Домой / Для брюнеток / Проект в подготовительной группе «В мире животных. Проект «В мире животных

Проект в подготовительной группе «В мире животных. Проект «В мире животных

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 33

Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

воспитатель первой

квалификационной категории

Воищева Есения Викторовна

Санкт-Петербург

2010

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

« Мир, окружающий ребёнка - это прежде

Всего, мир природы с безграничным

Богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В.А.Сухомлинский

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

В процессе наблюдений за детьми мы (воспитатели) заметили устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать тигров, жирафов, пингвинов и других животных, делились впечатлениями от увиденных познавательных передач, документальных фильмов, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. А так же задавали вопросы: «Почему пингвин – это птица, а не летает», «Как мартышки занимаются акробатикой», «Почему жираф такой длинный» и др. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в разных странах

Цель проекта: Расширить представления дошкольников об окружающем мире, развить познавательный интерес к природе. Сформировать чувства удивления и восхищения миром животных.

Задачи:

  1. Формировать представления о природных зонах Земли; о приспособлении животных разных стран к среде обитания
  2. Развиваться умение понимать и познавать окружающий мир
  3. Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) получать знания из разных источников
  4. Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь
  5. Побуждать ребёнка к активности в поиске связей в природе
  6. Учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение
  7. Прививать любовь к природе, бережное отношение к животным

Участники: воспитатели, дети, родители, педагог английского языка, руководитель физической культуры

Длительность проекта : октябрь – декабрь 2010г.

Ожидаемый результат изучения темы

Дети узнают:

  1. о том, что животные – живые организмы, существа, обладающие способностью двигаться и чувствовать;
  2. что местом обитания животных могут быть вода и суша.
  3. все животные разные по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, выводить потомство, строить жилище, добывать себе пищу;
  4. что дикие животные нуждаются в охране и защите от истребления;
  5. что всё в живой природе взаимосвязано

Научатся:

  1. группировать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защите от врагов, строению жилища, размеру;
  2. использовать в речи названия животных, частей их тела, мест обитания, характерных признаков, действий.

1 этап: Подготовительный:

  1. 1. Подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (атлас, карта, иллюстрации, фотографии и т.д.)
  2. 2. Подготовка детской литературы, дидактических и подвижных игр 3. Создание видеороликов родителями о жизни животного мира.
  3. 4. Экран «Сегодня мы узнали …» (представление информации).
  4. 5. Изучение интернет – ресурсов
  5. 6. Анализ предметной среды
  6. 7. Фотоэкран «Этих животных я видел»
  7. 8. Стенд «?» (что я хотел бы узнать)

2 этап: Основной:

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и воспитателя. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Педагог создаёт ситуацию, которая воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Встреча с добрым знакомым – сюрприз для детей, она всегда является радостной неожиданностью, вызывает удивление и желание что-то вспомнить и рассказать. Момент удивления стимулирует познавательную активность ребёнка. Первый шаг – это мотивация и целеполагание: что удивительного есть в жизни животных, что хотелось бы узнать. У ребенка мало информации: подумать, к кому можно обратиться за помощью (взрослые, родители, воспитатель). В каких источниках можно найти информацию? В книге, на диске, в телевизионной передаче. Дошкольники собирают материал по теме вместе с родителями.

  1. Используя стенд со знаком вопроса «?» (что я хотел бы узнать), выставляются части животного (лапы, хвосты), чтобы дети сами могли догадаться о каком животном пойдет речь или картинки с изображением пустыни (Крайнего Севера). Ребята могут сами придумать места обитания для этих животных, обосновывая свои предположения, а за тем сравнить с информацией, которая дается в книге. Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней

Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. Формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.

Тематика проекта проходит через все виды деятельности посредством модульного обучения

Темы изучаемых модулей в ходе проекта:

  1. «Животные жарких стран: Африка, Австралия, Южная Америка»
  2. «Животные Северной Америки»
  3. «Животные Азии»
  4. «Животные полярных районов Земли: Арктика, Антарктика»

Совместная деятельность педагогов с детьми:

Непосредственно организованная деятельность познавательного цикла:

  1. Беседы с элементами дискуссии по темам изучаемых модулей в ходе проекта.
  2. Чтение с последующим обсуждением: «Как слон спас хозяина от тигра» Б.С.Житкова, «Что случилось с крокодилом» М.Москвина, «Заяц и ёж» Бр. Гримм, «Как я был обезьянкой» Я. Сегель, С.Маршака: «Зоосад. Слон. Зебры. Лебедёнок. Жираф. Верблюд. Пингвин. Белые медведи. Совята. Тигрёнок. Страусенок. Эскимосская собака. Обезьяна. Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Как зебра потеряла полоски» Прослушивание аудиозаписи «Маугли» Кипплинга
  3. Заучивание стихотворений : «Дикие животные», «Верблюжьи колючки», «Животные», стихи на английском языке
  4. Сочинение сказки на тему «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца»
  5. Чтение и заучивание поговорок, пословиц о животных.
  6. Придумывание и отгадывание загадок о животных.
  7. Беседы: «Звери в лесу», Рассматривание и изучение энциклопедий.
  8. Показ детям презентаций про животных разных мест обитания: «Животные саванны»
  9. Рассказы детей по книжкам – малышкам, изготовленных дома с родителями
  10. Игра по станциям

Продуктивная деятельность.

  1. Оформление выставки рисунков вместе с детьми: «Кто в лесу живёт», «Ежиха с ежатами в ельнике», «Ягуар», «Обитатели Азии», рисунки по мотивам рассказа «Маугли», «Животные жарких стран».
  2. работ из пластилина: «Львёнок и черепаха», «Обезьянки», «Пингвины».
  3. Изготовление макетов «Южная Америка», «Африка».
  4. Коллективная работа «Панды на бамбуках», «Царство диких животных».
  5. Оригами и ручной труд: «Мордочка котёнка из ваты», «Зайчик» (из полосочек), «Здесь всегда лето», «Жирафы», «Кенгуру».

Игровая деятельность:

  1. Сюжетно – ролевые игры: «Путешественники», «В зоопарке», «Львиная семья», «Кругосветное путешествие»…
  2. Дидактические игры: «Земля и её обитатели», «Четвёртый лишний», «Кто где спрятался», «Кто как двигается», «Рога, копыта, зубы», «В чём ошибся художник»
  3. Игровые этюды «Повадки диких животных»
  4. Экологические игры: «что перепутал художник», «узнай животное по его части», «собери животное», «четвёртый лишний», «на что похоже?», «большой, маленький», «найди пару». Игровые упражнения: «каких животных севера (пустыни) вы знаете», «кто больше назовёт животных», «кто последний назовёт животное», «животные Красной книги».

2. Совместная деятельность родителей и детей

  1. Изучение энциклопедий
  2. Беседы с детьми о континентах, о природных зонах Земли и о животных разных стран.
  3. Сочинение сказок на тему «Приключение лесного жителя»
  4. Изготовление книжек –малышек и составление рассказов по ним «Обитатели Европы», «Обитатели Азии», «Обитатели Южной Америки», «Обитатели Северной Америки», «Обитатели Австралии», «Обитатели Африки», «Обитатели Арктики», «Обитатели Антарктики»

В реализации этого проекта не маловажную роль выполняли видеоролики «Диалоги о животных», «Дикий мир», подготовленные родителями. Их просмотр способствует расширению кругозора и представлений о окружающим мире. Дети любят видеофильмы своих родителей, с удовольствием их смотрят.

Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность удивляться, сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

III этап: Итоги реализации проекта

В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес.

В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:

  1. Социальная – дети взаимодействовали друг с другом.
  2. Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки.
  3. Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею.
  4. Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта.
  5. Здоровьесберегающая – играли в подвижные игры по данной теме: «Обезьянки», «леопарды и зебры»

Проект «В мире животных» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярский детский сад №4 «Калинка»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Детско–взрослый образовательный проект

«Домашние животные»

Подготовили: воспитатели Кутявина Елена Геннадьевна

Барышникова Людмила Игоревна

Зеленцова Надежда Сергеевна – музыкальный руководитель,

Данилова Елена Николаевна - физинструктор

п.Яр 2016

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность

Краткосрочный (1 неделя).

Участники

Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители, дети первой младшей группы «Ромашка».

Образовательные области

Физическое развитие , социально-коммуникативное,

познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Проблема

Недостаточно знаний о домашних животных.

Актуальность

Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

В данном проекте, мы решили обогатить представления детей о домашних животных, встречающихся в ближайшем окружении. Постарались раскрыть все особенности образа жизни: где живут, какие звуки издают, что и как едят, как двигаются.

Участие детей в проекте «Домашние животные» позволит максимально обогатить знания и представления детей о домашних животных; обогатить словарный запас и творческие способности детей.

Цель проекта

Дать детям представление о домашних животных.

Задачи проекта

Познакомить детей с домашними животными.

Закрепить характерные особенности домашних животных.

Воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними.

Основные направления реализации проекта

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Домашние животные».

Совместная деятельность родителей и детей - чтение и рассматривание иллюстраций к произведениям «Кто сказал мяу?».

Беседа с детьми по теме: «Домашние животные».

Взаимодействие с музыкальным руководителем: имитация звуков животных, повторение потешек, пение песенок о домашних животных.

Взаимодействие с физинструктором: имитация движений животных, подвижные игры.

Взаимодействие с детьми: в образовательной деятельности, в играх, в быту, в труде.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Определение актуальной значимости проекта.

Постановка целей и задач.

Подбор методической литературы и наглядно – дидактического материала.

Организация развивающей среды в группе.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Подбор дидактических и настольно-печатных игр.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Подбор загадок.

2 этап. Выполнение проекта

В процессе работы над проектом были проведены:

Познавательные беседы: «Домашние животные»

НОД по речевому развитию «Дидактические игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»

НОД по физической культуре «Играем с собачкой»

НОД по музыке «В гости к бабушке Арине»

НОД по лепке «Бублики для кота»

НОД по рисованию «Травка для коровы»

Дидактические и настольно-печатные игры: «Домино», «Собери картинку», «Найди свою маму», «Кто как кричит», «Кто чем питается», «Кто где живет», разрезные картинки, кубики, загадки о домашних животных, пазлы.

Подвижные игры: «Кот и мыши», «Птички и кошка», «Догони собачку». «Лохматый пес», «Собачка и воробьи».

Чтение художественной литературы детям (разучивание стихов, загадывание загадок по теме).

Чтение потешек: «Как у нашего кота… », « Пошел котик на торжок…», «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай», «Из-за леса, из-за гор…», «Киска, киска, киска, брысь…».

Стихотворения: А. Барто «Бычок», «Лошадка» «Грузовик», «Кто как кричит».

Чтение рассказов и сказок: С. Капутикян «Маша обедает», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского, сказка «Репка».

Игры-перевоплощения в животных.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Инсценировка «Маша обедает» С. Капутикян.

Настольный театр «Репка».

Макет «Домашние животные».

Прогулка

Наблюдение за домашними животными: кошка и собака, их сходства и различия.

Труд

Воспитывать желание участвовать в уходе за животными.

Безопасность

Формировать представление о способах взаимодействия с животными. Наблюдать за животными, не беспокоя их.

Правила безопасного общения с собаками:

Не показывай собаке, что ты ее боишься;

Не убегай от собаки;

Не замахивайся палкой на собаку;

Не трогай собаку, когда она ест или спит;

Не трогай щенков;

Не отбирай предмет, с которым играет собака;

Об укусе собаки сообщи родителям.

Правила безопасного поведения при встрече с домашними животными:

Не подходи близко чужим коровам, быкам, козам и другим животным;

Не дразни животных;

Не пытайся погладить животных;

Не угощай животных;

После общения с животными мой руки с мылом

Оформление выставки работ детей.

Музыка

«Лошадка», «Кошка», «Собачка», «Я на лошади скачу»

М-д игра «Кошка и котята» муз. В. Витлина.

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных.

Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая», «Повстречались», «Собака», «Кот на печку пошел».

Работа с родителями:

Пошив шапочек для котят.

Обеспечение

Дидактические и настольно-печатные игры.

Аудиозапись по теме.

Специальная методическая литература.

Шапочки, маски животных, игрушки.

3 этап. Заключительный

Анализ результатов проекта.

Оформление папки с материалами проекта.

Предполагаемый результат

Знать и называть некоторых домашних животных.

Сопровождать речью игровые и бытовые действия.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Подводя итоги данного проекта, существенно обогатились представления детей о домашних животных, встречающихся в ближайшем окружении.

Воспитанники знают и называют особенности образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают, где живут.

С помощью краски зеленого цвета и кисточки научились рисовать вертикальные линии (травы для животных). С помощью пластилина дети учились раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединять концы палочек, образуя кольцо, развивать мелкую моторику рук.

Слушая сказки, потешки, голоса животных, рассматривая картины, картинки, плакаты, играя с игрушками, дети лучше понимают обращенную речь взрослого, вступают в контакт с окружающим, пытаются выражать свои чувства, впечатления используя речевые средства (сопровождают речью игровые и бытовые действия), проявляют сочувствие и сопереживание.

Вывод : мы считаем, что поставленная нами цель реализована.

Продукт проектной деятельности

Развлечение «Мама Кошка и котята»

Под музыку дети заходят в музыкальный зал. На стуле висит одежда для мамы Кошки .

Воспитатель. Чтобы поиграть немножко

Превращусь я в маму – кошку.

А потом своих ребяток

Превращаю я в ребяток.

Воспитатель одевает себе шапочку кошки, а детям шапочки котят.

Муз. руководитель. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Муз. руководитель. Да это не ребята, а веселые котята!

Кошка, как тебя зовут? Мяу.

Мышку ищешь тут? Мяу.

Киска, хочешь молочка? Мяу.

Давайте, ребятки – котятки, исполним для нашей киски песенку.

Исполняется песня «Кошка».

Воспитатель. Я кошка Мурка,

А вот мои котята.

Муз. руководитель. Однажды утром на кроватках

Котята спали сладко – сладко.

Звучит «Колыбельная» Е. Тиличеевой.

