Домой / Для серых глаз / Игры развивающие. Младший школьный возраст

Игры развивающие. Младший школьный возраст

Ключ возраста . Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребёнка подчинять свои действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребёнок занимается не тем, чем хочется, а прилагает все усилия для достижения целей, постав-ленных учителем. Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том, что не всё учебное содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе интересно для всех детей. Поэтому ребёнок должен не только решать поставленную задачу по содержанию, например аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя заниматься написанием палочек, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например самолёт.

Эмоции . Совершенствуется способность контролировать проявления непосредственных эмоциональных акций.

Развивается система устойчивых чувств и отношений - глубокая и осознанная любовь к близким, включая иногда домашних питомцев; устойчивые отношения дружбы, включающие эмпатию.

Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы.

Память и внимание . Формируется произвольность памяти и внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе. Произвольность этих процессов выражается в том, что ребёнок может запоминать то содержание, которое ему

данный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным.

Психологическое отличие произвольных памяти и внимания от более ранних форм этих процессов в том, что раньше дети запоминали то, что «само запомнилось», и были внимательны, когда что-то приковывало их внимание. Теперь же ребёнок ставит перед собой особые цели - запомнить или быть внимательным - и стремится к их выполнению. Дети также овладевают особыми приёмами управления своей памятью и вниманием.

Речь . На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребёнка седьмого года насчитывается почти 3000-3500 слов. Достаточно развитой является грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, способы словоизменения; увеличивается объём сложных предложений.

Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям; например, она проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогам в работе с детьми седьмого года жизни важно использовать это языковое чутьё, а при решении некоторых задач делать на него ставку (например, упражняя детей в словообразовании, в употреблении имён существительных в родительном падеже и пр.).



Таким образом, в речевом развитии ребёнка 6-8 лет акцент перемещается на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшее развитие связной речи ребёнка, как диалогической, так и монологической. Овладение ребёнком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его информацию. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звукового и словарного состава, грамматического строя.

Мышление ребёнка после 5 лет, как уже отмечалось, отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества. Дети 6-8 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания.

Ребёнок обретает способность оценивать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании - уменьшается или увеличивается.



Большинство детей этого возраста обладают сильно развитым пространственным воображением по сравнению с более старшими детьми.

Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами. При этом, если речь идёт о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печёные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребёнок представляет себе свои пирожки - примечателен сам факт детализации подробностей, возникаю-щих в представлении детей образов.

К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.

Деятельность. Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапах осуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или иным

образцом - наглядным или же заданным в форме словесной инструкции. Творческая работа без образца выполняется при желании и по желанию и потому не требует от ребёнка дополнительных усилий по организации собственного внимания.

Ребёнок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования - важный этап становления деятельности и общей социализации.

Продолжает развиваться индивидуальная сюжетная и режиссёрская игра, которая также способствует психическому развитию ребёнка, развивая его познавательную сферу, символическое и наглядно-образное мышление.

Вместе с тем ведущую роль в развитии детей по-прежнему принадлежит совместной сюжетной игре. Реальные отношения, которые возникают у детей в игре, выполняют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребёнка. Игра основывается на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей ориентации ребёнка на сверстника.

Реализуемые в игре партнёрство и взаимодействие стимулируют развёртывание планирования, регуляции и контроля совместной деятельности и тем самым обеспечивают увеличение времени, приходящегося на совместную игру по сравнению с ин-дивидуальной.

Игровые замыслы детей 6-8 лет заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста своей новизной, богатством и оригинальностью. Не-смотря на то что бытовые сюжеты остаются, они приобретают несколько другой характер. Помимо этого, появляются романтические, героические, фантастические сюжеты. Появление таких сюжетов связано с тем, что, во-первых, реально накопившийся у детей игровой опыт значительно обогатился; во-вторых, дети приобрели многие знания и представления об окружающем их мире и о том, что находится за его пределами; в-третьих, после 6 лет жизни дети способны оперировать имеющимися у них представлениями, образами, реализуя их в разных взаимосвязанных событиях. Именно поэтому в играх детей этого возраста начинает ярко проявляться событийная сторона сюжета.

Следующая особенность заключается в том, что заметное расширение знаний об окружающем, особенно о человеческих действиях и взаимоотношениях, приводит к увеличению в игре числа ролей, необходимых, с точки зрения детей, для полноценной игры. Поэтому игровые группировки детей расширяются от двух-трёх до пяти-семи участников. Увеличение числа ролей усложняет ролевые отношения, усиливает необходимость чёткой координации действий всех участников игры.

Самостоятельно, без участия взрослых, дети в общих чертах могут обговаривать замысел игры, распределять роли и разыгрывать их. В играх старших дошкольников всегда есть лидер, который «двигает» сюжет. Остальные участники игры обычно «подстраиваются». Разногласия по поводу дальнейшего развёртывания сюжета дети этого возраста (в отличие от маленьких детей) улаживают без помощи взрослых. Дети, не разделяющие точку зрения лидера, пытаются найти аргументированные доказательства своего, на их взгляд более правильного, предложения по дальнейшему развитию сюжета, делают попытки отстоять свою точку зрения, скоординировать её с точкой зрения других партнёров по игре.

