Домой / Лицо / Рождество Христово: даты, история, традиции. Рождество: откуда оно взялось? где оно происходит? Традиции празднования Рождества Христова

Рождество Христово: даты, история, традиции. Рождество: откуда оно взялось? где оно происходит? Традиции празднования Рождества Христова

Рождество Христово – великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет – это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалась в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших – смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные – 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь “упустил” 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную – великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события – Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют “Зимней Пасхой”, Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота – Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель”. Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее “Слава в вышних Богу!”. Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего – любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни – Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну (пряное благовоние) – им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти – это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об “усыновлении” Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: “Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами”.

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это – место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник – первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день – Сочельник. Сочельник – это “дверь”, открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост – это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов – почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва – для души, а пост для тела – важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда – сочиво и кутья. Слово “сочельник” как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого
Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особо место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары – золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества – Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это – та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери “Неопалимая купина”. Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды – это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил “новую звезду от Иакова”, поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп – это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп “приехал” в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить “наполовину язычников” или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным» .

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось “Вертепным действом”, а в Западной Украине просто “Вертеп”.

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент – это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово – 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества – по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры – за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь – это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли “мракобесным”, все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в на Рождество. В этот день читается молитва “Царю Небесный”. Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн “С нами Бог”. Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос – заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) – это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно “всенощное бдение”. Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году – на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это – благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие – краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество – это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта – гимнографы. Тропарь и кондак – не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

Кондак на Рождество

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары – плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила – ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это – светская традиция. Для православных христиан ель – прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево – отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа – красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель “привез” Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге “Щелкун орехов” (“Щелкунчик”) Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к “пережиткам прошлого”…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего – символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Своих близких старинными рождественскими открытками.

Даты Рождества Христова:

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Епископ Александр (Милеант)
  • Протодиакон Андрей Кураев
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)
  • Прот. Александр Шмеман

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: и

Рождественские колядки и песни

Видео

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот)

Проповеди

  • Свт. Василия Великий
  • свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Лев Великий ,

Предмет праздника и отношение праздника Рождество Христово к жизни христианской

Праздник Рождества Христова, совершаемый Церковью 25 декабря (7 января н.ст.), установлен в воспоминание Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. - Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4; 22-24). Если кто не родится свыше, - говорит Сам Спаситель, -не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3; 3). «Странное Рождество видевше, - воспевает посему Святая Церковь, - устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте".


Как появился праздник Рождество Христово

Праздник Рождество Христово получил свое начало в самые первые времена христианства. Он существовал в IV веке; ибо мы имеем многие беседы, говоренные на сей праздник отцами IV века. Существовал в III веке; ибо, по свидетельству Никифора, Максимиан в III веке сжег в Никомидии двадцать тысяч христиан, собравшихся в храм на праздник Рождества Христова. Существовал во II веке; ибо есть предание, что Телесфор, епископ Римский, который жил во II веке, установил совершать всенощное бдение пред праздником Рождества Христова; а что предание это верно, видно из того, что и теперь в Западной Церкви день пред Рождеством Христовым называется Vigiliae, по-польски Вилия. Упоминается о празднике этом еще в Постановлениях и Правилах апостольских; из чего должно заключить, что он получил начало еще во времена апостольские, какого мнения о нем были и отцы Церкви. Так, святой Златоуст говорит, что этот праздник есть весьма древний и давний: он был известен с самого начала и торжествуем от Фракии до населяющих Кадикс. Впрочем, в древние времена христианства Рождество Христово было празднуемо не в одно и то же время всеми; но Церкви Западные праздновали его в то время, в которое ныне оно празднуется всеми; а Церкви Восточные - одни праздновали его в месяце мае, другие - в апреле; Египетская же, Иерусалимская, Антиохийская и Сирийская совершали его 6 января, вместе с праздником Крещения Господня; и уже в конце IV столетия, когда были, проведены наиточнейшие исследования о дне Рождения Христова и найдено, или, по крайней мере, по согласию всех отцов Церкви принято, что этот день был 25 число декабря, праздник Рождество Христово отнесен и Восточными Церквами к этому дню; армяне же, в некоторых местах, и доселе празднуют эти два праздника вместе, 6 января, присоединяя к ним еще и Благовещение.

