Домой / Для брюнеток / Гигиенические требования к одежде. Требования к одежде и обуви школьников

Гигиенические требования к одежде. Требования к одежде и обуви школьников

Определяющая роль гигиенических требований к одежде и адекватных им свойств обусловлена тем, что она покрывает около 80 % поверхности тела человека, выполняя важные функции его жизнедеятельности (гигиена - от греч. hygieinos - здоровый).

В этой связи следует выделить четыре основные функции гигиенического характера, которые должны быть обеспечены в используемой человеком одежде:

1) защита от механических, химических и биологических воздействий;

2) защита от неблагоприятных климатических элементов;

3) поддержание тела человека в чистоте;

4) обеспечение нормальной жизнедеятельности организма.

Первая функция является определяющей для специальной,

а также спортивной одежды. Это не исключает необходимости обеспечения этой функции и в других классах одежды.

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (ст. 230) предусмотрено обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, в том числе и специальной одеждой. При этом учтены работы с вредными, опасными условиями труда (воздействие ядовитых паров, радиации, кислот, щелочей, брызг металла и др.), а также работы, связанные с загрязнением или осуществляемые в неблагоприятных температурных условиях. При этом порядок и нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты определяются Правительством Республики Беларусь.

Вторая функция требует защиты человека от различных природных воздействий: низких и высоких температур, осадков, пыли, ветра, солнечной радиации и др. Эта функция обусловлена различиями в климатических условиях отдельных районов и необходимостью их учета при создании одежды.

В настоящее время принято следующее деление территории СНГ по климатическим зонам:

I зона - территория с климатом, требующим высококачественной меховой одежды и утепленной обуви;

II зона - территория с климатом, требующим обычной, но обязательно из теплозащитных натуральных материалов, меховой одежды и утепленной обуви;

III зона - территория с климатом, требующим преимущественно теплой одежды и разнообразной обуви;

IV зона - территория с климатом, требующим больше одежды и обуви для защиты от сырости и осадков;

V зона - территория с климатом, требующим повышенного внимания к одежде и обуви для защиты организма человека от перегрева.

Для большинства зон особое место из многообразия требований отводится защите от низких температур.

Анализ работ, проведенных различными исследователями, позволил проф. Р.Ф. Афанасьевой сформулировать требования к одежде для защиты от холода. Наиболее важными из них являются:

1) ограждение человека от чрезмерной отдачи тепла;

2) соответствие теплоизоляционных свойств одежды физической активности человека и климатическим условиям, в которых предполагается ее эксплуатация;

3) внутренние слои одежды должны хорошо впитывать пот и легко отдавать влагу. Одежда не должна препятствовать выведению влаги из пододежного пространства;

4) одежда не должна вызывать перегревания тела человека. Допустимо небольшое охлаждение, которое стимулирует физическую деятельность, снижает усталость и способствует закаливанию организма.

Поскольку одежда для защиты от холода различна, большое значение имеют свойства отдельных материалов, составляющих пакет конструкции изделия. При этом чрезвычайно важно учесть предполагаемые условия эксплуатации, неоднородность тепловых потоков на отдельных участках тела человека.

Относительные удельные тепловые потоки на различных участках тела человека, Вт/м 2

Физическая деятельность

Часть тела

туловище

Покой (стоя)

Комнатная

Покой (стоя) Ходьба

Зимний комбинезон

Покой (стоя)

Пальто зимнее

Покой (стоя) Ходьба

Важно учесть, что тепловые потоки не связаны с поверхностью тела человека, а обусловлены особенностями их функционирования.

Отношение площади частей тела к общей поверхности тела человека, %

С увеличением скорости ветрового потока и воздухопроницаемости пакета материалов одежды возрастает интенсивность охлаждения человека.

При скорости ветра до 2 м/с воздухопроницаемость пакета в пределах 0-60 дм 3 /(м 2 с) практически не влияет на его теплоизоляционные свойства. При более высокой скорости ветрового потока влияние показателя воздухопроницаемости на термическое сопротивление пакетов материалов одежды существенно, особенно при ветре 8-10 м/с.

