Домой / Для брюнеток / Занятие по развитию речи на тему «Зима. Конспект нод по речевому развитию в средней группе на тему "зимушка-зима"

Занятие по развитию речи на тему «Зима. Конспект нод по речевому развитию в средней группе на тему "зимушка-зима"

Ирина Валерьевна Еремина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!»

Задачи :

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением .

Обогащать активный словарь детей.

Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

Развивать мышление , слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Познакомить с правилами безопасности в зимнее время года.

Интеграция : Познание. Коммуникация. Социализация. Музыка. Художественная литература. Безопасность. Изобразительная деятельность.

Ход занятия:

Ребята кто мне подскажет, какое время пришло на смену осени? А что изменилось в природе? (Ответы детей) . Зима. Какие зимние месяцы к нам приходят? Говорят, что зимой природа засыпает. День становится короче, ночь- длиннее. Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Вот зима пришла

Серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается;

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается.

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

С свежей ёлочкой.

(Р. А. Кудашева)

Что значит «зима стучится к нам во двор с свежей елочкой» ? Почему зиму часто называют серебристой? Кто рисует узор на наших окнах?

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, жара, коньки, рукавички, ромашки, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, мандарины, загорать, сосульки, трава, снегопад, ручьи, сугробы, лыжи).

Зимние загадки

Отгадывание зимних загадок.

«Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице.» (мороз)

«С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный. «(снег)

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» (зимой)

«Зимой и летом одним цветом?» (ёлка)

«С неба – звездой, в ладошку –водой» (снежинка)

«Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой» (лыжи)

«Не сосите, сорванцы, Ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел. (сосульки) »

«Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает.» (снеговик)

«Он когда-то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим.» (лед)

«Он и добрый, он и строгий, Бородой до глаз зарос, Красноносый, краснощекий, Наш любимый.» (Дед Мороз)

Динамическая пауза «Мороз»

"Вот так холод вот мороз, больно щиплет нос. " - хлопают в ладоши, трут их друг о друга.

"Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней. " - трут нос кончиками пальцев.

"Будем ножки согревать, прыгать и скакать. " - подпрыгивают на месте.

"Очень холодно стоять, ножки стали замерзать … " - хлопают по ножкам, трут их.

Действия соответствуют тексту песни.

«Нам пора бежать бегом, нам нельзя идти пешком …»

«Чтобы ручки согревать будем ими мы махать…»

«И в ладошки будем бить, локтями шевелить…»

«Мы на месте не стоим, мы бежим, бежим…»

«Чтоб согреется поскорей надо нам бежать быстрей»

«Чтоб согреется побыстрей, побежим скорей.»

Будем руки согревать будем бить махать, махать

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Дети, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме. Дети стоят полукругом, лицом к преподавателю.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Когда наступает зима, становится очень холодно люди одевают теплую одежду : шубы, панамки, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта : хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма : «Зима – чудесное время года!» . Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму .

Ребята, посмотрите к нам в гости пришел снеговичок Морковкин, он приехал к нам из далека, из деревни «Дедморозовка»

Деревни этой сказочной

На картах мира нет.

Живёт в ней самый праздничный

И самый лучший дед

Снегирь зарёю розовой

Летает у окна…

Деревня Дедморозовка-

Родная сторона!

Ребята, я приехал к вам по поручению Деда Мороза, чтобы рассказать о правилах безопасности в зимнее время года. Дед мороз написал специально для детей правила поведения зимой, чтобы вы не замерзали и всегда были здоровы :

Надевать рукавички, шапку, застегивать все пуговицы нужно еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;

Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер;

Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нем могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться;

Нельзя прикладывать язычок к металлу;

Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;

Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;

Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место;

Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!

Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму »

Зима богата на праздники. Как вы понимаете это выражение? Какие бывают зимой праздники? Какие зимние виды спорта вы знаете?

Новый год

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов. Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья. Новый год - праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года :

Мы открываем календарь.

В нём первый, белый, лист- Январь.

Второй- Февраль. Бушует вьюга.

Ещё во всю метёт метель.

И вдруг, как будто птицы с юга,

Спешит к нам Март, за ним –Апрель.

Порхает бабочкою Май.

Весна прошла. Пойди –поймай!

Июнь. Июль и Август –это

Листы волшебной книги лета.

А следом –словно листопад –

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь летят.

Осыпалась с дождями осень.

