Домой / Для серых глаз / Игровые дидактические пособия для развития ручной моторики дошкольников. Картотека игр по развитию мелкой моторики

Игровые дидактические пособия для развития ручной моторики дошкольников. Картотека игр по развитию мелкой моторики

Тематическая

Картотека

Дидактических игр для

Развития мелкой моторики.

Составитель:

Воспитатель: Кишиева З.С.


Карточка №1

«Переложи игрушки» Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача : заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой Дидактический материал : прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) Содержание : Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки) . Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. Методы, приемы : объяснение, показ Варианты использования : Может проводиться коллективно.


Карточка №2

«Выгладим платочки для мамы»

Цель

Задача : разгладить лист бумаги

Дидактический материал : листок бумаги

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.


Карточка №3

«Пальчики»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом

Дидактический материал :

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несёт,

Четвёртый высыпает,

Самый маленький- шалун

Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца.


Карточка №4

Пальчиковая игра «Дом и ворота»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом

Дидактический материал :

На поляне дом стоит. Фигура «Дом»

Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота»

Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются

В этот домик приглашаем Фигура «Дом»

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №5

Пальчиковая игра «Дождик»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом

Дидактический материал:

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Методы, приемы: объяснение, показ


Карточка №6

«Погремушка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.

Дидактический материал : пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.


Карточка №7

«Волшебная бумага»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : развитие силы рук

Дидактический материал : лист бумаги или салфетка

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик» , высыпая наши полоски из коробки .


Карточка №8

Маты для выкладывания

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : выложить мелкие предметы на нарисованный узор

Дидактический материал : картинка - мат, мелкие предметы для выкладывания в тарелочке (камушки, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.)

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №9

«Дорожка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : посыпать «дорожку» манкой или пшеном

Дидактический материал : листы бумаги, крупа (манка или пшено)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны)


Карточка №10

«Волшебная ложечка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : переложить всю крупу в пустую чашку

Дидактический материал : ложка, поднос, 2 чашки, крупа

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную.


Карточка №11

«Разноцветные прищепки»

Цель

Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.


Карточка №12

«Найди сюрприз»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.


Карточка №13

«Собери все камешки»

Цель игры

развитие внимания.

Оборудование : Камешки,песок, таз.

Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .


Карточка №14

« Путешествие пальцев»

Цель : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,

развитие внимания.

Оборудование : «сухой бассейн», игрушки.

Ход игры : ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки.


Карточка №15

Дидактическая игра "Спаси мышку".

Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.

Оборудование : домики вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки.

Ход игры : ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом.


"Найди цветок для бабочки".

Цель

Оборудование : цветочки и бабочки вырезанные в паре из одной бумаги.

Ход игры : ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она.


Карточка №17

Игра с цветными шариками.

Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".

Оборудование :

1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;

2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.

Ход игры : ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.


"Весёлые шарики".

Цель : научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.

Оборудование : обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью "экстра", пшеном.

Ход игры : ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно- кинестетическое ощущение.


Карточка №19

«Сухой аквариум.»

Цель : сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование : набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры : дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.


Карточка №20

«Фруктовые бусы»

Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование : фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.

Ход игры : дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.

Зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией?

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство - в двигательном поведении.

Таким образом, осязание и мелкая моторика:

Помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

Навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

Позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

Способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе

Основной формой взаимодействия на ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.

Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой. Каждый педагог помнит о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, эти дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

Оригинальность данных пособий заключается в следующем:

предназначены для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;

сделаны из простого подручного материала;

просты и удобны в обращении;

доступны, яркие, многофункциональны;

имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Многофункциональность пособий заключается в том, что их используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

Вот некоторые из них: «Тактильное лото», «Бусы», «Кто где живет», «Волшебные резиночки», «Посадил дед репку», «Кто что ест», «Геометрическое тактильное лото», «Теремок», «Выложи из палочек».

Тактильные ощущения

«Змейки», «Найди гараж», «Аквариум», «Мишки».

Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.

Массаж рук

Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движения пальцев рук.

Оборудование: Массажные резиновые мячики с шипами.

Ход работы: Педагог предлагает ребенку покатать мячик между ладонями.

Покатать мячик по столу (правой потом левой рукой).

Ритмичные сжимания и разжимания пальцами рук.

Ритмичное поглаживание каждого пальчика, сжимание и разжимание кулачков.

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.

Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек.

Курочка моя, Умница моя,

Вот пшено, водичка!

Дай ты мне яичко, Умница моя!

Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри.

«Волшебная коробочка»

Цель: учить различать структуру поверхности предметов, с помощью осязания различать геометрические тела (круг-шар, квадрат-куб и т.д.)

Ход игры: Воспитатель помещает в коробочку предметы разной структуры, предлагает ребенку найти тот или иной предмет.

Мелкая моторика

«Волшебные резиночки»,

Цель: Развитие мелкой моторики, учить поочередно, действовать правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев.

Контейнеры с широким дном 2-4 шт, крупа (манка, гречка, фасоль, ракушка, горох), бусинки.

