Домой / Для голубых глаз / Михаил (Тахи-Заде) - Конспекты лекций по литургике. Катавасия

Михаил (Тахи-Заде) - Конспекты лекций по литургике. Катавасия

Катавасией называется ирмос, который поется в конце песни канона после всех тропарей. Катавасия с греческого переводится как «схождение» потому, что для его исполнения сходились вместе два хора. В воскресные дни, а также в праздники святым со славословием и выше, поется катавасия «по Уставу», т.е. уставная или праздничная, а не так наз. «покрывающий ирмос» по принципу будничных дней. В 19-й главе Типикона изложено, в какой период богослужебного года какую нужно петь катавасию. В качестве катавасии поются в основном ирмосы канонов ближайших Двунадесятых праздников, вокруг этих праздников и группируются периоды катавасий . Исключением является время пение Постной и Цветной Триодей, когда для каждого воскресного дня или праздника предусмотрена какая-либо своя катавасия. Вот эти периоды (даты указаны по старому стилю):

От праздника Введения (21 ноября) до отдания Рождества Христова (31 декабря) катавасия – ирмосы Рождественского канона глас 1-й «Христос раждается, славите…».

С 1 января до отдания Богоявления (14 января) – ирмосы канона Богоявления глас 2-й «Глубины открыл есть дно…».

С 15 января до отдания Сретения (7 февраля, но может быть и раньше) – ирмосы Сретенского канона глас 3-й «Сушу глубородительную землю…».

От отдания Сретения (7 февраля, но может быть и раньше) до 1 августа (кроме периода пения Постной и Цветной Триодей) – ирмосы канона Благовещения глас 4-й «Отверзу уста моя…».

Подробно для дней периода пения Постной и Цветной Триодей катавасия указана в Триодях на ряду и в 19-й главе Типикона.

От Пасхи до отдания Пасхи (но не в само отдание) катавасией будут ирмосы Пасхального канона глас 1-й «Воскресения день…».

В попразднство Вознесения – ирмосы канона Вознесения глас 5-й «Спасителю Богу…».

На Троицу и до отдания Троицы – катавасия праздника Троицы глас 4-й «Божественным покровен…»; (ирмосы на Троицу 7-го гласа).

С 1 августа до отдания Воздвижения (21 сентября) – ирмосы канона Воздвижения глас 8-й «Крест начертав Моисей…», кроме: от предпразднства Преображения до отдания – глас 4-й «Лицы Израильстии…»; от предпразднства Успения до отдания – глас 1-й «Преукрашенная Божественною славою…».

По 3-й песни канона малая ектения, кондак и икос святому Минеи (напечатаны в Минее по 6-й песни), седален святому, Слава, и ныне: Богородичен (напечатаны в Минее по 3-й песни.) Кондак Минеи вычитывается по 3-й песни потому, что по 6-й песни читается более важный кондак, т.е. воскресный.

По 6-й песни малая ектения, кондак и икос воскресные гласа Октоиха, напечатаны на ряду в Октоихе.

По 8-й песни «Честнейшую…», каждение алтаря и храма

По 9-й песни малая ектения,

«Свят Господь Бог наш» трижды, исполняется со стихами по принципу прокимна. Распевов (гласов) этого песнопения тоже 8.