Муз. руководитель ( поет)

Спят котята баю-баю.

Ночь спустилась голубая.

Звезды сонные сияют,

Засыпают, засыпают.

Воспитатель. Солнце глянуло в окошко,

День настал давным-давно.

Мяу, детки, просыпайтесь.

Одевайтесь, умывайтесь. (Дети имитируют движения по тексту).

Выходите по порядку,

Становитесь на зарядку.

« Что умеют наши ножки» Г. Вихаревой.

Муз. руководитель . Друзья, есть песенка для вас!

Давайте мы ее споем сейчас.

Исполняется песня «Мама и малыши».

Кошка. Какая хорошая песенка, молодцы! А я хочу загадать вам музыкальную загадку, слушайте внимательно. Что за игрушка спряталась у меня в корзине.

Играет погремушкой, дети отгадывают.

Исполняется песня «Погремушка».

Кошка. А теперь, котятки,

Поиграем в прятки.

Проводится игра «Прятки», песня «Серенькая кошечка».

Дети садятся, снимают шапочки.

Муз. руководитель. Вот и нет у нас котяток.

Сидят на стульчиках ребята.

Воспитатель . Пора и мне превращаться. Вот только угощу всех ребяток.

Пальчиковые игры

«Коза рогатая»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За малыми ребятами.

Кто кашку не ест,

Молоко не пьет,

Забодает, забодает!

«Повстречались»

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу»

Два щенка: «Ав-ав»

Два жеребенка: «И-го-го».

Два теленка, два быка: «Му-у».

Смотри, какие рога!

На каждую фразу соединять одноименные пальцы левой и правой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

«Кот на печку пошел»

Кот на печку пошел , Пальчики «шагают».

Горшок каши нашел. « Горшок из ладошек».

На печи калачи, Ладошки «лепят калачи».

Как огонь горячи. Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком.

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается (« лает собака»).

Стихи А. Барто

Бычок

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Грузовик

Нет. Напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык-

Опрокинул грузовик.

Кто как кричит

Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить!
Воды попить.

Мурр-мурр...
Пугаю кур.

Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.

Му-у, му-у!
Молока кому?

Потешки

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!….

Из – за леса, из – за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька - не спится,
Моя Танечка боится.
Ты, собачка, не лай,
Мою Таню не пугай!

Загадки

Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа – пятачок,

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молочка дает. (Корова)

На дворе всё "Му-у!" да "Му-у!",
Ну а кто там, не пойму?
Только - "Му-у!" - я слышу снова,
Может там мычит. ( Корова)

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком! (Кошка)

У меня пропал носок,

Утащил его …… ( щенок).

Идет, бредет, бородой трясет,

Травки просит: «Ме-ме-ме!» (Козел)

Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьет, песенки поет. (Кошка)

Любит рыбку и сметану,
И поёт так сладко "мяу",
И мурлычет у окошка,
Кто же это дети? ( Кошка ).

В будке живет,
Кости грызет.
Лает и кусается –
Как называется ? (Собака)

Кто там очень громко лает,
Никого в дом не пускает?
Злая видимо, однако,
Ведь зовут её – (Собака)

Мягкие лапки,

А в лапках- цап- царапки. (Кошка)

С хозяином дружит.

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Подвижные игры

« Лохматый пес» (игры с ходьбой и бегом)

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Дети сидят или стоят на одной стороне зала. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, изображает собаку. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а инструктор в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет? ».

Дети приближаются к собачке. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, она вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, собачка гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, собачка возвращается на место и опять ложится на коврик.

«Кот и мыши»

Цель. Упражнять детей в подлезании, умении реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Описание игры : игра проводится с подгруппой детей (8-10) в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой. На середине комнаты (на ковре) или лужайке на ребро ставят гимнастическую лестницу или натягивают шнур. С одной стороны огороженного пространства-домик мышек. Выбирают кошку. Она садится на стул или пенёк. Мышки сидят в норках, за лестницей, Воспитатель говорит:

Кошка мышек сторожит,

Притворилась, будто спит.

Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или подлезают под шнур) и бегают.

Через некоторое время воспитатель говорит:

Тише мышки, не шумите,

Кошку вы не разбудите…

Кошка слезает со стула, встаёт на четвереньки, выгибает спину, громко произносит: «мяу» - и ловит мышей, они бегут в свои норки (не подлезать под шнур или рейки лестницы). Роль кошки вначале выполняет воспитатель, затем поручается наиболее активному ребёнку, затем к этой роли привлекаются и другие дети. Игра повторяется каждый раз с новой кошкой.

«Птички и кошка»

Цель . Упражнять детей в беге в разных направлениях.

Описание игры : дети - «птички», воспитатель - «кошка». Воспитатель изображает спящую кошку, а дети в это время гуляют: машут руками, присаживаются, клюют зёрнышки. Кошка просыпается, произносит «мяу», старается поймать птичек, дети разбегаются в разные стороны, прячутся в домики (садятся на стульчики).

«Догони собачку» (игры с бегом)
Воспитатель держит в руках игрушечную собачку, предлагает догнать ее. Предварительно дети садятся на стулья или на скамейку. По сигналу «Догоните собачку! »воспитатель начинает передвигаться по площадке в разных направлениях, дети догоняют его. Когда большинство детей подбегут к воспитателю, он говорит: «Теперь вы убегайте, а собачка будет вас догонять! ». Дети убегают и садятся на свои места.

«Собачка и воробьи»

Цель . Закрепить знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Описание игры . Воспитатель: Скачет, скачет воробей:

Скок – скок! Скок – скок! (Дети скачут .)

Кличет маленьких детей:«Чив! Чив! Чив! Чив! (Дети повторяют .)

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: «Чик – чирик! Чик – чирик!» (Дети повторяют .)

Воспитатель: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко – громко».

Ребенок – собачка: «Ав – ав!» Дети - воробьи разлетаются .

Список используемой литературы

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез,2005-2010.

Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез,2009

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Книга для чтения в деском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.,1999.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М,А, Васильевой, 2012.

Интернет-ресурсы.

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность»

Спб: «Детство - пресс» 2002

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Москва «Карапуз-дидактика» 2007

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1991 год

«Развивающие игры с малышами до трех лет», сост. Т.В. Галанова, 2004

Е.А Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»

Тема: Русская народная песенка «Как у нашего кота…». Бублики для кота.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Программное содержание : учить проговаривать звукоподражательные слова, отвечать на вопросы, по содержанию, раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединять концы палочек, образуя кольцо; развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование : бублик, пластилин, дощечки, поднос для изделий, игрушка кошка.

С о д е р ж а н и е о р г а н и з о в а н н о й д е я т е л ь н о с т и д е т е й

Воспитатель . Здравствуйте, ребята! Посмотрите, я вам сегодня принесла новую игрушку. Что это?

Ответы детей.

Воспитатель . Посмотрите, какая она красивая, мягкая.

Воспитатель показывает, дети называют части тела игрушки-котенка: голова, спин, живот, лапки, хвост. На голове уши, глаза, нос, усы.

Воспитатель . А как котенок разговаривает?

Дети . МЯУ!