Некоторые думают, что Восточная Церковь отнесла праздник Рождества Христова к 25 декабря между прочим и для того, чтобы противоположить оный языческому празднеству Сатурналий, совершавшемуся в честь Сатурна в последних числах декабря. Мнение это основывают на одной "Беседе" Григория Назианзина, сказанной на Рождество Христово и направленной против этого празднества. Кроме этого, думают, что отделение праздника Рождества Христова от Богоявления направлено было против ереси евионитов, усилившихся в первых веках христианства и учивших, что «Иисус Христос был простой человек, пока во время крещения, через полное и всецелое Ему сообщение даров Духа Святого, не сделался Сыном Божиим». Оба эти мнения заслуживают уважения. Христиане, живя между язычниками, легко могли принимать участие в их празднестве, и настоятели Церкви ничем лучше не могли отвратить их от этого, как учреждением в то же время христианского торжества; а что касается до ереси евионитов, то простые люди из православных, празднуя вместе и рождение, и крещение Спасителя и называя праздник сей Богоявлением, действительно, могли заблуждаться, что Христос сделался Богом во время крещения; но настоятели Церкви, отделив празднество рождения Спасителя от празднества крещения, этим ясно для всякого показали, что Иисус Христос был Бог еще в рождении Своем.

Образ торжествования древними

Праздник Рождество Христово с самых древних времен христианства совершался Церковью с особенным уважением и торжеством. Златоуст в одной беседе своей называет его Митрополией всех праздников 2 . Посему в древности в этот праздник:

Народ приобщался Святых Тайн.

Господа давали свободу своим рабам.

Цари запрещали игры и публичные зрелища.

Запрещалось поститься. Сие последнее направлено было против некоторых еретиков, которые, по свидетельству Льва, папы Римского; постились в день Рождества Христова потому, что не верили принятию Спасителем истинной природы человеческой и почитали Его только по видимому воплотившимся, каковы были прискиллиане, следовавшие лжеучению Кедрона и Маркиона.

Во многих странах мира, празднование Рождества 25 декабря является высокой точки в год. Но почему? Может ли он иметь реальное значение для нас сегодня? Есть ли «реальное» Рождественское послание?

Празднование Рождества на Западе сегодня

Из года ноябрь нельзя забывать, что Рождество. Цветные огоньки украшают многие городские центры и магазины, наряду с блестящими украшениями и искусственным снегом нарисованы на витрины.

На улицах и в магазинах, “елки” (реальные или пластиковые вечнозеленых деревьев хвойных ‘), также будут украшены огнями и рождественские украшения.

Торговые центры стали занят, как подходы декабре и часто остаются открытыми до центра late.Shopping акустических систем системы будут играть “колядки” Рождество – традиционные рождественские христианские песни и группы людей часто поют колядки на улицах, чтобы собрать деньги на благотворительность. Большинство мест работы проведем краткое рождественской вечеринке примерно за неделю до Рождества. Хотя традиционные продукты питания Рождество едят, пьют (и многое из этого) означает, что небольшая работа будет сделана после вечеринки!
К середине декабря большинство домов также будут украшены елками, разноцветными огнями и бумажные или пластиковые украшения по комнатам. В эти дни, многие другие люди также украшают садовые деревья или стены домов с цветными электрическими огнями, привычка, которая уже давно популярны в США.

Во многих странах, большинство людей после рождественских поздравительных открыток своим друзьям и семье, и эти карты будут вывешены на стенах своих домов. В Великобритании в этом году, британский почтамт планирует обрабатывать более 100 миллионов карт в день, за три недели до Рождества.

