Домой / Для голубых глаз / Почему грудной ребенок выгибает спину и плачет: причины. Почему грудной ребенок выгибает спину дугой и запрокидывает голову назад: причины «акробатического мостика

Почему грудной ребенок выгибает спину и плачет: причины. Почему грудной ребенок выгибает спину дугой и запрокидывает голову назад: причины «акробатического мостика

Грудной ребенок выгибает спину

Маленький ребенок — это и море радости и множество проблем, которые возникают практически ежедневно. Одни задачи решаются быстро, другие ставят молодых родителей в тупик или вовсе порождают панику. К одной из таких проблем относится выгибание малыша в спине, сопровождающиеся плачем. Прежде чем что-то предпринимать стоит разобраться, почему грудничок выгибает спину и плачет.

Причин почему грудничок выгибает спину и при этом иногда плачет может быть несколько. Стоит рассмотреть подробнее каждый вариант.

Повышенное внутричерепное давление

Самая серьезная причина, почему грудничок выгибает спину, это наличие неврологических заболеваний, в частности повышение внутричерепного давления. Причиной являются различные заболевания: нарушение обмена веществ, менингит, абсцесс, гидроцефалия, энцефалит, опухоль мозга.

При частых повторах таких приступов надо обратиться к детскому невропатологу. Он проведет необходимые исследования, чтобы исключить наличие патологии. При установке диагноза врач назначит соответствующее лечение и будет вести наблюдение за состоянием ребенка.

Гипертонус мышц спины и шеи

Выявить наличие избыточного напряжения мышц можно дома, если малышу уже больше трех месяцев. Надо лишь положить ребенка на животик и внимательно понаблюдать, как он будет поднимать голову. Если голова сильно запрокидывается назад, а плечи поднимаются наверх без участия рук ребенка — у малыша выявленный гипертонус задней поверхности мышц шеи и спины. Как вариант малыш может заваливаться на один бок, если мышцы перенапряжены с одной стороны.

При напряжении мышц нужно будет пройти сеанс специального массажа спины и шеи. Специалисты в поликлинике покажут маме комплекс упражнений для грудничка для снятия излишнего тонуса мышц.

>>>

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Болевые или неприятные симптомы

В возрасте от 2 недель до 3-4 месяцев дети могут плакать и выгибаться в спине от . При этом малыш плачет сильно и долго, до двух-трех часов. После четырех месяцев кишечные колики сходят на нет, и плач по этой причине прекращается.

Если малыш плачет и выгибается от сильных болей в животе надо просто снять причину боли. В этом поможет , теплый компресс на животик. После прекращения болей малыш просто перестанет плакать.

Выгибание и плач, сопровождаемые тяжелым, затрудненным дыханием говорят о заложенности носа у ребенка. Надо промыть носик малыша слабым солевым раствором или специальным средством. Это избавит ребенка от неприятных ощущений и прекратит плач.

Капризы ребенка

При выгибании в спине при плаче и капризах надо отвлечь малыша. Неокрепшие мышцы спины при резком выгибании могут повредиться, поэтому стоит отучать малыша капризничать по любому поводу.

Чаще всего малыш капризничает во время еды. Причин в этом случае может быть две.

  1. В первом случае ребенок просто балуется и капризничает. Он уже наелся, но отрываться от груди ему просто не хочется.
  2. Во втором случае ребенка не устраивает вкус молока или его количество. Вкус молока зависит от диеты мамы и ей стоит . Количество молока в груди может быть как избыточным, тогда ребенок просто не успевает сосать, так и недостаточным — ребенок просто не наедается.

Если малыш выгибает спинку, но не плачет, а просто кряхтит, то все в порядке. Так он и обратно. Или он увидел новое и интересное для себя и хочет поближе это рассмотреть. Стоит просто поменять положение ребенка, чтобы ему было удобно рассматривать новый объект.

Последствия детских заболеваний могут отзываться на самочувствие в дальнейшем. А запущенные болезни приводят к отрицательным последствиям. Если малыш прогибается в спине и при этом плачет стоит как можно быстрее обратиться к врачу. Он или поставит правильный диагноз и назначит лечение или исключит любые заболевания и успокоит родителей.