И в тёмном небе Декабря

Снежинок лёгкий вальс уносит

Последний лист календаря.

Кружит весёлый хоровод.

Вот и ещё промчался год.

(А. Усачёв)

Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки. Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж» - счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Рисование «Забавные снеговики»

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика? Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму . Музыканты изображают зиму с помощью звуков . Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки» .

Молодцы! Давайте покажем снеговику Морковкину каких сказочных снеговиков вы нарисовали (просмотр рисунков) .

ТЕМА: «Зимушка-зима»

Подготовила: воспитатель Романова О.А.

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний детей об изменениях в природе зимой

Обучающие:

  • обобщить и активизировать словарный запас по теме;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • закрепить правильное произношение звуков «У», «С», «Ш»;
  • формировать умение различать на слух слова с определенным звуком;
  • закреплять умение воспринимать образ зимы в музыке, стихах, картинах.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать связную речь, образность речи, творческое воображение;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за изменениями в зимней природе, ее явлениями (гололед, иней, снег); загадывание и отгадывание загадок о зиме; рассматривание альбома «Зима», тематическая выставка книг.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Практические : физминутка «Я мороза не боюсь»; дидактические игры: «Доскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Составь пейзаж»; артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»; дыхательная гимнастика «Снежинка».

Наглядные : рассматривание картинок «Зимушка-зима», игрушка Заяц, музыка.

Словесные: беседа, логические вопросы, загадки.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Демонстрационный: иллюстрации зимних пейзажей; CD диск с музыкой зима, игрушка Заяц, картинки «Зимушка-зима», снежинка(муляж), конверт.
  2. Раздаточный: картинки элементов пейзажа для зимнего пейзажа.

Ход занятия:

1.Орг.момент. Проводит игру «Приветствие».

Дети становятся в круг

Давайте поприветствуем друг друга

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй друг

Здравствуй весь наш дружный круг

Хорошо, когда мы вместе

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись!

  1. Раскрытие темы занятия. Загадывает загадку :

Кто угадай - ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинками -

Над миром пушинками.(зима)

Показывает картины о зиме:

-Все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки.

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима.

Предлагает послушать песенку зимы. Вносит игрушку Заяца, говорит от его имени:

- Здравствуйте, ребята. Я, Заяц.

Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит.

Подарки я храню с Нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.

А вы, ребята, за что любите зиму?

3.Беседа «Зимой, что хорошо, а что плохо». Слушает рассказы детей, спрашивает:

- Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?(Обобщает ответы, подводит к выводу)

-Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться упасть и повредить себе что- нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.

4.Игра на произношение звуков .

Берет в руки снежинку, которая хочет спросить у ребят какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?

Как завывает вьюга?(-у-у-у)

Как дворник метет снег?(-ш-ш-ш)

Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?(-с-с-с) Упражняются в произношении звуков.

Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,

Я с ним крепко подружусь:

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать -

Прыгать, бегать, танцевать!

Включает веселую музыку. Под музыку изображаем ходьбу на лыжах, коньках…

5.Дидактическая игра с мячом: «Какой, какая, какое?»

Ловят мяч и согласовывают названное существительное с правильной формой прилагательного «зимний»:

Погода — зимняя погода, солнце — зимнее солнце, одежда — зимняя одежда, обувь - зимняя обувь.

6.Практическая деятельность

(2 команды собирают из разрезных картинок зимний пейзаж)

-Что такое пейзаж? Раздает из двух конвертов фрагменты картин двум подгруппам детей.

- Как у вас красиво получилось! Молодцы! Давайте составим рассказ.

-Какое время года изображено на картине? Где происходит действие картины? Какие краски использовал художник при написании этой картины? Что находится ближе к нам, на переднем плане? Что вдалеке? Какое название вы бы дали этой картине?

7.Дыхательная гимнастика . Предлагает представить себе, что на варежку упала снежинка…

… несколько снежинок. Пробуют ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох), (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы)

(вдох носом и медленный прерывистый выдох).

8.Предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима )

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые … (Снежинки)

Меня не растили -

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза — угольки.

Руки — сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)

Зимой на ветках яблоки?

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это … (снегири)

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, лохматый.

Уберем мы снег и лед

Во дворе... (лопатой).

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? … (лыжи)

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Кто несет меня? … (коньки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

А если солнце ее припечет -

Заплачет она и — потечет... (Сосулька).

