Домой / Для серых глаз / Исследовательская работа по литературе «Тема воспитания в зарубежной литературе XVIII века. Тема воспитания детей в русской классической литературе

Исследовательская работа по литературе «Тема воспитания в зарубежной литературе XVIII века. Тема воспитания детей в русской классической литературе

А.С. Макаренко писал о том, что вся система воспитания должна работать под девизом внимания к человеку, и речь идёт не только о внимании к его потребностям, желаниям, но и к его долгу. Нередко родители сами во многом виноваты в том, что дети вырастают капризными, избалованными, эгоистичными, мало приученными к труду и безответственными. Беря на себя полную заботу о ребёнке вплоть до его совершеннолетия и даже позднее (и это касается даже таких бытовых мелочей, как разогреть обед, вымыть посуду, погулять с собакой, забрать младших детей из детского сада и пр.), родители изолируют ребенка от трудностей жизни, оправдывая себя тем, что, мол, ребенок вырастет и еще наработается, и ответственности у него будет хоть отбавляй. Но взрослые забывают, что большая ответственность вырастает из малой, по-другому не бывает, иначе ребёнок может просто не выдержать. Это же касается и бесконечных потаканий детям в их капризах: сегодня хочу то, завтра это. Очень хорошо подобную ситуацию описал Сергей Михалков в стихотворении «Про мимозу», в котором мальчик Витя так избалован родителями, что поэт сравнивает его с нежным цветком мимозы. Родители нередко забывают даже о чувстве собственного достоинства, позволяя детям кричать на них и срывать злобу.
Подтверждением моих слов может стать пример из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель». Пытаясь хоть что-нибудь заработать, мальчик Серёжа и старик Лодыжкин ходят по крымским усадьбам и дают небольшие цирковые представления. Их повсюду сопровождает пудель Арто, замечательный пёс, тоже участвующий в номере. В одной из усадеб, очень богатой, красивой, где им довелось выступать, им встретился мальчик, который бился в истерике, и его ничем не могли успокоить ни мать, ни няни, ни доктор. Отвлекся он лишь на собаку, искусно выполняющую все команды старика и мальчика. А после выступления мальчик захотел собаку получить себе… Предложение продать собаку артисты отвергли сразу, и тогда семья мальчика пошла на преступление – ночью, когда Лодыжкин и Сережа спали, дворник из усадьбы украл Арто.
Венди и Питер, герои рассказа Р. Брэдбери «Вельд», убивают собственных родителей. Причины этого немыслимого поступка автор видит в воспитании детей, которых чрезмерно баловали, выполняя всех их прихоти.
Обратимся к рассказу В.С. Токаревой «Ничего особенного». Её герой Иван Корольков, отец шестнадцатилетней девочки Оксаны, с огромным сожалением понимает, что дочка растет эгоисткой, потому что мнение родителей для неё ничего не значит и думает она прежде всего лишь о собственных интересах. Отец осознает, что он многое упустил в воспитании дочери, упустил то, что должно закладываться ещё в раннем детстве. Это те нравственные ориентиры и духовные ценности, на которых позднее человек строит всю свою жизнь. А Оксану чересчур любили, баловали; будучи единственным ребенком, она была для родителей светом в окошке. И вот теперь им приходится жать те плоды, что посеяли. И Корольков остро осознаёт, что именно сейчас он глубоко ответственен за свою дочь и намерен исправить прошлые ошибки.
У Д.И. Фонвизина в «Недоросле» госпожа Простакова так же, как и Корольков, слишком поздно поняла, что не вложила в голову своего сына Митрофана важные истины: уважение к старшим, любовь к родителям, потребность в труде и образовании. Для неё намного важнее, чтобы ребёнок хорошо поел, поспал и не переучился. Поэтому Митрофанушка в 16 лет глуп, глубоко необразован и груб. Как только мать попадает в опалу, сын тут же отворачивается от неё.
Таким образом, все самые важные качества, такие, как доброта, сострадание, ответственность, уважение, помощь старшим и многое-многое другое, должны формироваться у детей с самого раннего детства, иначе во взрослой жизни человек может столкнуться с множеством проблем.

Доброго времени суток, дорогие друзья. В данной статье будет рассмотрена проблема воспитания: аргументы из литературы и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:
– А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
– И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

В становлении личности важную роль играет воспитание. С малого возраста родители учат нас манерам поведения, принятым в обществе, что очень важно для дальнейшей самореализации. Вежливый культурный человек вызывает расположение. Сдержанность, контроль над своими эмоциями и красивая речь помогают человеку по жизни, в то время как отсутствие перечисленного отталкивает.

