стебли, надписи, делают обводку (например, в вышивке крестиком). Шьют вручную, когда нужно сшить крепко две детали.

Как шить швом «назад иголку»: Рисуем линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А.Вкалываем в точке В, она находится за точкой А. А затем выводим на лицо в точке С, она находится впереди точки А. Следующий стежок делаем вкалывая иглу в точку А и выводим впереди точки С.

Стебельчатый шов

Как и шов «назад иголку» вышивка стебельчатым швом используется для стеблей, надписей, контурных рисунков.

Как шить стебельчатым швом: Чертим линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале линии. Делаем стежок В-С, точка С находится посередине между А и В. Следующие стежки: Д – В, Е –Ди.т.д. Нитка, при выполнении стежков должна оставаться всегда с одной стороны. При изгибе линии, стежки могут распадаться, что бы этого не происходило, стежки можно делать мельче.

Как смотрится эта строчка на готовом изделии можно увидеть, например, на Она полностью выполнена этим швом.

Шов «папоротник»

Декоративный шов. Шов «папоротник» похож на стебель с листиками. Что бы рисунок выглядел естественней, можно изменять угол наклона и длину листьев.

Как шить швом «папоротник»: Нарисуем изогнутую линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А на некотором удалении от начала линии. Вкалываем иглу в точке В (начало линии)) и выводим на лицо в точке С (сбоку от намеченной линии), вытягиваем нитку. Делаем стежок А – D (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку. Далее делаем стежок А – Е по линии. Получается стволик с веточками.

Тамбурный шов

Один из самых распространенных и красивых декоративных швов. Маленькая, детская машинка «Кузнечик» шьет этим швом. Тамбурным швом начинают вышивать еще в детском саду, почему-то считается, что он очень прост. Им можно шить вдоль линии, оконтурить рисунок, вышить надпись и даже заполнить форму.

Как шить тамбурным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (рядом с точкой А) и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее делаем следующую петлю: вколов иглу рядом с точкой С (внутри предыдущей петли)и выведя ее в точке Е. Опять продеваем в образовавшуюся петлю и т.д. Для того чтобы закончить шов вкалываем иглу в точку F и выводим нитку на изнаночную сторону.

Полностью тамбурным швом выполнены .

Петельный шов или краевой

Этим швом обрабатывают край изделий, обметывают в ручную петли для пуговиц. Он очень красиво смотрится и прост в изготовлении. Можно использовать в качестве декоративной строчки.

Как шить петельным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под иглой.Продолжаем класть стежки слева направо. Когда ряд будет закончен, вкалываем иглу в точку D сразу за петлей. Старайтесь класть стежки на равном расстоянии друг от друга.

Можно чередовать длину ножек стежков – получится красиво.

Можно почитать подробнее про . Там прописаны варианты и различные украшательства этого шва.

Тамбурная петля (цветок)

Тамбурная петля – это вариант тамбурного шва, в котором каждая петля в цепочки вышивается отдельно. Если вокруг центральной точки вышить несколько тамбурных петель, то получится цветок. Листик выйдет из отдельной тамбурной петли

Как вышивать тамбурной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (рядом с точкой А) и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрывая лепесток-петельку, и выводим в точке А. Продолжаем делать лепестки по кругу.

Открытая декоративная петля или У-петля или полупетля

Эта петля похожа на тамбурную петлю, но с открытым концом. Открытой декоративной петлей можно вышить лепестки на цветке, или лучики у солнца.

Как вышивать открытой декоративной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (в стороне от точки А) и выводим на лицо в точке С, накинем нитку под иглу и вытягиваем. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрепляя нитку. Стежок С- D можно делать разной длины.

Бархатный шов, или «козлик»

Декоративный бархатный шов, похож на серию крестиков, близко расположенных друг к другу. Выполняется по двум параллельным линиям.

Как сделать бархатный шов: Рисуем две параллельные линии. Работаем слева направо. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии верхней линии. Делаем стежок назад на нижней линии В – С, далее стежок назад на верхней линии D- E и т.д.

