Домой / Для голубых глаз / Что такое любовь: стадии, любовь и страсть, факты. Любовь и влюблённость

Что такое любовь: стадии, любовь и страсть, факты. Любовь и влюблённость

На вопрос «Что такое любовь: кратко и ясно?» большинство людей ожидают услышать, что любовь — это болезнь, яд, необъяснимая привязанность, которая со временем проходит. Но с высоты 29 лет своей любви я хочу сказать, что категорически с этим не согласна.

Настоящая любовь — это прежде всего бескорыстное служение любимому человеку и ежедневная забота. Настоящая любовь не проходит, а растёт со временем, как снежный ком, который двое влюблённых катят перед собой по своей жизни.

Со временем начинаешь понимать, что ты любишь своего родного человека, не потому что у него голубые глаза или потому что он круто водит машину , а потому что он нежно заботиться о тебе и о ваших детях. И «нежно заботится» только звучит так мимимишечно , а на самом деле это многотрудная работа.

И это не просто моё мнение , основанное на моём опыте. В древние времена люди по-ругому понимали, что такое любовь. А именно: под любовью они понимали бескорыстное служение, а не романтику отношений. Именно потому они пропускали многие стадии любви, характерные для нашего эгоистического общества — стадии притирок, ссор, самоутверждения. Они сразу переходили от романтической стадии к стадии служения , а затем, к стадии настоящей любви.

Чтобы стала более понятна моя мысль, давайте рассмотрим, что такое любовь с точки зрения психологии в современном мире . Рассмотрим 7 стадий, которые проходит каждая любовь. Дочитайте эту коротенькую статью до конца и Вы узнаете о любви что-то новое .

1-я стадия любви — влюблённость.

1-ю стадию точно все знают — это так называемый «конфетно-букетный период». В этот период ты не замечаешь никаких недостатков у своего возлюбленного. Он кажется тебе идеальным.

2-я стадия любви — привыкание.

Проходит некоторое время и ты уже не так волнуешься и не так восхищаетесь своим любимым. Ты начинаешь воспринимать его более адекватно.

3-я стадия любви — притирка.

Я не открою Америку, если скажу, что во время притирки у большинства влюбленных начинаются первые ссоры. Вы сами, наверняка, проходили эту стадию. Здесь, думаю, всё зависит от размера эго у каждого из влюбленных.

Как известно, людей без недостатков не бывают. Именно на этой стадии многие начинают видеть только недостатки своего партнера. Недостатки и раньше были, но просто на стадии влюбленности благодаря физиологическому и гормональному состоянию влюблённые их не замечали.

Именно на этой стадии, влюбленные чаще всего расстаются , так и не узнав, что впереди их ожидают самые интересные и самые главные стадии их любви . И целая жизнь впереди!

4-я стадия любви — стадия терпения.

Благодаря стадии терпения (которая может длится у некоторых несколько лет), претерпев до конца все неудобства и даже боль, влюблённые получают награду — переходят на следующую стадию. Стадию служения, когда понимаешь, что есть что-то важнее, чем доказывать свою правоту и отстаивать свое мнение.

5-я стадия любви — служение.

На этой стадии получаешь удовольствие от бескорыстного служения, бескорыстной заботы о своём любимом. Настоящая любовь — это не стремление ПОЛУЧАТЬ что-то от партнера, а стремление служить друг другу.

6-я стадия любви — дружба.

Стадия служения переходит в стадию дружбы, когда они претерпели все притирки, им хорошо и комфортно вместе, они говорят на одном языке, понимают друг друга с полуслова. Вы удивитесь, когда узнаете, в какую следующую стадию переходит стадия дружбы.

7-я стадия — НАСТОЯЩАЯ любовь.

Это настоящая награда для тех, кто преодолел все предыдущие стадии. Вы становитесь одним целым. Вы как-будто связаны невидимой резинкой. Многие исследования показывают, что люди, прожившие много лет в любви, имеют даже синхронизированные показатели пульса, давления и т.д.

Особенно ярко такая любовь проявляется в беде, когда ты готов отдать всё, даже свою жизнь , чтобы спасти своего любимого.