На первом году жизни происходит интенсивное двигательное развитие, которое способствует созреванию коры головного мозга. Поэтому чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше у вас шансов вырастить вундеркинда. Следует заботиться о своевре-менной стимуляции эмоционального общения, развитии зрительного восприятия, слухового восприятия и понимания обращенной речи.

В первый месяц жизни сгибательные мышцы малыша еще находятся в повышенном тонусе, и движения его ограничены. Только на третьем месяце напряженность мышц уменьшается, начинается их развитие, которое, впрочем, происходит неравномерно. Вначале зрелыми становятся мышцы шеи. Это проявляется в способности малыша, лежа на животе, приподнимать и короткое время удерживать головку. Постепенно своей функциональной зрелости достигают мышцы туловища, ног и рук. В это время малыш уже реагирует на звук, поворачивая голову, а также совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног в положении лежа на спине.

Двухмесячный ребенок еще продолжает лежать, свернувшись, как в утробе матери. Мускулы его время от времени непроизвольно подергиваются. Ножки не выдерживают никакой нагрузки. Руки плотно сжаты в кулачки, он еще не может держать погремушку, но уже способен крепко держать голову, свободно ее поворачи-вать, а при выкладывании на живот — опираться на предплечья и энергично двигать то одной, то другой ножкой.

К началу третьего месяца конечности ребенка постоянно расслабляются. Он поднимает голову на 45°, покачивает ею, когда кто-нибудь поддерживает его в положении сидя. Непроизвольное подергивание мускулов наблюдается реже. Кулачки малыша частично раскрыты, он активно «молотит» руками. К концу третьего месяца он уже пытается протянуть руку и что-нибудь схватить. Малыш захватывает предмет, который касается его ладони или пальцев, сжимает и разжимает игрушки или другие вещи, которые вы даете ему в руки, и следит за движениями своей руки.

В конце третьего — начале четвертого месяца ребенок уже начинает поднимать голову из положения лежа на спине, пытается переворачиваться со спины на бок, а лежа на животе, твердо опирается на локти и предплечья и даже приподнимается.

Лежа на спине, ребенок способен подолгу рассматривать свои руки. Если ему дать погремушку, он с удовольствием ею трясет.

В четыре месяца ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом. Конечности малыша уже могут свободно распрямляться: он трясет вложенной в руку погремушкой, делает «велосипед» и другие движения в свободном стиле. Лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку. Недолго может опираться на ножки. Прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в вертикальном положении. Переворачивается со спины на бок.

В 4,5 месяца в положении лежа на спине, увидев предмет, тянется к нему, хватает двумя руками и тянет его в рот.

К началу пятого месяца ребенок уже многое умеет. Лежа на животе, малыш свободно приподнимает туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, легко и

быстро переворачивается со спины на живот. Он ровно и устойчиво перебирает ногами («танцует»), когда его держат за туловище. Улучшается и координация движений. Ребенок направляет руки точно к предмету, который его заинтересовал. Вначале он берет игрушку двумя руками, затем старается удерживать ее одной. Ребенок теперь не только крепко держит игрушку, но внимательно и сосредоточенно ее рассматривает. В пять месяцев малыш уверенно стоит с поддержкой, сидит, опираясь на руки. Отдыхает на локтях, с легкостью переворачивается с живота на спину. Тянется к предметам двумя руками. Собирает подвешенные игрушки. Заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь.

В шесть месяцев ребенок точно схватывает нужные предметы, перекладывает их из одной руки в другую, трогает и поглаживает пальцем поверхность игрушки. В этот период малыш уже может удерживать положение сидя, крепко держась за пальцы взрослого; с помощью взрослого сесть, опираясь на выпрямленные руки и приподнимая туловище; сидеть, опираясь на подушку. Он встает, держась за опору. Переворачивается с живота на спину и обратно. Раскачивается, лежа на животе («самолетик»). Приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола. Брыкается. Вытягивает шею, чтобы лучше видеть.

Шестимесячный ребенок, лежа на животе, способен опираться на одну руку, дотягиваясь другой до игрушки. Находясь в манеже, он уже может подползать к заинтересовавшему его предмету. При одинаково активной правой и левой руках малыш берет только одну из двух протянутых игрушек, однако если ему вложить в незанятую руку другую игрушку, он будет держать и ее. Лежа на спине, малыш с увлечением играет со своими ногами, при этом голова его приподнята. Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот. Начинает играть с кубиками.