Поскольку старшие дошкольники уверенны и самостоятельны в игре, то они совершенно по-иному относятся к участию в игре взрослого. Если у младших дошкольников игровой опыт был ещё несовершенен и они почти всегда с большим удовольствием принимали в игру взрослого с его идеями, уступали ему даже главные роли, то шести-летние дети сами охотно занимают главные роли. Взрослый их устраивает в качестве советчика, не принимающего непосредственного участия в игре, но вовремя помогающего преодолевать сюжетные или организационные трудности.

У детей формируются предпосылки учебной деятельности.

Сознание. Изменения характеризуются развитием так называемого внутреннего плана действий - способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.

Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создаёт к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии - способности осознавать и отдавать себе от-чёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

По данным многих авторов, детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушать норму и свободно делать правильный моральный выбор.

Первое условие соблюдения норм - это знание и понимание детьми моральных предписаний и требований, т. е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали - поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, что

оценивается, испытывает ли человек отвращение к нарушению нормы или, наоборот, смотрит на это снисходительно.

Первая особенность морального сознания детей седьмого года жизни - это расхождение между знанием норм и личным отношением к их соблюдению и нарушению. Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у ребёнка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм.

Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнок безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У ребёнка формируется отношение к литературным героям и некоторым произведениям искусства, к природным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самому и ко многому другому. Это отношение может быть чётко выраженным и осознанным или почти не проявляться; может быть эмоционально окрашенным или, скорее, рациональным; положительным или отрицательным и т. д.

Отношение к себе . У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я-потенциального, т. е. того, каким ребёнок хочет себя видеть. Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребёнок нуждается в поддержке взрослыми убеждения в том, что в нём много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям. Важной педагогической задачей становится воспитание у каждого ребёнка чувства уверенности в том, что взрослые (воспитатели, родители) его уважают.

Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Побуждением к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Вы, возможно, обращали внимание на то, что некоторые дети хвастаются, до скольких они умеют считать, сколько букв знают и как охотно они готовы научиться ещё чему-нибудь. Причина такого отношения ребёнка к собственным возможностям лежит в том, что он как бы видит себя в ближайшем будущем более умным, знающим и компетентным, чем в данный момент. Иными словами, в его образ «себя», каким он хотел бы стать, входит владение новыми знаниями и умениями. И это стремление видеть себя более продвинутым и совершенным и тем самым соответствовать своему представлению о том, каким он может и хочет стать, является мощным побуждением учебной деятельности.

Отношение к сверстникам . Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества.

Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

1.2.1 Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО глава IV «Требования к результатам освоения ООП ДО», ПООП ДО п.1.2.)

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

1.2.2 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

1.2.3 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО ДОУ самостоятельно выбирает инструменты педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе ее динамики.

Физическое развитие. Вашему ребенку уже 6 лет. Как же он быстро вырос! Согласно данным ВОЗ, рост шестилеток в среднем увеличивается до 116 см, при этом допустимый диапазон - от 110,1 см до 120,8 см. Как и прочие показатели, рост девочек несколько меньше, чем у мальчиков, и к 6 годам в среднем должен составить 115,1 см (приемлемый разброс значений - от 110,1 см до 120,1 см). Мальчики вырастают до 116 см при границах нормы от 111,1 см до 120,8 см.

Назовём основные моменты, характеризующие нормальное физическое взросление детей шести лет:

  • начинается смена молочных зубов на постоянные;
  • брюшное дыхание сменяется на грудное, укрепляется диафрагма;
  • происходит активное развитие опорно-двигательной системы, в том числе, позвоночника;
  • количество дыхательных движений в минуту (около 20-25) приближается к взрослой норме;
  • дозревают лёгкие;
  • размеры сердца увеличиваются, поскольку этого требует быстро растущий организм;
  • меняется частота сердечных сокращений (до 85-100 ударов в минуту) и артериальное давление;
  • активно функционирует иммунная система;
  • укрепляется нервная система, малыш лучше переносит увеличившиеся эмоциональные, физические, психологические и интеллектуальные нагрузки;
  • совершенствуется речь, расширяется словарный запас, исчезают дефекты произношения.

Возрастные особенности . Ребенок растёт не только внешне, но и внутренне - становится более осознанным, организованным, задаёт много вопросов, в том числе о половых различиях людей. Возрастные особенности детей в 6 лет таковы, что они часто стремятся привлечь к себе внимание, особенно, если в семье есть младшие дети. Это говорит об их потребности в любви, принятии и самовыражении. ярко выражено, но собственные «хочу» нередко берут верх, и ребёнок постоянно проверяет прочность выставленных в социуме и семье границ дозволенного. Так дети учатся понимать, что безусловно можно, а что под запретом, а также усваивают нормы поведения в обществе.

К шести годам ребята уже хорошо справляются со своим настроением и эмоциями, стремятся к самостоятельности, но, в то же время, очень внимательны к поведению других и склонны к подражанию. Им всё еще бывает трудно долго удерживать внимание на одной теме, в особенности, если она им не интересна. Поэтому очень важно не забывать проводить обучение в форме игры и предварительно интриговать кроху.