Уверяю Вас, это не просто моё мнение, основанное на моём опыте. Об этом говорят многие известные философы и писатели. Вот только несколько цитат:

В древние времена люди не тратили столько времени на стадии ссор, притирок, терпения, потому что они по-другому понимали любовь. А именно: как самоотвержение, как бескорыстное служение друг другу, как дружбу. Это и есть настоящая любовь. Именно об этом слова Цицерона, приведенные выше.

И если кто-то спросит у Вас, что такое любовь с научной точки зрения (философской) и что такое любовь с точки зрения психологии, можете смело отвечать, что это прежде всего нежная дружба, радость ежедневного служения и заботы друг о друге.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по поводу этих мыслей? Поделитесь своей историей любви.

До новых встреч на страницах блога. Желаю всем любви и радости!

Посмотрите это потрясающее видео. Эту простую тайну нужно передать детям. Жизнь, не похожа на путешествие, а похожа на танец! Фрагмент лекции британского философа Алана Уотса «почему жизнь не похожа на путешествие»

Невероятные факты

Историки философы, психологи и поэты много лет пытаются дать ответ на вопрос, что такое любовь?

Многие испытывали внезапную и всепоглощающую любовь с первого взгляда или глубокую нежную любовь к своему ребенку, семье или друзьям.

Так как можно определить практически всем нам знакомое чувство?


Что такое любовь? Определение и виды любви

Согласно определению в словаре, "любовь является чувством глубокой привязанности или симпатии к другому человеку".

Психологи выделяют три главных компонента любви:

Страсть – это физическая сторона любви и представляет собой сексуальное желание, влечение и возбуждение

Близость – это эмоциональный аспект любви, и он включает связность, единство и дружеские чувства

Обязательства – это выбор, то есть решение остаться с партнером, совместные планы на будущее.

Разные сочетания этих трех компонентов приводят к возникновению разных видов любви:

Романтическая любовь (близость и страсть)

Дружеская любовь (близость и обязательства)

Роковая любовь (страсть и обязательства)

Совершенная любовь (страсть, близость и обязательства), также является самой сильной и самой длительной.

Древние греки определяли любовь по нескольким категориям:

Агапе – безусловная любовь, примером которой является любовь Бога к человеку

Филиа – бесстрастная добродетельная любовь, обусловленная нашими симпатиями и желаниями

Сторгэ – семейная, родственная любовь, физическая демонстрация привязанности.

Эрос – восторженная любовь, почитание объекта любви

Людос – любовь как игра, флирт

Мания – одержимая любовь

Прагма – реалистичная и практичная любовь

Существуют и другие определения любви, но, возможно, ни одна теория не сможет объяснить, что такое любовь человеку, который никогда не любил или не был любимым. Однако у многих из нас складывается свое, порой ошибочное представление о любви.

5 мифов о любви

Миф 1. Противоположности притягиваются

Идея того, что противоположности притягиваются, может звучать очень романтично, но исследования показывают, что в жизни все происходит как раз наоборот.

Психологи утверждают, что довольно редко можно встретить пару, состоящую в долговременных отношениях, в которых партнеры были бы из разной социальной и экономической среды.

Хотя около 90 процентов людей утверждают, что им нужен человек с противоположными чертами характера, нас привлекают партнеры, которые похожи на нас в отношении внешней привлекательности и черт личности .

Миф 2. Настоящая любовь случается лишь однажды

Эксперты в отношениях утверждают, что человек может полюбить несколько раз и каждый раз испытать другой опыт отношений . Любовь зачастую возникает, когда мы узнаем какого-то человека достаточно хорошо, чтобы он нам понравился. Это в свою очередь достаточно, чтобы задуматься о том, чтобы провести с ним свою жизнь. И существует больше чем один человек, который может нам понравится.

Миф 3. Любовь побеждает все

Нужно нечто большее, чем любовь, чтобы оставаться в долгих отношениях или браке. Любовь - это отправной пункт и чтобы она могла выжить, ее нужно закалять терпением, юмором и уступками.

Специалисты по отношениям сходятся во мнении, что другие факторы играют основную роль в развитии отношений. Пары с общими ценностями и преданностью друг другу дольше всего остаются вместе. Кроме того, каждому человеку в отношениях стоит научиться навыкам решения проблем, управления гневом и стрессом, и терпению .