Третья функция наиболее важна для изделий, контактирующих с телом человека: белья, чулочно-носочных, головных уборов, принадлежностей женского туалета и т.д.

Четвертая функция направлена на оптимальное функционирование организма в системе человек-изделие-среда. В общем плане реализация этой функции проявляется в обеспечении трех показателей пододежного (между телом человека и одеждой) микроклимата в оптимальных пределах: температура - 28-32 °С; влажность - 35-55 %; содержание углекислоты - 0,04-0,06 %.

Вышеприведенные функции с позиций физиологии организма и гигиенических требований к одежде могут подразделяться по двум направлениям:

1) защита тела от неблагоприятных факторов окружающей среды - воздействий низких и высоких температур, изменений солнечной радиации, ветра, атмосферных осадков, механических воздействий;

2) создание необходимых условий для нормального функционирования организма; поддержание постоянства температуры тела; выведение продуктов обмена - паров воды, углекислого газа, солей; препятствие проникновению извне пыли, грязи, микроорганизмов.

Гигиенические требования к одежде дифференцированы в зависимости от ее назначения и условий эксплуатации. В общем виде они сводятся к следующему:

1) теплозащитные свойства одежды должны соответствовать деятельности человека и условиям внешней среды, в которой она используется. Поэтому это свойство одежды должно регулироваться;

2) воздухопроницаемость одежды и отдельных ее частей также должна соответствовать условиям эксплуатации и быть регулируемой;

3) внутренние слои одежды должны быть гигроскопичны и легко высыхаемы, одежда не должна препятствовать выведению влаги, выделяемой кожей человека;

4) одежда должна быть мягкой и легкой;

5) конструкция одежды должна позволять человеку выполнять различные движения, легко одеваться и сниматься, не стеснять движения и кровообращение.

Современный период характерен широким использованием химических материалов при изготовлении швейных изделий. Они обладают рядом специфических свойств. Поэтому к одежде из них предъявляется ряд дополнительных требований:

♦ химическая стабильность материалов и веществ;

♦ степень электризуемости не должна превышать установленных санитарных норм;

♦ одежда из синтетических материалов не должна быть токсичной, не вызывать раздражение кожных покровов.

Особое значение в обеспечении безвредности одежды имеют уровень и характер ее электризуемости, т.е. образование электростатических зарядов за счет контактного трения.

Для характеристики статического электричества, возникающего на материалах, имеет значение знак появляющихся зарядов. Так, большинство химических волокон, за исключением вискозы, электризуются отрицательно.

Наиболее важным фактором, от которого зависит способность материалов накапливать заряды, является химическая природа волокон. Так, синтетические волокна, как правило, обладают большей степенью электризуемости, чем искусственные на основе целлюлозы. Природные волокна растительного происхождения значительно меньше электризуются. Но в настоящее время ткани, трикотажные полотна и изделия из них нельзя считать неэлектризующимися, так как наличие в них химических волокон и дополнительной химической обработки способствуют накоплению на их поверхностях незначительных зарядов.

Наблюдения приводят к заключению, что статическое электричество, наряду с электромагнитным излучением, ионизирующей радиацией, шумом и вибрацией, может и должно быть отнесено к факторам внешней среды, небезразличным для здоровья человека. Имеются данные о возможности отрицательного воздействия статического электричества. Лица, подвергающиеся действию статического электрического поля, иногда жалуются на ухудшение общего самочувствия, головную боль, нарушение сна, болевые ощущения в области сердца.

Проявление рассмотренных функций обеспечивает нормальное состояние человеческого организма. При этом следует иметь в виду, что основой жизнедеятельности является обмен веществ. В процессе его организм получает и усваивает питательные вещества и кислород, а также расходует энергию и выделяет в окружающую среду излишнее тепло и другие продукты жизнедеятельности.