К концу седьмого месяца малыш уже отлично ползает, крепко и ровно стоит при поддержке взрослого. Подтянувшись за пальцы взрослого или за стенки кроватки, он уже может садиться и сидит — правда, еще неуверенно.

Если у ребенка в руках игрушка, то он уже не просто хаотично размахивает ею, а, удерживая ее, вращает кистью, целенаправленно ударяет игрушкой об окружающие предметы, перекладывает из руки в руку, внимательно рассма-тривает. В положении лежа на животе может удерживать собственный вес на одной руке, а второй тянуться за каким-либо предметом.

В 7—8 месяцев ребенок встает на четвереньки, из положения лежа на спине умеет садиться, а сев — выпрямляться и наклоняться.

Восьмимесячный ребенок устойчиво сидит, пытается встать, придерживаясь за стенки манежа, стоит с поддержкой за руки, ползает. Он рассматривает игрушки, людей и произвольно переводит взгляд с одного предмета на другой.

В девять месяцев ребенок из положения си-дя может встать, держась за перила кроватки. К концу девятого месяца ребенок уверенно и быстро ползает на животе вперед и вокруг себя, подолгу сидит, при поддержке за обе руки (иногда за одну) хорошо стоит на всей ступне и даже может поднимать то одну, то другую ногу.

Десятимесячный ребенок способен ползать на руках и коленях. В этом же возрасте он начинает стоять. Может взять предмет 3—4 пальцами. Держась одной рукой за опору или руку взрослого, малыш делает шаги по направлению к игрушке, самостоятельно сидит на стуле.

В одиннадцать месяцев ребенок подолгу ходит при поддержке за одну руку, самостоятельно стоит. В возрасте 9— 11,5 месяцев малыш играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку. В захватывании предмета участвуют большой палец и кончики остальных.

В 12 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах, ходит при под-держке за одну руку или самостоятельно.

Возможные отклонения в двигательном развитии

Первый месяц: находясь в вертикальном положении, ребенок не может удерживать голову в течение короткого промежутка времени.

Два месяца: находясь в положении лежа на спине, не способен приподнимать и удерживать головку. Движения рук и ног хаотичны и несимметричны.

Три месяца: в положении лежа на животе ребенок не способен удерживать голову в течение короткого времени. Не держит головку и в вертикальном положении. Во время бодрствования не рассматривает свои руки.

Четыре месяца: в положении лежа на животе не опирается на предплечья и не приподнимает туловище. Если лежащего на спине малыша поднимают, держа под мышки, его головка бессильно отклоняется назад. Находящийся в вертикальном положении и поддерживаемый под мышки малыш не упирается пальцами ног. Пять месяцев: приподнимаемый за руки из положения лежа на спине малыш не может твердо держать головку. Не умеет уверенно переворачиваться с живота на спину.

Шесть месяцев: не может из положения лежа на животе дотянуться и ухватить игрушку. Удерживаемый под мышки в вертикальном положении, не переставляет ножки, не «танцует».

Семь месяцев: при поддержке за руки малыш не пытается сесть из положения лежа.

Восемь месяцев: не ползает назад. Не стоит даже короткое время при поддержке за руки. Не способен держать между большим и указательным пальцами пуговицу или другой небольшой предмет.

Девять месяцев: находясь в положении лежа на животе, не поворачивается вокруг своей оси, не пытается ползти вперед. Неуверенно сидит, в этом положении не может повернуться вокруг своей оси. Не может самостоятельно пить из чашки.

Одиннадцать месяцев: не ползает на четвереньках. Не способен сидеть, вытянув ровно ножки. Держась за опору, ребенок плохо передвигается или не передвигается совсем. Двенадцать месяцев: не ходит при поддержке за руки.

Может, кому тоже пригодится.

Информация с сайта школы детского массажа Елены Гореликовой

Одной из причин выгибания грудничка в спине и запрокидывания головы может быть чрезмерное напряжение мышц задней поверхности шеи и спины. Чтобы определить это протестируйте малыша.