Миф 4. Любовь длится 1-3 года

Согласно исследованиям романтическая любовь способна выдержать испытание временем. Хотя считается, что любовь и секс со временем перерастают в дружеский союз, это не всегда так.

Около 13 процентов людей могут сохранять романтические чувства долгие годы. Однако исследователи подчеркивают, что стоит отличать романтическую любовь от страстной любви , которая, как правило, затухает. Романтическая любовь включает привязанность и сексуальную совместимость, но у нее отсутствует элемент одержимости, как при страстной любви. Страстной любви в свою очередь свойственна неуверенность и тревожность.

Миф 5. Существует любовь с первого взгляда

У этого заблуждения есть доля правды. Любовь с первого взгляда возможна, и нам нужно от пятой доли секунды до 3 минут, чтобы определить, подходит нам человек, и хотим ли мы продолжать с ним отношения.

Но хотя многие верят в силу первого впечатления, большинство долгих отношений начинаются совершенно по-разному, и только 11 процентов долговременных союзов начались, как "любовь с первого взгляда".

1. Влюбленность оказывает успокаивающее действие на нашу психику и тело. Она повышает уровень фактора роста нервов, что восстанавливает нервную систему и улучшает память влюбленных.

2. Любовь похожа на кокаин . Она затрагивает те же области мозга и вызывает те же ощущения эйфории, которые испытывают люди при приеме кокаина.

3. Любовь оказывает такой же стресс на организм, как и чувство глубокого страха . При этом присутствуют те же физиологические реакции: увеличение зрачков, потение ладоней, увеличение частоты сердечных сокращений.

4. Согласно математической теории, нам нужно повстречаться с десятком людей, прежде чем выбрать нужного партнера . Это дает нам лучшие шансы на брак по любви.

5. Когда нас "бросают", мы какое-то время любим человека, который нас отверг, еще больше . Дело в том, что области мозга, которые задействуются, когда мы находились в счастливом союзе, еще долго остаются активными.

6. Существует объяснение того, почему служебные романы случаются так часто . Самым большим прогнозирующим фактором любви является близость. Близость порождает комфорт и связь, и соответственно любовь.

7. Каждый пятый роман начинался, когда один или оба партнера состояли в отношениях с другими партнерами.

В течение многих столетий, поэты и авторы пытались описать понятие — любовь. Недавно за это взялись и ученые. Но ни в одном словаре нельзя найти точное определение этого прекрасного чувства. Хотя многие из нас догадываются о значении этого слова на интуитивном уровне. А для многих, любовь – это главная цель в жизни.

Что такое любовь

  • Забота . У древних греков было много названий различных форм любви: добродетель, привязанность к семье, желание и общая привязанность. Но у всех этих форм любви есть общая черта: забота.
  • Симпатия . Привлекательность и химия создают связь, которая позволяет людям сцепляться. Без этого романтичного составляющего отношения — не что иное, как похоть или простое увлечение.
  • Уважение . Взаимное уважение – это очень важное составляющее настоящей любви. Вы будете знать, что нашли свою половинку, когда сможете честно сказать: «я видел хорошие и плохие твои качества, но я по-прежнему тебя люблю». В то время как ваш партнер чувствует то же самое.
  • Ответственность . Будь это родительская или супружеская любовь, мы несем ответственность друг за друга. Знание, что ваш партнер заботится о вас и прикроет вашу спину, в случае опасности, всегда приятно греет душу. Но не стоит навязывать своим близким то, что, по-вашему, мнению, будет лучше для них. Проявлять заботу и ответственность нужно мягко и осторожно, не ущемляя свободу другого человека.
  • Близость . Это решающий компонент всех отношений, независимо от их характера. Для близости нужно очень хорошо знать другого человека и создать с ним эмоциональную связь. В течение долгого времени эта связь усиливается и даже развивается, так, чтобы два человека слились в одно целое.

Любовь - это не:

  • Манипуляция . «Если ты меня любишь, то должен….» Порой люди манипулируют друг другом и давят на чувства. Но для любви это неприемлемо.
  • Заключение компромисса . Любящие люди часто идут на компромиссы, и это совершенно естественно и нормально. Но если ваш партнер просит вас изменить что-то в себе, то это не настоящая любовь. Любящий человек не станет менять ваш , а примет таким, какой вы есть со всеми достоинствами и недостатками.
  • Страсть . Порой между людьми, вспыхивает желание и безумное влечение. Это происходит на физиологическом уровне и к любви не относится.
  • Влюбленность . Многие люди путают с любовью. Это очень сильное чувство, при котором у человека сужается сознание. Влюбленный человек всегда идеализирует объект своей любви и, как правило, это заканчивается разочарованием. Влюбленность может утихнуть, пройти совсем или перерасти в настоящую любовь.