Воспитание ребенка – это большая ответственность, с которой справляется не каждый родитель. Одновременно с семьей, школой и другими социальными институтами каждый человек должен учиться нести за себя ответственность самостоятельно и заниматься саморазвитием. Обучение ребенка с детства моральным устоям и правилам этикета, а главное, развитие в нем благородных качеств поможет вырастить достойного человека.

В одноименном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой получил домашнее воспитание и образование. Такой вид обучения был типичен для его положения в обществе. Евгения сначала обучала французская гувернантка, а после гувернер. Для того чтобы ребенок не скучал и не мучился, его обучали в легкой «шуточной» манере, не делая акцентов на строгой морали. В итоге, познания юноши охватывали различные науки, но были поверхностны. Он мог поддержать разговор на различные темы, но лишь на начальных этапах.

Однако у Евгения был талант непринужденно касаться в разговоре разнообразных областей с видом просвещенного знатока, а во время дальнейших бурных споров хранить молчание с задумчивым видом. В аристократическом обществе требования были невысокими, благодаря чему Онегин в глазах окружающих выглядел просвещённым человеком.

Героиня романа Татьяна Ларина противоположна Евгению. Детство Татьяны прошло в патриархальной обстановке, большую роль играли предания и привычки деревенской жизни. Родители девушки не уделяли много внимания её воспитанию и образованию, она была предоставлена сама себе. Татьяне очень близка деревня и та жизнь, что в ней протекает; она с трудом прощается перед отъездом с друзьями и окружающей природой.

Увлечение работами Руссо и Ричардсона оказало влияние на характер героини. Девушка смело призналась в чувствах Онегину, что нарушало те устои, что господствовали в то время в дворянском обществе. Несмотря на отсутствие должного внимания со стороны родителей в детстве, в характере Татьяны присутствуют такие качества, как ответственность, верность и честность. С детства героиня занималась самовоспитанием и придерживалась своих принципов в дальнейшей жизни даже в сложных ситуациях. Поведение Татьяны Лариной вызывает искреннее уважение.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» проблема воспитания является первостепенной. Один из примеров – отношения между Аркадием и его отцом Николаем Кирсановым. Николай Петрович – веселый светлый человек, вдовец, дворянин и помещик. Он ожидает приезда своего сына Аркадия Кирсанова, который хочет казаться нигилистом, сдержанным и взрослым, хотя в душе он добрый и сентиментальный юноша. На него оказывает влияние друг Евгений Базаров, склоняя к скептицизму и развязному поведению.

Николай Кирсанов при встрече с сыном горячо расцеловывает его и не хочет отпускать. Он краснеет перед Аркадием и стесняется своего нового семейного положения. Но его привязанность к Фенечке настоящая и искренняя, далекая от поверхностной интрижки. Жизнь Николая Петровича не наполнена яркими событиями: она простая и деревенская, но это не мешает сохранности свежих чувств и тяге героя к прекрасному. Несмотря на мягкость и деликатность, Николай Кирсанов не поддается влиянию со стороны. Он живет, руководствуясь своими понятиями и принципами.

В этом различие Николая Петровича и его сына. Если отец кажется очень мягким, хотя его характер достаточно тверд, то у Аркадия ситуация обратная. Он старается производить впечатление взрослого и серьезного человека, когда в душе очень мягкосердечен, пытается подражать другу, а также ему не хватает уверенности в себе. Он сдерживает проявления своих бурных эмоций, которые все же дают о себе знать. Главный герой ценит и уважает отца и дядю, заступаясь за них перед Базаровым, и оправдывает некоторые проявления их характеров. Когда заходит разговор о возлюбленной Николая Петровича, Аркадий пытается его успокоить и показывает, что ни в коем случае не осуждает. Главный герой считает своего отца достойным человеком и благодарен за свое воспитание.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность воспитания в характере и дальнейшей жизни человека. От этого зависит, какое впечатление мы произведем на окружающих людей, как проявим себя в дружбе и любви. Навыки и умения, присваиваемые в ходе воспитания, играют ключевую роль во всей нашей жизни.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема воспитания: аргументы из литературы ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Проблема воспитания и воспитанности актуальна во все времена жизни человека, независимо от развития человеческого общества. Воспитанность является важной предпосылкой взаимопонимания между людьми и залогом равноправного общения между людьми. Современный писатель А. Дорохов размышляет о том, каким должен быть воспитанный человек и какими правилами он должен руководствоваться.

