Домой / Для брюнеток / НОД по ознакомлению с окружающим, тема: «Мексика. Конспект НОД по "Ознакомлению детей с окружающим миром" в средней группе Материал к занятию

НОД по ознакомлению с окружающим, тема: «Мексика. Конспект НОД по "Ознакомлению детей с окружающим миром" в средней группе Материал к занятию

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением: «Моя семья» (гендерное воспитание) (с применением ИКТ)

Цели: дать детям представления о семье, о роли каждого члена семьи, формировать навыки гендерного воспитания.
Задачи: формировать классификационные представления на примере предметов, относящихся к мужчинам и женщинам, умение их выбирать и называть; развивать диалогическую речь, конструктивные способности, мелкую моторику руки и пальцев; воспитывать желание играть в совместные игры; активизировать словарь детей выражениями.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением мужчин и женщин; разучивание стихов и песен о папе, маме и др. членах семьи; рассматривание предметов, принадлежащих мужчинам и женщинам; игры со строительным материалом; разучивание физкультминутки: «Семейная зарядка»; разучивание пальчиковой игры: «Семья».
Материалы: портреты папы и мамы, иллюстрации с домашними занятиями папы и мамы, предметы для мамы и папы.
Методические приемы: пальчиковая игра, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра, подвижная игра.

1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Сегодня у нас очень интересное занятие, а о чем давайте отгадаем:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)
Ребята, каждый из вас живет в своей семье. А что же такое семья?
Дети отвечают.

2. Загадки про членов семьи.

Воспитатель: а теперь давайте отгадаем, кто есть в наших семьях:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша… (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый… (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка).
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш… (дед).
Кто веселый карапузик -
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка -
Это младший мой… (братишка).
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая… (сестренка)
Отгадывание загадок сопровождается картинками на презентации: мамы, папы, бабушки, дедушки, братика, сестренки, тети, дяди.

3. Пальчиковая игра «Семья».

Воспитатель: А теперь загибаем пальчики по порядку:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик - я.
Это вся моя семья.

4. Рассматривание иллюстраций «домашние занятия… »

Воспитатель: Каждый член семьи имеет свои обязанности. Что делает папа в вашей семье? Дети отвечают.
Воспитатель выставляет на электронной доске иллюстрации: домашние занятия пап.
Воспитатель: ребята, а что делает мама в вашей семье? Дети отвечают.
Воспитатель выставляет на электронной доске иллюстрации: домашние занятия мам.

5. Электронная дидактическая игра «Мамины и папины помощники».

Воспитатель: Вы должны разобрать предметы, которыми пользуется мама или папа.


6. Физкультминутка:
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Утром делаем зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо- влево,
Делает мой братик Сева.
Но, а я бегу трусцой и качаю головой.

7. Беседа по иллюстрациям на доске «Семейные традиции».

Дети рассматривают иллюстрации, воспитатель рассказывает о семейных традициях.

8.Дети рисуют семью.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать ваши семьи или любимое занятие вашей семьи.

9.Заключительное слово воспитателя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о семье, и в заключение занятия я бы хотела вам прочитать стихотворение о семье:
Семья- это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это труд, друг о друге забота,
Семья-это много домашней работы. (Автор М. Лангер)

Организация: МДОУ «Детский сад№1 «Сказка»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, Пгт Советский

Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных операций.

1) Развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов.

2) Совершенствовать умение группировать предметы пот определённым признакам.

3) Развивать умение сравнивать предметы по трём и более признакам.

4) Формировать умение следовать по инструкции, а так же действовать по аналогии.

5) Развивать образное мышление, воображение, зрительное внимание, память.

6) Воспитывать гуманное отношение к пожилым людям.

Материалы и оборудование:

Демонстрационные карты-таблицы к игре «Найди девятый» (4 шт.); витрины магазинов; вывески с названиями отделов (4 шт.); карты с изображениями одежды, продуктов, цветов, рабочих инструментов, мебели, обуви; товары бытовой химии, игрушки, в том числе резиновые и меховые медведи, пакет с ручками, конфеты двух – трёх сортов, обувь, фрукты, овощи, другие продукты, записка, плакат к игре в ассоциации, стулья по количеству детей, стол, маркер, покрывала/накидки для витрин(4 шт.)

Орг. момент

В: Ребята, давайте поприветствуем гостей и начнём наше занятие.