Мнение о любви экспертов разных областей.

Физик: «Любовь это химия»

Биологически, любовь — это мощное неврологическое состояние, как голод или жажда, только более постоянное. Мы говорим, что любовь слепа, в том смысле, что мы не имеем никакого контроля над этим чувством. В то время как страсть является временным сильным сексуальным желанием, связанным с повышенным выбросом химических веществ, таких как тестостерон и эстроген. При влюбленности мозг может выпустить целый набор химических веществ: феромоны, допамин, адреналин, серотонин, окситоцин и вазопрессин. Тем не менее, с эволюционной точки зрения, любовь можно рассматривать как инструмент выживания — механизм, который мы неосознанно используем, чтобы способствовать долгосрочным отношениям, взаимной обороне и родительской поддержки детей.

Джим Аль- Халили — физик-теоретик и доктор наук.

Психотерапевт: «Любовь имеет много обличий»

В отличие от нас, древние не смешивали все эмоции, которые мы называем «любовью». Они разделяли любовь на несколько видов.

Филиа — это глубокая, но обычно несексуальная близость между друзьями и членами семьи. Ее называют любовь-дружба. Например, она может быть между солдатами, которые боролись плечом к плечу в сражении. Лудус описывает более игривую привязанность, которая основана на половом влечение. Может проявляться во . Сторге – нежная, семейная любовь, которая развивается за длительный период времени и включает в себя доброжелательность, обязательство, компромисс, взаимное уважение и понимание. Агапэ — это жертвенная, бескорыстная и безусловная любовь. Прагма – это любовь, которая контролируется сознанием. Она может быть основана на корыстных побуждениях или на привязанности. Филаутиа – это любовь к себе. Но не стоит относиться к ней как к эгоизму.

Еще Аристотель говорил о том, что, чтобы заботиться о других, вы должны быть в состоянии позаботиться о себе. Эту простую, но гениальную мысль подтвердит любой психотерапевт. Эрос – это стихийная влюбленность. От такой любви теряют голову, но длится она, как правило, недолго. Либо она утихнет, либо перерастет в другой вид любви (филиа, сторге, прагма).

Любовь — это все вышеупомянутое. Но не нужно ожидать, что испытаешь все эти виды только с одним человеком.

Филиппа Перри — психотерапевт

Философ: «Любовь — страстное обязательство»

Ответ всегда остается частично неуловимым, потому что любовь у всех разная . Любовь к родителям, партнерам, детям, стране, соседу, Богу. Существуют разные варианты любви. Она может быть слепой, односторонней, трагичной, устойчивой, непостоянной, безоговорочной, бескорыстной и так далее. В своих лучших проявлениях, однако, вся любовь — это обязательство, которое мы лелеем и развиваем, даже притом, что она обычно прибывает в наши жизни нежданно. Именно поэтому любовь — больше, чем просто сильное чувство. Без обязательства это — простое безумное увлечение. Без страсти это — преданность. Если мы не будем лелеять и оберегать это чувство, будем , оно может зачахнуть и умереть.

Джулиан Баггини — философ и писатель

Писатель романтических новелл: «Любовь вершит все великие истории»

Что такое любовь зависит от того, где вы находитесь по отношению к ней. Если человек любит и любим в ответ, существует в любви, то он чувствует себя счастливым и умиротворенным. Лишенный этого, он может ощущать навязчивые идеи и всепоглощающую, физическую боль. Любовь это отправной пункт для всех великих историй: не только романтическая любовь, но и любовь к родителям, детям, семье, стране.

