Домой / Для брюнеток / О процессуальной психологии. Процессуально-ориентированная психотерапия

О процессуальной психологии. Процессуально-ориентированная психотерапия

Процессуально-ориентированная психология или процессуальная работа - достаточно молодое и при этом уже авторитетное направление в психологии. Оно было основано в конце 1970-х годов .
Процессуальная работа делает основной акцент на восприятии потока событий - и уважении к нему, а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.
Процессуальная работа означает следование пути природы. Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека, - даже то, что он воспринимает как проблему, является одним из способов, которыми его бессознательное стремится объяснить, что именно ему необходимо для того, чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром. Примерно так простыми словами можно передать основную идею этой психологической школы.

В этом разделе Вы можете ознакомиться с основами теории, практики и со структурой международной .

Если Вас заинтересуют прочитанные материалы, Вы можете присоединиться к программе на любом из предложенных модулей или стать , на котором студенты программы практикуются в овладении полученных методов.

Особенности процессуально ориентированной психологии делают спектр ее применения очень широким. Ее методы оказываются действенными на всем протяжении жизни человека - от перинатального периода развития до околосмертных состояний. Они применимы для личностного роста, работы с отношениями, коллективами, организациями, бизнес-структурами и мировыми проблемами. Эти методы оказываются результативны при работе с телесными и психическими заболеваниями. Особое внимание уделяется .

Понятие «терапевт» в процессуальной психологии уступает место понятию - специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. При этом фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.

Глубинное «недуальное» или заличностное состояние сознания, которое становится доступно при этом, родственно духовным и религиозным переживаниям, дающим ощущения «вездесущности», «всеведения», «просветления». Здесь процессуально ориентированная психология смыкается с наследием мировых духовных и религиозных школ, а также постулатами квантовой физики.

Ключевое понятие психологической школы А. Минделла - По сути, это любой феномен, который уже происходит.

Процессы делятся на первичные и вторичные. Первичными называются процессы, которые человек не отделяет от собственной персоны. Вторичный процесс обычно в чем-то противоположен первичному. Он воспринимается человеком как нечто чуждое.

Процессуальная психология рассматривает вторичный процесс, как проявление той ипостаси человека, которую он в себе вытесняет или не допускает в повседневную жизнь. Именно по этой причине он сталкивается с ней в снах, поступках других людей и телесных симптомах. Например, человек может чувствовать себя жертвой, но внутри него живет агрессор, с которым он не очень знаком.

На «краю» - грани, отделяющей первичный процесс от вторичного - зачастую могут быть обнаружены одна или несколько «краевых фигур». Их суждения и действия в жесткой форме препятствуют человеку принять вторичный процесс, как часть себя.

Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы - осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры. Затем поддерживается обогащение личного опыта клиента путём усиления и разворачивания переживаний вторичного процесса, чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.


Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне привычной нам реальности (ОР). Это состояние сознания названо А. Минделлом «процессуальный ум».

НАША ГРУППА ПО СНОВИДЕНИЯМ В ФЕЙСБУКЕ ГРУППА В ФЕЙСБУКЕ для тех, кому интересны новые знания и глубинные методы духовно-ориентированной психологии для помощи себе и близким.

International Institute for Process Work (Russia) IIPW

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Образовательный стандарт IAPOPhttp://www.iapop.com/ispwr/

Сертификационная Программа по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии.

Обучение по стандартам IAPOP.

Уважаемые коллеги! Ведется набор на обучение 2018-2020г.

Расписание семинаров:

1 семинар - 8-9 декабря 2018г - Введение в Процессуальную работу. Теория и практика. Работа с движением. - Сербина Людмила.

Данная программа является уникальной, так как позволяет освоить новый психотерапевтический метод, на профессиональном уровне и получить глубокие знания в области процессульно-ориентированной психологии и психотерапии. Программа включает как теоретическое, так и практическое обучение. Обучение ведется в рамках стандартов IAPOP с использованием теоретического и методического арсенала его преподавателей, которые обладают уникальными и разносторонними навыками и метанавыками и личным глубоким многолетним профессиональным психологическим опытом и вносят его в процесс обучения. Все преподаватели имеют собственную практику ведения личной терапии и преподавания в различных школах и направлениях терапии. Многие преподаватели являются старейшинами процессуального обучения в России, основателями и учредителями Процессуального сообщества в России.

