Домой / Для брюнеток / Как сделать, чтобы ребенок слушался. Как сделать, чтобы ребенок вас услышал

Как сделать, чтобы ребенок слушался. Как сделать, чтобы ребенок вас услышал

Согласитесь, многие родители, да что там многие - практически все мечтают о том, чтобы их ребенок был необычайно умным и успешным человеком. Они стараются привить малышу любовь к знаниям, сделать так, чтобы ему было интересно учиться. Но есть один момент, который молодым мамам и папам нужно учитывать. В принципе, эта прописная истина известна нам всем с детства и ни для кого секретом не является, но почему-то с возрастом многие о ней забывают.

«Кто много читает – тот много знает» - помните такое? И это – неопровержимая истина. Помимо того, что прочитанная книга помогает узнать о чем-то интересном и полезном, она еще и дает возможность каждому читателю развить грамотность посредством зрительной памяти. Согласитесь, если двадцать пять раз прочесть одно и то же слово, на двадцать шестой вы запомните, как оно правильно пишется.

Так и с книгами, читающий человек сам не замечает, как повышается уровень его грамотности. Да и происходит это автоматически. Но для того, чтобы человек полюбил чтение, ему нужно привить эту любовь к книгам. Но не каждый родитель знает, как это правильно делается. Некоторые совершают непростительные ошибки, в результате которых у многих детей пропадает охота читать вообще.

В чем кроется причина детского нежелания читать?

Во-первых, есть вероятность, что выбранные книги просто не подходят вашему ребенку. Не только в плане сюжета, возможно, они просто не подходят ему по возрасту. Не заставляйте ребенка читать то, что в реальной жизни он не поймет. Вряд ли в 7-8 лет малышу стоит давать для прочтения «Дон Кихота» или «Графа Монте-Кристо».

Выбирая книги для чтения, ориентируйтесь также на предпочтения малыша. Это может быть еще одной причиной, по которой ребенок не хочет читать. Например, ребенок любит сказки. Вот и давайте ему читать именно сказки, которые ему так нравятся. Пусть читает подобную литературу, а вы потихоньку будете давать ему читать что-то более серьезное. Просто нужно приучать ребенка к более сложной литературе постепенно. И в этом случае тоже стоит ориентироваться на возраст детей.

Также ребенку может не нравиться чтение, потому что вы насильно заставляете его читать. Или пытаетесь навязать ему книгу посредством изложения своих доводов, основанных на том, что только читающие люди будут успешными. То есть получается, что те, кто не читает – глупые люди. Ребенок, может чисто принципиально не захотеть этого сделать, делая наперекор вам.

Как же все-таки ненавязчиво привить ребенку любовь к чтению?

Во-первых, начать следует еще тогда, когда малыш маленький. Оптимальный возраст – три года. Начинайте сами читать ему. Самой подходящей литературой для него в этом возрасте станут всеми любимые «Теремок», «Курочка Ряба» и «Колобок». Привлекайте малыша интересными историями, пусть задает по ходу чтения вопросы. Не игнорируйте это, старайтесь давать подробные и развернутые ответы, обсуждайте прочитанное, даже если вопросов будет слишком много. В противном случае ребенок замкнется в себе и ему станет неинтересно.

