Домой / Для голубых глаз / Как жили женщины в гулаге? Как жили женщины в восточных гаремах, или о чем не рассказывают романтические фил.

Как жили женщины в гулаге? Как жили женщины в восточных гаремах, или о чем не рассказывают романтические фил.

Зачастую кинофильмы, чей сюжет затрагивает жизнь в восточных гаремах, показывают нам буквально идиллическую картину: красивые полуодетые женщины, журчащие фонтаны, роскошные дворцы, расслабляющие хаммамы и постоянное блаженство. Однако зрителям не стоит забывать о том, что на самом деле те времена были жестокими, а жизнь женщин - весьма тяжелой. Так давайте же разберемся, какими султанские гаремы были в реальности.

Если мы обратимся к значению слова «гарем», то увидим, что в переводе с арабского оно означает «отделенное, запрещенное». Иными словами, это место в доме, которое скрыто от чужих глаз и тщательно охраняется слугами. Там всегда проживало огромное количество женщин, их численность порой могла равняться нескольким тысячам. Главенствующую роль в гареме занимали либо наложница, которой удалось первой выйти замуж за султана, либо евнухи.


Жен и наложниц для правителя всегда выбирала его мать. Но ввиду большой конкуренции, далеко не каждой удавалось подарить падишаху наследника и уж тем более завязать с ним прочные отношения, да что говорить, многие за всю свою жизнь могли так ни разу и не увидеть своего суженого. Поэтому, чтобы заслужить почетное место в гареме и внимание «мужа», требовались большой ум, хитрость и расчетливость.


Впрочем, даже получив заветное, нельзя было позволить себе расслабляться. Иначе султан мог увлечься другой девушкой, а замозолившую глаза жену приказать казнить. Самым простым способом казни было удушение шелковым шнурком, но были варианты куда более жестокие. Например, наложницу помещали в туго завязанный мешок со змеями и бросали в море с камнем на ногах.


Любопытным является тот факт, что изначально в Османской империи, а если верить документам, то именно там появились первые гаремы, падишах мог взять в жены только наследницу христианских правителей. Уже позднее, во времена правления Баязида II, султаны перестали ограничивать себя брачными узами и могли женить на любой из своих наложниц.


Будущих рабынь могли покупать в возрасте 5-7 лет. Родители продавали своих дочерей и подписывали отказ от прав на них, после чего девочек увозили во дворец, где они росли и воспитывались до достижения половой зрелости - 12-14 лет. За это время их учили грамоте, сурам Корана, этикету, светскому общению и навыкам того, как доставить мужчине удовольствие.

К наложницам в гареме хорошо относились, и даже рабыни каждый день получали выплаты, размер которых устанавливал сам султан. Но за провинности их жестоко наказывали кнутами и палками. У девушек, которые сумели стать фаворитками правителя, жизнь менялась кардинально. Им доверяли заниматься организацией благотворительных фондов и финансированием строительства мечетей.


Если рабыня прожила в гареме 9 лет, то с позволения падишаха она могла стать свободной и уйти. Если султан одобрял ее выбор, то он и его мать, валиде-султан, покупали ей дом, дарили приданное и помогали найти мужа.

Чтобы можно было легко уличить наложницу в измене, всех евнухов привозили из Африки. Ведь в случае беременности у девушки появился бы на свет чернокожий ребенок. Впрочем, такое могло случиться нечасто, поскольку большинство евнухов попадали в гарем уже кастрированными.


В современной Турции гаремов больше нет. Последний из них исчез в начале 20 века. Вместе с тем многоженство среди элиты все еще распространено.

Как живут женщины в Дагестане?

Во все времена в Дагестане почитали женщин. Основная часть правил этикета для жителей Дагестана включает в себя принципы поведения мужчины при встрече с женщиной. Домашний очаг женщины и ее красота принадлежат только ее мужу, ни один другой мужчина не имеет права вступить в это пространство.

У дагестанцев есть очень интересные обычаи, связанные с женским полом. Женщине Дагестана под силу остановить любую кровопролитную битву.