Психология ребёнка шести лет . Психологические особенности детей в этом возрасте связаны с разными сферами их развития:


Нередко родители ловят шестилеток на вранье. Скорее всего, это происходит из-за боязни наказания за определённые поступки. В таком случае, поговорите с малышом, объясните, что всегда надо говорить правду. И если он сделал что-то плохое, то надо честно сказать. Никогда не переходите на личность ребёнка, выражая своё недовольство его поступком.
Если ложь стала систематической, стоит поговорить с крохой по душам. Договоритесь, что если он будет говорить правду - вы постараетесь не сердиться и оцените то, что он не обманул. Конечно вы не будете прыгать от радости из-за плохих поступков, но если он вам честно всё расскажет - вы постараетесь спокойно разобраться в ситуации.

Всегда помните, что являетесь примером для своих детей, и они по большей части копируют ваше поведение. Говорить правду самим - это самый верный способ научить ребёнка быть честным.

Разбираясь в причинах детского вранья, стоит учесть несколько факторов: отношения в семье и комфортная эмоциональная обстановка дома, а также наличие стрессов, которые могут подтолкнуть малыша к чрезмерному фантазированию.

Интеллектуальное развитие . Что должен знать ребенок шести лет:

  • свои имя, фамилию и отчество, возраст, день рождения, адрес, город проживания, а также имена родителей, друзей, членов семьи, питомцев;
  • профессии родителей;
  • дни недели, месяцы, времена года, время суток, их названия и последовательности;части тела;домашних и диких животных, водных обитателей и насекомых;
  • наиболее распространённые растения, деревья, ягоды, фрукты и овощи;
  • цвета и некоторые популярные оттенки;
  • где право и лево;
  • как правильно переходить дорогу, знаки и правила дорожного движения;
  • как вести себя с посторонними взрослыми;
  • общепринятые праздники и их значение;
  • цифры до 10, считать, различать знаки плюс и минус;
  • формы и состояния предметов;
  • стихи, сказки, песни наизусть;
  • явления природы;
  • концентрировать внимание минимум на 15-20 минут;
  • показывать отличия двух предметов;
  • копировать рисунки, движения, выражение лица;
  • удерживать в памяти до 10 предметов;
  • запоминать текст длиной в 3-4 предложения;
  • узнавать прочитанную книгу по отрывку;
  • определять лишний предмет из предложенных и обосновывать свой выбор;
  • складывать пазлы, фигуры из конструктора, в т.ч. с образца;
  • рисовать людей и животных, растения и другие объекты;
  • аккуратно раскрашивать, штриховать, регулировать силу нажима на карандаш;
  • создавать аппликации, лепить из пластилина узнаваемые предметы;
  • писать некоторые буквы и цифры;
  • кататься на велосипеде, самокате;
  • совершать ежедневные ритуалы самостоятельно;
  • владеть ножницами;
  • ориентироваться в пространстве (вперёд-назад, ближе-дальше, вверх-вниз, вправо-влево, над-под);
  • вести разностороннюю беседу, отвечать на вопросы.

Кризис 6 лет . Вас ждет очередной возрастной кризис - ? Прежде, чем начинать бороться с проблемой, всегда следует разобраться в её причинах. И уже, исходя из этого, принимать меры. Возможно, малыш копирует поведение кого-нибудь в семье. Ведь дети часто подражают взрослым. Вот основные причины непослушания детей:

  • осложнения во время беременности и родовые травмы;
  • различные заболевания нервной системы;
  • психологические расстройства;
  • ссоры и конфликты в семейных отношениях, стрессовые ситуации дома.

Терроризирует сверстников, дерётся, врёт, примите к сведению следующие советы:

  • не торопитесь наказывать. Объясните своему чаду элементарные правила поведения. Малыш должен понять, что их выполнение - это не ваша прихоть, что на то есть причины и их обязаны выполнять все. Скажите, что за нарушение правил будет наказание. Пусть он сам выберет, соблюдать их или нет. Так вы воспитаете в крохе ответственность за своё поведение. Например, сегодня на площадке ударил сверстника - идёшь домой и больше не гуляешь, а завтра будет новый шанс вести себя хорошо;
  • не поддавайтесь на плач и фразу: «Я так больше не буду». Стойте твёрдо на своём. Провинился - отвечай за свои поступки. Иначе ребёнок усвоит, что если попросит прощение, то можно будет снова баловаться и ничего за это не будет;
  • проводите вместе больше свободного времени. Так между вами установится взаимопонимание и доверительные отношения;
  • чаще хвалите малыша, а в случаях неудач подбадривайте. Он всегда должен чувствовать вашу поддержку;
  • фильтруйте получаемую им информацию. Следите за тем, что смотрит ребёнок по телевизору. Не забывайте об ограничении времени провождения за компьютером;
  • не покупайте много ненужных игрушек. Часто таким образом родители пытаются компенсировать недостаток внимания. Однако ничего не заменит заботу и тепло мамы и папы. Отдайте предпочтение развивающим игрушкам, настольным играм, в которые вы сможете поиграть всей семьёй. И вам и вашему чаду это принесёт массу приятных эмоций и пойдёт только на пользу.

Мама

Мамы шестилетних детей уже озадачены . Надо и детские знания подтянуть, и школу выбрать отличную, и про педагогов узнать, и школьные принадлежности промониторить. Но не забывайте о себе! Мы вновь о профилактических приемах у врачей - здоровье надо беречь!