Постоянный назидательный тон, запреты, поправки, замечания родителей часто становятся для ребенка речевым фоном, что-то вроде включенного радио. С детьми надо говорить так, чтобы они вас услышали.
Мамы трехлетних малышей часто жалуются на своих деток, сетуя на то, что чтобы они не говорили своему малышу, он ничего не воспринимает. Мам понять можно, такое поведение их деток вызывает злость и действует на нервы. А в действительности дети часто не реагируют на просьбы и указания в силу особенностей своего возраста, а вовсе не потому, что они такие вредные и непослушные. Мамы трехлетнего ребенка должны знать, как работает его нервная система. В этом возрасте в нервной системе детей преобладает процесс возбуждения. Проще говоря, когда ребенок сильно чем-либо увлечен, его внимание переключить будет не просто. Процесс торможения у детей этого возраста еще не произвольный, поэтому свои эмоции малыш не контролирует, например, он не сможет успокоиться самостоятельно, когда ему весело или страшно. Это явление еще связано с темпераментом, потому у разных детей оно проявляется в меньшей или большей степени. Поэтому бесполезно требовать от ребенка самоконтроля на гневное мамино «Ты успокоишься или нет!», если в это время малыш разыгрался и перевозбудился. Умением успокаиваться ребенок овладеет лишь к шести-семи годам, когда приходит пора идти в школу. Итак, зная особенности физиологического развития трехлетнего ребенка (возбуждение преобладает над торможением), следует общаться с ним по–особенному, только в этом случае малыш вас услышит и поймет. В первую очередь родителям придется учиться сдерживать свои эмоции. Если вы взволнованы, злы или слишком веселы, не требуйте спокойствия от ребенка. Психика малыша связана с эмоциональным состоянием мамы и папы. Если мама хочет, чтобы малыш ее услышал, она, первым делом должна успокоиться сама. Попытайтесь привлечь внимание ребенка, сильно увлеченный каким-то занятием малыш не станет вас слушать, пока вам не удастся переключить его интерес на себя, а уже потом на ваши слова. Можно присесть, тогда ваши глаза будут на одном уровне с глазами ребенка, поймайте его взгляд, этот прием помогает вызвать заинтересованность вашими словами. Говорите с малышом короткими и ясными фразами, доступными для него. Если при общении с ним вы употребляете слишком сложные слова, ребенку будет трудно понять ваше пожелание. По причине того, что мозг ребенка устроен таким образом, что он в этот период развития не воспринимает информацию с первого раза, повторите свою просьбу несколько раз. Бывает и так, что ребенку надо помочь сделать то, что вы от него требуете, особенно если малыш совсем недавно освоил какие-то навыки и умения. Скажем, если ребенок только несколько дней назад попытался научиться застегивать пуговицы или самостоятельно убирать игрушки, мама, обращаясь к нему с просьбой «Убери за собой игрушки», должна начинать это делать вместе с ним, после чего обязательно похвалить малыша. Не забывайте, обращаться к ребенку и просить его о чем-то можно только тогда, когда он спокоен, вследствие этого, прежде чем вы начнете разговаривать с малышом, надо убедиться, что он спокоен, в противном случае обязательно успокойте его.
Ребенок как самостоятельная личность, имеет свой характер и жизненные ценности, только правильное общение со стороны родителя станет залогом доверия и взаимопонимания с ребенком. При разговоре с малышом, говорите конкретно, избегайте формулировки с частицей "не". Вспомните, как часто мама говорит малышу "Я не хочу, чтобы по вечерам ты так много смотрел телевизор ", вы сами понимаете, что значит ваше выражение "так много" и когда начинается "вечер"? Замените эту фразу такими словами: "Я хочу, чтобы ты перед сном посмотрел только один мультик ". Дети просто не воспринимают частицу «не», потому, когда малыш слышит слова «не беги», «не кричи», «не лезь», он начинает еще громче кричать, лезть и бегать в запретном направлении. Если вы хотите, чтобы ребенок воспринял вашу просьбу, уберите эту частицу и перефразируйте фразу иначе: вместо «не лезь в лужи», скажите «обходи лужи», вместо «не кричи» - «говори спокойным тоном», вместо «опять меня не слышишь» - «хочу, чтобы ты меня услышал» и тому подобное. Обратите внимание и на то, что в воображении ребенка ваши частые мольбы представляются бессильными и слабыми сообщениями, а раз вы такая неуверенная, он не обязан вам подчиняться. Вот вам пример неправильного обращения – "ну, пожалуйста, доченька, ты можешь ради мамы хоть на этот раз сложить игрушки». Пользуйтесь приемами активного