Домой / Для голубых глаз / Я моя семья и мой дом. Проект «Мой дом, моя семья и я

Я моя семья и мой дом. Проект «Мой дом, моя семья и я

Ирина Чередова
Проект «Мой дом, моя семья и я»

Проект

«Мой дом, моя семья и я »

Пояснительная записка

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья .

Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.

Образовательная область : познавательное, речевое, социально-

коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель проекта : формирование у детей понятие «семья » и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье , воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей .

Задачи проекта :

Развивать у детей углубленные представления о семье , родственных отношениях;

Закреплять знания детей об адресе места жительства; имени, отчеств родителей; их профессиях;

Формировать основы нравственности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, желанию помогать им;

Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.

Ожидаемые результаты по данному проекту :

Обогащение знаний детей о семье , о родственных отношениях, о профессии родителей;

Сохранение семейных традиций и обычаев;

Формирование активности и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей;

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

Методы и средства реализации проекта :

- словесный : беседы, вопросы к детям, художественная литература;

- наглядный : рассматривание иллюстраций, семейных альбомов, просмотр мультфильмов;

- практический : досуги, развлечения, экскурсии, театрализация, рисование, аппликация, сюжетно – ролевые игры, дидактические и словесные игры, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью ; творческая речевая деятельность; создание альбома «Семейные традиции» ;

Формы взаимодействия с родителями воспитанников.

Информационно – аналитические

Анкетирование;

Наглядно – информационные

Сайт ДОУ;

День открытых дверей;

Фотовыставки;

Презентации;

Познавательные

Нетрадиционные родительские собрания;

Консультации;

Экскурсии;

Совместная работа по тематическому плану проекта ;

Досуговые

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Участие родителей в конкурсах и выставках.

Продукт проектной деятельности : выставка семейных гербов, презентация альбома «Семейные традиции» , обогащение книжного уголка по теме «Семья » .

Этапы реализации проекта

I этап – Подготовительный

Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье ;

Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» ;

Определение цели и задач проекта ;

Создание условий для реализации проекта .

II этап. Практический

Подбор и разработка методического материала для работы с детьми по теме проекта ;

Подбор художественной литературы;

Разработка консультаций для родителей воспитанников , «История моей семьи » , «Трудовое воспитание в семье » , , ;

Продуктивная деятельность, дидактические и ролевые игры, беседы на тему проекта ;

Создание фотоальбома «Семейные традиции» ;

Организация выставки творческих работ детей совместно с родителями «Дары осени» , «Золотые руки наших мам» , «Поделки к Новому году» .

План мероприятий по реализации проекта «Мой дом, моя семья и я »

Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей

Сентябрь 1. Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье «Расскажи о своей семье » ;

2. Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» .

Октябрь Беседа «Моя семья » ;

«Расскажу вам о своей семье » (рассказ по схеме) ;

Решение проблемных ситуаций : «Один дома» Познавательный рассказ воспитателя «Семейные связи» ;

Рисование «Моя дружная семья » ;

Чтение художественной литературы : В. А. Сухомлинский «Мама пришла» , «Дедушкина ложка» , русская народная сказка «Три медведя» ;

Пальчиковая гимнастика : «Дружная семейка»

Сюжетно-ролевые игры : «Семья » , «Встречаем гостей» Просмотр семейных альбомов, составление рассказа о семье ;

День открытых дверей; Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей» ;

Памятка «Права ребенка и права родителей» ;

Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей» ;

Папка-передвижка «Возрождение семейных традиций» ,

Ноябрь Беседа «Семья и родной дом » ; «Что я знаю о себе» ;

Видео-интервью детей о своих мамах в рассказах «Мама- мое солнышко» ;

Ручной труд : Подарок маме ко Дню Матери;

Чтение художественной литературы : З. Воскресенская «Мама»

Н. Саксонская «Разговор о маме» ;

Словесная игра «Огорчится ли мама, если…» Помощь родителей в организации праздника «Осенняя ярмарка» . Выставка поделок из природного материала;

Сбор информации по теме «Путешествие в прошлое семьи »

«О создании благоприятной атмосферы в семье » ;

Консультация

«История моей семьи »

Декабрь Беседа

«Как зовут членов семьи » ;

«С кем я живу?» ;

Рисование «Бабушка любимая» Беседа на тему : «Самые дорогие люди» ;

Чтение произведений :

Я. Акима «Моя родня» ;