Иногда мамы шестилетних детей задумываются о рождении малыша. Чтобы и старшего ребенка в школу водить, и с новорожденным потом гулять. Надеемся, что у вас есть помощник, которые разделит эти заботы - ведь нагрузка предстоит довольно серьезная.

Совместные будни

Разнообразие занятий для малышей от 6 лет так велико, что вряд ли удастся перечислить их все. Если придерживаться укрупнённой классификации, то детский досуг можно поделить на домашний и уличный, подвижный и спокойный. При планировании занятий на свежем воздухе учитывайте погоду - зимой это могут быть лыжные прогулки, катание на ватрушках и санках, а также первые пробы встать на коньки. Летние денёчки лучше всего проводить на озере и за весёлыми активными играми: прятки, догонялки, прыжки на скакалке, гонки на велосипедах и роликах. Даже самую обычную прогулку можно превратить в сказочное путешествие, добавив немного интриги и фантазии.
Подвижный досуг чаще всего предполагает приобщение к каким-либо спортивным занятиям, которые можно практиковать и дома. Например, можно повесить турник в дверном проёме, позволить детям играть в мяч или прятки.
К спокойному времяпрепровождению относятся ролевые игры, чтение книг, творческие занятия, театральные постановки, просмотр сказок и мультфильмов. К последнему способу скоротать время стоит прибегать ограниченно и нечасто - дети быстро привыкают к говорящему экрану, и отучить их бывает довольно проблематично.

Папы, обратите внимание! В шестилетнем возрасте для мальчиков на первый план выходит фигура отца, который даёт правильные социальные ориентиры и учит сына мужским занятиям. Дочери, наоборот, тяготеют к матери, проявляют женственность и с интересом выполняют женские дела, помогают маме по дому. Поэтому крайне важно в этот переходный период дать вашим подросшим малышам правильные ценности и установки, которые они пронесут через всю свою жизнь.

Уважаемые родители! Вспомнив свои увлечения в этом возрасте, вам будет легче понять, чем заняться с вашим ребёнком 6-ти лет дома.
Прекрасным решением, как развлечь ребёнка шести лет дома, могут стать:


Ваш малыш уже достиг шестилетнего возраста и скоро отправится в школу. На этом этапе родителям очень важно понимать, насколько их чадо готово к такой нагрузке - физически, эмоционально и психологически. особенно важно оценить знания и умения своего ребёнка.

Вспомните себя, когда вам было 6 лет. Чем вы увлекались, что чувствовали, как реагировали на критику, наказания и поручения взрослых? Мы не зря начали с этого вопроса - зачастую родители шестилетних малышей совершенно позабыли, как себя воспринимает и чувствует ребёнок в этом возрасте. Ведь это замечательная, беззаботная пора, полная неизвестности и любопытных открытий! Не превращайте этот светлый и радужный период вашего чада в бесконечный поток «ты должен», «что ты как маленький», «ведь ты уже большой» и т.д. Конечно, это уже не годовалый малыш, но и не маленькая копия взрослого. И потому он имеет полное право на своё собственное мнение и личные ошибки.

Ведите себя с ребёнком в 6 лет уважительно, на равных, доверительно, по-дружески, уверенно, авторитетно, понимающе, по-доброму, терпеливо, внимательно, искренне.

Чтобы воспитать гармоничного и счастливого ребёнка, надо, в первую очередь, воспитать себя.

При выборе занятий для вашего чада опирайтесь на его темперамент и склад характера. Эта информация поможет вам понять, какие природные данные необходимо развивать, а какие аккуратно корректировать. Спросите самого малыша, что ему по вкусу. Иначе есть риск вскоре услышать, что он не желает посещать уроки, ведь они ему не нравятся.

Не преследуйте романтическую цель сотворить из ребёнка великого спортсмена или художника. Основная задача - разнообразить его досуг, привить любовь к спорту и вырастить здоровым, активным и всесторонне развитым.

Список дел

  1. Начать поиск той самой школы , куда пойдет ваш ребенок.
  2. Собрать информацию о педагогах , которые будут «набирать» первоклассников.
  3. Проверить уровень знаний ребенка и, при необходимости, подтянуть.
  4. Готовить ребенка к мысли, что уже вырос и скоро пойдет в школу , где все не так, в детском саду, а «по-взрослому». Если присутствуют проблемы в поведении, самое время уделить им чуть больше внимания. Скорректировав проблемные зоны, вы значительно облегчите адаптацию ребёнка в новом социуме.
  5. Сделать ребенку прививки (согласно Национальному календарю вакцинации).
  6. Предложить ребенку заниматься в различных секциях (спортивных, творческих и интеллектуальных и вместе их выбрать.
  7. Укрепляйте детский иммунитет .

Прививки

В шестилетнем возрасте детям делают ревакцинацию против кори, краснухи, эпидемического паротита.

Любой человек с самого рождения проходит путь развития, то есть меняется физически, умственно, психологически. Самым стремительным этапом считается период до года. В это время любой родитель знает, что должен знать и уметь его ребёнок. Ведь от этого зависит вся жизнь крохи. Но почему-то после отметки в один год многие перестают интересоваться особенностями психофизического развития, считая, что самое страшное позади. Забывая при этом, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А зная детскую психологию 7–8 лет, особенности психофизического развития детей, родители лучше смогут понимать специфику поведения или же правильно реагировать на возникающие проблемы. Ведь детская возрастная психология периода 7–8 лет является для родителей инструментом понимания и решения проблем.

