Домой / Для брюнеток / Суть Яблочного Спаса: история, традиции и обычаи праздника. Яблочный спас: все о празднике

Суть Яблочного Спаса: история, традиции и обычаи праздника. Яблочный спас: все о празднике

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа.Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом. Почему Второй Спас называется Яблочным







Другие названия праздника




Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа




История праздника




В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа, «на полотне».

Яблочный спас

Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых – райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки – не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас».

Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия – например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.

Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю – то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.

Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.

В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

История праздника

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.

Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа – чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.

Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.

В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд – белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта – начинались песнопения.

В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.


Обряды и приметы на Яблочный Спас

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» – встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас – ушло лето от нас».

Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков – и только потом ели сами.

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих – чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь – то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.


По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони – наиболее популярные фруктовые деревья в мире.

Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.

Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% – в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.

Не зря англичане говорят: «Яблоко в день – и доктор не понадобится». А еще лучше – два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.

В народном календаре отмечание Преображения Господнего приходится на месяц, когда собирают урожай, а природа готова попрощаться с летом и открыть свои ворота осени. Дата, когда в народе проходит празднование, не меняется из года в год – это 19 августа. В этот день верующие освящают в церкви мед, яблоки и блюда из плодов нового урожая.

Что такое Яблочный Спас

В православном календаре есть три Спаса: Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа), поэтому еще одно название − Второй или Средний, который обозначает наступление осени, переход от лета к осени и зиме. Название по церковным канонам − Преображение Господне. С этого дня разрешается употреблять, готовить блюда с яблоками и другими плодами, которые прежде следует посвятить в церкви. В этот период идет Успенский пост, который продолжается до 28 августа.

Яблочный Спас – история праздника и традиции

Обычай отмечать этот праздник приходится еще на IV век, поэтому история Яблочного Спаса значительно моложе многих других православных торжеств, но не менее интересна и загадочна. В то время Христос вместе с тремя своими учениками: Петром, Иоанном и Иаковом – поднялся на гору Фавор для молитвы, где узнал о своей грядущей жертве ради человека – о распятии на кресте, и был освещен необычным ярким господним светом. Сын Божий запретил ученикам рассказывать о своем предназначении и велел людям собирать плоды, чтобы их освятить. Случилось это за 40 дней до распятия Господа на кресте.

Яблочный Спас – традиции праздника

Считается, что на Великий Спас происходит преображение природы, поэтому празднование даты происходит по-особенному. Традиции Яблочного Спаса имеют многовековую историю, немного менялись, но значение их осталось неизменным. Раньше во время массового народного гуляния владельцы фруктовых садов должны были выставить телеги со своим урожаем и раздавать их прохожим, тех же, кто этого не хотел делать, считали жадными, нечестными людьми.

Народ верил, что последнее съеденное яблоко обладает способностью исполнять самое заветное желание. До такого события по традиции нельзя кушать любые плоды, кроме ягод и огурцов. До начала дня запрещается их употребление, особенно родителям, которые потеряли своих детей, потому что их умерший ребенок не сможет получить золотой фрукт от Матери Божией, которая раздает подарки на праздник Спас. Еще нужно было освободить почву до следующего урожая. Для этого до пышного празднования старались собрать хлебные колосья.

Суть Яблочного Спаса

Крестьяне, для которых праздник урожая был одним из самых больших и значимых, верили, что яблоки обладают необычной силой, несут здоровье, силу, счастье, красоту. Между тем фрукт употребляют не только в сыром виде, но также закатывают варенье, варят компот, запекают яблоки, готовят пироги. Праздновать знаменательную дату начинают с утренней службы, во время которой в центр храма выносят крест, затем совершается поклонение, крестный ход, освящение урожая. Главным цветом считается белый, поэтому прихожане одевают светлую одежду.

Почему нельзя есть яблоки до Спаса

Предписание запрета на употребление нового урожая связано с необходимостью его освящения, с развитием духовных сил человека, борьбой с искушениями, укреплением веры. Согласно церковному Уставу (Типикону) до Преображения запрещается употреблять виноград. Не есть яблоки до Яблочного Спаса – это своего рода замена винограда, поскольку последний давал плохой урожай в климатической зоне славян. В Типиконе прописано наказание тем, кто до Спаса попробовал фрукт – запрет на употребление их на весь август, правда, касается подобная мера прежде всего монахов, а не мирян.