Важно обеспечить постоянство температуры тела человека (до 37 °С). Температурный диапазон существования организма узок. Нагревание тела до 42-43 °С и охлаждение до 24-25 °С могут привести к летальному исходу. Только сохранением постоянства температуры тела на основе подбора рациональной одежды достигается активная деятельность человека и неизменная скорость обменных процессов в организме.

В системе человек-изделие важнейшими являются свойства, обеспечивающие чистоту кожи, пододежного пространства, а также самого изделия. Через кожу происходит выделение воды, углекислого газа, солей, жировых веществ. На коже взрослого человека расположено около 300 тыс. сальных желез, которые выделяют кожное сало (от 100 до 300 г в неделю), смягчающее поверхность кожи и предохраняющее ее от высыхания, смачивания, проникновения микробов. При выделении пота из организма выводятся вода и соли. В среднем все потовые железы (их несколько миллионов) выделяют за сутки в условиях умеренного климата от 0,5 до 1 л пота, в жаркой зоне - до 450 г в час; при физической работе и ходьбе количество пота может возрасти до 10 л в сутки. С поверхности кожи за неделю выделяется также от 40 до 90 г мелких чешуек поверхностного рогового слоя. Поэтому одежда, особенно бельевые изделия, должна их поглощать, обеспечивая тем самым очистку кожи от пограничного слоя, удерживать выделения до чистки изделия. Естественно, что само изделие при этом загрязняется.

Структура веществ, загрязняющих белье

Требования в данном случае выглядят двояко и противоречиво. С одной стороны, необходима очистка кожи, что возможно только путем поглощения выделений, с другой - нежелательна загрязняемость изделия. Высокая загрязнямость резко изменяет ряд свойств одежды из тканей, особенно трикотажных изделий. Так, бельевые изделия, загрязненные жидкими и плотными выделениями кожи, на 20 % хуже пропускают воздух, их масса в среднем увеличивается на 10 %, толщина - на 25 %, зольность -- в 4-б раз, повышается и теплопроводность. Все это ухудшает комфортное состояние человека, затрудняет газообмен с внешней средой, способствует развитию микроорганизмов, ухудшает внешний вид, ведет к увеличению трудовых и экономических затрат на эксплуатацию изделия (стирка, чистка).

Кожа участвует и в газовом обмене, В спокойном состоянии на кожное дыхание (поглощение кислорода и выделение углекислого газа) приходится около 1 % всего газового обмена. В течение суток через поверхность кожи выделяется около 4,5 л углекислого газа и поступает 1,9 л кислорода. Повышение температуры воздуха и тяжелая физическая работа увеличивают интенсивность газообмена через кожу в несколько раз, доводя ее до 10 % легочного газообмена. Работы физиологов показали, что при содержании в пододежном пространстве более 0,07 % углекислоты газообмен через кожу, а следовательно, и самочувствие человека ухудшаются. Концентрация углекислоты более 0,1 % вызывает обморок. Если парциальное давление азота под одеждой выше, чем в окружающей среде, то он всасывается в кровь, что небезопасно для организма. Поэтому в одежде необходимо предусмотреть вентиляцию пододежного пространства.

Следует особо отметить, что функционирование детского организма имеет существенные отличия. Учет их - одна из важных задач обеспечения гигиенических требований к одежде.

Организм детей находится в состоянии постоянного роста и развития, костная ткань отличается гибкостью и эластичностью, мышцы развиты слабо. Масса мышц по отношению к массе тела составляет у ребенка 8 лет - 27,2 %, а у юношей 18 лет - 44,2 %.

Мышцы детей богаче водой, но беднее белками, жирами, неорганическими веществами, в результате чего утомление их у ребенка наступает быстрее, чем у взрослых.

Дети по сравнению со взрослыми имеют более тонкую, нежную кожу. У них менее совершенен аппарат теплорегуляции: теплоотдача повышена вследствие изменения (с возрастом) отношений между поверхностью тела и его массой. У взрослого человека на 1 кг массы приходится 221 см 2 поверхности тела, у детей 15 лет - 378 см 2 , детей 10 лет - 423 см 2 , у ребенка б лет - 456 см 2 , у новорожденного - 707 см 2 . Быстрое охлаждение детей происходит и из-за тонкого эпителия и значительного количества крови, протекающей в толще кожи (в результате более развитой сети капилляров). Поэтому кожа у детей в значительно меньшей степени, чем у взрослого, защищает организм от колебаний температуры внешней среды.

