Наиболее сложной психологической стадией в жизни человека считается переходный период, который существенно влияет на становление индивида как личности. Это время можно назвать мостиком между двумя жизнями: детской и взрослой. Зачастую кризис переходного возраста влияет не только на подростка, но и на его окружение. Ведь у человека меняются ценности, появляются новы стереотипы, формируется собственная точка зрения. Такой период считается довольно болезненным и тяжелым, поэтому необходимо знать, как справиться с проблемами, которые могут возникнуть именно в подростковом возрасте.
Наиболее сложный возраст
Мало кому известно о тех кризисах, которые наступают у человека в возрасте трех и семи лет. Но переходный период и трудности, которые с ним связаны, известны каждому. Почти все родители с ужасом ждут начала кризиса переходного возраста у своих отпрысков. Многие даже пытаются предотвратить данную стадию и создают для этого все условия. Но в большинстве случаев такие попытки оказываются бесполезными. Несмотря на все старания родителей, подростки раздвигают рамки дозволенного, разжигают конфликтные ситуации, не соблюдают правил и преступают запреты. В основном тинэйджеры выступают провокаторами. Они апеллируют тем, что родители и близкие не хотят их понимать. Но через такие разногласия и сложные ситуации подросток познает себя, учится отстаивать собственные позиции и взрослеет.
Время наступления
Представители разных стран и религий определяют переходный возраст по-своему. У некоторых подростков он может наступить к четырнадцати годам, а у других - к двадцати. Данный переход может реализоваться как просто в получении паспорта или достижении совершеннолетия, так и сопровождаться различными серьезными конфликтами. В этом возрасте наступает половая зрелость, появляется юридическая ответственность за свои действия. Очень сложным для индивида и его окружения является переходный период. Психология утверждает, что время наступления данной стадии сугубо индивидуально. Это зависит от многих факторов, таких как культурное наследие, религиозные убеждения, окружающая среда, круг общения.
Трудное поведение подростка
Во время переходного возраста тинейджер постоянно пытается отстоять право на свою самостоятельность и независимость от взрослых. Это желание проявляется в таких важных моментах, как сложности поведения, ярко выраженное упрямство, негативизм, повышенная конфликтность, открытое непослушание, отстаивание собственного мнения по любому вопросу. Зачастую подростки демонстрируют свой нонконформизм при общении со сверстниками, а также нарочито противопоставляют себя взрослым. Проблемы переходного периода в основном заключаются в том, что тинейджер создает антипод послушного подростка. Ребенок может вести себя подобным образом достаточно долго. Хотя в некоторых случаях кульминация кризиса переходного возраста проходит спокойно. Существует два противоположных сценария, по которым может развиваться данный этап формирования человека.
Первый, классический вариант развития
У подростка проявляются традиционные симптомы, которые сопровождают любой возрастной кризис. Тинейджер ведет себя строптиво, упрямо, проявляет своеволие и негативизм, критически относится к требованиям родственников и учителей. На данной стадии взросления у подростка обостряется чувство собственности. Он начинает оберегать свои вещи от посторонних глаз и рук, дорожит личным пространством. Зачастую переходный возраст характеризуется тем, что тинейджер запрещает родителям или знакомым заходить в свою обитель. Он становится скрытным в общении. Родственникам может показаться, что ребенок скрывает что-либо ужасное. Но волноваться не стоит. У подростка происходят серьезные изменения во внутреннем мире. Меняется система ценностей человека, появляются новые принципы, формируется мировоззрение. В этот сложный период тинейджер пытается защитить свою формирующуюся личность, поэтому и ведет себя нестандартным образом.
Второй вариант
Но все может развиваться и по другому сценарию, который прямо противоположен первому. Тинейджер полностью зависит от родителей и учителей. Чрезмерное послушание и возврат к прежним интересам - это характерные признаки поведения подростка, переживающего переходный период по второму варианту, который еще называют «кризисом зависимости». Человек зачастую возвращается к старой системе ценностей и отношений с окружающими. Его цель - найти поддержку и обрести сравнительную беззаботность. Вне зависимости от того, по какому сценарию протекает самоопределение подростка, на данной стадии развития происходит определение жизненной позиции. Если в первом случае тинейджер акцентирует внимание окружающих на том, что он уже не ребенок, то во втором варианте он хочет и дальше оставаться в своем детстве.
Положительные результаты
Кризис переходного периода имеет много положительных результатов. Подросток борется за свою независимость, пытается самоутвердиться, познать собственные способности и возможности. Такая борьба должна проходить в безопасных условиях. В результате у тинейджера формируется чувство уверенности в своих силах. Кроме того, именно юношеский возраст и трудности, которые с ним связаны, помогают человеку научиться самостоятельности, открыть в себе качества, которые в будущем будут помогать ему разрешать возникающие сложные ситуации.
Характерные черты
Переходный возраст характеризуется тем, что у человека активно развиваются познавательные процессы. Подросток переходит к абстрактному мышлению. Ему начинают нравиться рассуждения на отвлеченные темы. Особенности переходного периода заключаются в том, что ощущения и восприятие человека переходят на новый, более высокий уровень. Тинейджер все чаще анализирует свои поступки и действия окружающих, фокусируется на важных вещах, избирательно относится к выбору будущей профессии. Активно развиваются творческие и интеллектуальные способности. Кроме того, меняется мотивационная сфера, которая начинает формироваться на основе четко поставленных целей.
На первом плане - общение
Для тинэйджера наиболее важными людьми становятся товарищи и друзья. Юношеский возраст - это время активного общения со сверстниками. Постоянно контактируя между собой, подростки обучаются социальному взаимодействию. Через общение они удовлетворяют свою потребность в эмоциональных контактах, которая возрастает в переходном возрасте. Большую роль играет и половое созревание человека. У подростка меняется гормональный фон, что приводит к изменению манеры поведения в обществе, интересов и самосознания. На этом этапе важно не ограничивать тинейджера в общении. Это может привести к нервным срывам и затяжным депрессиям. Подросток должен общаться со сверстниками. Ведь это важный фактор формирования собственного мнения.
Подростковый период и его задача
Подростковый переходный период характеризуется тем, что человек переходит на новый уровень в физиологическом и социальном плане. Наиболее важное приобретение, которое влечет за собой юношеский возраст, - это развитие такого чувства, как личная идентичность. Стремление подростка отгородиться от навязчивого внимания родителей можно считать вполне нормальным. Для идентификации себя как взрослой личности тинейджеру нужно побороть эмоциональную эмансипацию. Подросток должен обрести свободу, «перешагнув» детские эмоциональные отношения. Чтобы вступить во взрослую жизнь, человеку необходимо обрести интеллектуальную независимость.
В период переходного возраста тинейджер учится критически мыслить, начинает самостоятельно решать важные вопросы. Поведенческая автономия, которая проявляется в разнообразных жизненных сферах, также является показателем взросления. Подросток сам выбирает свой стиль одежды, круг общения, интересы и предпочтения. Этот период не несет в себе страшных последствий или эксцессов. Родителям нужно лишь относиться снисходительно, спокойно и с пониманием к своему ребенку.