Многие преподаватели сейчас являются членами и руководителями профессиональных психотерапевтических организаций и сообществ: Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР) Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Европейской Ассоциации телесно-ориентированных терапевтов, Международной Ассоциации Процессуально-Ориентированной Психологии (IAPOP), Международной Ассоциации Фасилитаторов (IAF).

Преподаватели Сертификационной Программы:

Ректор МИПСИТ, президент ПСИРП, международный дипломированный специалист и тренер по процессуальной психологии, член IAPOP, член Европейской Ассоциации телесно-риентированных терапевтов, автор и ведущий обучающих программ по работе с шоковыми травмами и травмами развития.

к.пс.н, психотерапевт ЕАР, Дипломант PW, руководитель модальности по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии в ППЛ, член IAPOP.

Врач-биофизик (диплом РГМУ им. Пирогова), врач психотерапевт (диплом ММА им. Сеченова), психолог (диплом МЭГУ), процессуальный терапевт - сертификат 3-х годичной программы Центра по процессуальной работе в Портланде, США (Process Work Center of Portland,USA), гештальт терапевт.

к.пс.н. Процессуальный терапевт,Ведущий курса "Введение в процессуальную терапию".Член Профессионального Сообщества Интегративно Работающих Психологов. Преподаватель и член Совета Московской Психологической Лаборатории 12.

обладатель степени МА «Организационные изменения и фасилитация конфликтов»(Process Work Institute (PWI), Portland,USA), сертифицированный специалист попроцессуальной работе(PWI, USA), бизнес-тренер, дипломированный консультант по управлению (SMC, Россия), коуч (CTI, Amsterdam, Netherlands) с 14-летним стажем работы.

Принцип нашей работы заключается в том, что бы дать качественное образование, где в процессе обучения вы сможете глубоко и интересно учиться и получите новый инструмент и новую методику, что бы использовать это в своей профессиональной деятельности, а так же научиться работать со своими личными проблемами и комплексами.

Особенность нашей программы заключатся в том, что наши преподаватели имеют большой опыт в других подходах, то в процессе обучения будет рассмотрена связь В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Вы получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Программа реализуется в сотрудничестве с членами международной ассоциации процессуально-ориентированной психологии. Это позволяет глубоко и осознанно освоить метод Процессуальной Работы, основателем которой является Арнольд Минделл, и он работает с большим спектром проблем. Процессуальный подход использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик и исходит из положения, что решение проблемы содержится в самом нарушении, которое она вызывает.

Процессуальная психология развилась во всестороннюю психотерапевтическую систему, и применяется в различных контекстах, включая индивидуальную терапию и работу с группами и организациями. Особое внимание уделяется работе со снами и с телесными симптомами, включая работу с тяжело больными, с измененными и крайне экстремальными состояниями сознания, с зависимостями, для разрешения личностных и семейных конфликтов с большими и малыми группами в бизнес среде.

Для кого эта программа

Сертификационая Программа Международного Института Процессуальной Работы (Россия) (IIPW) предназначена для психотерапевтов, психологов-консультантов, специалистов, работающих в области здравоохранения и образования, педагогам, социальным работникам а также коучам, людям, занимающимся развитием организаций, бизнес консультантам, а так же всем желающим, кому интересен процессуальный подход для самообразования, самопознания и саморазвития.

Что в результате

В результате прохождения Международной Сертификационной программы IIPW вы освоите и приобретете теоретические практические знания Процессуальной работы, которые необходимы в индивидуальной работе с клиентами, так и в работе с малыми и большими группами, безнес-организациями.

В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Структура сертификационной программы :

Условия участия:

Для вступления в Международную Сертификационную программу необходимо:

Заполнить и подать заявление.

Пройти вводную сессию с преподавателем сертификационного курса.

Форма заявления

  • Адрес, электронный адрес, телефон, скайп
  • Резюме (дата рождения, пол, возраст, образование, место работы и др.)
  • Предыдущий опыт процессуальной работы. Какие семинары посещали, какие программы, опыт личной терапии?
  • Какие другие психологические и психотерапевтические подходы изучали? В каких программах принимали участие?
  • Кратко напишите почему вы хотите изучать Процессуальный подход.