Воспитатель . А как мы позовем котенка, чтобы его покормить?

Дети . Кис-кис-кис…

Заходит кошка (одетая в костюм кошки помощник воспитателя)

Кошка . Здравствуйте, ребята! Проходила мимо, и слышу, как кто-то « кис-кис-кис…» говорит, меня зовет, дай, думаю, загляну.

Воспитатель. К нам сегодня на огонек заглянул один зверек.
Весь мохнатенький,
Сам усатенький,
Днем сидит и МЯУ говорит,
А ночью бродит – мышек ловит.

Воспитатель . Здравствуй, кошка! Как тебя зовут?

Кошка . Я – Муся. Я очень люблю играть. А давайте с вами поиграем!

Физкультминутка

Все котятки мыли лапки вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки вот так, вот так!

А потом они играли вот так, вот так! (прыжки)

А потом они устали, сладко-сладко засыпали

Вот так, вот так!

Кошка . Ну ладно ребята, пойду я…

Воспитатель . Подожди, Муся, вот тебе бублик, угощайся!

Кошка . Спасибо, ну как же мне быть, ведь дома у меня есть еще котята…

Воспитатель . Ребята, а давайте, мы для котят слепим из пластилина бублики, вы согласны?

Тогда давайте сядем за столы, и начнем работу.

Лепка бубликов для кота.

Воспитатель . Бублик очень похож на колечко от пирамидки. Он имеет круглую форму. Но это не шарик. Поэтому лепить мы будем его по-другому. Сначала из комочка пластилина мы раскатаем палочку, колбаску. (Показывает приемы раскатывания «палочки» прямыми движениями ладоней.) покажите, как вы будете раскатывать «палочку» (дети выполняют прямые движения ладонями рук). А какую форму будет иметь ваш бублик? Нарисуйте. (Дети рисуют пальчиком в воздухе круг) Правильно. Теперь я уверена, что у вас получатся замечательные бублики.

Дети начинают лепить. В процессе лепки воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

Рефлексия . Изготовленные изделия выкладываются на красивый поднос, который ставят перед кошкой.

Воспитатель . Для кота старались мы, пекли

Вкусные, румяные бублики.

Кушай, котик, не спеши,

Бублики из нашей печки хороши!

Кошка . Спасибо, ребята! Как у вас все здорово получилось! Я к вам еще приду с новыми играми. А сейчас мне пора, до свидания!

Воспитатель . До свидания, Муся! Мы будем тебя ждать.

Конспект непосредственно образовательной

деятельности с детьми первой младшей группы

Тема: Играем с собачкой.

Физинструктор: Данилова Елена Николаевна.

Цели : Развивать двигательную активность детей

Задачи : Закреплять навыки ползания по гимнастической скамейке на ладонях и коленях;

упражнять в умении двигаться в заданном направлении;

развивать внимание и наблюдательность;

воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Оборудование : игрушка собачка, мячи маленькие (по количеству детей), скамейка, маска собачки

Ход занятия

- Ребята посмотрите, кто это к нам пришел? (Правильно, собачка)

- А какого цвета шерсть у нашей собачки? (Белая)

- Ребята, собачка пришла, а мы с ней даже не поздоровались. Давайте скажем собачке «Здравствуйте!» (Дети здороваются)

- Здравствуйте, ребятки. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами. А вы хотите со мной поиграть? (Да)

-Ребятки, а давайте покажем собачке, как мы умеем ходить и бегать

1. Ходьба по группе друг за другом (20 сек)

2. Ходьба на носках, руки на поясе (20 сек)

3. Бег друг за другом (50 сек)

- устали наши ножки бегать. предлагаю немножко отдохнуть. Вы согласны? (да)

- Ребятки, собачка тоже устала, но она вам принесла вам корзинку, в которой спрятались … (мячики)

- правильно, это мячики. Поиграем с ними?

ОРУ с маленькими мячиками

    И.п. стоя, руки с мячом перед собой. Прокатывание мяча ладошками (Делаем массаж нашим ладошкам)

    И.п. стоя, ноги разведены широко (широкая дорожка), мяч в руках, руки подняты вверх. Наклоняемся вниз, мяч оставляем у ног, а руки поднимаем вверх и машем руками собачке. Потом снова наклоняемся вниз, берем мяч в руки и поднимаем мяч вверх, показывая его собачке (2-3 раза)

    И.п. сидя. ноги вместе, мяч на стопах ног, руки отведены назад. поднимаем ноги вверх и прокатываем мяч по ногам (мяч катается с горки) (3-4 раза)

    И.п. стоя около мяча, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча (20 сек)

Как хорошо вы играли с мячами, но мячи устали. Давайте их положим в корзинку

- пусть отдохнут мячи, а мы дальше поиграем с собачкой.

- ребятки, а посмотрите, как далеко от вас убежала собачка. Давайте дойдем до нее. А пойдем мы к ней вот по этой скамейке (Идем в гости к собачке)

ОВД: Ходьба по гимнастической скамейке на коленях и ладонях (2-3 раза)

- как хорошо у вас получается ходить по скамейке. Но что-то наша собачка устала, давайте пусть она отдохнет и посмотрит, как мы еще умеем играть.

Проводится подвижная игра «Лохматый пес» (роль ведущего выполняет взрослый) (2 раза)

Ребята, а где же собачка? Наверное, она спряталась от нас и хочет, чтобы вы нашли ее. Будем искать собачку? (Да)

Дети ищут собачку

- А вот и нашли ее.

- Ребятки, а вам понравилось играть с собачкой? (Да)

- Позовем ее снова в гости к нам в сад? (Да)

- Собачка шепчет мне на ушко, что вы очень дружные ребятки, умеете играть и она хочет снова к вам прийти. А сейчас ей пора уходить.

Давайте ей скажем до свидания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми первой младшей группы

тема: « В гости к бабушке Арине»

Музыкальный руководитель: Зеленцова Надежда Сергеевна

Задачи :

- развивать воображение, уважение к старшим, умение активно включаться в игру;

- воспитывать любовь к животным;

- передавать в подпевании образ котенка, щенка;

- формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции;

- добиваться дружного совместного исполнения песни, выполнения танцевальных и ритмических движений в соответствии с текстом песни.

Оборудование: ширма, бабушка (кукла би-ба-бо), игрушки: котёнок, щенок, козлик.

Музыкальный материал: «Ах, вы, сени» - русская народная мелодия,

«Котик» прибаутка,

Бобик. Музыка Т. Попатенко, слова Н.Найденовой.

«Устали наши ножки»

«Пляска с платочками». Музыка и слова Н.И.Нуждиной

«Кто нас крепко любит?»

Музыкальный руководитель: здравствуйте, ребятки! Рано солнышко встаёт, всех ребяток в гости зовёт. А к кому мы пойдём? (к бабушке, к зверятам в лес, в деревню и т.д.)

Решено! Пойдем в гости к бабушке.

Дети выполняют разминку с движениями по тексту

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали

И до домика добежали.

Дети садятся на стульчики перед ширмой

М.Р. Вот настало время сказки,

Открывайте шире глазки…

Гимнастика для глаз

По показу воспитателя дети широко открывают и закрывают глаза, быстро моргают (элементы глазной гимнастики – здоровьесберегаюшая технология)

М.Р. посмотрите-ка, ребята,

Кто из домика идёт?

