Домой / Для брюнеток / Ваш ребенок – изгой. Проблемы общения со сверстниками

Ваш ребенок – изгой. Проблемы общения со сверстниками

Мамы и, в особенности, папы сильно переживают, если их обожаемого малыша настигают неудачи в общении.

В голове сразу рисуется печальная картина: замкнутый школьник, одиноко сидящий за самой последней партой, стесняющийся компании и с трудом заводящий знакомства…

Не торопитесь пугаться придуманного будущего! Лучше поспешите научить ребенка общаться со сверстниками – и ситуация наладится.

Уже с двух лет кроха способен успешно контактировать с окружающими, а к трем годам в нем зарождается стойкое желание дружить, ходить за ручку, обмениваться игрушками и угощать товарищей конфетами.

Чем раньше вы поможете ребенку наладить общение со сверстниками, тем меньше проблем его ждет в школе и взрослой жизни. Как это сделать?

1. Посещайте детский сад, игровые площадки, утренники и места скопления детей .

Домашнее воспитание полезно тем, что чадо меньше болеет и получает полноценный комплекс знаний из маминых рук. Однако такой подход лишен главного: ребенок фактически до самой школы лишен общения со сверстниками.

Поэтому к первому классу возникают проблемы – родители получают смышленого, здорового, но совершенно замкнутого малыша, не умеющего вести себя в компании детей.

Если вы уверены, что домашнее воспитание – точно то, что нужно вашему малышу, то в свободное время старайтесь водить его в спортивные секции, развивающие студии и кружки, на общественные площадки.

Учите его там контактировать с ребятней, делиться игрушками, угощать сладостями, отстаивать свои интересы и вести приятные беседы.

Мягко объясните ребенку, что можно подойти к кому-то и предложить тому совместную игру.

2. Родной пример заразителен .

Если мама ни разу не перекинулась с соседями и парой слов, откуда ребенок научится быть вежливым и общительным?

Родитель обязан идти впереди карапуза и собственным примером (громогласными «Спасибо» и «Здравствуйте») наставлять его на путь вежливости и такта.

3. Разговаривайте обо всем .

Любая коммуникация основана на словах, жестах, интонациях, мимике. Постигать азы общения карапуз начинает еще дома, и лишь затем оттачивает навыки на сверстниках из садика или школы.

Как можно больше разговаривайте с сыном или дочерью, подробно расспрашивайте, как прошел его день, интересуйтесь его мнением по разным вопросам.

4. Поощряйте малыша, отмечайте его успехи .

Неверная стратегия – концентрироваться только на негативных моментах и упорно тыкать в них носиком неразумное чадо.

Побольше внимания уделяйте успешным действиям ребенка: если тот первым поздоровался с соседом или сказал «спасибо» кассиру, тихо (на ушко) похвалите карапуза. Ведь он уже такой взрослый и воспитанный, молодец!

5. Дайте ему время на адаптацию .

Все дети разные, и в этом их очарование. Одни с разбегу врываются в коллектив, с порога заявляя «А я вчера на море был и видел вот такой корабль!» Другие тихо сидят в углу и катают машинку.

Многим нужно время, чтобы привыкнуть к обилию народа в группе, вспомнить знакомые лица и почувствовать себя комфортно в маленьком садиковом сообществе. Не торопите ребенка с громкими приветствиями, выражением эмоций и ролью массовика-затейника.

6. Приглашайте детей в гости .

Здорово, если у ребенка будет возможность попрактиковаться в общении на своей территории. Дни рождения и родительские междусобойчики – отличный повод, чтобы пригласить в гости «молодняк» и в комфортной обстановке научить ребенка общаться со сверстниками.

Атмосфера места имеет большое значение: в родных просторах ребенку проще сориентироваться, раскрепоститься, почувствовать себя хозяином ситуации, установить правила и щедро позволить другим детям поиграть со своими игрушками.

7. Поменьше критики для маленькой личности .

Любой намек на недовольство собой кроха воспринимает особенно остро.