Ход работы:

Педагог предлагает вспомнить сказку Ш. Перро «Золушка»

Ты, помнишь, как злая мачеха заставляла Золушку перебирать крупу, которую она смешала? Золушка очень устала, давай ей поможем? Нужно смешанную крупу разобрать по «тарелочкам» … И тогда она точно успеет на бал!

Игру можно усложнить, предложив сортировать крупу по схеме.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.).

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

«Выложи из палочек»,

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире. Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, зайчик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. При этом можно использовать художественное слово.

«Кто что ест»

Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. При этом воспитатель интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.

«Игры с крышками», «Кто где живет?»

«Посадил дед репку»

Цель: закреплять знание содержания сказки «Репка», умение воспроизводить последовательность действий героев; развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить содержание сказки, воспроизвести последовательность действий героев, закрутить крышки в правильной последовательности.

Игры с мозаикой

Игры - шнуровки

«Одень девочку (мальчика)

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр-шнуровок, в которые детки с удовольствием играют. Так же я предлагаю ребятам выложить по контуру рисунка шнурок, повторить узор на ковролине. Ребятам очень нравится игра с катушками (наматывать шнурок на деревянную катушку). В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, развивается усидчивость.

Игры с песком

Важными для ребенка оказываются даже простые манипуляции с песком: как с сухим, так и с мокрым. Сначала я знакомлю ребят со свойствами песка (прикасаемся к песку ладошками и тыльной стороной руки, набираем его в руки, пропускаем сквозь пальцы, ощущая его тепло или прохладу, сухость или влажность).

Рисовать на песке пальчиками, палочками.

Закапывать и игрушки, камешки, потом их находить

Находить на ощупь в песке различные предметы (по типу чудесного мешочка).

Так же как крупу просеивать через сито.

И конечно, из песка можно моделировать (дороги, дома, различные ландшафты и населять их игрушками).

Игры с песком эффективно влияют на развитие мелкой моторики (пальчиковой манипуляции), тренируют координацию движений, их точность и аккуратность (при построении песочных замков, пирамидок); развивают осязание через обогащение тактильного опыта.

Игры с водой

Всем детям нравится плескаться в воде! Для развития осязания очень хорошо упражнение «найди стаканчик с такой же водой» (вода различной температуры). Ребята с огромным удовольствием играют в такие игры как:

«Выловим из воды»;

«Выжимание губки»;

«Капельки» (пипеткой накапать в ячейки воду (её можно подкрасить).

Пальчиковые игры

Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры я организую во вводной части образовательной деятельности или после напряжённой зрительной работы в качестве активного отдыха.

Так же провожу массаж и гимнастику с использованием массажных шариков различных диаметров и массажных колец. Мы перекатываем между двух ладоней шестигранный карандаш, шишки, грецкие орехи.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

ТЕМА: «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский.

Цель развитие координации движений, мелкой моторики рук посредством нетрадиционного оборудования.

    Развитие зрительного, слухового восприятия,

    Развитие тактильной чувствительности рук детей.

    Формирование познавательной активности и коммуникативных качеств.

    Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения во время игры.

    Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Почти все игры с использованием нестандартного оборудования , сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ : речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Использование стихов в играх нестандартного оборудования позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта : стихи сказки, загадки привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Игры с нестандартным оборудованием , требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание , память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает развивать мелкую моторику малышей.

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук , среди которых ведущее место занимают дидактические упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов :

Упражнения с цветными камешками:

Дети раскладывают цветные камешки а я рассказываю им стихотворение:

Огород

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох ?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год

Развивающий дидактический коврик

Развивающий коврик - яркое, красочное панно, которое включает в себя элементы различные по текстуре, размеру, наполнению, Мои малыши трогают, перемещают, прикрепляют, отстёгивают, цепляют, вкладывать.

Цветной куб

Это многофункциональный дидактический куб из решёток для раковин, включает в себя различные вариации игр Детям нравится шнуровать, играть с прищепками, с верёвками (Они пытаются плети, делать узелочки. Очень любят играть с ленточками (Они разной длины и цвета).

Ворсистый коврик

Ребята поглаживают ворсистый коврик, делая пальчиками определённые шаги.

Игра с платочками

Прятки

Дети любят играть с платочками. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Упражнение можно проводить как одной так и двумя руками.

Мама и дочка стирают платочки

Вот так, вот так,

Постирали и отжали

Ох, немножечко устали!

Мама и дочка стирают платочки

Вот так, вот так,

Постирали и отжали

Ох, немножечко устали!

Упражнение с решеткой для раковины.

Решетка состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:

1.В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

И ещё одно упражнение Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

2. Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"

11. Игра с бусами

Использую различные бусы, которые дети навевают на шнурочки как в деревянном исполнении так и из окрашенных макаронных изделий

Бусы

12 Упражнение с цветными пробками.

Родители принесли много разноцветных крышечек и пробочек из под майнеза, кетчупа, которые мы используем как сухой бассейн, учимся расскладывать по цветам.

А ещё Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

13 . Игра с бельевыми прищепками

Во время игры с бельевыми прищепками, я загадываю детям загадки. Отгадайте

1.На спинке иголки, длинные, колкие,

А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

2. Колкую, зелёную срубили топором,

Красивую, зелёную принесли к нам в дом

Это елочка, но она плачет. Она потеряла свои колкие иголочки. Не плачь, не плачь, елочка, мы тебе поможем.