Джой Мойес — дважды победитель премии «романтическая новелла года»

Монахиня: «Любовь свободна, но все же связывает нас»

Любовь легче пережить, чем определить. Как богословская добродетель, с помощью которой мы любим Бога превыше всего и ближних как самих себя, она кажется отдаленной, пока мы не столкнемся с ее воплощениями: актами доброты, щедрости и самопожертвованиями. Любовь это чувство, которое не должно никому вредить, хотя это может стоить очень дорого. Парадокс любви в том, что она совершенно свободна, но сильно нас связывает обязательствами. Ее невозможно купить или продать, ей нельзя ничего противопоставить. Любовь является величайшим благословением жизни.

Кэтрин Вуборн — бенедиктинская монахиня

А что любовь значит для Вас?

высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, матери, детям, музыке и т.д.). Л. между полами, между людьми различается оттенками переживаний: асексуальное влечение (агапэ) – сильный интерес к другому человеку с элементами самоотречения; любовь-дружба – нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной;

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЮБОВЬ

высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Л. как интимное глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (Л. к детям, родителям, Родине, жизни и т.п.). Самая яркая форма Л. - индивидуальная половая Л. Л. самозаконна, свободна. Отсюда проистекает ее трагичность, порожденная конфликтом "абсолютности" господствующих нравственных требований и их относительность в рамках Л. Познание Л. в истории культуры (Платон, Августин, Л. Фейербах, Гегель, Ш. Фурье и др.) осуществлялось не только как проникновение в ее сущность и обоснование открываемой в ней ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой Л. В христианстве Л. рассматривается как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные особенности человека. Л. - свободное проявление человеческой сущности, она не может быть предписана или принудительно преодолена. В Л. проявляется стремление человека к целостности и обретению мира во всем его богатстве. Психология и другие науки о человеке рассматривают Л. аналитически, выделяя отдельные элементы любовных чувств. Слово "Л." обозначает при этом два разных, хотя и взаимосвязанных явления: переживаемое субъектом аффективное состояние (чувство, влечение) и основанное на нем межличностное отношение. Человеческая Л. - не столько биологический, сколько социокультурный феномен, результат исторического развития человека. Уже у животных выбор сексуального партнера предполагает определенные индивидуальные предпочтения. У человека это дополняется системой социальных запретов и предписаний, которые ставят отношения между полами в зависимость от ряда этических и эстетических критериев. Любое философское или житейское определение Л. предполагает специфическое противопоставление ее другим чувствам и отношениям. Оппозиция "любовь - вожделение" описывает взаимосвязь духовного и чувственно-телесного начал; оппозиция "любовь - увлечение" противопоставляет глубокое и длительное чувство поверхностному и кратковременному и т.п. Фактически же отличить Л. от увлечения можно лишь в результате проверки временем. Современная социальная психология (Д. Ли) различает несколько разных стилей или "цветов" Л.: эрос - бурная, исключительная Л.-страсть; людус - гедонистическая Л.-игра; сторге - спокойная, надежная Л.-дружба; прагма - рассудочная, поддающаяся сознательному самоконтролю Л. по расчету; мания - иррациональная Л.-одержимость, полная зависимость от объекта влечения; агапе - бескорыстная Л.-самоотдача. Эти модели могут совмещаться в одном лице, будучи направлены на разных партнеров. Для педагогики наибольшее практическое значение имеют возрастные параметры Л. Хотя сексуальная жизнь человека и его любовные переживания (возраст первых увлечений, их сила и эротическая окрашенность, степень влюбчивости и т.д.) имеют свои психофизиологические основы, они в гораздо большей степени зависят от коммуникативных свойств личности. Сама потребность в Л. у разных людей неоднозначна как по силе, так и по содержанию. Одни ищут в любимом свое подобие, другие - дополнение. Взаимные ожидания и роли партнеров существенно меняются с возрастом и на разных стадиях взаимоотношений. Первые детские влюбленности, наблюдающиеся уже у дошкольников, обычно лишены эротической окраски и не знают половозрастных ограничений. По мере полового созревания и под влиянием окружающей среды практически все межличностные отношения и привязанности детей эротизируются, резко активизируется интерес к представителям противоположного пола. Юношеская мечта о Л. выражает прежде всего потребность в душевной близости, понимании, эмоциональном тепле; сексуальные мотивы в ней почти не выражены. У подростков и юношей иногда возникает Л. или сексуальное влечение к лицам собственного пола. У родителей и учителей это обычно вызывает панику и гнев, что крайне осложняет и без того мучительные переживания таких подростков. К этому явлению нужно относиться спокойно и с пониманием. У большинства подростков такие увлечения с возрастом проходят. Для тех же, у кого они остаются навсегда, - это зачастую единственно возможный вид Л. Преследовать ее жестоко и бесполезно. В этом случае родителям необходимо понять и поддержать своих детей. В юности Л. усложняется, приобретает взрослый характер и нередко перерастает в интимную близость. Возможность ранних половых связей, беременности, заражения венерическими заболеваниями и т.д. вызывают озабоченность учителей и родителей и враждебно-настороженное отношение к юношеской Л. Такое отношение часто приводит к противоположным результатам. Юношеские чувства требуют бережного и тактичного отношения. Необходимы подлинно нравственное воспитание и подготовка школьников к браку, включающие в качестве необходимого элемента сексуальное научное просвещение. Нужно апеллировать не к сомнительным доводам ("смотри, не повреди своему здоровью!"), а к взрослому чувству моральной и социальной ответственности, помогая юноше взвешивать серьезность собственных чувств и меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, специфические проблемы ранних браков. См. также Половое воспитание, Половое просвещение

