Последние статьи
Домой / Для брюнеток / Танцевальное творчество детей старшего дошкольного возраста. "развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности"

Танцевальное творчество детей старшего дошкольного возраста. "развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности"

Ольга Ракова
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях : ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Развитие творческих способностей в танцевально -игровой деятельности современные ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального) . Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлекшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.

Танцевально-игровое творчество – это умение импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы , комбинации шагов в новые танцевальные композиции . Умение творить , самостоятельно искать различные образы и элементы непросто. Только хорошее овладение танцевальными навыками побуждают дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству .

Воображение, фантазия- это необходимый элемент импровизации. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать . Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных способностей ребенка : одним импровизация дается легче, другим труднее. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, и если осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями . Применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке , самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом . Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности.

Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ решения раскрытия творческих ресурсов личности .

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку . Например : перед занятием воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т. д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражая всем движениям петрушки, которые он показывает : хлопают в ладоши, приседают, кружатся. Используется появление игрового персонажа, переодетого ребенка старшей группы в костюме персонажа. Необходимо развивать стремление самостоятельно, с творческими элементами двигаться под музыку . А для этого надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей . В этом большую помощь могут оказать игровые приемы. Например, в игре «Кто из леса вышел?» дети должны не только определить, кто вышел из леса : медведь, зайчик или лиса, но и передать в движении неуклюжего медведя, быстрого, трусливого зайку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

В старшем возрасте задания усложняются. Для детей старшего возраста часто используется магнитофон. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят. Использование компакт-дисков в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

Игры на развитие танцевального творчества для старшего дошкольного возраста.

1. «Танец с предметом» .

Участники встают парами, кто остался без пары, тот танцует с предметом . Играет музыка , все танцуют . Как только музыка остановилась , каждый участник должен поменяться по линии танца , кто остался без пары, тот танцует с предметом .

2. «Подари цветок» .

Участники встают по парам. Тот, кто стоит во внутреннем кругу-кавалер, во внешнем-дама. Все встают друг против друга по кругу, в середине-ваза с цветами (цветов меньше на один, чем пар) . Играет музыка , все танцуют , при остановке музыки кавалер должен успеть подарить своей даме цветок. Та пара, которой не достался цветок, выбывает из игры . Так играют до тех пор, пока не останется одна пара, которая становится победителем, а кавалер самым элегантным.

3. «Зеркало» .

Участники встают по кругу. В центр круга выходит один участник, который показывает какое-либо движение. На 2 часть музыки все выполняют это движение, а солист выбирает того участника, который повторил это движение наиболее музыкально и выразительно . Этот игрок становится солистом.

4. «Передача платочка» .

Играющие выстраиваются в круг. В руках у двух детей платочки . Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается , передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется платок, выходит в центр круга и под хлопки детей танцуют известные движения . Затем игра продолжается.

5. «Музыкальные змейки » .

Играющие выстраиваются на 3-4 команды по количеству участников команды. Они выстраиваются в колонны по одному параллельными рядами. Каждой команде предлагается музыка , под которую они танцуют по всему залу . С началом другой музыки дети должны вернуться на свои места, танцует следующая группа и т. д.

6. «Бабочка, журавль и лягушка» .

Ведущий говорит : «Бабачка» - дети изображают порхающих бабочек под музыку . «Журавль» - стоят на одной ноге, «Лягушка» - прыгают.

7. «Джаз тела» .

Танцующие встают в круг . Звучит ритмичная музыка . Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала двигается голова вперед-назад. Затем только плечи-вверх-вниз. Далее-движения рук – сгибаем в локтях, потом и в кистях. Следующее движение –пружинка в коленях. Затем подъем на ступнях. А теперь постепенно надо прибавлять каждое движение по порядку : голова+плечи+локти+кисти+колени+ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми частями тела одновременно.

8. «Походка и настроение» .

Ведущий называет движения и просит изобразить настроение : «Полетаем, как воробей. А теперь, как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить, осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу другу, прыгнем ему на шею и обнимем его.

Музыкальное творчество

Этапы формирования музыкального творчества

1.этап. Накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению (восприятие приобретает эстетическую окраску). Музыкальное восприятие помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

2.этап. Собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем танец). Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

3.этап. Появление новой продукции. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования творческих способностей.