Название

показателя

7 лет 8 лет
Рост 121,2 см 126,9 см
Масса тела 22,9 кг 25,5 кг
Окружность головы 52 см 58 см
Окружность грудной клетки 52 см 59 см
Частота дыхания 20–25 вдохов в минуту
Частота сердечных сокращений 85–100 ударов в минуту
Артериальное давление 90/60
Объем мышечной массы 25% веса тела
Вес сердца 92,3 грамма

Дополнительные возрастные особенности развития детей 7–8 лет:


У школьника 7–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей.

Психические особенности

Большинство овладело разговорными навыками. Увеличивается словарный запас и интерес к познанию неизвестных слов. Приходит понимание звукового отличия речи и произношения. Если социальное окружение было положительным и взрослые общались качественно и подолгу, к первому классу ребёнок умеет выразить мысли, пересказать рассказы или мультипликационные фильмы в красках.

  • Прослеживаются способности осмысливать, анализировать увиденное или услышанное, видна целенаправленность действий.
  • Для развития восприятия характерно наблюдать, искать, рассматривать, изучать.
  • Развитию способности понимания способствует речь.
  • Дети умеют назвать и сделать главными для себя качества и свойства предметов, разделить их и понять реальную связь между ними.
  • В возрасте девяти лет восприятие может стать обобщающим, развивается способность устанавливать связи в воспринимаемых явлениях и событиях.

Развитие мыслительных процессов

Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил», а в конце – начинает развиваться мышление словесное. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. К концу периода у детей будет получаться обобщение и установление связей. Это важно для развития умственных способностей. Большинство интеллектуальных задач решаются с помощью образного мышления, помогающего понять суть задачи, провести параллели с реальностью и проконтролировать её решение.

Большинство будет с лёгкостью представлять в воображении предмет, выделять в нём главные особенности. Заметно начало формирования мышления, помогающее воспроизводить увиденное в виде схем, чертежей, планов. Благодаря этому типу мышления появится понимание условных обозначений слов в предложении либо математических действий. Начинают формироваться основы мышления, основанного на алгоритме «увидел — нашёл причину». Такой вид мышления является главным для взрослого индивида. Характерно понимание простейших причинно-следственных связей, умение пользоваться словосочетаниями «если…, то».

  • составление слов из заданных букв;
  • составление предложений из заданных букв;
  • разгадывание ребусов.

Важно помнить, что выполнять все задачи нужно в игровой форме, придумывая увлекательные упражнения.

Свойства памяти

Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
  • перечисление предметов, показанных на картинке;
  • обучение танцам, прочим играм на движения.

Особенности внимания

Эта психическая особенность является самой важной, на внимании строится процесс обучения. Раньше дети не могли сосредотачиваться на монотонных действиях, а в семь лет это не является непосильной задачей. Но непроизвольное внимание продолжает лидировать. Отвлекающим фактором служит любой раздражитель. Средняя продолжительность сосредоточенности составляет 10–20 минут. Возникают сложности с переключением внимания между заданиями. Дети индивидуальны, внимание развито у каждого по-своему. Одни могут быстро переключаться с задачи на задачу, но подолгу удерживать внимание не в состоянии. Другие могут скрупулёзно, очень тщательно заниматься решением, но долго переключаются на решение следующей задачи.

Свойства внимания неодинаково поддаются тренировке и развитию, но их можно и нужно развивать. Это необходимо делать, чтобы не пустить этот процесс на самотёк. Только к 9–10 годам можно рассчитывать на усидчивость и сосредоточенность, которая позволит подолгу выполнять задания. До этого времени будет преобладать произвольное внимание, переключающееся на внешний раздражитель. Из-за этого психического свойства лучшим способом предоставления учебного материала будут яркие пособия и материалы.

  • игры в домино, лото;
  • поиск нарисованных одинаковых предметов, изображённых на одной картинке;
  • поиск различий между двумя картинками, идентичными на первый взгляд.

Отношения с социумом

Приходя в первый класс, понимание действительности претерпевает значительные изменения. Если в раннем возрасте в качестве значимых взрослых выступали только родители, то теперь появляется ещё один – учитель. На основании этих отношений теперь строятся последующие отношения с окружающими. Связи «ученик–учитель» выступают показателем качества условий жизни. Успеваемость выводится на первое место. Педагог выступает в качестве взрослого, которого беспрекословно слушают, и которому подчиняются. Характерно появление ябед, так как отношения друг с другом строятся с позиции отношения к правилам учителя.

Взаимоотношения со взрослыми сводятся к следующему алгоритму: взрослый нацеливает, осуществляет проверку, производит оценку действий. Сначала манипуляции производятся совместно, затем участие взрослого в процессе уменьшается, пока полностью не прекратится.

Приобретается и накапливается опыт общения и решения конфликтных ситуаций. Обучение терпению, способности к совместным действиям, умению прощать. Развитие способности понимать желания другого, решать общие задачи, смотреть на действия чужими глазами.

