Домой / Для брюнеток / Как мама может помочь ребенку заговорить: практические советы. Как мама может помочь ребенку заговорить: практические советы Игры с кубиками

Как мама может помочь ребенку заговорить: практические советы. Как мама может помочь ребенку заговорить: практические советы Игры с кубиками

Книга посвящена актуальной теме – речевому развитию ребенка 1,5–3 лет.

Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику. Основной раздел книги – «Развитие речи» – ставит своей целью «разговорить» ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т. д.

Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр.

Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет" Янушко Елена Альбиновна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Книга Елены Янушко - признанного специалиста по развитию речи малышей - посвящена актуальной теме - речевому развитию ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет). Автор знакомит читателя с особенностями развития речи детей раннего возраста и описывает начальный этап работы по развитию речи малышей, предлагая речевые игры, упражнения и специальные приемы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи. Занятия по книге прекрасно подходят всем детям в возрасте от года до трех лет, как отстающим в речевом развитии, так и нормально развивающимся - в этом случае книга помогает наилучшим способом реализовать потенциал развития ребенка.
Книга предназначена для родителей, воспитателей детских садов, педагогов раннего развития и всех, кого интересует тема речевого развития малышей.

Развитие речи как одно из направлений раннего развития.
ТЕМА раннего развития детей (1-3 года) в настоящее время очень популярна, ведь учеными доказано, что в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Вопросы же развития речи детей продолжают оставаться актуальными на протяжении многих лет и требуют к себе самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Особенно пристального внимания развитие речи требует в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. Если ребенок живет в развивающей языковой среде, он начинает бегло говорить уже к трем годам, независимо от уровня общего интеллекта.

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Речь и ее функции
Речь как средство общения
Речь как средство мышления
Речь как средство контроля
Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет
Развитие речи как одно из направлений раннего развития
Развитие речи в младенчестве (довербальный период)
Феномен автономной детской речи
Первые слова
Первые фразы
Динамика формирования речи ребенка
Особенности развития речи мальчиков и девочек
Что такое «язык няни»?
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Признаки неблагополучного развития речи
Причины задержки развития речи в раннем возрасте
Речевой диагноз ребенка
Диагноз «Задержка речевого развития» - ЗРР
Диагноз «Общее недоразвитие речи» - ОНР
Другие логопедические и неврологические диагнозы
Недоразвитие речи как вторичное нарушение
Вторичные нарушения, возникающие в результате проблем в речевом развитии
Речевой негативизм
Задержка в умственном развитии ребенка
Затруднения в процессе общения с другими людьми
Деформация личностных черт
Общая невротизация ребенка
ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Знакомьтесь: логопед
Что делать, если малыш молчит? Ждать или помогать?
Мнения родителей
Мнения логопедов
Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
Консультация логопеда и другие виды обследований
Отношение близких к диагнозу ребенка
Прогноз развития речи ребенка
Виды логопедической помощи ребенку раннего возраста
Логопедические занятия
Помощь близких
Логопедические занятия с детьми раннего возраста
Особенности развивающих занятий с детьми раннего возраста
Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста
Взаимодействие логопеда и родителей ребенка
Организация логопедической помощи в нашей стране
Особенности общения с неговорящим ребенком в семье
Как правильно говорить с ребенком
Как помочь малышу в бытовом общении
Развитие делового общения взрослого и ребенка
Развитие общей и речевой активности ребенка
Варианты помощи в ходе речевого общения с ребенком
Организация речевых занятий в домашних условиях
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Как заниматься по книге «Помогите малышу заговорить»
Особенности ситуации развития ребенка с отставанием в речевом развитии в семье
Особенности организации занятий
Составление плана коррекционной работы
Оценка результатов
Развитие понимания речи
Создание речевой среды
Содержание пассивного словаря
Накопление пассивного словаря
Развитие активной речи
Оречевление активности ребенка
Развитие речевого подражания
Использование ритма в развитии речи
Развитие глагольного словаря
Развитие речи в предметных играх
Беседы по картинкам
Специальные приемы развития активной речи малыша
Знакомство с окружающим миром как основа развития речи ребенка
Продолжение работы по развитию речи ребенка в дошкольном возрасте
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА
Развитие подражания
Развитие слуха
Развитие неречевого слуха
Развитие речевого слуха
Развитие дыхания
Развитие физиологического дыхания
Развитие речевого дыхания
Развитие мелкой моторики
Массаж рук
Игры с предметами
Пальчиковые игры
Психотерапия в домашних условиях
Необходимость психотерапевтической работы
Игры с водой
Игры с песком
Игры со снегом
Игры с крупами
Игры с камешками
Игры с предметами
РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ
Раннее развитие - восторги и споры
Логопедические проблемы и пути их решения
Малыш и иностранный язык
Ребенок и книга
Ребенок в мире информации.