Тестирование проводят с 3-х месячного возраста ребенка. Положите малыша на живот и понаблюдайте за ним.

Если мышечное напряжение в спине будет выраженным, то в положении ребенка лежа на животе, голова запрокидывается назад, плечи приподнимаются над поверхностью стола без участия в этом рук. Возможно, что с одной стороны напряжение может быть выше, тогда туловище будет изгибаться в данную сторону, при этом голова поворачивается, и ребенок самопроизвольно заваливается на спину. Необходимо отличать активные перевороты ребенка с живота на спину и самостоятельное удержание головы от случайного «опрокидывания». Разница заключается в биомеханике движения. Принято считать, что сначала дети должны научиться переворачиваться со спины на живот, но все же в 5% случаях, первым наблюдается поворот на спину. Только после снятия чрезмерного мышечного напряжения следует приступать к тренировке активных правильных движений соответствующих возрасту.

Теперь в положении лежа на спине слегка потяните малыша за ручки. При этом ребенок не сможет сгруппироваться, голова запрокидывается назад.

Для того, чтобы почувствовать выраженность мышечного напряжения в области шеи, подведите свою ладонь под затылок малыша и медленно приподнимите затылок над поверхностью. Во время попытки привести подбородок ребенка к груди вы ощутите мышечное сопротивление.

В этом случае поможет несколько расслабляющих приемов массажа шеи спины и специальные упражнения.

Начальный положительный результат ваших действий может проявиться в том, что ребенок перестает держать голову и «опрокидываться» на спину. На самом же деле, это снижается чрезмерное не нужное мышечное напряжение, которое может мешать активным движениям ребенка, в том числе и своевременному повороту со спины на животик. После снижения мышечного напряжения можно будет перейти к упражнениям на тренировку мышечной силы и двигательных навыков.

Коррекция тонуса мышц

Массаж воротниковой зоны

Стимулирующий массаж не показан, если у малыша сильно и постоянно напряжены мышцы спины, разгибающие шею, из-за чего он не может привести подбородок к груди ни лежа на спине, ни лежа на животе. В этих случаях показан расслабляющий массаж, описание которого смотрите ниже.

Малыш во время массажа должен лежать на животе, его руки согните в локтевых суставах и подведите под грудную клетку. Начинаем массаж с поглаживания. Ваша ладонь должна двигаться от затылочной области в сторону надплечий, по задней и боковым поверхностям шеи. Отдельно погладьте сами надплечья от шеи до плечевых суставов. Повторите прием 4-5 раз.

Затем переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Для этого одной рукой придерживаем затылок, а второй рукой от этой области медленно проводим по мышцам шеи вниз и к надплечьям, задерживаемся в конце движения на 2-3 секунды. Прием повторяем 3-5 раз.

Заканчиваем поглаживанием и переходим к массажу спины.

Массаж спины

Выбирая приемы массажа, помните про тестирование мышц спины. Начинать с расслабляющего массажа нужно, если вы увидели выраженное напряжение этих мышц. Это должны быть приемы поглаживания и легкого растягивания. Если такого напряжения нет, если ребенок еще плохо удерживает голову, то отдайте предпочтение приемам растирания, как стимулирующим движения, а приемы растягивания не применяйте вообще.

Первый прием поглаживание. Проводится вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз. Повторите прием 3-5 раз.

Затем поглаживание проводится подушечками пальцев от позвоночника по ходу ребер в бок. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Для снятия напряжения с мышцы спины переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

Теперь добавляем специальные упражнения, которые укрепляют мышц шеи, наклоняющие голову вперед и растягивают мышцы задней поверхности шеи и спины.

Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью, подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5-7 раз.

Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок. Задержитесь в этом положении на 3-5 сек, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5-7 раз.

В положении лежа на спине, верхний головной конец приподнять под углом 30 градусов, для этого подложить под голову и плечи подушку. Ладони врача располагаются по задней поверхности плеч, шеи, затылка. Медленно приподнять верхнюю половину туловища над поверхностью, задержать на несколько секунд и опустить. Повторить несколько раз до ощущения исчезновения мышечного сопротивления.