Условия успешности детей в творческой деятельности.

· Постоянное обогащение творческого опыта детей впечатлениями. Окружающая среда должна быть динамичной, обладать высокой степенью неопределенности, неожиданности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятых готовых. Необходимо обогатить ребенка новыми знаниями и представлениями музыкального искусства. Можно использовать экскурсии, походы на концерты, в театры;

· Систематическая работа по обогащению и активизации музыкальных навыков и умений. Дети нуждаются в пополнении музыкально восприятия. Процесс обогащения музыкальных знаний и навыков связан с формированием новых понятий и умениями активно пользоваться накопленным запасом;

· Целенаправленное, увлеченное построение обучения. При этом условии необходимо соблюдать общедидактические принципы: систематичность, последовательность, повторность, гуманный подход к ребенку. Музыкальное занятие не должно носит принудительный характер, а протекать на позициях сотрудничества и партнерства;



· Организация разнообразной, богатой, развивающей среды. Для проявления творчества необходимо создание благоприятной атмосферы, положительного эмоционального фона.

Песенное творчество

Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

Кроме того, можно использовать творческие заданий для развития песенного творчества:

ü импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

ü импровизация музыкальных вопросов и ответов;

ü сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

ü выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;

ü поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков;

ü окружение разучиваемой песни "веером" сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни;

ü активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный "разговор";

ü сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.

Детям 2 - 3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слошля-ля. та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» - очень нежно, тоненьким голоском.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4 - 5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением под страивания к звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5 - 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В 6 - 7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, по на несколько ином уровне.

Этапы развития песенного творчества:

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Наличие у песен словесного текста делает их доступнее по содержанию, чем другие музыкальные жанры. Работу над песенным творчеством можно разделить на три крупных части:

1) Речевой этап. По теории Б.В. Асафьева музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек. «Рассказывая» интересно и ярко, такие речевые упражнения формируют у ребёнка эмоциональный отклик на пение и интерес к нему.

Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослушивается метр:

Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли.

Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять в самостоятельной деятельности:

Зай-ку бро –си- ла хо -зяй -ка, под дож- дём о -стал -ся зай-

Необходимо побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов.

2) Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. А.Д. Демченко рекомендует эту технику как необходимый этап в работе над вокалом. А в нашем дошкольном учреждении это ещё и оздоровительные упражнения.

При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи и даже сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тараканище» К Чуковского и т.п. Знакомые и популярные стихи дети интерпретируют с удовольствием и азартом. Это благодатная почва для проявления творчества. При занятии вокализацией необходимо обращать внимание детей на выразительность нашего голоса и побуждать их разнообразить его тембровое звучание, например:

Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт,

Шишки собира-а-ает, песенки поёт.

Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый.

Педагог может образным рассказом подготовить ребёнка к прочтению стихотворения вокально.

3) Собственно песенное творчество .

а) звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. При чтении взрослыми книг, он с удовольствием говорит голосом знакомых животных. Поэтому звуковая импровизация ему понятна и очень интересна:

Сели куры на забор

И пустились в разговор:

Ребёнок:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Педагог побуждает ребёнка звуками ко-ко изобразить весёлую курочку, интонируя стихотворение высоким голосом, он подсказывает ребёнку звуковысотность импровизации, способствует формированию звуковысотного слуха.

Муз.р.: Котятки, котятки,

Малые ребятки.

1 реб: Мяу, мяу!

Муз.р.: Мы все подрастём,

За мышатами пойдём.

2 реб: Пи-пи-пи!

Используя в одном стихотворении две импровизации, можно выстроить их по принципу динамического контраста: котята мяукают громко, а мышки пищат тихо, чтобы котята их не нашли. Так создаются предпосылки формирования звукового выразительного образа.

б) вопросно-ответные импровизации . Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться:

Как тебя зовут? – Катя.

До свидания, дети! – До свидания.

Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте!

Где был, Иванушка? - На ярмарке.

Что купил, Иванушка? - Курочку.

в) ритмические импровизации на слоги . Имея навык чтения ритмоформул ребёнку предлагается выполнить импровизацию по ним, используя слоги: да, ду, ля.