Если мать усыновит убийцу своего дитя, то вражда между семьями немедленно заканчивается. Или если убийца коснется своими губами груди женщины (естественно, против ее воли), то возмездия удастся избежать, так как после этого ритуала убийца считается молочным сыном женщины.

Любая перепалка вмиг прекращается, если женщина кинет между противниками платок, снятый с головы.

Очень достойно и сдержано мужчине необходимо вести себя с женщинами. Неаккуратное слово или движение в танце, непристойные разговоры и намеки — все это строго осуждается.

Женщина всегда должна идти справа от мужчины или между ними, если их двое.

Очень строго в Дагестане наказывается насилие. Представителя сильного пола, избивающего свою женщину, считают трусом.

Как распределяют роли в дагестанской семье
В обществе Дагестана существуют разграничения пространства на мужскую территорию и женскую. Мужчина — главный, он обеспечивает, бережет и защищает свою семью. Жена ведет дом. Мужу нельзя показываться на кухне, даже во время приема пищи муж и жена сидят в разных помещениях.

Представительнице женского пола Дагестана нельзя сидеть без дела. В течение всего дня она должна заниматься домашними делами. Женщина обязана научить дочку всем премудростям работы по дому, в противном случае ее ждут проблемы в доме мужа.

Поэтому с самого раннего детства дочек привлекают к посильной помощи по хозяйству. Женщинам необходимо уметь хорошо готовить, заниматься рукоделием, соблюдать чистоту и не лениться.

Домашняя иерархия
В жизни семьи у представительниц женского пола есть свои права и обязанности, в зависимости от положения женщины они постоянно меняются.

Очень часто в Дагестане под одной крышей проживали сразу несколько поколений. И у женской части семьи были свои обычаи. За всем порядком в доме следила самая старшая из женщин — обычно свекровь.

Она контролировала всех своих невесток и дочерей, давала им задания по дому, решала ссоры и конфликты между остальными подопечными. Меньше прав было у самой молодой невестки и больше у старшей.

Обет молчания
Невестка не могла разговаривать со своими свекрами. Точнее, заговаривать с ними первой. Свекровь очень часто снимала запрет сразу после свадебного торжества и получала за это подарок от невестки, это мог быть коврик или молитвослов.

Свекор же мог хранить обет молчания годами. На протяжении всего времени женщине было запрещено заговаривать с ним первой, только отвечать на его вопросы. После снятия обета свекром, устраивалось настоящее торжество. Невестка задаривала подарками отца своего мужа. У кумыков невесте необходимо было дать имена всем своим родственникам и называть их так с момента свадьбы.

Среди аварцев существовал обычай «избегания». Жена и дети жили в отдельной комнате от мужа. После достижения пятнадцатилетнего возраста сыновья переезжали в отцовскую комнату. Спустя время отношения становились более мягкие, но заговаривать со свекром невестке так же не разрешалось.

Была невестка, стала свекровь
Кардинально все менялось при беременности и после родов. В случае рождения мальчика младшая невестка становилась на одну ступень со старшими.

Дагестанский мужчина не прислушивался к мнению женщины, если та не его мать. С матерью — совсем другое дело. Ее слово — закон для детей, если оно не перечит воле отца. Чем старше дети, тем выше положение в семье и обществе у их матери. Кстати, именно мать выбирала невесту своему сыну.

Очень часто мужчины вынуждено оставляли семью. Уходили воевать или зарабатывать. В таком случае женщина, которая сама материально обеспечивает свою семью наряду с ведением быта, становилась гораздо свободнее.

У некоторых народов Кавказа женщины имели собственное имущество, которое сохранялось и после расторжения брака. Дети всегда оставались со своим отцом, так как считалось, что они принадлежат мужу. В некоторых населенных пунктах мать могла приходить к своим детям, в других же это было запрещено законом.

Женщины – это товар, который передается от отца к мужу. Афганка не может себе позволить почти ничего, в том числе и выйти на улицу без мужчины, заговорить с прохожим. Она будет женой того, кого выберут ей родители, и тогда, когда они захотят.

Тут становятся мамами в подростковом возрасте, ежедневно умирают при родах, стыдятся дочерей, клеймят позором тех, кто не способен подарить мужу сына.