Усложнить предыдущее действие, стимулируя активное статическое удержание головы при подъеме туловища. Для этого в приподнятом положении убрать пальцы с затылка ребенка на несколько секунд. Если ребенок голову удерживает, можно перейти к следующему действию.

С подушки приподнять туловище, но голову при этом не поддерживать. Ребенок должен предпринять попытку сгруппироваться, если ему это удалось несколько раз в подряд, то подушку можно убирать и подъем осуществить с горизонтальной плоскости.

Активные упражнения . По мере того как нормализуется мышечный тонус задней поверхности шеи и туловища и растет сила мышц -сгибателей шеи, можно приступать к тренировке самостоятельного контроля головы ребенком. Для этого разработаны упражнения на гимнастическом мяче: в виде прокатываний в положении на животе во все направления, прокатывания на валике, «полеты».

С самого рождения младенец лежит только на спинке и основная его деятельность - это еда и сон.

Потом малыш проходит следующие этапы развития:

  1. Ребенок учится лежать на животике.
  2. Хватать игрушки.
  3. Переворачиваться.

Каждый раз родители с нетерпением ждут следующего нового навыка своего малыша.

Важным показателем развития является умение сидеть. Когда же ребенок начинает сидеть? У всех этот процесс происходит по-разному. Важно не торопить кроху и специально не присаживать, а только поддерживать и направлять его в новом начинании.

Когда ребенок начинает садиться?

У большинства детей желание подняться и увидеть что-то новое проявляется в возрасте от шести месяцев. Начиная сидеть, малютка видит больше интересного вокруг.

Грудничок может тянуть шею вперед к груди, лежа на спине, как будто хочет сесть. В этот момент родители хотят помочь крохе и берутся присаживать за ручки. Этого делать не следует.

Сначала у ребенка должны окрепнуть мышцы спины и это произойдет не сразу. Грудничок учится переворачиваться, вертеться со спины на живот и обратно, тем самым тренируя свои мышцы и спину.

Потом из положения «лежа на боку» и опираясь на руку, будет стараться поднять корпус. Может произойти и так, что сначала ребенок научится ползать, а уже из положения на четвереньках начнет сидеть.

Не надо торопить малыша и усаживать его, этот процесс может растянуться до девяти месяцев, что считается нормой.

Можно ли присаживать ребенка?

Не следует сажать малыша в подушки, если он не делает попыток приподняться, или легко заваливается на бок. Сидя, у него появляется больше возможностей для игры, но впоследствии может испортиться осанка и возникнет лишняя нагрузка на неподготовленный позвоночник.

Только у людей бывает такая болезнь как сколиоз, от хождения вертикально. Нет необходимости заранее нагружать неокрепший детский организм.

На руках у взрослого ребенка лучше располагать полулежа, без присаживания.

Миф о том, что рано присаживать девочек - опасно и чревато неправильным формированием женской физиологии, был опровергнут медиками. Тем не менее, лучше не рисковать и дождаться пока девочка сядет сама.

Не нужно пытаться присаживать до возраста шести месяцев, если кроха еще не начал переворачиваться. Лучше развивать ручки и укреплять спинку с помощью:

  • специальной гимнастики,
  • правильным ношением на руках, в соответствии с возрастом ребенка,
  • стимулировать нахождение ребенка на животе, завлекая интересными игрушками и разговорами.

Чтобы понять, когда ребенок готов начать сидеть самостоятельно нужно видеть, как он это делает. Рано присаживать малыша, если он заваливается на бок, сильно округляет спину при сидении.

По мнению докторов, чем позже тело примет вертикальное положение, тем лучше для позвоночника.

Какие этапы освоения навыка сидения проходит ребенок?

Одни детки развиваются быстрее своих сверстников, другие чуть позже. Врачи считают что возраст, когда ребенок начинает сидеть, колеблется от 6 до 9 месяцев. За этим умением следуют другие навыки в физическом развитии.

Грудничок учится стоять на коленях, подтягивать тело, держась за опору, стоять и потом ходить. Все эти действия связаны с умением держать равновесие, которое достигается не сразу:

  • В 6 месяцев малютка чаще всего еще не сидит самостоятельно.

Лежа на животе, поднимает грудь. Может держать голову наравне с телом. Без поддержки заваливается на бок, потому что мышцы еще недостаточно крепки.

