Домой / Для голубых глаз / Моральные ценности семьи и брака. Семейные ценности: традиции и современность

Моральные ценности семьи и брака. Семейные ценности: традиции и современность

Огромное значение имеет воспитание в семье. В семье рождаются и воспитываются дети. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права и интересы.

Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества супругов. Умение понять другого, (терпимость, внимательность, доброта, такт, сострадание и т. д.) делают человека более «пригодным» для жизни в браке. И наоборот, злые, обидчивые, капризные, высокомерные, эгоистичные люди являются причиной многих конфликтов в семье, способных разрушить брак.

Супруги должны с одинаковых позиций относиться к нравственным нормам и ценностям — таким, как взаимоуважение, справедливость, долг, ответственность перед семьёй и обществом. Любое противостояние в этом друг другу будет только подрывать фундамент их отношений.

Семья становится полной и, следовательно, полноценной после появления детей. Став отцом и матерью, то есть самыми близкими родственниками рождённого ими ребёнка, родители как бы сродняются и между собой. В этом смысле рождение ребёнка является средством укрепления семьи. Прочную семью дети действительно делают ещё прочнее.

Любовь, духовная близость и общение родителей являются одним из главных воспитательных факторов, эмоциональной основой воспитания детей в семье. Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок.

В современной семье большую часть времени дети общаются с матерью. Именно с ней обычно складываются доверительные отношения, обсуждаются основные жизненные вопросы. Однако для детей не менее важным является и общение с отцом. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за ним, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Любовь между родителями и детьми дана самой природой, любовь и уважение между мужем и женой, отношения с другими родственниками являются результатом взаимных усилий. В семье нет двух миров — взрослых и детей, есть один мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Если при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнением других членов семьи, щадят самолюбие друг друга, сообща переживают и горе и радость, то рождается семейная сплочённость.

На мой взгляд, те основы христианской жизни, которые закладывается в ребенке и семейным православным укладом, призванным решать нравственные задачи по полноценному духовному воспитанию будущих достойных граждан Отечества.

Примером в воспитании детей должны быть родители. Какие родители, такие и будут дети!!!

Последние десятилетия в истории нашей страны изменилась роль и место религии в жизни общества. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние православной церкви.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов.

Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения — одна из самых актуальных в современном обществе.

Как эпиграф я хочу привести слова Святителя Игнатия Брянчанинова:
«Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина — неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Только все вместе — образовательное учреждение, семья, церковь, государство — путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании».

Семья, по определению святых отцов, есть малая церковь, а как скоро сама Церковь есть «тело Христово» и создана Богом для спасения человечества от погрязания во зле, то и «малая церковь» направлена на спасение души в мире страстей.

Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить, Она помогает в беде, горе, в несчастье. В ней царят радость и любовь.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества, а одновременно и следствием этого кризиса является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

Разрушены нравственные представления о браке и семье:
— супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства.
— почти полностью утратилось представление о верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
— супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

Кризис коснулся всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи:
— в совместной хозяйственно-бытовой деятельности все чаще проявляется неспособность членов семьи к сотрудничеству и практическому взаимодействию;
проявляется взаимная нетерпимость супругов, родителей и детей, представителей старшего и младшего поколения, неготовности членов семьи прощать недостатки и проявлять теплое участие, снисходительность, милосердие друг к другу;
— происходит путаница в социальных ролях мужчины, женщины, ребенка;
— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
— утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока, но часто, наоборот, провоцирует ко греху;
— чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, это спровоцировано нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
— в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
— в средствах массовой информации темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, мы видим пошлости и порок;
— массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.

Каков же выход из кризисной ситуации, сложившейся к настоящему времени в сфере семьи и семейного воспитания, и есть ли он, этот выход?
Выход есть, и как ни глубоко описанное нами поражение семьи явлениями кризиса, помочь в его преодолении может всемерное содействие укреплению семьи.

А именно:

  • восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
  • возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций;
  • творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;
  • формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

С этой целью сегодня разработана целая программа воспитания наших детей в рамках традиционных ценностей.

В школах ЯНАО введены уроки по основам православной культуры. Проводятся семинары, круглые столы совместно с представителями церкви.