Приметы на Спас

На Осенины, еще одно название Преображения, меняется погода, поэтому приметы на Яблочный Спас в основном относятся к будущим изменениям погодных условий. Ночи становятся более холодными, журавли начинают перелетать в теплые края. Каким был этот день, таким будет Покров (14 октября) и январь. Если не было дождя – будет сухая осень, если были осадки – то дождливой, если же было ясно – ждите суровую зиму. Те верующие, которые остаются верными запрету употребления плодов, будут вознаграждены исполнением желания при первом откушенном кусочке.

Когда Яблочный Спас

По юлианскому календарю дата Яблочного Спаса приходилась на 6 августа, но после перехода на григорианский переместилась в народном календаре славян на 19 августа. Согласно Святому Писанию этот день являет собой Царство Божие на земле. По народным верованиям происходит третий выход умерших на свет в период весна-лето. В течение дня, если на тело человека садится муха, ее не прогоняли, поскольку она сулила успех и счастье. Вечером после трудового дня и гуляний провожали солнце в поле с песнями.

Видео: праздник Преображения

Праздник Преображения Господня в народе называется Яблочный Спас. Он является одним из первых праздников, совпадающих со сбором урожая. С Яблочного Спаса согласно приметам природа преображалась, разворачивалась от лета к осени и зиме.

Преображение Господне называется Яблочным Спасом потому, что в этот день по церковному уставу следует освящать плоды нового урожая. Существует давняя благочестивая традиция приносить на праздник различные фрукты для совершения над ними особой молитвы, которая прочитывается в храмах после Литургии. Кроме того, в этот день православным христианам разрешается впервые вкусить плоды нового урожая, так как до праздника Преображения существует запрет на потребление плодов яблок и винограда. Это является определенным ограничением на свежие фрукты, которое начинается вместе с Петровым постом и заканчивается на Преображение. При совершении данного праздника священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие вечный Божественный Свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе. На Преображение Господне (Спас Яблочный) в православном мире допускается употребление рыбы как послабление строго поста в честь святого праздника.

Православные христиане по всему миру особенным образом почитают праздник Преображения Спасителя и Господа Иисуса Христа. Существуют и многовековые традиции празднования данного события. Накануне все христиане стараются приготовить запас фруктов свежего урожая. Многие земледельцы запасают плоды, выращенные на собственном участке. В день праздника христиане приносят в храм самые красивые и спелые плоды и кладут их на центральный стол, приготовляя к освящению. Очень любят эту традицию маленькие дети: они с волнением и трепетом ждут молитвы священника «на освящение плодов», стараются держать корзинки с фруктами самостоятельно, без помощи взрослых. В некоторых семьях существует обычай поздравлять друг друга, дарить различные подарки на Преображение Господне. Поздравление нередко оформляется и в стихотворной форме. После богослужения христиане идут домой для совершения праздничной трапезы. Здесь существует благочестивая традиция начинать обед с освященных фруктов. Многие православные хозяйки на Яблочный Спас (Преображение Господне) готовят разнообразные блюда. Это могут быть яблочные и медовые пироги, варенья.

В народе широко распространены народные традиции празднования такого события, как Преображение Господне. Приметы, оставленные в народном поверье, в основном, связаны с урожаем. К примеру, существует традиция в этот день угощать нищих или малоимущих плодами, выращенными на своем огороде. В таком случае есть поверье, что будущий год будет особенно урожайным. Кроме того, если в этот день не удалось встретить нуждающегося нищего, то это означает, что следующий год будет малоурожайным. Так родилась поговорка: «В яблочный Спас яблочко и нищий съест». Также существовала традиция в день преображения Господня съесть хотя бы одно яблоко с медом. Это считалось гарантией крепкого здоровья на следующий год. Кроме прочего, существовала традиция убирать весь урожай зерновых до 19 августа, так как считалось, что после этого числа любой дождь станет губительным для него (так называемый дождь-хлебогной). Церковная практика не вкушать плоды свежего урожая напрямую связана со степенью их зрелости. Известно, что яблоки и виноград полностью вызревают лишь к концу августа, становясь полезными для организма. Также в народном сознании глубоко укоренилась связь нарушения «яблочного поста» с грехом праматери Евы, которая вкусила запретный плод в Эдемском саду и тем самым повлекла гнев Божий на все человечество. Именно поэтому в простонародье особым образом следят за соблюдением традиции не есть свежие яблоки в период до Преображения. Согласно учению Православной Церкви следует с чистотой и любовью встречать Преображение Господне.