Танцевально-игровое творчество

Развитие детского танцевально-игрового творчества осуществляется в процессе выполнения детьми четырех типов заданий .

1 тип. Воспроизведение музыкально-игрового образа в процессе слушания вокальной и инструментальной музыки.

2 тип. Инсценирование стихов, небольших рассказов с музыкой и без нее.

3 тип. Сочинение плясок различных игровых и сказочных персонажей.

4 тип. Импровизация

Основные задачи танцевально-игрового творчества :

  • настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности;
  • учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;
  • вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которые они могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;
  • побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки);
  • учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Работа над образом идет с постоянным усложнением - от передачи детьми простейших характерных движений игрового образа в раннем возрасте, до сочинения плясок и балетов в старшем дошкольном возрасте.

Развитие музыкально-игрового творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа.

Система работы педагога в этом направлении включает творческие задания по воспроизведению детьми музыкально-игрового образа:

а) в пении, в пении с движениями;

б) в обучении элементам нотной грамоты и игре на музыкальных
инструментах;

в) в музыкально-ритмических движениях;

г) в слушании инструментальной музыки, дидактических и подвижных
играх;

д) в движении без музыкального сопровождения;

е) в драматизации сказок, постановок опер, балетов.

Творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот", у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у него не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и

Приведенная ниже последовательность творческих заданий способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю.Литовко и т.д.).

На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "Всем, Надюша, расскажи", белорусская народная песня; "Сапожник", чешская народная песня и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ("Котик и козлик", музыка Е. Тиличеевой; "К нам гости пришли", музыка Ан. Александрова; "У медведя во бору", русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А.Филипенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е.Тиличеевой и т.д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Развитие танцевально-игрового творчества посредством музыкальных игр.

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Инсценирование песен связано с их со­держанием. Здесь возможны стереотипные дви­жения, но творческими их можно назвать лишь в том случае, если ребенок придумал оригиналь­ное движение, передавая характерные повадки персонажа в соответствии с музыкой и литера­турным текстом.

П/И Зайка серый умывается

Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.

Примечание: В кругу могут находиться и несколько заек - 4-5. Они одновременно выполняют игровое задание.

П/и «Ой, летали птички»

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова), у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у них не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий, как показали специальные исследования и опыт работы детских садов, наилучшим образом способствует творческому развитию детей".

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е. Тиличеевой и т. д.)2- На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон», русская народная прибаутка; «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. А. Полонского; «Сапожник», чешская народная песня, обр. Ан. Александрова и т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова; «У медведя во бору», русская народная мелодия и т. д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко; «Жили у бабуси», русская народная песня; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в рит¬мике3. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами, и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющие название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца. Начинать желательно с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий - народные («Где ты был, Иванушка?», обр. М. Иорданского; «Две тетери», русская народная песня; «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия и т. д.). Народные мелодии часто используются для составления танцевальных композиций, например: «Гопак», украинская народная мелодия; «Ходила младешенька по борочку», русская народная мелодия; «Петушок», латышская народная мелодия; «Выйду ль я на реченьку», русская народная мелодия и т. д.

Вместе с тем ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №1»Аленушка»

Обобщение педагогического опыта

музыкального руководителя

« Развития творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности »

Составитель:

музыкальный руководитель

Татаринцева И.В.

г.Жердевка 2018

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»

А.И. Буренина.

1. Введение

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности. Именно хореография является таким универсальным средством воспитания широкого профиля детей. Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности. Занятия танцами способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

2. Актуальность

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Цель:

Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к искусству танца, развить танцевальные и музыкальные способности.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).

Научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;

Научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;

Обучить основам импровизации.

Развивающие:

Развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

Формирование художественного вкуса;

Развитие выразительности движения;

Развитие координации движения.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям ритмикой;

Психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;

Воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;

Развитие мышления, воображения, познавательной активности.

3. Новизна педагогического опыта

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями.

В моей работе были применены следующие принципы педагогического опыта:

    Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

    Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

    Последовательность - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

    Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно –образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей, родительские собрания).

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях.

Традиционные технологии образования основной единицей учебного процесса имели индивидуальные занятия и репетиция, которые в основном носят репродуктивно-практический характер и прежде всего освоение концертного репертуара.