Отправляясь в Кабул, журналист Дженни Нордберг не рассчитывала, что знакомство с афганкой-политиком Азитой откроет для нее совершенно другой мир с дикими для современного общества традициями.

В семье Азиты четыре дочери, но одна из них – сын. Это явление носит название «бача пош». Для многих афганок лжемальчики становятся спасением от позора и сплетен – самых сильных орудий общества, в котором не существует прав женщины. Если твоя репутация будет испорчена, не пожалеют даже родные, они же могут забить камнями…

Здесь в каждой школе есть одна-две девочки, переодетые в мальчиков. В будущем им предстоит стать настоящими женщинами, если их психика сможет адаптироваться к такой «смене пола». Подобная практика не фантастика, это норма, коллективная ложь во спасение, которая существует столетиями, но о ней не принято говорить вслух.

Книга Нордберг «Подпольные девочки Кабула» показывает не изнанку, а реальную жизнь женщин в одной из самых закрытых стран мира. Она неприятная, отталкивающая и местами нечеловеческая. Подобные вещи хочется забыть сразу после прочтения. Но это не сборник ужасов из разряда «как страшно жить», а другая, привычная другим людям реальность, окунувшись в которую заново осознаешь ценность простых, обыденных для тебя и невероятных для сотен тысяч женщин Афганистана вещей.

У нас есть свобода и мы сами как личности, а не как чья-то собственность.

«Подпольные девочки Кабула». Глава 4

Здесь заботятся о каждом изможденном, с запавшими глазами ребенке, внутрь приглашают каждую беременную женщину. Мужчины будут ждать снаружи, рядами рассевшись на скамьях вдоль желтой каменной стены на фоне заснеженных гор, в то время как в больнице решается судьба их семей. Большинство одето в типичную деревенскую одежду, состоящую из белых хлопчатобумажных брюк, кафтанов и закрученных тюрбанов, с открытыми сандалиями или пластиковыми тапочками-сланцами, даже в самую ледяную зиму.

Внутри же смуглые, раскрашенные хной руки стягивают с тел и лиц бурки, хиджабы и платки. Эти руки часто выглядят старше, чем лица под одеждой – лица с нежными щеками и глазами, еще не обведенными морщинами. Некоторые будущие матери сами лишь достигли подросткового возраста.

Каждые несколько часов старания какой-нибудь женщины родить сына завершаются здесь, внутри отделанной белым кафелем палаты, где три гинекологических кресла покрыты черными пластиковыми мешками. Младенец мужского пола – это победа, успех. Младенец женского пола – унижение, неудача.

Барановская написала книгу об Аршавине

  • Подробнее

Мальчик - бача, так называют ребенка-сына. Девочка - «другая», дохтар. Дочь. Женщину, которая возвращается домой с сыном, могут чествовать церемонией нашрах, во время которой играет музыка и возносятся молитвы. Гостей будут обильно кормить и поить. Новоиспеченной матери преподнесут подарки: дюжину кур или несколько фунтов сливочного масла, чтобы помочь ей кормить грудью своего маленького сына - пусть тот растет здоровым и сильным. Она получает более высокий статус среди женщин. Та, что способна рожать сыновей, - успешная, достойная зависти женщина; она - воплощение удачи и образа хорошей жены.

Если же рождается дочь, молодая мать нередко покидает родильное отделение в слезах. Она вернется в свою деревню с опущенной от стыда головой, и, возможно, ее станут высмеивать родственники и соседи. Ей могут несколько дней отказывать в пище. Муж может избить жену и выгнать из дому, ей придется спать вместе со скотиной в качестве наказания за то, что принесла в семью еще одно бремя – дочь.

А если у матери новорожденной уже есть несколько дочерей, над ее мужем станут потешаться как над слабаком, с которым отказывается сотрудничать природа, называя его мада пошт. Перевод: «тот, чья женщина родит только девочек».

