Домой / Лицо / Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей. Театрализованная деятельность, как средство развития

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей. Театрализованная деятельность, как средство развития

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Творческие игры дошкольников.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним .
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.(С.А.Козлова, Т.А. Куликова)
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;


-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);


- отдельные упражнения по этике;


- упражнения в целях социально- эмоционального развития детей;


- игры-драматизации.


Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

- совершенствование познавательных процессов.

Классификация творческих игр.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способсвуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
Большинство исследователей
приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству
и
часто называют их «творческими» ( М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин. Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

    роль (определяющий компонент)

    игровые действия

    игровое употребление предметов

    реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.).
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интереснойдеятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность.Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов
(Д.В. Менджерицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова , но они приближаются к нему . Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили).

В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка. (С.А.Козлова, Т.А Куликова).

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.Это объясняется двумя основными моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во - вторых очень тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров.
эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).
Л.В.Артемова выделяет игры – драматизации и режиссерские игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой . Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.

Из опыта работы

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Чекунова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ № 61,

г. Апатиты Мурманской обл.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи»

(Лев Семенович Выготский)

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.

Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи » осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  • умении вслушиваться в текст;
  • улавливать интонации;
  • особенности речевых оборотов;
  • четко, последовательно излагать мысль;
  • самостоятельно пересказать текст;
  • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Задачами работы по театрализованной деятельности являются:

формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;

— формировать грамматический, лексический строй речи;

— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.

Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:

«Центр игры»

В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

«Центр театра»

В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

«Центр речевого развития»

В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:

  1. Работа с детьми, которая включала в себя:

— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);

— практико-ориентированную направленность в реализации задач.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
  • речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
  • упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
  • придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
  • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • показ театрализованных представлений, спектаклей.

Детское художественное творчество носит поэтапный характер

На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

  1. Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на

свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

  1. Работа с родителями

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

— «Родительские посиделки».

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

  1. Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.

В процессе работы были проведены:

— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).

— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».

— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.

— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».

Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:

— Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».

— Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.

— Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

— Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).

— Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».

— Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).

— Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.

При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.

На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.

По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Театрализованная деятельность, по сути своей синтетическая, естественно объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности. Для педагога здесь открывается возможность реализовать в этой форме любое содержание, только нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдений, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования». Пространство нашего «архитектурного» строения трехмерное, объемное, и в нем нужно выделить эти основные «несущие» стороны:

  • -вертикальное направление - обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;
  • -горизонтальное направление - обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции;
  • -третья составляющая - развитие внутренних, психических процессов у детей в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода).

Естественно, что любой проект требует разработки и согласования, то есть принимают участие все специалисты ДОУ. Логопед отбирает нужный речевой материал, воспитатель разрабатывает тематику занятий по изобразительной деятельности, экологии и математике и др., музыкальный руководитель - тематику музыкальных занятий и т. д.

Работая над спектаклем, в первую очередь важно определить основной репертуар и необходимый вспомогательный материал.

Необходимо включение репертуара в различные формы работы с детьми - как фронтальные, так и индивидуальные. Желательно продумать распределение педагогического руководства между воспитателями и музыкальным руководителем. Необходима координация всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.

Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся «внутри» нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрители, получится, возможно, ощущение проживания другой реальности, другого опыта.

В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Но при этом нельзя забывать, что она может быть не только «лекарством», но и «ядом», как наркотик.

Так, например, опасно прививать маленькому ребенку «звездную болезнь», воспитывать у него желание демонстрировать всем свои таланты, ждать похвалы и награды за игру. Также опасно, когда ребенок настолько входит в образ, что пребывает в нем длительное время и иногда начинает путать свое «я» с ролью (это уже один из симптомов шизофрении).

С другой стороны, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Использование театрально-творческой деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Важно, чтобы педагог понимал глубинный смысл своей деятельности и мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня?

  • 1. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
  • 2. Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка.
  • 3. Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность.
  • 4. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
  • 5. Театрально-творческая деятельность (как и любая другая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи - эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому, что очень важно в нашей жизни.
  • 6. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

Театрализованная деятельность детей может быть организована:

  • -в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
  • -в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
  • -как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» - концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Для восприятия и создания художественного образа требуется проявление таких способностей, как воображения, умение жить радостью и печалью героев театрализованных представлений.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

В зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Так, например, в группе для детей 2 - 4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5 - 7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и др.

Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных задач:

  • -развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • -создание атмосферы творчества;
  • -социально-эмоциональное развитие детей.

При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети «вынуждены» вспоминать текст и представлять определенный образ.

После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

  • -во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
  • -в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
  • -в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
  • -в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки.

На начальном этане работы по театрализованной деятельности педагогам предлагается включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

Одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • -выбор детьми роли по желанию;
  • -назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • -распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • -проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

  • -что делать, если ролей не хватает на всех детей;
  • -кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий (10-12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей -несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети - в большинстве случаев - хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности и привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы «прилипает» к нему, и в конце концов к этому ребенку начинает складываться определенное отношение. Поэтому целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжение мышц:

  • -«рубить» дрова;
  • -нести очень «тяжёлый» чемодан.

Упражнения на расслабление мышц:

  • -«заснуть» на стуле;
  • -сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды.
  • -повтори движение.

Все дети встают в круг. По очереди дотронуться до плеча соседа. Положить голову на плечо соседу. Погладить соседа.

Упражнение на развития воображения:

Передавать друг другу кубик со словами «лягушка».

Упражнения на развитие мышления и памяти:

-«Едем к бабушке в деревню»:

Все действия присоединяются по одному, постепенно.

Едем к бабушке в деревню чух-чух (руками показывают поезд)

Остановка ш-ш-ш

Спустились со ступенек, идут по лесенке чоп-чоп (хлопают ладошками по коленям)

Далеко до бабушки идти у-у-у (козырек).

Но надо. Топ-топ (хлопки по коленям)

Постучали. Тук-тук (стучат)

Дверь открыта у-и (скрипят, открывают дверь)

Зашли. Топ-топ. (хлопки по коленям)

Бабушка встретила. Целует. Мц-мц. (Целуют вправо, влево).

-«Переглядки»:

Дети стоят в кругу. Ищут взглядом того, кто на них смотрит. Кивают друг другу и меняются местами. Важно: не сбивать друг друга, уступать; терпеливо ждать пока на вас посмотрят; играть в тишине.

-«Наши алые цветочки»:

Наши алые цветочки (Соединить ладони «Змейка» вверх)

Распускают лепесточки. (раскрыть ладошки)

Ветерок чуть дышит (Дуть на пальцы)

Лепестки колышет (Шевелить пальцами)

Наши алые цветочки (По одному загибать пальцы)

Закрывают лепесточки.

Головой качают (2 кулачка)

Тихо засыпают.(1 кулачок)

Утром рано все цветки

Вновь распустят лепестки.

Упражнения на развитие интонационной выразительности:

-«Мы поставим в печь пирог»;

Мы поставим в печь пирог. (Протянуть руки вперед).

И достанем из печи. (Убрать руки на себя).

Из труды идет дымок (Круговое движение рукой снизу вверх).

Такой приятный. (Ладошки кверху).

Там за лесом, (показать руками крышу) у реки (волнообразное движение рукой).

Пекарь Булочка живет. (Показать большой живот).

По утрам печет пирог (печь пирожки) он ароматный. (Вдох. Руки в стороны.).

Сказать как старушки Бабки-ежки. (Сгорбиться, руки дрожат, голос дрожит, ехидный взгляд).

Сказать как лисичка. (Показывая лапки, виляя хвостом, двигая плечами, строить хитрые глазки).

Произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д.) слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др.

Творческие упражнения:

Поиграй с моей игрушкой;

Детям раздают игрушки. Кому не хватило - хлопают.

Под музыку дети ходят и танцуют игрушками.

Музыка закончилась.

Дети: «Погуляй с моей игрушкой» - отдают детям у кого нет игрушки.

-«По полянкам и по кочкам».

Под музыку игрушки прыгают по кочкам; с кочки на кочку; через кочку, вокруг кочки

-«Многоэтажный дом».