Рождественские открытки

Обычай отправки рождественских открыток началась в Англии в 1840 году, когда государственные почтовые первый «Penny Post ‘начала поставок. (Помогший новой железнодорожной системы, государственной службы почтовой связи было революции 19-го века, всего как электронная почта является для нас сегодня.) Как печать методы улучшились, рождественские открытки были выпущены в больших количествах от примерно 1860. Они стали еще более популярными в Великобритании, когда карта может быть размещена в распечатанном конверте для одной половины копейки – половину цены обычное письмо.

Традиционно рождественские открытки показал религиозные картины – Марию, Иосифа и младенца Иисуса, или другие части рождественской истории. Сегодня, картинки часто шутки, зимние картинки, Дед Мороз, или романтические сцены из жизни в прошлые времена.

Старик с sack’Father Рождество “(или” Санта-Клаус “) стал человеческим лицом Рождества. Снимки будут всюду видел старика с длинной белой бородой, красным пальто и сумку игрушек. Детей учат, что он приносит им подарки в ночь перед Рождеством (или в некоторых странах 6 декабря – День Святого Николая), и многие дети в возрасте 7 или 8 действительно считаю, что это правда. В большинстве стран, он сказал, что он живет в районе Северного полюса, и прибывает по небу на санях (снег-Cart), запряженных оленями. Он приходит в дома через дымоход в полночь и мест подарки для детей в носках или пакета с их кровати или перед деревом семейного Рождества.

В магазинах или на детских праздниках, кто-то будет одеваться, как Дед Мороз и дать небольшие подарки детям, или спросить их, что они хотят подарков на Рождество. Рождество может быть время, магии и волнения для детей.

Кем он был?

Дед Мороз основана на реального человека, Святого Николая, что объясняет его другое название “Санта-Клаус”, которое происходит от голландского “Sinterklaas. Николай был христианским лидером из Мир Ликийских (в современной Турции) в 4-м веке нашей эры. Он был очень застенчив, и хотел дать денег бедным людям без их ведома. Он сказал, что в один прекрасный день, он поднялся на крышу дома и бросил кошелек с деньгами в трубу. Он приземлился в чулок которых девушки положили сушиться у огня! Это может объяснить, полагая, что Дед Мороз приходит в трубу и мест подарки в чулках детей.
День подарков

В странах английского языка, на следующий день после Рождества называется «День подарков». Это слово происходит от обычая, который начался в средние века около 800 лет назад: церкви откроют свои ‘коро милостыню “(ящики, в которых люди поместили подарки денег) и распространение содержания для бедных слоев населения в районе на следующий день после Рождество. Традиция продолжается и сегодня – небольшие подарки уделялось оказанию работников, например, почтовых работников и детей, которые доставки газет.

Понять смысл Рождества

Сегодня на Западе, не так много людей считают религиозный смысл Рождества. Большинство людей в Великобритании или Европе не пойдет на религиозное собрание церкви, даже на Рождество. Она стала оживленной гонке, чтобы тратить деньги на подарки, и будьте готовы в течение дня. В Великобритании, наши магазины открыты до позднего Сочельник и часто снова открыт на второй день с «продажи» по сниженным ценам. (Не много праздник для бедных работников магазина!) Гость из другого мира было бы думать, что Рождество был фестиваль богам Деньги и покупки.
Что вы хотите от Рождества Христова?

Многие люди надеются на более подарки на Рождество. Мы хотим, чтобы хоть как-то вернуться в то время в нашем детстве (или другой хорошо провести время в прошлом), когда жизнь была проще и больше смысла, до беды взрослой жизни прибыло. Мы уверены, что за все удовольствие и украшения, должны каким-то образом быть сообщение, нечто большее, некоторые ключ к жизни, надежды и счастья.

Так можем ли мы выйти за рамки способа Рождество отмечается сегодня, и найти никакого реального значения, любые сообщения для нашей сегодняшней жизни?

Как Рождество начать?

Начиная примерно с 400 г. н.э., христиане праздновали рождение Иисуса. «Христос» означает «мессия» или «Помазанник» – название, данное Иисусом – и «массы» был религиозный праздник.