слушания, например, кивните, улыбнитесь, удивитесь, вставьте слова: «Да?», «Ухты!», «Здорово!», «Интересно!». Разговаривайте с малышом только спокойным тоном, делая акцент на важные слова и фразы. Когда ребенок обращается к вам, учитесь слышать своего ребенка не вполуха, когда вы сидите за компьютером или перед телевизором, а внимательно и проявляя заинтересованность. Любое воспитательное мероприятие требует подготовки, такое важное дело не терпит случайности, эмоций, стихийности или спонтанности. Проще говоря, для важного разговора следует выбрать подходящий момент, когда и у вас и у ребенка хорошее расположение духа. Определив для себя свои требования, сформулируйте вашу позицию, скажем, ваша задача приучить ребенка к порядку, не стоит говорить ему « не разбрасывай свои вещи», просто объясните, что все вещи должны аккуратно висеть на вешалке или что у каждой игрушки есть свое место. Не секрет, что детям свойственно витать в облаках и погружаться в собственный мир иллюзий, потому в этот момент он может просто пропустить вашу просьбу мимо ушей, это нормально и не может служить поводом для того, чтобы его ругали. Начать нужно с установления зрительного контакта и прикосновений. Возьмите малыша за руку, а еще лучше положите свою руку на его плечо, такой покровительственный жест (касание) помогает установить правильную субординацию. В каком случае это делать, ориентируйтесь по обстоятельствам, ваша задача - установить контакт и убедить своего собеседника выслушать вашу просьбу. Во время разговора сохраняйте спокойное выражение лица, можете улыбнуться. После этого произнесите: «зайка, я хочу тебя попросить…», сделайте паузу, она нужна, чтобы придать моменту особую важность и далее спокойно описывайте ситуацию. Лучше это делать без дополнительных оценок, просто констатируйте факт и четко, глядя в глаза, просто и понятно для ребенка объясните, почему он виноват. По завершении разговора сделайте что-то приятное, похлопайте сына по плечу или поцелуйте дочку в щечку.
Дети не должны забывать, что вы их не только воспитываете, но еще и любите. Таким образом наказание будет выглядеть воспитательной, а не карательной мерой. Еще один способ - установить с ребенком визуальный контакт, а уже потом попросить в шутливой форме повторить, что вы ему сказали или спросить, как он понял вашу просьбу. Вывод - убедитесь, что ребенок вас слушает, и только потом обращайтесь к нему с просьбами. Когда пытаетесь объяснить ребенку, что необходимо сделать то-то и то- то, мотивируйте свои слова тем, для чего это необходимо сделать. Используйте заманчивые предложения. Скажем, когда сын долго одевается, скажите ему, что если он сейчас не оденется быстро, вы не успеете в зоопарк, его закроют, и вы не увидите интересных животных. А если родители что-то запрещают, в таком случает это надо делать без крика, объяснить, почему нельзя поступать так в данный момент. Скажите, например, что нельзя уходить далеко от мамы в магазине, иначе можно заблудиться. Всегда будьте честны с ребенком, предлагайте то, что реально сможете обеспечить, давайте ему иллюзию выбора. Например, перед обедом предложите ему следующее: "с чем ты хочешь котлету - с рисом или гречневой кашей?". И та и другая каша полезна, но при этом у ребенка появляется возможность выбора, он чувствует, что его решение зависит от него самого. Ребенка надо учить тому, чтобы он ценил и уважал ваше время. Когда у вас появилось срочное неотложное дело, просто попросите дочь о том, чтобы она поиграла самостоятельно, и не шумела. Объясните, что когда вы доделаете неотложное дело, вы сможете поиграть вместе. Дочка послушает вас, тихонько посидит и останется довольна тем, что выполнила вашу просьбу, а если вы ее еще и похвалите, она будет просто счастлива. Если впереди у вас серьезный и долгий разговор с дочерью или сыном, сначала устраните все, что может вас отвлечь, закончите свои домашние дела, выключите телевизор или компьютер. Вам обоим необходимо сконцентрироваться на предмете беседы, только в этом случае ваш диалог будет продуктивным. О серьезных вещах не говорят как бы «между прочим». В общении с ребенком всегда предпочтительнее не приказывать, а просить. Приказ подчеркивает неравенство двух собеседников, а с детьми надо общаться на равных. Не забывайте также, что приказ подразумевает беспрекословное подчинение, а задача воспитания не в том, чтобы подчинить ребенка вашей воле, а в том, чтобы он сам во всем разобрался и принял на себя ответственность за свои поступки. Выражайте свои требования так, чтобы у ребенка появилось чувство ответственности.