В нашей школе, как и в других школах ЯНАО, введён курс «Основы православной культуры».

Отношения истинной любви в семье наполняют её радостью. Человек, вышедший из такой семьи, не ищет праздности и утехи, а ощущает себя звеном в цепи благочестивого рода. Ему выпала честь и ответственность сохранить и продолжить дело родителей. Поэтому их потомки в своей семейной жизни сориентированы на любовь и ответственность перед Богом и родом за свой выбор — обеспечить воспитание детей и старость родителей.

Санкт-Петербургский университет МВД России

Факультет заочного обучения

Кафедра кадровой и воспитательной работы

Контрольная работа

по предмету профессиональная этика по теме:

«Моральная ценность семьи»

Выполнил: слушатель подполковник милиции

Богданов Алексей Викторович

Санкт-Петербург

Введение

Ценности семьи

Нравственные основы семьи

Статусные диспозиции в семье

Система правил поведения в семье

Индекс индивидуализма ребенка в семье

Индекс маскулинности в семье

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. Семья находится под защитой государства. Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья - очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества - счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья - минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание - прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте.

Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но, не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.

Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

1. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ

семья воспитательный родители

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья - важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии - документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них - свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям - источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. Но и другие принципы напрямую касаются семьи - так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип один за всех, все за одного - разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие семейный долг шире, чем супружеский долг: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг - непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети - главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3. СТАТУСНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ

Предлагаются следующие составляющие элементы данного критерия: авторитет, власть, демократизм отношений, контроль, доверие и т.п. Как видно из приведенного перечня элементов, составляющих этот критерий, анализу подлежит не только ценностная направленность семьи на уровне отношений «родители-дети», но и весь спектр внутрисемейных субординаций. Имеются в виду отношения между поколениями также на уровне старших родителей (дедушек, бабушек). Сюда же включается определение стиля межсупружеских коммуникаций и корпоративности связей между детьми в семье.

Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:

) отношение детей к проявлениям родительской власти;

) доверительность отношений «родители-дети» - по взаимных оценкам;

) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность);

) сплоченность и иерархия отношений между детьми в семье;

) распределение домашних обязанностей;

) интенсивность и качество коммуникационных связей с представителями третьего поколения (старшими родителями): общение и поддержка.

СИСТЕМА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ

С точки зрения влияния на процесс воспитания, этот ценностный критерий выполняет в семье функцию, близкую к родительскому контролю, однако в ряде случаев его действие выходит за рамки отношений «воспитатель-воспитуемый» и распространяется на всех членов семейной группы. Таким образом, правила поведения, принимаемые всеми без исключения представителями семьи, определяют нравственную идеологию данной конкретной семьи с несовершеннолетними детьми. Воспитательная роль этого критерия в наибольшей степени проявляется в процессе формирования в детях нравственных ценностей и правил жизни, поскольку одобряемые семьей поступки и действия ребенка напрямую связаны с усвоением им нравственных норм общества.

Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

) обязательность соблюдения в семье установленного порядка. Эмпирическими индикаторами в этом случае могут выступать: обязательность возвращения членов семьи домой не позже определенного времени, извещение в случае непредвиденной задержки; непреложное выполнение членами семьи своих домашних обязанностей и т.п. Качественный уровень данного показателя замеряется методом оценочной шкалы: «высокая обязательность - скорее высокая - когда как - скорее низкая - очень низкая»;

) толерантность к проявлениям отклоняющегося поведения как внутри семьи, так и вне ее. Индикатором может служить уровень нетерпимости в семье к проявлениям алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п. Для измерения уровня толерантности используется аналогичная оценочная шкала;

) последовательность воспитательных действий со стороны родителей. Эмпирические индикаторы данной воспитательной идеологии семьи следующие: соответствие слова и дела в действиях родителей; отсутствие в семье двойной морали; адекватная реакция родителей на поведение детей и т.п. Оценочная шкала включает следующие позиции: «высокая последовательность - чаще последовательны - когда как - изредка проявляют последовательность - как правило, не соблюдают последовательность»;

) предъявление требований детям с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Эмпирические индикаторы данного показателя основываются на учете факторов физического и психического здоровья детей, уровня их социальной и правовой подготовленности и т.п. Шкала оценок предусматривает следующие качественные характеристики: «всегда учитывают - чаще учитывают - когда как, по обстоятельствам - чаще не учитывают - обычно не учитывают».