Герой рассказа считал себя до определенного времени воспитанным (предложение 1-6). Но став случайным свидетелем разговора старосты со стряпухой, он узнает о себе не очень приятные подробности. Услышанный разговор полностью переворачивает убежденность молодого человеке в своей воспитанности. Этот разговор послужил толчком к размышлениям о том, какими качествами облдает воспитанный человек. Парень «поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права» . Мало, например, здороваться первым, важно заслужить уважение к себе окружающих. Общепринятые правила поведения соблюдать необходимо, для того они и существуют. Но они проявляться они могут по-разному: в зависимости от условий, в которых оказывается человек.

Позиция автора в предложенном тексте сформулирована четко: «Уважай окружающих, считайся с ними. Строго соблюдай правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой ». С последними строками рассказа нельзя не согласиться. Если человек будет соблюдать правила и нормы поведения, проявлять уважение к окружающим, то и к нему отношение будет аналогичным. Для разных общественных слоев свойственны разные нормы поведения. Но в какой бы среде ты не оказался, важно соблюдать те правила, которые имеют место быть в этом обществе. Уважая других, приобретаешь уважение к себе и будешь по-настоящему воспитанным человеком.

Примеров воспитанных людей можно привести множество. Даже в произведениях великих мастеров слова данное качество присуще многим героям. Например, в романе «Война и мир» Толстой наделяет своего Болконского благородством и честностью. Он уважает людей, окружающих его и не позволяет по отношению к ним ничего дурного. Прислушивается к мнению отца и старается поступать в угоду ему даже тогда,когда сам того не желает.

Проблема воспитанности поднимается и Тургеневым в романе «Отцы и дети». Его Базаров, проповедуя нигилизм, отрицает привычные нормы поведения в среде «отцов», потому и нет взаимопонимания со старшим поколением.

В жизни тоже много примеров проявления настоящей воспитанности. Известен случай с артистом Василием Качаловым. Возвращаясь с репетиции, он увидел двух женщин, которые пытались сесть в трамвай, но поскольку обе были слепы, из этого ничего не получалось. Актёр изменил маршрут, по которому шел и помог незрячим людям.

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека» — эта цитата принадлежит Белинскому. И с великим русским критиком не поспоришь. Действительно, важную роль в жизни выполняет воспитание, и наша жизнь во многом зависит от него. Дорохов неслучайно посвятил проблеме воспитания свое произведение. Пока будет жить хотя бы один человек, будет существовать и воспитание.

Человек, получивший хорошее воспитание и усвоивший уважительное отношение к людям, — это человек зрелый, который соблюдает нормы общепринятого поведения. Чтобы стать воспитанным, надо каждый день расти и совершенствоваться. Наши ежедневные дела и поступки есть не что иное, как результат воспитания. Понятие «воспитанный человек», безусловно, относительное, поскольку каждый имеет собственное представление о мере воспитанности. Но главным критерием остается уважение к окружающим и взаимная вежливость.

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Исходный текст:

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.

(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.

(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.

-(13)Парень-то он ничего,- говорила стряпуха,- грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.

- (15)А что? - заинтересовался староста.

- (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт - весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..

(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»

(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.

(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.

(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.

(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?

(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.

(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.

(По А. Дорохову*)


Введение. 3

1. Основы нравственного воспитания на уроках литературы.. 4

2. Тема воспитания в произведениях русской литературы 19 века. 7

2.1 Характеристика литературы 19 века. 7

2.2 Нравственно-художественное и эстетическое воспитание на примерах литературных произведений классиков 19 века. 9

Заключение. 16

Список литературы.. 17


Введение

Освоение литературной классики учащимися является непременным условием сохранения единства национальной культуры. Формирование нравственно-активной личности – главная задача обучения и воспитания на уроках литературы.

Российское общество в данный период переживает глубокий нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия . Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалии современного российского общества – рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни, разрушение национального самосознания, основ бытия народа. Подлинно активная личность умеет свободно, т. е. сознательно выбирать линию своего поведения. Поэтому в качестве основной задачи обучения и воспитания надо рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. Именно все эти качества стали основой произведений классиков русской литературы 19 века.

Данная работа посвящена теме воспитания в произведениях русской литературы 19 века, в работе рассматриваются основные аспекты содержания воспитания на уроках литературы, анализируется тема воспитания в произведениях, и других выдающихся мастеров слова 19 века.