Документы:

При успешном завершении Международной Сертификационной Программы International Institute for Process Work (Russia) IIPW (Международный Институт Процессуальной Работы в России) выдаётся:

  • Международный Сертификат по Процессуальной работе.
  • Накопительный сертификат Профессиональной Психотерапевтической Лиги.(по запросу)
  • Свидетельство о повышение квалификации от об окончании программы повышении квалификации установленного государством образца; (по запросу)
  • Также вы можете получить Диплом о профессиональной переподготовке: «ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (в объеме 980 часов), (по запросу)

О формате.

  • 12 семинаров по 2 дня (выходные дни)
  • Личная терапия не менее 20 часов;
  • Супервизии групповые и личные 20 часов;
  • Интервизорские группы не менее 4 раз в год;
  • Сессии с адвайзером (личным куратором) 4 сессии и одна завершающая по итогам обучения;
  • Ведение студенческой зачетной книжки;
  • Ведение личного дневника;
  • Написание итоговой работы (реферат)
Подробнее:
  • Количество часов семинарских занятий составляет 12 семинаров, по выходным дням.
  • Супервизии 20 часов. (Различные форматы: групповая, индивидуальная) Это может быть как очная работа с клиентом, или им так же может быть любой студент программы, а так же разбор Кейсов из личной практики или из работы в интервизорских группах.
  • Интервизорские группы. Самостоятельная работа в малых группах. Группа 3-5 человек. По итогам встречи студенты составляют протоколы по структуре процесса и интервенций. (Каждый из студентов на встрече является Психотерапевтом, Клиентом, Наблюдателем) Протоколы проверяются адвайзером на личных сессиях с ним.
  • Личная терапия минимум 20 сессий. Личная терапия является важной составляющей частью учебного процесса.
  • Сессии с адвайзером, личным куратором в процессе обучения – 5 сессий (2 сессии в год, консультации по написанию итоговой работы, и заключительная (итоговая)сессия)
  • Рекомендуется определиться со своим Адвайзером в течении двух месяцев с момента вступления в программу. При его участии заключается студенческое соглашение и выбирается фокус личных интересов в процессе обучения в сертификационной программе. Для тех студентов, кто одновременно обучается и в сертификационной, и в дипломной программе, адвайзер является одним и тем же лицом.
  • Студенческая зачетная книжка. Сюда фиксируется информация о прохождении семинаров, супервизий, встреч с адвайзером. Ведение дневника необходимо на протяжении всего сертификационного курса и в дальнейшем, если студент продолжит свое обучение в дипломной программе.
  • Ведение Студенческого дневника. На протяжении обучения студенту рекомендуется вести подобный дневник, куда записывается личный опыт от прохождения семинаров, личных сессий, супервизий, интервизий и внутренней работы.
  • Написание итоговой работы (реферат). Общий объем от 10 и более страниц. В этой работе студенты демонстрируют свои теоретические и практические знания в письменном виде. И демонстрируется знание текстов и книг, по Процессуальной работе доступных как на русском, так и на английском языках.
  • Сертификат о прохождении программы выдается после выполнения всех вышеперечисленных требований программы и прохождения заключительной сессии с адвайзером. Преподавательский состав сертификационной программы оставляет за собой право принимать решение о выдаче сертификата студенту, а так же о прохождении дополнительных часов для освоения недоработанных тем.

Темы семинаров:

Семинары программы:

(В темы семинаров могут быть внесены изменения и дополнения)

Процессуальная работа. Введение: Теория и практика. Источники и история создания. Основные определения и положения (первичный, вторичный процесс, край). Сновидящее тело и сновидческий процесс. Уровни работы в процессуальном подходе (консенсусный, сновидческий, сущностный). Работа с каналами восприятия.

Работа с симптомами. Соматические заболевания. Работа с соматическими заболеваниями, симптомами в процессуальном подходе. Послание симптомов. «Дух симптома». Работа с различными хроническими и острыми симптомами. Телесно-ориентированная работа с симптомами.

Работа со взаимоотношениями. Основные принципы взаимоотношений. Коммуникативные аспекты в первичных и вторичных процессах взаимоотношений. Методы работы с парой и межличностными взаимоотношениями. Мифы в отношениях. Работа с семейными системами. Высокий и низкий сон взаимоотношений. Конфликты, публичные атаки

Теория конфликта с точки зрения процессуально-ориентированной психологии. Мировая работа (World Work) и концепция Глубинной демократии. Основы фасилитации конфликтов. Сигналы эскалации и деэскалации конфликта.. Работа с обвинениями. Понятие рангов и их роль в разрешении конфликтов. Типы рангов и степень их осознанности. Сигналы высоких и низких рангов.