ИНДЕКС ИНДИВИДУАЛИЗМА РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Рассматриваемый критерий позволяет составить через систему показателей представление о самооценках и самоидентификации ребенка как члена семьи, а также о позиции родителей в вопросе формирования самостоятельности его суждений и действий в мировоззренческой сфере. Известно, что индивид может обособиться, только ощущая себя в обществе других подобных ему индивидов. Представляется чрезвычайно важным наличие у ребенка свободного выбора между возможностью общения с другими людьми и обособления для самоанализа и совершенствования, развития своих личностных качеств. Индекс индивидуализма ребенка дает представление о воспитательной ответственности родителей, сознательно формирующих такие качества личности ребенка, которые позволяют ему достигнуть чувства внутренней свободы и раскрепощенности в процессе взросления и социализации. В работе с данным критерием используется ряд сложных показателей, которые в дальнейшем могут быть представлены в дробном виде на уровне простых индикаторов:

) соотношение принципов общения и обособления в практике воспитания родителями индивидуальности как качества ребенка;

) допускаемая родителями степень независимости ребенка в семье:

материальная (собственный заработок ребенка через труд);

физическая (обретение навыков самообслуживания, личная забота о своем здоровье);

психологическая (уважение к личности ребенка, умеренная критика);

интеллектуальная (уважение к мнению ребенка, создание условий для развития познавательных установок).

) личностная автономия ребенка:

пространственная (наличие свей комнаты, спального места и т.п.);

эмоциональная (возможность уединения, чувство «социального одиночества»);

материальная (личный заработок как карманные деньги или как часть бюджета семьи);

) самоидентификация ребенка: ориентация на индивидуальность или социальную систему («я» - как часть семейной группы);

) самостоятельность ребенка в принятии решений, независимость от референтной группы (в том числе семейной);

) оценка ребенком своих достижений как личных успехов или как коллективных усилий семьи.

ИНДЕКС МАСКУЛИННОСТИ В СЕМЬЕ

Термин «маскулинность» используется при анализе воспитательных методов семьи в ситуации дифференцированного подхода к детям противоположного пола. Этим же термином определяются действия членов семьи по оказанию взаимной поддержки, защиты и помощи, т.е. определяется уровень корпоративности семейной группы.

В то же время, индекс маскулинности позволяет выявить частоту использования супругами силовых методов решения внутрисемейных проблем. Как известно, эффективность семейного воспитания предполагает прежде всего наглядный пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах. Практика показывает, что примеры насильственного поведения, заимствованные детьми из родительской семьи, становятся естественным продолжением традиции супружеского и родительского насилия в следующем поколении.

Из сказанного выше следует, что показатели, используемые для определения индекса маскулинности, должны давать возможность оценки супругов-родителей в качестве субъектов как позитивных (поддержка), так и негативных (насилие) действий в семье. Предлагается следующий набор показателей:

гендерный подход к воспитанию детей; дифференцированные воспитательные меры матери и отца к детям разного пола;

допустимость жестокого обращения с детьми (применение различных форм насильственных действий);

интенсивность оказываемой детям поддержки со стороны родителей (родитель как защитник, семья как «убежище»);

проявление эмпатии и ее адресаты в семье и вне ее;

допустимость межсупружеского насилия.

Другой методологический подход к проблеме классификации ценностной системы семьи был апробирован в рамках мониторинга, проводимого группой исследователей под руководством автора. Предлагаемая ниже классификация основана на характеристиках семьи, отражающих ее жизнедеятельность. Исследователи руководствовались гипотезой о более высокой эффективности воспитательного воздействия в семьях, отличающихся стабильностью внутрисемейных отношений. С другой стороны, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Воспитательные ценности семьи по существу являются отражением ее ценностных ориентаций. Известно, что воспитательные меры реализуются родителями не столько путем дидактического воздействия на ребенка, сколько через демонстрацию личного поведения, направленность интересов и потребностей, а также через создание определенного психологического климата в семье. Опираясь на такую основу, определяем воспитательную стратегию семьи через ее ценностную систему. Исходя из этой теоретической посылки, в классификацию семейных ценностей были включены следующие основные элементы:

) ценности супружества;

) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

) ценности родительства, воспитания детей;

) ценности родственных связей;

) ценности, связанные с саморазвитием;

) ценности внесемейных коммуникаций;

) ценности профессиональной занятости.