1. Основы нравственного воспитания на уроках литературы

Период юношества является периодом быстрого “заражения” новыми идеями, периодом смены чувств, настроений, мысли, увлечений, веры в свои идеалы и в свои собственные силы, интересом к собственной личности, проблемам времени, поиском идеала, цели в жизни, неудовлетворенностью собой. Все это служит мощным двигателем нравственного развития.

Развитие автономной морали, связанное с критическим осмыслением норм общественной морали, объяснением моральных коллизий , поиском и утверждением собственных моральных принципов особенно стимулируется творческими актами морального выбора. Поэтому моделирование и применение в обучении и воспитании ситуаций морального выбора оказывается необходимым условием нравственной активности школьников.

Ситуация морального выбора – это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении (“Как мне поступить?”).

Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т. д. Выбрать правильное моральное решение – это значит совершить поступок.

Чтобы эффективно использовать ситуации морального выбора в воспитании и развитии школьников, нужно знать типы морально-этических проблем, поднимаемых в них. Морально-этические проблемы могут быть направленны на познание широких мировоззренческо-этических явлений, понятий (человек и природа, человек и общество, искусство и жизнь, красота и добро, смысл жизни и т. д.), на познание отношений и поведения людей, собственных моральных качеств.

Нравственность – это система внутренних правил человека, в основе которых гуманистические ценности, определяющие его поведение и отношение к себе и другим людям.

Нравственность – фундаментальное качество человека, его позитивное начало, вырастающее из чувства любви к людям, независимо от их национальности, и понимания свободы как личной ответственности.

Критерием нравственности является способность человека в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу творения, а не разрушения.

Становление нравственности происходит в процессе личного самосознания и приобщения к духовности общества.

Проблемы могут быть связанны с выбором поведения и принятием морального решения, с оценкой и самооценкой нравственных достоинств личности, с принятием решения в конкретной ситуации, могут требовать объяснения морального явления.

Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания школьника.

Нравственные примеры и ситуации необходимо брать из произведений художественной литературы . Формирование нравственности средствами художественной литературы в новых социокультурных условиях является управляемым процессом и зависит от работы учителя по отбору литературного образования в свете культурных, национальных и общечеловеческих ценностей. Поэтому необходимо обновлять содержание литературного образования и включать для изучения произведения с острой нравственной тематикой, поднимающие важные философские и нравственные проблемы, вечные вопросы. Именно эти вопросы, столь важные для нравственного воспитания и развития школьников, освещаются авторами произведений литературы 19 века.

Главная задача преподавателя на уроках литературы – добиваться неформального решения нравственных проблем, осуществления морального выбора с учетом всего разнообразия сопутствующих ситуации условий, вынося для обсуждения и анализа все более сложные нравственные проблемы и более сложные морально-этические ситуации.

Художественная литература, обращаясь не только к разуму, но и к чувствам юного читателя, развивает и духовно обогащает формирующуюся личность. Очевиден огромный воспитывающий материал, который несут в себе уроки литературы. Пробуждая чувства и проживания читателя – школьника, они совершенствуют культуру восприятия художественной литературы в целом. Задача словесника – научить детей сопереживать, размышлять над произведением, понимать красоту слова.

В школьном анализе литературного произведения важен сам процесс общения с искусством. В ходе его учитель помогает детям увидеть то, что прошло незамеченным при первом прочтении, постепенно вскрывает различные пласты художественного текста, ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует ученика как читателя, делает его эмоционально более чутким.

Искусство воспитания – это, прежде всего, искусство говорить, обращаться к сердцу ребенка. Следует воспитывать духовные ценности. Исходя из каждой конкретной темы урока, необходимо определить, какие учебные навыки будешь развивать, какие нравственные качества этот урок поможет воспитать в учениках. Воспитывающая роль урока более важна, чем просто изложение учебного материала.

2. Тема воспитания в произведениях русской литературы 19 века

2.1 Характеристика литературы 19 века

В начале XIX в. возникает сентиментальное направление. Наиболее видные представители его: Карамзин ("Письма русского путешественника", "Повести"), Дмитриев и Озеров. Возникшая борьба нового литературного стиля (Карамзин) со старым (Шишков) оканчивается победой новаторов. На смену сентиментализма является романтическое направление (Жуковский - переводчик Шиллера, Уланда, Зейдлица и английск. поэтов). Национальное начало находит выражение в баснях Крылова. Отцом новой русской литературы явился Пушкин, который во всех родах словесности: лирике, драме, эпической поэзии и прозе, создал образцы, по красоте и изящной простоте формы и искренности чувства не уступающие величайшим произведениям всемирной литературы. Одновременно с ним действует А. Грибоедов, давший в ком. "Горе от ума" широкую сатирическую картину нравов. Н. Гоголь, развивая реальное направление Пушкина, изображает с высокой художественностью и юмором темные стороны русской жизни. Продолжателем Пушкина в изящной поэзии является Лермонтов.

