Домой / Лицо / Пятидесятница - что это такое? Праздник Пятидесятницы: что мы празднуем? Мысли на день Пятидесятницы: о рассеянии христиан и будущем сборе урожая.

Пятидесятница - что это такое? Праздник Пятидесятницы: что мы празднуем? Мысли на день Пятидесятницы: о рассеянии христиан и будущем сборе урожая.

Вступление.

Сегодня прекрасный день и, на самом деле, великий праздник. К сожалению, во многих протестантских церквах не всегда вспоминают его. Это наша проблема. Я считаю праздник Троицы, Пятидесятницы, как его называют, третьим по значимости праздником в христианстве. Мы обычно праздновали только два праздника: это праздник Рождества Христова и день Пасхи. Это день, когда Иисус умер за наши грехи, за наше искупление и потом был воскрешен Богом. Сегодня же - праздник Святой Троицы - день Пятидесятницы. Это – день рождения церкви. В этот день Дух Божий поселился в сердцах верующих людей. Сегодня я хочу поговорить об этом празднике, об этом событии и вспомнить прошлое. Прошлое из Ветхого и Нового Завета. Этот праздник имеет величайшее значение для всех нас, христиан.

Вначале день Пятидесятницы в Ветхом Завете праздновали как праздник урожая или праздник жатвы. Потом его праздновали как праздник заключения Завета с Богом. И в итоге, еще в Новом Завете, этому празднику было придано еще одно значение. Но то, что произошло в день Пятидесятницы уже в Новом Завете с учениками, это трудно объяснить и описать, так как это было чудо и великая Божья слава.

Представьте себе, после распятия Христа, ученики Его боялись даже одному человеку рассказать об Иисусе. Петр боялся засвидетельствовать о Боге простой служанке. Они находились в страхе, в своих закрытых комнатах молились. Но вот что-то произошло с их духом, что-то произошло с их сердцами. Вдруг они приобрели невероятное дерзновение от Бога, такую смелость проповедовать не просто кому-нибудь одному, но проповедовать тысячам людей. Многие обращались к Богу по их словам. Целые города каялись. Благодаря апостолам, некоторые страны обратились к Богу. И не думайте, что раньше было проще обратить человека к Богу, чем сейчас. В то время у людей были свои представления, свои боги, свои религии и свои идолы. Сегодня у нас тоже свои представления. И сегодня мы знаем, как нелегко обратить даже одного человека к Богу. Что-то особенное произошло с учениками Христа в этот день Пятидесятницы

Из истории.

Слово «Пятидесятница» с греческого обозначает «пятьдесят». Этот праздник празднуется на пятидесятый день после Пасхи. И как я уже сказал ранее, корнями он уходит в Ветхий Завет, в иудейство. Первоначально это был праздник жатвы (Исх.23:16). Это был праздник, в который люди приносили начатки их урожая. Был первый урожай в Израиле, и они собирали плоды, и начатки - десятину от этого плода - они приносили Господу в Храм Божий. Это был день, когда все люди (евреи), должны были приходить к месту, где обитал Господь, где Господь избрал место поклонения, чтобы там людям встретиться с Богом. Этот праздник длился неделю. Народ праздновал и ликовал. (Здесь вообще кладбищем никогда не пахло, как у некоторых христиан заведено сегодня.)

Затем этот праздник приобрел новый смысл. После того, как евреи вышли из Египта, Господь освободил их сильной рукой от рабства фараона. Из рабства Египта Он вывел их сверхъестественным образом. Евреи шли по пустыне. На пятидесятый день их освобождения, выхода из Египта, они пришли к горе Синай. И на этой горе Бог встретился с Моисеем. Исход 19 гл. с 17-го стиха:

«И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом ».

Это был день, когда евреи подошли к Синаю, и народ Божий побоялся взойти на эту гору, и они сказали: «Моисей, иди ты». И Моисей пошёл и разговаривал с Богом, и вся гора была наполнена огнем и дымом. В этот день Бог дал Своему народу Закон, центром, сердцевиной которого стали Десять заповедей. И эти Десять заповедей Бог сверхъестественным образом Своим перстом написал на каменных скрижалях. И эти каменные скрижали Моисей, спустившись с горы, принес народу. В этот день весь народ заключил Завет с Господом. Они приняли этот Закон Божий, который Господь даровал им. Там было не только Десять заповедей, но и очень много повелений, которые сформировали жизнь этого народа. Фактически, это день, когда народ обрёл закон у Бога, является днем рождения государства Израиль. Хотя они ещё не были на своей территории, они только шли на свою территорию, но именно в этот день Израиль стал народом Божьим, он стал государством. Народ обрел государственность, потому что он обрел закон.

Когда я рассказываю эту историю, я не случайно говорю о ней. Потому что в Библии написано, что Ветхий Завет является прообразом для нас сегодня. И вы увидите, то, что произошло в Новом Завете, настолько просто состыкуется с тем, что происходило в Ветхом Завете, что дано нам как образы грядущего.

Пророки о Пятидесятнице.

Пророки Божьи пророчествовали об особенном дне, который Господь даст людям. Пророк Иеремия пророчествовал:

«убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы » Иеремия 5:24

Слово «седмица» в переводе с еврейского это «Пятидесятница». Это праздник Пятидесятницы. Итак, Господь хранит для нас седмицу, назначенную для жатвы. Я верю, это пророческое слово и оно связано с жатвой.

«И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. …И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего». Иоиль 2:23-29

Смотрите, Господь пророчествует через Иоиля. Это пророчество о том, что Бог будет изливать Духа Святого на людей, на старцев, на молодых, на пожилых, даже на рабов, и на всякую плоть будет изливать Духа Святого. Раньше Дух Святой пребывал на отдельных личностях или отдельных пророках, царях или судьях земли. Это единицы, которые носили на себе Дух Святой, помазание от Бога.

И то, что пророки пророчествовали, произошло на пятидесятый день после Пасхи. Иисус умер на кресте и воскрес, это было время, когда евреи праздновали Пасху, праздник избавления от рабства. Это всё настолько символично. Вы знаете, у Бога есть Своя математика, у Бога есть Свои календари. Я верю, что излияние Духа Святого пришло в правильное время и в правильный день. Иисус умирает на Пасху… Бог Его воскрешает из мертвых. Его смерть стала платой за то, чтобы мы избавились от рабства греха, от рабства дьявола, от рабства фараона. Бог не только хочет избавить нас от рабства, Бог хочет ввести нас в обетованную землю. И Бог что-то для этого приготовил: Он приготовил для нас Духа Святого.

Иоанн Креститель пророчествовал о пришествии Духа Святого: «Вот придет Иисус, и Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Сам Иисус в своем служении говорил:

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лук.12:49)

И потом Он своим ученикам в Деян.1:8 говорит следующие слова:

«Ожидайте в Иерусалиме , идите и ждите там в своей комнате, и … вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» .