Мама критикует, возмущается, обзывает «невоспитанным», «невежливым», «грубияном»… а внутри ребенка поселяется чувство, что его не любят и не ценят.

8. Повышайте самооценку малыша .

Иногда в маленькой голове рождаются большие, тяжелые мысли: «Со мной никто не хочет играть», «Я никому не нравлюсь», «Наверное, я плохой».

Переубеждайте своего ребенка, настраивайте его на позитивный исход любого социального контакта.

Сейте в него уверенность в себе, почаще говорите, как вы им гордитесь и какой он замечательный. Обсуждайте сложные ситуации и пытайтесь вместе разобраться, кто был прав и почему.

9. Не придавайте слишком большое значение социальным неудачам – все может поменяться быстрее, чем вы чихнете !

Главный закон успешного воспитания социальных навыков – не перегибать палку и не акцентировать внимание на одном и том же. Часто дети только из вредности, баловства или внутреннего сопротивления идут наперекор родительским правилам.

Попросишь ребенка поздороваться с воспитателем – он демонстративно спрячется, закроет ручками глазки и будет показательно стесняться, хихикая и краснея.

Что это – игра, реальная застенчивость или проверка родительской выносливости? Чем больше мама с папой наседают, тем серьезнее ребенок сопротивляется прессингу.

10. Позвольте ребенку быть собой, не нагнетайте .

В конце концов, каждый из нас обладает уникальным набором черт, среди которых может найтись место и стеснительности, и скромности, и замкнутости, и пугливости, и прочей интровертности.

С годами характер меняется, и навыки общения оттачиваются. И если в детском саду ваше чадо не является душой компании, это не значит, что в школе он не найдет себе друзей среди сверстников!

Общение — процесс естественный, но даже у взрослых нередко возникают вопросы при установлении личных контактов. Дети же и вовсе могут растеряться и испугаться во время знакомства или разговоров со сверстниками. Задача взрослых — научить ребенка дружить и правильно оценивать возникающие в процессе общения ситуации.

Возможные проблемы

Детей в возрасте до 2−3 лет, как правило, интересует не общение со сверстниками, а игра, в которую они вовлечены. Становясь старше, мальчики и девочки начинают сближаться с товарищами по игровой площадке/детскому саду и даже находят своих первых друзей. Конечно, не все проходит гладко, и малыши нередко испытывают трудности в общении. Условно их можно разделить на несколько категорий:

  • Конфликты между ребенком и коллективом;
  • личностные конфликты;
  • чрезмерная застенчивость ребенка.

Конечно, полностью оградить детей от возможных разногласий и проблем не получится, но родителям следует помочь им наладить общение со сверстниками, объяснив базовые правила поведения.

Основы общения в юном возрасте

Обучение ребенка навыкам общения — «наука» тонкая и сложная. Универсальной методики нет, поэтому к каждому малышу необходимо найти индивидуальный подход. И все же детские психологи отмечают несколько важных правил, которые родители должны донести своему ребенку:

  • Сопереживание и соучастие — это ключ к хорошим отношениям . Если товарищ упал или поцарапался, его нужно поддержать. Если другу подарили новую игрушку, за него нужно порадоваться. К сожалению, этот важный урок в детстве усвоили далеко не все взрослые.
  • Дружбой нужно дорожить . Понятие «дружба» малышам еще не совсем понятно. Они готовы назвать другом ребенка, с которым поиграли всего один вечер. Однако уже сейчас важно рассказать своего малышу об основе дружеских и товарищеских отношений — уважении, взаимопомощи и поддержке.
  • Нужно быть честным и справедливым . Большинству детей свойственно фантазировать и приукрашать действительность. И если в игре подключение воображения приветствуется, то в общении со сверстниками обман неприемлем. Детки постарше также должны понимать, что такое «справедливость», и как следует поступать в ситуациях, когда товарищи нарушают ее принципы.
  • Люби себя, но уважай других. В ребенке важно воспитать самолюбие и самоуверенность. Но при этом важно объяснить, что самоутверждение за счет оскорбления или унижения своих товарищей недопустимо.
  • На обиженных воду возят. Обидеть малыша проще простого — это знает каждый взрослый. Задача родителей — объяснить ребенку, что остро реагировать на обидные прозвища и плохие слова со стороны сверстников не стоит. Если уже в детстве малыш научится спокойнее относиться к провокациям своих товарищей, то в будущем его стрессоустойчивость поможет избежать множество неприятных ситуаций.

