Домой / Для голубых глаз / Опыты для детей 4 5 лет. Интересные опыты для детей

Опыты для детей 4 5 лет. Интересные опыты для детей

Коллекция игр-опытов и игр-экспериментов для пятилетнего ребёнка.

Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не были доступны ребенку и не попали в пищу!

Вода меняет цвет

Необходимый инвентарь: банка, вода, таблетка фенолфталеина, питьевая сода, лимонная кислота.

◈ Покажите ребенку, как вода в обычной банке меняет свой цвет, словно по волшебству.

◈ Для этого в стеклянную банку налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и больше известен под названием «пурген»). Вода останется прозрачной.

◈ Затем добавьте в банку раствор питьевой соды — раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет.

◈ Насладившись таким превращением, добавьте туда ж;е уксус или лимонную кислоту — раствор снова обесцветится.

◈ Обратите внимание ребенка на то, что все, что вы добавляли в воду, было белого цвета, а вода, тем не менее, окрашивалась.

Вулкан

Необходимый инвентарь: сода, уксус, пластилин или пластмассовая воронка с широким горлышком.

◈ Вылепите из пластилина вулкан или используйте воронку. Поставьте ее на блюдце, на котором лежит две столовые ложки соды.

◈ Затем налейте в отверстие «вулкана» уксус. Начнется реакция нейтрализации — содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана». Такое зрелище малыш запомнит надолго.

Кристаллы

Необходимый инвентарь: поваренная соль, банка, проволочка или нитка.

◈ Вы когда-нибудь пробовали выращивать кристаллы?

Это совсем несложно, но займет несколько дней.

◈ Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время, по мере испарения жидкости, на затравке начнут появляться кристаллы.

Желатиновые узоры и животные

Необходимый инвентарь: желатин, стакан, вода, полиэтиленовый пакет, промокашки, формочки животных.

◈ Приготовьте коллоидный раствор: в четверть стакана холодной воды добавьте 10 г сухого желатина и дайте ему набухнуть.

◈ Нагрейте полученный раствор до.50 градусов на водяной бане и проследите, чтобы желатин полностью растворился.

◈ Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовую пленку и дайте высохнуть на воздухе. Из получившегося тонкого листика можно вырезать силуэты животных.

◈ Положите фигурки на промокашку (а если ее нет, подойдет туалетная бумага) и подышите на них. Дыхание увлажнит студень с одной стороны, он увеличится в объеме, и фигурки начнут изгибаться.

◈ На таком студне можно сохранить ледяные узоры. Приготовьте раствор, как описано выше, но желатина возьмите в 2-3 раза меньше. Еще теплый раствор вылейте на стекло и сразу поставьте в морозилку. Вода будет кристаллизоваться, как на окнах зимой. Дня через три достаньте стекло и дайте оттаять желатину. На нем останется четкий рисунок ледяных кристаллов.

Лакмусовая полоска

Необходимый инвентарь: набор индикаторной бумаги.

◈ Дайте ребенку полоску универсальной индикаторной бумаги и Предложите смочить ее любой жидкостью: слюной, чаем, супом, водой — чем угодно.

◈ Увлажненный фрагмент полоски окрасится, и по шкале на коробке можно будет определить, кислотную или щелочную среду вы исследовали. Эта интересная и веселая игра может увлечь ребенка на несколько дней. Он будет исследовать все подряд: от компота до огуречного рассола.

Секретное письмо

Необходимый инвентарь: лист бумаги, кисточка, молоко, лимонный сок, йод.

◈ Сделать такое письмо дома можно двумя способами:

♦ Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дать высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.

♦ Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите бумагу.

Метеостанция

Необходимый инвентарь: несколько уличных и комнатных термометров, блокнот, ручка.

◈ Вы с ребенком метеорологи. Ваша задача — зафиксировать показания термометров в разных «климатических зонах».

◈ Развесьте термометры в тени, на солнце, в смешанной зоне, в квартире. Проводите наблюдения и записывайте показания. Анализируйте вместе с ребенком изменения температуры в разных «климатических зонах». Обсудите вместе результаты.

Волосатое яйцо

Необходимый инвентарь: яйцо, семена люцерны, вата, вода, пустая катушка от туалетной бумаги, фломастеры.