Вводная часть

В: Ребята, послушайте и отгадайте загадку

Нужно хлеба нам купить

Иль подарок подарить –

Сумку мы скорей берём

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в … (магазин).

В: Ребята, я предлагаю нам сегодня отправиться в магазин за конфетами! Хотите? (заходит старушка)

Старушка: Ой, ребята, подождите, пожалуйста! Я слышала, что вы хотите отправиться в магазин? Не могли бы вы купить моей любимой внучке подарок и ещё кое что? У неё скоро День Рождения, а я приболела, идти сама не могу. Вот вам пакет, загляните в него и узнаете, что нужно купить. Спасибо за помощь.

В: Хорошо, мы купим, всё, что нужно. Выручим бабушку, правда, ребята? (бабушка уходит, а мы садимся на стульчики)

Основная часть

Вступительная беседа

В: Ребята, а, что можно купить в магазинах? (хлеб, мыло, сметану, торт, шапку, мячик, рис, бананы, диван, и др.).

В: Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что угодно. Магазины бывают разных видов, в зависимости от того, что в них продаётся

Игра «Назови одним словом» (на развитие обобщения)

В: Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый));

Куртка, носки, платье - что это всё? (одежда). Значит, какой магазин, если в нём продаётся одежда? (магазин одежды). Какая ещё одежда в нём может продаваться? (дети перечисляют)

Диван, кровать, стол – одним словом….?(мебель);… (мебельный). Какая ещё мебель в нём может продаваться? (перечисляют)

Сапоги, валенки, ботинки -….?(обувь);… (обувной) Какая ещё обувь в нём может продаваться?

Молоток, топор, плоскозубцы -…? (рабочие инструменты)…(магазин рабочих инструментов)…

Орхидея, роза, декабрист-…? (цветы)… (цветочный)…

В: Ребята, давайте заглянем в пакет за списком товаров, которых нужно купить бабушке (вытаскиваю 4 таблицы с запиской).

Игра «Найди девятый»(на развитие логического мышления, аналогии)

В: (читаем записку) «Купите мне то, что должно быть в пустой клеточке» …(разгадываем: мыло, сандалии, яблоки, мягкого мишку). Здесь ещё написано: «Они должны быть: 10-го размера, туалетное детское, меховой бурый, зелёные 3 штуки»

В: Нам с вами ещё нужно купить конфет (напоминаю). Вот бы нам всё это купить сразу в одном месте. Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и игрушки, и моющие средства? (супермаркет). Правильно, и он как раз перед нами, а в нём разные отделы. Этот супермаркет необычный. В нём всё покупают не за деньги, а за загадки. Вот придумаем загадку про ту вещь, которая нам нужна и получим её. Давайте подойдём. (Подходим к первому отделу), (все витрины прикрыты)

В: читаю вывеску: отдел « Ч и с т ю л я ». Как вы думаете, ребята, что продаётся в этом отделе? (моющие средства или бытовая химия). (открываю витрину).

Игра «Что лишнее»

В: Как вы думаете, чего не должно продаваться в этом отделе? (дети находят 2 лишних предмета: банан, сланцы). Правильно! Наверное, продавец что–то перепутал. Что нам здесь нужно взять?(мыло туалетное детское) Давайте придумаем загадку про мыло (гладкое да не стекло, пенится да не шампунь) (берём с витрины мыло и подходим к следующему отделу).

В: читаем вывеску: отдел « К а б л у ч о к ». Как вы думаете, ребята, что мы можем купить в этом отделе? Скажем одним словом… (обувь). (рассматриваю обувь и преднамеренно некоторые пары меняю местами)

Игра «Что изменилось»? (на развитие зрительного внимания)

В: Ребята, вы помните, где стояла эта обувь? Ведь в магазине нужно ставить всё на свои места. (дети меняют местами, как было). Маша, напомни, пожалуйста, что нам здесь нужно было купить? (сандалии 10-го размера) Придумаем загадку про сандалии (носят на ногах да не туфли, в них ходят в помещении да не тапочки).(берём сандалии, идём дальше).

В: Часть покупок мы уже с вами сделали, немного отвлечёмся

Физкультминутка

Мы пойдём с тобой

В магазин обувной.

Купим чешки для зарядки,

Сапоги, - копать чтоб грядки,

Валенки – не замерзать,

Туфли, чтобы танцевать.