Возраст |
Эмоциональность (выражение чувств, страхи) |
Утверждение личности (поиски себя, желания, интересы) |
Социальные отношения (родители, братья и сестры, друзья) |
Непринужденный, довольный жизнью, обычно веселое настроение. Один из наиболее счастливых периодов, страхов немного. Главные причины слез - гнев, испуг, боязнь темноты. Соревновательный дух мало проявляется |
Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, планы на будущее расплывчаты. Желание обладать собственностью. Любит деятельность вне дома |
Очень связан с родителями, любящий, экспансивный, любит участвовать в семейных делах. Спорит с братьями и сестрами, у девочек сложные и напряженные отношения с одной или несколькими близкими подругами. Мальчики объединяются в группы |
|
Чувствителен, стремится к самоутверждению, перепады настроения, взрывы злости и агрессивности, страсть к спорам. Беспокойный и пугливый: боится животных, темноты, высоты. Соревновательный дух и жажда мести. Частые слезы, гнев, разочарование |
Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с другими, не любит критики. Появляются мысли о будущем. Желание обладать собственностью. Страсть к коллекционированию |
Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь семьи, но любит участвовать в семейных делах. Дерется с братьями и сестрами, глубоко сердечные и в то же время сложные отношения между девочками. Мальчики собираются компаниями |
|
Уравновешенный, медлительный. Лучше контролирует себя, чувство юмора. Меньше огорчений, легче поддается грусти. Меньше страхов, социальная озабоченность. Боязнь темноты, змей, толпы, менее агрессивен |
Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о себе более объективно. Желание обладать собственностью. Более реальные и более определенные планы. Интерес к природе |
Полон расположения к матери. Чувствует себя ближе к отцу, чем раньше. Любит семью и семейные дела, но начинает искать общества друзей вне семьи. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Девочки начинают дружить с мальчиками |
|
Занят самим собой, углублен в себя. Больше размышляет, страсть к тайнам. Самый несчастливый возраст: подвержен разочарованиям и депрессии, очень раним. Менее пугливый. Беспокойство по поводу школьных занятий. Социальные страхи, желание успеха |
Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни. Любовь к одиночеству. Стремление стать взрослым. Интерес к своей карьере и браку. Желание мира и счастья другим. Личные пристрастия, любит спорт |
Меньше близости и меньше доверия в отношениях с родителями. Заметно старается не участвовать в семейных делах. Хорошие отношения с братьями и сестрами, особенно со старшими или гораздо более младшими. Мальчики менее общительны, чем в 12 лет. Девочки тянутся к мальчикам старше себя |
|
Экспансивный и возбужденный, экстравертный, чувство юмора. Более веселый, капризы, плохое настроение. Школа, светская жизнь, собственная внешность вызывает наибольшее беспокойство. Соревновательный дух, желание хорошо сделать дело |
Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, чтобы его любили, стремление к независимости. Стремление стать взрослым. Желание видеть мир лучшим. Социальные интересы и социальная активность, более уравновешенный |
Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. Испытывает необходимость разрушить мосты и утвердить свою независимость. Трудности с братьями и сестрами близкого возраста. Образование групп и компаний на базе общих интересов. Девочки больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками |
|
Перепады настроения и апатия, склонность к критике, стремление скрывать свои чувства. Социальные страхи. Стремление к популярности и свободе, утверждение собственного мнения |
Интерес к тому, что отличает взрослых друг от друга. Желание личного счастья. Индивидуальные вкусы и интересы становятся определеннее |
Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви отвергаются. Получает основное удовлетворение от общественной жизни среди друзей и вне дома. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Смешанные компании, в которых развиваются отношения и возникает дружба с теми, кого выбирают сами |
|
Доброжелательный и уживчивый. Более сговорчивый и терпимый. Беспокойство о будущем. Забота о своей внешности. Стремление к социальным успехам |
Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние равновесия и уверенности. Стремление к счастью, успехам и личным достижениям |
Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество друзей обществу родителей. Защитник младших братьев и сестер, хорошее взаимопонимание со старшими братьями и сестрами. Друзья воспринимаются как очень важный фактор в жизни |
Некоторые моменты поведения, например когда ребенок в десять лет не моется, не интересуется нуждами семьи, зависят только от воспитания. И исследование несовершенно не только потому, что проводилось давно, - ему вредит то, что проводилось оно среди детей из пуританских семей, а зафиксированные данные о реакциях рассматриваются относительно произвольно взятой нормы, которая тем не менее определяет «минимальный» возраст.
С мальчиками о мастурбации говорят не раньше, чем им исполняется двенадцать.
К четырнадцати годам ночные поллюции приводят, согласно опросу, к чувству вины. Если учесть, что эти дети принадлежат к лютеранским или анабаптистским семьям, то надо учитывать некую заторможенность сексуальной активности. Исследователи не фиксируют интереса девочек к мальчикам ранее пятнадцати лет. И они видят в нем лишь социальный феномен, тогда как речь идет о страстной любви и сексуальных отношениях. Ничего не говорится о многочисленном опыте «пар», вступивших в половые отношения в шестнадцать лет.
В этом возрасте, согласно Жезеллу, подростки еще занимаются мастурбацией. В наше время хорошо известно, что сексуальные игры и страстная влюбленность начинаются в шесть-семь лет. Подавлять их до двенадцати - то же, что адаптировать книги для детей.
Жезелл вполне определенно не исключает, что такое может происходить и раньше, но, согласно исследованию, среди тех, кого опросили, раньше десяти лет этого не случалось.
Считается, что девочки интересуются ростом своей груди лет с одиннадцати. На самом деле - гораздо раньше.
Рассмотрим то, что заметнее всего: признаки физического развития. Из таблицы видно, что между мальчиками и девочками нет разницы в роете, но у девочек уже наблюдаются признаки половой зрелости, пубертата, тогда как у большинства мальчиков таких видимых признаков еще нет.
Это не так. У девочек появляется грудь, у мальчиков - пушок над верхней губой. Физические изменения видны у них, как и у девочек, но изменения эти другие. Девочки становятся красивее, мальчики чаще всего - дисгармоничнее. Между двумя полами имеется существенная разница.
Появление пушка у основания пениса, в двенадцать лет.
Это может произойти и раньше. Как бы там ни было, это еще никому не придавало социальной значимости...
Еще одно наблюдение касательно мальчиков одиннадцати лет: эрекция (возможно, вызванная прикосновениями в ходе игры или драки) появляется в результате неэротических стимулов.
Почему «неэротических»? Все это и есть настоящая эротика! Когда мальчики взбираются по канату, у них может возникнуть эрекция, конечно, она не является любовным проявлением, но сексуальным возбуждением быть не перестает. И кроме того, в стычках между мальчишками, в потасовках возникает вражда, соперничество. Решается вопрос, кто первый, кто повелитель, кто слуга, что не так уж чуждо области сексуальной.
В период от десяти до двенадцати лет сон тоже эволюционирует. Жезелл изучал частоту снов и их природу. Во время пубертата есть период - он наступает раньше или позднее, это зависит от индивида, - когда снятся кошмары разной степени тяжести.
Кошмары неизбежны, поскольку в пубертатный период кончается латентность: пубертат соответствует умиранию детства. Бывают кошмары, когда ребенку снится, что его убивают или что убивает он. Обязательно надо выбраться из этого. До наступления пубертата это невозможно сделать иначе, чем через кошмары. Не знаю, можно ли с уверенностью говорить о том, что приятные сны доминируют над кошмарами начиная с тринадцати лет. Но это может соответствовать концу латентного периода.
Различные виды тиков также присущи отроческому развитию. У очень многих детей наблюдается некоторая физическая неловкость, особенно когда они говорят. Подростки не знают, куда им девать руки, переминаются с ноги на ногу. К этому добавляются и разнообразные тики лица.
Мы наблюдаем такие тики в основном у юных горожан, они гораздо реже встречаются у деревенских жителей. Городские дети вынуждены сдерживать свои двигательные функции. Подергивающееся лицо, неловкие движения в их случае связаны еще и с социально-воспитательным фактором. Тем не менее эта стадия эмоционального развития не является неотвратимой.
Жители деревень двигаются куда более уверенно. Тех, кто плохо себя контролирует, городская жизнь приговаривает к вечно напряженному выражению лица. В Соединенных Штатах еще больше, чем у нас. По крайней мере, в Соединенных Штатах двадцать лет назад.
Время, обозначенное для сна, изумляет. В социально-воспитательном аспекте это требует принудительных мер. В двенадцать лет - девять часов тридцать минут сна, годом старше - девять часов. Однако между делом девять часов уже превратились в девять тридцать. Режим пансиона. Теперь об этом можно только мечтать. Нынче, не по причине ли телевидения, отмечается нехватка сна у детей.
Что касается социальных отношений - в докладе подчеркивается, что братья и сестры много спорят.
Споры прекращаются к пятнадцати годам, замечает Жезелл. Это правда. С того момента, как у подростка появились настоящие эмоциональные или сексуальные отношения, братья и сестры перестают его интересовать. Кроме того, это зависит еще и от окружающего общества. Мальчики в тринадцать лет менее общительны, чем в двенадцать, девочкам хочется общаться с мальчиками старше себя. Мальчики тоже ищут общества девочек старше, чем они сами.
Если говорить об общении в группе, десятилетние девочки, согласно исследованию, склоняются больше к влюбленной дружбе с другой девочкой, а мальчики предпочитают собираться компаниями. Не начали ли современные девочки тоже собираться компаниями?
Надо сказать, что начиная с десяти лет мальчики и девочки стремятся входить в группу по двое. И когда они в компании, им удобнее тоже ходить вдвоем. Но быть только вдвоем им недостаточно, вдвоем им хорошо, когда они моложе. Сейчас им нужно быть вдвоем, чтобы присоединиться к группе, в которую они собираются войти. Но они не остаются в этой группе парой. Они - дуэт и однажды входят в группировку, где дуэты распадаются на маленькие группки или другие дуэты.
Так же как девочки ходят на танцы вдвоем...
Совершенно верно. На первые танцы они идут вдвоем, и мальчики тоже. Они придают друг другу уверенности, необходимой, чтобы туда пойти. Так же как мальчики для начала идут в бордель вдвоем, иногда втроем, но чаще вдвоем, а в одиночку в первый раз никогда не пойдут, не осмелятся. Это потом, когда они уже познакомятся с какой-нибудь Зоэ или Жюли. они будут ходить туда поодиночке. Потому что трамплин для вхождения в общество - это другой, alter ego , и они не «успокаивают» друг друга, они вдвоем сталкиваются с жизнью одновременно, одновременно вступают в группу и становятся членами этой группы. У них одинаковая степень понимания и одинаковый опыт.