◈ Аккуратно разбейте сырое яйцо на две половины. Промойте скорлупу, установите ее конусной частью вниз в катушку. Внутрь скорлупы положите вату, на нее насыпьте зерна люцерны. Хорошо полейте. На яйце нарисуйте забавную рожицу.

◈ Готового «чудика» поставьте на подоконник на солнечное место.

◈ Через два - три дня у яйца начнут появляться «волосы».

Солнце-художник

Необходимый инвентарь: различные мелкие предметы (желательно плоские), листы черной бумаги.

◈ На солнечном месте расстелите черную бумагу, на которой разложите различные предметы (вилку, детские грабельки, висячий замок, CD, ключи и т. д.).

◈ Когда солнце начнет заходить, снимите предметы с бумаги. На ней останутся «рисунки Солнца».

эльза исхакова
Картотека опытов для детей 5–6 лет

Опыты по изучению свойств воздуха

Опыт 1 . Что в пакете

Задача : учить обнаружить воздух.

Оборудование : полиэтиленовые пакеты.

Рассмотреть пустой пакет. Что находиться в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал пустой?

Результат : Дети наполняют пакеты воздухом, закручивают их.

Вывод : Воздух прозрачный, невидимый, легкий. Опыт 2 . Игры с соломинкой.

Задача : формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Оборудование : соломинки, емкость с водой.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри, куда исчезли?

Результат : Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод : Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воздух вверх пузырьками и лопается.

Опыт 3 . Лодочка

Задача : показать, что воздух обладает силой.

Оборудование : таз с водой, лодочка.

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы «Почему она плавает?» , «Что ее толкает?» , «Откуда появляется ветерок?»

Результат : Лодка плавает, если на нее дуешь.

Вывод : Человек выдувает воздух, он толкает. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка. Опыт 4 . Поиск воздуха

Задача : учить обнаружить воздух.

Оборудование : флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой.

Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т. д.

Результат : Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха, если дуть трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки, при надувании шарика в него попадает воздух.

Вывод : Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.

Опыт 5 . Что в пакете

Задача : сравнить свойства воздуха и воды.

Оборудование : 2 пакета.

Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух. А чем различаются.

Результат : Сходства : прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия : вода- жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяется некоторые вещества. Воздух- газ, он невидим, невесом.

Вывод : У воды и воздуха есть сходства и различия

Опыт 6 . Загадочные пузыри

Задача : показать, что воздух есть в некоторых предметах.

Оборудование : емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глина.

Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

Результат : Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.

Вывод : Воздух проникает в некоторые предметы.

Опыт 7 . Надувание мыльных пузырьков

Задача : ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь

Оборудование : соломинки длиной 10см разного диаметра крестообразно расщепленные на конце, мыльный раствор.

Взрослый и дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Результат : Дети надувают разные по размеру пузыри.

Вывод : В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздух становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Опыт 8 . Пузырьки-спасатели

Задача : выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

Оборудование : стакан с минеральной водой, пластилин.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина. Дети наблюдают, обсуждают : почему пластилин опускается на дно, что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается

Результат : Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.

Вывод : Пузырьки воздуха поднимается наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят их воды, а пластилин снова опускает на дно.

Опыт 9 . Ветер в комнате

Задача : -выяснить, как образуется ветер;

Показать, что ветер- поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Оборудование : 2 свечи, «змейка» из бумаги.

Взрослый зажигает свечу и дует на нее. Почему отклоняется пламя? Детям демонстрируется «змейка» из бумаги. Ее помещают над свечой. Воздух над свечой теплее, поэтому она начинает вращаться, так как теплый воздух поднимается вверх. Детям предлагают определить направление движения воздуха сверху и снизу дверного проема. Почему направление воздуха разное?

Результат : Пламя, на которое дуют, отклоняется. Воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается. Когда свечу подносят к дверному проему, то пламя отклоняется в разные стороны.

Вывод : Теплый воздух проходит вверху, так как он легкий, а холодный тяжелее, он входит снизу. Перемещение воздуха в природе определяет появление ветра. Опыт 10 . Упрямый воздух

Задача : показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.

Оборудование : шприцы, емкость с водой.

Дети рассматривают шприц, выясняют его устройство (цилиндр, поршень) . Взрослый демонстрирует действия с ним : перемещает поршень вверх и вниз без воды, пробует отжать поршень, когда отверстие закрыто пальцем, набирает в воду в поршень, когда он вверху и внизу. Дети повторяют действия.