Родителям важно понимать, как коллектив влияет на личность ребенка. Очень часто спокойный и доброжелательный в стенах дома малыш в компании сверстников ведет себя совершенно иначе. В этом случае нужно как можно чаще проводить воспитательные беседы с ребенком, но не наказывать его, а попытаться донести важность хорошего поведения.

Как помочь робкому ребенку найти друзей?

В достаточно сложной ситуации оказываются скромные от природы дети. Они стесняются первыми заводить новые знакомства, не проявляют инициативу в играх и часто вообще предпочитают проводить время в одиночестве или в компании родителей. Взрослым необходимо уделить внимание социализации робких малышей, иначе в дальнейшем они могут испытывать сильный дискомфорт при общении со сверстниками. Помощь родителей может заключаться в следующем:

  • Содействие в знакомстве ребенка хотя бы с одним из сверстников. Имея поддержку в виде одного друга, малыш будет легче знакомиться с новыми ребятами.
  • Прорабатывание сценариев . Можно дома инсценировать общение ребенка с другими детьми, прорабатывая особенно тщательно ситуации, которые могут смутить ребенка.
  • Повышение самооценки. Возможно, ребенок просто не уверен в себе. Почаще хвалите его, но избегайте откровенной лести — медвежья услуга ни к чему хорошему не приведет.
  • Ослабление контроля. В некоторых случаях застенчивость малыша связана с чрезмерным контролем его действий родителями. Боясь осуждения или критичной оценки, он будет искусственно ограничивать общение с другими детьми.

В конечном счете, каждый родитель сам решает, как научить ребенка общаться со сверстниками с учетом особенностей его характера и принципов воспитания в семье. Но важно помнить, что дети часто копируют поведение взрослых. А это значит, что в случае возникновения сложных ситуаций в детском коллективе необходимо проанализировать отношения внутри семьи и стиль общения, который практикуют окружающие ребенка взрослые.

Есть дети открытые, общительные, разговорчивые, а есть и такие, которые сторонятся, избегают контактов с другими детьми. Если ваш малыш относится ко второй категории и, придя на детскую площадку, стоит в сторонке, или вовсе прячется и никак не желает участвовать в общих забавах, то стоит разобраться в этом вопросе и помочь ребенку социализироваться.

Стремление ребенка к одиночеству зачастую вызывает тревожные мысли у родителей, они начинают мучиться вопросами: «Что же мы делаем не так?», «В чем психологическая проблема?».

Психологи в один голос утверждают, что для возрастной категории 2-3 года состояние отчужденности от сверстников может быть обычным делом. В этот период самыми близкими друзьями малыша являются родители и ближайшие родственники. Дома у него есть все необходимое для развития личности и удовлетворяются потребности в общении и играх. Поэтому необщение со сверстниками вполне обосновано.

Самый первый опыт общения с людьми дает основу дальнейших взаимоотношений в социуме. Для ребенка важно не только уметь говорить, но и выражать свои эмоции: кричать, смеяться, злиться, видеть реакцию других. Поведение детей трудно предсказать, и это дает возможность ребенку искать решения, подходы в общении. Именно во взаимоотношениях со сверстниками, малыш учиться искать выход из конфликтов, защищаться, примиряться.

К возрасту 4-5 лет дети начинают активно интересоваться другими, вовлекаться в общие игры, общаться и узнавать друг друга. Если и к данному возрасту ваш ребенок остается одиночкой, стоит выявить причины такого поведения.

Характер.

Ребенок может быть по натуре замкнутым и стеснительным. Такие малыши прячутся за мамой, застенчиво здороваются, не любят даже разговаривать на публике. Природу обмануть трудно, но открытость и смелость привить можно постепенно.

