Домой / Для голубых глаз / Что случилось 12 августа. Знаменательные события мира музыки – дни памяти

Что случилось 12 августа. Знаменательные события мира музыки – дни памяти

Основывая на нем свое учение. В основном труде «Свод философии» (1658) разделил философию на три части: 1) логику, в которой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в которой, обосновывая атомистическую теорию, Гассенди доказывал объективность, несотворимость и неуничтожимость пространства и времени; 3) этику, где Гассенди выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность». Гассенди принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии (о прохождении Меркурия по солнечному диску, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырех, открытых ранее, и др.) и труды по истории науки. В исторических условиях 17 века Гассенди сыграл прогрессивную роль как философ и ученый. Однако его материализм был непоследовательным, в его концепции присутствует ряд религиозных идей. Он признавал, например, бога творцом атомов, считал, что помимо материалистически понимаемой «животной души» у человека имеется еще сверхчувственная «разумная душа».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 81.

Гассенди (Gassendi) Пьер (22. 1. 1592, Шантерсье, близ Диня,- 24. 10. 1655, Париж), французский философ-материалист. Профессор философии в коллеже Экс-ан-Прованса, откуда за философские убеждения был удалён в 1623 году иезуитами. С 1626 года каноник, а затем настоятель собора в Дине. Гассенди занимался также астрономическими и математическими исследованиями. С 1645 года Гассенди переселился в Париж, где был профессором математики Королевского коллежа. В Париже Гассенди встречался с Ф. Бэконом , Т. Гоббсом , Г. Гроцием , Т. Кампанеллой .

Первая философская работа Гассенди - «Парадоксальные упражнения против аристотеликов» (изданная анонимно в 1624, рус. пер. 1968) - памфлет против схоластического псевдоаристотелизма. Гассенди ставил задачу разработки философии на научной основе, усматривая последнюю в атомистическом материализме Эпикура, приведённом в соответствие с открытиями естествознания. Основные философские труды Гассенди - «Свод философии» (рус. пер. 1966) и «Свод философии Эпикура» (рус. пер. 1966) - были опубликованы лишь посмертно в 1658 году. «Свод философии» состоит из трёх частей: «Логика», «Физика» и «Этика». В «Логике» Гассенди придерживается принципа материалистического сенсуализма, служащего фундаментом его гносеологическое учения. В «Физике» отстаивает материальное единство мира, состоящего из многообразия самодвижущихся атомов. «Этика» Гассенди, следуя эпикуреизму, рассматривает счастье как высшее благо, утверждает нераздельность счастья и гражданской добродетели, основанной на «благоразумии» - критерии блага. Философия Гассенди имела своеобразную форму учения о двойственной истине. Согласно Гассенди, истина обнаруживается благодаря двум различным источникам света - доказательству и откровению; первый из них основан на опыте и разуме, освещающих естественные явления, второй - на божественном авторитете, освещающем явления сверхъестественные. По словам К. Маркса, там, где Гассенди отступает от материалистического учения Эпикура, «...он делает это для того, чтобы не противоречить своим религиозным предпосылкам» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 44). Однако этот компромисс не избавил Гассенди от суровых нападок ортодоксальных теологов и долголетнего пренебрежения историков философии.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, v. 1-β, Lugduni, то же, v. 1-6, 1658; Floren-tlae, 1727; в рус. пер.-Соч., т. 1-2, М., 1966-68.

Литература: Коньо Ж., П. Г.- возобновитель эпикуреизма, «ВФ», 1956, M 3; Быховский Б. Э. , Гассенди, М., 1974; Rосhot В., Les travaux de Gassendi..., P., 1944; P. Gassendi, 1592-1655. Sa vie et son oeuvre, P., .

Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными. Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что эпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек, - это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: "Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья" [Соч. Т. 1. С. 318]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Метафизическая система Декарта была подвергнута критике с материалистических позиций ещё в первой половине XVII века Основным противником учения Декарта о врождённых идеях выступил крупнейший представитель материалистического направления во французской философии XVII века, выдающийся мыслитель и учёный-естествоиспытатель Пьер Гассенди (1592-1655).