Конечной целью исследования было определение механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей - детям. При этом выявлялась удовлетворенность подростков наличием и характером проявления каждой ценности в его семье. Удовлетворенность конкретной ценностью отождествлялась с готовностью подростка принять ее как элемент идеологической концепции собственной будущей семьи.

В результате анализа полученных эмпирических данных был выстроен следующий динамический ряд, характеризующий готовность детей принять те или иные ценности родительской семьи для их реализации в собственной семье (табл. 1).

Таблица 1

Преемственность семейных ценностей в динамике лет

Ценности семьиГотовы принять, подростки (%) Не готовы принять, подростки (%)1995 г.1997 г.1999 г.1995 г.1997 г.1999 г.Супружеские отношения161322382635Демократизация отношений в семье344235302333Родительство, воспитание детей 514444162124Родственные связи6773697311Саморазвитие112118433046Внесемейные коммуникации46624616720Профессиональная занятость родителей72645015720

Анализируя данные табл. 1, можно утверждать, что в наибольшей мере подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей, прежде всего, в отношениях с собственными старшими родителями (готовы принять в среднем по годам мониторинга 70% подростков, не готовы - 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения - внесемейное общение, и прежде всего - отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают - 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье (в сравнении с 20% не одобряющих методов воспитания своих родителей). Достаточно сопоставимо число подростков, одобряющих стиль отношений в семье (демократический) и отвергающих существующие в семье отношения (соответственно 37% и 29%). Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени, отсутствие возможностей для саморазвития в этой сфере. Готовы заимствовать родительский пример лишь 16% детей при 40% не желающих.

Подводя итог проведенному анализу значимости семейных ценностей в структуре воспитательных ресурсов родителей, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на молодое поколение в плане его личностного развития.

Во-вторых, в условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей.

В-третьих, трансформация российского общества привела к нивелированию многих социальных ценностей старого ряда (эпохи социализма), но еще не сформирована отчетливая система ценностей новой эпохи. В этом состоит главная трудность осуществления воспитательного процесса в условиях меняющегося общества: нет устойчивых ориентиров будущего развития, не определена перспективная стратегия социальных приоритетов. Определение социальных ориентиров развития российского общества, представленное населению страны в концептуальной форме, могло бы в значительной степени облегчить проблемы семьи и других социальных институтов при выборе и разработке принципов воспитательного воздействия на детей в новых условиях функционирования.

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества. Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Изменились и другие нравственные ориентиры общества: вошли в постоянный обиход с положительным знаком до того мало известные термины из чужой жизни: «предприимчивость», «личная инициатива», «лидерство», «конкурентоспособность» и т.п. Приобрели сугубо негативное значение в прошлом положительные характеристики ценностного ряда: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п. Такие радикальные нравственные оценки, характерные для общества переходного этапа, со временем, несомненно, приобретут менее категоричную форму, уравновешивая друг друга. Однако тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о нивелировке традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ. В свете сказанного, сегодня необходима инициатива официальных органов власти для определения места традиционных ценностей старого ряда в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ статистических данных демонстрирует, что в процессе изучения подобного курса у студентов целенаправленно формируются качества, навыки и умения, которые пригодятся им в семейной жизни. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи.

В процессе изучения курса у молодёжи формируются взгляды и представления, помогающие адекватно оценить роль семейного воспитания и формирования личности. Параллельно изменяются и их взгляды на бытовые основы семейной жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Ведь очевидно, что в семейной жизни многое крепко связано в единый узел: нравственное и экономическое, хозяйственное и этическое. Влияние курса обнаруживается и при анализе ценностных ориентаций молодых людей на взаимную любовь как высший мотив и условие семейной жизни.