В этот день в церквях, помимо плодов и фруктов нового урожая, освящали мед, хлебные колосья. Освященные колосья и семена сохраняли до следующего сева.

Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, – нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребенка далеко или вовсе неизвестно где, следует освященное яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освященные яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.

В деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!»

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста.

В этот день провожали закат солнца в поле с песнями. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодежи, направлявшейся за околицу – в поле. На пригорке молодежь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещеного,
Для всей братии названой!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещеный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мед, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещеный мир,
Бьем челом и кланяемся!

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днем, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику: считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда.

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда».

У сербов бытовало поверье, что на Преображение «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља ), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству).

Поговорки и приметы

Какой второй Спас, такой и январь.

Каков день на второй Спас, таков и Покров.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую зиму.

Встреча осени – Осенины.

На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

Приметы не следует воспринимать серьезно, нельзя относиться к ним как к неопровержимым догмам.

В завершение необходимо сказать, что очень важно в христианском мире Преображение Господне. История праздника раскрывает его символичность. Гора, бесспорно, обозначает безмолвие и уединенное место – это условия для умственного соединения с Богом в чистой молитве. Название «Фавор» переводится как «свет, чистота», что символизирует очищение души от бремени грехов, ее просветление в Боге. Преображение Спасителя обозначает главную цель христианской жизни – полную победу духа над телесными страстями, очищение от житейской грязи и принятие Божественного Света, которое возможно для любого человека, стремящегося к Богу.

По материалам открытых источников

Завтра — Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского. «Завтра» — это только так говорят, — а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь. Горкин знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно страшного «щелкуна», который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит в холодок под доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки. Читает он, пожалуй, хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не знаю. «А ну-ка, — скажет, — расскажи мне чего-нибудь из божественного...» Я ему расскажу, и он похвалит:

— Хорошо умеешь, — а выговаривает он на «о», как и все наши плотники, и от этого, что ли, делается мне покойней, — не бось, они тебя возьмут в училищу, ты все знаешь. А вот завтра у нас Яблошный Спас... про него умеешь? Та-ак. А яблоки почему кропят? Вот и не так знаешь. Они тебя вспросют, а ты и не скажешь. А сколько у нас Спасов? Вот и опять не так умеешь. Они тебя учнуть вспрашивать, а ты... Как так у тебя не сказано? А ты хорошенько погляди, должно быть.

— Да нету же ничего... — говорю я, совсем расстроенный, — написано только, что святят яблоки!

— И кропят. А почему кропят? А-а! Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас — загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной — для розговин. Вот ты им и скажи, и возьмут в училищу.

Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась. Будем ее трясти — для завтра. Горкин утром еще сказал:

— После обеда на Болото с тобой поедем за яблоками.

Такая радость. Отец — староста у Казанской, уже распорядился:

— Вот что, Горкин... Возьмешь на Болоте у Крапивкина яблок мер пять-шесть, для прихожан и ребятам нашим, «бели», что ли... да наблюдных, для освящения, покрасовитей, меру. Для причта еще меры две, почище каких. Протодьякону особо пошлем меру апортовых, покрупней он любит.

— Ондрей Максимыч земляк мне, на совесть даст. Ему и с Курска, и с Волги гонят. А чего для себя прикажете?

— Это я сам. Арбуз вот у него выбери на вырез, астраханский, сахарный.

— Орбузы у него... рассахарные всегда, с подтреском. Самому князю Долгорукову посылает! У него в лобазе золотой диплом висит на стенке под образом, каки орлы-те!.. На всю Москву гремит.

После обеда трясем грушовку. За хозяина — Горкин. Приказчик Василь-Василич, хоть у него и стройки, а полчасика выберет — прибежит. Допускают еще, из уважения, только старичка-лавочника Трифоныча. Плотников не пускают, но они забираются на доски и советуют, как трясти. В саду необыкновенно светло, золотисто: лето сухое, деревья поредели и подсохли, много подсолнухов по забору, кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет — золотистый, жаркий. Разросшаяся крапива и лопухи еще густеют сочно, и только под ними хмуро; а обдерганные кусты смородины так и блестят от света. Блестят и яблони — глянцем ветвей и листьев, матовым лоском яблок, и вишни, совсем сквозные, залитые янтарным клеем. Горкин ведет к грушовке, сбрасывает картуз, жилетку, плюет в кулак.