До девяти-десяти лет таким сопровождающим может быть брат, сестра, взрослый брат, но не приятель или приятельница того же пола. Не ходят в компании и с товарищами другого пола. Во время пубертатного периода поиски другого пола и новых открытий легче совершать вдвоем.
Это очень важно отметить, ибо это одна из фундаментальных вещей. Так было с незапамятных времен. Во времена «Отверженных» или в наше время - так было всегда. Явление тандема продолжает наблюдаться и у взрослых, которым не случилось обрести веру в себя. Очень многие молодые женщины обмениваются личными вещами. Молодой человек начинает заниматься теннисом, потому что встретил своего товарища, который им занимается. Тогда как он и сам прекрасно мог записаться в теннисный клуб. Или заняться спортивной ходьбой. Приходит другой, говорит: «Пошли, будем заниматься вместе!» Почему? Это необязательно. Каждый получает удовольствие только для себя.
То же мы видим при посещении кино. Многие взрослые, особенно те, кто в годах, выбирают для себя фильм и идут в кино в одиночку. Но множество молодых людей, несмотря на то что на каждом углу несколько кинозалов и можно смотреть разные фильмы, идут на один и тот же, который ценен только тем, что можно сидеть в темном зале рядом с приятелем. А не с девушкой, которую можно облапать.
В американском обществе шестидесятых годов мальчики отделяются от девочек, однако нет ни малейшего признака, указывающего на гомосексуальность.
Ничего подобного. Когда в исследовании указывают: «без эротизма», то хотят сказать «гомосексуальный». Когда говорится «интересуется кем-то», имеется в виду «гомосексуальный». Они интересуются девочками, но совсем не так, как мальчиками.
Маргерит Дюрас [Дюрас Маргерит (р. 1914) - фр. писательница, сценарист, режиссер.] в одном из интервью 1987 года несколько дерзко заявила: «Все мужчины - гомосексуалисты».
Все женщины тоже, все человеческие существа. Она имела в виду эгоизм не только на сексуальной почве, распространенный более среди мужчин, чем среди женщин. Эгоизм поведения, даже когда внешне мужчина разделяет с женщиной ее радость, даже когда он дарит женщине эту радость. Думаю, это поведение запоздалого подростка. Молодые девушки бывают озабочены тем, что могут принести ребенка мужчине, которого они любят, тогда как мужчина, сделавший девушке ребенка, считает, что «это не его вопрос». «Это не мои проблемы, я ничего не хочу знать об этом», - говорит он. Так что девушка несет всю ответственность, для нее это ребенок именно от того, кого она любит.
Согласно Дюрас, даже когда мужчина стремится к тому, чтобы вызвать у женщины оргазм, это всего лишь глубоко эгоистичная гордость самца. Можно ли утверждать это с такой категоричностью?
Думаю, это частично объясняется нашим нынешним общим неврозом, идущим от затянувшегося отрочества у молодых людей, не получивших ни материнского, ни отцовского воспитания. Матери их любят, отцы направляют, но не воспитывают. Уж чем-чем, а воспитанием чувств у мальчиков отцы не занимаются.
Отцам часто кажется, что они не могут говорить с мальчиками; даже когда те сами пытаются, они их не слушают.
Отцы не находят слов. Они и не могут их найти, потому что молодой человек защищает свою частную жизнь от вторжения.
Отцы не находят слов. Они и не могут их найти, потому что молодой человек защищает свою частную жизнь от вторжения. Думаю, что молодые люди гораздо больше, чем на слова, реагируют на поступки. Пусть отец не пускается в рассуждения, но просто живет в совершенном согласии с теми ценностями, которые якобы защищает в реальной жизни. Если это не так, то все, что он говорит, воспринимается как пустое морализаторство или же нечто теоретическое. Важен жизненный пример. В самом деле, молодому человеку хочется спорить со взрослым, который твердо придерживается своих принципов. Это хорошо, когда можешь сказать: «Я не хочу работать как ты, не хочу жить как ты, не хочу, чтобы мне нравилось то же, что и тебе, ни за что!» Но надо, по крайней мере, иметь возможность это сказать. И надо, чтобы взрослый смог привести свои контрдоводы.
Нельзя, чтобы взрослый заискивал перед подростком, говоря ему: «Я буду делать то, что тебе нравится, буду говорить с тобой так, как ты хочешь, буду использовать твой словарь». Даже если он этого захочет, у него ничего не получится. У них либо нет собственного словаря, либо они выдумывают звукоподражания, код специально для того, чтобы отличаться от всех.
Какова «хронология» поступления информации о вопросах пола, когда узнают о месячных, о сексуальных отношениях и деторождении? Согласно Жезеллу, эти сведения начинают поступать с одиннадцати лет.
В большинстве случаев к одиннадцати годам дети уже в курсе дела. Замечу, кстати, как я недавно говорила ученикам третьего класса: я нахожу ужасным, когда молодым людям пятнадцати лет рассказывают о противозачаточных средствах, но никогда при этом никто - ни в школе, ни вообще в жизни - не говорил с ними о благородстве зачатия. Или нужно раз в году. пригласив матерей и отцов, говорить с ними о том, что такое отец, что такое отцовство, что такое осознание материнства, что такое законнорожденный ребенок или усыновленный, что такое вступление в мир. Все эти понятия, соединившись с тем, что говорят отец и мать, позволят ребенку по достоинству оценить таинство зачатия и опекунскую роль, прямую или косвенную роль взрослых во время взросления подростка.
Подросткам говорят о средствах против зачатия. И никогда не возвышают самого явления.
А тут ни с того ни с сего им говорят о средствах против зачатия. И никогда не возвышают самого явления. Я думаю, это очень серьезный момент, и надо немедленно начинать в школах уроки полового воспитания, чтобы дети приучались достойно воспринимать факт собственного рождения, каковы бы ни были родители, пусть они даже расстались или, того хуже, даже если есть только один из них, а имя другого неизвестно. Родилась новая жизнь, а значит, интересно и важно только зачатие. Думаю, если этому не научить, не научить и пользоваться противозачаточными средствами таким образом, чтобы это не принесло сомнительного эффекта в процессе воспитания.
«Кому бы мне понравиться?» Этот постулат ведет девочек к тому, что они интересуются лишь своими женскими качествами, годными для обольщения, вместо того чтобы думать о том, как они будут воздействовать на чувства другого.
Как вам кажется, имеет ли значение следующее наблюдение - снижение интереса к сексуальным вопросам у девочек тринадцати лет? Американские анкеты, впрочем, показывают, что четырнадцатилетние девочки проявляют большой интерес к реакции на них мальчиков и к процессу деторождения. Но кажется, к самой сексуальности они весьма равнодушны.
Если они интересуются социальными аспектами взаимоотношений между полами, значит, начинают отвергать сексуальность. Особенно американские дети. Они озабочены своей результативностью, вместо того чтобы беспокоиться о вопросах бытия и восприятия себя как личности. Попытки мальчика привлечь к себе внимание и очаровать носят истерический характер. Позиция, которая состоит в том, чтобы видеть в другом человеке лишь объект для соблазнения, все-таки отрицает сексуальность. Окаменевшие принципы воспитания, когда девочка в качестве напутствия получает только одно: «Кому бы мне понравиться?» Этот постулат и есть возбудитель коллективного этического невроза, который ведет девочек к тому, что они интересуются лишь своими женскими качествами, годными для обольщения, вместо того чтобы думать о том, как они будут воздействовать на чувства другого.
Ритуалы переходного периода и отроческие планы
СОВРЕМЕННАЯ ПРИТЧА
Когда я была еще совсем молодым психоаналитиком, вскоре после Второй мировой войны, у меня проходил курс один лицеист; его послали к психотерапевту, и не потому, что он был плохим учеником, просто учителя были в отчаянии, потому что мальчик все время витал в облаках.
Иногда я посещала лицей Клода Бернара, где было открыто психопедагогическое отделение для учеников, которые хорошо успевали в начальных классах и стали получать плохие отметки в шестом-седьмом.
Почти у всех показатель интеллектуального разви-тия (IQ) был 135 [То есть высокий.].
В метро я встретила соседку, у которой была мастерская нарядного женского белья, она отправлялась туда по утрам в то же самое время, что и я в школу на психотерапевтические приемы. По ходу разговора она спросила:
Доктор, а чем вы заняты именно сейчас?
Детьми, которым в школе приходится трудно, хотя они умные и способные. Какой-то шок, эмоциональное потрясение перевернуло их психику, и теперь они не могут сосредоточиться.
Ах, если бы вы знали, у моего сына Кристиана тоже самое! Я не знаю, что делать. Он потерял отца, егоубили на войне... Мальчик обожает авиацию, но...
Так, так, интересно...
Да, но учителя говорят, что не могут больше держать его в лицее...
Тогда по моему совету она отдала сына в центр Клода Бернара, и я стала заниматься с ним индивидуально. Поддерживающей психотерапии, которая стала в его случае лишь вступлением к психоаналитическим сеансам, оказалось достаточно, чтобы помочь мальчику выйти из этого переходного отроческого состояния.