Ой, здесь бабушка Арина живёт.

Бабушка Арина (воспитатель ): здравствуйте, дети! (ответы )

Очень хорошо, что вы ко мне пожаловали.

М.Р. А с кем вы, бабушка, живёте?

Бабушка Арина: живёт со мной котик

Бабушка исполняет прибаутку « Котик », дети подпевают «Мяу, мяу»

слышен лай щенка, котик убегает

Выбегает щенок

Щенок (воспитатель ): гав, гав! Кто пришел? Кто дорогу к нам нашел?

Дети. Это мы пришли.

Исполняется песня «Бобик».

Щенок: замечательная песенка. Но я совсем не злой.

Вы со мною поиграйте.

Ну-ка, дружно, догоняйте!

Проводится музыкальная игра «Догонялки»

М.Р. за собачкой мы бежали

Наши ноженьки устали.

Исполняется песня «Устали наши ножки»

Бабушка Арина: а ещё со мной живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром уведу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду!

М.Р.: а как можно позвать козлёнка, если он заблудился?

Дети: А-у! А-у!

М.Р. Молодцы.

Бабушка Арина: а у меня для вас есть вот такие голубые платочки. Приглашаю вас плясать.

Исполняется песня-танец «Пляска с платочками»

М.Р.: спасибо, вам, бабушка. Вы познакомили нас с домашними животными, которые живут с вами. Ребята, а с кем вы познакомились?

Дети: С щенком Бобиком, Котиком, козлёнком..

М.Р.: А кто его мама у козлёнка?

Дети: Мама Коза.

М.Р.: А кто его мама у Котика?

Дети: Мама Кошка.

М.Р.: А кто его мама у щенка?

Дети: Мама Собачка.

Вот видите, у всех есть мамы: и у ребяток, и козлёнка, и у Котика, и у Щеночка. А давайте для всех споём песенку.

Исполняется песня «Кто нас крепко любит?»

М.Р.: Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Бабушка Арина: приходите еще к нам. До свидания, ребятки!

Дети выполняют знакомую разминку с движениями по тексту

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

Дидактические игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь.

Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»

Цель: Формировать умение четко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание.

Ход занятия

Воспитатель выкладывает на мольберте картинки или поочередно предъявляет детям игрушечных животных: корову (теленка), козу, кошку (котенка), мышку (мышат), барана (овцу). Просит детей назвать животных .

Затем рассказывает: «Однажды была очень сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром, а все эти животные оказались далеко от дома. Негде было им спрятаться от грозы. И они так испугались, что забыли, кто как голос подает. Надо им помочь? Конечно надо! Сначала поможем корове (теленочку): «Корова, помычи: Мму-у-у, му-у-у-у» (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа). Мму-у-у-у, - говорит коровка. Вспомнила, как ей надо голос подавать. Она вам вечером или завтра молока в подарок пришлет. Коровье молоко очень полезно. А теперь кому поможем?»

Поочередно все вместе и индивидуально дети просят: «Козочка, помекай: «Ме-е, ме-е», «Киска, помяукай…а еще помурлычь…», «Мышатки, попищите…», «Барашек, скажи «Бе-е, бе-е».

«Бим-бом! Бим-бом»- продолжает рассказ воспитатель. – Это бьют часы. Громко, мелодично бьют. Можете воспроизвести их бой? они предупреждают животных о том, что гроза закончилась и им пора домой. Как думаете, кто уйдет первым? Зажмурьте глаза. не подглядывайте. (Убирает какую-нибудь игрушку.) Открывайте глаза. Что скажете? Опять закройте глаза. (Вновь убирает игрушку. В следующий раз можно поменять животных местами или добавить новую игрушку, например, ослика и т.п.)

Примечание. Чтобы закрепить произношение звуков м, бь в словах и звукосочетаниях, доставить удовольствие мальчикам, играющим в машинки, советуем прочитать следующее стихотворение:

У нас машинки разные,

Би-би, би-би!

И желтые, и красные,

Би-би, би-би!

Машины за машинами,

Би-би, би-би!

Шуршат своими шинами,

Би-би, би-би!

Л.Миронова

При повторном чтении дети с удовольствием бибикают.

Елена Левина

Актуальность проекта

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700 видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. По мнению авторов проекта, одна из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром России.

Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Проект способствует формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, дает представления о среде их обитания, способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнезда и муравейники, обижать животных и птиц.

Очевидно, что наиболее доступными для детей является знакомство и наблюдение за домашними животными, такими как кошки, собаки, хомячки, волнистые попугайчики и другими питомцами, которые у многих живут дома. Наш проект посвящен знакомству с дикими животными, которых можно встретить на территории России. Самым доступным местом для такого знакомства в современном мире является зоопарк. Именно здесь у ребёнка есть возможность наблюдать за миром животных в приближённой к естественной среде.

Данный проект был подготовлен благодаря посещению Нижегородского зоопарка «Лимпопо» и Самарского зоопарка.

Противоречие На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

В 2001 году вышло новое издание «Красной Книги России», куда занесено 123 вида птиц и 65 видов млекопитающих. Идея создания «Красной книги» впервые появилась у учёных в 50-х гг. прошлого века. Экологи хотели привлечь внимание международного сообщества к состоянию природы и к необходимости спасения исчезающих видов животных и растений. «Красная книга» включает в себя сведения о распространении, численности и биологии редких и исчезающих животных. Особый раздел предлагает меры по охране и восстановлению численности этих животных.

В нашем проекте мы познакомим ребёнка с некоторыми животными, занесёнными в «Красную Книгу России», а также дадим представление о научном понятии «Красная Книга».

Гипотеза

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.

В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.

Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными и наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка. Знания, накопленные в процессе общения ребенка с животными, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он учится находить интересное. Наблюдая за животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.

Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Цель

Знакомство ребёнка с миром диких животных, обитающих на территории России. Развитие любознательности и познавательного интереса к жизни животных. Научить ребёнка бережному отношению к животным.

Задачи

1. Дать представление о многообразии животного мира нашей страны.

2. Познакомить ребёнка с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.

3. Воспитывать бережное отношение к животным. Способствовать формированию у ребёнка добрых чувств, интереса и любви к животным.

4. Знакомство с редкими исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная Книга».

5. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память.

6. Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление поделок на тему животного мира).

7. Развивать любознательность и стремление изучать природу и окружающий мир.

Предполагаемый результат

Главным итогом проведения проекта стало понимание ребёнком необходимости существования на Земле животных и бережного отношения к ним. Проект позволил ребёнку углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому. Ребёнок получил простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану жизни исчезающих животных.


«Кормлю винторогого козла. Он занесён в Международную Красную Книгу».



Камерунская коза. Очень общительное и ласковое животное. Её отличительная особенность - загнутые назад маленькие рога, которыми невозможно нанести травму».