День Пятидесятницы в Новом Завете.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». Деян.2:1-18

Смысл Пятидесятницы.

Это был день Пятидесятницы. Дух Святой излился на землю в праздник Троицы. Это праздник, в который завершается полнота искупительной работы Иисуса Христа. Потому что, искупив нас от греха своей смертью на кресте, Он сказал: «Я пойду к Отцу и уговорю Отца, чтобы Он послал вам Духа Святого, и радуйтесь, что Я пойду к Отцу…» И Он пошёл, и Он уговорил Отца, и Дух Святой был излит на людей на этой земле.

С этого момента начинается эпоха Духа Святого. Было время, когда лично Бог-Отец Сам являлся людям, управлял мирозданием, участвовал в жизни народа Божьего. Это было время Ветхого Завета. Потом было откровение Иисуса Христа, когда Он пришел на землю и явил Бога-Сына, явил определенные Божьи принципы и стандарты, явил Себя людям.

И вот наступает третий период в истории человечества. Это время откровения Духа Святого. Почему этот праздник называется Праздником Святой Троицы? В этот день третья часть Божества явила Себя. Началось время Духа Святого. Дух Святой излился на людей. Он принес в наши сердца что-то особое. Мы стали новым творением, когда Дух Святой наполнил наши сердца. И если раньше, на горе Синай, когда Бог явился Моисею, Он дал слова Завета, слова Закона, и написал эти слова на каменных скрижалях, то сегодня Закон Божий пишется на скрижалях нашего сердца – Дух Святой это делает.

«Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». 2Кор.3:2-3

Бог пишет свой закон. Свои заповеди Он влагает в нас. Вот почему мы называемся «новым творением». У нас есть что-то такое, чего не было до этого. До покаяния, до обращения к Богу. Чего не было у большинства людей в Ветхом Завете. У нас появляется Дух Божий, Который живет теперь в нашем сердце. И Он преобразует нас изнутри. Он помогает нам стать тем самым «новым творением», стать похожим на образ Божий. Дух Божий в нас и люди будут уже читать о Боге не по книгам, не по каменным скрижалям, а через нас и наши жизни. Аминь.

Получение скрижалей и Заветов в наши сердца называется крещением Духом Святым. Когда мы принимаем Духа Святого в наше сердце, мы принимаем новый закон в сердце, и мы становимся народом Божьим. Мы становимся гражданами нового государства, которое называется Царство Божье. Все настолько взаимосвязано. Мы стали народом Божьим. Мы, некогда непомилованные, ныне стали помилованным народом. Евреи и христиане, иудаизм и христианство – это ветви одного корня. Даже можно сказать - ветви одного дерева. Мы - народ Божий, евреи и христиане.

В день Пятидесятницы 120 человек находились в храме. И написано: «Молились они непрестанно». И вдруг пошел ветер с неба, дух с неба. И это тоже настолько символично. Когда был построен храм Божий Соломоном, – написано, – 120 человек-священников находились в храме, и они тоже молились, чтобы освятить храм. И слава Божья сошла на храм Соломона. И эти 120 человек просто не могли стоять на месте, там сиянье Божье явилось, Дух Божий сошел. Они все попадали в храме. Бог освятил этот храм, в котором Он собирался пребывать. Сегодня в мире – мы есть храм для Духа Божьего.

Когда Дух Святой сошел на 120 учеников, которые находились там, там тоже было сияние Славы Божьей, а люди думали, что это огонь на головах апостолов. Это слава Божья сошла на них, как символ того, что Бог освящает их, Бог наполняет этот храм Духом Святым, Своим присутствием. И мы сегодня есть, как написано, храм Духа Святого. Аллилуйя!

Церковь была рождена как новый храм. Мы стали народом Божьим, телом Христовым, в котором живет Дух Божий, Дух Христа. Как была рождена церковь? По воле человеческой? Нет! Церковь – это Воля Божья, это желание Бога, это цель Бога для людей на сегодняшний день.

Бог сотворил церковь для Своих целей и Своих задач. И это рождение было сверхъестественным. Это не было так: апостолы сели и решили: «Давайте церковь создадим!» Это была инициатива Бога: Бог, Дух Божий, сошел с небес и объединил людей вместе, объединил их в один народ. Это стала другая формация, наступило другое время, люди другого уровня, особенный народ Божий – церковь Божья. Бог не творит организаций, Бог творит церковь на этой земле, и через церковь Он хочет являть Свою силу, Свою славу на земле. Это важно быть частью Его церкви.

В день Пятидесятницы произошло еще одно чудо. В период вавилонского проклятья, которое было наложено на народы, народы решили строить башню вавилонскую, чтобы достигнуть небес, чтобы себе создать имя и т. д. Бог видит, что задумано безбожное дело, все решили этим заниматься. И в ответ на это Бог разделил их языки, смешал их языки так, что люди уже не понимали друг друга. Это было время, когда земля разделилась на народы и на национальности. Сейчас же время, когда Бог излил Духа Святого, время, когда Бог начинает собирать людей разных национальностей, народностей, государств, разных языков и делает из них один народ. И в этом народе нет иудеев, эллинов, греков, поляков, белоруссов, американцев – кого угодно. Бог созидает один народ – народ Божий. И Он дает этому народу Свой язык, Свою культуру, Свои особенности.

Приняв Духа Святого, мы приняли Божье посланничество. Иисус сказал, что

« вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ». Деян.1:8

Братья и сестры, мы не просто приняли Духа Святого, чтобы нам стало весело и радостно, чтобы легче жить стало. Божье призвание имеет в себе посланничество, Божье наполнение Духом Святым имеет в себе цель для каждого из нас – нести Евангелие в этот мир, спасать людей, знакомить этот мир с Богом. Как тогда мир не был евангелизирован, так же и сегодня. Даже в наших странах, казалось бы, когда уже большинство людей называют себя православными, католиками, они не знают еще Живого Бога, не имеют близких общений с Богом. Наше призвание от Бога – служить этому миру.

Праздник Пятидесятницы, который в Ветхом Завете был праздником Седмицы, это было время, когда люди приносили начатки плодов урожая Божьего, который Бог даровал. Они посвящали эти начатки Богу. Мы сегодня - начатки нашей земли в мировой жатве, в жатве на Беларуси. Бог собирает здесь свою жатву. И мы – эти первые отростки, первые всходы, первые, кто имеет от Бога призвание посвятить всю свою жизнь служению Богу и посвятить себя на служение Ему. Кончилась история Христа, началась история христианства.

Иные языки.