Шов «ёлочка»

Шов «ёлочка» очень декоративен. Его приятно вышивать, и он прост в исполнении. Можно шить равномерно и аккуратно, тогда получиться строгий геометрический узор. А можно варьировать наклон и длину стежков, тогда узор выйдет более естественным.

Как шить шов «елочка»: Нарисуем на ткани линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии. Вкалываем иглу в точке В (сбоку от точки А)) и выводим на лицо в точке С (впереди по намеченной линии), вытягиваем нитку, предварительно продев ее под иглу. Получилась полупетля. Делаем стежок D — Е (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку, так-же продев ее под иглу. Продолжаем вышивать. В конце, для закрепления шва выводим иглу на изнанку с другой стороны петли, как в тамбурном шве.

Шов «куриный след» или «рыбий скелет»

Этим декоративным швом хорошо вышивать листики растений, он как будто специально для этого создан. Можно шить, кладя нитку плотно друг к другу. А можно вышивать свободно, получиться ажурный листок.

Как сделать шов «куриный след»: Нарисуем форму (например листочка). Выводим иглу с изнанки в углу нарисованной формы в точке А и делаем прямой стежок В-С (точка В находится на центральной оси, точка С – с краю на линии обводки). Далее делаем стежок D-E (D – с другого края на линии обводки, Е – на центральной оси), заводим нить под иглу и вытягиваем нитку. Закрепляем нитку, вводя иглу в точку F и выводим рядом с точкой С. Продолжаем вышивать пока не заполним всю форму.

Французский узелок

Французский узелок используются в вышивки как элемент. Они немного выступают над поверхностью вышивки. Часто с помощью французского узелка делают серединки цветов. Если расположить узелки близко друг к другу может получиться кудрявые волосы.

Как вышивать французский узелок: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Левой рукой два раза обводим ниткой вокруг иголки. Разворачиваем иглу перпендикулярно ткани и вкалываем в точке В (рядом с точкой А), туго натягивая обвивку. Выводим иглу на изнанку, а на лицевой стороне получился узелок.

Шов «сноп»

Этот шов назван так, потому что действительно напоминает снопы пшеницы. Шов «сноп» легко выполняется и оригинально выглядит. Он сможет украсить салфетку.

Как сделать шов «сноп»: Делаем три прямых стежка (длинной1,2 см, промежуток 0,3см)Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А, посередине между первым и вторым стежком. Дважды оборачиваем иголку с ниткой вокруг трех стежков, сильно натягивая нить. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

шов «сноп»

Шов «паучок»

Красивый и оригинальный декоративный шов. Количество основных стежков должно быть нечетным. Интересно использовать в этом шве нитки разных цветов для основных стежков и для обвива. Если обвив сделать не по всей длине стежков, то получится солнышко или цветочек. Для обвива лучше использовать тупую иглу, или обвивать другой стороной иглы.

Как сделать шов «паучок»: Рисуем круг, намечаем середину. Делаем прямыми стежками снежинку. Лучиков должно быть нечетное количество. Выводим иглу с тупым концом с изнаночной стороны в точке А (ближе к центру. Обвиваем лучики, подводя иглу то под них, то над ними, чередуя. Заполняем основу по спирали наружу. Заканчиваем вышивку, протяну нить на изнаночную сторону.

Шов «настил»

Швом «настил» забавно вышивать, он в чем то похож на шов «паучок». Получается кусочек парящей ткани. Можно обвить две нити-основы – получится лепесток или листик для цветка. Из нескольких ниток-основ можно сделать большой листок. А можно поиграть с натяжением ниток-обвива — получатся разные интересные формы. Интересно брать разные цвета нитей для основы и обвива.

Как сделать шов «настил»: Прокладываем на ткани два прямых стежка, не очень удаленных один от другого. Вытаскиваем нить обвива у начала получившихся стежков и проводим иглу над первой ниткой и под второй. Иглу поворачиваем и не трогая ткань опять проводим иглу над первой ниткой и под второй. (Подсчет идет уже с другой стороны). Продолжаем, пока нити основы не будут полностью заполнены.