(На зеленые картонные треугольники и на ёжики дети выбирают прищепки и возвращают елке и ежику иголки)

Ой, у елки иголки колки!

Ой, у ёжика тоже колки иголки!

14. Игра со счётными палочками

Для малышей предлагаю разноцветные палочки и баночку с прорезями,

Цапля ходит по болоту

Будто ищет там кого-то.

Ой, боюсь, что эта цапля

Лягушонка хочет

Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.

15. Игра с резиночками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

16 Игра с массажными мячиками

Ёжик (Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно приговаривая стихотворение)

    Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

(потом ребёнок гладит их ладошками со словами):

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

    Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Разноцветная фасоль

Также в своей работе использую красную и белую фасоль

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей

Игра с бигуди

И обыкновенные бигуди и шишки, грецкие орехи, даже зубные щётки

Самокат, самокат, Дети катают бигуди между

Самокату очень рад! ладонями вперёд-назад, руки

Сам качу, сам качу держать перед собой.

Самокат куда хочу!

Упражнения с шишками

Мишка с шишкою играет,

между лап ее катает,

медвежата все хохочут,

шишки лапы им щекочут,

колются не больно,

малыши довольны.

Игра с зубными щётками

Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки

Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой

Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца

По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.

Алла Кульчий

Уважаемые коллеги! Хочу Вам предоставить дидактические игры для развития мелкой моторики руки дошкольников.

«Веселые скрепки»

Цель: содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета, развивать координацию движений рук у ребенка, развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память; стимулировать речевое развитие ребенка, развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца, учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы, контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).

Материал: цветные скрепки, карточки, силуэты игрушек из картона.

Варианты игры:

1. Соединение скрепок одна за другую по своему желанию.

2. Рассоединение скрепок по желанию.

3. Предложить детям внимательно посмотреть на плоскостную игрушку. Затем дети должны рассказать, что забыл нарисовать художник. Предложить детям исправить ошибки, воспользовавшись скрепками, подходящими по цвету.

4. Взрослый предлагает посмотреть какая цифра на карточке, соотнести количество с цифрой и отобрать нужное количество скрепок, соответствующего цвета.


5. Ребенок должен повторить чередование цветов, как на карточке. Когда ребенок освоит этот вариант игры, предложите ему запомнить порядок цветов на карточке и сделать цепочки из скрепок по памяти.


6. Выложить узор по образцу.


7. Выложить цифры.



«Умные прищепки»

Цель: учить цвет, форму, совершенствовать навыки счета до 10, ориентацию в пространстве, развивать коммуникацию, речь, внимание, мышление.

Материал : бельевые прищепки, карточки.

Варианты игры:


Предложить детям составить изображенное на карточке число с помощью прищепок двух цветов;


По краю кашпо прицепить прищепки по цвету, указанному на карточке;


Цепляя прищепки друг за друга, создать простую геометрическую форму: круг, квадрат и т. д.


Предложить детям доделать недостающие детали силуэтам, (например: солнцу-лучики, морковке-листики, птичке-хвост, рыбке-хвост, репке-листики и т. д.);


"Колечки"

Цель: игра развивает скорость реакции, мелкую моторику, внимание, помогает закрепить знание цветов и навыки счета.

Материал: карточки, цветные резинки.

Ход игры:

Игроки должны надеть резинки на руку по схеме, изображенной на карте, соблюдая расположение и цвет резинок.

«Геометрическая мозаика»

Цель:

Развивать наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание, воображение;

Формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы;

Развивать мелкую моторику руки;

Материал:

Разноцветные геометрические фигуры разных размеров и цветов;

Карточки с рисунками из геометрических фигур.

Ход игры:

Предложить ребенку внимательно рассмотреть карточку с рисунком из геометрических фигур и повторить точно такой же узор;

Можно предложить ребенку попробовать самому придумать и сложить фигуру;


"Палочки-конструктор"

Цель: совершенствовать навыки счета, формировать пространственные представления у детей, развивать коммуникацию, речь, внимание, воображение, мелкую моторику рук, способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления, учить цвет, форму.

Материал: цветные палочки, схемы.

Варианты игры:

Детям предложить составить разные фигуры, используя для одной фигуры одинаковые палочки или конструирование трапеций, многоугольников. Можно выкладывать цифры, рисунки по образцу. Из предложенных силуэтов можно составить целые композиции, добавляя к ним какие-то свои элементы: елочки, цветы, грибы и т. д. Можно предложить ребенку попробовать самому придумать и сложить фигуру.

Публикации по теме:

В младшем дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные.

Истоки способностей и дарований детей Находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. Основной целью представленных игр является развитие.

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать.

Я работаю в младшей группе,детей в моей группе много, одни и те же игрушки надоедают, поэтому я стараюсь сделать игрушки своими руками из.

В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.

Со 25 января по 19 февраля 2016 года в нашей младшей группе «Медвежата» для родителей и дошкольников был организован групповой конкурс «Игры.