В: Пошлите дальше за покупками.(читаем вывеску) отдел « С ы т ы й ж и - в о т и к ». Что здесь можно купить, ребята?(продукты) . Что нам нужно здесь купить?(яблоки зелёные 3 штуки, конфеты по 10 штук каждого сорта). Конечно, (удивлённо) но только здесь, почему-то, всё перепутано,- наверное, это сделал какой-то рассеянный покупатель. Давайте мы разложим всё по своим местам.

Игра « Овощи, фрукты, конфеты» (на развитие классификации)

В: Девочки разложат овощи и фрукты, а мальчики – конфеты и печенье по контейнерам. Придумаем загадки про конфеты и про яблоки(берём яблоки и конфеты).

Игра «ассоциации»

В: ребята, а откуда продукты попадают в магазин? (…) Давайте нарисуем линию от продукта к тому месту, откуда он появляется

Раскладываю на стол плакат-таблицу:

Молоко – корова

Семечки – подсолнух

Хлеб – колоски

Банан – пальмы

Грибы – лес

Яйца – курица

Морковь – грядка

Яблоко - яблоня

В: читаем название отдела: отдел « Л у н т и к » . Что здесь может продаваться, ребята?(игрушки) (открываю) Кого нам здесь нужно купить?(мягкую игрушку - мишку). Сколько здесь медведей, Кирилл? (здесь три медведя). Они все разные или одинаковые?(разные)

Игра «Сравни медведей»

В: Чем похожи медведи?(цветом) А чем они отличаются?(размером, материалом: резиновый и меховые). Выбираем одного медведя. Складываем в пакет.

В: Вот, кажется, мы сделали с вами все покупки, отнесём их старушке чуть позже (после занятия).

Ребята, куда мы сегодня с вами ходили?

Что покупали? По чьей просьбе?

В каких отделах магазина побывали?

В каком отделе вам понравилось больше всего?

Угощайтесь конфетами

Список используемой литературы:

1 .Зак А. «Путешествие в сообразилию или как помочь ребенку быть смышленым» (игры интеллектуальные, игры на поиск преобразований и закономерностей, М., «Перспектива», 1993.

2. Севостьянова Е. О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М., «Сфера», 2008

3. Большая книга логических игр/ Г.П.Шалаева. – М.: АСТ:СЛОВО,2011.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Найхин», Нанайского муниципального района, Хабаровского края

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему

«Культура и традиции разных народов»

Зенкова Алёна Викторовна,

воспитатель, инструктор

по физической культуре

2017г.

Тема «Культура и традиции разных народов»

образовательная область «Познание», ознакомление с окружающим.

Цель: формирование первоначальных представлений о традициях, обычаях и образе жизни нанайцев, эскимосов и африканцев.

Задачи:

    Познакомить детей с традициями народов разных континентов.

    Закрепить знания детей с их малой родиной.

    Развивать у детей эмоциональный подход, творческие и познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие .

Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы (народные сказания о духах, о предках; национальные сказки «Айога», «Жадный Канчуга» «Пудин» «Ворон и заяц»).

    Беседы, ситуативные разговоры (Традиции и культура нанайцев, эскимосов, африканцев, цель знакомство с культурой и традициями трех народов,)

    Игры (национальные игры подвижные, малоподвижные, пантомимы)

    Прослушивание музыкальных произведений (нанайские, эскимосские, африканские народные напевы, мелодии).

Оборудование:

Проектор, ширма, музыкальный центр, подбор музыки к занятию, презентация. Национальные костюмы (нанайский халат, парка, унты, очки для езды на оленях, собаках, африканский костюм). Мини музей (модели жилищ трех народов, традиционное шитье, кукла в национальной одежде, «Там-там, нарты для езды на собаках).

Ход занятия

Организационный момент ( Вводная часть ):

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много нового, волшебного, увлекательного и интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

К нам пришли гости, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, а теперь присаживайтесь на стульчики.

На Земле много чудесных стран, где живут люди разных народов, с разным цветом кожи, глаз. У каждого народа есть свои традиции.

А как вы понимаете слово «традиция»?

Дети: Это значит, из поколения в поколение передаются порядки, привычки, памятные вещи, обычаи .

Воспитатель:

Традиция - это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье?

Дети: Мы отмечаем день рождения, Новый год, вместе проводим выходные. 8 марта, День защитника отечества. Дарим подарки. Храним фотографии.