На Западе сегодня, реальное значение Рождества часто забывают. Она стала не-религиозным праздником! Все больше детей верить в Деда Мороза, чем в Иисуса. Рождество является временем для еды и пить слишком много и смотреть телевизор.

Но реальная история Рождества находится в Христианской Библии. Сказано в двух разных книг: Евангелие от Матфея и Луки главах 1 и 2. Если у вас нет Библии, вы можете читать эти главы в Интернете. Можно подумать, что история рождения Иисуса, и то, как Запад празднует Рождество сегодня, кажется, не имеют много соединений.

Мэри говорит “да”

Copyright новые племена Эти главы рассказать, как родился Иисус, как у младенца Марии. Это был не обычный рождения! Она не была замужем, она была девственницей, (да, действительно!) И Ангел сказал ей, что она родит ребенка специальные. Ее муж-к-быть, Иосиф, ей не поверил сначала. Кто будет? Тогда ангел сказал ему во сне, что это правда! Наверное, никто не поверил. Поэтому, когда они должны были путешествовать из своего дома в Назарете в Вифлеем (близ Иерусалима), чтобы зарегистрировать свои имена с правительством правящей Roman, они, вероятно, избежал много жестких слов от других людей.

Прибытие в Вифлеем принес беспокоиться и расстроен: не было места для них, чтобы остаться в отеле. Был только пространство в конюшне – животное дома для путешественников “ослов и лошадей.

Иисус родился в ту ночь, и, как у них не было кровати для него, они использовали коробку кормления животных заполнены сухой травой животных ate.Christmas карт и фотографий сегодня сделать это все, кажется, очень хорошо. По правде говоря, она должна была грязной и пугающим для молодой пары, вдали от своего дома и семьи. Возможно, роды были преждевременными после стресса путешествие. Это было очень бедное место для Иисуса, чтобы начать свою жизнь на земле.

Божий план?

Христиане верят, что именно план Бога о том, что так произошло. Они говорят, что это показывает, что Иисус пришел как скромного, бедного человека, а не как сильный, богатый король. Они также утверждают, что рождение Иисуса было сказано много лет назад в книгах пророков.

Пятьсот лет назад, пророк Михей сказал:

“Но ты, Вифлеем, мал ли ты, из тебя произойдет Мне, тот, кто должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней древних времен.”

Пророк Исаия писал:

“Младенец родился нам! Сын дан нам! И он будет нашим правителем.

Он будет называться, “Замечательный советник”, “Бог крепкий”, “Отец вечности”, “Князь мира”. Его королевская власть будет продолжать расти, а его царство будет всегда жить в мире ….

Он будет править в качестве преемника царя Давида, основывая свою власть на праве и справедливости, отныне и до конца времен. ”

Это всего лишь два из многих пророческие слова, которые рассказали о рождении и жизни Иисуса, написаны сотни лет до его рождения.

Пастухи испугались

Hовые племена, в то время, овец фермеры были замечены другими людьми, как низко и не представляет ценности. Все же это было на эти пастухи, что рождение Иисуса впервые было объявлено в удивительный драматическим образом: “В ту ночь были некоторые люди, глядя за овцами в близлежащих полях Вдруг увидел свет великий, что это ангел, который сказал,..

“Не бойтесь. У меня есть хорошие новости для вас, и для всех людей. Кто-то был большим родились. Он есть Христос, великий Царь вы так долго ждали. Он спасет вас от всего, что не так и зло. Вы найдете его одетый в детскую одежду, лежал на ложе из сухой травы “.
История мудрецов

Когда же Иисус родился, мудрецы пришли посмотреть на него, из области, которая сейчас находится в Иран или Саудовскую Аравию. Хотя их часто называют “Три короля”, Библия не говорит, сколько их было, или что они были королями. Три только предположение, потому что они принесли с собой три подарка.