Эксапостила́рий (светилен) воскресный , один из 11, с тем же порядковым номером, что и Утреннее Евангелие. Эксапостиларий раскрывает содержание того же евангельского события, что Евангелие. Напечатаны в приложении Октоиха сразу после Евангельских столпов и в 54-й главе Типикона. Тут же напечатаны Богородичны, читаемые на «И ныне…» и «утренняя» Евангельская стихира. Автором эксапостилариев и, вероятно, Богородичнов является византийский император Константин VII Порфирородный (10 век), а автором Евангельских стихир – император Лев VI Мудрый, его отец. Для того, чтобы без календаря определить, которое читать Евангелие, эксапостиларий и «утреннюю» Евангельскую стихиру, необходимо пользоваться Евангельскими столпа́ми . Таких столпов 6. В левой колонке печатаются гласы по-порядку (от 1-го по 8-й), а в правой – соответствующий этому гласу ряд Евангелия (от 1-го по 11-й). Первый столп и, соответственно, отсчет гласов начинается с 1-го воскресения Петрова поста, а отсчет Евангелий – с Недели Всех Святых, поэтому в 1-ом столпе 1-му гласу соответствует 2-е Евангелие, 2-у гласу – 3-е и т.д. Второй столп начинается после дня пророка Илии 20 июля (н.ст.2 августа), где 1-у гласу соответствует уже 10-е Евангелие и т.д. Третий столп начинается после Воздвижения 14 сентября (н.ст.27 сент.), где 1-у гласу соответствует 7-е Евангелие и т.д. Четвертый столп начинается совместно с Рождественским постом 15 ноября (н.ст.28 нояб.), где 1-у гласу соответствует 4-е Евангелие и т.д. Пятый столп начинается после Богоявления 6 января (н.ст.19 янв.), где 1-у гласу соответствует 1-е Евангелие и т.д. Шестой столп начинается Великим постом и 1-у гласу соответствует 9-е Евангелие и т.д. Чтобы узнать ряд Евангелия, необходимо сначала определить столп, т.е. период, а затем смотреть, которое Евангелие соответствует гласу данного воскресного дня. Последовательность Евангелий не прерывается, т.е. они прочитываются подряд с 1-го по 11-й. В случае ранней Пасхи может наступить праздник, являющийся ключевой границей какого-либо столпа, а предыдущий столп еще не закончился. В таком случае ряд Евангелия нужно определять соответственно гласу еще по предыдущему столпу. Если в прошлое воскресение читалось, например, 4-е Евангелие, то в следующее должно читаться 5-е, а не какое-то другое.

Есть еще один простой способ определять ряд Евангелия. Необходимо порядковое число Недели по Пятидесятнице разделить на 11 (количество утренних воскресных Евангелий), число остатка означает рядовое Евангелие. Например, Неделя 32-я по Пятидесятнице: 32:11=2, остаток 10, значит, на воскресной утрени этой Недели должно читаться 10-е Евангелие, 10-й эксапостиларий и утренняя стихира. Если число Недели делится на 11 без остатка, то Евангелие 11-е. Подобным образом можно определить и глас Недели. Для этого необходимо от порядкового числа Недели по Пятидесятнице отнять 1 и разделить на 8; остаток укажет глас. Например, Неделя 27-я по Пятидесятнице: 27-1=26. 26:8=3, остаток 2, значит, в эту Неделю будет 2-й глас. Если остатка нет, то поется 8-й глас. Протопресвитер Валерий Лукьянов. Богослужебныя заметки. Джорданвиль, 2001.

Исполнение эксапостилариев. После «Свят Господь Бог наш» читается Эксапостиларий воскресный, «Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха. Если святому в Минее есть светилен, то: эксапостиларий воскресный, «Слава…» светилен святому, «И ныне…» Богородичен Октоиха

«Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу» поется на текущий глас Октоиха. Затем поются

стихиры на хвалитех – воскресные Октоиха на 8. К первым 6 стихирам припевы обычные как в Часослове «Сотворити в них суд написан…». К последним 2 стихирам два дополнительных, по содержанию соответственно воскресных стиха «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи…» (напечатаны на ряду в Октоихе). Если святой со славословием и выше, то соотношение стихир Октоиха и Минеи будет другим.

«Слава…» утренняя Евангельская стихира , одна из 11, с тем же порядковым номером, что и Евангелие и повествует о том же событии. Перед стихирой в Октоихе указано, на какой глас ее нужно петь. Стихиры 1-8 гласов и поются соответственно на 1-8 гласы. Так как гласов всего 8, то для оставшихся трех стихир подобраны следующие гласы: 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я на 6-й, 11-я на 8-й глас. В некоторые воскресные дни, например, в период пения Постной и Цветной Триодей и др. Евангельская стихира заменяется другим, указанным на ряду, песнопением

«И ныне…» и «Преблагословенна еси , Богородице Дево…» на 2-й глас. Это песнопение напечатано на ряду в 1-ом гласе Октоиха и в Часослове после стихов для хвалитных стихир, а также в Типиконе и Ирмологии. В виду большого значение этого Богородична он не отменяется в воскресение на утрени даже в случае совпадения последнего с Двунадесятым Богородичным праздником.