Вместе с Духом Святым у нас появляются новые отношения с Богом. Раньше люди приходили к Богу на этот праздник, теперь же Бог пришел к нам и поселился в нас. Апостолы начали говорить на иных языках, прославлять Бога на иных языках. Это сверхъестественное чудо. Многие церкви сегодня не понимают это чудо, пытаются как-то оправдаться, что это было 2000 лет назад, сейчас уже другое время, и нам это не надо. Чудо, что Бог дал людям иные языки. Люди начали говорить: апостолы, иудеи, образование некоторых было «рыболовное», другие только деньги могли считать, большинство из них были необразованными людьми. И они вдруг начали говорить на арабском, индийском, итальянском, латинском и других языках так, что их стали слышать люди, говорящие не на их языке. Это было сверхъестественное чудо.

Но вопрос здесь даже не в том, говорили ли они на этих языках, а может чудо в том, что люди понимали иные языки, на которых апостолы молились, славили Бога, и Бог дал людям дар истолкования и понимания этих языков. Ведь есть такой дар истолкования. Бог дал дар сверхъестественного понимания их. И было ли чудо, что они говорили на этих земных языках? Или было чудо, что эти люди слышали их? Не написано, что они говорили на иных языках, написано, что те слышали, говорящих на иных языках. Может, это было чудо понимания и истолкования иного языка? Даже отцы первоапостольской церкви спорят, что это было: чудо слышанья или чудо говорения? Тем не менее, это происходило.

В Библии много говорится о новом языке для людей. Мы читаем это в Послании Коринфянам, мы читаем это в Послании Иуды, мы читаем во многих других посланиях, где говорится об иных языках. Бог дает людям сверхъестественный язык. Баптисты и некоторые протестанты течения верят, что на тот момент времени иные языки были даны людям как иностранные языки , чтобы можно было идти по миру и проповедовать Евангелие, потому что большинство апостолов, первых христиан, были необразованными людьми. В то время не было книг, не было возможности выучить языки. Единицы владели другими языками. И Бог дал им сверхъестественную способность владеть иными языками. Сейчас нам этой способности не надо на земле: есть книги, есть переводчики, Библия переведена на все языки. И поэтому сейчас этот дар не имеет смысла, и Бог больше не дает людям иные языки.

Когда я читаю Библию, я вижу, что иной язык - он не для людей. Коринфянам сказано, что Бог дает язык, на котором мы будем молиться, и этот язык понятен только Богу. Это ангельский язык. 1Кор.13гл. Мой аргумент баптистам. У Бога есть свой язык. И если мы можем предположить, что Бог может мне дать арабский язык, которого я не знаю и не понимаю, или китайский, или еще какой-то язык, то неужели Он не может мне дать Свой язык, язык, на котором говорят ангелы, на котором Божьи творения общаются между собой, на каком мы будем говорить, когда пойдем на небо? Кто знает, будет это английский, французский? На земле больше всего китайцев – может, на китайском будем говорить? Я не знаю, на каком языке мы будем говорить, но я верю, что у Бога есть Свой язык. Бог людям дал языки, Бог сотворил арабский, китайский, польский, русский языки . Это Бог дал эти языки людям в Вавилоне. Неужели сегодня Бог не может дать еще какой-то язык людям, как сверхъестественное оружие Духа Святого, как инструмент, который поможет нам возрастать духовно в своей вере и в жизни.

На самом деле, мы в своем разуме - ограниченные люди. Мы настолько мало знаем и мало понимаем. Но тогда Дух Божий ходатайствует через нас молитвами на иных языках, Он говорит тайны Божьи такие, какие наш разум, может, еще не понимает, такие вещи, какие ученые еще не открыли. Ведь мы свои молитвы, общение с Богом строим на основании того, что мы знаем. Наши знания в отношении себя, своего состояния, жизни общества, целей и планов Божьих настолько ограничены. Но написано, что Дух Святой, когда Он молится воздыханьями неизреченными, он молится по воле Бога. Бог Свои цели, Свои желания говорит через наши уста. Дух Божий ходатайствует за нас. Это невероятная сила, новые коммуникации. Люди, которые крещены Духом Святым, имеют близкие отношения с Богом, имеют силу в своей жизни, они сильнее растут в Боге, им легче проходить через проблемы и кризисы в жизни. Не все мы можем описать словами, не все мы можем объяснить, что и почему происходит. Но, общаясь с Господом на иных языках, мы часто в своей жизни переживали эти духовные прорывы, ответы, когда какая-то сила приходила в нашу жизнь. Нам нужен этот дар.

Когда Дух Святой изливался на апостолов, над ними было сияние славы Божьей – языки пламени. Дух Святой приносит огонь в наши сердца. Церкви, которые не имеют Духа Святого, это церкви потухшие, назвать их горящими очень сложно. Нам нужен Дух Святой, Он меняет нас. Не зря Он пришел к нам вместе с огнем. Я верю, что вместе с Духом Святым приходит какая-то переплавка в нашу жизнь. Бог начинает работать над нами, над нашим характером, над нашей личностью. Мы начинаем переплавляться. Огонь, к чему бы он ни прикасался, меняет все, к чему прикоснется. Когда огонь приходит к нам, он меняет нас. В Библии очень много говорится о том, что Бог желает переплавить нас, как золото и серебро переплавляют. Одна женщина после проповеди о том, как Бог переплавляет нас, пошла в ювелирную мастерскую и спросила у ювелира: «Когда вы переплавляете золото, серебро, как вы узнаете, что золото стало очищено?» «очень просто – я посылаю для этого огонь, я разогреваю его и, когда в этой жидкости, материи начинаю ясно видеть свое отражение, я понимаю, что оно очищено». Бог - наш творец, Он переплавляет нас и будет переплавлять до тех пор, пока Он не увидит Свое отражение в нас. Для этого нам дан Дух Святой, который переплавляет нас, меняет нас, чтобы сделать нас другим творением, чтобы сделать нас одним народом, одним телом, скрепленными друг с другом, через взаимно скрепляющие связи.

Как два куска железа соединить вместе? Опустить в огонь, расплавить их, соединить вместе, когда они остынут – будут одним целым. Бог тоже нас так расплавляет, расплавляет христиан, чтобы можно было склеить всех нас. Ведь мы тоже все куски железа. В Библии сказано: «Как железо железо острит, так человек человека». В нас еще много «железного», что нужно переплавить. Когда мы переплавляемся, мы становимся одним народом – народом Божьим.