Начиная с Пушкина и Гоголя, литература делается органом общественного сознания. К м годам относится появление в России идей немецких философов Гегеля, Шеллинга и др. (кружок Станкевича, Грановского, Белинского и др.). На почве этих идей появились два главных течения русской общественой мысли: славянофильство и западничество. Под влиянием славянофилов возникает интерес к родной старине, народным обычаям, народному творчеству (труды С. Соловьева, Кавелина, Буслаева, Афанасьева, Срезневского, Забелина, Костомарова, Даля, Пыпина и др.). Вместе с тем, в литературу проникают политические и социальные теории Запада (Герцен).

Начиная с 1850-х гг., широкое распространение получают роман и повесть, в которых отражаются жизнь русского общества и все фазисы развития его мысли (произведения: Тургенева, Гончарова, Писемского; Л. Толстого, Достоевского, Помяловского, Григоровича, Боборыкина, Лескова, Альбова, Баранцевича, Немировича-Данченко, Мамина, Мельшина, Новодворского, Салова, Гаршина, Короленко, Чехова, Гарина, Горького, Л. Андреева, Куприна, Вересаева, Чирикова и др.). Щедрин-Салтыков в своих сатирических очерках бичевал реакционные и эгоистические тенденции, возникавшие в русском обществе и мешавшие осуществлению реформ 1860-х гг. Писатели народнического направления: Решетников, Левитов, Гл. Успенский, Златовратский, Эртель, Наумов.

Историческая стадия возникновения реалистического метода и соответствующего ему направления. 19 век воспринял все лучшее, что было в романтизме, возникшем на рубеже 18-19 в. в.: идея свободного развития личности, творческое преображение жанрово-стилевого своеобразия литературы. 19 век дал разные национальные варианты подлинно социального романа, где человек представал в глубокой внутренней связи с общественными обстоятельствами и подчинялся им, хотя у многих художников литературный персонаж представал и как борец против этих обстоятельств. Как ни одно столетие, 19 век отличался необычайным разнообразием жанровых, тематических форм литературы, а в такой области, как стихосложение, дал бесчисленное количество ритмических и строфических модификаций в каждом национальном литературном языке. В начале 19 века сформулировал принцип «всемирной литературы». Это не означало потерю национальной специфики литератур, а лишь свидетельствовало о процессах интеграции в словесном искусстве мира. Вторая половина 19 века была названа «русским периодом» в мировой литературе.

2.2 Нравственно-художественное и эстетическое воспитание на примерах литературных произведений классиков 19 века

Осмысливать философские проблемы, активно применять свои знания, свой жизненный опыт, используя свои убеждения, ставить проблемы, анализировать различные морально-этические коллизии, сложные проблемы человеческих отношений, принимать самостоятельные решения, развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащиеся учатся на произведениях таких известных авторов 19 века как, Гончаров. С помощью анализа произведений авторов возможно объяснение таких понятий, как конфликт, нравственность, патриотизм, преданность, предательство. В произведениях перечисленных мастеров слова 19 века невидимой нитью проходит тема воспитания.

Например, произведение «Евгений Онегин» можно по праву считать энциклопедией воспитания современной жизни. Это вечное произведение, сочетающие в себе все основные традиции русского народа. Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга. Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной. Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина. главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства. Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

И буду век ему верна

Тема воспитания в данном произведении выражена воспитанием чувства долга и ответственности. Честь и смысл жизни – вот основные воспитательные проблемы, освещенные в романе. Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести. Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, любить, растить детей, иметь семью. Для Пушкина Татьяна – идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство.

В произведении «Герой нашего времени» основной воспитательной темой является проблема личности. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время противодействии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность – все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение. “Герой нашего времени” – первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь как процесс. В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Вся система образов этого произведения, как и вся художественная структура романа, построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разным углом зрения осветить центрального героя.

Данное произведение воспитывает в читателе умение полноценно существовать в обществе, умение разбираться в противоречиях, часто возникающих в душе любого человека, умение находить баланс между психологическими трудностями и препятствиями, встающими на пути.