Результат : Отжать поршень очень трудно, когда отверстие закрыто. Если поршень поднят, воду набрать невозможно.

Вывод : Воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

Опыт 11 . Вертушка

Задача : показать силу воздуха.

Оборудование : вертушка из бумаги.

Взрослый показывает вертушка в действии. Почему она вертится? Ветер ударяет в лопасти и вызывает движение вертушки. (Можно предложить детям изготовить вертушку) .

Результат : Вертушка крутиться.

Вывод : Воздух упругий, обладает силой, поэтому может двигать предметы. Опыт 12 . Реактивный шарик

Задача : показать силу воздуха.

Оборудование : воздушные шары.

Надуть воздушный шар, опустить его и обратить внимание на траекторию и длительность полета.

Результат : Шарик двигает вылетающий из него воздух.

Вывод : Для того чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть; воздух, вырываясь из «горлышка» , заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Воздух, попадая внутрь шарика, растягивает его, делает упругим.

Опыты по изучению свойств песка, глины, почвы

Опыт1 . Сыпучий песок.

Задача : ознакомить со свойствами песка- сыпучесть.

Оборудование : лоток, песок, лупа.

Насыпать песок в лоток. Рассмотреть через лупу форму песчинок. Взять песок в руку, пропустить сквозь пальцы. Песок сыпучий.

Результат. Песок высыпается из руки.

Вывод. Песок состоит из отдельных песчинок, которые между собой не слипаются, поэтому его можно сыпать.

Опыт 2 . Свойства мокрого песка.

Задача : ознакомить со свойствами мокрого песка.

Оборудование : емкость, мокрый песок.

Предложить детям поместить мокрый песок в емкость и попробовать высыпать его. Затем сжать песок в ладонях, обратить внимание на принятую им форму.

Результат. Из песка можно делать постройки и поделки.

Вывод. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются, песок держит форму.

Опыт 3 . Песочные часы.

Задача : ознакомить с назначением песочных часов.

Оборудование : песочные часы.

Проследить за тем, как сыплется песок, ощутить длительность минуты.

Результат. Песок пересыпается за определенное время (несколько минут) .

Вывод. Песочные часы используются для измерения промежутков времени в минутах. Опыт 4 . Свойства песка и глины.

Задача : учить сравнивать свойства песка и глины.

Оборудование : песок, глина, лупы, тарелки.

Рассмотреть песок с помощью увеличительного песка. Он состоит из песчинок, которые очень маленькие, белого или желтого цвета. Похожи ли песчинок между собой? Чем различаются? Затем рассмотреть глину. Видны ли частички глины?

Результат. Песок- сыпучий, а глина нет.

Вывод. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам» .А в глине- очень мелкие слипшиеся частички. Глина чем-то похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина- из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 5 . Волшебный материал.

Задача : выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Оборудование : песок, глина, дощечки, палочки.

Предложить детям слепить фигурки из песка и глины, дать им высохнуть и проверить их на прочность.

Результат. Дети опытным путем выясняют свойства глины и песка.

Вывод. Влажная глина сохраняет форму после высыхания. Сухой песок форму не сохраняет. Можно предложить посуду из песка и глины, высушить и попытаться использовать по назначению. Песчаная посуда не держит воду, ломается; глиняная- какое- то время сохраняет форму.

Опыт 6 . Что в почке.

Задача : установить состав почвы.

Оборудование : тарелки, почва, палочки ли пинцеты, лупа.

Предложить детям насыпать на тарелку немного почвы и рассмотреть, из чего она состоит (песок, глина, и растительные остатки) .

Результат. Дети рассматривают наличие в почве глины, песка, перегноя и растительных остатков.

Вывод. Почва состоит из песка, глины, перегноя, растительных остатков. Чем больше в почве перегноя, тем лучше она питает растения.

Опыты по изучению свойств огня

Опыт 1 . Свечка в банке.

Задача :- показать на опыте , что при горении изменяется состав воздуха, показать становится меньше, а для горения нужен кислород;

Ознакомить со способами тушения пожара.

Оборудование : свеча, банка.

Предложить детям выяснить, как погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Взрослый зажигает свечу, потом накрывает ее банкой. Дети наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет.