Проект по теме «Животные России» Подготовил ученик 3б класса Зернов Никита Учитель: Александрова И.В. МОУ гимназия №4, г. Озёры


Цели и задачи Сформировать представление о животном мире России: закономерностями его распространения по территории страны, видами, находящимися под охраной. Развивать умений анализировать тематические карты. Работать с дополнительными источниками информации. Прогнозировать и делать выводы. Воспитание бережного отношения к природе, любви к малой и большой Родине.



Животный мир России многолик и разнообразен. Здесь можно встретить самые разнообразные ландшафты: полярные снежные пустыни, жаркие южные пустыни, широколиственные леса, хвойные таежные просторы, высокогорные районы, морские и океанические побережья. На этих необъятных просторах обитает свыше 300 видов млекопитающих, более 700 видов птиц, порядка 30 видов земноводных и 80 видов пресмыкающихся.


Животные нашей местности. Лось. Среди оленей это самое крупное животное. Рост его достигает 235 см, масса - почти 600 кг. Особенно внушительно выглядит старый самец, украшенный большими рогами-лопатами. В Сибири лося часто называют сохатым. Он огромный, нескладный), горбатый, голова большая, уродливая, с торчащими в стороны рогами. В нашей стране обитают три подвида лосей: европейский, восточно-сибирский, или американский, и уссурийский. В горах Алтая, как и во всей Западной Сибири, обитает лось европейский, животное средних размеров. Масса крупных самцов достигает 500 кг, рост - 215 см. Самки поменьше. Окраска бурая различной интенсивности: от темно- до светло-бурой. Ноги обычно светлые, такого же цвета живот. Лосята в первые 3-4 месяца рыжие, в августе - сентябре они линяют и становятся бурыми, как и взрослые. Рога, которые бывают только у самцов, Чем старше, здоровее и сильнее зверь, тем массивнее, шире и с большим числом отростков у него рога. Рост рогов начинается в апреле - мае, в августе заканчивается, а к середине зимы рога сбрасываются.


Лосята, их обычно двое (нередки одиночки и тройни), появляются в мае - начале июня. Растут они очень быстро - суточный привес может достигать 1,5-2 кг, иногда и больше. При рождении они весят 8-12 кг, через полгода - 120-140 кг, а наиболее развитые - 170-180. Быстро растут лосята только лето м, зимой они сильно худеют. В неволе лоси доживают до 20-25 лет. В естественных условиях редко встречаются особи старше 12-15 лет. Мясо лося по содержащимся в нем витаминам и микроэлементам значительно превосходит говядину. Лосятина, особенно от молодых, рекомендуется как диетическая пища людям, по состоянию здоровья лишенным возможности есть мясо большинства домашних животных.


Медведь. Медведей относят к числу наиболее сообразительных и умных зверей. Хорошо известно, что они легче других животных поддаются дрессировке и достигают в этом больших успехов. Больше всего боится медведь запаха человека. Одного только вида иной раз не пугается, причиной чего может быть неважное зрение. Бывает, что он иногда даже приближается к человеку, при этом (фукает) - издает резкий шипящий, довольно громкий звук, что типично для встревоженного зверя. Таким поведением он, возможно, пытается напугать человека - убегай, мол, перед тобой "хозяин тайги!" Но стоит ему в такой момент почуять запах человека, как он сам удирает со всех ног в панике. Бурый медведь - лесное животное. Обычные места его обитания в России - сплошные лесные массивы с буреломом и гари с густой порослью лиственных пород, кустарников и трав; может заходить и в тундру, и в высокогорные леса. Держится медведь обычно одиночно, самка - с медвежатами разного возраста. Границы участка помечаются запаховыми метками и «задирами» - царапинами на приметных деревьях. Иногда совершает сезонные кочёвки; так в горах бурый медведь, начиная с весны, кормится в долинах, где раньше сходит снег.


Бурый медведь всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В неурожайные на ягоды годы в северных областях медведи посещают посевы овса, а в южных - посевы кукурузы; на Дальнем Востоке осень ю кормятся в кедровниках. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Лето м насекомые и их личинки порой составляют до 1/3 рациона медведя. Хотя хищничество не является примарной стратегией бурых медведей, они добывают и копытных - косуль, ланей, оленей (карибу, благородный олень, пампасовый олень), козерогов, кабанов и лосей. Гризли иногда нападают на медведей-барибалов, а на Дальнем Востоке бурые медведи могут охотиться на гималайских медведей и на тигров. Бурый медведь любит мёд; поедает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков и пум. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста (проходные лососёвые). В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот, разоряют пасеки. Активен бурый медведь в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам. К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. Берлоги располагаются на сухом месте, в большинстве случаев в ямах под защитой бурелома или под вывороченными корнями деревьев. В разных районах зимний сон длится от 75 до 195 дней. В зависимости от климатических и иных условий медведи находятся в берлогах с октября - ноября до марта - апреля, то есть 5-6 месяцев. Вопреки распространённому мнению, зимний сон у бурого медведя неглубок; температура его тела во сне колеблется между 29 и 34 градусами. В случае опасности животное просыпается и покидает берлогу, отправляясь на поиски новой. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами. Неуклюжий на вид, бурый медведь исключительно быстро бегает - со скоростью свыше 55 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотней). Одним ударом лапы матёрый медведь способен сломать спину быку, зубру или бизону.


Самки приносят потомство раз в 2-4 года. Медведица приносит 2-3 (до 5) медвежат весом 340-680 г и длиной до 25 см, покрытых короткой редкой шерстью, слепых, с заросшим слуховым проходом. Ушные проходы у них открываются на 14 день; через месяц они прозревают. Уже к 3 месяцам медвежата имеют полный набор молочных зубов и начинают есть ягоды, зелень и насекомых. В этом возрасте они весят около 15 кг; к 6 месяцам - 25 кг. Отец потомством не занимается, медвежат воспитывает самка. Часто вместе с детёнышами-держатся прошлогодние медвежата, так называемые пестуны. Окончательно отделяются от матери они на 3-4 году жизни. Продолжительность жизни в природе 20-30 лет, в неволе - до 47-50 лет.


Волк. В нашей стране обитает один вид - серый волк. По внешнему виду он напоминает восточно-европейскую овчарку, но у него широколобая голова и укороченная морда. Уши меньше, расставлены шире, шея короче, толще, грудь более развитая, глубокая, низко опущенная (в отличие от собаки хвост волка всегда опущен - примеч. автора веб-сайта). Масса самцов в среднем 35-40 кг. Самые крупные добытые в нашей стране особи достигали 80, самки - 25-30 кг, редко больше (длина тела волка достигает 160 см - примеч. автора веб-сайта). Окрас светлее, чем у овчарки, более однотонный. Велики индивидуальные различия в цвете - одни особи светлее, другие темнее, у некоторых есть "ремень" по верху спины, у других его нет, но может быть лучше развита шерсть на шее - грива - или на щеках - "баки". В Алтайских горах волки обитают почти повсеместно. Их мало в многоснежном Северо-Восточном Алтае и в высокогорье.