Многие родители должны кричать, чтобы их услышали… А если попробовать взаимодействовать более спокойно? Советы детских психиатров.

Понять желание вашего ребенка

Протест является частью нормального развития каждого ребенка. Он будет постоянно проверять родителей на прочность и выводить из равновесия. Ребенок учится на основании запретов своего отца или матери. Следовательно, он быстро выучивает эти запреты, которые обеспечивают его благополучие и безопасность. Ребенок сопротивляется запрету, отказывается следовать ему, но заканчивает тем, что принимает правило, установленное его родителями.

Полезно повторять много раз одни и те же правила, чтобы ребенок их действительно запомнил. Также важно не уступать, иначе малыш поймет, каковы слабости родителя и сможет легко доводить его до белого каления.

  • Расшифровка криков ребенка

Так, если он упорствует в своем неподчинении, возможно, он передает скрытое сообщение: «если поведение не меняется, несмотря на ваши многочисленные крики, наказания и объяснения, значит, вы не поняли, в чем заключается для меня польза от такого поведения, гораздо более сильная, чем все ваши выговоры». Например, если младший ребенок часто кричит, огрызается и оттягивает на себя все внимание в ущерб братьям и сестрам, значит, он пытается завоевать особое место в семье.

  • Необходимость правил

Несмотря на то, что все нормальные родители всегда любили радовать своих детей, необходимо устанавливать границы. Родителям не нужно казнить себя за то, что они наказывают ребенка, это важно для его будущего. Одна из задач родителей - по возможности мягко дать ребенку представление о принципе реального мира: нельзя делать все, что хочется, когда хочется. Ребенок не только удовлетворяет свое сиюминутное желание, но и старается нарушить границы, выйти за рамки. Родитель поддерживает ребенка, воспитывая в нем способность переносить фрустрацию, порождаемую реальностью.

Лучшая коммуникация

Родительский гнев зачастую выражается неясными, бессвязными, противоречивыми словами. Для того, чтобы ребенок понял, что обозначенное правило не обсуждается, достаточно следовать нескольким принципам:

  • фраза должна быть короткой, императивной; сложность речи должна соотноситься с возрастом ребенка;
  • необходимо говорить ясно и отчетливо, не срываясь на крик;
  • следует избегать условного наклонения: оно провоцирует пререкания;
  • важно смотреть друг на друга: ребенок поймет смысл тревог и переживаний, видя их в глазах родителя;
  • нужно убедиться в том, что ребенок внимательно слушает: сделать так, чтобы он прервал свои занятия и следить за его реакцией;
  • нет никакого смысла в произнесении разрозненной смеси никак между собой не связанных доводов: педагогическое значение теряется в таком процессе;
  • если ребенок ведет себя хорошо, похвала и поощрение со стороны родителей помогут ему справиться с фрустрацией и не требовать немедленного осуществления своих желаний.

Ребенок не слушает: что делать?

Если родители не решаются или не умеют обозначать четкие правила, поможет система из четырех этапов: сообщение, повторение, предупреждение, наказание.

Прежде всего, необходимо четко произнести правило, используя простые и понятные слова: «Леша, выключай приставку, ты уже достаточно поиграл» . Если ребенок выполнил требование, нужно обязательно похвалить его за то, что он послушался.