Воспитатель:

Да ребята, вы совершенно правы, это и есть традиции. Вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель:

Тогда давайте отправимся с вами в далекое прошлое трёх народов. Вы увидите, что они очень разные, но в тоже время у этих народов много общего. И так, в путь!

Основная часть

Ребята, скажите мне, пожалуйста, в как называется район, в котором мы живем?

Дети: Нанайский.

Воспитатель:

А как вы думаете, почему он так называется?

Дети: Потому что здесь живут Нанайцы. Они местные жители. Мы живем и дружим с ними.

Воспитатель:

Совершенно правильно, какие, вы, молодцы. Нанай - это человек земли, так называли они себя когда - то. Издавна нанайцы живут по берегам Амура и его притоков.

(Звучит мелодия «Нанайская флейта»)

Воспитатель надевает национальный нанайский халат.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, что на мне надето?

Дети: Халат с красивым узором. Нанайский национальный халат. Очень красивый наряд.

Воспитатель:

Правильно, это национальный халат, который носили женщины очень давно, а сейчас носят такие наряды?

Дети: Нет, потому что сейчас много другой современной одежды. Мамы покупают нам платья, куртки, брюки.

Воспитатель:

Давайте посмотрим на экран.

Слайд № 1, 2. Одежда нанайцев

Воспитатель:

Мужчины тоже когда – то носили красивую одежду. Давайте сравним мой халат и то, что надето на мужчинах (рассматривание картинок, обсуждение детей).

Воспитатель:

Мужчины обрабатывали металл, дерево и рыбьи кости, а женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, плели корзины и циновки.

(подводит детей к столу, на котором лежат различные предметы с нанайским орнаментом, кукла в национальной одежде)

А теперь давайте подойдем к столу, что вы видите? (ответы детей, рассматривание предметов).

Воспитатель: (подходя к другому столу, воспитатель обращает внимание детей на модели жилища).

Дети, посмотрите, что это за сооружения, как вы думаете, для чего их строили нанайцы?

Дети: Это их жилища. Они сделаны из кожи животных и палок.

Воспитатель:

Да, это жилище называется «Айонга» - это летнее жилище. Давайте сравним с вами, чем отличается летнее жилище от зимнего. Внимание на экран.

Слайд № 3. Жилища нанайцев.

Воспитатель:

Посмотрите, это зимнее сооружение называется «Серома», а вот «Айонга». Чем они отличаются?

Дети: Серома сделана из досок и бревен, крыша сделана из сухой травы, а Айонга – из жердей и шкур животных.

А ещё они отличаются формой. Летнее жилище похоже на конус, а зимнее треугольное.

Слайд № 4. Традиции.

Воспитатель:

Молодцы, какие вы внимательные. Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд. Что изображено на нем?

Дети: Люди, в национальных костюмах. Один держит сеть с рыбой. Другой держит лук.

Воспитатель:

А для чего им эти инструменты?

Дети: Для того, чтобы охотиться. А сеть – ловить рыбу.

Воспитатель:

Правильно. Основные традиционные занятия нанайцев - рыболовство и охота. Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой. Охотились стрельбой из лука. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах, разводили ездовых собак.

Слайд № 5. Танцы.

Нанайцы, так же как и мы любят праздники с развлечениями и танцами. Хотите поиграть в игру, которая называется « !- Перетягивание палки».

Описание игры: дети разбиваются на пары; садятся, опираются пятками друг в друга, берутся за палку двумя руками. По команде воспитателя «Ге» начинают перетягивать палку, побеждает тот, кто перетянул соперника на свою сторону.

Воспитатель: (во время игры воспитатель одевается в костюм эскимоса)

Молодцы, хорошо размялись, пора нам двигаться дальше. Сейчас мы отправимся в более суровые условия (имитирует, что замерз ) на Аляску, вы знаете, кто живет на Аляске? Давайте посмотрим.

(Звучит мелодия эскимосов, педагог одевает на себя парку с меховым капюшоном, очки, унты, демонстрирует детям костюм эскимосов)

Слайд № 6. Одежда эскимосов.

Воспитатель: Обратите внимание, как одеты все эти люди. Почему на них такая одежда, ка вы думаете?

Дети: Потому что мы на северном полюсе. Там всегда холодно. Здесь никогда не бывает лета.