Результат. Свеча через некоторое время гаснет.

Вывод. Для горения нужен кислород, банка не дает доступа кислорода, банка не дает доступа кислорода, и огонь гаснет. Для тушения огня используют так же воду, которая при высокой температуры превращается в пар и препятствует доступу кислорода. Огонь можно засыпать землей, тогда кислород не будет поступать, и пламя погаснет Опыт 2 . Твердые и жидкие вещества.

Задача : ознакомить со свойствами огня изменять некоторые вещества

Оборудование : пластилин, лед, свеча, сахарный песок, леденцы, металлическая емкость.

Рассмотреть пластилин и определить, что он состоит из твердых частиц. Чтобы лепить, нужно его согреть. Далее кусочек пластилина помещают в металлическую тарелочку и нагревают над пламенем свечи. Аналогический опыт проводят со льдом . Дети рассматривают леденцы, определяют, что они тоже состоят из твердых частиц. Насыпают в ложку сахарный песок, нагревают над пламенем свечи.

Результат. Пластилин, лед и сахар растаяли, стали жидкими

Вывод. Огонь может изменять свойства или состояния веществ. От тепла пластилин и лед плавятся и растекаются по тарелочке. Сахар при нагревании становится жидким. Уточняют, станет ли сахар жидким от солнечного тепла.

Опыт 3 . Пламя загрязняет воздух.

Задача : показать, что при горении выделяются вредные вещества.

Оборудование : свеча, стекло.

Определить, может ли огонь загрязнять воздух. Дети держат над пламенем стекло на расстоянии 1-2 см.

Результат. Через некоторое время стекло снизу почернеет, образуется слой копоти, т. е огонь загрязняет воздух.

Вывод. При горении в воздух выделяются вещества, загрязняющее воздух Опыт 4 . Пламя свечи всегда направлено вверх.

Задача : показать, что пламя свечи направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха.

Оборудование : свеча.

Зажечь свечу, обратить внимание, куда направлено пламя. Подуть на огонь, пламя отклоняется, но если перестать дуть, пламя вновь направлено вверх. Затем свечу медленно наклонить.

Результат. Пламя свечи в обычном состоянии всегда направлено вверх.

Опыт 5 . Из чего состоит пламя.

Задача : ознакомить с зонами горения.

Оборудование : свеча, кусочек белого картона .

Рассмотреть пламя свечи. Взять картон , держа его горизонтально над пламенем, затем опустить, чтобы он прижал на уровне самой широкой его части и быстро поднять. На картоне останется широкий темный круг со светлом пятном посередине.

Результат. На листе картона видны круги , зоны горения.

Вывод. Выделяют 3 зоны : первая (около фитиля) состоит из тяжелого пара парафина, она сине- фиолетового цвета- самая холодная часть пламени; вторая, самая светлая- горячая зона; третий, внешний слой, содержит больше всего кислорода и светится слабо. Температура третьей зоны немного ниже, чем второй из-за охлаждения окружающим воздухом.

Опыт 6 . Волшебное перо.

Задача : ознакомить с образованием цветов спектра.

Оборудование : свеча, перья.

С помощью пера и свечки можно увидеть диковинный разноцветный мир пламени. Нужно взять перо в руки и, закрыв один глаз, посмотреть сквозь него на пламя свечи.

Результат. Около огня видны голубые, желтые, красные полосы, если отступить назад, то полосы от пламени разойдутся.

Вывод. Свет от огня, проходя через перо, разлагается от цвета спектра.

Друзья, добрый день! Согласитесь, как же порой интересно удивлять наших крох! У них такая потешная реакция на . Она показывает, что они готовы учиться, готовы усваивать новый материал. Весь мир открывается в этот миг перед ними и для них! И мы, родители, выступаем в роли настоящих волшебников с шляпой, из которой «вытаскиваем» что-то потрясающе интересное, новое и очень важное!

Что мы сегодня достанем из «волшебной» шляпы? У нас там 25 экспериментальных опытов для детей и взрослых . Они будут подготовлены для малышей разного возраста, чтобы их заинтересовать и привлечь к процессу. Некоторые можно проводить безо всякой подготовки, при помощи сподручных средств, что у каждого из нас дома есть. Для других мы с вами прикупим некоторые материалы, чтобы у нас все гладко получилось. Ну что? Пожелаю всем нам удачи и вперед!