При пении «И ныне…» отверзаются царские врата. Священник перед престолом с воздетыми руками возглашает «Слава Тебе, показавшему нам свет»,

хор поет великое славословие «Слава в вышних Богу…» . Это 1-я редакция славословия в Часослове, по объему короче будничного. В Уставе есть замечания, что славословие нужно петь «тихогласно». Начатое ангельской песнью славословие и оканчивается песнью ангельской (по преданию) «Святый Боже…».

Сразу после славословия хор поет тропарь воскресный – один из 2-х –чётного или нечётного гласа. Если текущий глас 1-й, 3-й, 5-й или 7-й, то поется тропарь «Днесь спасение миру бысть…». Если текущий глас 2-й, 4-й, 6-й или 8-й, то поется тропарь «Воскрес из гроба…». Оба эти тропаря напечатаны в Часослове, а в Октоихе на ряду напечатан именно соответствующий тропарь. Эти тропари больше ни в какой другой момент службы не поются и не читаются.

Сугубая ектения (с «Помилуй нас, Боже…»)

Просительная ектения

Окончание :

свящ.: «Премудрость»

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»

свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»

хор: «Честнейшую Херувим…»

священник произносит полный (великий) отпу́ст ,

царские врата затворяются, задергивается завеса.

Хор: « [ Аминь ] Великого Господина…»

«Приидите, поклонимся…» и 1-й час , на котором читаются тропарь воскресный и святого, кондак только воскресный (в случае совпадения с воскресным днем какого-либо праздника кондаки – по Уставу).

После того, как священник прочитает молитву часа «Христе, Свете истинный…», хор поет «Взбранной Воеводе…»,

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»

хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»

священник произносит малый отпу́ст.

хор: « [ Аминь ] Господи, помилуй (трижды)».

Интересующиеся о воскресном всенощном бдении, совершенном по абсолютно всем требованиям Устава, могут это сделать, лишь окунувшись в атмосферу идеальной всенощной, описанной в книге проф. М. Скабаллановича «Толковый Типикон», тема «Практическая осуществимость всего устава всенощной».

Предлагаемая публикация состоит из двух частей. Первая часть содержит тексты ирмосов катавасий с разделениями на музыкальные фразы, которое подразумевает их пение на напевы московской обиходной традиции.

Второй раздел содержит нотные примеры напевов ирмологических гласов.

К изданию прилагается вкладыш, содержащий вступительную статью от составителя издания, выдержки из устава о пении катавасии, а также схему пения катавасии в течении годового круга.

Издание предназначено для хоровых коллективов, хормейстеров, регентов и всех интересующихся православной хоровой музыкой.

Часть I. ТЕКСТЫ РЯДОВЫХ КАТАВАСИЙ

Катавасии годового круга
1. Крестовоздвиженская катавасия, «Крест начертав…», глас 8.
2. Богородичная катавасия, «Отверзу уста…», глас 4.
3. Рождественская катавасия, «Христос раждается…», глас 1.
4. Богоявленская катавасия, «Глубины открыл…», глас 2.
5. Сретенская катавасия, «Сушу глубородительную землю…», глас 3.
6. Преображенская катавасия, «Лицы Израильтестии…», глас 4.
7. Успенская катавасия, «Преукрашенная Божественною славою…», глас 1.

Катавасии Постной Триоди
8. В Неделю о блудном сыне, «Моисейскую песнь…», глас 2.
9. В субботу мясопустную, «Песнь возелем, людие…», глас 8.
10. В Неделю мясопустную, «Помощник и Покровитель…», глас 6.
11. В Неделю сыропустную, «Яко по суху…», глас 6.
12. В Неделю торжества Православия, «Моря чермную пучину…», глас 4.
13. В Неделю Крестопоклонную, «Божественнейший прообрази…», глас 1.
14. В Субботу Лазареву, «Воду прошед…», глас 8.
15. В Неделю Ваий, «Явишася источницы бездны», глас 4.