Основные психологические изменения

Основными психологическими изменениями являются:

  1. Стремление упорядочить все аспекты своей жизни. Во всём, с чем сталкивается ребенок, прослеживается стремление выявить закономерности, в которые можно уложить окружающий мир. Устойчиво мнение, что окружающие предметы, вещи, явления созданы людьми. Прослеживается склонность к фантазированию, придумыванию, сочинению, построению глобальных теорий. Знания берутся от взрослых или телевидения. Отношение и представление об окружающем мире кардинально меняется в момент прихода в школу, поскольку на деле выясняется, что основным занятием будет решение элементарных задач вместо глобальных. Теперь видно все несоответствие между познавательными желаниями и действительностью.
  2. Умение отличать хорошие поступки от плохих действий. Знание развивается вместе с эстетическим вкусом. Ставится знак равенства между «красиво» и «хорошо».
  3. Тенденция к преобладанию обдуманных поступков. Контроль над своими желаниями осуществляется с позиции «накажут или похвалят» и с позиции личных обещаний. Эти качества способствуют развитию настойчивости, умению добиваться поставленных целей.
  4. Появление желания управлять собой, своими действиями на основании образца.
  5. Становление процесса осознания ограниченности своих возможностей. Это является зарождением самооценки. Внешние проявления становятся внутренними переживаниями.
  6. Возникновение понимания психических процессов, системы научных знаний. Присутствует осознание, насколько сильные произошли изменения в результате учёбы.

До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.

Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен. Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.

Возрастные сложности

Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.

Основные признаки:


Психические нарушения и методы коррекции

Отклонения в поведении создают трудности в развитии, вызваны погрешностями в воспитании или особенностями детской нервной системы. Эти причины действуют одновременно, так как взрослые недооценивают важность знания детской психологии 7–8 лет и начинают воспитывать ребенка неподходящими методами. Чтобы такого не происходило, необходимо выявить мотивы, приведшие к такому поведению.

Название нарушения Причины Признаки Методы борьбы
Физическая агрессия Страх

Желание привлечь внимание

События, заставляющие испытывать сильные переживания

Драки

Разрушение предметов и вещей

При совпадении с раздражением – бросание предметов в окружающих

Окрик

Вовлечение в интересное занятие

Блокирование удара

Объяснение неприемлемости поведения

Уборка результатов агрессии, но не в качестве наказания, а как посыл к тому, что взрослый отвечает за свои действия и поступки

Словесная агрессия Желание оскорбить обидчика

Самоутверждение за чужой счёт

Неумение правильно выражать эмоции

Игнорирование выпада с одновременным выяснением истинных причин

Донесение до сознания существование других способов выделения среди сверстников или доказательств своей силы

Вспыльчивость Закатывание истерик по любому поводу

Отсутствие открытых проявлений злости

Похоже на желание выразить печаль и беспомощность Переключение внимания

Лишение зрителей

Обучение выражению переполняющих эмоций

После окончания приступа – утешение

Пассивность Ощущение ненужности

Проблемы в доме

Желание остаться в своём внутреннем мире

Застенчивость

Подавленность

Боязнь незнакомцев

Сосание пальца

Раскачивание

Выдёргивание волос

Отгораживание от всех

Помощь в поиске способов разрядки эмоционального напряжения

Развитие самоуверенности

Гиперактивность Микроорганические поражения головного мозга

Физические и психические травмы

Чрезмерная оживлённость

Слабая способность концентрировать внимание

Сверхимпульсивность

Отсутствие сдерживания физической активности

Направление действий и организация деятельности

Постановка цели и обучение её достижению

Подчинение действий смыслу

Доброжелательное, последовательное отношение

Не впадать в крайности, чередуя жалость с завышенными требованиями

Детский лагерь - это своеобразный замкнутый мир, где средний возраст жителей гораздо меньше восемнадцати лет, и самая большая разница в возрасте едва ли достигает десяти лет, но при этом у каждого возраста есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе. Выбирая отряд, с которым вы хотите работать, нужно учитывать следующее деление детей по возрастам:

§ младшие отряды - 6-8 лет

§ средние младшие - 9-10 лет

§ средние - 11-12 лет

§ старшие - 12-14 лет

Верхний возрастной предел, когда ребенок еще может попасть в лагерь, составляет 14 лет, но в реальности эта норма часто нарушается, и вы можете встретить в лагере и 16-летних детей. Мы же все-таки ограничимся диапазоном от 6 до 14 лет.

Когда человек растет, его психика, поведение и характер меняются. Особенно заметны эти изменения в дошкольном и раннем школьном возрасте. Какие же изменения происходят с детьми когда они растут?

На характер взаимоотношений вожатого и его воспитанников оказывает большое влияние уже их первая встреча. Здесь срабатывает известный в психофизиологии механизм первого предъявления. Как воспримут дети своего воспитателя, вожатого с самого начала, каким его увидят, понравятся ли они друг другу - от этого во многом зависит успех их будущей совместной жизни и деятельности. Следовательно, прежде всего педагог должен знать половозрастные психологические особенности детей.