Его можно подтянуть за ручки ненадолго, в качестве тренировки. Кроха гулит и агукает , подолгу играет с погремушкой.

  • В 7 месяцев грудничок сидит более уверенно.

Может просидеть какое-то время не заваливаясь, играть, поворачиваться в стороны всем телом. Издает фыркающие звуки. Кроха способен сесть самостоятельно из положения лежа, отталкиваясь руками.

  • В 8 месяцев большинство детей сидят самостоятельно.

Крутятся, вертятся с живота на спинку. Легко садятся из положения «лежа на боку». Перекладывают игрушку из руки в руку.

  • В 9 месяцев ребенок прилагает усилие, чтобы дотянуться до нужной ему погремушки, лежащей на расстоянии.

Играет в ладушки, сидит без опоры и пытается встать на четвереньки. Подтягивается из сидячего положения в стоячее. Неотчетливо произносит «мама», «папа». С удовольствием играет в «ку-ку».

Тревоги мам: что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Многие мамы начинают переживать, если кроха не выполняет общепринятых норм в физическом развитии и думают, как научить ребенка сидеть самостоятельно. Не следует ли начать присаживать грудничка?

Чаще всего малыш сам учится очередным навыкам и ему просто надо время. Если кроха не начнет сидеть к 11 месяцам, следует обратиться к хорошему педиатру.

До этого времени не стоит беспокоиться, лучше помочь детскому организму окрепнуть. Регулярно заниматься с ребенком гимнастикой, правильно носить на руках, позволяя окрепнуть мышцам спины.

Сидя за столом, и прикармливая ребенка, можно держать его в позе, помогающей тренировке спины. Как правильно это сделать, Вы узнаете из курса по введению прикорма малышу.

Можно чаще выкладывать малыша на живот и выкладывать перед ним игрушки, чтобы он мог до них тянуться.

Родители должны помогать развиваться малышу физически с самого рождения. Часто научиться сидеть ребенку помогает курс общеукрепляющего массажа.

Проводить его лучше специалисту. Результаты будут видны сразу. Такой массаж проводится для необходимого толчка в физическом развитии ребенка.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • не следует присаживать ребенка даже на коленях, лучше держать его полулежа;
  • подушки пригодятся, чтобы обезопасить ребенка от ударов об углы мебели;
  • надо ежедневно проводить массаж и гимнастику, которые помогут в укреплении мышц всего тела и малютка начнет сидеть;
  • одобрять ползанье крохи, разложив вокруг него любимые игрушки, чтобы грудничок пытался до них дотянуться.

Когда все-таки стоит встревожиться?

Иногда причиной, почему ребенок не сидит в 8 месяцев, служит задержка психомоторного развития. Тогда необходимо срочно обращаться к неврологу. Неумение сидеть не является единственным признаком и чаще всего бывает следствием:

  • гипоксии плода;
  • досрочных родов;
  • малокровия во время беременности;
  • недоношенности плода;
  • внутричерепного давления.

Как помочь ребенку научиться сидеть?

Бывает кроха сидит хорошо, но ему тяжело сделать это самостоятельно. Многие родители не знают, как направить ребенка и научить его сидеть. Существует ряд упражнений для укрепления мышц спины.

Проводить гимнастические упражнения следует каждый день, наряду с купанием и массажем:

  1. Подтягивание за ручки на 30 градусов . Надо подать малютке большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Из положения «лежа» медленно приподнимать, но не присаживать. Таким образом тренируются мышцы пресса и рук.
  2. Из положения «лежа на животе» помочь перевернуться на спинку и обратно . Это упражнение будет легче выполнить, заинтересовав ребенка яркой погремушкой.
  3. Держать кроху на коленях полулежа, чтобы он опирался на ладони взрослого. Так развивается баланс тела и приводятся мышцы в тонус.
  4. Укрепить спинку поможет упражнение «самолетик» . Уложив ребенка на животик, следует подложить руки под грудь и под живот. Ножки в это время должны упираться в родителя. Голова при этом поднята, мышцы спинки и попы в напряжении. Продержаться так несколько секунд.