Узелки навивкой или рококо

Для узелка рококо нитку обвивают вокруг иголки и получается объемный стежок. Этот узел достаточно сложен в исполнении, но эффектен. Им можно вышить лепестки розы, шерсть мохнатых животных или дреды.

Как сделать узелки «рококо»: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Делаем стежок В-А (около 0,6см)Левой рукой семь раз обводим ниткой вокруг иголки. Придерживая накрученную нить на игле, проталкиваем иглу через навивку и ткань, узел при этом соскользнет к точке В. Аккуратно распределяем навивку вдоль всего стежка. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

Декоративная сетка

Декоративная сетка хороша для быстрого заполнения больших пространств. Большие длинные стежки заполняют всю форму в вертикальном и горизонтальном направлении. А на пересечении ниток маленькие крестики можно сделать контрастной нитью или нитью того же цвета.

Как вышить декоративную сетку: На первом этапе заполняем всю форму прямыми вертикальными стежками от края до края на равном расстоянии друг от друга. На втором – делаем тоже самое только кладем горизонтальные стежки. И в конце, чтобы прикрепить наши нити к ткани на каждом пересечении вышиваем крестик.

Переносим рисунок на ткань.

Способ 1. Если ткань достаточно тонкая, то можно перенести рисунок стеклением . Для этого используется стол с подсветкой или обычное оконное стекло. Приклейте рисунок скотчем к стеклу, сверху положите ткань и тоже приклейте скотчем. Обведите рисунок карандашом или водорастворимым маркером.

Способ 2. На толстую или темную ткань можно рисунок перенести при помощи копирки. На ровную поверхность кладем ткань, затем копирку, цветной стороной к ткани, далее наш рисунок. Обводим рисунок шариковой ручкой. Чтобы линии не стирались рисунок на ткани желательно обвести водорастворимым маркером.

Способ 3. Печатаем нужный нам рисунок на струйном принтере. Кладем ткань на гладильную доску, сверху рисунок, напечатанной стороной вниз и проглаживаем утюгом без пара. Если рисунок получится не ярким, можно обвести его маркером. Получившиеся линии таким способом не стираются и еще: на материале ваш рисунок будет зеркальным.

Центрируем рисунок

Чтобы найти середину на прямоугольнике, нужно ткань или бумажный рисунок сложить пополам.По линии сгиба прочерчиваем линию. То же самое делаем по горизонтали. Пересечение линий и будет середина.

Если рисунок не прямоугольный: складываем его в обоих направлениях, совмещая самую широкую и самую длинную части рисунка. Прочерчиваем карандашом по линии сгибов.

Кладем ткань и бумажный рисунок на стол, совмещая горизонтальные и вертикальные линии.

Начала и концы

Использованы материалы из книги Николас Кристин «Дизайнерская вышивка. 65 новых идей для украшения дома»

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Даже начинающая портниха знает, что ручные швы – это скрепление между собой нескольких деталей при помощи иглы и нити. Не секрет, что от качества выполненных ручных и зависит внешний вид пошитого изделия.

Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения ручных швов, которые пригодятся начинающей швее в дальнейшей работе по изготовлению швейных изделий.

Что понадобится?

  • Ткань или несколько кусочков ткани;
  • Иголка, нитки.

Игла для выполнения ручных швов должна быть прямой. Наличие погнутостей на орудии работы спровоцирует неправильное выполнение шва. Так же не стоит увлекаться большим размером ушка. Чем больше ушко, тем заметнее дырка в ткани. Шифон, например, нужно шить самой тонкой иглой с самым маленьким ушком.

Ручные швы, техника выполнения

Сметочный шов

Применяется для временного скрепления деталей между собой (например, для примерки изделия). Игла при прокалывании ткани направляется вверх – вниз – вверх… Ширина стежка зависит от ткани и может составлять от 0,7 мм до 2,5 см. Некоторые рукодельницы чередуют в сметочном шве узкие и широкие стежки для быстроты сшива и точности скрепления.