Современные технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего на содержание образования посредством репертуара. Особенностью современного образования является и ориентация на проведение диагностики результативности обучения, воспитания, развития учащихся и качества образовательного процесса.

При таком подходе репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии обучения и воспитания.

К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.

Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения; методы создания художественной среды средствами танца.

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

    Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

    Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

    Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях.

4. Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

5. Технология реквизитного украшения танца

Хореографические постановки полны творческих задумок, которые

требуют для передачи образа использование реквизита. Так для танца «Капитошка» потребовалось очень много объемных цветов на голову, которые были сделаны из обыкновенных полиэтиленовых пакетов мною и сотрудниками детского сада. Для постановки танца «Восточные красавицы» многие родители сами сшили костюмы, что придало яркость и оригинальность выступлению детей. Для танцевального номера «Клоуны» потребовалось каждому участнику купить колпачок, а более заинтересованные родители нарядили своих детей еще в костюмы и носики. Таким образом, можно сделать вывод, что без помощи родителей и коллег в подготовке и изготовлении реквизита не обойтись.

6. Педагогическая идея

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.

7. Эффективность педагогического опыта

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

Групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей;

группа может насчитывать от10 до12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

Коллективная форма (такая форма применяется для проведения

сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например,

задействовано несколько возрастных групп);

Индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического коллектива в достижении высокого творческого результата.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования района.

8. Результативность опыта

Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод – развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на уроках педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей учащегося, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.

По наблюдению воспитателей заметные изменения произошли в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы. Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.В средней, старшей, подготовительной группе положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.

Об успехах детей свидетельствуют выступления детей на утренниках и развлечениях перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; высокая посещаемость занятий; активное участие детей на родительских собраниях.

9. Заключение:

На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет

успешной и плодотворной.

Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.

День прошёл зря, если я не танцевал.
Фридрих Ницше

Развитие танцевального творчества детей дошкольного возраста в процессе восприятия произведений классической музыки

Выдающийся композитор 20 века Д.Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, ими становятся … Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать…

Любите музыку, изучайте великое искусство музыки. Оно откроет Вам целый мир высоких чувств, стремлений и мыслей».

Как известно основная цель учреждения дошкольного образования - это создание педагогической системы с помощью, которой можно решать комплекс задач по современному воспитанию ребёнка, где невозможно переоценить роль музыкального воспитания дошкольников.

Как другие системы, система музыкального воспитания включает: работу с педагогами, детьми и работу с родителями.

Для успешной деятельности педагогического коллектива необходима система, при которой целевые установки были бы доведены до каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

Организованная деятельность детей по музыкальному воспитанию, включает показ кукольных спектаклей, занятия-концерты, танцевальные занятия, занятия по развитию музыкально-слуховых представлений, занятия с пением, интегрированные и комплексные занятия.

Музыкальные занятия познавательной направленности предусматривают приобщение детей к музыкальной деятельности: привитие интереса к музыке, формирование элементарных музыкальных способностей.

В содержание занятий входит слушание оперы, просмотр балета, знакомство с композитором, нотной грамотой, музыкальными инструментами и путешествие в театр. Проведение таких занятий требует большой предварительной подготовки: отбор и разучивание музыкального материала, подбор иллюстрационного материала, атрибутов, прослушиваются грамзаписи, изготавливаются пособия.

При организации слушания музыки на интегрированных занятиях очень важно объединение разных видов искусства. Это обогащает восприятие музыкального произведения, дает возможность более основательно донести до детей музыкальный образ. Планируя, интегрированные занятия педагоги, объединяют музыку и знакомство с изоискусством, музыку и физкультуру, музыку и театр; музыку и развитие речи, музыку и занятие по познавательной деятельности.

Знакомство с движением начинается с прослушивания мелодии, показа движения воспитателем или музыкальным руководителем. И когда оно разучено, дети создают свои танцы.

Например, разучивая ритмичный танец, ребята замечают, что Алеся и Коля танцуют лучше всех. На это стоит педагогу обратить внимание и спросить: «А как лучше?» Дети стараются объяснить, при этом идет показ, движения повторяются, дети делают его еще более интересным, выразительным. Каждый ребенок хочет проявить и показать себя, но не каждому это удается сразу. В этом случае проводится индивидуальная работа с детьми как музыкальным руководителем, также она продолжается воспитателем в группе, чтобы научить детей выразительно, ритмично и красиво пусть не танцевать, но двигаться.