Мёрфи — молодой человек, аморфный в трезвом состоянии и не способный к эмпатии из-за глубинного чувства страха. Закономерности мира для него закрытая книга, и познать их он не способен ни через любовь, ни через искусство. Но даже в него режиссер вкладывает частичку себя — замысла фильма о истории любви показанной через секс. Но то, что удается постановщику, не дано его герою. Одержимый желанием близости, он делает все, чтобы не достичь ее никогда. Любовь его гипотетична, она живет только в его мечте, в концепте кинофильма, а сам он учится на режиссера, постановщика альтернативной реальности. Смехотворность единственного открытого ему способа познания любви он признает и сам, предаваясь самоуничижению «в клетке», в которой сам же себя и запер.

Именно таким образом, пусть через отражение в зеркале и фрагменты воспоминаний, ему удается через страдания, ощутить, наконец любовь. Парадокс, но животный, направляемый ИД образ жизни, привел его к тому, чего жаждало подсознание, но что сознание отказывалось принять, хоть слова и говорили обратное. Мёрфи — фактически потерянный человек, с неясными перспективами, туманным прошлым. Он гость из другого мира, у него нет дома, хоть он и произносит пару формальных патриотических реплик, а, значит, нет и семьи (классический Фрейд). Потеря дома означает патологическую неуверенность в себе, жизнь под диктовку страха.

Это явственно чувствует женский персонаж, потому в действиях и словах Электры с самого начала сквозит отчаяние, вместе с тягой к кокаину, перерастающее в истерику ближе к логическому завершению фильма. Своему Анимусу Ноэ, из, несомненно, огромного количества собственных достоинств, выделил лишь режиссерские наклонности, да любопытством к перверсиям, которое, к слову, в случае Мёрфи лишь очередное свидетельство внутреннего страха перед жизнью («Эти люди не безумны, они всего лишь ничего не боятся»). Анима же его по-началу играет традиционную роль музы. Электра верит в иррациональность природы любви, и потому способна на нее. Но оказывается неспособной внушить ее своему партнеру.

По ходу сюжета она испробует все средства раскрыть Мёрфи — от священного напитка индейцев Перу Айяуяски до соития с трансвеститом. Но открывающий путь в миры подсознания наркотик, в отличие от героя «Входа в пустоту» (DMT, кстати, является синтетическим и менее мощным аналогом одного из компонентов айяуяски), не толкает героя на духовное перерождение. Столь же невосприимчив оказывается он к последнему, совсем отчаянному шагу своей подруги. Его, так взыгравшее в ходе визита в свингерский клуб либидо, робко сдувается как воздушный шарик, когда впереди замаячила не очередная щель, а реальная линия границ, которую его обывательское подсознание очертило исходя из столь же обывательских представлений о норме. Прутья той самой клетки для него больше защита, чем преграда.

Электру также беспокоят детские травмы и болезненный жизненный опыт. Сцена с невротичной матерью, полунамек на живущего в мире иллюзий отца, также говорят о неуверенности, шаткости установок, некой потерянности. Но ветхая крыша все же лучше чем голый фундамент, потому Электра способна на любовь, и потому ее утрата, оказывается для нее фатальной. Если у Мёрфи хотя бы остается его клетка и лоскуты воспоминаний, то Электра теряет все, растворяясь в небытие.