Работа зависимостями: химические и поведенческие зависимости. Процессуальная работа (терапия) с зависимостями. Виды и механизмы формирования зависимостей. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость. Особенности работы с химическими зависимостями. Различные способы проявления послания в зависимостях: первичный и вторичный процесс, края. Особенности телесно-ориентированной работы с зависимостями.

Сны, сновидения, работа со сновидением. Процессуальная парадигма работы со сновидениями. Определение различных уровней работы со сновидением. Мифы в сновидениях. Работа с ранними детскими снами и их связь с хроническими симптомами и со стилем жизни и жизненными сценариями. Исследование снов и едва заметных предсигналов(Флирты), проявляющихся на грани состояния сна и бодрствования.

Измененные состояния сознания, психопатология, депрессии. Структура измененных состояний сознания в процессуальной психологии. Связь с культуральными и социальными мифами и краями. Особенности процессуальной работы с экстремальными и измененными состояниями сознания, психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Процессуальная работа (терапия) с различными видами депрессий.

Работа с травмой. Формирование ресурсов. Особенности соматической работы с посттравматическими расстройствами. Разворачивание личностного мифа человека через детские сновидения, ранние травмы, соматические заболевания и паттерны отношений. Первичный и вторичные процессы при ПТСР, Работа с травмой как работа с Экстримальными и измененными состояниями сознания. Край и что происходит при травмах на краю. Особенности краевых фигур. Особенности работы в каналах при работе с травмами. Роли. Взгляд на роли в работе с травмой. Первичная идентичность и роли из первичного процесса (роль жертвы травмированного внутреннего ребенка).
Вторичная идентичность и роли (агрессор, демон (внутренний угнетатель) , свидетель, защитник)
Формирование ролей, работа с ними. Особенности работы с ролями при ПТСР.
Работа с ролями на всех трех уровнях (консенсусном, сновидческом и сущностном) .

Диссоциация как начало процесса отстранения и осознанности,

Диссоциация и паралельные вселенные(Минделл)
Высокий и низкий сон при работе с травмой. Застревание в низком сне. Способы работы,
Восстановление оси эго Самость. Работа на сущностном уровне (большое «U»)
Трансформация травмы. Работа с травмой на символическом и мифологическом уровне.
Осознание жизненного мифа, возможность посмотреть на свою жизнь как на путь индивидуации и встреча на этом пути с травматическим событием как с инициацией. Травма как преобразующая сила на пути индивидуации. Старейшинство. Травма как вызов для нашего духа. Столковение с нуминозным, трансперсональным опытом. Мудрость, духовность и опыт старейшинства при трансформации травмы.

Мировая работа. Принципы мировой работы (World Work). Методы фасилитации группового процесса (Group process). Фасилитация работы в группе на собраниях, совещаниях, стратегических сессиях. «Горячие» моменты в групповой работе (Hot spots). Сложные участники в группе.

Геопсихология. Векторная работа. Векторный метод осознавания, исследование ИСС связанных не только с чувствами и различными внутренними состояниями, но и с природой пространства, связью наших тел с планетой Земля. Понятие большого «U» и малого «u», суммирование векторов. Исследование глубинных состояний и способности нахождения направления как личных, так и коллективных. Понятие кратковременной и долговременной осознанности.

Внутренняя работа. Процесс-ориентированная классическая внутренняя работа. Зачем и когда делать внутреннюю работу? Осознавание сигналов / уровни восприятия. Канал-ориентированные методы усиления сигналов. Навыки раскрытия процесса «Вперёд» (от сигналов к фигуре). Навыки раскрытия процесса «Назад» (от фигуры к её сущности). Работа с барьерами во внутренней работе. Работа с внутренним критиком.

Процесс-ориентированный коучинг.Процесс-ориентированный коучинг. Схожести и различия терапии и коучинга.Цели и принципы процесс-ориентированного коучинга. Раскрытие и реализация потенциала человека. Процесс-ориентированный коучинг руководителей. Связь личностного развития руководителя и развития организации в целом. Как личные барьеры руководителя формируют организационные барьеры.

Начало обучения - осень 2018г. Обучение в Москве.

Дополнительная информация.



4. КОРНИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Чтобы понять приведенные ниже примеры, вам необходимо кое-что знать о корнях и истории процессуально-ориентированной психологии (процессуальной работы).