Сегодня будет настоящий праздник! И в программе у нас:


Так давайте украсим праздник, подготовив эксперимент на день рождения , Новый год, 8 марта и т.д.

Ледовые мыльные пузыри

Как вы думаете, что будет, если простые пузыри, которые кроха в 4 года так любит надувать, бегать за ними и лопать их, надуть на морозе. А вернее, прямо в снежный сугроб.

Даю подсказку:

  • они сразу лопнут!
  • взлетят и улетят!
  • замерзнут!

Чтобы вы ни выбрали, говорю сразу, это вас удивит! А представляете, что будет с маленьким?!

А вот в замедленной съемке – это прямо сказка!

Усложняю вопрос. А можно ли повторить опыт летом, с тем, чтобы получить аналогичный вариант?

Выбирайте ответы:

  • Да. Но нужен лед из холодильника.

Знаете, хоть мне так хочется вам рассказать все, но именно про это я и не сделаю! Пусть и для ваc будет хоть один сюрприз!

Бумага против воды

Нас ждет настоящий эксперимент . Неужели возможно, чтобы бумага победила воду? Это вызов всем, кто играет в «Камень-ножницы-бумага»!

Что нам понадобится:

  • Лист бумаги;
  • Вода в стакане.

Накройте стакан. Хорошо бы, если бы его края были немного влажные, тогда бумага прилипнет. Аккуратно переверните стакан… Вода не протекает!

Надуем шарики не дыша?

Мы уже проводили химические детские опыты. Помните, там самым первым для совсем маленьких крох был номер с уксусом и содой. Так вот, продолжаем! И используем энергию, а вернее, воздух, что высвобождается при реакции в мирно-надувательных целях.

Ингредиенты:

  • Сода;
  • Бутылка пластиковая;
  • Уксус;
  • Шарик.

В бутылку засыпать соду и залить уксусом на 1/3. Взболтать слегка и быстро на горлышко натянуть шарик. Когда он надуется, перевязать и снять с бутылки.

Такой опыт маленький сможет показать даже в детском саду .

Дождь из тучки

Нам нужно:

  • Банка с водой;
  • Пена для бритья;
  • Пищевой краситель (любого цвета, можно несколько цветов).

Делаем тучку из пены. Большую и красивую тучу! Поручите это самому лучшему тучкоделателю, вашему ребенку 5 лет . Уж он-то точно сделает ее настоящей!

автор фото

Осталось только распределить краситель по тучке, и… кап-кап! Пошел дождь!

Радуга


Возможно, физика ребятишкам еще неизвестна. Но после того, как они сделают Радугу, точно полюбят эту науку!

  • Глубокую прозрачную емкость с водой;
  • Зеркало;
  • Фонарь;
  • Бумагу.

На дно емкости помещаем зеркало. Под небольшим углом светим на зеркало фонариком. Осталось на бумагу поймать Радугу.

Еще проще — использовать диск и фонарик.

Кристаллы


Есть подобная, только уже готовая игра. Но наш опыт интересный тем, что мы сами, с самого начала вырастим кристаллы из соли в воде. Для этого возьмем нитку или проволоку. И подержим ее несколько дней в такой соленой воде, где соль уже не может раствориться, а накапливается слоем на проволоке.

Можно вырастить из сахара

Лавовая банка

Если в банку с водой добавить масло, оно все соберется сверху. Его можно подкрасить пищевым красителем. Но вот, чтобы яркое масло опустилось на дно, нужно поверх его насыпать соль. Тогда масло осядет. Но не надолго. Соль будет постепенно растворяться и «отпускать» красивые капельки масла. Цветное масло поднимается постепенно, словно внутри банки происходит загадочное бурление вулкана.

Извержение вулкана

Для карапузов 7 лет будет очень интересно что-то взорвать, снести, разрушить. Одним словом, настоящая стихия – это для них. а потому создаем настоящий, взрывающийся вулкан!

Из пластилина лепим или из картона мастерим «гору». Внутри ее помещаем баночку. Да так, чтобы ее горлышко подходило к «кратеру». Заполняем баночку соду, краситель, теплую воду и… уксус. И все начнет «взрываться, лава устремится вверх и затопит все вокруг!