Ключевой и поворотный момент фильма — беременность Оми. Ребёнок, которого Мёрфи, как сакраментальный дар, одержимый ОНО, преподнес не любимой женщине, а случайной партнёрше — именно то, что, как признает он сам, является главным оплотом его новой жизни. Лишив этого дара Мёрфи, он лишил ее шанса выжить, зато дал шанс себе, как знать, может на то, чтобы стать режиссером. Тут как раз уместно вспомнить имена главных Мужских персонажей, любовника Электры, и сына Мёрфи — Гаспар Ноэ.

Искусство требует жертв. Не средневековых сделок с дьяволом, а старых добрых древнегреческих ритуалов. Дьявол, по мнению Ноэ, уже устарел и потерял весь шарм, приняв обличье наркотического дурмана и вакханалий в духе Сатиров из свиты Диониса. Затуманенное бессознательное должно действовать интуитивно и с жестокостью, согласно Ноэ, неотделимой от сущности современного большого искусства. Любовь же здесь предстает в отраженном виде и играет неблаговидную роль стимулятора, такого же, как кокаин.

И пусть сочетание мотивов деградации мужского начала, доминации Анимы и генитальных экспериментов не нов — взять хотя бы «Последнюю женщину» Марко Феррери, художника в разы более сильного, чем Ноэ. «Любовь» — безусловно, апофеоз творчества последнего. Закрутив посыл «Любви», а точнее «Антилюбви» двойной спиралью, затем он выводит ее в прямую, обратный конец которой лежит в будущем кинематографа. Режиссер прекрасно понимает, что порнографическими сценами искушенного зрителя уже не эпатировать. И хотя без эпатажа все-таки не обошлось, он оставляет каждому в зале решать самому, попал залп из спермы в «бычий глаз», или вовсе не долетел до цели. Сексуальные сцены в «Любви» — способ подачи динамики развития отношений между героями, согласно канонам крайне актуального сейчас гиперреализма. Всего лишь очередное средство выразительности, которое, по мнению Ноэ, станет привычным приемом в арсенале режиссера ближайшего будущего.

Поэтому фильм, по своей жанровой принадлежности, является типичной мелодрамой. А некоторые образы и сюжетные ходы, как, например, полицейский, советующий героям в качестве воспитательной меры посетить свинг-клуб, выглядят то грубовато, то и вовсе гротескно. Диалоги же откровенно примитивны, что лишь подчеркивает неглубокий характер большинства героев. Таков портрет человека, для которого фильмы вроде «Любви» станут частью стандартного репертуара кинотеатров.

Арт-хаус сейчас, рядовой фильм в будущем. Рядовой, конечно, не без оговорок. Этои близко не «Империя любви», не смотря на очевидные ассоциация — для съемок такой картины Ноэ банально не хватает гениальной жилки. Потому, не пытаясь изображать себя классиком, он выбирает себе роль провидца. Дефрагментированный монтаж, полу-гипнагогическая, полу-галлюциногенная атмосфера — вечные приемы Ноэ, выглядят убедительней, чем когда либо. Знаменателен в этом контексте парафраз знаменитой сцены в переходе из «Необратимости». Ноэ уверен — его кино актуально именно здесь и сейчас. Самая показательная сцена в этом плане — оргия в свинг-клубе, моментально отсылающая к «Парфюмеру». Вот только гости клуба не нуждаются в пьянящем аромате духов, источник их возбуждения — сам процесс. Отсюда и гигантский контраст между сюрреалистической фантазией Тома Тыквера и натурализмом Ноэ.

Он не призывает нас паниковать в ожидании патологически безнравственного будущего и сокрушаться по утерянным моральным ориентирам. Ведь в этом будущем у нас будет искусство, образчиком которого, и является «Любовь», родное дитя Гаспара, его наследие из будущего, рожденное уже сейчас. Очевидность образов, также приближающая фильм к массовой продукции, не дает усомниться — так оно все и было задумано. И с задачей представить задумку серьезно, фильм справляется. А выйдет ли все так на самом деле — покажет только время.