Если ребенок продолжает играть, стоит повторить сказанное, не меняя сути: «Леша, я попросила тебя выключить приставку». Если в этом случае ребенок послушается, его также нужно похвалить.

Затем нужно рассказать ребенку о том, что будет, если он не послушается: «Леша, если ты не выключишь приставку, я выключу ее сама, и завтра твои друзья не придут к нам на обед».

Если и этого оказывается не достаточно, остается выполнить обещанное.

В случае, если ребенок провоцирует родителей, лучшей реакцией будет игнорирование его поведения. Для того, чтобы провокация состоялась, необходим провоцируемый. Родителям нужно стараться не быть таковыми. Для этого можно уйти туда, куда ребенку ходить нельзя, и ждать, пока буря утихнет. Поведение ребенка вскоре улучшится.

Какими должны быть наказания

Большинство родителей только пугают наказанием, но не наказывают. Однако именно от этого зависит, будут ли дети следовать правилам и уважать родителей. Одних угроз недостаточно, потому что они быстро становятся привычными, «стираются». Если угрозы не осуществляются, они теряют свой эффект.

Для того, чтобы наказание было действительно эффективным, оно должно быть правильно сформулированным. Предпочтительны наказания в ближайшем будущем: сокращение времени игры, прогулки. Также наказание должно быть пропорционально провинности ребенка. У каждого должна быть своя «мера тяжести» наказаний. Не стоит одинаково наказывать ребенка за то, что он хотел подольше посмотреть телевизор и за то, что он ударил родителя. Видя градуированную систему наказаний, ребенок поймет, что существует разница между разными видами нежелательного поведения.

Эти правила и наказания позволят дать ребенку ориентиры. Впрочем, принципы, которые применяются в воспитании ребенка, не должны мешать его любить.


Дочь или сын опять балуются, а все попытки заставить их делать то, что нужно безрезультатны? Переходите к другой тактике.

Порой родителям трудно понять, почему вдруг послушный до сегодняшнего дня ребенок перестает делать то, о чем просят родители.Как научить ребенка слушаться родителей с перового раза, чтобы не прибегать к повышению голоса, наказаниям и другим методам воздействия? Психологи и педагоги рекомендуют начать с себя, ведь малыши часто копируют маму и папу, считая их поведение идеальным.

Каким должен быть подход к воспитанию

Когда сын или дочь вдруг категорически отказывается уходить с прогулки домой, не желает убирать за собой игрушки – первой ответной реакцией мамы и папы в большинстве случаев является раздражение и возмущение, что малыш так повел себя.

Другое дело, если родители проявят каплю фантазии и придумают интересное занятие дома, которое позволит без слез увезти детку с прогулки, или, например, устроят соревнования по сбору игрушек, кто быстрее это сделает! Безусловно ребенок с удовольствием примет ваши правила игры и возможный конфликт будет урегулирован.

Дело в том, что на определенном этапе детского взросления родителям важно понять — ребенок становится самостоятельной личностью, начинает отделяться от мамы и уже не просто выполняет все, что ему говорят, а начинает проявлять характер, высказывает собственное мнение и решает, что ему хочется делать, а чего нет. Для того чтобы ребенок слушался собственных родителей необходимо следовать пяти простым правилам.

Дайте ребенку больше свободы

Чтобы научить ребенка слушаться, постарайтесь минимизировать ограничения, иногда получается, что ребенку слишком часто говорят «нет»! Запретов не должно быть много, понятно, что нельзя разрешать ребенку совать руки в огонь, высовываться в открытое окно и переходить дорогу самостоятельно, но ведь пробежать по луже, поиграть с палкой во дворе, нарисовать у себя на руке фломастером, просто посидеть на асфальте – это можно разрешить!

Делая подобные вещи, юный человечек изучает удивительный мир вокруг, как он поймет, какой на ощупь асфальт, если не потрогает и не посидит на нем несколько минут, как узнает на сколько лужа может быть мокрой, глубокой и грязной, если не пройдет по ней хоть раз в жизни?