Воспитатель:

Действительно, Аляска - самая северная страна Земли. Жители этой вечно холодной страны – Эскимосы. Обитая в самых суровых условиях, на протяжении тысячелетий они создали культуру, которая приспособилась к жестокому отношению со стороны природы. Видите, снежное жилище в виде купола, называется оно – Иглу. Жилище с каркасом из камней и китовой кости дважды обкладывали шкурами оленей. Вверху оставалось вытяжное отверстие. Зимой выстраивался подземный коридор для выхода.

(подводит детей к столу, где расставлены модели иглу, нарты)

Как называется это жилище? А сани? Для чего они нужны?

Дети: Жилище называется Иглу. Это нарты. Они нужны для передвижения на собаках.

Воспитатель:

Да, вы очень сообразительные. Посмотрите на слайд. Что вы видите?

Ответы детей.

Слайд № 7. Жилища эскимосов.

Воспитатель:

Ответьте мне на вопрос, чем жилища эскимосов отличаются от нанайских, если есть сходство, скажите какие?

Дети: У эскимосов дома сделаны из снега, а у нанайцев из бревен. Зимние дома не похожи, а летние похожи формой и тоже обтянуты шкурой животных.

Воспитатель:

Вы совершенно правы, ребята. А чем занимаются эскимосы? Посмотрите на экран.

Слайд № 8. Традиции эскимосов.

Дети: Они тоже как нанайцы занимаются рыбалкой и охотой на морских котиков. Разводят собак и оленей. Используют для езды.

Слайд № 9.

Воспитатель: Эскимосы охотились так же на китов, тюленей, моржей. Морская касатка считалась покровителем охотников в море. Ее изображение охотники всегда носили при себе. Как вы думаете, легко в таких суровых условиях добывать себе пищу?

Дети: Нет, потому что вода на севере ледяная и дуют сильные ветры .

Воспитатель: эскимосы, как и нанайцы, любят праздники и проводят их с танцами и играми. Давайте поиграем в игру « Гонка эскимосов на собаках»

Описание игры: Игроки разбиваются на несколько команд, в каждой команде должно быть от 4 до 6 человек.

В каждой команде выбирается «эскимос», а все остальные будут его «ездовыми собаками».

К санкам, в которых поедет «эскимос», привязывается несколько метровых веревок (по числу «ездовых собак»). «Упряжка» готова.

«Эскимос» сидит в санях, «лайки» (наперегонки с другими «упряжками») его везут. Какая же из «упряжек» быстрее достигнет финиша?

Прими к сведению «лайки», у которых «эскимос» свалился с саней, из игры выбывают.

Воспитатель:

Доплывем до Занзибара, поплутаем по Сахаре.

Погуляем с Гиппопо по широкой Лимпопо.

Звучит музыка «Чунга – чанга» воспитатель вместе с детьми исполняет танец.

Воспитатель:

Как здесь жарко! Ребята, что это за страна?

Дети: Это Африка!

Слайд № 10. Одежда африканцев.

Воспитатель:

Как вы догадались, что мы попали в Африку?

Дети: На картинке изображены африканцы, они тёмные. На них мало одежды. На вас африканская юбка.

Воспитатель:

Африка - самый жаркий континент мира. Здесь живут люди с тёмным цветом кожи. Одежда: набедренная повязка из обработанной коры дерева или ткани. Чаще всего из сухой травы и листьев деревьев. Кроме этого была распространена окраска тела. Обратите внимание, какие дома у африканцев, из чего они сделаны?

Слайд № 11. Жилища африканцев.

Обсуждение детей, сравнивание с жилищами выше указанных народов.

Воспитатель:

Аборигены Африки так же как нанайцы и эскимосы занимаются рыболовством и охотой. Что изображено на слайде?

Слайд № 12. Традиции

Обсуждение детей.

Воспитатель:

Только один день в году аборигены Мали имеют право ловить рыбу в священных водах озера Антого. Сотни «рыбаков» собираются на берегу и несколько часов возносят молитвы. Затем хватают корзины и бросаются в озеро. Каждый ловит для себя и тут нужно торопиться, ведь вся эта орава вычищает озеро от рыбы в считанные минуты! Посмотрите, Африканские дети тоже любят играть и украшать себя яркими предметами - перьями, лентами, бусами. Давайте поиграем в зулусскую народную игру «Мамба».

(Мамба – большая южно – африканская змея).