Катавасии Страстной седмицы
16. Во Святый и Великий Четверток, «Сеченое сечется», глас 6.
17. Во Святую и Великую Субботу, «Волною морскою», глас 6.

Катавасии Цветной Триоди
18. Пасхальная катавасия, «Воскресения день…», глас 1.
19. В преполовение Пятидесятницы, «Море огустил еси…», глас 8.
20. Вознесенская катавасия, «Спасителю Богу…», глас 5.
21. Троицкая катавасия, «Божественным покровен…», глас 4.


Часть II. ОБРАЗЦЫ НАПЕВОВ ИРМОЛОГИЧЕСКИХ ГЛАСОВ
на примере избранных катавасий

Глас 1
Успенская катавасия «Преукрашенная Божественною славою…»
Рождественская катавасия «Христос раждается…»
Пасхальная катавасия «Воскресения день…»

Глас 2
Богоявленская катавасия «Глубины открыл…»

Глас 3
Сретенская катавасия «Сушу глубородительную землю…»

Глас 4
Богородичная катавасия «Отверзу уста…»
Троицкая катавасия «Божественным покровен…»

Глас 5
Вознесенская катавасия «Спасителю Богу…»

Глас 6
В Великую Субботу «Волною морскою…»
В Неделю сыропустную «Яко по суху…»

Глас 8
Крестовоздвиженская катавасия «Крест начертав…»

Устав не содержит катавасий 7-го гласа, а 7-й глас не имеет собственного ирмологического напева, поскольку ирмосы 7-го гласа поются на стихирный напев. (прим. составителя)

КАТАВАСИЕЙ называется ИРМОС, который поется в конце той или другой песни канона. Типикон часто приписывает этот ирмос петь двум ликам вместе, например, он говорит: "Катавасия" Божественным покровен, оба лика вместе" (Послед, в четверг Вознесения): но иногда каждому "ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос" (Послед. 25 декабря).

На повседневной утрене катавасия бывает по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни: катавасией служат ирмос 3-го канона (т.е. ирмос последнего канона).

После каждой песни канона катавасии поются в те дни, когда совершается служба святому с великим славословием, с полиелеем и т.д.

На катавасию после каждой песни канона в праздничные дни назначаются следующие ирмосы:

1. От 1 сентября до отдания Воздвижения 21 сентября (включительно): "Крест начертав Моисей..."

2. По отдании Воздвижения от 22 сентября до предпразднства Введения 20 ноября (включительно): "Отверзу уста моя"...

3. С праздника Введения 21 ноября до отдания Рождества Христова 31 декабря (включительно): "Христос рождается..."

5. По отдании Богоявления 15 января до отдания Сретения 9 февраля (включительно): "Сушу глубородительную землю..."

6. По отдании Сретения от 10 февраля до праздника Происхождения Честнаго и Животворящего Креста 1 августа, за исключением Недель о блудном сыне, мясопустной, сыропустной, 1 и 3 Великого поста, Ваий и Страстной седмицы, а также Недель Пасхи и следующих за нею до отдания Пятидесятницы:

"Отверзу уста моя..."

7. От 1 августа до праздника Преображения 6 августа (включительно), а также и в отдание праздника Преображения:

"Крест начертав Моисей..."

8. В попразднство Преображения до отдания: "Лицы израильстии..."

9. С предпразднства Успения 14 августа до его отдания 22 августа: "Преукрашенная божественною славою..."

"Крест начертав Моисей..."

11. В Великий пост и приготовительные к нему дни:

а) в Неделю мытаря и фарисея: "Глубины открыл есть дно..." если ранее 15 января: "Сушу глубородительную землю...", если будет в срок 15 января - 9 февраля: "Отверзу уста моя...", если будет 10 февраля и позднее.

б) в Неделю блудного: "Сушу глубородительную землю...", если будет ранее 10 февраля; "Моисейскую песнь...", если будет 10 февраля и позднее.

в) в субботу и Недели мясопустную, сыропустную, 1 и 3 Великого поста, ваий и Страстную седмицу - Триоди.

12. В Недели и дни Пятидесятницы:

а) От Недели св. Пасхи до отдания, но не в самое отдание: "Воскресения день..."