Дырка в пакете – не беда

Именно в этом убеждает книга научных опытов для детей и взрослых Дмитрия Мохова «Простая наука». А проверить это утверждение мы сможем сами! Сначала наберем в пакет воды. а потом проткнем его. Но то, чем проткнули (карандаш, зубочистку или булавку) не будем убирать. Много ли воды у нас вытечет? Проверяем!

Вода, что не проливается


Только такую воду нужно еще изготовить.

Берем воду, краску и крахмал (столько, сколько и воды) и смешиваем. В итоге – обычная вода. Только пролить ее не получится!

«Скользкое» яйцо

Чтобы яйцо действительно пролезло в горлышко бутылки, стоит поджечь бумажку и бросить ее в бутылку. А отверстие прикрыть яйцом. Когда огонь потушится, яйцо проскользнет внутрь.

Снег летом


Этот трюк особенно интересно повторить в теплое время года. Содержимое подгузников вытащить и намочить водой. Все! Снег готов! Сейчас такой снег легко найти в магазине в детских игрушках. Спросите у продавца искусственный снег. И не нужно портить подгузники.

Движущиеся змеи

Для изготовление движущейся фигуры нам понадобится:

  • Песок;
  • Спирт;
  • Сахар;
  • Сода;
  • Огонь.

На горку песка налить спирт и дать пропитаться. Потом насыпать сверху сахар и соду, и поджечь! Ох, какой же веселый этот эксперимент! Деткам и взрослым понравится, что вытворяет ожившая змея!

Конечно, это для детей постарше. Да и выглядит довольно страшно!

Поезд из батарейки


Медная проволока, которую мы скрутим ровной спиралью, станет у нас тоннелем. Как? Соединим ее края, образуя круглый тоннель. Но до этого «запускаем» внутрь батарейку, только крепим к ее краям неодимовые магниты. И считайте, что изобрели вечный двигатель! Паровоз сам поехал.

Качели из свечи


Чтобы зажечь оба края свечи, нужно очистить низ ее до фитиля от воска. Нагреть над огнем иглу и проткнуть ею свечу посередине. Положить свечу на 2 бокала, чтобы она опиралась на иголку. Поджечь края и слегка качнуть. Дальше сама свеча будет раскачиваться.

Паста для зубов слона


Слону нужно все большое и много. Делаем! Растворяем марганцовку в воде. Добавляем жидкое мыло. Последний ингредиент – перекись водорода – превращает нашу смесь в гигантскую слоновью пасту!

Поим свечу


Для большего эффекта воду окрашиваем в яркий цвет. Ставим посередине блюдечка свечу. Поджигаем ее и накрываем прозрачной емкостью. Наливаем воду в блюдечко. Сначала вода будет вокруг емкости, но потом вся пропитается внутрь, к свече.
Сжигается кислород, давление внутри стакана снижается и

Настоящий хамелеон


Что поможет нашему хамелеону менять окрас? Хитрость! Поручите своему карапузу 6 лет разукрасить в разные цвета пластиковую тарелку. А сами вырежьте фигуру хамелеона на другой тарелке, похожей и по форме, и по размеру. Осталось не крепко соединить обе тарелки по середине так, чтобы верхняя, с вырезанной фигурой, могла вращаться. Тогда окрас зверька всегда будет меняться.

Зажигаем радугу

Выложить на тарелке по кругу драже Skittles. Внутрь тарелки налить воды. осталось немного подождать и получаем радугу!

Дым кольцами

Отрезать низ пластиковой бутылки. А край натянуть разрезанный воздушный шарик, чтобы получить мембрану, как на фото. Зажечь ароматическую палочку и поместить ее в бутылку. Закрыть крышку. Когда в банке будет сплошной дым, открутить крышку и постукивать по мембране. Дым будет выходить кольцами.

Разноцветная жидкость

Чтобы все эффектней смотрелось, жидкость покрасить в разные цвета. Сделать 2-3 заготовки разноцветной воды. налить на дно банки воду одного цвета. Потом аккуратно, по стенке с разных сторон залить растительное масло. Поверх его залить воду, смешанную со спиртом.

Яйцо без скорлупы

Сырое яйцо положить в уксус минимум на сутки, некоторое говорят на неделю. И фокус готов! Яйцо без твердой скорлупы.
Скорлупа яйца в изобилии со­держит кальций. Уксус вступает в активную реакцию с кальцием и постепенно растворяет его. В ре­зультате яйцо оказывается покрыто плёнкой, но совершенно без скор­лупы. На ощупь оно похоже на эла­стичный мячик.
А ещё яйцо будет больше своего пер­воначального размера, так как впитает в себя немного уксуса.