Нам не надо носить свечи в церковь, мы теперь сами являемся свечами Божьими. И я знаю, что эта свеча светит ярче с каждым годом. Если мы живем с Господом, Божье сияние через нас распространяется на этот мир. Я верю, что мы сегодня ярче светим, чем 5-10 лет назад. Даже по той причине, что этот мир становится темнее. Мир погружается во мрак. Сегодня грех, беззаконие, блуд, всякого рода грехи становятся нормальными явлениями для нашего общества. 20 лет назад, только заикнись, что ты «голубой», тебя в больницу, в «дурку» посадят. Сейчас это на уровне закона пытаются продвинуть, это нормальное явление для людей. И от подобного греха земля наполняется этой тьмой, этим злом. Но, слава Богу, Господь дал обетование, когда вся земля наполнится тьмой и мрак покроет народы, слава Божья будет светить нам церковью. Божий огонь! Мы уже светильники! Ты уже светильник! Я верю, что ты не свеча, которую прячут где-то под столом. Бог хочет поставить тебя, чтобы тебя все видели, чтобы через тебя Божий свет, Божья правда, закон, Божья любовь изливалась на этот мир. Для этого нам дан был Дух Святой в день Пятидесятницы!

Александр Герасимович

/пастор Церкви Царства Божьего г. Новополоцк/

Более двух тысяч лет назад произошло событие, равное которому трудно найти во всей истории человечества. В этот день сподобились ученики Христовы сошествия на них Святого Духа и явили собой основание будущей Церкви Христовой. Ровно пятьдесят дней отделяли это событие от дня, когда, поправ смерть, восстал из гроба их Учитель. В память об этом установлен праздник. Имя ему ― Пятидесятница. Что это такое?

Дни, проведённые с учениками

Святое Евангелие повествует о том, что по воскресении Своём из мёртвых Иисус Христос в течение сорока дней оставался среди своих учеников. Он многократно являлся им, пребывая в новом, не вещественном теле — том, которое в будущем обретут все стяжавшие вечную жизнь. По истечении сорока дней Спаситель вознёсся на небо, совершив это на глазах своих учеников. Он сделал их свидетелями чуда для того, чтобы ещё сильнее возжечь веру в их сердцах.

Оставляя их до времени одних, Христос повелел своим ученикам неотлучно пребывать в Иерусалиме, молиться и ждать Его посланника, утешителя — Святого Духа. Апостолы, со всем жаром принимая в сердца свои слова Учителя, тем не менее не могли достаточно ясно уразуметь, Тем не менее все последующие дни их переполняло чувство приближающейся радости.

Чудо, свершившееся в Сионской горнице

В книге «Деяния апостолов» рассказывается о том, как ежедневно собирались они вместе в особом помещении — Сионской горнице. Именно под таким названием оно вошло в Новый завет. Неподалёку находился дом самого молодого и любимого Иисусом ученика — апостола Иоанна. В день Своих крестных мук, Спаситель поручил ему заботу о Своей Матери — Пресвятой Деве Марии. С тех пор Она постоянно пребывала в его доме.

Собравшись вместе с Пречистой Девой и апостолом Иоанном, ученики Христовы предавались молитвам и чтению Священного Писания. Так продолжалось в течение десяти дней, пока не свершилось то, что предрёк им перед Своим вознесением Иисус. В Новом Завете очень живо и волнующе описывается сцена Когда это случилось, не сложно подсчитать. Известно, что Господь вознёсся на сороковой день после Своего Воскресения. Прибавим сюда десять дней, которые провели апостолы в Сионской горнице, и получится пятьдесят — Пятидесятница!

Что это такое и как происходило, мы подробно узнаем из книги «Деяния апостолов». В ней говорится, что в день иудейского праздника первой жатвы, в третьем часу дня, вдруг послышался в воздухе сильный шум, как это бывает во время урагана, и горницу озарили языки огня. Но, был это не обычный огонь, а именно тот, что сходит теперь перед праздником Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ярко сияя, он не обжигал, и не причинял боли. Это был не вещественный огонь. Воссияв над головами поражённых сознанием чуда апостолов, языки пламени опочили на каждом из них.

Рождение Христианской Церкви

Действие Благодати, сошедшей на них вместе со Святым Духом, сразу же дало себя знать. Апостолы ощутили невероятный прилив сил и энергии. Их переполнило чувство любви к Богу и людям, и готовность отдать всего себя апостольскому служению. Для исполнения этого каждый из них чудесным образом сподобился дара говорить на языках, доселе ему не ведомых, что давало возможность нести слово Божие разным народам и странам.

Соединённые опочившей на них Благодатью Божией апостолы явили собой новую единую церковь. Поэтому День Святой Пятидесятницы принято считать днём рождения Христианской Церкви. С этого дня нескончаемым потоком потекли души людские в её материнские объятия. И именно с этого дня начали апостолы своё служение, неся людям свет Божественной истины.

Значение праздника Святой Троицы - Пятидесятницы

Праздник Пятидесятницы является одним из важнейших в православии. Он по своему значению близок к таким торжественным дням, как Пасха и Рождество. Это не случайно, ведь понятие составляет основу христианской веры. В 381 году церковный Собор, проходивший в Константинополе, принял догму о трех Божественных ипостасях: Отце, Сыне и Святом Духе. С этих дней и был установлен праздник, который мы теперь называем Троица - Пятидесятница. Что это такое, было чётко и ясно сформулировано в документах Собора, и именно ими мы руководствуемся до настоящего времени.

Поскольку праздник этот является днём рождения нашей церкви, то празднуется он всегда с особым весельем. Вошло в традицию в этот день готовить угощения и приглашать к столу родных и друзей. Всем известен обычай украшать в день Пятидесятницы дома и внутренние помещения храмов цветами и берёзовыми ветками. Кстати, не обязательно берёзовыми. В некоторых местах используются пучки пахучих трав, таких как шалфей или любисток. Это древний обычай. Он основан на том, что Бог в Своём триединстве принёс жизнь, которую в данном случае и символизируют зелёные ветви деревьев и пучки травы.

Церковная служба в этот праздничный день

Служба Пятидесятницы всегда проходит в церквях торжественно, и в то же время радостно. В этот день весь клир предстаёт в облачениях зелёного цвета. Это необычайно органично сочетается с зеленью берёз, украшающих помещение. Прихожане стоят, держа в руках цветы и букеты из тех же берёзовых веток, и когда в конце службы для окропления их поднимают над головами, то храм превращается в живую весеннюю рощу.

Празднование Преполовение Пятидесятницы

С этим праздником связана и ещё одна интересная традиция. В Православной Церкви принято отмечать день, который называется Преполовение Пятидесятницы, то есть половину тех дней, что отделяют Светлое Воскресение от дня Святой Троицы. Название праздника восходит к евангельским временам. В Новом Завете мы читаем, как Господь в последний год Своей земной жизни, вошёл в церковь и учил там в день преполовения Ветхозаветного праздника Кущей. Евангелие свидетельствует, что все присутствующие поражались глубиной и мудростью его слов. В честь этого учения и установлен праздник Преполовения Пятидесятницы. Он готовит нас ко дню сошествия Святого Духа.