Игровая ситуация :

«Мои братья и сёстры» ;

Игра-драматизация :

«Три поросенка» ;

Дидактическая игра : «Моя семья . Составь цепочку» ;

Игровая ситуация : «Помоги бабушке перейти дорогу» Поделки к Новому году;

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды;

Привлечение родителей к созданию коллективного коллажа на тему «Нарядные куклы» Папка-передвижка : «Как создать семейный герб»

Январь Беседа «Мой дом, моя крепость» ;

«Мой день дома»

Рассказ – соревнование «Чья улица лучше?» ;

Обсуждение ситуаций : «Моя комната» ;

Дидактическая игра : «Как избежать неприятностей дома» ;

Просмотр мультипликационного фильма «Морозко» Мини - проект : «Герб нашей семьи » ;

«Дом нашей мечты» (труд с крупным строительным материалом) ;

Презентация «Наша семья за здоровый образ жизни» ;

Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной» Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» ;

«Азбука для родителей учим ребенка правилам безопасности»

Февраль Беседа «Мой папа – защитник Отечества» ;

«Мой папа самый…» ;

Аппликация : «Подарок папе. Кораблик» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой;

Дидактическая игра : «Если папу зовут, то мое отчество…» ;

Заучивание стихотворений ко Дню защитника Отечества;

Сюжетно-ролевая игра «Морской бой» Выставка поделок, выполненных совместно с папами «Наша армия родная» ;

Выставка семейных фотографий «Наши любимые папы и дедушки» ; Развлечение с папами, посвящённое 23 февраля Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей»

Март Беседа : «Мама - слово дорогое!» ;

Рисование «Портрет мамы» ;

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.» ;

«Кем работают твои родители» Игра соревнование : «Мамины помощники» ;

Игровая беседа : «Маму с бабушкой я люблю их в обиду не дам не кому» ;

Чтение :

А. Костецкий «Бабушкин портрет» ,

Е. Трутнева «Наша бабушка» .

Прослушивание на диске сказки : «Гуси лебеди» ;

Сюжетно – ролевые игры : «Парикмахерская : Моя мама парикмахер» , «Больница : Мой папа врач» ;

Дидактические игры : «Кому, что нужно?» Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта;

Акция «Подари книгу детям» ;

Фотовыставка «Вот какие наши мамы» ;

Выставка рисунков о профессиях, выполненных совместно с родителями. Папка – передвижка «В царстве вежливых наук» ;

Круглый стул «Роль семьи в воспитании детей »

Апрель Беседа «Как я помогаю по дому» Просмотр мультипликационного фильма : «Марья – искусница» ;

Игровая ситуация : «Маме дома помогаем, свои игрушки убираем» Акция «Письмо любви» (признание в любви детям) ;

Чаепитие с родителями «Мамины пироги» ;

День добрых дел (по благоустройству территории детского сада) ;

Фото – выставка «Достопримечательности нашего города» Консультация «Трудовое воспитание в семье » ;

Буклет : «Распределение обязанностей в семье »

Май Беседа «Семейные традиции» ;

Лепка «Символы семьи и семейного счастья » «Чем мы занимаемся в выходной день» ;

Заучивание пословиц о семье ;

Беседа «Традиции и праздники нашей семьи » ;

Ситуативный разговор : «Если хочешь быть здоров, закаляйся» ;

Составление рассказа «Семейные увлечения» ;

Выставка «Бабушкин сундучок» , игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек Выставка рисунков «Пусть всегда будет солнце» ;

Изготовление табличек с фотографиями прадедушек-ветеранов для выступления на конкурсе патриотической песни;

Создание альбома «Семейные традиции» Памятка родителям «Волшебные слова» ;

Азбука для родителей «Учим ребёнка правилам безопасности»

III этап. Заключительный

Подведение итогов реализации проекта ;

Презентация альбома «Семейные традиции» ;

Выставка семейных гербов.

Внедрение проекта позволило нам создать условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье , ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье , гордость за свою семью .

Работа способствовала :

Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников , создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Развитию творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Оснащению предметно – развивающей среды в группе.

Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.

От семей воспитанников поступают предложения организовывать совместные встречи, прогулки, экскурсии, посещать театрализованные постановки и выставки.

Моя семья. Мой дом и мое место в нем.

Цель: Раскрыть понятие семья. Сформировать представление детей о доме и о месте, которое они занимают в нем. Развивать у детей чувство ответственности за старших и младших членов семьи.