Наметочный шов

Используется для временного крепления одной детали к другой (например, кармана к платью). Внешне он практически не отличается от сметочного шва, но длина стежка может достигать 3 см. Чем крупнее стежки и расстояния между ними, тем проще такой шов удалить после пристрачивания детали.


Копировальный шов

Копировальный шов используется для переноса линий будущих строчных швов на одинаковые детали (например, вытачки на правую и левую полочки) или для переноса линий с лицевой на изнаночную сторону (или наоборот). Делаются неширокие стежки, оставляемые в виде петельки (не затянутая нить). После окончания линии сшива, детали изделия раздвигают до натяжки нити, образовавшиеся в пространстве между деталями жгутики разрезают. Получается одинаковый контур с лицевой и изнаночной стороны изделия или на обеих деталях.



Шов "назад иголка"

Этот шов имитирует машинную строчку. Его можно использовать как при ремонте изделий (например, обрезке и подшивке низа брюк), так и при отсутствии швейной машины. Техника его выполнения достаточно проста: иглу вводим в ткань как при наметочном или сметочном швах, затем возвращаемся назад и вводим иглу в место окончания предыдущего стежка, новый стежок делаем длиннее.


Обметочный (петельный) шов

Шов предназначен для обработки среза ткани во избежание ее осыпания. Существует несколько видов обметочных швов:

  • Косой – игла ходит по кругу края, получается наклон нити.


  • Крестообразный – двойной косой шов: сначала игла идет по кругу в одном направлении по всей длине, затем в обратном направлении по всей длине.


  • Петельный – стежки делаются слева направо одинаковой высоты. Каждый раз иглу необходимо вдевать в уже сделанный стежок и затягивать петельку.


Заметочный шов

Заметочный шов используется для крепления подгибаемого края изделия (например, низ юбки). Внешне похож на наметочный, но стежком длиной от 1 см до 3 см соединяется основное изделие и подогнутый его край.


Выметочный шов

Выметочный шов используется для скрепления уже прошитых деталей с вывернутым внутрь швом (например, погон, воротник, клапан). Этот вид шва наносится перед утюжкой или нанесением декоративной строчки поверх готового изделия.



Подшивочный шов

Подшивочным швом обрабатывается предварительно подогнутый край изделия. В отличие от заметочного шва, подшивной относится к категории постоянных, т.е. после нанесения такого шва не требуется дополнительной машинной строчки. Существует несколько видов подшивочных швов:

  • Простой – похож на крестообразный обметочный, только игла идет по кругу уже подогнутого края. При этом захват ткани изделия с лицевой стороны должен быть минимальным(основную ниточную нагрузку берет на себя изнаночная сторона изделия).


  • Потайной – игла вводится в загиб и стык изделия на очень маленькое расстояние, соединяя детали, основная длина стежка остается внутри загиба.


  • Фигурный – игла идет слева направо и снизу вверх. Делаем внутренний поперечный укол среза, вытягиваем нить, следующий прокол соединяет загиб и основное изделие тоже поперечным швом.


Технику выполнения ручных швов легко освоить. Знания в этой области необходимы любому человеку. Именно поэтому на уроках технологии в школах изучают ручные швы, как девочки, так и мальчики.

Прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, специальные стежки. Ручные швы.

Детали швейных изделий соединяют между собой одной или несколькими нитками. Это соединение называют стежком. Повторяющиеся один за другим стежки образуют строчку. Строчки, скрепляющие несколько деталей, образуют шов.
Ручные стежки выполняют швейными иглами 12 номеров диаметром от 0,6 до 1,8 мм. Для плательных и бельевых тканей используют иглы № 1, 2, 3 (диаметром 0,6 - 0,7 мм), нитки хлопчатобумажные № 80, 60, 50; шелковые № 65; для костюмных тканей иглы № 4, 5, 6 (диаметром 0,6 - 0,9 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 50, шелковые № 33, для пальтовых тканей - иглы № 7, 8, 9, 10 (диаметром 0,9 - 1,2 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 30, шелковые № 18.