История и корни

Когда я приехала в Цюрих в 1981 году, еще не было ”процессуально-ориентированной психологии”. Тогда Арни увлеченно занимался “работой со сновидящим телом” (dreambodywork).

По образованию Арни юнгианский аналитик. Один из главных принципов Юнга - телеологическая концепция; т. е. каждое событие стремится к значимой цели. Юнг использовал образ средневекового алхимика, который пытается приготовить prima materia - исходный материал - для превращения в золото, чтобы описать процесс раскрытия и оценки содержания бессознательного так, как оно проявляется в снах.

Юнг применял эту телеологическую концепцию в основном к снам, Арни в 60-х годах применил ее к телесным переживаниям. Работая с умирающими пациентами, он обнаружил, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают образы из сновидений. Тело и взятый из сна образ - это два канала одного и того же глубинного процесса, который пытается обратить на себя наше внимание. Отсюда и термин “сновидящее тело”.

Это открытие делает очевидным тот факт, что мы не только видим сны ночью, когда спим, но и днем грезим с помощью наших спонтанных и непреднамеренных сигналов. В спонтанных проявлениях природы мы находим решения наших проблем и источник творческой активности. Чтобы шаг за шагом описывать “процесс сновидения”, Арни искал беспристрастный язык, не зависящий от таких терминов, как тело, материя или душа, но объясняющий события нейтрально. Он использовал информационную теорию, чтобы определить явления с точки зрения процесса, чувственно-ориентированных переживаний, сигналов и каналов. Поэтому возник термин “процесс”, указывающий на непрерывное течение сигнала по различным перцептивным каналам.

На практике мы чаще всего сталкиваемся со следующими каналами: визуальным, аудиальным (слуховым), проприоцептивным (относящимся к внутрителесным ощущениям), кинестетическим или двигательным, каналом взаимоотношений (когда мы переживаем процесс взаимоотношения) и мировым каналом (когда мы воспринимаем наш процесс как часть процесса, происходящего в окружающем мире). Кроме этого, существует еще немало каналов, например, обонятельный и духовный. Терапевт стремится обнаружить и раскрыть процесс сновидения, когда он проявляется в этих каналах. Причем у каждого терапевта есть свой “любимый” канал.

В 1981 года в Цюрихе группа студентов организовала исследовательское общество процессуально-ориентированной психологии. Термины “процессуально-ориентированная психология” и “процессуальная работа” закрепились в обиходе, так как дают более полное описание работы, делающей акцент на следовании естественному течению процесса, где бы он ни проявлялся - в движении, телесных ощущениях, во взаимодействии с окружающими (взаимоотношениях) или в группах. Создана программа обучения и теперь процессуальный подход широко используется в работе с отдельными людьми, супружескими парами, семьями и группами, в работе с различными состояниями сознания, включая коматозные, экстремальные и психотические, а также к конфликтным ситуациям в больших группах. Процессуальная работа основана на принципах даосизма, дзэнской философии, алхимии, работах К.Г. Юнга, шаманизме, традициях коренного населения Америки и современной физике. Процессуальная работа распространена во всем мире и применима к людям различного культурного и этнического происхождения. Центры процессуальной работы ныне созданы во многих странах, включая Австралию, Россию, Польшу, Японию, Англию.

Процессуальная работа раздвинула границы индивидуальной терапии, поскольку верит в существование связи индивидуальной работы с политикой, экологией и групповой работой. Она не поддерживает дискриминацию по половой, расовой или классовой принадлежности, равно как и не требует, чтобы каждый был в ясном сознании. Скорее всего, люди, которых общество считает «больными», не чувствуют себя “больными” и не ищут помощи. Они - "тень города" - несут в себе некое послание обществу. Процессуальная работа не поддерживает status quo или революционный настрой внутри нас самих или в наших группах и общинах, но больше сосредоточивается на том, чтобы представить все внутренние части целого и объяснить существующие между ними отношения. Она не делает акцент только на исцелении, но на улучшении жизни в целом.

Процессуальная работа исследует наше знание о мире и раскрывает ранее неизвестные, сверхъестественные и необъяснимые его стороны, которые содержат семена новой жизни и творчества. Она старается открыть духовное в самых обыденных проявлениях реальности, в привычных, но спонтанных движениях, в величайших страданиях, обратившись к телесным симптомам или проблемам взаимоотношений, к сердцевине напряженных групповых конфликтов или тайнам наших снов.

Процессуальная работа и даосизм

Даосизм - своего рода камень в основании здания процессуально-ориентированной психологии.

