Домой / Для брюнеток / Родительское собрание "детская агрессия". Родительское собрание "Агрессия детей: ее причины и предупреждение" Родительское собрание в детском саду детская агрессия

Родительское собрание "детская агрессия". Родительское собрание "Агрессия детей: ее причины и предупреждение" Родительское собрание в детском саду детская агрессия

09.05.2015 2076 490 Нурумбетова Марина Султанбековна

Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. Агрессия - это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому лицу». Агрессивность- это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Агрессия, как правило, не возникает неожиданно.

В чём причины детской агрессивности?

Это различные особенности среды, в которой находится человек, она повышает или снижает вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т. д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека, более агрессивными являются люди раздражительные.

Учёные считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребёнка проявлению агрессии.

Существует два вида агрессии:

«доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и бывает спонтанной.

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На установление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы, например, некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. В настоящее время сцены насилия на экранах ТВ способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Если ребёнка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. А пренебрежительное и попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких- либо решений провоцируют ребёнка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут добиваться своего. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребёнка, в качестве профилактики советую родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ним, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Поскольку поведение агрессивных детей часто бывает непредсказуемым и проявляется эмоциональными вспышками, встаёт проблема обучения ребёнка приемлемым способам выражения гнева- это одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. Что такое гнев? Это чувство сильного негодования с потерей контроля над собой.

Существует несколько способов выражения гнева

1. Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете (окно, парта, дверь, и т. д., который для него представляется неопасным. Гнев выплескивается на того, кто «подвернётся» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор.

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония, и др.

После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме. Для того чтобы добиться результатов, взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения. Другому способу выражения гнева- переносу чувств на неопасные объекты (резиновые игрушки, каучуковые шарики, подушки, поролоновые мячи). К способам выражения гнева (выплёскивания) относятся и громкое пение песен, и пускание пузырей, и бой с боксёрской грушей, лепка из пластилина фигурки обидчика. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребёнка только в крайних случаях. Если гнев ребёнка будет постоянно подавляться, ребёнок может начать действовать исподтишка, специально делать что-нибудь «назло». Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, за плохое – наказание. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребёнка: «А что мне за это будет? »

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока ещё и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-нибудь в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева. Учёные советуют родителям не прикасаться к ребёнку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату, чтобы полностью установить контроль над собой. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители в нем. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать плохо.

Если проанализировать причины негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения- это ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана с тем, что родители проявляют бессмысленные требования. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, выраженное в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого.

Агрессивность ребёнка проявляется, если:

Ребёнка бьют;

Над ребёнком издеваются;

Над ребёнком зло шутят;

Ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

Родители заведомо лгут;

Родители пьют и устраивают дебоши;

Родители воспитывают ребёнка двойной моралью;

Родители не умеют одинаково любить своих детей;

Родители ребёнку не доверяют;

Родители настраивают ребёнка друг против друга;

Родители не общаются со своим ребёнком;

Вход в дом закрыт для друзей ребёнка;

Родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;

Родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии родители должны иметь в своём арсенале: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

«Золотые» правила воспитания.

1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять и любить ребёнка таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Памятки родителям по предупреждению детской агрессивности.

Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой. После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить, пока еще не поздно.

Игры для гиперактивных и агрессивных детей.

Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить.

1. Расскажи стихи руками

2. Игры на согласованность совместных движений «Пилка дров, Насос, Кузница».

3. Попробуй показать, попробуй угадать (изображение предметов и/или действий с ними)

4. Игры на развитие внимания и самоконтроля «Лабиринт, Что изменилось, Чем похожи, чем не похожи, Найди лишнее».

5. «Бокс», «Подушечные бои»

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. Самые главные слова, которые нужно говорить своему ребёнку всегда: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем»

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность».

Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и её профилактике.

Ход собрания

Детская агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.

Агрессивное поведение проявляется, когда ребёнок кричит, дерётся, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвёт книжки и т.д.

Что означает такое поведение и откуда оно берётся?

Детская агрессивность – это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребёнка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни – спокойно, а другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.

Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот – это были в большей степени униженные и подавленные дети. Ведь известно, что униженная до основания личность спасает своё равновесие, лишь унижая других.

Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют её по-разному. Одни – чтобы созидать, и такая энергия называется конструктивной. Другие - чтобы уничтожать или разрушать, их энергия деструктивная.

Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство.)

Покорить вершину, бурную реку, космос, решить научную проблему – это полезная, добрая, нужная для прогресса направленность энергии.

Жизнь переполнена разочарованиями, а разочарования вызывают протест, ярость. И если не удаётся выработать какую-либо стратегию преодоления этих чувств, то подавленные агрессивные влечения находят невротический выход от психосоматических заболеваний (язва желудка, заболевание печени и т.д.) до явных психических нарушений. Мы, взрослые, можем самостоятельно управлять своей энергией, а детям нужно помогать, направлять их энергию в нужное русло.

В определённый период детства (2-5 лет) детям свойственна агрессивность, т.к. детская жизнь полна разочарованиями, вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся травмирующими для ребёнка.

Так, уже в раннем возрасте ребёнку присуща агрессивность. Своим плачем он выражает злость и возмущение, требуя удовлетворения собственных физиологических потребностей.

Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай-девочкой и тут же начать кричать и драться со сверстниками. Этот процесс происходит постепенно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить свои потребности, восстановить эмоциональное состояние. Просто ребёнок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, т.к. он борется за выживание в окружающем мире.

Агрессия может возникать:

1. Как крайняя мера, когда у ребёнка нет других возможностей для удовлетворения своих потребностей. Как выход переполнявшей ребёнка энергии (ребёнку нужно бегать, прыгать, а ему не дают. Он начинает пинать мячик, а при его отсутствии – своего соседа).

2. Как «наученное» поведение, когда ребёнок ведёт себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой мультфильма и т.д.).

3. Агрессивность и конфликтность, как следствие эгоистичности ребёнка, который привык к вниманию дома и требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия – конфликты, ссоры, драки. Главное – быть в центре внимания.

4. Агрессия – как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса.

Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабым. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придаёт ему уверенность. Такому задире трудно подружиться другими детьми – они стараются держаться от него подальше, избегают его.

5. Агрессия – в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворённость ребёнка. Если ребёнок «заброшен», то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве, издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.

В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, т.к. мы отвечаем за безопасность детей.

Необходимо учить своё дитя бесконфликтно общаться с другими детьми.

Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если всё происходит в определённых рамках.

Если ребёнок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой–нибудь компромисс.

Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать» никакие конфликтные ситуации с детьми.

Различают несколько видов агрессии. Но мы остановимся на двух, наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте. Это физическая и словесная (вербальная) агрессия.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Ребёнок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать как резаный, хнычет, выпрашивает утешение. «Обидчик» имеет возможность немного приврать. То и другое плохо. В такой ситуации надо развести детей друг от друга в разные стороны и начинать разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. При этом надо успокоить «обиженного», обнять его, погладит по голове и сказать: «Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно». С «обидчиком» разговаривать надо не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, её нужно решить. Ребёнку надо установить правило: «Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, - отойди в сторону. Можешь об этом сказать взрослому», т.е. мы учим ребёнка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребёнка каждый раз, когда ему удаётся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?

Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают детей к новой агрессии, а реплики «Иди и дай сдачу» ребёнок воспринимает, как прямое руководство к действию иди и бей.

Словесная (вербальная) агрессивность – это выражение негативных чувств не только через формы (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова. Однако это не повод для беспокойства.

Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребёнка определённым выражениям. Отдельные слова ребёнок усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребёнка повторить их вновь. И когда им хочется позлить родителей, он открывают для себя новое оружие агрессии.

Бывает и так, что ребёнок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступить в этом случае?

Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.

Ребёнок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребёнку, если он знает, что это бранное слово: резкое, неодобрительное «Довольно» действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать внимание аудитории. Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребёнка, который оскорбляет людей. Порой надо твёрдо сказать: «Ты мне нравишься, но вот, то, что ты говоришь, мне не нравится».

Часто за словесной агрессией стоит желание почувствовать себя сильным и значимым. Оградить детей от бранных слов мы не можем, а вот повлиять на них – наша задача.

Профилактика агрессивности.

Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть её можно. Хороший метод – беседа об агрессивности, когда ребёнок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова, когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают. «Как ты сегодня себя чувствуешь?» - вот лучшее средство для преодоления аффектов.

Мы должны развивать в детях способность к обсуждению собственных чувств и свойств характера, вытесняя агрессивные чувства. Чем больше ребёнок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется эгоизма. Принимайте большое участие в жизни ребёнка, позволяйте ему чувствовать себя любимым и желанным.

Подготовила Николаева Анастасия Александровна.

Наталия Седельникова
Родительское собрание «Агрессивность детей»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Нашу встречу нам бы хотелось посвятить разговору о проблеме детской агрессивности. И разговор этот не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. Как много негативного в современном мире. И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.

С чем это связано, как бороться с проявлениями детской агрессивности? Попробуем обсудить эти вопросы. Для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

Агрессивность – это поведение, которое причиняет вред предмету, человеку или группе людей.

Виды агрессивного поведения по форме проявления:

1. физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

2. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3. Предметная агрессия – срывает свою агрессивность на окружающих предметах.

Так же агрессивность выражается прямо и косвенно:

прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта

косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу)

Причины агрессивных форм поведения у ребенка могут быть разными:

Скандалы в семье

Применение физической силы во время семейных ссор (драки)

Грубое, жестокое обращение с ребенком

Привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.

Просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах

Одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!»

Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

Отказывается от коллективной игры.

Не понимает чувств и переживаний других детей.

Часто ругается со взрослыми.

Создает конфликтные ситуации.

Перекладывает вину на других.

Суетлив.

Не может адекватно оценить свое поведение.

Имеет мускульное напряжение.

Часто специально раздражает взрослых.

Мало и беспокойно спит

Мы предлагаем определить степень агрессивности Вашего ребёнка.

АНКЕТА для родителей «Насколько агрессивен ваш ребёнок?»

Критерии оценки агрессивности ребенка

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить, дать сдачу обидчику.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Отказывается выполнять правила.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Не понимает чувств и переживаний других детей.

18. Часто специально раздражает взрослых, спорит, ругается со взрослыми.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Чрезмерно подвижен.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

ИТОГИ:

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.

Средняя агрессивность - 7-14 баллов.

Низкая агрессивность - 1-6 баллов.

Средства профилактики и преодоления агрессивного поведения детей.

Каким способом можно выплеснуть гнев? Существует множество способов…

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пускать мыльные пузыри.

3. Полить цветы.

4. Покидать мяч об стену.

5. Втирать пластилин в картонку или бумагу

7. Хорошо снимает агрессивность вода. Устройте игры с водой.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Это делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Примером могут служить следующие упражнения.

Задуй свечу

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”.

Ленивая кошечка

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.

Мельница.

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

Игры для агрессивных детей

"ЧАС ТИШИНЫ" И ЧАС “МОЖНО”

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т. д.

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

ЦЕЛЬ: Научить выплеснуть накопившийся гнев

Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнять согнутые в локтях руки, пальцы растопырить) и произносить страшным голосом звук «У» если я буду хлопать тихо, вы будете тихо произносить «У», если громко- громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка пошутить.

"Ласковые лапки"

Цель: снятие напряжения, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. 4.

Клочки по закоулочкам.

Справиться с немотивированной агрессией и другими последствиями нервного перенапряжения ребенку поможет обычная бумага. Предложите малышу разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте крохе лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в уборочную машину и собрать результаты его деятельности в пакет или в ведерко. Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.

"Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Если в вашей группе есть ребёнок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей, предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребёнок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

"КУЛАЧОК"

Дайте ребенку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко- крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая иг-рушка.

Упражнение способствует смещению агрессии и мышечной релаксации.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. Послушайте «золотые» правила воспитания , которые, надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребёнка:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. К агрессивности в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

А ещё мы хотим предложить вам памятки, где указаны моменты, которые помогут вам исключить агрессию у вашего ребёнка.

Памятка для родителей

Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.

Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.

Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимости от его успехов

Помните, что ребёнок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Родительское собрание

Тема: « ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ».



Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

душевной боли….