Работа с таблицей «Расскажи о себе».

Работа с кругами Луллия.

Беседа по вопросу «Что такое семья» (Дети рассказывают о своей семье, кто есть в семье, как зовут)

Беседа – рассуждение:

Воспит.: Самыми близкими являются мамы, папы. Братишки и сестренки, бабушки и дедушки. Младшие нуждаются в любви и поддержки старших. Родителям тоже необходимо внимание, но особой заботы требуют бабушки и дедушки, старшее поколение семьи. Они очень любят внуков, берегите бабушку и дедушку. Подумаем вместе. Какие добрые и ласковые слова можно им сказать.

Из поколения в поколение передается такое правило:

Уважай родителей, береги их, не обижай.

Где бы ты не был, спеши к ним по первому зову.

Работа по таблице «Расскажи о себе»

Воспит.: У каждого человека есть дом, в котором живет семья. У одних он деревянный. У других кирпичный с садом и огородом. В таком доме может быть несколько комнат и кухня. Другие живут в многоэтажных домах.

Работа с кругами Луллия «Найди свой дом»

Воспит.: У каждой семьи есть своя квартира. В квартирах могут быть одна или несколько комнат и кухня. Посмотри на свою квартиру. Какая она? Чистая. Светлая. Просторная? От кого зависит чистота и «свет» вашего дома? Помогаешь ли ты старшим в уборке? В чем заключается твоя помощь? Рассказы детей.

Беседа по экологии. Здоровье, настроение в семье, зависят не только от чистоты и уюта в доме, но и от экологического состояния окружающей среды. Посаженные возле дома деревья, цветы обогащают кислородом воздух и поднимают настроение человека.

Если ты хочешь вырасти крепким, здоровым соблюдай правила:

Уважай родителей, бабушку, дедушку, береги их не обижай;

Помогай взрослым содержать в чистоте дом и двор;

Свою комнату содержи в чистоте. Помни, что грязь, беспорядок отрицательно влияют на здоровье человека;

У каждой личной вещи и игрушки в комнате должно быть свое место.

Обобщение:

Помни, что соблюдение личной гигиены, чистоты и порядка помогут тебе вырасти здоровым и счастливым.

Хороший дом помогает человеку быть уверенным в себе и счастливым.

I think every person dreams about the place where he can share his problems, chat with close friends, where he can feel happy and quiet. For me it is my home. It is the best place in the world and my dearest people live here. My family is not large there are 4 of us. I have a father, a mother and a brother. We all live together in a new flat. Though it is not very big, I like this cosy place most of all on the earth. Here I feel protected from all the troubles, and I know that I"ll be understood. To my mind, all this is due to my parents.

My father is quiet and hardworking. Really, he is a bread maker of the family. Dad is handy with many things. His hobby is fixing everything at home. My mother is very lively. She is life and soul of the family. My brother is only 11. He goes to school. He is funny and curious. He is constantly asking many questions often silly ones. But this only a moment - I can"t imagine my life without our little monster.

We all feel happy when we are together. In the evenings we often have little gatherings in the kitchen by the cup of tea, chatting, laughing and discussing the events of the day. Those evening are the best of all. But sometimes I have problems with my parents. Sometimes they don"t like the clothes I wear the music I listen to and the friends I bring home. It"s not easy to be a teenager. My parents are hardworking. They combine work with housekeeping. Mum manages our household very well. We all are in the habit of helping her to run the house. My home is a cosy place. Our relatives and friends like to come to our place. My parents are very hospitable everybody feels at home in their flat. Really.

Мой дом и моя семья

Я думаю, что каждый человек мечтает о месте, где он может поговорить о своих проблемах, пообщаться с близкими друзьями, где он может чувствовать себя счастливым и спокойным. Для меня это моя семья и мой дом. Это лучшее место в мире, и самые дорогие для меня люди живут здесь. Моя семья небольшая, нас 4. У меня есть отец, мать и брат. Мы все живем вместе в новой квартире. Хотя она не очень большая, мне нравится это уютное место больше всего на земле. Здесь я чувствую себя защищенным от всех бед, я знаю, что меня поймут. На мой взгляд, все это благодаря моим родителям.