Китайский даос считал важным делом наблюдение явлений природы, ее движений и приспосабливался к этим изменениям. Он был захвачен “нескончаемым потоком” природы, настраивался на ее изменчивый курс, или “Дао” и пытался жить в гармонии с ее движениями, не спрашивая и не требуя объяснений.

Специалист по процессуальной работе, подобно древнекитайскому даосу, пытается замечать спонтанные перемены в природе и помогать клиенту и себе самому настроиться на это изменчивое движение. У него нет программы действий, он обращается за советом к природе. Он пытается следовать Дао даже в том случае, когда не может знать о его истинном происхождении или когда может вслед за ним оказаться в загадочном и неизвестном месте. Подобно даосу, он считает: все, в чем нуждается терапевт или клиент, уже представлено в спонтанных проявлениях природы. Ему остается только настроиться, взаимодействовать с природой и следовать ей.

Поэтому Арни отличает специалиста по процессуальной работе от традиционного психотерапевта следующим образом:

"На мой взгляд, процессуальная работа - естественная наука. Процессуально-ориентированный психолог познает природу и следует за ней, в то время как психотерапевт программирует то, что, по его мнению, должно произойти. Я не верю в психотерапию, так как больше не знаю, что правильно для других людей… Я просто наблюдаю, что именно происходит с ними и что происходит со мной в ответ на их реакцию. Я даю возможность процессам сновидящего тела подсказывать мне, что может случиться и что делать дальше. Это единственный паттерн, которому я следую. Я не давлю на людей. Их тела и души знают больше, чем я".

В этом смысле специалист по процессуальной работе - современный даос, очарованный “бесконечным потоком” природы. Процессуально-ориентированный терапевт пытается раскрыть спонтанные явления природы, в то же время зная, что нельзя торопить их и манипулировать ими, необходимо относиться к ним бережно, позволяя проявиться только своим особым образом и в выбранное ими время.

Поскольку процессуальная работа приспосабливается к изменениям природы, она сама становится очень подвижной. Она делает акцент на изменчивости природы и поэтому в любой момент требует принять на вооружение особенности всех известных терапевтических форм. Она напоминает фрейдистский анализ в тот момент, когда клиент размышляет о раннем детстве. В следующий момент процессуальная работа похожа на гештальт-терапию, когда зачарованный яркой “фигурой сна” клиент начинает говорить в ее стиле. Следование за бессознательным клиента и повторяющимися движениями может развиться в танцевальную терапию. Поэтому любая сессия может включать танец, гештальт-терапию, словесные ассоциации, активное воображение, работу с телом и взаимоотношениями и еще много разных методов.

Человек-мир (пример)

Терапевт использует и развивает методы, спонтанно подсказанные процессом клиента. Групповая сессия может включать работу со всей группой, с подгруппами или взаимоотношениями между людьми, концентрироваться на конкретном человеке, на работе с телом, на устойчивых внешних конфликтах или на моментах, связанных с глубокими индивидуальными переживаниями.

Прежде чем продолжить обсуждение истоков этой работы, я хочу привести один очень важный для меня пример. Эта ситуация произошла на недавнем международном семинаре, в котором участвовало триста человек из тридцати пяти стран и главной темой которого были конфликты между большими группами и межкультуральная напряженность. Этот пример демонстрирует прохождение процесса по различным каналам и уровням групповой работы (индивидум-взаимоотношение-группа) и, что более важно, обращен к социальной значимости индивидуальной работы.

На одной из сессий чернокожая американка заявила, что хочет поговорить о расизме, проявления которого она почувствовала в некоторых членах группы. Таким образом, исходным был групповой уровень. Она продолжала говорить, и вдруг стала задыхаться. Как выяснилось, она страдала астмой, и ее попытки выступить перед публикой всегда сопровождались подобными реакциями.

Теперь она решила, что настал подходящий момент разобраться со своими телесными симптомами. Переключение произошло мгновенно, акцент был перенесен на ее проприоцептивные или внутренние телесные ощущения. На вопрос Арни, как она чувствует свою астму, женщина ответила, что это похоже на тяжесть в легких и при этом сжала кулаки. Развивая свои переживания, она начала бить кулаками воздух, выражая свой гнев и раздражение в ответ на расовую несправедливость. В конце концов она в судорогах упала на пол. Когда ее легкие сами по себе пришли в норму, она еще раз обратилась к группе и с горечью в голосе начала говорить о страданиях, которые с детства пришлось терпеть ей, черной женщине, в Соединенных Штатах и о том, что все мы должны осознать такое явление, как расизм, и привнести в наш мир больше терпимости. Внимание было перенесено на группу, и из процесса этой женщины развилась дискуссия о проблеме расизма. Ее процесс заставил всю группу задуматься о вопросе широкого распространения расизма, о вызванных им страданиях и о скрытых проявлениях расизма в повседневной жизни.