Описание игры: По считалке выбирается змея. Задача игры – не приближаться к мамбе. Игра начинается по сигналу. Змея пытается поймать игроков. Пойманный игрок становится сзади неё, образуя паровозик. За счёт новых пойманных игроков змея становится всё больше. Салить может только «голова» змеи, но «тело» может помогать ей, не пропуская игроков .

Заключительная часть

Игра - пантомима «Изобрази животное»

Описание игры: дети жестами и мимикой изображают сюжеты и животных.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель:

Итак, что нового мы сегодня узнали ? (Ответы детей).

А теперь нам пора прощаться, мне у вас очень понравилось, вы такие замечательные и умные ребята! Я надеюсь, что мы с вами еще встретимся и отправимся в другое путешествие. Спасибо вам большое, вы работали на славу!

До свидания!

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы, тема: «Мексика»

Цели:

Познакомить детей с характерными особенностями природы, культуры Мексики.
Совершенствовать навыки аппликации, лепки, ручного труда.
Развивать любознательность, память, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Глобус с наклейкой (легко снимающейся) на Мексике.
Карта.
Картинки: флаг Мексики, национальная одежда, тарантул, скунс, кактусы, атцтеки, чихуахуа.
Раскраски «Мексиканцы».
Видеозапись «Кукарача».
Разрезанный на пазлы флаг Мексики. Клеящие карандаши, бумага.
Зеленый пластилин, хвоя, пробки, стеки.
Пластиковые ложки, контейнеры из-под киндер-сюрприза, горох, цветная изолента, наклейки.

Ход занятия:

Крутите глобус! Найдите наклейку, которая укажет нам место путешествия. Снимаем наклейку, что же там за страна? Мексика. Отправляемся в путешествие - в Мексику!
Вас ждет много интересного! Вы узнаете, почему на флаге Мексике изображен орел, пожирающий змею. Узнаете об индейцах-ацтеках, о мексиканской одежде и кухне, о том, почему Мексику называют «землей кактусов». Познакомитесь с мохнатым пауком, невоспитанным скунсом и самой маленькой собачкой.

Показ страны на карте

Вот здесь, в Северной Америке находится страна Мексика. Ее столица - главный город Мехико - самый большой город в мире.

Раз мы с вами оказались в Мексике, давайте поприветствуем друг друга так, как это делают мексиканцы. Скажем друг другу "Ола"!

Взгляните на флаг Мексики.

Согласно легенде, бог Уицилопочтли предсказал индейцам-ацтекам, искавшим землю для проживания, что они должны найти орла, сидящего на каменистом месте на вершине кактуса и пожирающего змею. Когда они нашли этого орла, то обосновались там. Этот орёл и изображён посередине флага.

Аппликация-пазл «Мексиканский флаг»

Сложите пазлы так, чтобы получился целый флаг. Наклейте его.

Давным-давно в Мексике жили индейцы-ацтеки. Они были храбрыми воинами, носили на голове украшения из птичьих перьев, строили города. Правил народом император Монтесума. Когда король Испании услышал рассказ о правите столь богатого государства, то послал туда отряд под командованием Кортеса. И хотя, ацтеки дружески встретили и щедро одарили гостей, отряд Кортеса покорил народ ацтеков и уничтожил их государство.

Показ национального мексиканского костюма

Поглядите как выглядит одежда мексиканцев. Шляпа с широкими полями - сомбреро, короткий плащ или накидка - пончо. Вот эти раскраски с изображением мексиканцев вы сможете раскрасит дома. (Раздать раскраски)

Современные мексиканцы - очень веселый и гостеприимный народ. Они любят большие праздники с вкусными угощениями, танцами и весельем. В Мексике почти каждый день отмечается какой-нибудь праздник.

Сейчас мы сделаем маракасы - музыкальный инструмент и научимся танцевать «Кукарачу».

Ручной труд «Маракасы»

Между двух пластиковых ложек зажимается контейнер от киндер-сюрприза (со вложенными внутрь горошинами), перематывается цветной клейкой лентой, украшается наклейками.

Физминутка

Давайте потанцуем мексиканский танец «Кукарача». (Под музыку и видеоряд дети танцуют).