б) в день Преполовения и на отдание Преполовения: "Море огустил еси..."

в) в Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи: "Спасителю Богу..."

г) на праздник Вознесения и его отдание: "Божественным покровен..."

д) в попразднство Вознесения: "Спасителю Богу..."

е) в Неделю 7-ю по Пасхе св. Отцев: "Божественным покровен...

ж) в неделю Пятидесятницы и в ее отдание: "Божественным покровен..."

з) В Неделю Всех Святых: "Отверзу уста моя..."

Катавасия бывает рядовая, когда каждый ирмос канона повторяется в конце каждой песни его; но иногда Катавасия бывает лишь после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен канона .

В обычные будние дни, ирмосы повторяются в конце 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен канона, как катавасия. Когда на утрени несколько канонов поются вместе, в качестве катавасии берётся ирмос последнего канона.

Праздничные катавасии

По воскресеньям и в праздничные дни, праздничная катавасия используются в конце каждой песни. Это не обязательно тот же самый ирмос с начала каждой песни канона. Использование праздничных катавасий зависит от периода Годового богослужебного круга . Праздничные катавасия используются в ожидании великого праздника, и на протяжении всего своего попразднства. В течение остальной части года в праздники поётся Богородичная катавасия.

В следующей таблице указывается пение катавасий по воскресеньям и в праздничные дни в течение года (в обычные будни используется ирмос от последнего канона этого дня.

Период пения Принадлежность Начальные слова
1. от 1 (14) сентября (начала церковного года) до отдания Воздвижения 21 сентября (4 октября) включительно Воздвижению Крест начерта́в Моисей
2. по отдании Воздвижения от 22 сентября (5 октября) до предпразднства Введения 20 ноября (3 декабря) включительно Введению во храм Пресвятой Богородицы Отве́рзу уста́ моя
3. с праздника Введения 21 ноября (4 декабря) до отдания Рождества Христова 31 декабря (13 января) включительно Рождеству Христову Христос рождается, славите
4. от 1 (14) января до отдания Богоявления 14 (27) января включительно Богоявлению Глубины́ открыл есть дно
5. по отдании Богоявления с 15 (28) января до отдания Сретения 9 (22) февраля включительно Сретению
6. по отдании Сретения от 10 (23) февраля до праздника Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня 1 (14) августа , за исключением «недель» о блудном сыне, мясопустной, сыропустной, 1-й и 3-й Великого поста, Ваий и Страстной седмицы, а также «недель» Пасхи и следующих за нею до отдания Пятидесятницы Благовещению Отверзу уста моя
7. от 1 (14) августа до праздника Преображения 6 (19) августа включительно Воздвижению Крест начертав Моисей
8. в попразднство Преображения до его отдания 13 (26) августа Преображению Ли́цы изра́ильтестии
9. с предпразднства Успения 14 (27) августа до его отдания 23 августа (5 сентября) Успению Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою
10. по отдании Успения с 24 августа (6 сентября) до 1 (14) сентября Воздвижению Крест начертав Моисей
В Великий пост и приготовительные к нему дни
11. в Неделю мытаря и фарисея:
если ранее 15 (28) января
если будет в срок 15 (28) января - 9 (22) февраля
если будет 10 (23) февраля и позднее

Богоявлению
Сретению
Благовещению

Глубины́ открыл есть дно
Су́шу глубороди́тельную зе́млю
Отверзу уста моя
12. в Неделю блудного:
если будет ранее 10 (23) февраля
если 10 (23) февраля и позднее

Сретению
Триоди

Су́шу глубороди́тельную зе́млю
Моисе́йскую песнь
13. в субботы и Недели мясопустные, сыропустные, 1 и 3 Великого поста, Ваий и Страстную седмицу Триоди Триоди
В Недели и дни Пятидесятницы:
14. от Недели св. Пасхи до отдания, но не в само отдание Пасхе Воскресения день
15. в день Преполовения и на отдание Преполовения Преполовению Море огустил еси
16. в Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи Неделе о слепом Спасителю Богу
17. на праздник Вознесения и его отдание Вознесению Божественным покрове́н
18. в попразднство Вознесения Неделе о слепом Спасителю Богу
19. в Неделю 7-ю по Пасхе св. Отцев Вознесению Божественным покрове́н
20. в Неделю Пятидесятницы и её отдание Вознесению Божественным покрове́н
21. в Неделю Всех святых Благовещению Отверзу уста моя