Ручные стежки образуются двумя способами в зависимости от того, как прокалывается материал. При первом способе иглу вводят и выводят при проколе с одной стороны (рис. 1). Этот способ имеет наибольшее применение, как более производительный. При втором способе иглу вводят с одной стороны, а выводят с другой (рис. 2). Второй способ используют при обметывании петель, срезов деталей, выполнении закрепок в конце карманов, скреплении складок.
При шитье одежды применяют пять основных видов ручных стежков: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные и петельные.
Прямые стежки . Прямые стежки в основном используют для строчек временного скрепления, так как они наиболее простые и легко распускаются.
Сметочный стежок (рис. 3) применяется при предварительном соединении основных деталей изделия - сметывании плечевых, боковых срезов, вметывании рукавов в пройму изделия.
Копировальным стежком (рис. 4) переносят линии разметки с одной детали на другую. По нужной линии прокладывают сметочные стежки, которые не затягиваются, а образуют петли по линии, требующей переноса. Затем ткань раскрывают (стежки при этом растягиваются), нитки между сшитыми частями разрезают. Отрезки ниток, выходящие из ткани, своими концами определяют направление намеченной линии.
Наметочным стежком скрепляют две детали, которые накладывают одну на другую (рис. 5). Этими стежками прикрепляют подборта к изделию, наметывают бортовую прокладку на полочку.

Заметочным стежком (рис. 6) закрепляют подгибаемый край детали, например, низ рукавов и низ изделия.
Выметочным стежком скрепляют края деталей, предварительно обработанные машинной строчкой и вывернутые налицо (рис. 7.). Выметывают клапаны, борта, воротники перед утюжкой и перед прокладыванием отделочной строчки.
С помощью прямых стежков образуют сборки (рис. 8) при изготовлении легких женских и детских платьев. Сборки собирают на нитку, длина которой зависит от желаемой длины сборки. Чтобы сборки лучше прилегали, рекомендуется прокладывать нитку в два ряда, захватывая во втором ряду те же нитки ткани, которые были захвачены и в первом, на расстоянии 0,3 - 0,5 см от первого ряда.