Круговорот крови у детей также совершается быстрее. Так, у взрослого человека в толще кожи протекает 1/3, а у детей 1/2 или даже 2/3 всей массы крови. В результате этого у детей ускоряется время кровотока: у взрослого человека оно составляет 22 с, у подростка 14 лет - 18 с, у ребенка 3 лет - 15 с.

Огромную роль играет кожа и в теплообмене организма со средой. Известно, что у человека в состоянии покоя даже при относительно низкой температуре воздуха (10-18 °С) около 1/5 продуцируемого им тепла отдается путем испарения выделяющихся через кожу водяных паров. Дети большую часть времени пребывают в движении, при этом уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза, поэтому количество испаряющейся влаги у них весьма существенно. При высокой же температуре воздуха начинается активное потение и практически весь избыток тепла удаляется из организма путем испарения жидкости с поверхности тела.

У детей младшего возраста все физиологические системы, поддерживающие постоянную температуру внутренней среды и сохранение теплового баланса, развиты недостаточно. Изменение неблагоприятных метеорологических факторов на детском организме отражается более резко, чем на организме взрослого человека.

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, - на­тельное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лиф­чик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь до­статочную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравлич- ность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 - 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или под­ростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обыч­ные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического во­локна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят за­нятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Луч­шая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями - майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков - туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чув­ствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плот­ного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спор­тивной одежды девочек среднего и старшего возраста - бюстгальтер с застеж­кой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды - для улицы. Зимняя одежда должна быть пори­стой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низ­кая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами об­ладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года слу­жит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду ре­комендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки - береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани - соломки, свет­лой парусины или пике.

Обувь - должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответ­ствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть про­стой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 - 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из во­донепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

В летние месяцы наиболее гигиенична легкая открытая обувь с широ­ким вырезом - сандалеты, босоножки или туфли на кожаной подошве с вер­хом из текстиля и других материалов с пористой структурой.

Контрольные вопросы к семинару темы 10:

1. Какие гигиенические требования предъявляются к школьному участку?

2. Какие гигиенические требования предъявляются к школьному зданию?

3. Какие гигиенические требования предъявляются к классным комнатам?

4. Какие гигиенические требования предъявляются к уроку физической культуры?

5. Какие гигиенические требования предъявляются к школьным ма­стерским и лабораториям?

6. Какие гигиенические требования предъявляются к организации учеб­ного процесса школьников?

7. Каким должно быть питание школьника?

8. Каково соотношение белков, жиров и углеводов в детском питании?

9. В каких основных витаминах нуждается организм школьника? С чем это связано?

10. Основными источниками чего являются молоко и молочные про­дукты?

11. Что включает в себя примерный суточный набор продуктов для школьника?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белецкая В.И. и др. Школьная гигиена: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. / В.И. Белецкая, З.П. Громова, Т.И. Егорова. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.

2. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в раз­личных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.2.576-96. - М.: Минздрав России, 1997.

3. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с.

4. Кузнецов П.И. Гигиенические требования к обучению в образова­тельных учреждениях. - Омск: СибГАФК, 2000. - 44 с.

5. Сердюковская Г.Н.. Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1989. - 265 с.

6. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и под­ростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для сред.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144

7. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 252 с.

Еще по теме Требования к одежде и обуви школьников:

  1. Личная гигиена школьников. Уход за кожей и волосами. Гигиенические требования к одежде и обуви, уход за ними
  2. Инструкция по дезинфекции и дезинсекции одежды, постельных принадлежностей, обуви и других объектов в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и дезинсекции этих объектов в воздушных дезинсекционных камерах

Очень важно соблюдать правила личной гигиены в повседневной жизни и, особенно при занятиях физическими упражнениями. Всем известно, что соблюдение этих правил способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности, физическому совершенствованию.