Не умение общаться и выражать эмоции.

Ребенка могли просто не научить общаться. Если в семье не принято делиться мнениями и переживаниями, а родители сами по себе интроверты, то и от ребенка трудно ожидать иного поведения. Поэтому так важно находить время на разговоры и активные игры с малышом.

Проявление лидерства.

Малыш может просто не хотеть подчиняться общим правилам игры, быть на вторых ролях среди сверстников, подстраиваться под большинство. Тем не менее, даже в младших группах детского сада уже выделяются несколько лидеров, задающих правила поведения и игр.

Опыт.

У малыша может накопиться негативный опыт общения со сверстниками. Его могли обидеть, ударить. Возможно, он пребывал в компании детей сильно отличающихся по возрасту, поэтому ему были либо непонятны их игры и разговоры, либо он скучал в общении с младшими детками.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ограничения.

Ребенка могли намеренно ограничивать в общении с детьми. «Из садика только болезни принесет, пусть дома сидит», «Какие дети в доме, и так голова раскалывается», «После детей столько уборки» — такие аргументы находят родители и, сами того не подозревая, растят дикаря. Малыш тем временем углубляется в себя или проводит время за телевизором и прочими гаджетами, а это отнюдь не способствует социализации.

Если вы определились с причиной отчужденности вашего ребенка, переходите к активным действиям.

Ваш ребенок застенчив — корректируйте эту черту характера: чаще хвалите за результаты и помощь, поощряйте проявления индивидуальности. Не уставайте повторять, какой он замечательный, умный, способный и любимый. Поддержка творит чудеса.

Пусть ваш дом будет открыт для гостей, приглашайте друзей ребенка, сами организуйте торжества, праздники и тематические вечеринки. Больше разговаривайте и интересуйтесь делами малыша, ведь даже незначительные мелочи для него могут быть очень важны. Ни одна проблема ребенка не может стать для вас ерундой, то, что важно ему, должно быть важным и для вас.

Попробуйте записать чадо на кружок, секцию, групповые занятия. Учите малыша общаться, разыгрывайте правила знакомства, вежливости. Сами участвуйте в коллективных играх, будьте их организатором.

Если ребенок еще не ходит в сад, чаще бывайте в местах, где гуляют и играют дети, в холодное время года отправляйтесь в развлекательные центры. Обратите внимание на развитие вашего ребенка, подходит ли ему детская компания, ведь даже среди сверстников могут выделяться дети более развитые, чем остальные. Таким малышам просто неинтересно с другими.

Для родителей важно усвоить, что общения только с ними мало для маленького человека. Чтобы обеспечить ребенку нормальное психологическое развитие, важно помочь ему в налаживании отношений со сверстниками. Пока ребенок еще мал, это сделать гораздо проще, ведь у него еще не до конца сформированы представления о правильной коммуникации.

Многих интересует вопрос” Как научить ребенка общаться со сверстниками”? Дружить ребенок начинает к трем годикам. Это тот период, когда кроха поступает в детский сад. Именно в это время он познает азы общения.

Социальный успех и его условия

Удача в общении гарантируется, если малютка усвоит несколько правил. Такие правила психологами называются условиями социального успеха. Что же это такое?

  • 1 условие. Личная привлекательность. Ребенку необходимо объяснить, что человек должен быть ухоженным, иметь хорошие манеры, быть опрятным и чистоплотным и уметь быть интересным для собеседника.
  • 2 условие. Навыки общения. Ребята получают первые умения общения в своей семье. Побольше разговаривайте, контактируйте с ребенком. Если у крохи есть старший брат или сестра, будет хорошо, если они часто будут общаться.

Совет: Научите ребенка общению посредством длительной и активной практики.

Обучение ребенка общению

Часто робость и застенчивость крохи становится причиной неспособности к общению. В таком случае способствуйте поднятию самооценки малютки и дайте ему стать более раскрепощенным. Итак, для прививания навыков общения придерживайтесь следующих правил.