Индивидуальная работа этой женщины замысловатым образом была связана с коллективной и социальной реальностью. Ее переживание своих симптомов не принадлежало только ей, но было неразрывно связано с представлениями, принятыми в данной культуре. Если терапевты не осведомлены о подобной связи, индивидуальная терапия может ненароком не заметить реалии нашего мира и его социальные проблемы.

Читатель, наверное, заметил, как процесс плавно переходил с групповой работы на индивидуальную, от телесных симптомов к работе с движениями и опять к работе с большой группой. Процесс развивается по своим собственным, только ему известным направлениям, используя различные каналы.

Даосизм Арни

За годы, проведенные в Цюрихе, мы с Арни стали ближе друг другу. Мы вместе преподавали, работали и проводили семинары во многих странах. Я больше узнала о себе и своем отношении к преподавательской и терапевтической работе. Я стала изучать процессуально-ориентированную психологию, пытаясь нащупать тот неявный чувственный уровень взаимодействия, который влечет к этой работе и наполняет жизнь глубочайшими процессуально-ориентированными убеждениями.

Мне казалось, что Арни использует процессуально-ориентированные приемы без особых усилий. Работал ли он с хроническим больным или с человеком в психотическом состоянии, коматозным пациентом или супружеской парой, переживающей острый конфликт, его работа отличалась гибкостью и точностью. Проявление процессуально-ориентированных убеждений не было ограничено его терапевтической работой, оно пронизывало всю его жизнь.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Психотерапия как духовная практика автора Минделл Эми

ДУША И ПУТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РАБОТЫ "Каждый пишет как он слышит, Каждый слышит как он дышит…" Булат Окуджава Эми Минделл - психотерапевт, танцовщица, писатель - написала свою книгу о том, что чувствуют многие, но лишь некоторые находят слова, чтобы сказать, и единицы -

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

Часть 2. МЕТАНАВЫКИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Ошибки аиста автора Маркова Надежда

Из книги Понимание языка стрессов автора Виилма Лууле

КОРНИ БЕЗДЕТНОСТИ В ходе 1-го Международного евро-азиатского конгресса по системным расстановкам в России в сентябре 2007 года прозвучал доклад известного врача-гинеколога и системного расстановщика Галины Угличиной (г. Москва). В этом докладе, сопровождавшемся

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

КОРНИ ПРОБЛЕМЫ * Аборты. – абортированные дети самих бездетных супругов; – аборты у их родителей; – аборты предыдущей партнерши от мужчины; – аборты женщины от предыдущего партнера; – аборты дедушек-бабушек, иногда прабабушек-прадедушек. * Смерти детей в семье в любом

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Наши корни Как общаться со стрессами, я поняла еще в детстве, когда старалась помогать маме. Потому что женский пол на земном шаре в самой глубокой дыре. Хуже жизни, чем у женщины, нет. Нет, у вас уже нет? Ну слава богу. Но принципиально пока так думаю. Хотя вы уже многое поняли

Из книги Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией автора Власова Ольга Викторовна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги 15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства. От мастера психологии автора Гаврилова-Демпси Ирина Анатольевна

Из книги автора

Корни и крылья Что такое авторитет и как он может помочь вам преуспеть? Гравитация – это душевное спокойствие, которое помогает сохранять ясность ума. Томас Фуллер, священнослужитель и писатель Авторитет – влияние, признание, уважение. Вес. Авторитет. Эти слова говорят

Из книги автора

Предательство и его корни Один из самых болезненных и часто встречающихся уроков в жизни женщины – предательства и измены. Это самая распространенная ситуация, с которой мне приходится сталкиваться в своей работе.Одни женщины обращаются с просьбой помочь пережить

Из книги автора

Корни зависимости Все психологические сложности, конечно же, появились в нашей жизни не вдруг и не сразу. Зависимость, как и многие другие проблемы, передается из поколения в поколение.Наши родители так же, как и мы, страдали от похожих переживаний. С каждым поколением

Как часто называют процессуально ориентированную психологию, расширяет юнгианскую концепцию бессознательного и использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик. . В ней сосуществуют и дух шаманизма, даосизма, буддизма, актерской игры и открытия современной физики. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания, соединяя восточные духовные практики и западные методы психологии. Особое внимание уделяется работе со снами. Методы Процессуальной психологии применяются при лечения заболеваний любой сложности: раковых заболеваний, зависимостей, восстановления после черепно-мозговых травм.
Процессуальная работа - пока единственное психологическое направление, работающее с комой.