Древнееврейские корни праздника

Интересно отметить, что существует иудейский праздник — Ветхозаветная Пятидесятница. Что это такое? Дело в том, что у древних евреев существовал обычай на пятидесятый день после их исхода из Египта (Еврейской Пасхи) отмечать праздник начатков жатвы пшеницы. Упоминания о нём встречаются у многих древних авторов. Например, в своих трудах называет его именно Пятидесятницей. Под этим же названием он фигурирует и в трудах многих иных греческих и византийских авторов.

Праздник этот был установлен в честь того, что в этот день освобождения из египетского рабства еврейский народ получил на каменные скрижали с начертанными на них десятью заповедями. Они стали именоваться Сионским законом, и явились отправной точкой для создания религиозной и правовой основы будущего государства. Из всех ныне отмечаемых православных праздников только два имеют Ветхозаветные корни, это Пасха и Святая Пятидесятница.

Празднование в первые века христианства

До наших дней дошло много свидетельств о том, как отмечался этот день в первые века христианства. Особый интерес представляют записи одной паломницы из Западной Европы, написанные в IV веке. В них она рассказывает о том, как в пятницу, предшествующую празднику, совершалось всенощное бдение в храме Воскресения в Иерусалиме, как читал епископ Евангелие, а когда занялся рассвет, все перешли в другую — главную церковь, в которой проповедь длилась до третьего часа дня.

Но и это ещё не было концом службы, так как после короткого отдыха все во главе с епископом отправились на Сион, где читались выдержки из «Деяний апостолов», повествующие о сошествии Святого Духа на апостолов. Закончился же тот день службой на Елионской горе, на месте, откуда вознёсся Спаситель. Столь продолжительная служба, участниками которой были не только христиане, проживавшие в Палестине, но и паломники из дальних стран, говорит о высоком статусе этого праздника и о понимании присутствовавшими всей значимости происходившего события.

Новозаветная Пятидесятница — день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует читателям «ТД» богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня в преддверии этих праздничных дней.

Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете.

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца - воспоминание о даровании Закона народу Израиля. Новозаветная - день, в который через дарование человечеству Святого Духа совершилось дело спасения всего человеческого рода.

Ветхозаветную Пятидесятницу праздновали на 50-й день, то есть спустя семь недель после Пасхи (можно отметить, что семинедельные циклы имели особое значение в ветхозаветном календаре). Христианская Пятидесятница тоже отмечается на 50-й день после дня Воскресения Христова.

Важно понимать, что Пятидесятница - ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16. 7). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух.

Почему это имеет столь большое значение? Мы веруем, что Сын Божий ради нашего спасения стал человеком по имени Иисус. Второе Лицо Пресвятой Троицы восприняло человеческую природу. С пришествия же Святого Духа начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во Христа и вступившего в Церковь. Это крайне важно. Бог должен действовать в каждом. Благодаря принятым нами Крещению и Миропомазанию, в каждом из нас действительно присутствует Сам Бог - Дух Святой. Апостол Павел пишет христианам: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор 3. 16). Если бы не произошло Пятидесятницы, если бы люди не уверовали во Христа, Бог не мог бы действовать в них так, как Ему было угодно. Христос стал для нас «Первенцем из умерших» (1 Кор 15. 20), освободившим человеческую природу от рабства греху, и после Его Воскресения в искупленных Христом людях, свободно захотевших этого, стало возможным действование Божие. Спасительное домостроительство Христово дало возможность человечеству, добровольно отдавшему себя в рабство греху, вернуться к замыслу Творца о нем без нарушения принципа свободы, который есть великий дар Божий и великая тайна.

Конечно, отчасти действование Бога в людях осуществлялось уже в ветхозаветные времена. Сам Бог обращался к Своему народу устами пророков. Христианам очевидно, что во пророках действовал Святой Дух (1 Петр 1. 21). В Священном Писании Ветхого Завета встречаются упоминания о Духе Божием и даже Духе Святом. Однако Ветхий Завет еще не мог вместить учение о Боге, Едином в Трех Лицах, поэтому эти упоминания были лишь предзнаменованием христианского учения об Ипостаси Святого Духа.

Возникает вопрос о том, почему до Распятия и Воскресения Христовых Бог не мог действовать в людях, хотя при этом действовал, например, через пророков. И почему при этом пророки, в которых действовал Сам Бог, все равно, как и другие люди, попадали в ад. Это - тайна, мы можем сказать только, что таково было устроение Божие о мире, что даже самые святые и праведные люди Ветхого Завета нуждались в Пришествии Христовом.

В Новом Завете Святой Дух сходит уже на всех уверовавших во Христа. Он может действовать различно: кому-то Он подает дар пророчества, кому-то - учительства, кому-то - чудотворения (1 Кор 12), - но действует Он в каждом из нас. При этом особое значение имеет дар исповедания христианами своей веры. Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, большинство из которых впоследствии приняли мученическую смерть, сказал: «Когда будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10. 19-20). А апостол Павел прибавляет: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12. 3; ср.: 1 Ин 4. 2-3). Не зря важнейшим знаком сошествия Святого Духа на апостолов стало то, что они внезапно начали разговаривать на языках различных народов, к которым вскоре и отправились на проповедь Христа.

Эта же мысль о связи между словом пророчества и проповеди и действием Святого Духа отражена в Символе Веры. Святой Дух назван здесь «Господом», то есть «Богом»; «Животворящим», то есть Подающим жизнь; «спокланяемым и сславимым» с Отцом и Сыном, то есть Принимающим равные с Ними почести - иными словами, Равным Им; «исходящим от Отца»; и, наконец, «глаголавшим пророки», то есть говорившим через пророков.

В учении о Святом Духе принципиально важно, что Православие исповедует Духа Святого как Исходящего «от Отца», но не «от Отца и Сына», как говорится в Символах веры западных христиан. Нередко в западном богословии можно встретить мысль о том, что Святой Дух - это некая сила, действующая между Отцом и Сыном (скажем, «любовь между Отцом и Сыном»). Это превращает Святого Духа из Третьего Лица Троицы в нечто безличное, почти что атрибут Божества. В работе одной серезной американской исследовательницы я недавно встретил утверждение, что, говоря о Святом Духе, современные рядовые христиане понимают Его и вовсе как какое-то особо радостное настроение во время своей молитвы, приятный эмоциональный настрой и так далее. В таких ложных пониманиях, причиной возникновения которых, видимо, следует считать внесенное много веков назад в Испании ненужное дополнение в латинский текст Символа веры: Filioque («и Сына»), и заключается серьезнейшее уклонение западного христианства от апостольского учения. Святой Дух - не атрибут Божества, не настроение и даже не благодать или энергия Божии. Святой Дух - это Сам Бог, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, равная Двум другим - Отцу и Сыну. Бог - один, и в Нем - три Лица, Одно из Которых - Дух Святой.

