Домой / Для брюнеток / Семья и брак. Правовые основы семьи и брака Презентация на тему семья и брак

Семья и брак. Правовые основы семьи и брака Презентация на тему семья и брак

СЕМЬЯСоциальный
институт
Семья - это:
Удовлетворение
важных потребностей
Способ сохранения и
передачи культурных
ценностей
Обеспечивает
воспроизводство рода
Малая социальная
группа
Семья – это
социальная общность,
члены которой
связаны брачными
узами, родственными
отношениями, общим
бытом, взаимной
ответственностью.

Семья – это союз людей,
объединенных:
поддержкой
любовью
взаимовыручкой
заботой друг
о друге
ответственностью

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

первобытное состояние
(неупорядоченные половые
связи);
кровно - родственная семья
(супружеские отношения
исключались лишь между
предками и потомками,
родителями и детьми);
парная (моногамная) семья
(устанавливается
единобрачие)
парная демократическая,
патриархальная или
традиционная

Функции семьи

это деятельность семьи,
имеющая определенные
социальные последствия.

Репродуктивная

функция
связана с
биологическим
воспроизводств
ом членов
общества.

Воспитательная

новое поколение,
приходящее на смену
старому, должно
освоить социальные
роли, получить багаж
накопленных знаний,
опыта, моральных и
других ценностей

Хозяйственно-экономическая

ведение домашнего
хозяйства и семейного
бюджета;
организация семейного
потребления
проблема
распределения
домашнего труда;
поддержка и опека над
престарелым и
инвалидами.

Эмоционально-психологическая

Эмоциональнопсихологическая
семья помогает человеку
обрести спокойствие и
уверенность,
создает чувство
безопасности и
психологического
комфорта,
обеспечивает
эмоциональную
поддержку и сохранение
общего жизненного
тонуса

Рекреационная

включает в
себя духовноэстетические
моменты, в том
числе и
организацию
проведения
свободного
времени.

Социально-статусная

семья предоставляет
своим членам
социальный статус,
способствуя тем
самым
воспроизводству
социальной
структуры общества

ЗАЩИТНАЯ

включает
физическую,
экономическую и
психологическую
защиту членов
семьи

Виды семей

По количеству детей:
малодетные (1-2 ребенка),
среднедетные (3-4 ребенка)
многодетные семьи (5 и более детей).

Виды семей: по составу

Моногамное супружество
представляет собой брак одного
мужчины с одной женщиной:
Нуклеарные (супруги с детьми)
Расширенные (супруги, дети,
родственники)
Репродуктивные (родители и
несовершеннолетние дети)
Ориентационные (родители;
взрослые дети отделились и
имеют свои семьи

Виды семей: по составу

Полигамное
супружество - брак
одного супруга с
несколькими лицами
противоположного
пола:
полигиния - брак
одного мужчины с
несколькими
женщинами
полиандрия - брак
одной женщины с
несколькими мужчинами

Виды семей: по родословной линии

В патрилинеальных семьях


по отцу,
в матрилинеальных семьях -
наследование фамилии, имущества
и социального положения ведется
по матери;

Виды семей: по главенству

В патриархальных семьях
главой является отец,
в матриархальных семьях -
наивысшим авторитетом и
влиянием пользуется мать.

Виды семей: по статусу

в гомогенных семьях супруги являются
выходцами из одной социальной страты,
в гетерогенных они происходят из разных
социальных групп, каст, классов;
в гамогамных семьях национальность,

схожи
в гетерогамных семьях национальность,
профессия, возраст, образование членов семьи
различны

Виды семей: по распределению домашних обязанностей

Партнерские (эгалитарные): равное
распределение обязанностей, совместное
управление семьей
Эксплуататорские: женщина участвует
в общественном труде, домашние
обязанности тоже на женщине
Традиционные: четкое распределение
мужских и женских обязанностей,
зависимость женщины от мужчины

Виды семей: по типу воспитания

Авторитарные: основаны на
авторитете главы семьи и
безоговорочном выполнении его
требований
Либеральные: интересы личности
превыше всего, не зависят от традиций
Демократические: сотрудничество
детей и родителей

Полные и неполные семьи

Семьи, где по каким-либо причинам
отсутствует один из родителей или
родительское поколение, а дети
живут с бабушками-дедушками).

Причины увеличения неполных семей

изменение моральных норм в области
взаимоотношений полов;
распространение добрачных связей,
изменение традиционных ролей
(семейных) мужчины и женщины;
утрата семьей своей производственной
функции;
неподготовленность молодежи к браку;
завышенные требования по отношению к
брачному партнеру;
алкоголизм и наркомания.