Мой отец тихий и трудолюбивый. Действительно, он является добытчиком в семье. Папа - мастер на все руки. Его хобби - ремонтировать все дома. Моя мама очень энергичная. Она - жизнь и душа семьи. Моему брату только 11. Он ходит в школу. Он смешной и странный. Он постоянно задаёт много вопросов, часто глупых. Но я не могу представить свою жизнь без нашего маленького монстра.

Мы все чувствуем себя счастливыми, когда мы вместе. По вечерам мы часто встречаемся на кухне за чаем, болтаем, смеёмся и обсуждаем события дня. Такие вечера самые лучшие. Но иногда у меня возникают проблемы с моими родителями. Иногда им не нравится одежда, которую я ношу, музыка, которую я слушаю и друзья, которых я привожу домой. Не легко быть подростком. Мои родители трудолюбивы. Они сочетают работу и заботы по хозяйству. Мама управляет нашим домом очень хорошо. Мы все привыкли помогать ей вести хозяйство. Мой дом очень уютный. Наши родственники и друзья любят приходить к нам. Мои родители очень гостеприимны, и каждый чувствует себя как дома. Правда.

Классный час «Мой дом»

Оборудование: Дом, фундамент, окна, крыша. Конструктор, листы бумаги, ручки, конверт.

Нашу встречу хочется начать с притчи.

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу»

Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у нас?

Радость, что тебя ждут?

Слезы облегчения : «Ну, вот я и дома»

Раздражение: «Ну что им не спится?»

Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»

Очень хочется узнать ваше мнение о семье, о родителях, так как в скором времени вы сами станете зажигать свет в своих окнах.

1. Мои родители – это…

2. Свет в окнах моего дома – это…

3. Радость в моей семье – это

4. Горе моей семьи – это

5. Вдали от родного дома я буду вспоминать…

6. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…

7. Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье …

8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…

9. Если бы я был волшебником, то в своей семье я бы изменил(а)….

Создание семьи подобно строительству дома: если фундамент плохой, дом рухнет рано или поздно. В любой момент в доме вы можете поменять цвет стен, купить новую мебель, положить новое покрытие для пола, но фундамент вы не перестроите никогда. Так же и с семьей: если нет прочной основы – она рухнет.

Глаза в глаза увидевшие чудо,

Душа, души вернувшая покой,

Свой вещий свет (она) разбудит всюду,

Она во всём и всех завёт с собой.

Она одна божественно целебна,

Она одна все души утолит

Своим прикосновением волшебным

Она мгновенно землю озарит.

И серый мир с ней станет совершенным,

Осмысленным, таинственно иным,

Она своим дыханием волшебным

Наполнит души, суть откроет им.

Она ворвётся в звуки старых песен,

Она слова сияньем растворит.

Мир лишь тогда божественно чудесен.

Когда (она) глазами говорит.

Как вы думаете, о какое могущественном чувстве идет речь, которое может говорить глазами и при этом мир становится божественно чудесным?

Конечно это чувство любовь. Я думаю, вы не будете спорить со мной, если в фундамент нашего дома я помещу ЛЮБОВЬ .

Вывод: Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Любить, значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана Сент – Экзюпери: « Не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении – вот что значит любить»

Динамическая пауза:

Любовь во мне (сердечко руками и к себе)

Любовь в тебе (сердце и руками к соседу)

Любовь вокруг (сердце ладони к себе)

Любовь везде (сердце ладони от себя)

Притча: В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь кто - то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, пустите нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете – сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое, пойду, посоветуюсь с родными, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Как вы думаете, кого они впустили в свой дом? Дочь предложила впустить Любовь, жена – Богатство, а больная мать попросила впустить Здоровье. И это неудивительно, поскольку для каждого поколения существуют свои ценности, и человек начинает ценить своё здоровье только при явной угрозе ему. «Человек может жить до 100 лет, - говорил академик Павлов И.П. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Важно не забывать, что только в здоровой семье могут рождаться здоровые дети.

Просмотр видео «Здоровые дети в здоровой семье» http://infourok.ru

Вывод: Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты определяется преимущественно его образом жизни, т.е. повседневным поведением. «Все в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому члену семьи. Следующий кирпичик в фундаменте дома счастья это ЗДОРОВЬЕ .

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, “Я” - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь “Я”!

Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, в фундамент нашего дома мы заложим кирпичик ТРАДИЦИИ.

Какие традиции существуют в ваших семьях? Какое любимое блюдо в вашей семье? Какой праздник в вашей семье любят и ждут? Какие увлечения есть у вашей семьи?