Личная гигиена включает в себя уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а так же содержание в чистоте своей одежды и обуви.

Девушки и юноши должны тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды. Одежда должна быть удобной достаточно лёгкой, не слишком тёплой, не стеснять движений. Её размеры и покрой не должны стеснять дыхание и затруднять кровообращение.

По этой же причине не должны быть тугими воротнички, пояса и манжеты. Вредно ходить, а тем более спать в обтягивающих трусах, особенно из синтетики.

Для занятий в помещении зимой и тренировки летом одежда должна соответствовать метеорологическим условиям и особенностям вида спорта. В тёплую погоду - спортивные трусы, майка, тренировочный костюм из хлопчатобумажной ткани; в прохладную – спортивный костюм шерстяной ткани.

Для занятий физическими упражнениями и спортом зимой на воздухе, одежда должна иметь три слоя: нижнее бельё, рубашка из фланели, шерстяной трикотажный костюм, шерстяная шапочка и варежки. Хорошо также поверх надеть для защиты от ветра лёгкую куртку.

Обувь нужно иметь прочную, эластичную, удобную, лёгкую и свободную, что обеспечит устойчивость походки и не будет препятствовать развитию плоскостопия. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, не согревает стопы, она вызывает ссадины потёртости и мозоли.

Слишком свободная обувь также не удобна, она натирает кожу и вызывает ссадины. Зимой обувь должна быть на пол номера больше, следует надевать её на шерстяные носки.

Не допустимо, чтобы вы находились в помещении в спортивной обуви, помните, что нельзя постоянно в течение дня ходить в кедах: это может привести к плоскостопию.

Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь следует очистить, просушить и смазать специальной мазью или кремом. Хранить спортивную одежду и обувь нужно в проветриваемом месте.

Интеллектуальный капитал лекарственного препарата
Лекарственные средства являются, пожалуй, единственным видом товара, потребителем которого можно стать независимо от собственного желания или выбора. Поэтому создание новых высокоэффективных...

Инструментальная диагностика заболеваний щитовидной железы
УЗИ - один из базовых методов диагностики заболеваний щитовидной железы, поскольку он позволяет не только точно оценить объем щитовидной железы, но и получить информацию об изменениях паренхимы щит...

Одежда ребёнка и подростка состоит из нательного белья, комнатного костюма, верхней одежды для улицы и головного убора. К предметам одежды надо отнести и постель, так как простыня, пододеяльник и одеяло служат в ночное время той же цели теплоизоляции тела, что и дневная одежда.

Особое внимание следует уделять фасону и покрою детской одежды. Она не должна иметь никаких лишних, выступающих поверх костюма частей, могущих задевать за мебель, игрушки и прочее, что может повлечь за собой травматические повреждения детей.

Одежда не должна стеснять движений детей и подростков, что возможно и при тесной, узкой одежде и при широкой и длинной, сшитой «на рост». Тесная одежда, помимо стеснения движений, сдавливает отдельные участки тела и тем вызывает застойные явления в области шеи, живота, ног, а также затрудняет дыхательные движения грудной клетки (узкий пояс, узкая в груди курточка, тесный лифчик).

Костюм ребёнка или подростка, таким образом, должен точно соответствовать его ростовым особенностям. Так как ребёнок растёт, то вместо широко практикующегося при пошивке детской одежды припуска «на рост» следует оставлять запас материи в складках и швах, за счёт которых в соответствии с увеличением роста ребёнка увеличиваются и размеры его одежды. Покрой одежды должен обеспечивать нагрузку всех её частей на плечи с тем, чтобы избежать по возможности стягивания отдельных поперечников тела поясами, резинками и тесёмками. Брюки должны удерживаться не затягиванием пояса, а бретельками или подтяжками. Для удержания чулок следует пользоваться не круглыми, окаймляющими голень, подвязками, а длинными боковыми, вверху пристёгивающимися к лифчику. На лифчике же должно держаться нижнее бельё.