По ходу наших бесед он рассказал, что в тот период, когда у него начались сны, он начал выполнять обязанности смотрителя в примерочной, в бельевой мастерской своей матери. Он находился в той же комнате, где она принимала клиенток. Мелькающее дамское белье возбуждало его воображение и мешало работать.
Когда он возвращался из лицея, то сразу попадал в маленькую лавочку, где дамы примеряли корсеты и лифчики.
В снах он давал волю своей сексуальности.
Я сказала ему, что это вполне нормально - думать о женщинах. Но чтобы не подвергать себя соблазну и не испытывать ненужной эрекции, он должен попросить у матери разрешения идти из лицея прямо домой - ведь теперь он вырос. Он перестал работать в примерочной. Стал более собран в классе. Мы продолжали наши еженедельные встречи. Во время каждого сеанса он без конца рассказывал мне о самолете, который конструировал вместе с товарищем в подвале их дома. Они работали вдвоем, по вечерам и по выходным. Все остальное настолько его не интересовало, что он не обратил внимания даже на одну практическую «деталь»: единственным выходом из подвала было узкое окно. Самолет, который они в один прекрасный день соберут, был обречен оставаться там, где стоял, но это мне было пока неизвестно. Я следила за тем, как продвигается сборка, он показывал мне планы, рисунки. Наконец я спросила:
Вы уже прикрепили крылья к стрингеру? Как вы думаете вывести самолет из подвала?
Он задумался.
И правда, мы совсем забыли о том дне, когда он должен будет взлететь.
Это не огорчило мальчика. Значит, он преодолел переход в отрочество и расставание с детством.
Чудаковатый сорванец, он жил как бы в двух измерениях: первый уровень - мечтания - побуждал его к напряженной работе над своим самолетом, хотя у него не было никакой возможности вывести самолет из подвала. На уровне реальности это реализовывалось так: он два года работал в свое удовольствие и теперь ни о чем не сожалел, потому что он осуществил свою мечту, построив самолет в подвале материнского дома.
Притча: прекрасная птица, которая не полетит, но которая полетела в нем самом и которая реализовала его мечты в гомосексуальную дружбу.
Вдвоем с другом они делают грандиозный фаллос, который улетит на крыльях... Это сублимированное представление о прекрасной птице. Теперь можно найти себе дело, которое и вправду даст крылья.
Вот прекрасный пример плодотворного замещения [Замещение (по 3. Фрейду) - защитный механизм снижения тревожности с одновременным удовлетворением неприемлемого мотива. Мотив, который не может быть удовлетворен в одной форме, направляется в новое русло. - Примеч. ред ] в обществе, где уничтожены обряды переходного периода в отрочество. Нет больше ни ритуала инициации, ни института ученичества.
В ходе этой психотерапии переход не имел двойственного характера. Мальчик был полон доверия, но не влюблен.
Десять лет спустя, узнав мой адрес в медицинском управлении, этот молодой человек захотел меня увидеть. Он стал пилотом-испытателем. Собирался жениться. Девушка, которую он любил, настаивала, чтобы он бросил свою профессию и только тогда на ней женился. Он хотел быть с ней, но у него не было никакого желания бросать свою рискованную профессию, приносящую к тому же большую зарплату и премии.
Я ей говорю, моей невесте: «Это очень хорошо для женщины. Если я погибну, вдова получит огромную компенсацию». Чего она боится?
Если она любит меня, она должна любить и дело, которым я занимаюсь. Это прекрасное дело, поскольку обеспечивает не только жену, но и вдову.
Он приходил ко мне пять или шесть раз поговорить о своей женитьбе, все раздумывая, надо ли приносить в жертву свою профессию. Потом он прислал письмо, где сообщал, что женится. Последние слова были: «Я теперь уже не в том возрасте, чтобы быть пилотом-испытателем, кроме исключительных случаев, но я готовлю парашютистов».
Я не видела его с тех пор, когда он, будучи лицеистом, рассказывал мне о небесной птице, запертой в подвале дома его матери. Став мужчиной и обретя настоящие крылья, он пришел ко мне за советом: «Как женщине решиться выйти замуж за человека, рискующего умереть молодым?» Он был, судя по всему, осмотрительным и потому выжил.
Ни разу во время наших бесед с Кристианом-лицеистом я не заподозрила, что подвал не похож на гараж с широкими дверями или подвижной стенкой.
Если бы я поторопилась и спросила: «Но как же ты выведешь самолет?» - я бы остановила строительство. Я бы помешала Кристиану. Я могла все испортить. Это как раз то, что слишком часто делают родители по отношению к подросткам.
Тут мы дошли до критического момента: необходимо, чтобы взрослый видел то, что находится в сердце ребенка, а не искал бы в отроческих проектах высокого процента рациональности.
Я знала одного учителя, ученики которого собирались провести целый день всем классом на Эйфелевой башне. Весь класс готовился к этому мероприятию, разрабатывая мельчайшие детали: изучались планы метро, расписание поездов и стоимость билетов.
Учитель знал, что проект невыполним из-за недостатка средств.
В течение трех месяцев он учил их читать, писать и считать, консультируясь по справочникам и планам Парижа, прокладывая маршрут, вырабатывая программу каждого дня. Это было так интересно - выдумывать, изобретать путешествие. Ученики были в латентном периоде: восемь - одиннадцать лет.
Необходимо, чтобы взрослый видел то, что находится в сердце у ребенка, а не искал бы в отроческих проектах высокого процента рациональности.
Учитель не сказал им заранее: «Это невозможно. Мы никогда не наберем необходимую сумму». Тот, кто знал о том, что цель недостижима, не сказал об этом. Я считаю, что это и есть воспитание.
В фазе латентности уже недостаточно снов маленького мальчика из «Прекрасного апельсинного дерева» [«Мое прекрасное апельсинное дерево» - автобиографический роман Хосе Мауро де Васконселоса (1882-1959), мексиканского писателя. философа и государственного деятеля. - Примеч. ред. ], который стремился, в соответствии с возрастом, к поэтическому созиданию, к волшебству. Дети хотят конкретики. Позднее, когда они уже не были учениками, они встретились с учителем.
Помните наше путешествие на Эйфелеву башню? Это было потрясающе!
Путешествие?.. Но его никогда не было.
Как это не было?
Они забыли, что проект не был претворен в жизнь.
Так взрослые выдумывают газеты, которые никогда не выйдут в свет, изобретатели делают модели новых машин, которые никогда не будут ездить...
Человеку необходимы проекты. Старая нация страдает от недостатка великих дерзаний. Утопия - это реальность завтрашнего дня.
Человеку необходимы проекты. Старая нация страдает от недостатка великих дерзаний. Утопия - это реальность завтрашнего дня. Политики раздают обещания, не имея программы прихода к власти. Великие реформы рождает новаторский дух. Их могут не довести до конца, но важно попытаться. По крайней мере, это даст простор полезному опыту и будет способствовать появлению новых идей, умственному развитию.
Взрослые только разрушают мир, в котором хотят укрыться подростки, говоря им: «Это невозможно».
Взрослые же только разрушают мир, в котором хотят укрыться подростки, говоря им: «Это невозможно».
СМЕРТЬ-ИНИЦИАЦИЯ И ПОБЕГ
В самых старых ритуалах инициации у племен, расселившихся от Австралии до Южной Африки, от Огненной Земли до Океании, вплоть до Таити, есть один общий момент - присутствие в драматургии ритуала смерти-инициации.
Новички неофиты должны, для того чтобы перейти в другое качество, пройти через умирание детства.
Символическое отделение от матери представляется в драматической манере. Испытание огнем у аборигенов, вероятно, наиболее архаичная церемония посвящения в мужчины. Новообращенный, которого символически убивают, противостоит мифической силе, знающей тайну, соединяющую небо и землю.
Обрезание - это действие, совершаемое Высшим Духом, которое осуществляется специальными людьми и ритуальными инструментами. Кровь - главный элемент этого священнодействия.
Церемонии сопровождаются мычанием, ревом, который имитирует мужчина: в соответствии с религиозными представлениями первобытных людей - выражение мужской созидательной способности и стихийного темного начала «грома небесного».
В Западной Африке, у племен сереров и уолофов, обрезание делается поздно: от пятнадцати до двадцати лет, поскольку оно связывается с возмужанием.
Этнолог Арнольд ван Женнеп объясняет, почему варьируется возраст обрезания: вопреки всеобщему заблуждению, это не ритуал, а социальный акт, связанный с наступлением периода полового созревания (в соматическом смысле).
Общество всегда различало зрелость психологическую и зрелость социальную.
У мальчиков надрез означает ритуальное превращение неофита в женщину: определенный этап, на котором неофит посредством ритуального действа символически утрачивает на время мужскую способность давать жизнь себе подобным.
Обряды инициации, вероятно, соотносятся с представлением о символической кастрации. Я полагаю, это главное, что мы сегодня должны запомнить из этих этнологических наблюдений.