Недаром православный праздник Пятидесятницы совмещает в себе две различные темы: собственно воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов, а также прославление догмата о Пресвятой Троице. Нам, наследникам византийской литургической традиции, это кажется совершенно естественным; однако в других традициях, праздник Троицы может праздноваться отдельно (например, в римской - в следующее после Пятидесятницы воскресенье). С этим связано и существование двух типов икон этого праздника. На одной изображено событие сошествия Святого Духа на апостолов: апостолы сидят по кругу, а из подвала выходит некий седой муж, который символизирует космос, то есть тварный мир, который исходит из тьмы незнания Бога к Боговедению. Второй тип иконы - это известная и любимая многими «Троица». Вообще-то, на ней изображено ветхозаветное событие - гостеприимство Авраама, но этот образ давно воспринимается в Церкви как символическое выражение догмата о Боге-Троице.

При этом многочисленные песнопения, прославляющие откровение Троицы людям, содержатся и в службе праздника Крещения Господня, потому что это откровение началось в момент крещения Сына Божия, когда, согласно Евангелию, Отец свидетельствовал, а Святой Дух сходил с неба. Это событие - основа нашего христианского Крещения и Миропомазания, когда на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, подобно тому, как некогда Он сошел на Христа по Его человеческой природе при Его Крещении. Каждый крещеный человек пережил, если можно так выразиться, «личную Пятидесятницу», когда в Миропомазании после Крещения был помазан святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго». Эти слова означают, что человек получил Святого Духа, что ему был дарован Святой Дух после того, как в Крещении человек сораспялся и совоскрес Христу, и что этот Дух остается с ним, а Миропомазание как бы «запечатывает» Его присутствие, указывая, что Святой Дух никогда не отнимется от новокрещеного. Такова связь учения о Троице с Крещением. В Пятидесятнице же апостолы - а в их лице и вся Церковь - на своем личном опыте поняли, в чем заключается Троичный догмат.

Что касается богослужебных особенностей празднования, то Пятидесятница в Церкви - один из самых торжественных дней года. Служба совершается по самому праздничному чину из возможных. В частности, несмотря на то, что этот праздник приходится на воскресный день, на богослужении отменяются все воскресные песнопения, чтобы они не «отвлекали» от праздничных. Такое происходит только в случае самых главных праздников - например, если на воскресный день попадет Рождество Христово. После Пятидесятницы следует сплошная седмица, то есть без поста в среду и пятницу - такое бывает, кроме Пятидесятницы, лишь после праздников Рождества Христова и Пасхи. Следующий за Пятидесятницей день посвящен, как это бывает и в другие важнейшие праздники, тому лицу, без чьего участия праздник был бы невозможен. Поэтому если после Рождества Христова идет день Пресвятой Богородицы, а Крещения Господня - день Иоанна Крестителя, то за Пятидесятницей следует День Святого Духа.

Служба Пятидестницы преизбыточествует любимыми православными христианами песнопениями - такими, как, например, праздничная стихира «Царю небесный». Она так полюбилась людям, что примерно с XIV-XV веков ее стали прибавлять в начале каждой службы, включив в состав «обычного начала» (в более старой традиции обычное начало открывалось Трисвятым). Еще одна стихира Пятидесятницы, «Видехом свет истинный», которая стала настолько любима, что ее включили в чин Божественной литургии, где она поется после Причащения. Обе этих стихиры специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, будучи заменены другими песнопениями, чтобы в день Пятидесятницы прозвучать с новой силой. Еще одна известная стихира праздничной службы, «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», выражает высочайшее богословие Пресвятой Троицы.

Наиболее яркая литургическая особенность Пятидесятницы - совершение после праздничной литургии великй вечерни, за которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. Появление этих молитв связано с тем, что в древней Церкви в период от Пасхи до Пятидесятницы были запрещены коленопреклонения. Конкретнее, это означало, что нельзя было стоять на коленях во время чтения ектений. Ектений в церковных службах тогда было значительно меньше, чем сейчас, зато во время их чтения все молящиеся вставали на колени (кроме воскресных дей и всего периода Пятидесятницы). След этого до сих пор сохраняется, например, в старообрядческой традиции, где сугубая ектения сопровождается поклоном. Ближе к нашему времени ектений стало гораздо больше и читать их стали стоя. Однако на вечерне в день Пятидесятницы сохранилась древняя традиция читать ектении коленопреклонно. Это связано с тем, что когда-то это была первая служба, когда после долгого перерыва разрешалось во время ектеньи встать на колени, и это коленопреклонение так и осталось ее богослужебной особенностью, даже когда на других службах оно было забыто.

Впоследствии к коленопреклоненным ектениям были дописаны для украшения еще и молитвы. Изначально молитвы были обращены к Богу Отцу и Богу Сыну. Было бы логично предположить, что должна была бы существовать еще и молитва Святому Духу, но византийская традиция изначально ее не знала. Патриарх Константинопольский святитель Филофей, ученик святителя Григория Паламы, эту логику реализовал и дописал молитву Святому Духу. Какое-то время она использовалась за богослужением, причем не только греческим, но и русским (она была переведена на славянский язык), но затем было решено вернуться к более древней византийской практике. Греки сделали это в XVI веке, а мы - после Патриарха Никона (у старообрядцев молитва читается до сих пор).

К молитвам самой Пятидесятницы прибавлены еще и другие, происходящие из древнего чина вечерни. На вечерне сейчас в начале священник читает 7 светильничных молитв, но в древнейших рукописях их было больше, и некоторые из них попали в чин коленопреклоненной вечерни, которую служат на Пятидесятницу. Эти молитвы, которые раньше читались на обычной, ежедневной вечерне, добавились к молитвам Пятидесятницы, так что происходит некоторое смешение, когда после высокоторжественной молитвы Пятидесятницы читается рядовая вечерняя молитва. Тем более эта разнородность заметна из-за того, что праздничные молитвы говорят о дне Пятидесятницы, а эти - просто о вечернем времени. Тем не менее, осознанное восприятие этих священных текстов все ставит на свои места. Поэтому каждому из нас следует осознать величие праздника и в смиренном благоговении перед величием тайны Божией воспеть Святому Духу: Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!

Пятидесятница – праздник, который имеет такое же значение для верующих как, например, Рождество или Пасха, поэтому его обязательно нужно отметить. Какого числа будет Пятидесятница в 2018 году, что такое Пятидесятница в православии и католичестве, и почему возник этот праздник, мы расскажем вам в этой статье.

Дата Пятидесятницы в 2018 году

Дата Пятидесятницы напрямую зависит оттого, когда празднуется Пасха. И в связи с этим и у католиков, и у православных праздник отмечается в разное время.

Так как у православных Пасха в этом году была 8 апреля, то Пятидесятницу они будут отмечать 27 мая .