— Погоди, стой... — говорит он, прикидывая глазом. — Я ее легким трясом, на первый сорт. Яблочко квелое у ней... ну, маненько подшибем — ничего, лучше сочком пойдет... а силой не берись!

Он прилаживается и встряхивает, легким трясом. Падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов, и пронзительно едкий — от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, — от яблок. Ползают все, даже грузный Василь-Василич, у которого лопнула на спине жилетка, и видно розовую рубаху лодочкой; даже и толстый Трифоныч, весь в муке. Все берут в горсть и нюхают: ааа... гру-шовка!..

Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость- крепость — со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках...

И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший... с березками и рябиной, с яблоньками, с кустиками малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад... — до погнутых гвоздей забора, до трещинки на вишне с затеками слюдяного блеска, с капельками янтарно-малинового клея, — все, до последнего яблочка верхушки за золотым листочком, горящим, как золотое стеклышко!.. И двор увидишь, с великой лужей, уже повысохшей, с сухими колеями, с угрязшими кирпичами, с досками, влипшими до дождей, с увязнувшей навсегда опоркой... и серые сараи, с шелковым лоском времени, с запахами смолы и дегтя, и вознесенную до амбарной крыши гору кулей пузатых, с овсом и солью, слежавшеюся в камень, с прильнувшими цепко голябями, со струйками золотого овсеца... и высокие штабеля досок, плачущие смолой на солнце, и трескучие пачки драни, и чурбачки, и стружки...

— Да пускай, Панкратыч!.. — оттирает плечом Василь-Василич, засучив рукава рубахи, — ей-Богу, на стройку надоть!..

— Да постой, голова елова... — не пускает Горкин, — побьешь, дуролом, яблочки...

Встряхивает и Василь-Василич: словно налетает буря, шумит со свистом, — и сыплются дождем яблочки, по голове, на плечи. Орут плотники на досках: «эт-та вот тряхану-ул, Василь-Василич!» Трясет и Трифоныч, и опять Горкин, и еще раз Василь-Василич, которого давно кличут. Трясу и я, поднятый до пустых ветвей.

— Эх, бывало, у нас трясли... зальешься! — вздыхает Василь-Василич, застегивая на ходу жилетку, — да иду, черрт вас..!

— Черкается еще, елова голова... на таком деле... — строго говорит Горкин. — Эн еще где хоронится!.. — оглядывает он макушку. — Да не стрясешь... воробьям на розговины пойдет, последышек.

Мы сидим в замятой траве; пахнет последним летом, сухою горечью, яблочным свежим духом; блестят паутинки на крапиве, льются-дрожат на яблоньках. Кажется мне, что дрожат они от сухого треска кузнечиков.

— Осенние-то песни!.. — говорит Горкин грустно. — Прощай, лето. Подошли Спасы — готовь запасы. У нас ласточки, бывало, на отлете... Надо бы обязательно на Покров домой съездить... да чего там, нет никого.

Сколько уж говорил — и никогда не съездит: привык к месту.

— В Павлове у нас яблока... пятак мера! — говорит Трифоныч. — А яблоко-то какое... па-влов-ское!

Меры три собрали. Несут на шесте в корзине, продев в ушки. Выпрашивают плотники, выклянчивают мальчишки, прыгая на одной ноге:

Крива-крива ручка,

Кто даст — тот князь,

Кто не даст — тот собачий глаз.

Собачий глаз! Собачий глаз!

Горкин отмахивается, лягается:

— Махонькие, что ли... Приходи завтра к Казанской — дам и пару.