Задания для закрепления:

Семья Л. состоит из шести
человек: отец, мать, четверо
детей. В семье нет четкого
разделения обязанностей по
гендерному признаку. Если муж
приходит домой раньше жены,
то он готовит ужин, кормит
детей, укладывает их спать.

Проблемы современной семьи

Задание классу:
Современные ученые
говорят о кризисе
семейных отношений.
Как вы думаете в чем
причины?

Кризис семьи проявляется:

в росте числа разводов;
в увеличении количества добрачных
и внебрачных детей;
во взаимном отчуждении членов
семьи;
в ослаблении воспитательного
воздействия родителей на детей;
в увеличении числа неполных семей.

БРАК – это

добровольный союз мужчины и
женщины с целью создания семьи

Виды брака

ФАКТИЧЕСКИЙ
ГРАЖДАНСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ЦЕРКОВНЫЙ

Стили воспитания

диктат
опека
сотрудничество
невмешательство

Стили воспитания

Диктат в семье характеризуется:
стремлением старших максимально подчинить своему
влиянию младших.
Инициатива детей всячески пресекается.
Родители жестко добиваются исполнения своих
требований, стремясь полностью контролировать
поведение, интересы и даже желания детей.
Но требования, не оправданные педагогически и
нравственно, вызывают у детей отчуждение от
старших, враждебность по отношению к окружающим,
протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и
пассивностью.

Стили воспитания

Опека в семье - это система
отношений, при которых:
родители, обеспечивая удовлетворение
потребностей,
ограждают его от всех забот, усилий и трудностей,
принимая их на себя.
родители создают своим детям «оранжерейные»
условия, блокируя негативное влияние внесемейной
среды и вместе с тем мешая детям готовиться к
реальной жизни за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются наименее
приспособленными к жизни в коллективе

Стили воспитания

Невмешательство - система
межличностных отношений в семье,
строящаяся на:
признании возможности и даже
целесообразности независимого
существования взрослых и детей.
Предполагается, что в семье как бы
сосуществуют два мира: взрослые и дети, и
ни тем ни другим не следует переходить
намеченную таким образом линию

Стили воспитания

Сотрудничество характеризуется:
стремлением старших установить теплые отношения с
младшими,
привлекать их к решению проблем, поощрять
инициативу и самостоятельность.
Старшие, устанавливая правила и более или менее
твердо проводя их в жизнь, не считают себя
непогрешимыми и объясняют мотивы своих
требований, поощряют их обсуждение младшими;
в младших ценится как послушание, так и
независимость.
Такой стиль способствует воспитанию
самостоятельности, ответственности, активности,
дружелюбия, терпимости.

Вопросы для закрепления:

Разъясните мысль
Л.Н.Толстого о том, что все
счастливые семьи похожи
друг на друга, а каждая
несчастливая семья
несчастлива по-своему.

до 2015 г. (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г.). Задачами демографического развития Российской Федерации являются: в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; - увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни; - улучшение репродуктивного здоровья населения; - улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи - создание предпосылок для повышения рождаемости; - всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности; - создание условий для самореализации молодежи; - обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка; в области миграции и расселения - регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации; - повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации; - обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. Вопросы и задания к документу Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации. Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции? Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.

Cлайд 1

Cлайд 2

Семья и брак принадлежат к числу тех явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый и массовый характер. Семья – очень сложное, многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы не касались (социологии воспитания, образования, политики, права), мы обязательно затрагиваем интересы семьи. Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности и демографических изменений.

Cлайд 3

СЕМЬЯ – это основанная на единой общественной деятельности общность людей, связанная узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство поколений и их преемственность, а так же социализацию детей и поддержку членов семьи.

Cлайд 4

Cлайд 5

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Cлайд 6

Основные функции, которые выполняет социальный институт: 1) создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль.

Cлайд 7

МАЛАЯ ГРУППА – малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении друг с другом.

Cлайд 8

БРАК – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.

Cлайд 9

Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Cлайд 10

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения.

Cлайд 11

Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Cлайд 12

РОДСТВО – это совокупность людей, связанных общими предками. Наряду с кровным родством существует социальный институт «приемного родства», связанный с усыновлением и удочерением.

Cлайд 13

В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современных людей не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.).

Cлайд 14

Структура родства обычно изображается в виде «фамильного древа». Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более 33. Они ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником.

Cлайд 15

В отличие от семьи, родство не является реальной социальной общностью, т.е. совокупностью индивидов, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.

Cлайд 16

Cлайд 17

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений (промискуитет). С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения.

Cлайд 18

Полагают, что из-за неустойчивости в то время брачных связей и трудности установления отцовства наибольшее распространение вначале получил счет родства по материнской линии (материнский род), который позже сменился патрилинейным родством (отцовским родом).