Косые стежки. Косые стежки более эластичные и дают более прочное скрепление материалов, чем прямые. Ими также выполняют временное (наметочные и выметочные) и окончательное скрепление деталей (обметочные, подшивочные и внутренние для незаметного соединения деталей).
Наметочным стежком (рис. 9) пользуются при расположении строчки на небольшом расстоянии от срезов деталей (1,5 - 2,0 см). Например, при наметывании подбортов на полочки, верхнего воротника, на нижний, клапана на подклапан.
Выметочный стежок применяют при выметывании краев воротников, бортов, клапанов верхней одежды (рис. 10). Для тонких тканей и материалов с геометрическим рисунком ими не пользуются, так как косые плотные стежки при стягивании могут исказить рисунок.
Обметочным стежком (рис. 11) пользуются с целью закрепления срезов деталей от осыпания. Обметку применяют на открытых швах при пошиве изделий без подклада, а также для закрепления прорезанных отверстий петель. При обметке нитка должна плотно обхватывать место среза ткани и ложиться с форме спирали.
Стегальными стежками (рис. 12) соединяют два слоя ткани, например, при соединении прокладок с тканью верха (лацкан, воротник), при этом ткань верха захватывается частично. Прокладка не должна быть натянута по отношению к ткани верха.
Подтшивочные стежки (рис. 13) применяют для закрепления (подшивки) подогнутых краев деталей с открытым срезом из неосыпающихся тканей и краев с закрытым срезом (рис. 14) на тонких тканях. Подшивочную строчку можно применять и при закреплении среза верхнего воротника к нижнему. Открытыми подшивочными стежками спиралеобразной формы (рис. 15) подшивают подогнутые края деталей из несыпучих тканей. Выполняя эти стежки, иглой одновременно прокалывают нижнюю деталь, захватывая лишь часть ее толщины, и подогнутый край второй детали. Стегальные и подшивочные стежки относятся к потайным, так как нитки заметны только со стороны прокалывания. Крестообразные стежки . Крестообразные стежки состоят из перекрещивающихся ниток, которые прочно закрепляют срезы, предохраняя их от осыпания (рис. 16).
Фигурные подшивочные стежки («козлик») применяются для подшивки низа юбок, брюк. Эти стежки выполняют в два приема: первым проколом иглы в подогнутый край закрепляемой ткани и вторым проколом с выходом иглы в основную ткань. Крестообразные стежки можно выполнять при небольшой длине нитки, проходящей внутри ткани, благодаря чему в шве с лицевой стороны подогнутый край ткани незаметен (нет пролегания подгибки).
Петлеобразные стежки . Петлеобразные стежки дают наиболее прочное соединение тканей (рис. 17). Ими выполняют подшивочные, вспушные строчки (внутренние соединительные между двумя слоями ткани), а также закрепляют конец строчки.
Подшивочные петлеобразные стежки применяют для подшивки подогнутых краев с закрытым срезом (рис. 18), например, накладных карманов, подкладки изделия по низу и в пройме рукавов.
Вспушная строчка с лицевой стороны изделия имеет малозаметные короткие стежки в виде точек (рис. 19), а с другой стороны - короткие стежки. Вспушные стежки применяют для скрепления и отделки деталей по краю. Например, по краю бортов, клапанов, воротника, низа мужских пиджаков и женских жакетов.
Петлеобразными стежками закрепляют и концы строчек. Строчки временного соединения деталей закрепляют одним или двумя стежками, а окончательного - двумя-тремя. Нитку в конце обрезают.
Специальные стежки. Специальными стежками выполняют закрепки, петли, пришивают пуговицы, крючки, кнопки.
Петли обметывают петельными стежками . В зависимости от вида изделия применяют петли с глазком (пиджаки, жакеты, пальто); прямые (на белье, платье, брюках); широкие (отделка лацканов пальто, костюмов).

Широкие петли являются отделочными (рис. 20 а) и выполняются непрорезными. Прямые петли обметывают после прорезания (рис. 20 б). При обметывании петли с глазком (рис. 20 в) прокладывают укрепляющую нитку для рельефности узора и прочности петли. Один конец петли закрепляют двумя поперечными стежками, которые обвивают несколькими витками.
Закрепками (скрепками) скрепляют концы карманов, петель, разрезов, складок. Они состоят из двух натянутых ниток (так называемых основных), плотно покрытых той же ниткой. Чтобы сделать скрепку, сначала прокалывают ткань снизу, затем сверху вниз (рис. 21). Третий прокол делают снова на месте первого. Нитку, вышедшую на лицевую сторону ткани, натягивают и на ней образуют витки. При этом для каждого витка нитку обводят вокруг основы. Витки нужно накладывать возможно плотнее друг к другу. Заполнив основу, нитку проводят на изнаночную сторону и закрепляют двумя-тремя стежками.
Пуговицы на верхней одежде пришивают на ножке (рис. 22 а), не затягивая стежков, чтобы между пуговицей и тканью остался зазор для образования ножки. Нитки стежков между пуговицей и тканью обвивают несколькими витками, концы ниток закрепляют петлеобразными стежками.
В платьях, белье, пуговицы пришивают вплотную к ткани (рис. 22 б). Пуговицы вплотную к ткани пришивают при полном затягивании стежков, и конец нитки также закрепляют петлеобразными стежками. Пуговицу с ушком сразу пришивают вплотную к ткани (рис. 22 в). Крючки, петли и кнопки пришивают к изделию косыми стежками (рис. 23).

Шов в закрутку (рис. 24) применяется для подшивки края детали, вырезов для кружевных прошв, при заделке пристроченного шитья гладью. Во время подшивки большой палец левой руки закручивает ткань, прижимая ее к указательному пальцу той же руки.
Шов через край (рис. 25) применяется в тех случаях, когда необходимо сшить кромки полотна, пришить кружево и т. п.