Золото, ладан и мирра

Они были, конечно, ученые люди – вероятно, сегодня мы бы назвали их философы или ученые. Они видели необычную новой звезды в небе, и знал, что он рассказал о рождении специальный короля. (Звезду они видели, было, вероятно, взрыв “сверхновой” и, как известно из астрономических записях.) Они следовали направлению звездой и в конце концов нашел место, где Мария, Иосиф и Иисус оставались. Чтобы принести честь ребенка, они принесли богатые дары: золото, ладан (смола, которая горит с красивым запахом) и смирну (растительное масло с очень сильным сладким запахом). Эти подарки, сообщите нам фотографии трех ключевых вещей об Иисусе:

Золото: подарок, пригодный для короля

Ладан: сожжены в поклонении Богу

Мирра: признак смертного человека-Несс – он был использован, чтобы похоронить мертвых
Иисус беженцев

Ирод, злой царь области, слышали о ребенке, видел в нем угрозу, и послал солдат, чтобы убить Иисуса. Но Бог сказал Иосифу во сне, чтобы взять Марии и младенца и бежать в Египет. Они жили там, пока царь Ирод умер, а затем вернулся, чтобы жить в Назарете. Мы ничего не читали больше о жизни Иисуса, за исключением одной истории, когда ему было 12 лет, пока он не достиг 30. Кстати, – отмечают одну важную вещь: Иисус не был белой европейской, и христианство не является религией Западной. Рождественские открытки из разных стран часто показывают Мария, Иосиф и Иисус в ландшафт этой страны, а также с расовой появления этой национальности, будь то черные африканские, индийские, или японский. Это хорошо и правильно – Иисус пришел, чтобы идентифицировать себя с каждой расовой группы. Он “обывателя” для всех нас.

Конец истории?

Вот газета мультфильма печатных несколько лет назад, показывая Дед Мороз читает историю Рождества с ребенком. “Но как же это закончится?” Ребенок просит. За ними, вы можете увидеть Креста (выполнение полюса), на котором Иисус был убит в возрасте 33 лет.

Иисус действительно был “человеком рождены, чтобы умереть”. Но это был не конец истории. Это продолжается до сих пор, и вы можете быть частью истории, если хотите.

“Но как же это закончится?”

Никакое другое лицо не имело такой эффект на человеческие жизни, как Иисус. Он вернулся к жизни, и миллионы говорят, что они познали Его сегодня, как друга и помощника в их жизни. Вы обязаны сделать это ради себя, чтобы узнать больше о Нем. Тот, Кто Он утверждал, что? Может ли он помочь нам в нашей сегодняшней жизни? Вам нечего терять! Рождество это время, чтобы остановиться и подумать об этих важных вопросов.

Рождество в Cyperspace Подробнее о реальном значении Рождества. Топ сборник рассказов, стихи, классическая литература, календари, традиции и обычаи, музыка и колядки, драмы, клипарт и многое другое.

Ищете смысл Рождества Еще один очень полезный сайт с много ссылок и много информации на каждой части Рождество. Большой раздел на рождественские обычаи и во многих других странах.

Традиционные цвета Рождества.

“Святого Николая: узнать правду о Санта Клаусе” Став взрослым, мы уже открыли для себя правду о Санта – но многие дети до сих пор удивляюсь, с мирового вопросов. Что вы им сказали? Никольская сайт создан, чтобы помочь. Свято-Николаевский центр хочет помочь вашим детям узнать о реальных “Святого Николая, нищелюбец и покровителя детей Дети будут наслаждаться играми и весело -., И вся семья получит глубокую перспективу на реальный Санкт- Ник!

Рождество Христово – излюбленный праздник доброй половины мира. Если в России, Украине и прочих постсоветских странах главную роль играет Новый Год, то, к примеру, в Америке, самым долгожданным является именно Рождество.