ЦЕННОСТИ СЕМЬИ

семья воспитательный родители

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья - важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности. И.С. Кон. “В поисках себя”. М, 1984, с. 17.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии - документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них - свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям - источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий. Н.А. Бердяев. “Философия свободы”. М, 1990, с.24.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи - так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ - разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг - непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети - главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Можно много и долго рассказывать о важности семь в обществе, о ее роли и функциях. Но задача нашей статьи совсем не в этом. Есть вещи более важные, о которых сами мы редко задумываемся, но часто о них упоминаем.

Семейные ценности вещь многогранная – найдется тысячи определений, каждое из которых будет верным. Это как раз тот случай, когда говорят «сколько людей – столько и мнений». Прежде чем читать статью, задумайтесь, а что лично для вас значат семейные ценности?

Несомненно, если собрать воедино список всех ценностей, то он будет бесконечным. Но без них, считают специалисты, невозможно построить счастливую и дружную семью, ведь это – это не просто слова, это принципы, которых вы придерживаетесь, ваши цели и задачи на будущее. На совместное будущее.

Примеры семейных ценностей

Принадлежность . Очень важно, чтобы каждый член семьи знал, что они важны, и что они имеют значение. Вы можете быть сплоченной семьей, которая каждую свободную минуту проводит вместе, но это не значит, что ваши интересы должны быть абсолютно идентичны. Важно, чтобы несмотря не любые увлечения, несмотря на неприятные события или т.п. вещи, ребенок и каждый член семьи должны знать, что у них есть место куда вернуться, что в них верят и их ждут. Укрепить – это чувство единения помогут совместные обеды и ужины, походы в кино и зоопарки, или просто вечер, проведенный в кругу семьи.

Уважение. Каждый сам для себя определяет, что такое уважение. Кто-то считает уважением принятие всех точек взгляда при принятии какого-либо решения. Также, это признание мыслей, идей и характера члена семьи, признание его таким, какой он есть на самом деле. Очень важно не переступить грань страха и уважения, так как в большинстве случаев одного исключает другое. Добивайтесь уважения не насилием и угрозами, а мудрыми решениями, с учетом пожеланий вас и вашей семьи. Уважение, как семейная ценность, важна не только жома, но также в школе, на работе и при общении с другими людьми.

Гибкость. Умение принимать чужое мнение, не настаивать постоянно на одной и той же позиции. Кончено, четкий график жизни не помешает, но не стоит забывать, что правилам жить…ну скучновато во многом. Поэтому не лишайте себя обычных жизненных радостей – делайте сюрпризы, глупите, устраивайте неожиданные вечерние ужины или прогулки. Все это позволит укрепить вашу семью, и научит детей правильно работать и отдыхать.

Честность – это залог любых отношений, как дружеских, так и семейных. Ни одна семья без этого невозможна. Без честности невозможно создать глубокие и продолжительные связи, которые должны являться неотъемлемой частью каждой семьи. Не ругайте детей за каждый плохой проступок, таким образом, вы сможете показать им, как это хорошо и правильно – быть честным. Если мы скажем кому-либо, что то дурное, когда он обратится к нам с плохой новостью, то в следующий раз он просто-напросто скроет от нас то, что он хотел сказать и перестанет быть честным, так как знает, что не получит в ответ ничего хорошо. А это может грозить утратой не только честности, но и человеческого доверия.

Прощение . Простить не всегда просто, но очень важно уметь это делать. Прощение – это решение, это ваш выбор, а не просто чувство того, что человек достаточно расплатился за обиду и мы готовы смилостивиться. Понятие семьи и обиды несовместимы. Да, мы, конечно, можем обижаться на родителей или на сестре и братьев, за какие-то проступки или обидные слова. Но, ни в коем случае не забывайте, что это ваш близкий человек, с которым связана вся ваша будущая жизнь. Ну, невозможно, просто невозможно прожить всю жизнь без самых-самых близких людей – это разрушает человека изнутри, разрушает его психику и его спокойствия – это мое мнение, с которым вы можете не соглашаться, а можете соглашаться. На самом деле, близких людей прощать сложнее, намного, но это то, что делает семью крепче и дружнее, это сближает.

Не забывайте, что каждый человек может сделать ошибку оступиться, наша задача понять и принять. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ссоры и разногласия. Лучше всего напрямую поговорить, и выяснить все недоразумения.