Разрешите своему ребенку больше двигаться, бегать, прыгать, кричать во время прогулки, снимите часть запретов, которые не так уж и важны, тогда в большинстве случаев ребенок будет прислушиваться к вам, слышать и выполнять ваши просьбы.

Контролируйте собственные эмоции

Если вы хотите, чтобы ребенок не кричал, когда у него что-то не получается, прекратил швыряться предметами в случае неудач и не кидался на сверстников с кулаками, начните анализ ситуации со всех членов вашей семьи. Действительно, как можно требовать от ребенка адекватное поведение, если сами родители не стесняются в выражениях и привыкли выяснять отношения на повышенных тонах?

Как часто мамы сетуют, что дочь или сын понимает их только тогда, когда они кричат, на самом деле это очень печально. Получается, что ребенок так часто слышал окрики от родителей, что привык реагировать только на них, а от нормального тона беседы отвык. Чтобы научить ребенка слушаться с первого раза, не доводить общение до такого состояния, учите ребенка с малых лет разговаривать спокойным голосом, не крича друг на друга.

Хотите послушания и адекватного детского поведения, тогда начните с себя, старайтесь быть хорошим примером для собственного ребенка. Уважительно разговаривайте с мужем, своими родителями, родственниками. Сдерживайтесь в очереди в магазине и не срывайтесь на соседей.

Уделите время играм

Играя с сыном или дочерью в различные ролевые игры, вы сможете понять, что происходит у ребенка в душе, если его беспокоят проблемы в садике или он чего-то боится, то это может быть показано в игре с любимыми сказочными героями.

Часто детское непослушание в возрасте 3-5 лет является проявлением того, что малыша что-то действительно беспокоит и с помощью игрушек также можно инсценировать решение проблемы. Этот прием часто используют психологи, но ведь вы гораздо ближе своему чаду, поэтому тоже сможете помочь ему. Не забывайте о , которые также требуют тонкого подхода.

Запаситесь ангельским терпением

Если вы решили ступить на путь исправления и не наказывать ребенка за непослушание жесткими методами, а постараетесь вести долгие разъяснительные беседы, объяснять, как можно себя вести, а как нет – запаситесь терпением. Изменения в поведении безусловно произойдут, но не сразу, а через некоторое время.

Когда сын и дочь поверят в вашу искренность, поймут, что за любое непослушание не получают сразу по попе, а с ними общаются, как со взрослым, то они станут постепенно вести себя менее агрессивно и пойдут навстречу родителям.

Займите ребенка интересными занятиями

Большинство детей начинают себя плохо вести и не слушаться родителей от безделья, когда им просто нечем заняться. На случай, когда вы сами не можете поиграть с малышом заранее подготовьте 10-20 идей о том, что можно предложить скучающему сыну или дочке.

Сейчас в детских магазинах предлагают огромное число товаров для детского творчества, запаситесь интересными вариантами, может это будет набор по созданию красивой картинки, аппликация, поделка из , выберете то, что действительно может заинтересовать именно вашего ребенка.

Сложите все покупки в пакет и спрячьте подальше от ребенка и в момент, когда он начнет изнывать от скуки и вредничать, предложите ему набор для творчества, тогда и ребенок окажется при деле, и родители смогут продолжить заниматься своими делами. Дополнительно изучите, чтобы нейтрализовать эту проблему. , которое по силам осилить малышу.

Будьте последовательны в действиях

Если вы что-то категорически запрещаете, то необходимо соблюдать этот запрет всегда, например, в случае, когда вы говорите, что сейчас пора ложиться спать – укладывайте ребенка в кроватку незамедлительно. Не допускайте, чтобы ваши слова расходились с действиями на деле. Ведь, как только ребенок поймет, что мама говорит одно, а делает другое, он сделает вывод, что не стоит всерьез относиться к словам родителей.