9.Итог занятия. Рефлексия.(дети на коврик ложатся, закрывают глаза)

Цель: развитие всех компонентов устной речи, воспитание интереса и любви к стихотворным произведениям.

  • обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
  • воспитывать чуткость к художественному слову;
  • учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Оборудование: обезьянка, стихи о зиме (Сурикова И, Пушкина А.С, Садовского Н, Трутневой Е), картины о зиме: Чайковский П.И. «Времена года»,снежинки (для украшения группы).

Ход занятия.

1.Загадки: запорошила дорожки,

разукрасила окошки,

радость детям подарила

и на санках прокатила. (зима).

Обезьянка Чичи прислала письмо: Ждем в Африке. Не знаю, что такое зима.

  1. Какая бывает зима: белая, снежная, белоснежная, злая, тихая, ворчливая, метельная, холодная, морозная, вьюжная, шаловливая, изменчивая, капризная.
  2. Я буду зиму ругать, а вы хвалить, начинать надо со слова «зато».

— зимой идет снег, зато можно лепить снеговика;

— зимой холодно, зато можно кататься с горки;

— зимой дует холодный ветер, зато можно играть в снежки;

— зима заморозила речки, зато можно кататься на коньках;

— зима длинная и долгая, зато всегда за ней приходит весна;

— зима насыпала большие сугробы, зато можно в них кувыркаться.

  1. -А что есть у зимы, чего нет у другого времени года. (снег)

— А что такое снег? (замершие кристаллы воды).

— Что умеет делать снег? (падает, вьюжит, метет, сыплется, тает, кружится, танцует, хрустит, скрипит, идет).

— Какой бывает снег? (белый, пушистый, сверкающий, переливающийся, блестящий).

— Когда падает снег, как называется это явление? (снегопад).

— Большая гора снега, что это? (сугроб).

— Если дует ветер и летит снег? (метель).

— Если дует ветер и снег несется по воздуху и сильно-сильно кружится. (вьюга).

— Сильно ветер дует, идет частый снег, его несет ветер и ничего не видно. (пурга).

— Дует ветер и метет снег по земле (поземка).

  1. Послушайте стихотворение: Сурикова И. «Зима»

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно….

  • Какие картинки зимней природы вы мысленно себе нарисовали? (снег кружится, белое поле, лес в снегу).
  • Какие разные слова поэт подобрал, чтобы сказать о снеге. (белый, пушистый, падает, ложится, кружится).
  • С чем сравнивает поэт снег? (точно пеленою).
  • Для чего поэт использует разные слова. (чтобы описать красоту зимнего пейзажа, русской природы).
  • В стихотворение есть такие строчки (последнее стихотворение)

Как вы понимаете эти слова?

  • О какой шапке говорит поэт?
  • Как вы думаете, любит ли поэт русскую природу?
  • Как вы догадались, что любит? (у него в стихотворении такие красивые слова о природе).
  1. Повторное чтение с установкой на запоминание.
  2. Чтение детьми стихотворения «Зима» наизусть.
  3. Физкультминутка.

К нам пришла сейчас зима идут по кругу

Отдыхать теперь нельзя

В руки саночки возьмем приседание

И кататься мы пойдем

С горки вниз и далеко наклоны

Прокатились мы легко

Зима — зимушка пришла

Нам веселье принесла поворот вокруг себя.

9.Игра «Зимние слова». (если звук «с» — хлопнуть в ладоши перед собой, «з» — хлопнуть в ладоши над головой).

Санки, ледянка, лыжи, зимовать, снеговик, снежинка, поземка, снегопад, зима, зимовье, замерший, Дед Мороз, Снегурочка, Снежная баба, сугроб, метель, горка.

10.Пальчиковая гимнастика.

Художник – невидимка по городу идет круговые движения

Всем щеки нарумянит всех за нос ущипнет (взад – вперед катаем)

А ночью он, пока я спал сжимать поочередно каждым

Пришел с волшебной кистью пальчиком

Название:
Номинация:

Конспект занятия по развитию связной речи
Тема: «Зима»
(Составление творческого рассказа с использованием опорных картинок)
(средняя группа)

Цель: формирование представлений о зиме как о времени года.

Задачи:

Образовательные:

— расширять словарь синонимов, существительных, прилагательных, глаголов по теме;

— учить составлять рассказ, используя полученные раннее , зимующих птицах, диких животных.

Развивающие:

— развивать умение практически использовать в речи предложения разных типов;

— развивать связную речь;

— развивать память, мышление, речь и воображение.