Cлайд 19

Через ГЕТЕРИЗМ (гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщины в обществе, - проходили все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе, и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам.

Cлайд 20

Первоначально доминировала ЭНДОГАМИЯ – свободные связи внутри рода. Затем, в результате возникновения социальных «табу», ЭКЗОГАМИЯ – запрет на брак внутри рода. Табу ИНЦЕСТА – запрет на кровосмешение.

Cлайд 21

Вместе с появлением в первобытном обществе родовой организации возникает брак и семья -особые социальные институты, призванные регулировать отношения между полами, между родителями и детьми и т.д.

Cлайд 22

Cлайд 23

В зависимости от размеров и структуры брачной группы различают: МОНОГАМИЮ (брачный союз одного мужчины и одной женщины) пожизненная моногамия; моногамия, допускающая развод (легко разводимый брак); парная семья. ПОЛИГАМИЮ (брачный союз более чем двух партнеров). ПОЛИГИНИЯ (многоженство), ПОЛИАНДРИЯ (многомужество), а так же различные группы группового брака.

Cлайд 24

В зависимости от способа выбора брачного партнера различают ЭКЗОГАМНЫЙ БРАК – ЧЛЕН ГРУППЫ ОБЯЗАН ВЫБРАТЬ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА ВНЕ СВОЕЙ ГРУППЫ (РОДА, ПЛЕМЕНИ, РАСЫ И Т.Д.). ЭНДОГАМНЫЙ БРАК – ВОЗМОЖНЫЙ ВЫБОР СУПРУГА ОГРАНИЧИВАЕТСЯ РАМКАМИ СВОЕЙ ГРУППЫ

Cлайд 25

В зависимости от места жительства супругов различают брак ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей мужа), МАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей жены), ДИСЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут врозь, каждый со своими кровными родственниками) УНИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут вместе, отдельно от родственников).

Cлайд 26

Cлайд 27

В зависимости от степени родства различают семью КРОВНОРОДСТВЕННУЮ и СУПРУЖЕСКУЮ. В зависимости от количества поколений в семье различают семью НУКЛЕАРНУЮ (включает в себя только два поколения – Родителей-супругов и их детей) и РАСШИРЕННУЮ. По числу родителей – ПОЛНАЯ и НЕПОЛНАЯ. По числу детей – БЕЗДЕТНАЯ, ОДНОДЕТНАЯ, МНОГОДЕТНАЯ).

Cлайд 28

Взаимоотношения родителей и детей так же трансформировались на протяжении истории.

Cлайд 29

Различают 6 типов отношений к детям: ИНФОНТИЦИДНЫЙ – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.); БРОСАЮЩИЙ – детей отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь (IV – ХVII вв.); АМБИВАЛЕНТНЫЙ – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образы и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (ХIV – ХVII вв.); НАВЯЗЧИВЫЙ – ребенок становится ближе родителям, его поведение жестко регламентируется, внутренний мир контролируется (ХVIII в.); СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ – усилия детей направлены на подготовку к самостоятельной жизни, формирование характера, ребенок для них объект воспитания и обучения (ХIХ – н. ХХ вв.); ПОМОГАЮЩИЙ – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина ХХ в. – настоящее время).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семья и брак Фоменко Юлия Викторовна Учитель истории и обществознания МКОУ Тундутовская средняя школа Семья – это кристалл общества (В. Гюго)

План урока Понятие семьи и брака Условия вступления в брак Права и обязанности супругов Брачный договор Права и обязанности родителей и детей Расторжение брака

Семья Союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание, которых связывает о бщность жизни и взаимная поддержка. Круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и из родства.

Признаки семьи Объединение лиц, связанных браком или родством. Объединение лиц, связанных материальной и моральной поддержкой. Объединение лиц, связанных общими правами и обязанностями

Функции семьи экономическая биологическая социальная репродуктивная психологическая

Брак Основная предпосылка семьи Юридически оформленный, добровольный и свободный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

Признаки брака Союз мужчины и женщины Единобрачный договор Свободный союз Равноправный союз Союз зарегистрированный в органах ЗАГСа

Условия вступления в брак Взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц Достижение брачного возраста Отсутствие обстоятельств препятствующих заключению брака Наличие другого зарегистрированного брака Наличие близкого родства Недееспособность одного из супругов

Права и обязанности супругов Личные права и обязанности Равенство супругов в семье право выбора фамилии, рода занятия, места жительства Расторжение брака Ст. 31, 32 СК РФ Имущественные права и обязанности Добрачное имущество Совместное имущество Ст. 33-36 СК РФ

Брачный договор Статья 42 Семейного кодекса РФ 1 . Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. 2. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или от не наступления определенных условий. 3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Права и обязанности родителей Родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители имеют право и обязанность воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о о здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии своих детей. Обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования. Защита прав и интересов детей, возлагается на родителей.