Эрих Фромм

Цель: обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка, и пути её преодоления. Задача: Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления. Форма проведения собрания: круглый стол.
Вопросы для обсуждения.
-
Причины детской агрессии.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Пути преодоления детской агрессии.
Участники: классный руководитель, родители детей, школьный психолог.
Подготовительная работа к собранию:
1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Анкета для родителей № 2.
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Родителям необходимо отметить те качества, которые у ребёнка наиболее выражены и соотнести их по степени выраженности в поведении.
Доброта.
Сочувствие.
Покладистость.
Терпение.
Сопереживание.
Безразличие.
Упрямство
Агрессивность.
Нетерпимость.
Эгоизм.
Анкета для учащихся:
Чаще всего я радуюсь, когда …
Чаще всего я смеюсь, когда …
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
Чаще всего я плачу, когда …
Чаще всего я злюсь, когда …
Чаще всего я обижаюсь, когда …
Мне хорошо, когда меня …
Мне плохо, когда меня …
Тест для учащихся:
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более 5.
Я - добрый.
Я - злой.
Я - терпеливый.
Я - нетерпеливый.
Я - упрямый.
Я - безразличный.
Я - хороший друг.
Я - умный.
Я - умный.
Я - помощник.
Я - обидчивый.
2. Классный час «10 моих «Я».
3. Выставка рисунков «Моё настроение».
4. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).
5. Обсуждение и оценивание предложенных родителям ситуаций.
6. Памятки для родителей.
Ход собрания.

1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Сегодня мы поговорим с вами о проблеме детской агрессии и проявлениях жестокости.
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии и жестокости не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров.
К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явления и стоит ли нам о них говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только взрослые и подростки, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.
Что такое агрессия? Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную .
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью.
- Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации.


В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих чад и обращения к специалистам является как раз детская агрессия. Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Как показали многочисленные исследования причина такого их поведения - всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем как асоциальное является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые не видим, не слышим и не понимаем этого. Надо ли наказывать за агрессивное поведение? С одной стороны, данные исследований показывают (и наш житейский опыт говорит о том же), что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату - к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как- нибудь еще: не дома, так в школе, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (так называемая аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр, и пр. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание - самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия. Американские психологи в 1994 году провели эксперимент, в котором пытались установить связь между шлепками, которыми родители награждали маленьких агрессоров и степенью проявления их агрессивности. Результат эксперимента был вполне прогнозируемым: дети, которых наказывали вели себя гораздо агрессивнее со сверстниками в детском саду, чем те, которые не знали физического наказания. Все вышесказанное вовсе не означает, что вы не должны реагировать на приступы агрессии ребенка. Тут вполне подходит так называемая «поведенческая терапия», правило «стимул - реакция». Пусть ребенок знает, что вам не нравится его поведение и вы оставляете за собой право лишить его, например, просмотра мультиков или похода в кафе или прогулки с друзьями. Но только это не должно звучать в директивной форме, объясните малышу, что любое его действие влечет за собой последствия, пусть он знает об этом. Но при этом не забывайте отмечать похвалой или поощрением любое достижение ребенка: помог другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее и так далее. Профилактика агрессивного поведения Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма. Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение. Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми. Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам - родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего. И еще одно важное правило, которое должны знать родители ребенка, склонного к агрессии: ему необходимо разряжаться, необходимо научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях». Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Необходимо, чтобы у вашего ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям создайте условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома да и просто разрешение в определенном месте, в спортивном уголке, например, делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат - неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил. Дайте ему понять, что вы не имеете намерения подслушать под дверью и наказать его потом за произнесенные слова. Если очень много накопилось, разрешите ребенку побить подушку или диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное. Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти. А можно еще предложить нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге. Способов много. Главное, не считать, что с вашим ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.
2. Обсуждение анкет учащихся и их родителей психологом.

3. Продолжение разговора классного руководителя.

Анализ анкет ваших детей показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчёркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства и проявления агрессии.
Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.
Однако, родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
К примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, это даёт возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся делать длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:
а) преодолеть трудности;
б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Литература
1. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

2. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск. 1977.

3. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград 2003г.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2008г 4. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Приложение
Памятка по предупреждению детской агрессии 1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. 2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надеж 3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий. 4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. 5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе. 6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо. 7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями. 9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов. 10. Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту памятка! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно изменить.
Агрессивность ребёнка проявляется, если:

    ребёнка бьют;
    над ребёнком издеваются

    над ребёнком зло шутят;

    ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

    родители заведомо лгут;

    родители пьют, устраивают дебоши;

    родители воспитывают ребёнка двойной моралью;

    родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;

    родители не умеют одинаково любить своих детей;

    родители ребёнку не доверяют;

    родители настраивают ребёнка друг против друга;

    родители не общаются или мало общаются со своим ребёнком;

    вход в дом закрыт для друзей ребёнка;

    родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;
    родители живут своей жизнью, ребёнок ощущает, что его не любят.

Управление образования администрации города Соликамска

МДОУ «Детский сад № 9»

Родительское собрание на тему «Детская агрессивность».

Подготовила: педагог-психолог

Махалкина Ольга Георгиевна

Соликамск, 2014 г

Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность».

Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и её профилактике.

Оборудование: мяч, магнитная доска, маркер, листы с высказываниями, памятки для родителей.

Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашей сегодняшней встречи: «Детская агрессивность». И вначале разговора я бы хотела задать вам вопрос: «Что такое детская агрессивность и как она проявляется?»

(Высказывания родителей с мячом)

Детская агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.

Агрессивное поведение проявляется, когда ребёнок кричит, дерётся, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвёт книжки и т.д.

Что означает такое поведение и откуда оно берётся?

Детская агрессивность – это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребёнка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни – спокойно, а другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.

Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот – это были в большей степени униженные и подавленные дети. Ведь известно, что униженная до основания личность спасает своё равновесие, лишь унижая других.

Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют её по-разному. Одни – чтобы созидать, и такая энергия называется конструктивной. Другие - чтобы уничтожать или разрушать, их энергия деструктивная.

Предлагаю Вам поиграть в игру «Какая это энергия?»

Психолог бросает мяч и говорит, например: гнев, упрямство, защита себя и т.д. Родитель возвращает мяч назад и называет тот вид энергии, которому соответствует данный вид агрессии. (В помощь психологу для игры: Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство.)

Покорить вершину, бурную реку, космос, решить научную проблему – это полезная, добрая, нужная для прогресса направленность энергии.

Жизнь переполнена разочарованиями, а разочарования вызывают протест, ярость. И если не удаётся выработать какую-либо стратегию преодоления этих чувств, то подавленные агрессивные влечения находят невротический выход от психосоматических заболеваний (язва желудка, заболевание печени и т.д.) до явных психических нарушений. Мы, взрослые, можем самостоятельно управлять своей энергией, а детям нужно помогать, направлять их энергию в нужное русло.

В какой степени агрессивность нормальна для дошкольников?

(Высказывания родителей).

В определённый период детства (2-5 лет) детям свойственна агрессивность, т.к. детская жизнь полна разочарованиями, вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся травмирующими для ребёнка.

Так, уже в раннем возрасте ребёнку присуща агрессивность. Своим плачем он выражает злость и возмущение, требуя удовлетворения собственных физиологических потребностей.

Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай-девочкой и тут же начать кричать и драться со сверстниками. Этот процесс происходит постепенно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить свои потребности, восстановить эмоциональное состояние. Просто ребёнок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, т.к. он борется за выживание в окружающем мире.

Агрессия может возникать:

1. Как крайняя мера, когда у ребёнка нет других возможностей для удовлетворения своих потребностей. Как выход переполнявшей ребёнка энергии (ребёнку нужно бегать, прыгать, а ему не дают. Он начинает пинать мячик, а при его отсутствии – своего соседа).

2. Как «наученное» поведение, когда ребёнок ведёт себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой мультфильма и т.д.).

3. Агрессивность и конфликтность, как следствие эгоистичности ребёнка, который привык к вниманию дома и требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия – конфликты, ссоры, драки. Главное – быть в центре внимания.

4. Агрессия – как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса.

Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабым. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придаёт ему уверенность. Такому задире трудно подружиться другими детьми – они стараются держаться от него подальше, избегают его.

5. Агрессия – в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворённость ребёнка. Если ребёнок «заброшен», то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве, издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.

В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, т.к. мы отвечаем за безопасность детей.