СОВЕТ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • Сначала-ползать! Ставьте ребенка на четвереньки и учите передвигаться. Когда он научиться стоять на четвереньках из этого положения и подталкивать садиться.
  • Для того, чтобы научить ползать, можно под грудь поднимать на свернутой вчетверо пеленке, как бы обучая его стоять на четвереньках. И ребенку хорошо - его поддерживают, и маме сильно наклоняться не надо.
  • Не стоит вмешиваться в естественный процесс, ради того, чтобы похвалиться, как рано Ваш ребенок сидит. Учить этому малыша не нужно.

Замечательно укрепляют мышечный скелет грудничка занятия на фитболе. Это мяч для фитнес упражнений. Следует выбирать гладкий фитбол без ушек и выпуклостей, большого диаметра.

Упражнения следует выполнять спустя полчаса после еды:

  1. Покачивания. В положении животом на мяче тихонько покачивать кроху в направлениях вперед назад, придерживая за поясницу. Позже можно положить перед ним на пол игрушку, чтобы он мог к ней тянуться при покачивании.
  2. Покачивания вправо влево, медленно увеличивая наклон.
  3. Попружинить на мяче.
  4. Покачивания по кругу в одном и в другом направлении.
  5. Пружинить спиной к мячу.
  6. Выполнять покачивания спиной к мячу.

При регулярном выполнении массажа с легкими поглаживаниями в сочетании с гимнастикой и водными процедурами малютка научится сидеть самостоятельно.

Не надо подгонять ребенка ведь все дети разные и не вписываются в четкие стандарты. Главная задача родителей быть всегда рядом с малышом и поддерживать его на каждом этапе развития.

Младенец, которого ничего не беспокоит, – радость для родителей. Малыш тихо посапывает во сне или мило улыбается и рассматривает окружающую обстановку. Но если он испытывает дискомфорт, на весь дом слышится громкий крик, и взрослые изо всех сил пытаются понять, чем можно помочь крохе. Чаще всего причины плача понятны: голод, мокрый подгузник, желание почувствовать близость мамы. Но некоторые особенности поведения необъяснимы для родителей, например, грудничок выгибает спину и запрокидывает голову. Разберемся, опасно ли это, и как помочь ребенку.

В большинстве случае младенец выгибается по физиологическим причинам. Основные из них:

  1. естественный тонус мышц;
  2. познавательная и двигательная активность;
  3. выражение недовольства.

Естественный тонус мышц

У здорового новорожденного в течение 3-4 месяцев после появления на свет отмечается повышенный мышечный тонус, то есть избыточное напряжение мускулов в состоянии покоя.

Такая особенность обусловлена ограниченностью свободного пространства и скованностью движений ребенка в период внутриутробного развития.

Самое удобное положение для малыша – поза эмбриона, когда его ручки и ножки согнуты в суставах и прижаты к туловищу. Если крохе приходится лежать на спине, он быстро устает, выгибается и запрокидывает голову. Следует периодически менять его положение. Кроме того, полезен профилактический расслабляющий массаж.

Познавательная и двигательная активность

В 2-3 месяца движения ребенка становятся осознанными. Он может выкручиваться и поворачивать голову, чтобы лучше рассмотреть заинтересовавший его предмет или человека.

Специалисты советуют не ставить у изголовья кроватки источники света, звука и игрушки, чтобы малышу не приходилось выгибать шею. Кроме того, взрослым не следует стоять в этой зоне. Лучше располагаться перед глазами крохи.

После 3 месяцев грудничок учится поворачиваться со спины на бок и на живот. Выгибания, дополняемые кряхтением, могут быть тренировочными попытками.

Выражение недовольства

Выгнутая спина, слезы, покраснение лица и хныканье – признаки истерики из-за дискомфорта. Малышу может не нравиться его поза, сморщенная простынь, неудобная одежда и так далее.

Часто детки начинают плакать во время кормления. Причины этого:

  • слишком слабый или сильный поток молока;
  • непривычный вкус еды.

Родителям необходимо выяснить, что именно не устраивает кроху, и попытаться нейтрализовать раздражающий фактор. Иногда истерика возникает в связи с желанием ребенка оказаться на руках у мамы или папы. Как поступать в такой ситуации, решать родителям. Многие специалисты советуют, не брать малыша сразу же, а попытаться отвлечь его игрушкой, разговором или песенкой.