Права и обязанности детей Право на жизнь Право на имя, фамилию, отчество Право жить и воспитываться в семье Право на общение с родственниками Право на получение образования Право на защиту Ст. 54-60 СК РФ

Расторжение брака В органах Загса В суде Если нет несовершеннолетних детей, при взаимном согласии. По заявлению одного из супругов, если другой супруг: - признан безвестно отсутствующим; - признан судом недееспособным При наличии общих несовершеннолетних детей При имущественных спорах Ст. 21-23 СК РФ Ст. 18 СК РФ

Закрепление изученного Решение ситуационных задач 1. Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями. Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак. Разрешите данную ситуацию. 2. Николаев, у которого умерла жена, и Корешкова, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежавших каждому из них до брака. Совместных детей у них не было. Подрастающие дочь Корешковой и сын Николаева полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18, а ему 19 лет, подали заявление в орган ЗАГС. Могут ли они зарегистрировать брак?

Закрепление изученного 1. Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе. Правомерно ли поступили работники ЗАГСа? 2. Выпускник социологического факультета МГУ, закончивший ВУЗ с отличием, и, проявивший себя в научной работе, по решению ученого совета был направлен на стажировку в США на 2 года. Его молодая жена воспротивилась, заявив, что его отъезд на стажировку будет означать распад семьи. Права ли она? Может ли она запретить мужу поехать в США? Может ли она в случае развода указывать поездку мужа в США как причину распада семьи?

Домашнее задание: Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по-вашему, мнению, необходимо, чтобы семья стала источником счастья? Напишите об этом небольшое эссе.

Семья и брак принадлежат к числу тех явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый и массовый характер. Семья – очень сложное, многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы не касались (социологии воспитания, образования, политики, права), мы обязательно затрагиваем интересы семьи. Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности и демографических изменений.








Основные функции, которые выполняет социальный институт: 1) создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль.






Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.




Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.




В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современных людей не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.).


Структура родства обычно изображается в виде «фамильного древа». Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более 33. Они ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником.








Полагают, что из- за неустойчивости в то время брачных связей и трудности устан овления отцовства наибольшее распространение вначале получил счет родства по материнской линии (материнский род), который позже сменился патрилинейным родством (отцовским родом).










В зависимости от размеров и структуры брачной группы различают: МОНОГАМИЮ (брачный союз одного мужчины и одной женщины) 1. пожизненная моногамия; 2. моногамия, допускающая развод (легко разводимый брак); 3. парная семья. ПОЛИГАМИЮ (брачный союз более чем двух партнеров). 1. ПОЛИГИНИЯ (многоженство), 2. ПОЛИАНДРИЯ (многомужество), 3. а так же различные группы группового брака.




В зависимости от места жительства супругов различают брак ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей мужа), МАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей жены), ДИСЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут врозь, каждый со своими кровными родственниками) УНИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут вместе, отдельно от родственников).




В зависимости от степени родства различают семью КРОВНОРОДСТВЕННУЮ и СУПРУЖЕСКУЮ. В зависимости от количества поколений в семье различают семью НУКЛЕАРНУЮ (включает в себя только два поколения – Родителей-супругов и их детей) и РАСШИРЕННУЮ. По числу родителей – ПОЛНАЯ и НЕПОЛНАЯ. По числу детей – БЕЗДЕТНАЯ, ОДНОДЕТНАЯ, МНОГОДЕТНАЯ).




Различают 6 типов отношений к детям: 1. ИНФОНТИЦИДНЫЙ – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.); 2. БРОСАЮЩИЙ – детей отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь (IV – ХVII вв.); 3. АМБИВАЛЕНТНЫЙ – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образы и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (ХIV – ХVII вв.); 4. НАВЯЗЧИВЫЙ – ребенок становится ближе родителям, его поведение жестко регламентируется, внутренний мир контролируется (ХVIII в.); 5. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ – усилия детей направлены на подготовку к самостоятельной жизни, формирование характера, ребенок для них объект воспитания и обучения (ХIХ – н. ХХ вв.); 6. ПОМОГАЮЩИЙ – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина ХХ в. – настоящее время).



Специфические функции вытекают из сущности семьи и остаются неизменными, пока существует институт семьи. Репродуктивная (производство детей и воспроизводство самого человека); Функция социализации (воспитание детей); Экономическая (социальное производство средств к жизни, ведение собственного домашнего хозяйства, присутствие личного бюджета).


Неспецифическими называют такие функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Неспецифические функции семьи связаны с накапливанием и передачей имущества, статуса, организацией отдыха и занятий, с опекой о здоровье, а также о благополучии совершенно всех членов семьи и т.д.