Процессуальная психология, в отличие от традиционных школ, действует более системно и глубинно - она воздействует не только на симптомы, а экологично работает со всей системой - внутренним миром человека, его отношениями, социальным окружением и миром, в котором он живет.

Процессуальная работа означает следование пути природы . Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека - даже то, что он воспринимает как проблему - является его учителем. Все, что происходит с человеком, несет в себе ключ к достижению целостности: гармонии с собой и окружающим миром, здоровью.

Любой симптом имеет тенденцию к исцелению. Иначе говоря, любая конфликтная ситуация, любая проблема, любое заболевание уже содержит информацию о своем решении. «Проблема» является посланием, которое нуждается в понимании на уровне тонких сигналов, «флиртов», сновидений, и поэтому вынуждено проявиться через конфликты, ухудшение здоровья и т.д.

Если Вы научитесь отслеживать и осознавать свои внутренние процессы, понимать их, то сможете максимально свободно чувствовать себя в любой сфере своей жизни, направлять энергию в полезное русло и получать неординарные результаты в любом виде деятельности.

Помимо таких важных целей, как решение жизненных проблем и избавление от заболеваний, Процессуальная работа помогает прикоснуться к своему настоящему, глубинному Я, понять и реализовать свои истинные цели и мотивы, отыскать свой собственный уникальный Путь и осознанно участвовать в Величайшем Приключении своей Жизни - самой Жизни.

Процессуальная психология - пожалуй, единственная область современной психологии, одинаково эффективно применимая в столь разных областях, как:
. Работа с телом . Посредством работы с телом методами процессуальной психологии можно справиться с кратковременными и долгосрочными заболеваниями, избавиться от них и предупредить в дальнейшем. В том числе и от тех, которые «не лечатся» классической и нетрадиционной медициной (см. работу А.Минделла ).
. Работа со сновидениями . С помощью работы со сновидениями в процессуально-ориентированной психологии можно из каждого, даже самого незначительно сна извлечь множество посланий, в том числе о сценариях жизни и отношений, заболеваниях, решении текущих жизненных и творческих проблем и т.д. Техники работы со сновидениям разительно отличаются от психоанализа, и при этом доступны не только для узких специалистов, но и для всех желающих.
. Работа с конфликтами и отношениями . Техники процессуальной психологии позволяют легко решить проблемы во взаимоотношениях и конфликты, групповые и личные.
. Работа с депрессиями . С помощью процессуальной психологии можно не только работать с депрессиями, но и мягко и экологично снимать человека с антидепрессантов, прописанных психотерапевтами для подавления симптомов депрессии.
. Работа с комой и повреждениями головного мозга . Техники процессуальной психологии позволяют вернуть к нормальной жизни человека, пережившего кому и повреждения головного мозга.
. Работа с психическими расстройствами . Процессуальные психологи с успехом работают с шизофренией, эпилепсией и другими расстройствами психики.
. Работа с зависимостями . Процессуальные техники применимы для избавления от зависимостей, алкогольных, наркотических и не только.
. Работа с бизнес-структурами . С помощью последних наработок процессуальной психологии можно успешно оптимизировать бизнес-процессы (см. ).
. И прочее, прочее, прочее... Сложно назвать задачи, которые нельзя решить процессуальной психологией, хотя наши учителя не перестают повторять, что решение проблемы - лишь приятный побочный эффект...

Процессуальная работа помогает свершиться процессам, заложенным "внутри" человека, организации, сообщества. Она направляет и усиливает их. В этом наиболее существенная системообразующая черта процессуальной психологии. Не лечить пациентов, а помогать людям пройти свой путь, осуществить то, к чему есть внутренняя готовность.

Процессуальный метод был основан в конце 1970-х годов .
Мировой центр процессуальной психологии находится в Портленде, США, штате Орегон.