Мексику можно назвать «землей кактусов» (показ фото) - ведь в ее пустынях растут множество разных кактусов. Большинство покрыто колючками - так кактусы защищаются от животных, которые хотели бы ими полакомиться. Есть ядовитые кактусы. Есть и такие кактусы, которые люди едят с большим удовольствием.
Гигантская мексиканская пуйя (показ фото) живет долго, дольше чем человек. А цветет лишь один раз - покрывается сотнями маленьких цветочков (показ фото) и умирает. Такое удивительное растение. А высотой бывает с двухэтажный дом.

Лепка «Кактус»

Из зеленого пластилина дети лепят кактус, стеками надрезают полоски, зубочисткой делают точки-углубления, втыкают колючки - нарезанные и высушенные иголки сосны или ели. Кактус сажают - помещают в крышку от бутылки.

Множество продуктов пришли к нам из Мексики - томаты (помидоры), арахис, стручковый перец. А шоколад впервые появился благодаря ацтекам. Одно из самых любимых блюд мексиканцев - горячие маисовые лепешки.

В Мексике живут скунсы - черно-белые зверьки размером с кошку (показ фото). Но, в отличие от кошек, люди не держат скунсов в своих домах. Да и большинство хищников обходят его стороной.

В случае опасности скунс исполняет боевой танец: распушив хвост, притопывая лапками, приближается к неприятелю. Большинство животных после такого танца сразу убегают. А если враг не уходит, тогда скунс поворачивается к нему задом и выпускает зловонную струю. Этот запах такой отвратительный, что человека может стошнить! Ну а, нападающему на скунса зверю, и того хуже - от зловонной струи можно ослепнуть и перестать дышать на какое-то время. Больше ему нападать на скунса не захочется. Единственный, кто не боится ужасного запаха скунса - это большой сыч. Эта птица обычно и охотится на скунса.
Живут скунсы в норах в лесу. Днем отдыхают, а ночью выходят на охоту, вынюхивая что-нибудь вкусненькое и с помощью своих длинный когтей выкапывают сочных жуков и червяков.

А вот суперпаук - тарантул. Этих мохнатых пауков называют птицеедами. Как вы думаете, почему? Кроме насекомых. Тарантулы едят птенцов. Мексиканский красноногий тарантул бывает величиной с ладонь человека. И, хотя, на вид тарантулы ужасны, еще не один человек не умирал от его укуса.

Хотя паук похож на насекомое, он им не является. Все пауки относятся к особому классу паукообразных и имеют восемь ног, а не шесть, как у насекомых.
В отличие от других пауков, тарантул не плетет паутину, а выстилает ею норку, которую выкапывает зубами. Как только в паутину попадется добыча, тарантул прыгает на нее сверху и впрыскивает яд из своих зубов.
Паука очень трудно поймать. Потому что своими восемью глазами он видит и впереди, и сбоку, и позади себя.

А еще, самая маленькая в мире собачка - это мексиканская чихуахуа. Взрослые собаки этой породы могут весить меньше одного килограмма.

Наше путешествие по Мексике закончено. Поиграем и вспомним, что мы узнали об этой удивительной стране.

Игра «Верно или неверно?»

На флаге Мексики изображен ёж, кусающий змею.
Скунсы бывают размером с зебру.
Сомбреро - мексиканская шляпа с широкими полями.
Чихуахуа - самая большая в мире собака.
Кактусы покрыты нежными листочками, которые очень любят животные.
Одно из самых любимых блюд мексиканцев - горячие маисовые лепешки.
У тарантула десять ног.
Маракасы - это мексиканское блюдо.
В Мексике почти каждый день отмечается какой-нибудь праздник.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Митюкова Вера Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ "Нововасюганский детский сад №23"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-10-05 Митюкова Вера Владимировна МБДОУ "Нововасюганский детский сад №23" Данный конспект расчитан для детей подготовительной группы. Поможет систематизировать знания и представления детей о школе.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «День знаний».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «День знаний».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Задачи:

Образовательные. Уточнить и систематизировать знания детей о празднике 1 сентября.

Развивающие: Развивать память, логическое мышление, внимание. Формировать навыки учебной деятельности.

Речевые: Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы полным ответом. Упражнять в образовании существительных множественного числа; умении отгадывать загадки. Активизировать словарь по теме.

Воспитательные . Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знания.

Словарь : школа, ученик, учитель, урок.

Демонстрационный материал : школьные принадлежности: портфель, ручка, пенал, карандаш, линейка, ластик, тетрадь.

Ход НОД.

Организационный момент.