Здравствуй мышка (машут крыльями)

Здравствуй птичка (показывают мышиные лапки)

У тебя большой дом (машут крыльями)

Нет маленький (лапки)

Нет большой (машут)

Нет маленький (лапки)

У тебя подвал есть. (говорят тихо)

Первый этаж (усиливают звук)

Второй (еще сильнее)

Третий (громче)

Четвертый (еще громче)

И т.д. до десятого этажа, усиливая звук.

Чердак (очень громко)

Затем назад до подвала. (Постепенно затихают)

Подвал (шепотом)

Упражнения развитие детской пластики:

-«Жила-была змейка».

Жила-была змейка (Плавное движение правой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

В другую сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого.(покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползла другая змейка. (Плавное движение левой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого. (покачать кистью)

В другую сторону. (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползли обе змейки. (Плавные движения двумя руками)

Посмотрели в одну сторону (повернуть кисти в разные стороны)

Нет никого. (покачать кистью)

Посмотрели в другую сторону. (Повернуть кисти в центр)

«Здравствуй, змейка, как дела» (змейки открывают ротики - смыкать, размыкать пальцы)

«Голова пока цела» (говорит другая рука)

«Давай песенку споем?»

А теперь низким.

«Что-то ты плохо поешь?»

«Нет ты!»

«Нет ты!»

Кто кого обидел первый?

«Ты меня»

«Нет ты меня»

Кто кого ударил первый?

«Ты меня»

«Нет ты меня»

Вы же раньше так дружили?

«Я дружил»

«И я дружил»

Что же вы не поделили?

«Я забыл»

«И я забыл»

Игры-драматизации:

Отгадать лепим снежки; зуб болит; бабушка старенькая хромает; холодно мерзнут ноги.

Театрализованные игры:

-«Мы большой построим дом».

Образуют круг.

Мы большой построим дом

Заживем все вместе в нем.

Дети собираются, двери закрываются.

Двери открываются, сказка начинается.

Тук-тук-тук (стучат кулачками у правого ушка)

Тук-тук-тук (стучат у левого ушка)

Кто стучится в гости вдруг?

Может к нам пришел зайчишка?

Прыг-скок. (Прыгают как зайчики)

Прыг-скок.

Может косолапый мишка?

Топ-топ, топ-топ. (Ходят вразвалочку)

Может рыжая лиса?

Чоп-чоп, чоп-чоп. (показывают лапки, хвостик)

Вот какие чудеса! (Развести руки в стороны).

Важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: перечисляет...» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театрализованные игры - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей.

Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет .

Театр дает возможность ребенку проявить себя в различных видах деятельности: песенном, танцевальном, игровом.

Театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. С самых ранних лет ребенок стремится проявлять творчество. Поэтому так важно создать в детских коллективах атмосферу свободного выражения мыслей и чувств, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст, произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка-пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «передали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображения особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И это следует сделать в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано или поздно входят аудиовизуальные средства информации (телевизор, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченных, потому что ему преподносится образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения) .

Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованный игре думают о воздействии других людей. Их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализованных игр.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д.

На интерес к театрализованным играм у детей возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль родителям. Также, на протяжении всего дошкольного детства детский интерес поддерживается осознанием успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе.

В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И.Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст, произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как в сказке «Теремок» лиса строила ледяную избушку. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети должны сами придумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае, требуется выбрать любое событие из сказки и, молча, разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря таким игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то получается: удачно сказал реплику зайца в той же сказке «Теремок», выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т.п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Старшие же дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.

Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов и т.д. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение спектакля. С помощью педагога дети решают, кого пригласить. Это могут быть родители, воспитанники других групп, педагогический и обслуживающий персонал.

Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавая условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Разнообразие тематики средств отображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности дошкольника, развития творческих способностей детей.

Такое разностороннее влияние на все стороны личности ребенка, на развитие его творческих способностей будет эффективным, если руководство театрализованной игрой будет правильным и позволит сохранить всю прелесть её творческого характера.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А.Сухомлинский) .

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965),- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Почему прежде всего «организация», а не «содержание»? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.