Воспитательные

— продолжать формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;

— продолжать воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Предварительная работа: наблюдения в природе, закрепление зимних примет, рассматривание иллюстраций о зиме, заучивание закличек и загадок.

Словарная работа : пейзаж (рисунок, картина, изображающая виды природы), обогащение словаря (сущ., характеризующие состояния погоды: вьюги, метели, бураны и т.д.; глаголы: падает, сверкает, искрится и т.д.); подбор прилаг. (пушистый, сверкающий, искрящийся и т.д.); антонимы (твердый – мягкий, легкий – тяжелый и т.д.); наречия (тепло, холодно, морозно и т.д.); активизация словаря (полярная ночь, северное сияние). Грамматический строй речи: Сущ.; с уменьшительно – ласк. суф. (снежок, ветерок и т.д.); Падежные и предложные конструкции (без снега, снегом, о снеге); Образование однокоренных слов (снег – снежинка, снежок и т.д.); Образование сложных слов (снегокат, снегопад); Приставочные глаголы (замело, мело, смело); Согласование числит. И сущ. (один снежок – пять снежков).

Оборудование. разрезные картинки на каждого ребёнка «Зимний лес», предметные картинки: зимний лес, лыжи, велосипед, санки, самокат, коньки и др.; диск с записью звуков природы.

Ход занятия

Организационный момент .

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима )
Воспитатель.

— Ребята, как вы думаете про какое время года эта загадка? (Ответы детей )

— Вспомните, расскажите: Какая зима? А какой снег? Какие снежинки? Какой ветер зимой? Небо какое? (Дети отвечают на вопросы )

2.Введение в тему. (На столе у детей лежат разрезные картинки «Зимний лес».)

Воспитатель.

— Ребята, соберите разрезную картинку, и вы догадаетесь, куда мы сегодня отправимся. Что здесь нарисовано? (ответы детей)

3.Повторение пройденного.

Также интересное занятие по развитию связной речи:

Игра с мячом «Подбери действие к предмету»

Снег (что делает?) летит, опускается, падает, кружится, лежит, хрустит, сверкает и т.д.

Ветер (что делает?) воет, дует, кружит, крутит, свистит и т.д.

Воспитатель.

— А как вы думаете, что можно делать зимой на прогулке?

— Когда можно играть в снег?

— Где вы сейчас? Где вы можете кататься на лыжа, коньках, санках? (ответы детей)

— Молодцы!

(Воспитатель закрепляет картинку «Зимний лес» на мольберте)

Воспитатель. (Выставить картину с изображением зимнего леса )

— Какой бывает лес зимой? (Загадочный, заснеженный, сказочный, волшебный и т.д. Ответы детей.)

Какие дорожки в зимнем лесу? (Ответы детей. Заснеженные. )

— На чем удобнее отправляться на прогулку в зимний лес? Почему? (На столе выложены предметные картинки: лыжи, велосипед, санки, самокат, коньки. )

(Дети отвечают на вопросы и слева от центра закрепляют на доску картинку с изображением лыж .)

— Давайте представим, что мы пойдем на лыжах в зимний лес.

— Закройте глаза и представьте, что можно услышать в зимнем лесу.

(Звучат звуки зимних лесных шумов: скрип деревьев, стук веток, стук дятла голоса птиц, скрип снега и т.д.)

Что можно увидеть в зимнем лесу? Давайте посмотрим на картину? (Ответы детей. Заснеженные деревья, сугробы, следы людей, птиц и животных т.д. Дети выставляют на доску соответствующие картинки.)

— С кем можно встретиться на лесной поляне? (Ответы детей. С зайцем и т.д.)

Какой зайчик? Что он делает? (Беленький, пушистый, трусливый, маленький и т.д. Резвится, прыгает. Ответы детей. Дети выставляют на доску соответствующую картинку. )

— Кого на картине вы еще видите? (Ответы детей. Снегирей.) Давайте мы их рассмотрим, какие они? (Красногрудые ) Что они делают? С чем можно сравнить снегирей, на что они похожи? (как ягоды рябины ); (Дети выставляют на доску соответствующую картинку.)

— А как вы думаете кого из зверей не увидишь в зимнем лесу? Почему? (Ответы детей. Медведя и ежа )

— Какое настроение передал художник в этой картине? Почему? (Зайчик весело прыгает, снегири радостно свистят на ветках, светит ярко солнышко и т.д. Ответы детей. )

Физкультминутка

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Два березовых коня

По снегам везут меня. (Дети имитируют ходьбу на лыжах )

4.Изучение нового материала. (Обучение составлению рассказа с опорой на картинки.)