Щедрость – это давать не думая, «а что это будет для меня значить, какую выгоду я получу?». Для семьи такой подход невозможен. Благодаря этому чувству, мы учимся состраданию, учимся думать не только о себе и своих интересах, но и о людях, которые живут рядом с нами. Щедрость – это не обязательно давать деньги, это значит дарить близким людям свою любовь, тепло, внимание, дарить свое время.

Общение – это тоже своего рода искусство, при нехватке которого могут возникнуть недомолвки и недоразумения. Маленькие конфликты, нерешенные на начальной стадии, приведут к более крупным, которые уже невозможно будет скрыть – и вряд ли вы уже будете в состоянии спокойно смотреть на ситуации. Поэтому так важно уметь общаться и говорить о своих чувствах и переживаниях, вовремя решать конфликты, пока они не переросли в бурю. Многие считают эту ценность самой важной из всех. Когда человек чувствует, что он может открыто говорить о чем угодно – надеждах, мечтах, страхах, успехах или неудачах – это укрепляет связь.

Ответственность . Кто-то обладает этим качеством в большей степени, кто-то в меньшей. В детстве нас учили, что нужно убирать игрушки после игры, или вовремя кормить домашних животных – это маленькие мелочи помогут детям в зрелом возрасте быть аккуратнее и ответственней. Взрослый, ответственный человек без лишних напоминаний и упреков вовремя приходит на работу, укладывается в сроки и отвечает на телефонные звонки, в случае срочной необходимости. Если вы хотите воспитать в домашних чувство ответственности, представьте каждому из членов список дел, которые они должны выполнить.

Любопытство , качество которое в большей степени свойственно детям. Присмотритесь к ребенку, и вы обязательно увидите эти качества в нем. Важно поощрять и продвигать в детях тягу к изучению нового. Задавайте вопросы, узнавайте, читайте то, о чем вы мало знаете или не знаете совсем. Любопытство поможет постепенно развить критическое мышление, которое будет полезно в разных ситуациях. А умение задавать вопросы и узнавать что-то также поможет вам в укреплении ваших семейных связей.

Традиции. Наверное, одно из самых важных ценностей семьи, которое способно объединять разные поколения одной семьи. Не усложняйте, это может быть утренние чай или кофе с утра, кино в воскресенье, поездки на природу или приготовление обеда вместе – вариантов множество, главное, что такие моменты укрепляют единство семьи, дают каждому возможность почувствовать себя ее частью.

И главное – любовь . Без неё просто никак – это основа, на которой строится большой фундамент. Без прений и доводов мы отдаем ей первое место в любом списке ценностей, и в семейных в том числе. Благодаря ей мы учимся терпеть, прощать, разговаривать и быть честными. Любя детей, и свою вторую половинку мы учим детей уважению и любви к другим людям.

Семейные ценности для современной семьи

В первую очередь – это сама семья и способы её сохранения – вот, что волнует многих из нас. А брак сам по себе перестает становиться той важной ячейкой, которой он был раньше. Сейчас молодые люди чаще живут в гражданском браке и не торопятся ставить штамп в паспорте, считая это формальностью. Считаю, что на эту тему спорить нет смысла, ведь каждый из нас имеет права на свою точку зрения и на свое понимание семейной жизни.

Важное изменение – на первое место выходят карьера, материализм и т.д. каждая семья считает своим долгом встать на ноги, реализовать себя, и лишь потом заводить детей, строить семью. Правильно ли это? Наверно, это тема еще одной статьи, но не этой. Только подумайте, а к чему все это приведет? Что вас ждет дальше?

Важно, чтобы семья создавалась осознанно. Лишь тогда вы сможете вложить в маленькое чудо такие важные понятия как любовь, свобода, вера, совесть и ответственность – это задача невыполнима вне семьи и вне любви. В семье закладываются чувство патриотизма, ответственность, сострадание к близким, уважение, умение общаться с другими людьми.

В семье могут возникать конфликты и недомолвки, но нужно учиться во время их решать, не раздувая небольшие бытовые проблемы до размера катастрофы. Не забывайте показывать членом семьи свою любовь, свою благодарность с помощью жестов, поступков и слов. И не забывайте уделять время своим любимым людям.