История праздника


Как следует из Библии, после своего воскрешения, Иисус Христос вознесся на небо. Но апостолы по этому поводу не горевали, так как знали, что их учитель еще заговорит с ними или подаст какой-нибудь знак, поэтому вместе с Марией они постоянно находились в горнице в доме на горе Сион.

И вот через пятьдесят суток после Воскрешения Христова, произошло великое чудесное событие. В комнате, где находились ученики Иисуса, подул сильный ветер, а затем поднялись высокие языки пламени. Огонь коснулся каждого из апостолов, но не обжег их. И после этого все они услышали голос и начали прославлять Иисуса на разных языках, которых раньше не знали. Так перед апостолами предстал Святой Дух. И после этого ученики начали нести учение Христа по всему свету. И именно этот день положил начало такому празднику, как Троица или Пятидесятница. Первое название праздника связано с тем, что Бог Триедин. Втрое название — с тем, что Святой Дух явился апостолам именно спустя пятьдесят дней после того, как Иисус воскрес.

Пятидесятница в Ветхом завете


Немногие знают, что существует также Пятидесятница в иудаизме. О том, что это была за праздник, можно прочитать в Ветхом Завете. Древние евреи отсчитывали пятьдесят суток после выхода из Египта и отмечали в этот день праздник начатков жатвы пшеницы. И этот праздник тоже назывался Пятидесятницей.

Праздник отмечался потому, что через пятьдесят суток после освобождения еврейского народа из рабства, люди получили каменные скрижали с текстом заповедей. Это событие произошло на горе Синай и оно считается началом создания религиозной основы у иудеев. Кроме Пятидесятницы, корни в Ветхом Завете также имеет Пасха. Остальные важные праздники связаны только с Новым Заветом, так как много праздников появилось в результате событий, произошедших с Иисусом.

Слово « Пятидесятница» неверующему миру не говорит ни о чем. Иудеям говорит о многом, нам же – верующим в Иисуса Христа христианам – о безгранично великом, ибо как мы увидим в дальнейшем, в этом слове сокрыто неисследимое богатство благодати Божией для нас, достигших последних времен.
Всякий раз, когда я читаю или слышу это слово, сердце мое учащенно бьется и наполняется священным трепетом. Я хотел бы, чтобы слово « Пятидесятница» было написано огненными буквами перед взором всех христиан и раскрылось их сердцам в неописуемой силе и славе. И моя молитва, чтобы никто из читающих эти строки не остался по отношению к нему равнодушным.
« Пятидесятница» - Это библейское слово, которое уже упоминается на страницах ветхозаветных Писаний и имеет прямое отношение к народу Израильскому. Но почему же оно так дорого для нас – детей Нового Завета? Почему оно волнует сердца христиан всего мира – Иудеев и язычников; белых, желтых и черных; мужчин и женщин, рабов и свободных? Обо всем этом вы и прочитаете ниже…

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Праздник Пятидесятницы (отныне мы будем называть этот день праздником) впервые встречается на страницах Св.Писания Ветхого Завета. Это написано в книгах Исход 34:22-23, Левит 23:15-22, Второзаконие 16:9-12. Здесь он называется праздником седмиц (по числу полных семи недель). Это был один из трех главных праздников в году в Израиле, а именно: Пасха (Песах), Пятидесятница (Шавуот), Кущи (Суккот). В эти праздники никто в Израиле не должен работать, а мужской пол Иудеев должен приходить пред лицо Господа с приношениями и славословием. Следовательно, Пятидесятница была праздником радости и веселия, который длился целую неделю, и совпадал с днем жатвы пшеницы. Но если сказать о празднике Пятидесятницы только это, значит, еще ничего не сказать по существу.

БИБЛЕЙСКАЯ ПАСХА

Настоящее же значение Пятидесятницы раскрывается в связи с другим, не менее важным годовым праздником Пасхи, с которым он был тесно связан. Свой отчет седмиц Пятидесятница как раз ведет от праздника Пасхи, который совпадал с началом жатвы ячменя. Поэтому в этот праздник весь Израиль являлся пред лицо Божие с приношением первого снопа сжатого ячменя, потрясая им пред Господом в знак благодарения за урожай.
Однако подлинное значение праздника Пасхи связано с выходом Израильского народа из Египта, с днем его избавления от рабства фараонов. Об этом мы читаем в книге Исход 12 гл. 1-14 стихи. В этом отрывке описывается повеление Господне сынам Израиля закалать однолетнего агнца и порядок употребления его в пищу – в полном снаряжении и готовности выхода их из Египта. «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня» (Исх. 12:11). Здесь мы впервые находим употребление слова «Пасха». Слово «Пасха» имеет смысловое значение «прошел мимо», или же «пощада», что равносильно «спасению», «избавлению», и указывает на пощаду Ангелом-губителем Израильского народа, когда он истреблял первенцев в земле египетской. Это было в ночь 14-го Нисана. Для евреев день 14-го Нисана и был днем спасения, Пасхой Господней. Все это было реальным событием в истории Израильского народа, спасением в буквальном смысле от физического истребления.
И все-таки, как бы ни было велико это событие в истории одного избранного народа, оно в Божьем плане искупления является всего лишь «намеком» на будущее избавление всего рода человеческого, на истинную Пасху Господню в грядущих веках. И читающий эти строки уже догадывается, о чем будет идти речь.

И СНОВА О ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Но я все-таки теперь хочу говорить о Пятидесятнице. Что же это было за удивительное событие в жизни мессианского народа, т.е. Израиля? Я уже говорил, что праздник Пятидесятницы тесно связан с Пасхой Господней и ведет свой отсчет дней от этого праздника, а это значит – от выхода Израиля из Египта, т.е. 14-го Нисана. Итак, какое же это было событие, которое в летописи народа Божия было отмечено особым образом? Что же произошло через пятьдесят лет дней в жизни Израиля после его выхода из-под рабства египетских фараонов? Оказывается, что через пятьдесят дней трехмиллионный Израильский народ подошел к горе Синай. Об этом определенно сообщает нам Библия (Исх. 19:1-11). Тем, кто сомневается в этом, советую познакомиться с еврейским календарем. Но сам этот факт не имел бы никакого значения, если бы не последовавшее непосредственно за этим грандиозное событие особой важности. У горы Синай произошла встреча народа Божия со своим Создателем. Некогда на этом месте Господь Бог явился рабу Своему Моисею в горящем терновом кусте, где и призвал его в вожди народа Израильского.
Об этом мы читаем в книге Исход 3 глава 1-6 стихи. И вот теперь уже не один Моисей, но целый народ оказался на этом святом месте. И уже не из горящего тернового куста, но из пламени пылающей горы заговорил Господь Бог (Исх.19:17-19), читаем: «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом». Здесь Бог даровал Своему народу Закон (Тору), который в последствии был назван «Законом Моисея». «Сердцем» этого закона являлись десять заповедей, начертанных перстом Божиим на двух каменных скрижалях, названных «скрижалями завета» (Евр.9:4).
У горы Синай Бог заключил с сынами Израиля Свой завет (договор). Таким образом, обретя закон, народ стал собственностью Бога. И хотя Израиль еще не имел своего удела, соей территории, но все еще продолжал странствовать по пустыне, с момента получения Закона, он был уже организован как государство. Теперь я прошу отметить этот факт, ибо это было очень важно для нас, считающих себя новозаветным народом Божиим. Апостол Павел говорит, что ветхозаветные Израильтяне были только образы для нас, достигших последних веков (1Кор. 10:1-14).

БИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОКИ О ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Мы уже говорили выше, что ветхозаветная Пятидесятница была лишь тенью, падающей от настоящей Пятидесятницы, которая должна открыться в будущем. Об этом событии пророчествовали и древние пророки. Послушаем, что об этом говорит пророк Иеремия: «…убоимся Господа, Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы» (Иер. 5:24). (На еврейском языке «Пятидесятница» означает «седмицы»). Это как раз то, о чем мы говорим, т.е. и есть Пятидесятница. И как было сказано выше, праздник Пятидесятницы совпадал с жатвой в Израиле (октябрь месяц), а дожди, как мы знаем, сопутствуют обильному урожаю.
Дожди ранние и поздние - это особое благословение Божие для земли. Но об этих ли дождях предвозвещал через пророка Дух Святой? О простых ли седмицах? Или же об особых благословениях духовных, об излиянии истинно Небесних дождей и истинной жатве? Мы хорошо помним слова Спасителя, которые сказал Он своим ученикам: "Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве". И дальше продолжает: "Я послал вас жать" (Иоан.4:35-38). Жать, конечно, не земной урожай, но бесценные души человеческие - для Небесной житницы, в жизнь вечную.
Ловить не обычную рыбу послал Иисус учеников, но человеков (Мат.2:19). Также пророчествовали о дождях особых духовных благословений и другие пророки (Иез. 34:26; Ос. 6:3; Зах. 10:1 и т.д.). И уже совсем близки для нас слова пророка Иоиля: "И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь ранний и поздний, как прежде… И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего" (Иоил. 2:23-29).
Невозможно не обратить внимания на пророчества Иезекииля и Иеремии (Иез. 36:25-27; Иер. 31:31-33). Эти слова надо рассматривать в связи с Синайскими событиями, когда Господь Бог сошел в пылающем огне на гору Синай и вручил Моисею скрижали завета с десятью заповедями.

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВ

И вот, наконец, спустя 1.5 тысячи лет исполнилось то, о чем лишь "намеком" говорило Синайское событие, о чем один за другим предвозвещали пророки, и что они так страстно жаждали видеть исполнившимся. Повторилась новая Пятидесятница, но местом действия Бог теперь уже избрал не гору Синай, а святой город Иерусалим, гору Сион.
Господь снова пришел в огне, но не пылающей горы, а в огне Святого Духа. Исполнилось то, о чем предвозвещал Иоанн Креститель, когда говорил, что Иисус будет крестить Духом Святым и огнем (Лук.3:16). А Сам Спаситель однажды воскликнул: "Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лук. 12:49). Теперь читаем вторую главу Днеяний апостолов 1-4 стихи: "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".
Но перед тем, что произошло в этот день Пятидесятницы, совершилась всемирная Пасха – на Голгофском кресте была принесена святая жертва, был заклан уже не жертвенный агнец из стад овчих, но чистый и непорочный Агнец Божий – Спаситель всех человеков – Иисус Христос, Сын Божий. Только после этой истинной Пасхи через пятьдесят дней стало возможным явиться настоящей Пятидесятнице. Из описаний Луки видно, что Дух Святой сошел не в обычный день, но в предначертанный особый праздник седмиц. Дух Святой сошел на землю в "Свой День", точно также, как и истинная Пасха, т.е. смерть Иисуса Христа, была совершена также в пасхальный день 14-го Нисана.
Мы уже говорили, что в Израиле было три главных годовых праздника: Пасха, седмицы (Пятидесятница) и Кущи. И каждый из трех праздников указывал на Триединого Бога, Бога в трех лицах: Пасха указывает на Иисуса Христа, Пятидесятница – на Духа Святого, Кущи – на Бога-Отца.
До пришествия в мир Спасителя управлял миром через Своих представителей (пророков, священников и царей) Сам Бог-Отец. С пришествием же Христа Бог говорил в Сыне Своем (Евр.1:1-2). Со дня же Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на землю, настала деспинсация благодати для всех народов. Теперь мы читаем: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Откр. 2-3 гл.).
Первыми, кто удостоился принять Духа Святого как Личность, были 120 последователей Христовых, в числе которых были Апостолы и мать Иисуса Христа. Вы помните, как при освящении храма Соломонова слава Божия в виде облака наполнила место, где стояли на служении тоже 120 священников. Но теперь Дух Святой создал живой храм – Церковь Бога Живого. Новозаветняя Пятидесятница – день рождения Церкви!
Итак, наступила Новая эра в поклонении Богу. Теперь нет нужды стоять у горы Синай с каменными скрижалями в руках. Господь приглашает всех войти путем новым и живым прямо в "Сионскую горницу". Послушайте вы, кто еще надеется на исполнение закона, что говорит автор послания к Евреям: "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово… но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов…" (Евр. 12:18, 19, 22). И еще как говорит Ап.Павел: "Вы показываете собою, что вы – письмо Христово… написанное … Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2Кор. 3-я глава).
И это произошло впервые именно со 120-ю участниками собрания в Сионской горнице, когда перст Божий коснулся сердец собравшихся и начертал на их скрижалях огненными штрихами Святого Духа Свои Божественные тайны, выявившиеся в чудесном говорении на новых языках о великих делах Божиих.
С того времени миллионы искупленных душ пережили и продолжают переживать этот таинственный опыт.
Так в Иерусалимской горнице раскрылся подлинный смысл Синайского события – получения скрижалей завета, которое на евангельском языке называется крещением Духом Святым.
Иисус в беседе с Самарянкой сказал: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине… ибо таких поклонников Отец ищет Себе". Да, да, Он ищет тебя, кто бы ты ни был. Помните, я говорил, что с тех пор, как народ израильский получил Закон у горы Синай, он был организован как государство, хотя дети Израиля и были еще странниками на пути в обетованную землю. Теперь же, когда сошел Дух Святой в день Пятидесятницы, родилась Церковь Христова. И Бог приглашает тебя войти в Его живую Церковь через рождение от Духа Святого, Которого Он продолжает изливать через Иисуса Христа. В Послании к Титу об этом сказано так: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит. 3:5-6).