Кроме того, вожатому необходимо:

§ теоретически и методически подготовиться к работе в лагере, определить для себя, ребята какого возраста интереснее;

§ составить картотеку самых различных дел, которые можно будет предложить воспитанникам;

§ помнить, что каждый ребенок - личность, своеобразная, сложная, интересная, только пока еще не раскрывшаяся;

§ к каждому ребенку найти свой подход, для этого детей надо изучать: наблюдать за их действиями, проявлением эмоций, беседовать с ними, уметь правильно провести анкетирование и др.;



§ при отъезде в лагерь важно познакомиться и побеседовать с родителями будущих воспитанников, это поможет лучше узнать каждого ребенка, быстрее найти к нему «ключик»;

§ помнить, что огромное влияние на каждого воспитанника оказывает личность вожатого, здесь важно все: эрудиция, способности, тактичность, умения, качества характера, настроение, внешний вид и др.

Возрастные особенности детей 6 – 8 лет

Загородный лагерь посещают дети, начиная с шести-семилетнего возраста. Уезжая в лагерь, младшие школьники нередко впервые на такой большой срок расстаются с близкими людьми, с привычными условиями, нуждаются в особой заботе взрослых. Они очень непосредственны в проявлении своих чувств: одни быстро привыкают к новым обстоятельствам и новому окружению, к коллективной жизни, другие становятся замкнутыми, плохо едят и плохо спят, часто плачут. И тем, и другим, особенно на первых порах, просто необходима поистине материнская забота: напомнить о необходимости сменить одежду, помочь навести в тумбочке порядок, перед сном поправить одеяло, прошептать ласковые слова и просто погладить по голове.

Младшие школьники отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью. Они не могут долго задерживать внимание на каком-либо предмете, мысли, поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Ребята не воспринимают длинные рассуждения, чтение нотаций - они просто очень быстро переключаются и перестают слышать, вникать в то, что говорит взрослый. Дети этого возраста любят играть, причем игровой сюжет они воспринимают очень серьезно, отождествляя себя с выдуманным героем, переживая искренне все события игрового действия.

Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому вожатому важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим.

В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, поменьше ругать, побольше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувствовать себя нужными и защищенными.

Физические

§ Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.

§ Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.

§ Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Предлагаем:

§ Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.

§ Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.

§ Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.

Интеллектуальные

§ Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.

§ Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.

§ Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»

§ Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.

§ Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

Предлагаем:

§ Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.

§ Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.

§ Заучивать каждый раз что-то одно новое (стих, песню и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.

Эмоциональные

§ Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.

§ Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.

§ Ребенок нуждается в любви и опеке.

§ Старается помочь вожатому.

Предлагаем:

§ Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.

§ Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».

§ Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.

§ Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.

Социальные

§ Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.

§ Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.

Предлагаем:

§ Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.

§ Планируйте совместные мероприятия всем вместе. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.

Психологические

§ Ребенок разбирается, что хорошо и что плохо. Он начинает совершенно ясно различать добро и зло. Глубоко чувствует свою вину. Зная свои собственные ошибки, ребенок стремится к психологической безопасности.

Характеристика развития детей 6 - 8 лет

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

  • Он усваивает физические павыки необходимые для детских игр;
  • он развивает здравую позицию по отношонию к себе;
  • он приобретает уверенность в себе;
  • он приспосабливается к социальной роли мальчика или девочки;
  • он учится читать и писать;
  • он строит свою собственнуго систсму ценностей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физически - он энергичен

Рост и развитие. Первоклассник - всегда сгусток энергии, всегда в движении, он может сосредоточиться на 10-15 минут. Его мускулатура развилась настолько, что он теперь получает удовольствие, соизмеряя точность своих движений. Ходьба, бег, лазание и метание происходят почти автоматически. Когда он быстро перемещается из одного места на другое, ему не приходится сосредотачиваться на своих движениях. Он свободно наблюдает новые картины и звуки в жизни и таким образом развивается умственно и физически. Хотя его тело развивается, рост его неравномерен, а сердце не растет пропоріщональыо всому телу. Поэтому он не может вынести длителъные периоды напряженной деятельности, и ему необходимы периоды отдыха. Он все еще восприимчив к детским заболеваниям, когда контактирует с большим количеством своих сверстников.

Проверка физического состояния. Прежде чем ребенок пойдет в школу, разумно проверить его физическоо состояние. Многие дети попали в разряд отстающих только потому, что они плохо слышали или недостаточно хорошо видели.

В это время ребенок естественным образом теряет свои молочные зубы. Мы должны помочь ему узнать, что это совершенно нормально и что у него скоро вырастут коренные зубы.

Подготовка к школе. Вы многое можете сделать, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе, проверяя его личные навыки.

Умеет ли он самостоятельно одеваться? Сможет ли он самостоятельно сходить в туалет? Умеет ли он чистить зубы, следить за своими ногтями? Может ли причесать свои волосы? Нет ли у него привычек, над которыми будут смеяться другие дети? Не сосет ли он свой большой палец? Не грызет ли он ногти? Разрешились ли проблемы раннего детства и младенчества? Если да, то этому ребенку будет гораздо легче преодолеть проблемы, свойственные этому трудному «переходному периоду».

Игровая деятельность. Первокласснику по-прежному нравится играть, но основная его деятельность направлена на конкретные навыки, которые позволят ему занять определенное место в игре. Если мальчики и девочки четырех и пяти лет могли довольно легко играть вместе, то теперь различия между занятиями мальчиков и девочек этого возраста становятся совершенно очевидными.

Мальчикам будут нравиться более подвижвые игры, чем девочкам, однако их могут привлечь игры и игрушки детей противоположного пола.