  1. Нельзя выражать недовольство ребенком. Не осуждайте его как личность. Критикуйте его неугодный и вредный поступок.
  2. Не предъявляйте к деткам много претензий, чтобы кроха не почувствовал себя не нужным.
  3. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, в контакте с ним сохраняйте доброжелательный тон. Малыш должен знать, что если он что-то сделал, все равно его ценят и очень любят, а для мамы и папы он самый хороший. Если у малыша будет такой настрой, он легче воспримет критику в общении.
  4. Ребенку разрешите самостоятельно принимать решения. Не подвергайте критике их даже в том случае, если такие решения не очень нравятся вам. Вы можете, только выразить свое мнение о том или ином поступке малютки и оставить выбор за ним. Помимо всего не пытайтесь лезть в занятия деток и не помогайте им даже в тех случаях, когда ребенок самостоятельным образом, хотя с трудом, справится со своей задачей.
  5. При общении, ребенок может в свою сторону снести обиду. Не оставляйте ее наедине с ребенком. Поговорите и выслушайте сына или дочку, объясните, кто был виноват, чтобы потом он не повторял тех же ошибок. Совет: Никогда не говорите ребенку, что твои проблемы являются глупостью, и ты во всем был виноват.
  6. Чтобы поднять самооценку ребенка и научить его общаться с друзьями, не давите своим авторитетом на него и не стремитесь всегда быть правым. Иногда дайте крохе научиться на личных ошибках и принимать свои решения. Позвольте малышу давать вам рекомендации и подвергать вас критике. Таким образом, вы сформируете у деток самоуважение и чувство достоинства.
  7. Для того чтобы малыш не боялся разговаривать со сверстниками, сделайте такую маленькую хитрость. На одежду или курточку пришейте пуговичку и скажите ему, как только он начнет бояться чего – то, пусть потрогает ее и, тогда вы подумаете о нем и поможете ему.
  8. Для обучения общению, нужно выучиться нескольким фразам, например: “Здравствуй, меня зовут Саша. А тебя? Хочешь я угощу тебя конфетой?”

Советы как помочь ребенку поладить со сверстниками

Ребенок избавился от боязливости и нерешительности и готов к новым свершениям. В это время вспомните о двух вышеизложенных условиях социального успеха. Но не забывайте, что лучше личным примером показать детке, как нужно общаться. Нормой обучения для малышей является образец родителей. Итак, предлагаем следующие советы.

  • Будьте ласковы, искренни и открыты с членами семьи. Детки, видя этот пример, будут его применять в общении со сверстниками. Ребенок должен знать, что добрые люди всегда имеют хороших друзей.
  • Будьте заботливыми, вежливыми и уважительными по отношению к членам семьи. Тогда ребенок будет относиться с уважением к окружающим, проявлять сострадание, заботу и любовь.
  • Просите ребенка помочь в уборке дома или сделать ужин. Если внутри семьи будете много общаться, у ребенка лучше сформируются общительные навыки.
  • Ребенок должен быть уверен, что его в семье любят. В этом случае он легко откроется вам и расскажет о своих внутренних эмоциях друзьям.
  • Если в семье несколько детей, и они ссорятся, не поощряйте конкуренцию и споры между ними. Объясните ребенку, что злость, вражда являются плохими союзниками в хорошем общении.
  • Ребенок должен знать, что помимо своих интересов, есть и интересы друзей. Они должны делиться своими игрушками и научиться правилам вежливого тона.
  • Для воспитания внутренней решительности уделяйте малышу, который налаживает общение, постоянное внимание.
  • Для правильного обучения ребенка общению скажите ему, что нужно вежливо попросить разрешения взять ту или иную игрушку, а не драться и громко кричать.
  • Для общения с друзьями деткам прививайте чувство справедливости. Например, если игрушку взяли силой, он может защищаться и свои права отстаивать. Если же попросили, то можно дать сверстнику поиграть с ней.
  • Ребенок должен знать, что ничего особенного нет в том, чтобы первым попроситься играть. Он также может сам предложить дружбу.
  • Ему нужно привить уважение к окружающим. Он не должен дразнить сверстников, играть по честным правилам, доверенные ему секреты не разбалтывать.