Воспитатель.

— Внимательно посмотрите на картину. Мы с вами составили план рассказа. Чтобы рассказ получился красивый, . Рассказ можно начать со слов: однажды зимой, в зимнее утро… Сначала послушайте мой рассказ, а затем я послушаю ваши рассказы.

Пример рассказа воспитателя:

Однажды зимним утром я с друзьями отправилась прогуляться в сказочный зимний лес на лыжах. Все лесные дорожки замело снегом. В лесу были слышны скрип деревьев, голоса птиц и стук дятла. Мы видели следы животных и птиц. На лесной полянке нам встретился маленький беленький зайка. Он весело резвился и прыгал по сугробам. Снегири, как ягоды рябины сидели на ветках. После прогулки по зимнему лесу у нас с друзьями осталось хорошее настроение.

(Составление рассказа. Воспитатель предлагает каждому подумать и составить свой рассказ, представив себя в зимнем лесу. Дети выходят по 2 человека к доске с картинками и выполняют задание. Остальные дети дополняют ответы и высказывания рассказчиков. )

5.Итог занятия.

— Где мы сегодня с вами были?

— Что было интересного в зимнем лесу?

— Что было сложно в играх?

Оценка работы детей.

Индивидуальная работа с детьми по пройденному материалу.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ №45 «Ручеёк»
Месторасположение: город Коломна, Московская область

Программное содержание:

  • закрепить представления об основных признаках зимы;
  • упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
  • формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
  • упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
  • закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать согласование координации движения с речью;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш;
  • развивать мышление, внимание и память.

Оборудование:опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, схема рассказа по теме “Зима”, картина на сравнение “Два снеговика”. ДВД диск “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, СД диск “Пальчиковая гимнастика”.

Речевой материал:

  • Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
  • Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
  • Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
  • Кого можно увидеть в зимнем лесу? - ... (зайца, волка, белку, снегиря и др.)

Снегопад, вьюга, сугроб.

Организационный момент.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.

Коммуникативная игра “3дравствуйте”.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

Здравствуйте!

Введение в тему:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,
Застеклялись за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам... (Зима)”

Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?

Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.

Но что зимой бывает, мне хочется узнать

Вы мне поможете?”

Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД “Уроки тётушки совы” Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре)

Какое время года на экране? (зима)

Как вы догадались? Дети называют, что увидели

Зима какая? Выставляем рисунок (морозная (рис1), холодная (рис2), вьюжная (рис3), метельная (рис4))

4. Пальчиковая гимнастика:

Медвежонок спрашивает: А что такое снег?

Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.

Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём

(чередуем шишки и пёрышки).

Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)

Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый).

5. Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.

Падают бумажные снежинки на разнос

Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад ) Вот какой сугроб получился.

Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.

Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга ) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.

Проговариваем вместе с детьми:

Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: “3-з-з-з-э-з”.

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Застонал лес от вьюги: “Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М-мм-мм-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут березы Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.
Стихает вьюги: “С-с-с-с-с-с.

(руки плавно опускать вниз)

6. Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.

Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.

Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий (дети находят отличие, называют его). - У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна и т. д. В конце считают количество снежинок.

Физкультминутка “Поиграем в снежки”

Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков

Давайте и мы поиграем в снежки.

Диск с пальчиковой гимнастикой “Поиграем в снежки”

7 . Давайте поиграем в игру “Скажи какой ”:

Цель : упражнение в согласовании имён существительных и имён прилагательных, развитие крупной моторики.

Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч (снежок) ребёнку:

- (Саша), снег какой? (белый, холодный, рыхлый)

- (Настя), мороз какой? (сильный, трескучий, злой)

- (Марина), снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)

- (Вика), снеговик какой? (большой, белый, холодный)

- (Никита), рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)

- (Вика), лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)

8. Рассказ о зиме

Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

9. Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.

Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть )

Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.

Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!

(снежные комочки превращаются в сладкие)

Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т.д.

И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Использованные материалы

  1. Мультипликационные ВРЕМЕНА ГОДА с тётушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до7-ми лет. DVD, Творческое объединение “МАСКИ”
  2. Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы, животные, деревня. Audio CD.
  3. Пальчиковая гимнастика. Audio CD.