Маркс следующим образом охарактеризовал эту идейную полемику: «Метафизика XVII века, главным представителем которой во Франции был Декарт, имела со дня своего рождения своим антагонистом материализм. Материализм выступил против Декарта в лице Гассенди, восстановившего эпикурейский материализм» *. Гассенди, ещё в 1624 г. написавший работу под названием «Против аристотеликов», выступал союзником Декарта в борьбе против средневековой схоластики. Вместе с тем он подверг резкой критике дуалистический характер философии Декарта, стремление последнего противопоставлять сознание и материю. Гассенди материалистически разрешал вопрос о соотношении мышления и бытия и объявлял основным источником познания чувственный опыт.

В своём учении о строении материи Гассенди исходил из взглядов Эпикура. Он учил, что материя вечна и неразрушима, видел в пространстве и времени объективные категории действительности, настаивал на их бесконечности. Утверждая право человека на земное счастье, оправдывая его стремление к удовлетворению своих потребностей, Гассенди следовал за Эпикуром и в вопросах этики. Свои этические воззрения Гассенди сознательно противопоставлял аскетическому мировоззрению, насаждавшемуся церковью. Представители реакционного лагеря, стремясь любой ценой опорочить эпикурейскую философию Гассенди, обвиняли её в безнравственности. В своих трудах (основной из них - «Система философии» - был издан уже после смерти философа, в 1658 г.) Гассенди ставил своей задачей разбить эти попытки и восстановить подлинно гуманистический облик моральных воззрении Эпикура.

В своих философских устремлениях Гассенди не был последователен. Сильные материалистические тенденции соединялись в его философии с уступками теологии, с признанием божественного провидения. Однако эти уступки носили в значительной мере внешний и вынужденный характер.

Несмотря на наличие определённых противоречий, философия Гассенди сыграла весьма значительную историческую роль. Очень плодотворным было, в частности, её воздействие на развитие передовой французской литературы. Последователем Гассенди был такой своеобразный и прогрессивный писатель, как Сирано де Бержерак. Серьёзное влияние оказало учение Гассенди на мировоззрение Мольера и Лафонтена. Таким образом, влияние Гассенди в литературной жизни страны связано в первую очередь с развитием реалистических тенденций и становится поэтому особенно ощутимым во второй половине XVII века.

Примечания

* К. Маркс, Святое семейство, или Критика критической критики , К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., т. 2, стр. 140.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 242-243.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Opera omnia.v. 1-6. Lugduni, 1658;

Соч.,т. 1-2. М., 1966-68.

Литература:

Быховский Б. Э. Гассенди. М., 1974;

Коньо Ж., П. Г.- возобновитель эпикуреизма, «ВФ», 1956, M 3;

Brett G. S. The philosophy of Gassendi. L., 1908.

Rосhot В., Les travaux de Gassendi..., P., 1944; P.

Gassendi, 1592-1655. Sa vie et son oeuvre, P., . Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными. Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что эпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек, - это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: "Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья" [Соч. Т. 1. С. 318]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

В своих произведениях Гассенди активно выступает против схоластических философствований, которые ничего не дают. Отдавая должное глубине мышления Аристотеля, он подвергает критике его идеи, так как полагает, что значение Аристотеля преувеличено и что схоласты сделали из него идола.

Гассенди боролся против догматизма, считая, что опытно-дедуктивным путем мы достигаем относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, а рассудок - это опосредствующее звено между ощущениями. Заблуждение возникает тогда, когда рассудок действует неверно. Для Гассенди даже аналитическое положение (например, «целое больше части») является эмпирическим.

С этих позиций Гассенди выступал против рационализма Декарта, полагая, что Декарту не удалось доказать очевидность и самодостаточность человеческого ума. Он писал в «Новых возражениях на "Ответы"« Декарта: «Зная об уме только то, что он - мыслящая вещь, ты и подобен слепому, знающему о Солнце лишь то, что оно - вещь греющая» [Соч. М., 1968. Т. 2. С. 760].

Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными.

Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что зпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек,- это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: «Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья» [Соч. М., 1966. Т. 1. С. 317]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

Отличное определение

Неполное определение ↓