Для тех, кто еще не знает — « ». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.

Нормы и сроки

В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?

Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).

Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.

Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.

Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.

Хороший невропатолог должен определить — это просто задержка речи или есть заметная незрелость нервной системы. Вы сами этого не определите. Но невропатолог видит подобные нарушения с порога. Конечно, у него в глаза не встроено УЗИ, МРТ, ЭЭГ и прочее. Но поверьте, даже просто осмотр может помочь прояснить картину.

На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье « ».

Почему малыш не хочет говорить?

Речь зависит от трех факторов:

  • моторика;
  • мышление;
  • желание общаться.

Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.

Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.

Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.

Что нужно делать?

И теперь — самое главное! Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил? Поделюсь нашим опытом:

  1. Оцените, насколько часто ваш карапуз слышит человеческую речь. В первую очередь — начните активно общаться с ребенком. Станьте «радио». Комментируйте все вокруг. Комментируйте все свои действия, переодевания, умывания, игры.
  2. Старайтесь чаще подключать малыша к диалогу. Если он понимает ваши слова и может хоть как-то отвечать (жестом или звуком) — почаще задавайте вопросы. Провоцируйте речь, чтоб у ребенка была потребность сказать слово.
  3. Придумывайте игры, ориентируясь на уровень ребенка. Если он произносит только звуки, но все понимает на слух — добивайтесь в игре повторения звуков. Постепенно усложняя задания. Например, изображайте филина, крича «ууууу!» Или покажите, как игрушка-медведь здоровается с малышом звуком «ыыыыы».
  4. Учитывайте интересы ребенка. Любит машины? Подумайте, как заниматься с помощью игрушечных машинок. Тут и звуки «вжжжж», и «бииии». Слова «катать», «колесо», «гараж». Учите названия животных, катая их на своих машинах.
  5. Если у ребенка маленький активный словарь, выберите несколько простых слов — и сосредоточьтесь только на них. Стараясь повторять их как можно чаще.
  6. Используйте пальчиковые игры, потешки, стишки, песенки. Некоторые дети так лучше запоминают слова.
  7. Развивайте мелкую моторику. Поощряйте игры с крупами, мозаику, сортеры, стройте башни из кубиков.
  8. Развивайте навыки имитации у малыша. Если он с удовольствием повторяет за вами игры и упражнения — это большое счастье! Если нет — учите.
  9. Я не могу дать в статье все эффективные упражнения. Берите их из книг. Например, Е.Янушко «Помогите малышу заговорить» (в легких случаях). А также К.Дедюхина «55 способов общения с неговорящими детьми» и Р.Августова «Говори! Ты это можешь!» (в ситуациях посложнее).
  10. Вовремя реагируйте на признаки усталости и давайте малышу отдохнуть.
  11. Если ничего не получается — не стесняйтесь искать специалиста. До скольки лет можно ждать и заниматься самостоятельно? Каждая мама решает сама. Я свое мнение озвучила выше. Если проблема только в самой речи — можно дать себе время до 3 лет.
  12. Поиск специалистов логопедов-дефектологов — это отдельная тема. По своему опыту скажу... Работа логопедов очень и очень отличается.

Я против того, чтобы заставлять детей говорить силой... Не давать конфету, пока он не скажет соответствующее слово. Выбивать слова через плач, нарочно «не понимать» ребенка и т.п. По крайней мере, если у ребенка нет тяжелых диагнозов.

Я предпочитаю действовать через интерес, как бы это ни было сложно. Учить подражанию. Показать в игре, что повторять звуки (а затем — слова) — это весело и интересно. В какой-то момент малыш начинает также подражать и в бытовых ситуациях.

Можно доводить ребенка до истерики, отказываясь давать заветную вещь, пока не скажет «дай». А можно... Лукаво улыбнуться, и с азартом предложить: «Скажи — ДАЙ!» И это работает! Не всегда, но если соблюдено следующее:

  • у вас хороший контакт с малышом, хорошие отношения и уровень доверия;
  • вы развивали речевое подражание в игре;
  • вы внимательны к потребностям своего малыша;
  • вы очень радуетесь его крошечным успехам;
  • вы требуете от него только то, что ему по силам.

Конечно, на этом пути есть много нюансов. И я не могу рассказать здесь весь свой опыт. Только основы. Читайте книги, пробуйте, занимайтесь.

Многие дети начинают говорить и без постороннего вмешательства. Тогда, когда приходит время. А некоторым детям нужна серьезная помощь.