См. также

В обыденный язык слово пришло из жаргона семинаристов Поскольку катавасию пели два хора (клироса) одновременно, сходясь при этом вместе на середину церкви - пение было довольно сложным, потому что пелось на ходу и на много голосов. Нетренированное ухо могло не улавливать гармонию , сложное пение воспринималось как нечто путаное, даже если певчие не сбивались. С этим и связано современное разговорное значение слова катавасия - «путаница», ср. «ералаш » .

Напишите отзыв о статье "Катавасия"

Примечания

Отрывок, характеризующий Катавасия

– Ту, которая идёт вокруг всех нас изо дня в день!!! – почему-то вдруг взбесившись, вскричал Папа. – Которая очищает Землю от таких, как Вы! Ересь не должна существовать! И пока я жив, я буду истреблять это в любом проявлении – будь это книги, картины, или просто живые люди!..
– Ну, что касается книг, об этом у меня, с Вашей «светлой» помощью, сложилось весьма определённое мнение. Только оно как-то никак не совмещается с Вашим «священным» долгом, о котором Вы говорите, Святейшество...
Я не знала, что сказать, чем его занять, как остановить, только бы не начинался этот страшный, как он его назвал, «спектакль»!.. Но «великий инквизитор» прекрасно понимал, что я всего лишь, в ужасе от предстоящего, пытаюсь затянуть время. Он был великолепным психологом и не разрешил мне продолжать мою наивную игру.
– Начинайте! – махнул рукой одному из мучителей Караффа, и спокойно уселся в кресле... Я зажмурилась.
Послышался запах палёного мяса, Джироламо дико закричал.
– Я же Вам сказал, откройте глаза, Изидора!!! – в бешенстве заорал мучитель. – Вы должны насладиться истреблением ЕРЕСИ так же, как наслаждаюсь этим я! Это долг каждого верного христианина. Правда, я забыл с кем имею дело... Вы ведь не являетесь христианкой, Вы – ВЕДЬМА!
– Ваше святейшество, Вы прекрасно владеете латынью... В таком случае Вы должны знать, что слово «HАERESIS» по латыни означает ВЫБОР или АЛЬТЕРНАТИВА? Как же Вам удаётся совмещать два столь несовместимых понятия?.. Что-то не видно чтобы Вы оставляли кому-то право свободного выбора! Или хотя бы уж малейшую альтернативу?.. – горько воскликнула я. – Человек ДОЛЖЕН иметь право верить в то, к чему тянется его душа. Вы не можете ЗАСТАВИТЬ человека верить, так как вера идёт от сердца, а не от палача!..
Караффа минуту удивлённо разглядывал меня, как будто перед ним стояло какое-то невиданное животное... Потом, стряхнув с себя оцепенение, тихо сказал:
– Вы намного опаснее, чем я думал, мадонна. Вы не только слишком красивы, Вы также слишком умны. Вы не должны существовать за пределами этих стен... Или не должны существовать вообще, – и уже обернувшись к палачу, – Продолжай!
Крики Джироламо проникали в самые глубокие уголки моей умирающей души и, взрываясь там ужасающей болью, рвали её на части... Я не знала, сколько Караффа намеревался мучить его, перед тем, как уничтожить. Время ползло нескончаемо медленно, заставляя меня тысячу раз умирать... Но почему-то, несмотря ни на что, я всё ещё оставалась живой. И всё ещё наблюдала... Страшные пытки заменялись пытками пострашней. Этому не было конца... От прижиганий огнём перешли к дроблению костей... А когда закончили и это, начали уродовать плоть. Джироламо медленно умирал. И никто не объяснил ему – за что, никто не счёл нужным хотя бы что-то сказать. Его просто-напросто методично медленно убивали на моих глазах, чтобы заставить меня делать то, что желал от меня новоизбранный глава святой христианской церкви... Я пыталась мысленно говорить с Джироламо, зная, что уже не удастся что-то по-другому ему сказать. Я хотела проститься... Но он не слышал. Он был далеко, спасая свою душу от нечеловеческой боли, и никакие мои старания не помогали... Я посылала ему свою любовь, стараясь окутать ею его истерзанное тело и хоть как-то уменьшить эти нечеловеческие страдания. Но Джироламо лишь смотрел на меня помутневшими от боли глазами, будто цеплялся за единственную тончайшую ниточку, связывающую его с этим жестоким, но таким дорогим ему, и уже ускользавшим от него миром...