Физиологический тонус, активность и капризы ребенка не требуют медицинской помощи. Но маме и папе стоит предупреждать слишком активное выгибание спинки грудничком, так как его мышцы еще не сформировались, и может произойти их повреждение. Следует заботиться о его удобстве: помогать менять положение тела, ставить интересные предметы перед глазами, не допускать истерик и так далее.

Патологические причины

Если у ребенка часто выгнута спина и запрокинута голова, родителям стоит присмотреться к его состоянию. Возможно, такое поведение обусловлено патологическими причинами. Заболевания всегда сопровождаются другими симптомами неблагополучия. Возможные недуги:

  1. гипертонус мышц;
  2. кишечные колики;
  3. нарушения в работе ЦНС.

Гипертонус

После 4 месяцев тонус мышц должен прийти в норму. Но различные проблемы во время беременности и родов могут спровоцировать минимальные нарушения в работе ЦНС, приводящие к повышенному напряжению мускулов у малыша. Признаки гипертонуса:

  • скованность движений – кроха большую часть времени крепко сжимает кулачки, подгибает ручки и ножки, ему сложно принудительно выровнять конечности;
  • беспокойное поведение – плохой сон, истерики, дрожание подбородка, вздрагивание при шуме и резком свете;
  • во время сна спинка крохи часто бывает выгнута, а голова – запрокинута;
  • малыш удерживает голову в вертикальном положении с первых дней.

Ребенка следует показать неврологу. Он проведет диагностические пробы. Если гипертонус подтвердится, врач назначит лечение. Его основные направления:

  1. расслабляющий массаж;
  2. гимнастика, в том числе на фитболе, плавание;
  3. ванны с расслабляющими травами;
  4. физиопроцедуры – электрофорез, магнитотерапия, грязевые аппликации;
  5. медикаменты с релаксирующим воздействием на мышцы (в тяжелых случаях).

Как правило, после 2-3 месяцев комплексной терапии состояние ребенка нормализуется. Но если не обратить внимания на проблемы с мышцами, то в будущем возможны серьезные негативные последствия – позднее освоение навыков, заболевания опорно-двигательного аппарата.

Колики

Кишечные колики заставляют страдать многих малышей. Их причиной является незрелость ЖКТ ребенка. Из-за нехватки ферментов пища недостаточно переваривается. В результате запускается процесс брожения, и образуется много газа, пузырьки которого давят на стенки кишечника и вызывают сильную боль.

Колики начинаются на 3-4 неделе жизни и продолжаются до 3-4 месяцев. Приступ обычно начинается во время еды или после нее. Малыш плачет, краснеет, выгибается, подтягивает ножки к животику. Родители могут облегчить его состояние одним из следующих способов:

  • правильно прикладывать к груди или использовать антиколиковую бутылочку;
  • сделать массаж живота – по часовой стрелке вокруг пупка;
  • поносить кроху вертикально, прижимая к груди;
  • выкладывать перед едой на живот;
  • дать ветрогонный препарат, назначенный доктором.

Нарушения в работе ЦНС

В редких случаях выгибание спины и запрокидывание головы младенцем обусловлено поражением центральной нервной системы, вызванным:

  1. черепно-мозговыми травмами;
  2. новообразованиями;
  3. инфекционными патологиями (менингитом, энцефалитом);
  4. гидроцефалией;
  5. ДЦП и так далее.

Такие тяжелые состояния всегда сопровождаются теми или иными неприятными симптомами: повышением температуры, напряжением мышц затылка, рвотой, разным размером зрачков, сильным криком, вялостью и так далее. Обнаружив хотя бы один из этих признаков, следует обратиться за помощью.

«Акробатические этюды» младенца, как правило, связаны с особенностями физиологии и темперамента. Если он в целом развивается нормально, то не стоит беспокоиться из-за выгибания спинки и запрокидывания головы. При этом рекомендуется создавать правильные условия для его двигательной и познавательной активности. В тех случаях, когда такое поведения связано с патологическими состояниями – коликами, гипертонусом, поражением ЦНС, обязательно присутствуют дополнительные симптомы. Их наличие указывает на необходимость обращения за медицинской помощью.