Начнем с того, что месячные в древности и сейчас — немного разные явления. В первую очередь потому, что устойчивый цикл был скорее редкостью, чем нормой. Плохое питание и недостаток витаминов приводили к нарушению гормонального баланса, а это, в свою очередь, приводило к нарушению менструального цикла. Месячные могли и вовсе прекратиться, если женщина была сильно истощена.

Тампоны и Древний Египет

Очень часто в интернете можно встретить утверждение, будто бы тампоны были известны еще древним египтянам. Упоминают в этом контексте и Гиппократа, «отца медицины», который якобы упоминал небольшие деревянные палочки, обернутые в мягкий лен, которые женщины вставляли во влагалище.

Доктор Хелен Кинг, которая посвятила изучению менструаций в историческом разрезе много лет, утверждает , что оригинальная цитата Гиппократа так и не была найдена, а миф широко использовался в рекламных кампаниях известных брендов — производителей средств личной гигиены для женщин.

  • Здоровье

    «Донором можно становиться пять раз, так что я продолжаю»: история Таи

  • Здоровье

    Ешь попкорн и худей: 10 обработанных продуктов, которые полезны для здоровья

То же касается и утверждений о тампонах в Древнем Египте и Греции. А вот свидетельства того, что римлянки крепили на белье subligaculum — впитывающие хлопковые прокладки — имеются.

Средневековье

Если очень коротко ответить на вопрос, что делали женщины вплоть до XIX века во время месячных, то ответ будет такой: ничего. Большая часть европеек не носили белья, так что и крепить ткань было некуда.

Впрочем, исключения тоже имелись. Альтернативным методом« для богатых» были тряпичные« прокладки», которые крепились между ног с помощью специального пояса, который крепился вокруг талии. Например, нам известно, что Елизавета I, королева Англии, владела тремя черными шелковыми поясами.

« Цивилизованный» подход к своей гигиене предполагал также кусочки ткани, которые засовывали во влагалище, чтобы приостановить кровотечение. Но большинство женщин просто позволяли крови вытекать из себя естественным путем. Это, судя по всему, если верить записям, никого не удивляло.

Лаура Клостерман Кидд(Laura Klosterman Kidd), эксперт по этому вопросу, изучила 17 женских дневников и писем с рекомендациями, что паковать с собой в поездку. Она не встретила ни одного упоминания предметов, которые хоть чем-то могли облегчить жизнь женщины в этот период.

1800

Ничего не изменилось. Немецкий доктор в 1899 году писал: «Это совершенно омерзительно — кровить на свою сорочку, а затем носить ее от четырех до восьми дней, это может легко привести к инфекциям».

Да, некоторые женщины действительно использовали« менструальные ткани», но большая часть женщин не могли себе позволить такое дорогое удовольствие.

При этом женщинам« в эти дни», к примеру, запрещалось работать на фабриках, особенно пищевых, — считалось, что они могут« отравить» продукты.

1900


Белье надежно крепилось на так называемый гигиенической пояс. Первая реклама, демонстрирующая одноразовые салфетки, появилась в США в 1888 году. До этого момента любая реклама, затрагивающая тему менструаций, считалась табуированной.

Продукт не привлек потребительниц и был снят с производства.

1920

Женщины так же использовали гигиенический пояс, но на этот раз согласились на одноразовые подложки. Медсестры Первой мировой войны обнаружили впитывающие свойства особой медицинской бумаги — они использовали ее для впитывания крови из открытых ран, но и для менструальной крови они вполне годились.

Вдохновившись этой идеей, Кимберли Кларк изобрела Kotex — первые одноразовые салфетки для менструаций.

1930

Появляются первые тампоны с картонным аппликатором. В 1934 году компания Tampax вывела на рынок свой продукт. Его рекомендовали к использованию только замужним женщинам, потому что повсеместно считалось, что тампоны подходят только тем женщинам, кто уже лишился девственности.

1940

Война, женщинам приходится много двигаться, нет времени на заминки. Так появляется первый тампон без аппликатора. В период с 1936 по 1943 год потребление тампонов возросло в пять раз.

1950

Время назад. И снова гигиенический пояс, а о месячных — ни слова. Женщины должны молчать об этом неудобном периоде своей жизни. Но вот оправданием для отказа от домашней работы менструация служить не должна.