Коллективные испытания помогают молодым людям преодолеть чувство вины, какого-то нарушения, от которого страдают юные существа, так как переходный период, который подросток пережил один, без поддержки, переживается как нарушение. В этом периоде необходимо присутствие какой-либо опасности, угрозы, которой должно противостоять. Нарушение оборачивается в этом случае инициацией, и страх изнасиловать кого-нибудь или быть изнасилованным (или кастрированным) исчезает.
Индивидуальная реализация подростка не является его инициацией в социальную жизнь, Жизнь группы, как это было в родовых обществах.
Проект не может заменить ритуалы переходного периода. Но возможно, способен облегчить его.
Ритуалы перехода служили общине, которой необходимо было сохранить всех своих членов, они позволяли привлечь в клан молодых, дать им возможность столкнуться с опасностью, находясь в лоне племени, и эти опасности - ритуалы инициации. Страшные. Надо быть необыкновенным, чтобы выдержать их живым. Общество как бы предлагает модель.
В наше время, когда ни семейной, ни социальной модели нет, да и пример отца становится все относительнее, ритуалов инициации не существует, но, может быть, юношеский проект, мечта, и есть в какой-то степени испытание опасностью с известной долей осторожности, то самое, что поможет умереть детству, чтобы его носитель мог перейти на другой уровень зрелости в коллективной жизни.
Первый этап - это возможность заработать немного денег. Это камень преткновения для нынешних молодых. Иметь свое жилище, подругу, возможность завести детей. И это не признак времени, этот идеал вечен.
В фильме «Июльское свидание» небольшая компания приятелей мечтает отправиться в Африку, к пигмеям. «Глава экспедиции» стучится во все двери, чтобы собрать необходимые средства. Дело затягивается. Идут долгие разговоры между членами экспедиции. И в тот день, когда он, торжествуя, объявляет им: «Все готово, можем выступать!» - оказывается, что некоторые уже охладели и очарование давней мечты для них пропало.
Подростка характеризует то, что он фиксируется на длительном проекте, который вынашивает во времени и пространстве, отличном от тех, в которых он жил до сих пор.
Это похоже на бегство, но бегство не преступное, если только родители, в тревоге своей, не расценят его как «трансагрессивное».
Это действительно побег. Побег-уловка отрицательного свойства, знак того, что ребенок достиг фазы отрочества и что он не видит выхода своим импульсам в реальности. Он совершает «побег», замыкаясь в себе самом, или действительно бежит из дома (см. Приложение II).
Хорошее решение - подпитывать мечту подростка, которая вот-вот осуществится.
Наблюдали ли вы и содействовали ли переходному периоду в жизни ваших собственных детей?
«Бегство» моих сыновей никто не подавлял, поскольку у них было достаточно возможностей пуститься в далеко идущие мечтания. Это и объясняет тот факт, что я не заметила трудностей их перехода во взрослое состояние из отрочества. С шестнадцати лет они путешествовали на дальние расстояния. Они были к этому подготовлены. Я уважала их свободу. Очень рано они начали проводить каникулы за границей, каждое лето в другой семье. Жан (Карлос), старший, писал мне письма. Он писал как репортер. Гриша (Грегуар) звонил. Он был лаконичен. На мои вопросы отвечал только «да» или «нет». Я не знала, нравится ли ему за границей, или это угнетает его.
Ты еще хочешь мне что-нибудь сказать?
Через три дня получаю от него письмо: «Как хорошо мы поговорили с тобой по телефону!» У него в памяти осталось полным-полно интересных сюжетов.
Когда часть пути уже пройдена, система «вопрос-ответ» уже не срабатывает. «Что ты делаешь?» - это не тот вопрос, который нужно задавать ребенку. Лучше спросить: «У тебя есть приятель, который встречается с девочками?» Подразумевается: «Что бы ты мне ни сказал, я никому не скажу, все останется между нами». Прежде всего установите доверие. Это приоритет приоритетов.
Поведение взрослых часто усугубляет трудности подростков.
Должна сказать, что отрочество для моих детей было периодом экспансии. С шестнадцати лет они путешествовали совершенно одни: в Югославию, Турцию. Мой сын Гриша был в Перу. В семнадцать лет - в Южной Африке, в следующем году - на Кубе.
Поведение взрослых часто усугубляет трудности подростков.
Отрочество само подготавливает отделение от родителей еще в латентной фазе - в контролируемом виде. Так, в двенадцать-тринадцать лет они могут предложить в виде крайности отправить их путешествовать, родители согласятся, и они уедут на родительские деньги и при их участии. Они приобретают удивительный опыт, не порывая связующей нити со своей семьей (потребность, возникающая на разных этапах), которая не мешает им отдалиться, все время, впрочем, сообщая о своих делах. В этом один из секретов, как пережить отрочество.
Когда мои сыновья стали уходить из дома по своим делам, между ними и их отцом, который хотел их контролировать, возникло напряжение.
Ты ушел в таком-то часу. Что ты делал?
Ничего страшного в этом нет, если это говорится раз-другой. Мой муж установил порядок «до полуночи», а Жан пришел позже. И решил уйти из дома. Младший остался, но перестал разговаривать с отцом. Он нашел себе другое прибежище и другое общение.
Молодые люди, которые в 1988 году остаются дома, больше всего ценят семью, верность, любовь, здоровье. Это запоздалые подростки.
Внешний вид молодых не более чем дань моде. Не групповое ли это самоутверждение, манера одеваться, или это самозащита?
Одно связано с другим. Требование быть одинаково одетыми от шести до одиннадцати лет потом, в отрочестве, рождает парадоксальные различия между ними. Именно потому, что они не хотят быть похожими друг на друга внутренне, они носят одинаковую одежду. Они делают вид, что совершенно не интересуются своим внешним видом и мнением своих товарищей, в то время как единственные, от кого они зависят, - это папа с мамой.
На стадии отрочества наблюдается та же са-мая «маскировка»: они мечтают об одежде своего клана, о своем «прикиде» - панки, рокеры, «баба́ кул», «нью вейв»... Подлинную непохожесть молодые прячут внутри. Мой сын Жан никогда не обращал внимания на то, что он носит... кроме обуви: ему хотелось иметь остроносые ботинки - тогда такие были в моде. Он носил безвкусные, на мой взгляд, вещи. С подметками плохого качества. Они быстро снашивались. Но остроносые ботинки были для него чем-то вроде фетиша. Меня это удивляло. У мальчиков бывает гомосексуальный период, когда они проявляют преувеличенное внимание к своей одежде.
Наблюдение противоречивого свойства. Значение обуви для разутого поколения... Молодым нравится ходить босиком круглый год.
Современные мальчики придают большее значение обуви, чем девочки. Они покупают чилийскую и бразильскую обувь. У моих детей были деньги на покупку одежды. Они сами ходили в магазины и покупали себе вещи. Однажды Жан попросил меня пойти с ним, чтобы продавщица на него «не давила»: «Ты не будешь на меня давить. А она хочет, чтобы я купил то, что мне не нравится». Он говорил «да», что бы ему ни предлагали.
Ты со всем соглашаешься.
Я соглашаюсь, потому что жду, что ты решишь за меня.
Гриша совершенно не интересовался тем, что и как на нем надето. Он мог купить пуловер и прийти домой с разорванным рукавом, даже не помня, за что он зацепился.
У тебя порван рукав...
А-а, зато не жарко!
Отрочество - очень подходящее время для того, чтобы научить подростка как можно раньше нести за себя ответственность, не споря с ним.
Не оспаривать - не значит одобрять. В атмосфере взаимного доверия глобальное отрицание есть взаимное право. Не глобальное отрицание личности, нет, речь идет об отказе от общих установок, когда люди уславливаются о сосуществовании при явных разногласиях между собой и делают это при открытых дверях.
Когда молодые хотят покинуть семейную среду и испытывают трудности: им уже восемнадцать - двадцать лет, а взрослые злоупотребляют своей властью, - тогда и рождается этот варварский неологизм «парентэктомия» (семейное хирургическое вмешательство), будто речь идет об ампутации.
Парентэктомия! Хирургический образ выглядит жестоко, но он правильно выражает необходимость «резать по живому», чтобы запоздалый подросток смог наконец освободиться от семейных пут.
Ваше отрочество? Что более всего запомнилось вам о той поре?
Терпение. Я знала, что должна ждать. Я знала, что уйти не могу, у меня не было ни единого су, я даже не могла купить билет на автобус. У меня не было никакой свободы для маневра. И я терпеливо сносила свое положение, имея в виду единственную перспективу - получить возможность жить сама по себе, когда достигну совершеннолетия.
Если у подростка есть какой-нибудь проект, пусть даже долгосрочный, это его спасет. Нужно, чтобы что-то питало его замыслы. Это то, что делает ожидание терпимым, когда ты в чистилище юности, в состоянии бессилия и экономической зависимости. Мать помогла мне понять то, чего именно я хотела, самим фактом своего сопротивления.
Подросток: как пережить взросление?