Запрягают в полок Кривую. Ее держат из уважения, но на Болото и она дотащит. Встряхивает до кишок на ямках, и это такое удовольствие! С нами огромные корзины, одна в другой. Едем мимо Казанской, крестимся. Едем по пустынной Якиманке, мимо розовой церкви Ивана Воина, мимо виднеющейся в переулке белой — Спаса в Наливках, мимо желтеющего в низочке Марона, мимо краснеющего далеко, за Полянским Рынком, Григория Неокессарийского. И везде крестимся. Улица очень длинная, скучная, без лавок, жаркая. Дремлют дворники у ворот, раскинув ноги. И все дремлет: белые дома на солнце, пыльно-зеленые деревья, за заборчиками с гвоздями, сизые ряды тумбочек, похожих на голубые гречневички, бурые фонари, плетущиеся извозчики. Небо какое-то пыльное, — «от парева», — позевывая, говорит Горкин. Попадается толстый купец на извозчике, во всю пролетку, в ногах у него корзина с яблоками. Горкин кланяется ему почтительно.

— Староста Лощенов с Шаболовки, мясник. Жа-дный, три меры всего. А мы с тобой закупим боле десяти, на всю пятерку.

Вот и Канава, с застоявшейся радужной водою. За ней, над низкими крышами и садами, горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя. А вот и Болото, по низинке, — великая площадь торга, каменные «ряды», дугами. Здесь торгуют железным ломом, ржавыми якорями и цепями, канатами, рогожей, овсом и солью, сушеными снетками, судаками, яблоками... Далеко слышен сладкий и острый дух, золотится везде соломкой. Лежат на земле рогожи, зеленые холмики арбузов, на соломе разноцветные кучки яблока. Голубятся стайками голубки. Куда ни гляди — рогожа да солома.

— Бо-льшой нонче привоз, урожай на яблоки, — говорит Горкин, — поест яблочков Москва наша.

Мы проезжаем по лабазам, в яблочном сладком духе. Молодцы вспарывают тюки с соломой, золотится над ними пыль. Вот и лабаз Крапивкина.

— Горкину-Панкратычу! — дергает картузом Крапивкин, с седой бородой, широкий. — А я-то думал — пропал наш козел, а он вон он, седа бородка!

Здороваются за руку. Крапивкин пьет чай на ящике. Медный зеленоватый чайник, толстый стакан граненый. Горкин отказывается вежливо: только пили, — хоть мы и не пили. Крапивкин не уступает: «палка на палку — плохо, а чай на чай — Якиманская, качай!» Горкин усаживается на другом ящике, через щелки которого, в соломке глядятся яблочки. — «С яблочными духами чаек пьем!» — подмигивает Крапивкин и подает мне большую синюю сливу, треснувшую от спелости. Я осторожно ее сосу, а они попивают молча, изредка выдувая слово из блюдечка вместе с паром. Им подают еще чайник, они пьют долго и разговаривают как следует. Называют незнакомые имена, и очень им это интересно. А я сосу уже третью сливу и все осматриваюсь. Между рядками арбузов на соломенных жгутиках-виточках по полочкам, над покатыми ящичками с отборным персиком, с бордовыми щечками под пылью, над розовой, белой и синей сливой, между которыми сели дыньки, висит старый тяжелый образ в серебряном окладе, горит лампадка. Яблоки по всему лабазу, на соломе. От вязкого духа даже душно. А в заднюю дверь лабаза смотрят лошадиные головы — привезли ящики с машины. Наконец подымаются от чая и идут к яблокам. Крапивкин указывает сорта: вот белый налив, — «если глядеть на солнышко, как фонарик!» — вот ананасное-царское, красное, как кумач, вот анисовое монастырское, вот титовка, аркад, боровинка, скрыжапель, коричневое, восковое, бель, ростовка-сладкая, горьковка.

— Наблюдных-то?.. — показистей тебе надо... — задумывается Крапивкин. — Хозяину потрафить надо?.. Боровок крепонек еще, поповка некрасовита...

— Да ты мне, Ондрей Максимыч, — ласково говорит Горкин, — покрасовитей каких, парадных. Павловку, что ли... или эту, вот как ее?

— Этой не-ту, — смеется Крапивкин, — а и есть, да тебе не съесть! Эй, открой, с Курска которые, за дорогу утомились, очень хороши будут...

— А вот, поманежней будто, — нашаривает в соломе Горкин, — опорт никак?..

— Выше сорт, чем опорт, называется — кампорт!

— Ссыпай меру. Архирейское, прямо... как раз на окропление.

— Глазок-то у тебя!.. В Успенский взяли. Самому протопопу соборному отцу Валентину доставляем, Анфи-теятрову! Проповеди знаменито говорит, слыхал небось?

— Как не слыхать... золотое слово!