Живут эти хищники семья ми, или стаями. Обычно в стае 6-9 волков, иногда меньше или больше. Состоит она из зверей трех поколений: пары взрослых, матерых; 2-3 молодых волков, родившихся весной прошлого года - переярков; 3-4 щенков рождения текущего года - прибылых. Вожаком семьи обычно бывает взрослая самка - матерая. При охоте на лося, оленя или другое крупное животное главная роль отводится матерому, который больше, сильнее и опытнее остальных членов семьи. Гон у волков проходит в январе-феврале. Пары формируются надолго, иногда на всю жизнь. В конце апреля в начале мая волчица приносит от 3 до 10, в среднем 5-6, темных, почти бурых волчат, слепых, беспомощных. В первые дни она не уходит от них, ухаживает за ними, тщательно вылизывает, массирует языком животики. Они только спят, сосут молоко и быстро растут. На 12-13-й день у них открываются глаза, они становятся подвижнее, начинают вылезать из норы.


В бесснежное время волки питаются преимущественно всякой лесной и полевой живностью - мышами, полевками, сусликами, хомяками, которые считаются вредителями лесного и сельского хозяйства, а также птицами, лягушками, ящерицами. Немало животных из этого перечня перепадает им и зимой. Кроме того, волки охотно поедают орехи, ягоды, некоторые травянистые растения - медуницу, ревень, едят различные плоды. Любят арбузы. Опасен для человека раненный или попавший в капкан волк. Приближаться к нему небезопасно. Он будет защищаться, возможности у него немалые - хороший вес, натренированные мышцы, мощные челюсти. Опытные волчатники знают, что шутить в таких случаях со зверем нельзя. В большинстве европейских стран, (там, где волки еще сохранились) и в Америке охота на этого зверя запрещена. В ряде стран волка выпустили в угодья или собираются выпустить, люди стремятся сохранить вид


Кабан. Кабаны - самые древние из копытных Алтая. В Азии они обитают уже около 10 млн лет. От домашних свиней отличаются более высоким (до 1 м) ростом (длина тела до 2-х метров - примеч. автора вебсайта). Масса старых секачей доходит до 200-250 кг, самки легче и меньше ростом. Взрослые звери покрыты темно-бурой, иногда серой, коричневой или светло-коричневой густой и длинной щетиной. Под ней - хорошо развитый плотный подшерсток. Кабаны - чрезвычайно проворные, подвижные звери. Они быстро бегают, хорошо плавают, отлично умеют затаиваться, имеют хорошие обоняние и слух. Зрение у них неважное. У самцов в обеих челюстях длинные острые клыки, выступающие наружу. Верхние круто изогнуты вверх, длина их 10-12, иногда до 20-23 см. С помощью клыков секачи отбиваются от крупных хищников, а также от охотничьих собак, и часто весьма успешно, жестоко калеча, а то и убивая их. Волки редко решаются нападать на старых кабанов. Известны нападения секачей на охотников после неудачного выстрела, причем последствия бывали самые тяжелые. Возможны также нападения недавно опоросившихся самок. Для человека и хищников опасны лишь секачи да старые крупные самки.


Живут дикие свиньи семейными группами. В каждой может быть несколько взрослых самок, из которых одна, как правило самая старая и крупная, является вожаком. Самцам разрешается жить в семейном стаде не более чем до 1,5 лет. После достижения этого возраста самки прогоняют их и они вынуждены вести самостоятельный образ жизни. Самка весной приносит в среднем 5-6 поросят, максимально 10. У Родятся поросята хорошо развитыми, зрячими. Они очень подвижны, игривы. Уже через 2-3 ч после рождения они затевают игры, борьбу. Окрашены своеобразно - вдоль тела проходят хорошо выраженные темные полосы. Такая расцветка маскирует их в зарослях тростника или камыша. Через 4-5 месяцев она постепенно сменяется на обычную однотонную темную. К осени масса поросят достигает 20-30 кг.


Кабаны всеядны, однако растительная пища в их рационе преобладает. На Алтае они поедают зеленую траву (зимой - сухую), ветви и побеги кустарников, кору молодых деревьев, корневища, корни, луковицы и другие подземные части растений, всевозможных насекомых и их личинок, дождевых червей, из позвоночных - ящериц, змей, лягушек, мышей, полевок, птенцов и яйца птиц, павших диких и домашних животных. В годы урожая кедрового ореха он служит кабанам основой пищи с осени до весны. Запасая в теплый период года до 10-15 кг жира, дикие свиньи способны прожить суровое зимнее время, питаясь скудными кормами. Если нет орехов, они роются на непромерзающих участках по сугробам и около родников, а также ищут падаль. Взрослый кабан-секач способен вспахивать мощным рылом почву, промерзшую на 15-17 см. Под слоем мерзлоты он всегда найдет что-нибудь съедобное Дикие свиньи, если их мало беспокоят, неоднократно пользуются одними и теми же лежками (углублениями в 30-40 см в почве).


Лиси?ца обыкнове?нная, или ры?жая (лат. Vulpes vulpes) - хищное. Длина тела 60-90 см, хвоста - 40-60 см, масса - 6-10 кг. Окраска и размеры лисиц различны в разных местностях; всего насчитывают 40-50 подвидов, не учитывая более мелких форм. Наиболее распространённый окрас: ярко-рыжая спина, белое брюхо, тёмные лапы. Часто у лисиц присутствуют бурые полосы на хребте и лопатке, похожие на крест. Общие отличительные черты: тёмные уши и белый кончик хвоста. Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом.. Лисица является зверем достаточно оседлым. В большинстве районов ей не свойственны регулярные миграции. Случаи таковых отмечаются лишь в тундре, пустынях и горах. В дикой природе лисицы редко живут более семи лет, часто продолжительность жизни не превышает трёх. В неволе звери доживают до 20-25 лет.



Размножение Подобно волку, лисица размножаются только один раз в год. Ещё зимой лисицы начинают поиск мест для вывода молодняка, и ревностно охраняют их. Бесхозных нор в это время практически не бывает, в случае гибели одной самки, её жилище сразу занимает другая. За самкой часто ухаживают по два-три самца, между ними происходят кровавые драки. Лисы - хорошие родители. Самцы принимают активное участие в воспитании потомства, а также заботятся о подругах ещё до появления лисят. Они благоустраивают норы, даже ловят у самок блох. В случае гибели отца, его место занимает другой холостой самец, порой лисы даже дерутся между собой за право стать отчимом. В выводке насчитывается от 4-6 до 12-13 щенков, покрытых тёмно-бурой шерстью. Внешне они напоминают волчат, но отличаются белым кончиком хвоста. В двухнедельном возрасте лисята начинают видеть и слышать, у них прорезаются первые зубы. В воспитании лисят принимают участие оба родителя. Отец и мать проявляют в это время крайнюю осторожность, и в случае угрозы немедленно перенесут детёнышей в запасную нору. Также они вынуждены охотится круглые сутки, чтобы прокормить потомство. Подрастающие щенки рано начинают отлучаться от «дома» и часто встречаются далеко от него, будучи ещё совсем маленькими. Полтора месяца мать кормит лисят молоком; кроме того, родители постепенно приучают детёнышей к обычной пище, а также к её добыванию. Вскоре подросшие лисята начинают ходить с отцом и матерью на охоту, играя между собой, приставая к старшим, подчас подвергая опасности всю семью.