Каждый любящий родитель мечтает о том, чтобы его чадо училось на одни пятерки — или, хотя бы, на четверки и пятерки. Однако не все понимают, что эффективность обучения зависит не только от пожеланий мам и пап, но и от возможностей ребенка. Объективной помехой на дороге к знаниям может стать бурная перестройка всего подростка, называемая "переходный период". Как его пережить с наименьшими потерями?
Подростки взрослеют незаметно
Чаще всего и родители, и педагоги связывают проблемы обучения с уровнем интеллектуального развития. Отсюда и вопросы: "Почему он плохо учится, ведь совсем не дурак?". В действительности же ребенок может плохо учиться из-за снижения работоспособности, связанного с возрастными перестроениями его организма.
Младшие тинейджеры пока не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению. Они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, легко поддаются влиянию.
Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового: подростки взрослеют незаметно, оставаясь во многом детьми. В этом возрасте учебная деятельность и школа постепенно перестает быть основной и самой важной задачей.
В период пубертата происходят изменения на всех уровнях, в первую очередь на биологическом, а также на психологическом и социальном. Меняется интенсивность физиологических процессов, гормональный фон, функции органов.
Отсюда и нескладность
Рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. У девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается ими очень тяжело. Объём сердца увеличивается за пубертатный период в два раза, при этом происходят значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли. Зачастую врачи ставят подросткам диагноз: вегетососудистая дистония.
Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте происходит как бы "взрыв" деятельности гипотоламо-гипофизарной и эндокринной систем. Это ведет к изменению гормонального статуса. Гормон роста — один из основных гормонов гипофиза — стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Его выработка достигает пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.
Другой гормон этой железы воздействует на увеличение костной и мышечной ткани. Он же усиливает приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В этом состоит биологическая основа, которая в подростковом возрасте обеспечивает усвоение знаний, а также выработку и закрепление трудовых и жизненных навыков.
Да и нервы теряют устойчивость
Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, "управляется" гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка. Изменения гормонального статуса, характерные для пубертатного периода, обуславливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов.
Но и это еще не все. Состояние нервной системы подростка становится неустойчивым. Поэтому в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Внешние признаки этого — повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.
Наш мозг развивается неравномерно — есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних его отделов и начинается бурное развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь и четырнадцать лет. И в каждый период между кризисами меняется характер и способ восприятия действительности — в зависимости от развития тех или иных отделов головного мозга.
Конкретное мышление сменяется логическим
У ребенка на протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Но вот в период полового созревания снова усиливается подкорковая активность (об этом говорят данные электроэнцефалографических исследований). Этим-то и объясняется естественное снижение продуктивности умственной деятельности старшего школьника из-за того, что конкретное мышление сменяется логическим. Неудивительно, что школьная успеваемость падает, хотя вроде бы закономерность должна быть обратная — с возрастом должен быть все нарастающий прогресс.
В психологическом плане появляется стремление стать более самостоятельной, независимой от родителей личностью. Главным становится интимно-личностное общение со сверстниками. Новый для подростка механизм логического мышления приводит к росту критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.
Детские психологи уверены: человек должен пройти все естественные стадии своего развития — наиграться всласть, подраться со сверстниками в . Повсеместно распространенные школы раннего развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, — это просто конъюнктурный заказ, не оправданный потребностями ребенка. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его развитие завершается к 15 — 16 годам с созреванием лобных долей.
Назначение лобных долей — контроль. Ребенок становится Личностью, когда он научается контролировать себя — то есть нести ответственность за свои поступки. Подростковый период развития ребенка — последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера.
Познать свое место в мире
Подросток хочет познать не только себя, но и свое место в мире, который он исследует эмпирически. Любое "асоциальное", с точки зрения взрослых, поведение сам тинейджер рассматривает, скорее, как… исследовательское. Естественно, те рамки, в которых он вынужден существовать в учебном заведении, ему тесны. Школа не дает ответы на те вопросы, которые волнуют старшего школьника. И это еще одна причина конфликта ученика с учебой.
Но родителям нельзя относиться к подрастающему чаду слишком прямолинейно и думать, что обязательно у него будет спад в обучении. В этом возрасте определяются предпочтения в учебных дисциплинах. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Школьные занятия впервые превращаются не в деятельность для получения оценок, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретают личностный смысл и ценность.
Если смотреть на все эти метаморфозы как бы со стороны, то можно вообразить, как бурно развивающаяся личность освобождается от старой оболочки, ставшей тесной, и появляется некое неведомое существо. Этот процесс происходит иногда постепенно, исподволь, а иногда внезапно и сразу. И зачастую даже опытные школьные педагоги не поспевают за эскалацией мыслей и чувств подрастающих юношей и девушек.
Изменившееся поведение подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т. д. К ним пытаются применять меры общественного или административного воздействия, в то время как нужно просто на новом уровне выстраивать отношения со взрослеющим человеком. Наступит время, когда гормональные бури улягутся, но если тинейджер успел стать "трудным" из-за неправильного воспитания, улучшение его физического состояния не приведет к его автоматическому исправлению.
Все-таки взрослым надо не забывать, что главная особенность подростка — не агрессия, а личностная нестабильность. В нем борются противоположные черты и устремления, определяя противоречивость характера и поведения.
Психологи советуют:
— Сгладить все проблемы отроческого возраста можно за счет хорошего психологического климата в семье. Вместе с тем на подростка положительно влияют высокий статус в среде сверстников, наличие жизненных перспектив, а также хобби. Родители должны понимать, что перепады настроения в этом возрасте являются нормой. Помочь своему отпрыску восстановить эмоциональный баланс можно с помощью прогулок на природе, травяных чаев, ванн с хвоей и солью.
— Чаще говорите ребенку, что вы его любите: еще никого не испортил избыток родительской любви. Он нуждается в этом, даже если отчаянно показывает свою независимость от вашего мнения. Примите своего ребенка в обоих его проявлениях, взрослом и детском. Ведь ему требуется ваша любовь, и несмотря ни на что, вы для него — самый большой авторитет.
— Для многих родителей, которые считают, что успешность и отличная учеба — это синонимы, можно напомнить позицию профессионалов: успешность зависит не от количества пятерок в аттестате, а от умения общаться, находить общий язык с разными людьми, от способности вступать в конкурентные отношения с другими. Кроме того, очень пригодятся навыки ориентироваться в жизненных ситуациях, умение ставить собственные цели и самостоятельно их добиваться и много другого, чему отчасти можно научиться в школе, но это не называется школьной успеваемостью и не оценивается в пятерках.
Комментарий эксперта
Наталья Куинджи, главный научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД (научный центр здоровья детей) РАМН, доктор медицинских наук, профессор:
Я целиком и полностью согласна с тем, что с началом гормональной перестройки в организме подростка снижается восприимчивость к информации, становится хуже память, замедляются все умственные процессы. При этом естественные физиологические изменения накладываются на повышенную физическую и интеллектуальную нагрузку, и происходит некий конфликт интересов.
Для всех школьников характерны психоэмоциональное и зрительное напряжение, гиподинамия, длительная вынужденная сидячая поза, обусловленные учебным процессом. К сожалению, это наблюдается в тот период, когда ребенок растет, и ему нужна повышенная двигательная активность. Поэтому специалисты нашего института уверены, что детский организм способен выдержать только шесть уроков в день, даже если речь идет о старшекласснике.
Важно отметить, что и половые отличия очень сильно влияют на процесс обучения. Взрослеют и мальчики, и девочки, но происходит это у них по-разному. К примеру, девочки уже в первом классе резво включаются в учебу, стараются изо всех сил, но поскольку они очень волнуются и нервничают, у них часто поднимается артериальное давление. А у мальчиков — никаких колебаний давления, и учеба их совсем не невротизирует: ну и пусть не получается, ну и пусть ругают, наплевать. Мальчики растрачивают явно меньше нервов и здоровья, чем девочки. Замечено, что на крик, на авторитарное поведение учителя мальчики не реагируют, а у 75% девочек в ответ поднимается давление.
В нашем институте разработана методика: благодаря специальному тесту можно увидеть, как с возрастом изменяется восприимчивость к обучению. Есть такой показатель — отношение количества прочитанных знаков к ошибкам при чтении. Вот этот параметр у девочек вначале улучшается с первого по четвертый классы, затем — в пятом-седьмом классах — происходит резкое падение, и потом постепенно, с конца седьмого-восьмого классов этот показатель вновь начинает вновь потихонечку расти. А у мальчиков подобных скачков нет, так как у них иное развитие. Как правило, и адаптация к школе у них проходит лучше, чем у девочек. Проблемы с обучением мальчиков связаны скорее с психологическими изменениями в этом возрасте.
Специалисты нашего института считают, что для девочек необходимо снизить нагрузку в средних классах, а чтобы не пострадал учебный процесс, нужно начинать их учить раньше. То есть для девочек идти в первый класс оптимально с шести лет. А для мальчиков все-таки лучше идти с семи, потому что хотя сам образовательный процесс у них проходит намного легче, они позже "включаются" в учение.