Горкин набирает для народа бели и россыпи, мер восемь. Берет и притчу титовки, и апорту для протодьякона, и арбуз сахарный, «каких нет нигде». А я дышу и дышу этим сладким и липким духом. Кажется мне, что от рогожных тюков, с намазанными на них дегтем кривыми знаками, от новых еловых ящиков, от ворохов соломы — пахнет полями и деревней, машиной, шпалами, далекими садами. Вижу и радостные «китайские», щечки и хвостики их из щелок, вспоминаю их горечь-сладость, их сочный треск, и чувствую, как кислит во рту. Оставляем Кривую у лабаза и долго ходим по яблочному рынку. Горкин, поддев руки под казакин, похаживает хозяйчиком, трясет бородкой. Возьмет яблоко, понюхает, подержит, хотя больше не надо нам.

— Павловка, а? мелковата только?..

— Сама она, купец. Крупней не бывает нашей. Три гривенника полмеры.

— Ну что ты мне, слова голова, болясы точишь!.. Что я, не ярославский, что ли? У нас на Волге — гривенник такие.

— С нашей-то Волги версты до-лги! Я сам из-под Кинешмы.

И они начинают разговаривать, называют незнакомые имена, и им это очень интересно. Ловкач-парень выбирает пяток пригожих и сует Горкину в карманы, а мне подает торчком на пальцах самое крупное. Горкин и у него покупает меру.

Пора домой, скоро ко всенощной. Солнце уже косится. Вдали золотеет темно выдвинувшийся над крышами купол Иван-Великого. Окна домов блистают нестерпимо, и от этого блеска, кажется, текут золотые речки, плавятся здесь, на площади, в соломе. Все нестерпимо блещет, и в блеске играют яблочки.

Едем полегоньку, с яблоками. Гляжу на яблоки, как подрагивают они от тряски. Смотрю на небо: такое оно спокойное, так бы и улетел в него.

Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин. Он суетится в церкви, мелькает его бородка. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли Их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

Приходит Горкин и говорит: «пойдем, сейчас окропление самое начнется». В руках у него красный узелок — «своих». Отец все считает деньги, а мы идем. Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою, что подошли из Курска. Кругом на полу корзинки и узелки. Горкин со сторожем тащат с амвона знакомые корзины, подвигают «под окропление, поближе». Все суетятся, весело, — совсем не церковь. Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные», — так говорит мне Горкин. Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны. Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там, отдельно кропит корзины для прихода, потом узелки, корзиночки... Идут ко кресту. Дьячки и Горкин суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях. Певчие даже жуют на клиросе. Плотники идут наши, знакомые мальчишки, и Горкин пропихивает их — живей проходи, не засть! Они клянчат: «дай яблочка-то еще, Горкин... Мишке три дал!..» Дают и нищим на паперти. Народ редеет. В церкви видны надавленные огрызочки, «сердечки». Горкин стоит у пустых корзин и вытирает платочком шею. Крестится на румяное яблоко, откусывает с хрустом — и морщится:

— С кваском... — говорит он, морщась и скосив глаз, и трясется его бородка. — А приятно, ко времю-то, кропленое...

Вечером он находит меня у досок, на стружках. Я читаю «Священную Историю».

— А ты небось, ты теперь все знаешь. Они тебя вспросют про Спас, или там, как-почему яблоко кропят, а ты им строгай и строгай... в училищу и впустят. Вот погляди вот!..

Он так покойно смотрит в мои глаза, так по-вечернему светло и золотисто-розовато на дворе от стружек, рогож и теса, так радостно отчего-то мне, что я схватываю охапку стружек, бросаю ее кверху, — и сыплется золотистый, кудрявый дождь. И вдруг, начинает во мне покалывать — от непонятной ли радости, или от яблоков, без счета съеденных в этот день, — начинает покалывать щекотной болью. По мне пробегает дрожь, я принимаюсь безудержно смеяться, прыгать, и с этим смехом бьется во мне желанное, — что в училище меня впустят, непременно впустят!

Последний летний месяц очень богатый на религиозные праздники.

Ежегодно в августе празднуют целых три Спаса: Медовый Спас — 14, Яблочный Спас — 19, Ореховый Спас — 29 августа.

Так уж повелось, что наиболее ярко и торжественно отмечают Яблочный Спас и именно с ним связано большое количество народных традиций, примет и гаданий.