Охрана диких животных, на мой взгляд, одна из самых сложных и актуальных проблем нашего времени. А её решение – дело всемирной важности! В деле охраны природы, Россия – хороший пример для многих стран. Для сохранения наиболее ценных видов животных и изучение их в естественных условиях создано свыше 130 заповедников! В России ведется большая работа по обогащению и охране природы. Успех этого во многом зависит от каждого из нас. Благодаря предпринятым в последнее время мерам по охране диких животных, получены ощутимые результаты. Почти повсеместно увеличилась численность оленей, лосей, кабанов и других охотничьих зверей. Многие ценные звери (например, соболь, сайгак, бобр), когда-то стоявшие на грани вымирания, в настоящее время возросли численностью. И все-таки численность некоторых видов животных в ряде мест уменьшается. В первую очередь это касается амурского тигра, выхухоли, европейской норки, зубра. Все они включены в Красную книгу. Необходимо ужесточить меры по охране этих видов животных.


Животные занесенные в красную книгу Красный волк Амурский тигр


Амурский лесной кот Бобр западносибирский


Даурский еж И другие.....


Для того чтобы животные не исчезли созданы заповедники, заказники и национальные парки


Заповедники Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Исключительная роль заповедников в сохранении и восстановлении редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов и др. заповедников природы. Благодаря деятельности заповедников некоторые редкие животные стали промысловыми, они дают нам сейчас пушнину, лекарственное сырье и др. ценную продукцию. Самые яркие и интересные исследования по экологии зверей и птиц, были выполнены в заповедниках. «Водлозерский» национальный парк Кенозерский Национальный парк Забайкальский национальный парк И другие


Приокско-террасный заповедник Настоящая жемчужина природы южного Подмосковья, благодаря уникальному сочетанию оберегаемой заповедником флоры и фауны. На впечатляющей площади 4900 Га обитают 54 вида млекопитающих: лоси, кабаны, куницы, ласки, барсуки, зайцы, ..., изредка заходят волки и рыси. В богатой фауне птиц Приокско-террасного заповедника насчитывается 137 видов: зяблики, пеночки, тетерева, глухари, рябчики, ястребы, коршуны, пустельги, неясыти, домовый сыч, ... Главной достопримечательностью Приокско-террасного заповедника является Зубровый питомник, где Вы сможете увидеть и даже погладить зубров и бизонов. Зубр - это "дикий лесной бык" - самое крупное копытное животное Европейского континента, которого по праву считают современником мамонта


Если мы не будем охранять природу. Если мы также будем вести себя как и сейчас То они исчезнут.


Травы копытами касаясь,Ходит по лесу красавец,Ходит смело и легко,Рога раскинув широко лось


Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга.


Красавиц олень


Там, где в тундре вьюга злится,Где большой земли конец,Там живет почти лисица,Называется...



Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле. Чтоб зимою жить в тепле.



И другие наши близкие друзья

Галина Миловидова
Проект «В мире животных»

1 По доминирующему методу : информационно–творческий.

2 По характеру содержания : ребёнок и живой мир

3. По характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов : внутри одной возрастной группы

5. По качеству участников : групповой.

6. По продолжительности : краткосрочный

Цель проекта : формирование представления у дошкольников о животном мире , взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Задачи :

Образовательные :

Дать представления о животных (внешних особенностях, потребностях для их роста и развития.

Развивать познавательный интерес к животному миру

Развивающие :

Дать представление о многообразии животного мира ;

Углубить знания детей о животном мире через чтение произведений о животных ;

Развивать умение детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Развивать творческую активность, внимание, воображение, память;

Воспитательные :

Посредством личного общения с животными способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным ;

Воспитывать сочувствие к детенышам, попавшим в беду;

Воспитывать желание ухаживать за животными ;

Создать условия для поисково-исследовательской деятельности.

Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, специалисты дополнительного образования, родители воспитанников.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Для детей :

Развивать у детей познавательный интерес к животному миру .

Формировать представления о потребностях животных для их роста и развития.

Воспитывать чувства сопереживания ко всему живому , умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Для педагогов :

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми .

Для родителей :

Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листки-памятки и т. д.).

Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (родителей, воспитателя, музыкального руководителя, психолога.) т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

Совместная продуктивная деятельность родителей и детей.

1 Целепологание- вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .

2 Разработка проекта –составить план деятельности по теме «В мире животных »

Название образовательной области Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Игра - драматизация «Теремок»

Составление карточек животных ) Д/И «Кто такой? Чем питается?» «Чья мама? Чей малыш?» «Найди отличия» ; «Чем похоже?»

Познавательное развитие

Рассматривание книг, иллюстраций, домашних альбомов о животных

Речевое развитие

Чтение произведений о птицах «Чей нос лучше?» , «Птичьи разговоры» , «Лесные домишки» В. В. Бианки «Голубой зверек» , «Курица за белкой»

Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Купание медвежат» Музыкальная деятельность (разучивание песен, прослушивание в аудиозаписи голосов животных ) Конкурс рисунков «Эти забавные животные » Лепка «Эти загадочные животные »

Выполнение проекта

Сроки реализации проекта Работа с родителями Работа с детьми

Январь 2 неделя Беседа с родителями «Знакомство с проектом » Подбор художественной литературы

Цель : направить родителей на совместную деятельность с детьми по проекту . Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки о животных )

Цель : формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса

Игра - драматизация «Теремок»

Цель : формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных .

Разучивание песен, прослушивание в аудиозаписи голосов животных

Цель : развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти

Конкурс рисунков «Эти забавные животные » Цель : передавать в рисунках характерные особенности животного . Развивать воображение, творческую активность.

Январь 3 неделя Оформление родительского уголка

Цель :

просвещать родителей : размещать статьи, рекомендации по реализации проекта Чтение произведений о птицах «Чей нос лучше?» , «Птичьи разговоры» , «Лесные домишки»

Цель : пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных . Дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Развивать умение оценивать поступки героев

Д/И «Кто такой? Чем питается?»

Цель животных и то чем они питаются. Развивать речь, память, мышление.

Лепка «Эти загадочные животные »

Цель : развивать умение детей передавать характерные особенности животных в лепке .

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цель : поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре.

Январь 4 неделя

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек животных

Цель : создать условия для реализации проекта

Чтение произведений В. В. Бианки «Голубой зверек» , «Курица за белкой»

Цель : знакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Воспитывать заботливое отношение к животным . Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Д/И «Чья мама? Чей малыш?» (зонт)

Цель : Закрепить умение детей узнавать и правильно называть животных и их детенышей . Развивать речь, память, мышление.

Вечер загадок «Угадай, кто это?»

Цель : развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес

Аппликация «Купание медвежат»

Цель : закрепить умение создавать образ животного посредством различных видов искусства.

Д/И «Найди отличия» ; «Чем похоже?»

Цель : Закрепить умение узнавать и называть отличия и одинаковые качества крота и суслика. Развивать речь, память, мышление.

Развлечение «Теремок»

Цель : создать хорошее настроение у детей посредством встречи с любимыми игрушками и знакомой сказкой; развивать речь детей.