Бангладеш - одна из немногих мусульманских стран, в которых проституция легальна. Бордаль Кандапара в регионе Тангаил существует уже 200 лет. Это самый старый и второй по размеру бордель в стране. Многие из работающих в Кандапаре женщин выросли здесь, некоторые здесь и родились. Немецкая журналистка Сандра Хойн сняла фоторепортаж о жизни местных секс-работниц.

Бордель Кандапара огромен. Он похож на город в городе.

С утра во дворе собираются клиенты. И они, и остальные люди, окружающие секс-работниц, не относятся к ним как к равным. Бедных девушек силой заставляют заниматься проституцией. Они - собственность мадам, владелицы заведения. Им не разрешается выходить за пределы борделя. Львиную долю своих заработков они отдают мадам.

Мегхе 23 года. С 12 лет она работала на швейной фабрике. Там она познакомилась с мужчиной, пообещавшим ей работу, которая лучше оплачивается. Он продал ее в бордель.

«Официально секс-работница не должна быть младше 18 лет, - говорит Сандра Хойн. - Но большинство из них - несовершеннолетние. Некоторые принимают стероиды, такие, как оксидерон, - их используют фермеры, чтобы скот скорее набирал вес. С помощью таблеток девушки пытаются казаться старше и здоровее. Самое тяжелое для них - начальный этап, когда юную девушку продают в бордель. Таким девочкам обычно 12 - 14 лет.

Асме 14 лет. Она родилась в борделе Кандапара. Она бросила школу, когда одноклассники стали издеваться над ней за то, что ее мать - проститутка. Скоро Асма тоже стала секс-работницей. До этого она танцевала перед посетителями.

Прие 19 лет. Она начала работать в Кандапаре в 17.

Кажол сидит на кровати со своей 6-месячной дочерью Мехенди. Через две недели после родов Кажол заставили продолжать принимать клиентов. Из-за ребенка бизнес у нее идет плохо. Девушка думает, что ей 17, но точного своего возраста и даты рождения она не знает. В 9 лет ее выдали замуж. Затем тетка продала ее в бордель.

Пакхи 15 лет, в Кандапаре она с 14-ти. В 12 ее выдали замуж, но вскоре она сбежала от мужа. Какой-то мужчина подобрал ее на улице, а затем продал в бордель.

Сумайе 17 лет. С ней на фото - постоянный клиент, он же - ее бойфренд. Ему 23, его зовут Титу, он из Дакки. Он приезжает к Сумайе каждый месяц и проводит с ней целую неделю.

Через несколько дней Титу избил Сумайю. Они часто дерутся. Титу предлагает Сумайе выйти за него замуж, но она отказывается. Она боится, что после свадьбы он приберет к рукам все ее деньги. Титу ревнует Сумайю, потому что она спит со многими из его друзей. Сумайя тоже ревнует Титу - ведь, помимо нее, он бывает и у других девушек в Кандапаре.

Бонне 27 лет. В 7 лет ее изнасиловал отчим, в 10 она сбежала из дома. Незнакомый мужчина подобрал ее на улице, а затем продал в бордель. У Бонны два постоянных клиента. В среднем, она зарабатывает 1500 така ($19) в день.

Папие 18 лет. Она рано осталась сиротой. После того, как она вышла замуж, они с мужем подсели на героин. В конце концов, Папия оказалась в тюрьме. Там она и познакомилась с женщиной, которая впоследствии продала ее в бордель.

«У многих женщин есть бойфренды или постоянные клиенты, которые им платят, - говорит Сандра Хойн. - Я знаю девушку, которая отвергла предложение о замужестве своего самого верного клиента, поскольку думала, что после свадьбы он отберет у нее все деньги. Она предпочла остаться секс-работницей, но сохранить независимость».

По словам Сандры Хойн, Мегха - девушка, которую сманили в бордель со швейной фабрики обещанием более высокой зарплаты, теперь не хочет уходить из Кандапары, считая, что это хорошая возможность нормально зарабатывать.

26-летняя Дипа плачет из-за своей беременности - сейчас она на втором месяце.