История и происхождение праздника.

Согласно календарю христианской церкви, Яблочный Спас называется Преображением Господним и напоминает христианам о чудном происшествии прошлого, представленном в Евангелие.

Согласно священному писанию, в один прекрасный день, Иисус с апостолами отправились на гору, для вознесения молитвы. Произнося молитву Иисус необычным образом преобразился, лицо его засияло, а одежда стала белой и сияющей.

Его последователи заметили, как рядом со Спасителем появились древние пророки — Моисей и Илия, а затем образовалось большое облако света, которое окутало молившихся и все услышали голос, который произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… Его слушайте!». Этот потрясающий случай еще раз подтвердил ученикам Иисуса, что он и есть, на самом деле, Сын Божий.

Языческие обряды еще до крещения Руси предполагали в этот день празднование сбора урожая и только после него людям разрешалось употреблять в пищу фрукты.

С появлением христианства появилась традиция освещать фрукты в храмах именно в этот день — 19 августа. До Преображения Господня применение в пищу фруктов урожая текущего года считали грехом. Причиной этого было происшествие в райском саду, когда Ева подала Адаму запрещенный плод, нарушив тем самым основную и одну единственную на тот час заповедь: не вкушать плодов запретного дерева. Именно поэтому Еве и Адаму пришлось навсегда покинуть рай.

С того самого момента считают, что женщина, съевшая в летний период до Яблочного Спаса яблоко, принимает на себя древний грех Евы. А вот после освящения яблок в церкви 19 августа — можете кушать на здоровье!

Традиции и гадания на Яблочный Спас.

С давних пор, этот день, принято обмениваться яблоками, показывая таким образом, что желаете друг другу счастья, успеха и добра. Дети с большим нетерпением ждали этот день, чтобы наесться ароматных, сладких яблочек.

Еще с древних времен яблоки считали волшебными плодами. Они являются неизменными атрибутами славянских сказок и известной библейской легенды о Змие, который соблазнил прородительницу Еву именно этим фруктом.

В Яблочный спас можно не только вдоволь насладиться аппетитными яблочками, но еще и разузнать свое будущее. Одним из наиболее популярных способов погадать было предсказание судьбы на яблочной кожуре. Для этого необходимо было срезать с яблока полностью всю кожуру одной цельной лентой. Если лента рвалась, то это значило, что в будущий год девушка замуж не выйдет. Если же удавалось срезать всю кожуру целиком, её нужно было бросить левой рукой через плечо и в получившемся узоре рассматривали свою судьбу.

В наше время пользуется популярностью гадание на целых яблоках. Все достаточно просто: берете несколько плодов и пишите на них имена интересующих мужчин. Оставляете подписанные яблоки на ночь на балконе или в саду. Утром проверяете, что произошло с фруктами. Если яблоко исклевали птицы, то человек с этим именем не способен на длительные и серьезные отношения. Если птицы съели большую часть яблока, будьте бдительны, у Вас может появится недоброжелательная соперница. Если фрукт исчез, то и быть с этим человеком Вам не судьба. Если плод упал на землю, то эти отношения стоит прервать, иначе они станут болезненными и для Вас, и для партнера.

Приметы и поверья, связанные со Спасом.

Конечно, же ни один христианский праздник за свою многовековую историю не обходится без собранных народом примет. Вот некоторые из них о Яблочном Спасе.

Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется»

Какой Яблочный Спас, такой и январь будет.

Пришел Яблочный Спас — бери рукавицы про запас.

Какая погода на день второго Спаса, такая будет и на Покрова.

На Яблочный Спас и нищий яблочко съест.

Кто когда хочет улететь, а журавль к Спасу.

До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

Если 19 августа сухой день, то и осень будет сухая, если мокрый — осень ожидается дождливая, а если на небе ни облачка — жди морозной зимы.

Рецепты к Яблочному Спасу.

В настоящее время Преображение Господне празднуется и в больших городах, и в маленьких селах. Помимо освещения плодов, проводятся народные гуляния: игры, танцы, ярмарки, концерты.

И конечно же, какой же Яблочный Спас без традиционных яблочных блюд? предлагает несколько аппетитных рецептов с яблоками.