Вывод: Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких.

В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье – это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, а родители должны понимать своих детей.

Игра построй дом. (Две пары уходят за дверь, когда они вернутся, то должны построить дом за 2 минуты. Классу дается задание пронаблюдать, как будут выполнять они задание. Обратить внимание на взаимоотношения между людьми. Кто был организатором, кто идейным вдохновителем, как принимали решения, слаженность в работе.)

Притча: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

Кирпичик ПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ.

Тренинг

Напишите три составляющих счастливой семьи. (Дети зачитывают свое мнение)

Уберите один из листочков с тем, чего нет в вашей семье сейчас.

Из двух оставшихся отложите тот, где вы сомневаетесь, что сможете воплотить это в своей семье. (Дети зачитывают свое мнение, листочки-кирпичики крепятся к стенам дома)

Я предлагаю помечтать и написать письмо в будущее. Опишите, какая у вас будет семья, когда вы планируете создать семью, каким будет ваш дом, сколько будет детей, какие традиции будут в вашей семье. Музыка.

Пришло время водрузить у нашего дома крышу-крышу ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ . (Музыкальная композиция)

Посмотрите на наш дом, хотелось бы вам жить в таком доме?

Закончить нашу встречу я хочу восточной притчей :

« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумал такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:

Какая у меня бабочка - живая или мертвая?

А мудрец ответил: Все в твоих руках…»

Действительно, все в наших руках. И дом, который мы сегодня построили, можем развалить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нем жили и любили друг друга. Любите и почитайте своих родителей, дарите им радость и заботу.

Внеклассное мероприятие « Моя семья, мой дом » Цель : Углубить представления учащихся о ценности семьи. Задачи:
    Расширить знания учащихся о семье, семейном счастье. Привлекать родителей к участию в воспитательной работе. Развивать стремления проявлять ответственность в семейных отношениях. Воспитывать ответственное отношение к родным и близким людям.
Подготовительный этап: - выставка рисунков «Мой дом» - фотовыставка «Моя семья» - плакаты с высказываниями о доме, о семье

Ход внеклассного мероприятия.

    Вступительное слово.
- Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете почему? Круг – это наиболее совершенная фигура. В кругу проще вести открытый разговор. Круг – это гарантия вашей защищённости. Я напомню вам несколько правил, которые при этом нужно выполнять: - В кругу все равны. Можно высказать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих. - Говори один – все слушают, не перебивая. - Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
    Введение в тему.
Сегодня мы будем говорить о доме о семье. Чтобы настроиться на этот разговор. Прослушаем небольшой фрагмент песни

(звучит фрагмент песни «Родительский дом»)

Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом. Что же такое дом? Составление кластера со словом «Дом» (дом – квартира, семья, родители, уют, внимание, любовь, забота) У каждого народа, у каждой национальности есть название своему дому. Попробуйте отгадать это название. - Крестьянский дом в украинской или белоруской деревне. (хата) - Переносное жилище у казахского народа и некоторых народов Азии. (Юрта) - Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки. (вигвам) - Кочевой переносной шалаш крытый шкурами, корой, войлоком у народов жителей Крайнего Севера. (чум) - Жилище кавказских горцев. (Сакля) - Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири. (яранга) - Отдельная комната монаха в монастыре. (келья) - Дворец или крепость феодала. (замок) - Комфортабельный загородный дом с парком или садом. (вилла) - Изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича. (мазанка) - Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (шалаш) - Крытое углубление в земле. Вырытое для жилья, укрытия. (землянка) - Временное помещение из натянутой на основу ткани. (палатка)
3. Беседа «Мой дом. Моя семья». Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Когда-то великий писатель Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут. Где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, дом. К сегодняшнему мероприятию мы подготовили картинную галерею, которая рассказывает о вашей семье. У нас большая фотовыставка, на которой можно увидеть ещё фотографии ваших бабушек и дедушек, вашу родословную. Мы написали небольшие рассказы о своей семье. И вот выдержи из них. (учащимися зачитываются выдержки из отдельных сочинений)
4. Стихотворный блок . Семья – это то, что мы делим на всех. Всем понемножку: и слёзы и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нём1
Какой наш дом без папы? Правда же, ребята? Кто починит табуретку, На машине подвезёт. В дневнике моём отметки Знает все наперечёт!
Мы с папой решили уборкой заняться. «Друзья мои! – папа сказал. – Пора приучаться» «Идея прекрасная,» - мама сказала И тотчас из дома она убежала.
Пять часов мама в парке сидит. Со страхом она на мобильный глядит. «Когда же уборке будет конец. Смогу ль я вернуться домой наконец!?»
Наша мама так добра, Наша бабушка – мудра. Дедушка – столяр и плотник. Папа - банковский работник. Брат мой старший – хоккеист. Я – мальчишка-футболист. А ещё у нас есть Катя – Замечательный малыш. Мы живём в большой квартире, Нет семьи дружнее в мире!
5. Беседа «Обязанности в семье» «7 Я – моя радость» Расшифруйте эту запись. В слов «семья» мы слышим семь я. Что это за семь Я? Настоящая семья – это семья не из трёх человек, как принято сейчас. Настоящая семья – это семья из 7 человек – мама, папа, бабушка, дедушка и трое детей. Поднимите руку у кого такая семья.
А сейчас закройте пожалуйста глаза и попытайтесь представить . Перед вами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведёт к дому. Мы идём не спеша, любуемся многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот поднимаясь по ступенькам крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежеприготовленного обеда… откройте глаза. Вам понравился этот дом?
Теперь разведём огонь и согреем наш дом. У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь. Читаем надпись на «дровах» и отвечают на вопрос «Кто эту обязанность выполняет дома?» Надписи на «поленьях»: - стирать - приготовить обед - помочь сделать уроки - вынести мусор - зарабатывать деньги - пылесосить дома - вымыть посуду - готовить ужин (когда в «камин» положены все «дрова» прикрепляется «пламя»)
И вот уже весело потрескивают дрова в амине, теплом и светом наполняется наш дом. Обратим чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет … (мама) Руки мамы. Руки мамы… Люблю их с детства. Где б дорога моя не шла,- Никуда мне от них не деться, От душистого их тепла. Руки мамы… В морщинках, в родинках, Сколько вынесли вы, любя… С этих рук я увидел Родину, Так похожую на тебя, Мама… Там, где все заботы по дому лежат на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздрожение, непонимание, разрыв в общении. Если каждый член семьи имеет свой участок работы. Тогда в доме есть уют, тепло и гармония.
6. Пословицы и поговорки о доме. В народных пословица и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Соберите пословицы полностью.

(пословицы разобраны на две части необходимо сложить их полностью. Работу выполняют вместе с мамами)

- В гостях хорошо, а дома лучше. - Дом вести не бородой трясти. - Без хозяина дом сирота. - Дом невелик, да лежать не велит. - Домой придёшь – хлеб-соль найдёшь. - Не красна изба углами, красна пирогами. - В семье разлад, так и дому не рад. - Семья без детей, что цветок без запаха. - Не нужен клад, когда в семье лад
7. Беседа «Благополучие в доме»
(Звучит песня «Погода в доме» Над домом «появляются тучи») Не всегда всё благополучно в доме. Порой набегают тучи. Что является причиной непогоды в доме? Назовите ваши черты характера, которые могут вызвать «непогоду» в доме. - лень -грубость - упрямство - несдержанность - вспыльчивость Вот уже засияло солнышко над нашим домом Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит…. Она во многом зависит от нас от нашего поведения Часто слышишь: «Я люблю маму, я люблю папу» А что такое любовь к родным и близким людям?

/ просмотр презентации/

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

8. Вручение памяток родителям и детям.

Памятка для детей.

    Любите и цените своих родителей – их вам никто не заменит. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы – старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас. Дарите маме, бабушке, сестре цветы, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще. И помните слова Марии Цветаевой: « Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Памятка родителям.

    Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать. Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относится в старости ваши дети. Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего одного дома.
9. Подведение итогов. Родные люди – опора человека в жизни. Родственники бывают близкие и дальние, моложе и старше вас. Они могут жить вместе с вами, а могут – совсем далеко. Важно помнить о них, и не только потому, что вам нужны их помощь и поддержка, но и потому, что они нуждаются в вашем участии и заботе. Подумайте, что нужно изменить в своём отношении к близким, а что - наоборот, развивать.

Когда наши родные улыбаются, Тучи сразу разбегаются. Дождик лить перестаёт, Солнце лучиком играет И привет свой щедрый шлёт. Оставайтесь сердцем молодыми И живите много-много лет, И улыбкой вашею отныне Озарён пусть будет белый свет!