Особое значение в этом блоке уделяется самостоятельной деятельности детей. В старшем возрасте, когда дети устраивают в группах дискотеки, вечера музыки, воспитатели, музыкальные руководители присматриваются к их движениям, иногда вносят движения отдельных детей в общий танец.

Очень интересными получаются танцевальные движения с предметами: шарами, «крыльями» бабочек, цветами и т.д. Детям часто предоставляется возможность самостоятельного выбора атрибутов к музыке, которая звучит.

Чтобы всколыхнуть художественное воображение ребят, педагоги стараются привлечь игру. Каждый танец, каждое движение предваряется игровым образом. Каждая мелодия - маленькая сценка, участвовать в ней может каждый.

Особенно любят дети создавать игровые образы под звучание баяна, они всегда оживляются, когда музыкальный руководитель приходит к ним в группу с инструментом. Под музыку «Малыши» выполняют игровые движения, берут на себя роль своих игрушек: неваляшек, петрушек, зайчиков и т.д.

Даже те, которые поначалу отмалчиваются, постепенно включатся в игру и танцевальные задания, а для педагога это и радость, и доказательство эффективности работы.

Если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально «выплескивают» свои эмоции: пытаются хлопать в ладоши, притопывать. Оказывается, даже ритм можно «переживать». Вспоминаются слова замечательного психолога Теплова: «Нельзя просто слышать ритм, слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопереживает, соделывает».

Детям легче передать своё понимание музыки не словом, а посредством движения - это хорошая предпосылка для творческого процесса. Например, дают такое задание: попробуйте выразить характер музыки жестом, танцем, движением.

Такое «восприятие-исполнение» (термин Д.Кабалевского) значительно способствует активному, осознанному восприятию детьми красоты музыки.

Работа под фонограммы дает возможность наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом.

И конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность - все эти качества достигаются с легкостью, увлечением, а главное - всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен.

Развитие музыкальности совершенствуется и в повседневной жизни. Музыкальное искусство оказывает не только огромное влияние на формирование духовной сферы ребёнка, но и большой оздоровительный эффект. Он проявляется в развитии моторных функций, реабилитационной деятельности, в формировании нравственно-волевой сферы. Воспитание и оздоровление - это взаимовлияющие, дополняющие друг друга процессы в условиях здоровьясбережения.

Знакомство детей с классической музыкой проходит в течение времени пребывания их в детском саду. Это прослушивание грамзаписей, кассет и дисков, мини концерты учащихся музыкального училища, просмотр видеокассет с записями концертов, спектаклей, опер и т.д., слушание музыкальных произведений в исполнении музыкальных руководителей (эффективность музыкального восприятия повышается, если музыкальный руководитель предлагает детям произведение в «живом» исполнении), посещение концертов и работа с родителями.

Ведь семья является важной ступенькой и для вхождения маленького человека в мир музыки. Коллектив многое делает по развитию музыкальных способностей детей. Однако как бы хорошо не было поставлено музыкальное воспитание в детском саду, оно не будет успешным без участия семьи.

И для того, чтобы музыка прочно вошла во внутренний мир ребёнка, звучала не только в детском саду, но и дома, идет активное включение в работу родителей воспитанников. Сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса важная и ответственная задача, которую решает педагогический коллектив. Пользуется огромной популярностью у родителей прекрасная фонотека классической и народной музыки.

Родители не только с нетерпением будут ждать праздников развлечений, но и являться активными участниками.

Литература:

1. Савельев, Г.В. Мир классической музыки для дошкольников: учебно-методическое пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Г.В.Савельев. - Гомель: ГУО «ГОИРО», 2010. Часть 1 - 76с.

2. Савельев, Г.В. Мир классической музыки для дошкольников: учебно-методическое пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Г.В.Савельев. - Гомель: ГУО «ГОИРО», 2010. Часть 2 - 104с.

3. Савельев, Г.В. Мир классической музыки для дошкольников: учебно-методическое пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Г.В.Савельев. - Гомель: ГУО «ГОИРО», 2010. - 76с.