Танцующие человечки

Пришло время похулиганить! 2 части крахмала смешать с одной частью воды. Поставить миску с крахмальной жидкостью на динамики и включить погромче басы!

Разукрашиваем лед


Разной формы ледяные фигурки разукрашиваем при помощи, размешенной с водой и солью, пищевой краски. Соль разъедает лед и просачивается глубоко, образовывая интересные проходы. Прекрасная идея цветотерапии.

Запуск бумажных ракет

Пакеты с чаем освобождаем от чая, отрезав верхушку. Поджигаем! Теплый воздух поднимает пакет!

Опытов так много, что у вас точно найдется занятие с детками, только выбирайте! И не забудьте снова прийти за новой статьей, о которой узнаете, если оформите подписку! Приглашайте и друзей к нам в гости! А на сегодня все! Пока!

Полезные советы

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день , и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать , как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки , с которыми далее смогут играть.


1. Опыты для детей: лимонный вулкан


Вам понадобится:

2 лимона (на 1 вулкан)

Пищевая сода

Пищевые красители или акварельные краски

Средство для мытья посуды

Деревянная палочка или ложечка (при желании)


1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.


3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой "помните" лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.


6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнется пениться.


8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков


Вам понадобится:

2 стакана

Небольшая емкость

4-6 жевательных червяков

3 столовые ложки пищевой соды

1/2 ложки уксуса

1 чашка воды

Ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль - это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.


2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.


* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности


Вам понадобится:

Миска с водой

Прозрачный лак для ногтей

Маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.



4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке


Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

Пена для бритья

Пищевой краситель.

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

Вам понадобится:

Теплая вода

Подсолнечное масло

4 пищевых красителя

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей - красный, желтый, синий и зеленый.


3. Вилкой размешайте красители и масло.


4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.


5. Посмотрите, что произойдет - пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и "плавает" на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: в олчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

- распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

Резинка или толстая нить

Клей-карандаш

Ножницы

Шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).


1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.


2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.


6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.



7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке


Вам понадобится:

Небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

Прозрачная пластиковая бутылка

Пищевой краситель

Ножницы.


1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области "шеи" медузы, но не слишком туго - вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.


7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла "плавать" в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.


9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане


Вам понадобится:

Стеклянный стакан или миска

Пластиковая миска

1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) - используется в солях для ванн

1 чашка горячей воды

Пищевой краситель.

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.


3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.


Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.


9. Опыты для детей (видео): мыльный куб

10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал».

сайт выбрал 9 экспериментов, которые порадуют детей и вызовут у них много новых вопросов.

1. Лавовая лампа

Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

2. Личная радуга

Нужны : Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Опыт : В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Объяснение : Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.

3. Вулкан

Нужны : Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.

Опыт : Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан - для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.

Объяснение : Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

4. Выращиваем кристаллы

Нужны : Соль, вода, проволока.

Опыт : Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли - такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.

Объяснение : С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.

5. Танцующая монетка

Нужны : Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.

Опыт : Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки.

Объяснение : Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться.

6. Цветное молоко

Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета - перемешиваться.

Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

7. Несгораемая купюра

Нужны : Десятирублевая купюра, щипцы, спички или зажигалка, соль, 50%-ный раствор спирта (1/2 часть спирта на 1/2 часть воды).

Опыт : В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая.

Объяснение : В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной.

9. Камера-обскура

Понадобится:

Фотоаппарат, поддерживающий длинную выдержку (до 30 с);

Большой лист плотного картона;

Малярный скотч (для обклеивания картона);

Комната с видом на что угодно;

Солнечный денек.

1. Заклеиваем окно картоном так, чтобы свет не поступал с улицы.

2. В центре проделываем ровное отверстие (для комнаты глубиной 3 метра отверстие должно быть около 7-8 мм).

3. Когда глаза привыкнут к темноте, на стенах комнаты обнаружится перевернутая улица! Наиболее видимый эффект получится в яркий солнечный день.

4. Теперь получившееся можно снимать на фотоаппарат на длинной выдержке. Выдержка 10-30 секунд подойдет.