Безусловно, и родителям, и всем воспитателям необходимо учитывать возрастные изменения у детей, соответственно не ожидать от них такой же отличной успеваемости в средней школе, какая была в начальной. Для снижения школьных успехов есть объективные причины, и никакое муштрование не может повлиять на это. при воспитании подростков нужно обязательно принимать во внимание все биологические особенности, присущие этому возрасту.
Кириллов Вадим
Не забудьте включить сайт в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:
Также будем рады вам в наших сообществах во
В современном мире тинейджеры помолодели. Уже не редкость, когда половое созревание начинается в 9-10 лет. По подсчетам ученых, возраст первой менструации у девочек и ломки голоса у мальчиков неуклонно снижается вот уже 150 лет.
3 причины раннего созревания
Это не единственные факторы более раннего взросления детей, но именно на них сейчас делают акцент.
- Обильное питание, мясная диета. Ряд исследований подтверждают, что мясной рацион и лишний вес прямо влияют на раннее развитие.
- Развитие химической отрасли, применение гормонов в пищевой промышленности.
- Семейные конфликты, рост разводов, воспитание в неполной семье. Часто дети взрослеют раньше, чтобы обеспечить себе выживание. Когда нет поддержки близких взрослых, ребёнок, лишённый детства, выращивает в себе качества взрослого, иногда замещает роль одного из родителей.
В какой ситуации взрослеет ребенок?
В Украине ранний подростковый возраст (9-11 лет) приходится на момент перехода из младшей школы в среднюю. Сегодняшние десятилетки поступают в среднюю школу уже беспокойными подростками.
Алина Колесник - детский и семейный психолог, мама младшего подростка и студентки 1 курса.
Школа обеспечивает детям стрессовую ситуацию перехода на следующую ступень обучения. Сначала экзамены в конце четвёртого класса.
Затем следующее испытание — конкурсный отбор в лицей или гимназию. Успешная учеба в младшей школе и высокие балы аттестации не гарантируют детям поступление.
Родители талантливых деток, тружеников, счастливчиков, прошедших отбор, вздыхают с облегчением. Школа, отобрав детей по своим критериям, надеется на успешный учебный процесс.
Весь оптимизм спадает через 2-3 недели. Ребёнок становится раздражительным, конфликтует или замыкается в себе.
Учителя отмечают общее , просят родителей «принять меры». Родители усиливают контроль, дети болеют. Почему?
Отвечает на этот вопрос Франсуаза Дальто в своей книге «На стороне подростка»:
«Люди имеют право на болезнь... Болезнь — это способ выразить что-то. Когда человек не может выразить это словами, чувствами, тогда берет слово болезнь»
Что хотят сообщить нам подростки, но не могут выразить словами?
Часто о подростковом возрасте говорят, как о втором рождении. Мир ребенка меняется кардинально. Ему сложно и он сам не понимает, что с ним творится...
Какие его главные посылы?
"Мир очень изменился!"
Пятиклассник попадает в среду с новыми правилами и руководителями. Представьте, что вы поменяли работу, выиграв конкурс, и у вас теперь десять начальников.
- Каждый из них вводит свои правила: какие завести тетради, как выполнять домашние задания, оформлять их.
- Материал усложняется от урока к уроку, пропуски надо отрабатывать самостоятельно.
- Индивидуальный подход, когда Мария Ивановна в начальной школе знала особенности каждого ребёнка, сменяется обезличиванием и снижением контроля.
- Каждый учитель-предметник считает свой предмет главным и требует выполнения заданий без учета общей нагрузки.
- Родители тревожатся, активно включаются в учебный процесс, приглашают репетиторов. Учебная нагрузка ученика иногда превышает восьмичасовой рабочий день.
"Со мной что-то творится!"
Стрессовая ситуация перехода в среднюю школу осложняется и ранним началом полового созревания. В этот период начинаются существенные изменения в организме ребёнка.
Гормональная перестройка, бурная работа желёз внутренней секреции приводит к возбудимости нервной системы. Ребёнок проявляет резкость и раздражительность, обидчивость и ранимость.
«Пытаясь понять незащищенность, ранимость подростка, представим себе раков и лангустов, меняющих панцирь: они прячутся в расщелины скал на время, необходимое для образования нового панциря, который сможет их защитить. Но если в этот момент, когда они так уязвимы, на них кто-то нападает и ранит их, рана эта сохранится навсегда, и панцирь лишь скроет шрамы, но не залечит раны» - Француаза Дольто
Разные области головного мозга развиваются с разной скоростью.
Гипокамп, который отвечает за память, увеличивается в размерах. Это приводит к заторможенности ребёнка, сонливости, снижению интеллектуальной деятельности. Если раньше он отличался прекрасной памятью, то в средней школе ему трудно учить наизусть. Также у подростков наблюдаются трудности с засыпанием вечером и ранним пробуждением.
Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту мышц, что приводит к болям в ногах, шумам в сердце.
Интенсивное развитие грудной клетки и легких провоцирует обмороки у детей от долгого сидения в непроветриваемых помещениях и при интенсивных занятиях спортом.
"Мне страшно, но я в этом не признаюсь!"
Мозгу подростка свойственно испытывать тревогу, страхи, как у детей четырёх-шести лет. Но если пятилетка громко заявляет свой страх, то десятилетний подросток не всегда признается взрослым, что он боится. Боятся только «малявки», а подросток считает себя уже взрослым. Он учится сам бороться с негативными мыслями и самоуспокаиваться, но область мозга, которая отвечает за аргументацию и контроль ещё не развита. Поэтому так важна поддержка взрослого, который рядом.
Такое неравномерное развитие областей мозга является причиной любви к риску, с одной стороны, и излишней осторожности подростков - с другой.
Центр мозга, ответственный за удовольствия, развивается быстрее, чем префронтальная кора. Поэтому срабатывает поговорка «Вижу цель — не вижу препятствий».
Подросток, предвкушая удовольствие от прыжка с высоты, не успевает оценить риски и действует. Прыжки с гаражей, селфи на крыше высотки и другие его рискованные действия мотивированы жаждой удовольствия, адреналина. С другой стороны, если какой либо шаг оценивается ребёнком, как небезопасный, то ему очень трудно отказаться от своих убеждений. Например, отец прыгает в озеро на глазах у подростка и приглашает повторить прыжок. Ребёнок перед этим посмотрел сюжет о том, как опасно прыгать в открытых водоемах. Если эта ситуация зафиксировалась, как небезопасная, то никакие аргументы и личный пример родителя не помогут убедить ребенка прыгнуть.
Развитие мышления от образного к абстрактному происходит постепенно и неровно. Это объясняет попеременное проявление полярных свойств психики, когда целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью, повышенная самоуверенность сменяется неуверенностью в себе, возвышенность чувств с циничностью.
Вот какой бурный, разнонаправленный, интересный и сложный мир подростка. Почему тинейджеры так помолодели? Не подталкиваем ли мы сами детей к раннему взрослению? Может таким образом детская психика адаптируется к внешним вызовам и заранее запускает процессы созревания?
Эти вопросы не имеют однозначных ответов.
Мы требуем от наших детей волевых действий, самодостаточности, уверенности в себе, проявления своих интеллектуальных способностей, усидчивости, послушания и много другого, что свойственно не всем взрослым.
Родителей и учителей пугает подростковый возраст
Прежде всего надо понимать, что дети в этот период больше всего нуждаются в поддержке, и мы в силах им помочь. Как именно помочь, мы детально поговорим в следующем материале.
- А сейчас постарайтесь просто осознать, каково вашим десятилеткам. Насколько сложный у них период. Одно осознание этого - уже полдела. Не думайте, что их задача вас достать. Нет. У них другие задачи и проблемы.
- Смотрите детям в глаза с теплотой.
- Кладите руку на зону поддержки (между лопаток), пока разговаривайте с ними, будьте внимательны к его мнению.
- Помогите полноценно отдыхать (свежий воздух, легкий спорт, нормальная еда и достаточный сон).
- И... сами заботьтесь о своем ресурсе, ведь только не выгоревшая мама может контенировать все сложные эмоции ребенка и отвечать любовью и принятием.
Эта стадия для Эриксона особая. Он подростками занимался отдельно и не только как психотерапевт. Он был включен в интересное исследование. Подростки это дети, которые выросли во время Второй Мировой Войны. В то время образ фашизма как врага был абсолютно признан и это дети, родители которых воевали и погибали. И вдруг, в американском обществе страшный феномен: по улицам Нью Йорка маршируют подростки в фашистской символике с фашистским приветствием. Они демонстрируют свою приверженность той идеологии, с которой боролись их родители.
Эриксон заинтересовался этим феноменом, он работал с этими подростками. Это были объединения молодежи, которые противопоставляют себя взрослому миру, что за этим стоит? Эриксон говорит, что эти подростки не могли быть «за» или «против» фашистской идеологии, потому что они ее не знают. Они демонстрируют приверженность чему-то, не зная даже чему. Что им было нужно? Им все равно, против чего, главное протестовать.