Надо отметить, что до такой степени богатой, загадочной и многовариантной истории не имеет, пожалуй, ни один праздник. История Рождества Христова скрыта в другом, еще более давнем празднике под названием Богоявление. Это связывалось с приходом в наш мир младенца Иисуса, сына Марии. Впервые начали этот день отмечать и, соответственно, праздновать, еще во втором веке нашей эры в Египте. До этого времени никаких истоков, упоминаний и вообще любого рода информации о данном дне нет. Спустя двести лет эта традиция распространилась и на другие страны мира, где также стали отмечать этот день особым вниманием. А спустя еще сотню лет праздновать Богоявление стали и стране молодых колоний и нового мира – Америке.

Но сам по себе этот праздник более, чем странный ведь он посвящен не только самому факту рождения Иисуса, но и еще двум. Речь идет о времени, когда перед ним появились волхвы с дарами, а также моменту его крещения в реке Иордан. По времени все это происходило не то что не в один день, даже не в один и тот же день разных годов. Но отмечалось все в один день. Считалось, что в это время Христос родился.

Примерно в конце пятого век Рождество Христово, как отдельный, самостоятельный праздник стали отмечать по всему миру. Прочие два события, связанные с богоявлением, в самостоятельные празднования так и не выделились, в эти дни просто проходят тематические службы в церквях.

По григорианскому календарю Рождество надо праздновать двадцать пятого декабря, то есть, даже до наступления Нового Года. В это время празднуют его римские католики, а также протестанты, которых особенно много в Шотландии.

Православная церковь этот календарь не признает и по сей день, а числит время по новоюлианскому. Собственно говоря, в ночь с шестого на седьмое января мы и отмечаем этот светлый праздник. Разница между юлианским и григорианским календарями составляет две недели.

Но православная церковь старалась избегать совпадений своих праздников и тех, которые отмечались в разрезе предыдущих религий. Так, ранее двадцать пятого декабря отмечался день рождения одного из главнейших древнеиранских богов Митры. Но вот армянская церковь Рождество, как, собственно, в древней Церкви, празднует шестого января в один день с Крещением Господним и под старым названием Богоявления.

Если говорить о том, как появилось Рождество, то стоит немного углубиться в саму суть происходящего. Так, в городе Вифлееме родился младенец Иисус у бедных Иосифа и Марии, притом, событие это имело место в хлеве. Новорожденного младенца мать поместила в ясла так как ни колыбели, ни пеленок, ничего такого у нее при себе, разумеется, небыло. Сразу же на небе загорелась звезда, названная потом одними очевидцами Вифлеемской, а другими, соответственно, Рождественской. Нашлось объяснение и тому, почему же младенец родился в пути и в походных условиях. Дело в том, что незадолго до того, как младенец появился на свет, государь Рима решил делать очередную перепись населения.

И в связи с этим всем тем, кто жил не в городах, а в селах и селениях, надо было явиться в срочном порядке в город поблизости, чтобы их отметили. Это было сделано для того, чтобы посчитать сколько всего нарду здесь живет.

Иосиф и его молодая жена Мария, с которым ее обручили против ее воли, жили довольно далеко от больших населенных пунктов, но ближайшим, в нескольких днях пути, был Вифлеем. Туда-то они и отправились с данной целью. Благая весть о том, что на земле родился священный, благословенный ребенок, разнеслась по всему Иерусалиму и на утро пришла вельможи поклониться дитяти. Первыми, как говорилось, свое почтение засвидетельствовали волхвы. Но так события описывает евангелист Лука. Прочие же два, сказания которых так же были взяты за основу Библии, о данных событиях вообще умалчивают.

Историю самого праздника Рождества можно с уверенностью назвать историей возрождения традиций. Ведь если на Новый Год просто веселятся, то в этот день, точнее, вечер, принято ужинать совершенно особым образом. Согласно нашей, славянской интерпретации Свят вечера, на столе должны быть двенадцать блюд, но все они – постные. Ужинать садиться нужно только тогда, когда на небе загорелась первая звезда. Именно с этого праздника, точнее, способа его празднования, берет свое начало так званый Вертеп. Он похож на костюмированное представление, нечто на подобии театра под открытым небом. В это же время принято было ходить посыпать, рассказывая колядки, а также щедровать. Каждому дому желали богатства и процветания толпы детей, идущие от одного к другому в поисках награды в виде конфет. Эта традиция приходится по душе и современным детям. В этот вечер принято гадать, особенно, если предметов этого гадания будет будущий брак и любовь.