Придерживайтесь этих советов, прививайте навыки общения со сверстниками, учите элементарным правилам общения и вы увидите, что в скором времени из них вырастут хорошие люди.

Как приятно наблюдать за детьми, которые охотно вступают в контакт со своими сверстниками, умеют общаться со взрослыми. Однако, как показывают наши наблюдения, а также современные исследования, нынешнее поколение детей менее коммуникабельно, чем их сверстники десять лет тому назад. Почему это происходит? Как научить ребёнка общаться со сверстниками и повлиять на развитие коммуникативных умений ребенка? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

Наиболее частые причины, препятствующие общению

Многие родители сетуют, что их малыши очень поздно начинают говорить, не умеют играть с другими детьми, боятся общаться со взрослыми. Большинство мам и пап зачастую винят в этом всех, но только не себя. Однако, они совершенно не правы. Вспомните, как часто вы проводите вечера с ребенком за рассматриванием иллюстраций или чтением книг? А когда вы последний раз посещали все вместе зоопарк или цирк? Скорее всего, многие из родителей и не смогут точно вспомнить, когда активно включались в развитие своего ребенка. В этом-то и состоит проблема. Интернет и работа полностью поглотили современных родителей, которым не до детей. Но такого не должно быть.

Что нужно знать о ребенке, чтобы выработать по отношению к нему правильную стратегию обучения коммуникабельности?

Для того, чтобы облегчить вхождение ребенка в новый коллектив или вступление в контакт с окружающими людьми, следует найти ответы на три вопроса. Во-первых, хочет ли малыш общаться? Во-вторых, умеет ли он начинать, вести и поддерживать диалог? И, в-третьих, знает ли он нормы поведения в разных условиях и ситуациях? Именно от того, хочет ли ребенок общаться, умеет ли и знает, как это нужно делать, зависит его комфортное и эмоционально-положительное состояние в кругу людей.

Учим ребенка общаться в семье

В семье закладываются основы общения. Именно родители должны сформировать у ребенка представление о том, как нужно вести себя с разными людьми. И лучше всего это делать своим собственным примером. Так, общение родителей со знакомыми прохожими, соседями и друзьями, продавцом в магазине, кондуктором в автобусе, воспитателем в детском саду является примером для подражания, становится образцом поведения для ребенка. В то же время основные навыки общения формируются в процессе наблюдения ребенка за мамой и папой. Ели родители умеют договариваться, выслушивают друг друга, правильно задают вопросы и на них отвечают, помогают советом, то и ребенок научится естественному стилю общения. Однако малыш не должен быть только простым наблюдателем. Он имеет право высказывать свои желания и идеи, но только в корректной форме. Если ребенок перебивает родителей, кричит и впадает в истерику, это может привести к вседозволенности, неуважению к взрослым, что, конечно же, является недопустимым. Поэтому нужно с самого раннего детства пресекать такие попытки неуважения.

Учим ребенка общаться со сверстниками и взрослыми

Умение общаться и быстро адаптироваться в новом коллективе сверстников и среди незнакомых людей зависит не только от качества воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей личности ребенка. Дети бывают лидерами и заводилами, тихонями и пассивными исполнителями. В зависимости от этих индивидуальных личностных качеств малыша и будет зависеть стиль формирования у него коммуникативных умений. Если малыш активно включается в общение с окружающими людьми, не стоит его останавливать и делать замечания. Поверьте, он никому не мешает. Правда, если его поведение не соответствует правилам, следует остаться с ним наедине и объяснить, что он делает не так. Если же ребенок боится идти на контакт, не надо его заставлять, а лучше показать на собственном примере, как нужно общаться.

Принимайте малыша таким, какой он есть, помогайте ему справляться с трудностями общения, учите его выслушивать людей, адекватно реагировать на похвалы и замечания, действовать в соответствии с правилами.