Яблочно-имбирный суп

Понадобится:

  • 500 г готового бульона из курицы;
  • 3 яблока;
  • 200 г сваренного риса;
  • 3 см имбирного корня;
  • 1 среднего размера апельсин;
  • небольшая часть палочки корицы;
  • сахар и соль по вкусу;
  • молотый перец;
  • листики шалфея.

Приготовление.

Очистите яблоки от кожуры и нарежьте крупными кубиками. Выжмите сок из апельсина.

Куриный бульон доведите до кипения. Добавьте нарезанные яблоки и имбирь, кусочек корицы. Варите 10 минут.

Пряности достаньте. Фрукты и апельсиновый сок взбейте в блендере до пюреобразного состояния. Добавьте соль и сахар по вкусу.

Доведите суп до кипения и снимите с плиты. Разлейте по тарелкам. Добавьте в каждую по несколько ложек готового риса, украсьте листочками шалфея, цедрой апельсина, молотым перцем.

Фаршированные яблоки

Продукты:

  • 1 кг кислых яблок;
  • 500 г филе курицы;
  • 2 столовые ложки сливочного масла + 6-8 маленьких кусочков;
  • 350 мл молока;
  • 2 столовые ложки муки;
  • соль, молотый перец по вкусу.

Приготовление.

Отварить куриное филе в подсоленной воде до готовночти. Остудить и нарезать маленькими кусочками.

В небольшой емкости смешать муку с 2-мя столовыми ложками растопленного сливочного масла. Добавить молоко, посолить, поперчить и варить, постоянно помешивая, до загустения. Окунуть в готовый соус нарезанное куриное филе и снять с огня.

Подготовить яблоки следующим образом: срезать верхушки, удалить серединку, оставив стенки толщиной в полсантиметра.

Нафаршировать яблоки фаршем и выложить в форму для запекания. На каждую порцию положить по кусочку сливочного масла. Выпекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 35-40 минут.

Моченые яблоки

Продукты:

  • 5 л воды (маринад);
  • 200 г сахара (маринад);
  • 1 столовая ложка соли (маринад);
  • яблоки;
  • листья смородины;
  • листья вишни.

Приготовление.

Приготовить маринад. Для этого вскипятите воду с сахаром и солью. Варите 6-7 минут. Остудите.

Стерилизованные 3-х литровые банки застелите вымытыми листочками вишни и листьями смородины. Яблоки вымойте и вместе с плодононожками уложите в банки по плечики, периодически прокладывая листьями, немного утрамбуйте. Сверху прикройте фрукты листьями.

Залейте маринадом, чтобы яблоки покрылись жидкостью. Прикройте горлышки банок марлей. Оставьте до того, пока не начнется процесс брожения. Это обычно занимает несколько дней. Когда на поверхности увидите пену, снимите ее ложкой, при необходимости долейте маринад.

Когда пена немного осядет, закройте банки капроновыми крышками и вынесите в прохладное помещение. Яблоки будут готовы через 1,5-2 месяца.

Сливочный десерт с яблочной помадкой

Понадобится:

  • 10 ягод чернослива;
  • 100 мл яблочного вина;
  • 500 мл натурального йогурта;
  • 1 большое яблоко;
  • 150 г сахара;
  • 100 г сливочного масла;
  • 100 г жирных сливок;
  • листики мяты для украшения.

Приготовление.

Промойте и обсушите ягоды чернослива. В сотейнике нагрейте яблочное вино, не доводя до кипения. Снимите с огня и положите в него чернослив.

Йогурт откиньте на сложенную в несколько слоев марлю и оставьте на 2 часа для стекания.

Достать ягоды чернослива из вина и мелко нарежьте.

Яблоко очистите и нарежьте кубиками. Переложите его в сотейник, влейте 2 столовые ложки воды, всыпьте 2 столовые ложки сахара, поставьте на огонь и держите 5-6 минут до размягчения. Остудите и разомните вилкой.

Во втором сотейнике растопите 100 г сахара с 10 мл воды до образования прозрачного сиропа. Затем увеличьте огонь и добавьте сливочное масло. Готовьте до получения массы светло-карамельного цвета. Снимите с плиты, немного остудите и влейте жирные сливки. Перемешайте. Карамель остудите и соедините с яблочным пюре, охладите.

Выложите десерт в креманки следующими слоями: чернослив, часть йогурта, яблочная помадка, оставшийся йогурт. Украсьте листиками мяты.