Эриксон считает подростковую стадию особенной. Это стадия уникальных возможностей и уникальных опасностей. Что касается возможностей, мы говорили о том, что формируются у человека сильные и слабые качества личности. Он проходит через свой психосоциальный кризис и вроде бы на всю жизнь. Исключения составляет подростковый возраст, когда все может поменяться. Подростковый возраст становится тем резервом, в которой все выборы личности могут измениться с «+» на «-» и с «-» на «+» и изменить все, что было сделано до этого. То есть ребенок может войти в подростковый возраст одним, а выйти - просто другим, изменив все, что было сделано до этого.
Опасность такая: мы говорили о том, что рано или поздно, человек, как бы он ни решил задачу развития в том или другом варианте, он идет дальше, собирает все новые и новые черты и переходит все к новым и новым задачам. За исключением подросткового возраста. Потому что если человек не решает задачу развития подросткового возраста, он никуда дальше не идет. В подростковом возрасте можно задержаться надолго и навсегда. Личностное развитие может остановиться: это не созревание, не преформизм, возраст может стать верхней границей развития личности.
Почему можно поменяться и почему можно застрять? Конечно, это связано с задачей развития. Что здесь должен сделать молодой человек? Мы наконец дошли до второй потребности, к стремлению к эго-идентичности , быть самим собой, которое уравновешивает взрослую личность в социализации. Но для того, чтобы быть самим собой, надо стать самим собой. Задача развития - это обретение эго-идентичности .
Что значит «быть самим собой»? А кто я? Какой я? Каким я должен быть? Самим собой. Человек не знает себя до подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте встает задача, мы бы сказали, самопознания. Понять себя и познать, что я из себя представляю. И если человек справляется с этой задачей, то он обретает очень большую личностную устойчивость. Потому что понимание того, кто я такой и и что я такое, становится ориентиром для множества жизненных выборов. Взрослый человек, сразу после подросткового возраста, совершает массу жизненных выборов и руководит им это ощущение Эго-Идентичности. Эриксон пишет про верность самому себе .
Например, если я честные человек, то у меня может возникнуть соблазн взять деньги на улице. Но я честный человек или нет? Если честный - я не возьму. Меня никто уже не будет учить и воспитывать. В этом смысле от того, что я о себе думаю и как я себя представляю, я и буду строить свое дальнейшее поведение.
Вообще понятие эго-идентичности у Эриксона очень непростое. Он дает определение, но его надо пояснять. Что такое Эго-идентичность по Эриксону? Эриксон определяет его как «чувство непрерывности и тождественности своего существования» .
Непонятное определение, но в контексте становится понятно, что он имеет в виду. Вопрос, который задает нам Эриксон: мы все были младенцами и что это значит? Мы были маленького размера, лысые и беззубые и кричащие. Как мы думаем о себе-младенце? Это я или не я? Мы думаем о себе в младенческом возрасте как я или не я? Вот, где возможность подумать и поразмышлять.
Эриксон говорит, что это удивительно, ведь это был другой человек, ведь он был другого роста и он не обладал теми личностными качествами, которыми я обладаю сейчас. Но мы все таки думаем, что это был я.
И дальше Эриксон говорит, что человек постоянно меняется, но в каждом возрасте он приобретает свою идентичность: сначала я сын своих родителей, потом я почувствовал, что я член дружеской компании. А куда делось «я сын своих родителей»? Интересно, что вплоть до подросткового возраста, мы видим, что ребенок обретает следующую идентичность, отвергая предыдущую. Он как бы стремится отказаться от того, что было раньше. А взрослый человек, наоборот, ничего не отвергает, он говорит об интеграции. О том, что я одновременно родитель своим детям и сын своим родителям. То есть я в своей жизни чувствую себя и ребенком и родителем. Я говорю, что моя личность - очень сложная и многогранная: я и ребенок и родитель и друг и профессионал и каждая моя идентичность обогащает мою личность. Вот это и определяется как целостность и непрерывность.
Эриксон говорит, что к такому итогу надо прийти. Он считает, что именно в подростковом возрасте происходит интеграция, когда человек собирает себя как целостность и непрерывность и начинает относиться к себе по-особому.
- В школе дают лист бумаги и свободное самоописание: «кто я» и «какой я». Двенадцатилетние делают это за пятнадцать минут, у них не возникает никаких сомнений. А шестнадцатилетние сидят и ворчат и говорят, что такую сложную тему нам дали и что вообще к ним пристали.
Очень негарантированно, что к 18 годам эта задача будет решена. Она может быть не решена и в двадцать и в тридцать лет и этот мучительный поиск самого себя может продолжаться долго. И именно в этом поиске и в анализе самого себя может произойти изменение тех качеств, которые уже приобретены. Он уже не просто эмоционально, но и рационально оценивает себя и события своей жизни, он по-другому может взглянуть и на себя и на отношения со своими близкими и все эти отношения могут быть им пересмотрены и в результате он склонится от недоверия к доверию и т. п. Именно в решении этой задачи развития кроются и опасности и возможности.
С кем решает? Сверстник в полном смысле этого слова, - равный по возрасту. Ведь родители видя эти искания и они очень хотят помочь и готовы ему показать на его сильные качества и на его сильные стороны, - все бессмысленно. Сверстник - вот кто становится доверительной фигурой. Почему? Психологически это очень оправданно. Психологически мы говорим о том, что для того, чтобы узнать, какой я, я должен посмотреть в зеркало, отразиться. Отразиться в психологическом смысле можно только в себе подобном. Поэтому важными персонами становятся другие подростки, сверстники. Но это еще не выстраивание отношений, он должен действовать и получать обратную связь. Но как познать самого себя? Вещь в покое не познаваема.
Например, я могу считать, что я смелый человек. Но знаю я себя или не знаю? Нет, я буду знать, когда я встречусь с опасностью. То есть познание себя требует действия, поступка и потом - анализа этого действия. Поэтому подростки не лежат в кровати в раздумьях, какой же я, они действуют, получая обратную связь и оценку от себя и от себе подобных. Но мы можем надеяться на то, что прошлые годы прожиты не зря и он с каким-то грузом уже вошел в этот возраст.
Что же приобретает человек в результате этого поиска? У него появляется та самая эго-идентичность, то есть чувство тождественности самому себе. А как узнать, что этот поиск завершен? Наверное, скорее проще увидеть противоположную сторону. Слабой стороной становится так называемая диффузия идентичности - неопределенность, размытость представлений о самом себе. И тогда человек с диффузией идентичности очень сильно подвержен влиянию, он готов принять любую версию относительно самого себя: «Ну как же так - ты же такой, иди и делай это!» - А может действительно я такой? Я пойду и буду это делать! Человек, у которого есть эго-идентичность способен отказаться и противостоять давлению. Он может сказать, что не пойдет на это занятие потому что он не такой. И наоборот, если у него есть интерес - он пойдет это делать. То есть это человек, зная себя, принимает решение в согласии с самим собой.
Иногда, подростки, проводя время в компании, приходят домой и даже меняют манеру речи и можно понять, с кем он сейчас был. Если это происходит, что точно пока диффузия, он готов примерять на себя любой образец. Как только человек обретает эго-идентичность, вы его так просто с его манер и его позиций не столкнете. Это очень сложно, обрести самого себя.
Как раз работая с подростками в послевоенной Америке, Эриксон приходит еще к одной мысли: очень сильно облегчает или осложняет жизнь состояние общества. Дело в том, что наше общество также имеет периоды стабильности и перестроек. Эриксон считает, что если взросление подростка приходится на период перестройки, он в принципе не может обрести идентичность и этот период затягивается очень надолго. Потому что, чтобы обрести себя, нужны устойчивые опоры и основы. Но если вокруг тоже все неустойчивое - откуда возьмется этот стержень?
Он описывает период взросления американских подростков как целый комплекс симптомов и это уже осложнения развития, обусловленные взрослением в неустойчивой общественной ситуации. Он говорит о том, что подросток в такой ситуации инфантилен, он не хочет взрослеть (хотя вообще подростку свойственно стремление к взрослости). В неустойчивом обществе, подросток видит, как сложно в этом обществе и как можно дольше отодвинуть границу взросления. У него возникает ощущение тревоги, причем эта тревога иррациональна. И это тоже понятно: да, подросток взрослеет, но если взрослые уверены в завтрашнем дне, то есть опора, но если и взрослые не уверены в завтрашнем дне, то это очень страшно.
- Часто от родителей мы можем слышать фразу: «До лета / до отпуска надо еще дожить!» и для подростка это звучит устрашающе и тревожно и взрослеть не хочется.
И крайним вариантом этого отрицания является отрицание жизни и возрастание суицидов. Депрессия и отрицание, - вот чем оборачиваются для взрослеющего подростка все эти перестроечные процессы.