Интеллектуально - он наблюдатель

Наблюдение. Хотя первоклассник очень наблюдателен, он не понимает всего, что видит, потому что его мыслительные способности только пробуждаются. Во многих случаях его умственные способности легко переоценить, особенно когда он наблюдает и примечает то, что взрослые, поглощенные своими собственными мыслями, не замечают. Он часто будет обращать внимание на очень незначительную деталь и сосредотачиваться на ней. Он очень быстро замечает противоречия во взрослых. Если взрослый просит его сделать что-то одно, а сам затем делает другое, ребенок будет сбит с толку и расстроен.

Понимание. Первоклассник мыслит в категориях «здесь и сейчас» и по-прежнему имеет ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Однако он может понимать новый материал и концепции, если они связываются с известными фактами и истинами (смотрите метод, используемый Господом Иисусом в Мф.7:9-11). Поэтому для того, чтобы хорошо учить детей, учитель должен хорошо знать и понимать то, что ребеиок уже знает, чтобы связывать новые истины с этими знаниями. Ребенок этого возраста будет постоянно спрашивать: «Это правда?»

Запоминание. В этом возрасте ребенок способен легко запоминать. Его нужно поощрять запомнить те библейские стихи, которые связаны с его собственным опытом. Он также может запоминатъ гимны, стихи, расположение книг в Библии и т.д. Он легче запоминает слова, нежели мысли.

Множество вопросов. Первоклассник все еще задает много вопросов и, вероятно, сго любимым вопросом является «почему?»

Но теперь он достаточно большой, чтобы знать, что, возможно, придется подождать некоторое время, чтобы услышать ответ, или ему придется найти ответ самостоятельно. Родители постуият правильно, если будут уделять время, чтобы собираться вместе со своими детьми и выслушивать их вопросы. Учителя также могут устраивать вечера вопросов и ответов для детей этой возрастной группы. Помните, что ребенок может толковать наши слова буквально.

Социально - он дружелюбен

Деятельность в группе. Детям нравится быть вместе с группой и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это не только дает им чувство солидарности, но и придает каждому ребенку чувство уверенности, так как его личные неудачи и отсутствие навыков не так заметны на общем фоне. Он любит и всегда хочет побеждать и может даже обмануть, чтобы добиться победы. Ему нравится заниматься изготовлением поделок, но часто это лучше получается в начале, чем в конце. Поэтому ручной труд как вид деятельности должен проводиться на одном занятии, а не растягиваться на несколько недель.

Семейные связи. У ребенка также могут развиваться дружеские отношения с одним или двумя детьми того же пола и возраста. Он гордится своей семьей и семейным кругом и любит малышей, дедушек и бабушек. Ему нравится заниматься чем-то вместе с семьей. Хорошо, если родители учитывают этот факт, так как по достижении девятилетнего возраста, ребенок будет более заинтересован в друзьях и группе сверстников вне семейного круга.

Личные конфликты. Многие дети этого возраста столкнутся с настоящими личными конфликтами, когда поймут, что те нравственные правила, которые были установлены для них дома и в церкви, не похожи на те, с которыми они встречаются вне дома и в школе. Родители должны быть готовы помочь ребенку построить свою собственную шкалу ценностей и помочь ему быть верным ей, даже если это приведет к насмешкам. Ребенок, который научился выдерживать грозу при поступлении в школу, будет лучше подготовлен к другим бурям, с которыми он столкнется при достижении подросткового периода.

Эмоционально - он беззащитен

Угождающий ребенок. «Угождающий первоклашка» стремится угодить взрослым для того, чтобы получить эмоциональную защиту. Он не только хочет помочь маме в работе по дому, но часто становится и помощником учителя.

Хочет быть принятым. Ребенку нравится быть частью группы, и он хочет быть принятым другими. Он стремится к привязанности со стороны взрослых и нуждается в их руководстве. Он особенно заинтересован в своих ровесниках. Ребенок по-прежнему подражает взрослым и часто придает важность тем же ценностям, что его родители и учителя.

Застенчивость. Когда ребенок начинает ходить в школу (или даже ранее - когда он начинает ходитъ в детский сад) он будет во многих случаях проявлять застенчивостъ, если он не может приспособиться к другим детям и не чувствует своей принадлежности к ним.

Застенчивому ребенку в группе нужно предложить особое занятие или дать особое поручение, чтобы отвлечь его внимание от самого себя. Родители и учителя должны помочь ребенку приобрести уверенность в себе, хваля его за выполненную работу.

Необходимость в защите. Первоклассник легко эмоционально возбуждается, что проявляется в поведении, которое свойственно маленьким детям. Доверие, которое он испытывал к своим родителям, может быть поколеблено, когда он начнет осознавать, что они не совершенны.

Духовно - он проницателен

Хорошо и плохо. К тому времени, когда ребенок достигает восьмилетнего возраста, он начинает совершенно ясно различать добро и зло. Он видит различие между тем, чему его учат через наставления, и тем, чему его учат на примере.

Противоречие. Родители и учителя должны быть осторожны, чтобы не было противоречия между тем, что они говорят, и тем, что они делают. Ребенок будет делать то, что делает взрослый, а не то, что он говорит. Первоклассник также узнает, что существуют хорошие и плохие компании и что это может повлиять на его собственное поведение.

Он также узнает, что его собственные правильные и неправильные поступки будут влиять на мир в его сердце, если они войдут в противоречие с тем, что он научился ценить.