Необходимо учить своё дитя бесконфликтно общаться с другими детьми.

Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если всё происходит в определённых рамках.

Если ребёнок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой–нибудь компромисс.

Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать» никакие конфликтные ситуации с детьми.

Различают несколько видов агрессии. Но мы остановимся на двух, наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте. Это физическая и словесная (вербальная) агрессия.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Ребёнок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать как резаный, хнычет, выпрашивает утешение. «Обидчик» имеет возможность немного приврать. То и другое плохо. В такой ситуации надо развести детей друг от друга в разные стороны и начинать разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. При этом надо успокоить «обиженного», обнять его, погладит по голове и сказать: «Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно». С «обидчиком» разговаривать надо не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, её нужно решить. Ребёнку надо установить правило: «Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, - отойди в сторону. Можешь об этом сказать взрослому», т.е. мы учим ребёнка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребёнка каждый раз, когда ему удаётся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?

(Высказывания родителей).

Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают детей к новой агрессии, а реплики «Иди и дай сдачу» ребёнок воспринимает, как прямое руководство к действию иди и бей.

Словесная (вербальная) агрессивность – это выражение негативных чувств не только через формы (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова. Однако это не повод для беспокойства.

Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребёнка определённым выражениям. Отдельные слова ребёнок усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребёнка повторить их вновь. И когда им хочется позлить родителей, он открывают для себя новое оружие агрессии.

Бывает и так, что ребёнок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступить в этом случае? (Высказывания родителей).

Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.

Ребёнок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребёнку, если он знает, что это бранное слово: резкое, неодобрительное «Довольно» действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать внимание аудитории. Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребёнка, который оскорбляет людей. Порой надо твёрдо сказать: «Ты мне нравишься, но вот, то, что ты говоришь, мне не нравится».

Часто за словесной агрессией стоит желание почувствовать себя сильным и значимым. Оградить детей от бранных слов мы не можем, а вот повлиять на них – наша задача.

Отметьте знаком «+» те высказывания, которые помогут повлиять на снятие словесной агрессии и бранных слов у ребёнка .(См. приложение).

Профилактика агрессивности.

Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть её можно. Хороший метод – беседа об агрессивности, когда ребёнок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова, когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают. «Как ты сегодня себя чувствуешь?» - вот лучшее средство для преодоления аффектов.

Мы должны развивать в детях способность к обсуждению собственных чувств и свойств характера, вытесняя агрессивные чувства. Чем больше ребёнок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется эгоизма. Принимайте большое участие в жизни ребёнка, позволяйте ему чувствовать себя любимым и желанным.

(См. приложение «Памятка для родителей по профилактике детской агрессивности», «Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление», «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми»).

Приложение

  • Не ругайте ребёнка, не угрожайте ему, даже если он говорит бранные слова.
  • Сделайте так, чтобы он был откровенен с Вами.
  • Обескуражьте ребёнка, когда он произносит бранные слова. Ласковое обращение сразу снимет детскую агрессивность.
  • Привлечь внимание всех к бранной реплике ребёнка «Вы послушайте, что он говорит!»
  • Кратко, не наказывая, объясните ему, что говорить бранные слова неприлично, так же, как ковыряться в носу.
  • Если в присутствии посторонних ребёнок обронил бранное слово, необходимо извиниться за него и сразу же сменить тему разговора.
  • Длительно прочитать ему нравоучения.

Профилактика детской агрессивности.

1. Сделайте так, чтобы избавить ребёнка от переживаний, стрессов, конфликтов и неуверенности в своих силах в семье.

2. Будьте примером поведения для ребёнка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нём планов мести.

3. Обсуждайте с ребёнком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.

4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребёнка.

5. Ребёнок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.

6. Предложите ребёнку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара.

Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление.

  • «Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься, всё больше и больше (надувается шарик). Злости всё больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдёт? Ещё немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребёнку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
  • «Брыкание». – Малыш, лёжа на ковре, брыкается, как жеребёночек, как большая лошадка.
  • Прыгать, как кузнечик, козлёнок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
  • Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
  • Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котёнок, черепаха…
  • Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил…
  • Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орёл, лёгкое облачко, пчёлка над цветами…