Звучит звонок, Воспитатель просит детей занять свои места.

Воспитатель. Ребята послушайте внимательно загадку. О каком времени года в ней говорится.

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

Дети. Осенью

Воспитатель. Правильно.

— Дети, назовите первый осенний месяц.

Дети. Сентябрь.

Воспитатель. Какой праздник отмечает вся страна в сентябре?

Воспитатель. Почему его так называют?

(ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение В. Баевой «День знаний».

День знаний – праздник светлый,

Он весь в цветах, он всем заметный,

Он в школу малышей зовет,

Им знания весь год дает.

Воспитатель. 1 сентября – день непростой, это праздник начала нового учебного года. В этот день все дети нарядные с большими букетами цветов идут в школу. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Поэтому этот день называют «День знаний».

С особой теплотой встречают там первоклашек и поздравляют с праздником.

Воспитатель. Дети, а что такое школа?

Дети. Школа – это место, где учатся дети, где дети получают новые знания.

Воспитатель. Чему учат в школе?

Воспитатель. Как называют детей, которые учатся в школе?

Дети. Ученики.

Воспитатель. Кто дает знания ученикам?

Дети. Учитель.

Воспитатель. Дети, что такое урок?

Дети. Урок, это занятие, где учитель сообщает ученикам что-то новое, интересное, спрашивает учеников, ставит им оценки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

Шел урок, а он молчал-

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел …

Дети. Звонок.

Воспитатель. Правильно, звонок.

— Чтобы собрать учеников на урок в школе звенит громкий звонок. И о том, что урок закончился, тоже сообщает звонок.

Воспитатель. А еще в школе бывают переменки.

— Дети, что такое перемена?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. И у нас с вами сейчас перемена.

Воспитатель звонит в колокольчик и предлагает детям отдохнуть.

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнутся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель. Дети, а вы знаете, как надо вести себя в школе, на уроке?

Дети. На уроке надо слушать учителя, быть внимательным, не отвлекать соседа, на переменах не толкаться, нельзя кричать, надо здороваться с другими учителями.

Воспитатель. Правильно, но все ли знают эти правила, мы сейчас проверим.

Проводится словесная игра «Правила поведения в школе»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая)

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать

Надо руку …(поднимать).

На математике считают,

На перемене …(отдыхают)

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать)

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно …(руку).

Знай, закончился урок,

Коль, услышал ты… (звонок).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не …(кричи).

Воспитатель. Молодцы, вы все знаете правила поведения в школе.

— Дети, а зачем надо учиться в школе?

Дети. Чтобы быть умными, много знать, получить хорошую профессию.

Воспитатель. Конечно, чтобы получить новые знания, узнать много интересного, быть образованным человеком, нужно хорошо учиться в школе.

— На уроках у каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки.

(После того, как дети отгадали загадку, отгадки – предметы появляются на столе)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (книга).

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Что такое Я? (тетрадь)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая,

Сделать ровную черту,

Всем я помогаю (линейка).

Как ему работу дашь,

Зря трудился карандаш (ластик).

Отгадай, что за вещица?

Острый клювик, а не птица?

Этим клювиком она,

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки? (ручка).

Должен каждый ученик,

В школу брать с собой…. (дневник).

Я дружу с карандашами,

А они. Конечно, с вами.

Не сижу я без работы,

Коль рисуете вы что-то.

Наточу я карандаш,

Нарисуете пейзаж (точилка).

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, ластик, скрепки, кнопки,

Что угодно для души (пенал).

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж…

Что же это…(карандаш)

Воспитатель. Дети, как можно назвать все эти предметы одним словом?

Дети. Школьные принадлежности.

Воспитатель. Правильно, это школьные принадлежности.

— А куда мы положим все школьные принадлежности? (в портфель)

Воспитатель показывает портфель.

Воспитатель. Дети, помогите мне собрать все школьные принадлежности в портфель.

Воспитатель берет предмет, называет его, а дети образовывают существительное множественного числа.

Пенал – пеналы

Карандаш – карандаши

Точилка – точилки

Ручка – ручки

Тетрадь – тетради и пр.

Воспитатель. Дети, этот портфель будет лежать в игровом уголке «Школа», вы сможете играть, быть учениками и учителем.

Итог.

Воспитатель. Дети, о каком празднике мы сегодня говорили? Почему этот праздник так называют? (ответы детей). .