Напоследок хочу сказать, что если у вас выявлены проблемы с развитием, а не только с речью... Не теряйте времени. Не ждите, что все само рассосется. Сначала просто начните сами заниматься с малышом. Это безопасно и не требует финансовых затрат.

Если задержка увеличивается — ищите дефектолога. Особенно, если вашему чаду исполняется 3 года.


Помогите малышу заговорить!

Книга посвящена актуальной теме – речевому развитию ребенка 1,5 – 3 лет.

Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап развития речи состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание ребенка, дыхание и мелкую моторику. Основной раздел книги - «Развитие речи» - ставит своей целью «разговорить» ребенка и описывает речевые занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т.д.

Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр, а также полезные иллюстрации. Книга подходит для занятий как с малышами, отстающими в речевом развитии, так и с нормально развивающимися детьми. Книга «Помогите малышу заговорить!» будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.

Приобрести это издание книги "Помогите малышу заговорить" можно (при желании - с подписью автора)

Дорогие друзья!


Рада сообщить вам замечательную новость: вышла в свет серия практических книжек по развитию речи малышей «Малыш, давай поговорим!». Эта серия разработана на основе методики, описанной в популярной книге для родителей и педагогов «Помогите малышу заговорить!» Цель этой серии – предоставить удобный и эффективный материал для речевых занятий с малышами. По книгам серии «Малыш, давай поговорим!» можно заниматься в домашних условиях – материал систематизирован и воплощен оптимальным образом, заниматься можно без предварительной подготовки и специальных умений со стороны взрослого.

МАЛЫШ, ДАВАЙ ПОГОВОРИМ! – уникальный, не имеющий аналогов проект, посвященный актуальной проблеме развития речи детей 1-3 лет. Проект включает в себя серию книг, направленных на развитие активной речи и накопление пассивного словаря ребенка (понимание речи).

Книги серии МАЛЫШ, ДАВАЙ ПОГОВОРИМ! предлагают обширный материал для занятий с ребенком: картинки и специально адаптированные тексты, речевые игры и упражнения, специальные приемы работы по развитию речи малышей. Занимаясь по этой методике, вы можете «разговорить» малыша, дать импульс к дальнейшему развитию речи. Для серии был отобран самый интересный и эффективный материал: занимательные истории про Зайку и интересные рассказы про животных, специальную методику договаривания слов в стишках, любимые малышами подвижные и пальчиковые игры, и многое другое. Заниматься по книгам просто и удобно: задания приведены в стройную систему, они понятны, не требуют подготовки и специальных навыков,и в то же время дают прекрасный результат! Наши книжки будут полезны всем детям – как тем, кто уже сказал свои первые слова, так и тем, кто задерживается в речевом развитии. Конечно, занятия малыша по книжкам возможны только вместе со взрослыми: приглашаем поговорить с малышом как близких ребенка – родителей, бабушек и дедушек, так и специалистов – педагогов и логопедов.

На данный момент в проекте "Малыш, давай поговорим!" представлены книги:

Подсерия РАССКАЗЫ ПРО ЖИВОТНЫХ

Мои любимые зверята (домашние животные) 1+

Кто прячется под елочкой? (лесные животные) 1+

Приходите в зоопарк! (экзотические животные) 1+

Кто в воде, а кто в траве? (морские животные и насекомые) 1+

Подсерия МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ

Маленькие истории про медвежонка – в лесу 1+

Маленькие истории про лягушку – на пруду 1+

Маленькие истории про котенка – в деревне 1+

Маленькие истории про воробышка – в городе 1+

Подсерия КТО ЧТО ДЕЛАЕТ? Первые глаголы

Про Зайку (движения и эмоции) 2+

Что умеет Зайка? (навыки самообслуживания) 2+

Зайка и его друзья (игры и занятия) 2+

Зайка и его семья (труд и отдых) 2+

Подсерия РАССКАЗЫВАЕМ ВМЕСТЕ!

Раз стишок, два стишок! (потешки для малышей) 2+

Ладушки-ладошки (потешки и пальчиковые игры) 2+

Загадки и отгадки (в стихах и картинках) 2+

Рассказываем вместе! (беседы по картинкам) 2+

Внимание! По книгам можно заниматься с детьми от 1 года и до 3 лет!

Надеюсь, что результат занятий вас порадует и вдохновит на новые свершения!

В настоящее время (сентябрь 2016 года) готовится переиздание серии "Малыш, давай поговорим!" с новыми иллюстрациями.

В марте 2015 года в рамках проекта "Новый ребенок" вышла в свет новая редакция книги-бестселлера "Помогите малышу заговорить!". Книга дополнена новыми интересными материалами - об этом вы можете узнать .