Верхний комнатный костюм школьника-мальчика должен состоять из хлопчатобумажной или шерстяной курточки, плотно облегающей туловище, с внутренними карманами с боков и на груди. Для девочек вместо юбки со стягивающим поясом следует рекомендовать платье-сарафан, у которого юбка кроится с лифом без рукавов, с большим вырезом у шеи. Под лиф надевается кофточка из легко стирающейся материи.

Обувь ребёнка и подростка не должна быть тесной, чтобы не задерживать процессов роста. Но она не должна быть излишне свободной, чтобы не вызывать потёртостей ног. Покрой обуви должен соответствовать нормальной форме стопы. При невыполнении этого требования стопа получает неправильную форму, пальцы сдвигаются внутрь к средней линии тела и подгибаются один на другой. Узкая обувь деформирует стопу и плохо защищает её от холода, так как при этом уменьшается слой воздуха между кожей обуви и стопой. Вследствие же сдавливания при этом кровеносных сосудов стопы в ней ослабляется циркуляция крови. Поэтому у детей и подростков, носящих узкую обувь, чаще встречаются обморожения ног. Обувь с высокими каблуками вредна, так как она не соответствует построению стопы и механизму ходьбы. Но низкий каблук высотой 1 - 1,5 см полезен, так как при ходьбе он предохраняет от ударов в пятку.

В целях сохранения чистоты одежды педагоги и родители должны воспитывать у детей и подростков навыки гигиенического отношения к своему туалету. Необходимо приучать детей и подростков чистить одежду и обувь вечером, чтобы не держать в течение всей ночи загрязнённые и пыльные вещи.

Самостоятельная чистка детьми и подростками своей одежды и обуви вырабатывает у них навыки наблюдения за чистотой обуви и опрятностью своего костюма. Но и в школе необходим контроль со стороны учителя за чистотой и опрятностью одежды и обуви детей и подростков.

Одежда должна защищать ребенка от излишней потери тепла и не препятствовать теплоотдаче в соответствующее время года. Лучше сохраняют тепло ткани, состоящие из большого числа волокон и пор, между которыми находится воздух. Для обеспечения теплоотдачи нужна воздухопроницаемая ткань. Ткани для нижнего белья должны хорошо впитывать пот и газы.

Этим гигиеническим требованиям лучше всего соответствуют шерстяные и хлопчатобумажные ткани (трикотаж, фланель), а также вискоза.

Гигиенические требования к покрою одежды: не слишком длинная или короткая, не слишком широкая или узкая. Повседневная одежда не должна иметь излишних складок и оборок, затрудняющих ежедневную чистку от пыли.

В жаркое время года необходима максимально открытая одежда для увеличения возможности теплоотдачи. Голова должна быть закрыта легким головным убором для защиты от прямых солнечных лучей. В холодное время года в помещении рекомендуется двухслойная (белье и платье) одежда, а на улице – трехслойная одежда (белье, платье и пальто). Такая одежда защищает ребенка от перегрева и возникновения простудных заболеваний, а также и от переохлаждения.

2. Гигиенические требования к обуви

Обувь не должна препятствовать развитию стопы, затруднять походку, не должна провоцировать избыточное потоотделение и переохлаждение ног, что способствует простудным заболеваниям и кожным болезням, например, дерматомикозам (грибковым поражениям кожи). Поэтому к обуви детей предъявляются следующие гигиенические требования:

    Обувь необходимо подбирать по размеру;

    Обувь должна иметь достаточно гибкую подошву;

    Обувь должна иметь жесткий высокий задник. Маленьким детям лучше всего носить ботинки, охватывающие голеностопный сустав;

    Обувь должна иметь невысокий каблук (2 см) для профилактики плоскостопия;

В помещении дети не должны находиться в резиновой обуви (сапоги, кеды, резиновые тапочки), валенках и обуви, утепленной мехом.

    Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

    Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.

    Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.

    Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.