Незадолго до рождества на Руси наступало совершенно особенное, волшебное время – Святки, когда любой звук, любое событие или наоборот, его отсутствие приобретало особенное значение и было свидетельством чего-то в будущем.

У католиков оно отмечается 25 декабря, у православных - 7 января (по новому стилю). Согласно библейской легенде, именно в ночь с 6 на 7 января в Вифлееме у непорочно зачавшей Девы Марии родился сын Иисус. Рождество Христово - праздник не светский, международный, межнациональный. Христианская религия - одна из самых распространенных на Земле. Сегодня чуть больше четверти населения всего является христианами, потому смело можно сказать, что Рождество отмечается повсеместно, на всех континентах.

Согласно небиблейским источникам, история Рождества начинается в 4 веке н.э. и никак не связана с истинным рождением человека-бога. В древности точная дата являлась предметом спора многих церковных авторов. До сегодняшних дней дошли тексты греческого теолога Климента Александрийского (150-215 г. г.), в которых указана настоящая дата рождения Христа, и это отнюдь не 25 декабря. Согласно произведению богослова, Иисус Христос появился на свет 20 мая. Появление связано с Римской католической церковью. Выбор даты его празднования, как считают многие историки, не случаен. Во времена язычества 25 декабря отмечался праздник Рождения Солнца Непобедимого, связанный с увеличением после зимнего солнцестояния. Католическая церковь привнесла в празднование дня Рождения Солнца новый смысл. Отныне рождение Солнца и рождение Христа стали практически синонимами. С течением времени и с распространением христианства о первом вообще забыли.

В городе трех религий - Иерусалиме, на Кипре и в Александрии вплоть до 6 века Рождество Христово праздновалось одновременно с еще одним важным христианским праздником - Крещения Господня (6 января). Сегодня эта традиция сохранилась лишь на территории Армении.

На протяжении последних ста лет историками и учеными найдено множество артефактов, свидетельствующих о том, что праздник Рождества был одинаково высокопочитаем на территории разных стран, в которых преобладало христианство. Это и храм, возведенный в честь рождения Христа на месте Вифлеемской пещеры по приказу царицы Елены, это и поучения богословов 4 века, написанные именно в Святой день, это и заметки о повсеместном праздновании Рождества в

Древняя Церковь почитала Рождество Христово наряду с Пасхой. В храмах всех христианских стран мира в этот день совершалось великое празднество, которому предшествовал сорокадневный Рождественский пост. Канун Рождества (день перед праздником) носил название Сочельника и предполагал строжайший пост. В этот день года всем христианам разрешалось питаться лишь размоченными в воде хлебными зернами. В рождественскую ночь в церквях и храмах совершались песнопения и служения трех месс (ночью, утром и днем). Последние получили название Ангельской, Пастырской и Царской.

Современные рождественские праздники отмечаются несколько иначе. Сегодня Рождество - это, прежде всего, семейный праздник, предшествующий началу нового года (либо как в нашей стране, завершающий его празднование), связанный с получением подарков и поздравлений от близких. В России святая рождественская ночь наступает с 6 на 7 января. В это время во всех православных храмах страны идут праздничные богослужения. Во многих странах мира Рождество является синонимом благотворительности. В европейских городах в дни рождественских каникул открываются столовые для малоимущих граждан, в крупных торговых центрах проводятся дни праздничных распродаж. В последние десятилетия особо популярными стали рождественские пожертвования в различные благотворительные фонды.

Рождество - праздник добра, мира и всепрощения. Именно в этот день мы все становимся немного детьми, независимо от того, верим в Бога или нет, и ждем какого-нибудь чуда. А чудеса, как известно, случаются только с теми, кто в них действительно верит.