Караффа бесился. Он никак не мог понять, почему я оставалась спокойной, так как прекрасно знал, что своего мужа я очень и очень любила. «Святейший» Папа горел желанием меня уничтожить... Но не физически. Он хотел всего лишь растоптать мою душу, чтобы полностью подчинить моё сердце и ум своим странным и необъяснимым желаниям. Видя, что мы с Джироламо не спускаем друг с друга глаз, Караффа не выдержал – он заорал на палача, приказывая выжечь моему мужу его чудесные глаза...
Мы со Стеллой застыли... Это было слишком ужасно, чтобы наши детские сердца, какими бы закалёнными они не являлись, смогли это принять... Бесчеловечность и ужас происходящего пригвоздили нас на месте, не позволяя дышать. Этого не могло происходить на Земле!!! Просто не могло! Но бесконечная тоска в золотых глазах Изидоры нам кричала – могло!!! Ещё как могло!.. И мы лишь бессильно наблюдали дальше, не решаясь вмешиваться, задавая какие-нибудь глупые вопросы.
На какое-то мгновение, моя душа упала на колени, прося пощады... Караффа, сразу же это почувствовав, удивлённо впился в меня горящими глазами, не веря в свою победу. Но тут же понял, что слишком быстро обрадовался... Сделав над собой невероятное усилие и собрав всю свою ненависть, я взглянула прямо ему в глаза... Караффа отшатнулся, получив сильнейший мысленный удар. На секунду в его чёрных глазах промелькнул испуг. Но так же быстро исчез, как и появился... Он был на редкость сильным и волевым человеком, который восхитил бы, если бы не был до такой степени ужасным...
Моё сердце сжалось в дурном предчувствии... И тут же, получив одобрительный кивок от Караффы, палач, как мясник, спокойно нанёс прямо в сердце беспомощной жертвы точный удар... Мой любимый муж, мой нежный Джироламо перестал существовать... Его добрая душа улетела туда, где не было боли, где было всегда спокойно и светло... Но я знала, что он будет ждать меня и там, когда бы я не пришла.
Небо обрушилось, извергая потоки нечеловеческой боли. Лютая ненависть, поднимаясь в моей душе, крушила преграды, пытаясь вырваться наружу... Вдруг, запрокинув голову, я взвыла неистовым криком раненного зверя, возводя к небу непослушные руки. А из моих светящихся ладоней выплеснулась прямо в Караффу «магия смерти», которой учила меня когда-то моя умершая мать. Магия струилась, окутывая его худое тело облаком голубого сияния. Свечи в подвале погасли, густая непроглядная темнота, казалось, поглотила нашу жизнь... И только Караффа всё ещё светился призрачным бело-голубым светом. На какую-то долю секунды я увидела его расширенные злобой глаза, в которых плескалась моя смерть... С ним ничего не происходило!.. Это было абсолютно невероятным! Ударь я любого обычного человека «магией смерти», он не прожил бы и секунды! Караффа же был живым и здоровым, несмотря на испепеляющий его жизнь удар. И только вокруг его обычной золотисто-красной защиты, теперь змеями вились вспыхивающие синеватые молнии... Я не могла поверить своим глазам.
– Так-так!.. Мадонна Изидора пошла в атаку! – прозвучал в темноте его насмешливый голос. – Ну что ж, во всяком случае, это уже становится интереснее. Не беспокойтесь, дорогая Изидора, у нас с Вами будет ещё множество забавных минут! Это я могу обещать Вам.