В следующий раз, когда малыш не пожелает слушаться маму и начнет истерику, он будет убежден, что своим поведением сможет добиться того, чего он хочет. Постарайтесь быть последовательными в воспитании и следить за тем, чтобы слова не расходились с делом.

Не забывайте хвалить и ценить

Отругать свое чадо может любой родитель, а вот отметить в нем что-то хорошее, похвалить за положительный поступок, может, к сожалению, не каждый взрослый. Заметьте, сколько раз в день вы ругаете ребенка, а сколько хвалите, по факту родители отмечают, что делают гораздо больше замечаний, чем говорят добрых слов в течении дня. Пришло время исправиться и начать замечать у своего ребенка больше положительных сторон.

Родителям важно понять, что ребенок с возрастом становится самостоятельной личностью, и он вправе не слушаться, но именно взрослые способны в мягкой форме решать все конфликты и договариваться, делать так, чтобы ребенок слушал вас, а вы понимали его и считались с его мнением. Еще больше полезных советов ищите в разделе нашего сайта.

Многие поколения родителей задаются извечным вопросом: что делать, если ребенок не слушается? Лучше всего на этот вопрос ответил русский педагог Макаренко А.С. В данной статье приведен отрывок из его книги «Лекции о воспитании детей» , впервые изданной в 1940 году, но актуальной до сих пор.

Для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает Вашего сына или Вашу дочь.

Многие случаи дурного поведения детей, а тем более многие явления детской распущенности не имели бы места, если бы родители ближе знакомились с товарищами сына, с родителями этих товарищей, смотрели иногда на игру детей, даже приняли в ней участие, вместе с ними совершили бы прогулку, пошли в кино, в цирк и т. д.


Чрезвычайно важным является вопрос о форме режимных отношений между родителями и детьми. В этой области можно встретить самые разнообразные преувеличения и загибы, приносящие большой вред воспитанию. Некоторые злоупотребляют уговорами, другие - разными разъяснительными беседами, третьи злоупотребляют лаской, четвертые - приказом, пятые - поощрениями, шестые - наказаниями, седьмые - уступчивостью, восьмые - твердостью.

В течение семейной жизни, конечно, много бывает случаев, когда уместна и ласка, и беседа, и твердость, и даже уступчивость. Но там, где дело касается режима, все эти формы должны уступить место одной главной, и эта единственная и лучшая форма - распоряжение.

Родители не должны думать, что деловой тон противоречит любовному чувству отца или матери, что он может привести к сухости отношений, к их холодности. Мы утверждаем, что только настоящий, серьезный деловой тон может создать ту спокойную атмосферу в семье, которая необходима и для правильного воспитания детей, и для развития взаимного уважения и любви между членами семьи.

Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно.

Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но, когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у Вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения.

Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года. Дело это совсем нетрудное.

Нужно только следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:


1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением,

Но оно не должно быть похоже и на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него

Слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить

Здравому смыслу.

4. Оно не должно противоречить другому распоряжению Вашему или

Другого родителя.

Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено.

Очень плохо, если Вы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении. В семье, как и во всяком другом деле, необходимы постоянный, неусыпный контроль и проверка. Конечно, родители должны стараться производить этот контроль большей частью незаметно для ребенка; ребенок вообще не должен сомневаться в том, что распоряжение должно быть выполнено. Но иногда, когда ребенку поручается более сложное дело, в котором большое значение имеет качество выполнения, вполне уместен и открытый контроль.

Как поступить, если ребенок не выполнил распоряжения? Надо прежде всего стараться, чтобы такого случая не было. Но если уж так случилось, что ребенок в первый раз не послушался Вас, следует повторить распоряжение, но уже в более официальном, более холодном тоне, приблизительно так: «Я тебе сказал сделать так, а ты не сделал. Немедленно сделай, и чтобы больше таких случаев не было».

Давая такое повторное распоряжение и обязательно добиваясь его выполнения, нужно в то же время присмотреться и задуматься, почему в данном случае возникло сопротивление Вашему распоряжению. Вы обязательно увидите, что в чем-то Вы сами были виноваты, что-то сделали неправильно, что-либо упустили из виду. Постарайтесь избегать таких ошибок.


Самое важное в этой области - следить, чтобы у детей не накоплялся опыт непослушания, чтобы не нарушался семейный режим. Очень плохо, если Вы допустили такой опыт, если Вы позволили детям смотреть на Ваши распоряжения как на нечто необязательное.

Если Вы этого не допустите с самого начала, Вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказаниям. Если режим развивается правильно с самого начала, если родители внимательно следят за его развитием, наказания не будут нужны. В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь семейного воспитания.

Но бывают семьи, где воспитание настолько уже запущено, что без наказаний обойтись нельзя. В таком случае родители прибегают к наказаниям обычно очень неумело и часто больше портят дело, чем поправляют.

Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Поэтому мы рекомендуем родителям по возможности избегать применения наказаний, а стараться прежде всего восстановить правильный режим. Для этого, конечно, потребуется много времени, но нужно быть терпеливым и спокойно ожидать результатов.

В самом крайнем случае можно допустить некоторые виды наказаний, а именно: задержка удовольствия или развлечения (если было назначено посещение кино или цирка, отложить его); задержка карманных денег, если они выдаются; запрещение выхода к товарищам.

Еще раз обращаем внимание родителей, что сами по себе наказания не принесут никакой пользы, если нет правильного режима. А если есть правильный режим, свободно можно обойтись без наказаний, нужно только больше терпения. Во всяком случае, в семейном быту гораздо важнее и полезнее наладить правильный опыт, чем исправлять неправильный.


Точно так же нужно быть осторожным и с поощрением. Никогда не нужно объявлять вперед какие-либо премии или награды. Лучше всего ограничиться простой похвалой и одобрением. Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды.

И еще несколько советов.

1. Прося ребенка что-то сделать, никогда не прибегайте к помощи посторонних, говоря: "Не будешь слушаться, бабайка придет! Я все бабушке расскажу! Папа придет и накажет!" Произнося такие слова, Вы тем самым расписывайтесь в собственной неполноценности и подрываете свой авторитет.

Приучайте ребенка к тому, что, если Вы что-то говорите, Ваше слово весомо, и с Вами нужно считаться. А для этого всегда будьте последовательны в своих словах: поставили ребенку условие, обещали что-то - сделали. И не важно, что это мелочь, а Вы устали на работе или у Вас появились неотложные дела.

Помните: если Вы не будете держать свое слово, ребенок рано или поздно перестанет Вам верить на слово, перестанет считать Вас авторитетом и, как следствие, перестанет Вас слушаться.

2. Очень часто бывает так, что ребенок (не важно маленький или большой) настолько увлечен игрой или другой какой-то деятельностью, что ему психологически сложно быстро прервать свое занятие. Если взрослый в этот момент начнет заставлять его сделать что-то другое, ребенок воспритивится и начнет конфликтовать.

Чтобы этого не произошло, нужно постепенно подводить малыша к смене деятельности: "Еще полчаса поиграй, а потом мы пойдем в магазин." Через некоторое время нужно еще раз напомнить: "Осталось 15 минут,... 5 минут." Т.о. когда придет время идти в магазин, ребенок будет психологически готов к этому.

3. Еще одна распространенная проблема воспитания - недопонимание из-за общих фраз.

Многие взрослые используют в воспитании общие фразы типа "Веди себя хорошо". И это большая ошибка. Зачастую дети даже не догадываются, что от них хотят, и вкладывают в эти слова свой смысл.

Поэтому когда мама просит "вести себя хорошо", ребенок так и делает: прыгает и веселиться. Ведь это "хорошо" с точки зрения ребенка. Но стоит только сказать: "Пройди по корридору тихо, не спеша, по правой стороне ", - и ребенок сразу сделает то, что Вы просите.