Значение романа «Герой нашего времени» в последующем развитии русской литературы огромно. В это произведение Лермонтов впервые в «истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной истории человечества через ее личностно-родовую значимость. В отдельной личности высвечивались не только ее конкретно-временные социально-исторические признаки, но и всечеловеческие.

Не менее значимой воспитательной ценностью обладает произведение «Недоросль» . Оно особенно ценно для периода юношества, когда молодых людям так необходима помощь в выборе своего дальнейшего жизненного пути. В комедии Фонвизина тема воспитания выражена в противоборстве добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана:

«Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».

А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей:

«Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».

Произведение наглядно показывает разницу между добром и злом, благородством и невежеством, читатель имеет возможность оценить все эти качества, сделать вывод, что по истине является ценным в жизни. комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность. Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро действует при этом весьма энергично, разными способами.

Тема воспитания не менее отчетливо прослеживается и в произведении великого русского драматурга 19 века «Гроза» . Драма рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и поэтому добровольно ушла из жизни. Данное произвдение с трагическим концом воспитывает у читателя силу духа, умение находить выход из сложнейших ситуаций, сохранение самообладания в тяжелые моменты жизни. Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство – тяжкий грех, самоубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкает ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыносима. И в этом поступке – сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Драма «Гроза» показывает всю силу влияния на человека и его душу таких отношений как предательство, презрение, пренебрежение. Воспитание учащихся на примере этого произведения проходит в русле формирования чувства справедливости, уважения, преданности к ближнему.

В произведении «Мертвые души» теме воспитания также уделялось пристальное внимание. Николай Васильевич, будучи человеком честным, умным, чувствительным, религиозным видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, и человек с ним уживается. Ужившись с человеком оно начинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространятся с такой быстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них. Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым, пошлым, ничтожным. Именно серость и пошлость - это зло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства, тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо оно беспредельно.

Главный вопрос, который задает в поэме «Мертвые души»: «Есть ли в этом мире что-то светлое, какое-то хотя бы обращение к свету?» Нет, здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. Но это все ложные ценности, и у каждого из героев они свои. В поэме “Мертвые души”, автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то наводящее ужас”. Основной воспитательной идеей произведения можно назвать учение о нравственных и духовных ценностях человека в противоположность материальным ценностям. Человек нуждается в возвышенных идеях, устремлениях, эмоциях, постоянное стремление к накоплениям, материальным благам просто уничтожают человеческое «я».

Система персонажей была произведения сделана по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения от героя к герою. Так, хозяйство Манилова "шло как-то само собою". При чтении произведения воспитывается заинтересованность ко всему, что есть вокруг, и указывается на огромный вред и разрушительное действие безразличия и апатии. Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

Не менее важным для воспитания читателя является и произведение «Обломов». Главные черты обломовского характера заключаются в совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению - он барин; "у него есть Захар и еще триста Захаров", по выражению автора. Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе: но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.

Заключение

Итак, проанализировав тему воспитания в произведениях классиков русской литературы, можно сделать вывод, что художественная литература 19 века представляет собой важнейшее культурное наследие, помогающее воспитывать нравственно и духовно богатое поколение.

Выдающиеся литературные произведения помогают читателю анализировать собственные поступки, воспитывает в них умение принимать правильные решения, когда человек стоит перед моральным выбором. Литература 19 века учит нас основополагающим качествам человеческой души, таким как честь, достоинство, верность, преданность, духовность, человеколюбие, гуманность, трудолюбие. На примерах героев своих произведений авторы невольно воспитывают в читателях нравственные качества человеческой личности, руководствуясь поступками и взглядами своих персонажей.

Тема воспитания активно проходит через основную часть произведений литературы 19 века, формирующей также патриотизм и любовь к Родине у читателей. Таким образом, можно сказать, что воспитательная тема является эффективным методическим средством формирования у читателей собственных морально – этических взглядов, убеждений, отношений, идей в процессе решения морально – этических проблем.

Список литературы

1. Аксенова чувств художественным словом. Пособие для учителя. - М.: АСТ, 2002.

2. , Зверев литература ХIХ века. 1870-е - 1890-е годы: Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма. – М.: Высшая школа, 2005.

3. Базанова литература 19 века. – М.: Право и закон, 2001.

4. Воловой Пушкин - Тайна романа. Критика. – М.: Академия, 2004.

5. Гончаренко воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. - М.: Гардарики, 2003.

6. , Гришина идейно-нравственной позиции подростков средствами литературы// Совершенствование преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1986.

7. Педчак литература конца 18 начала 19 века. – М.: Феникс, 2003.

8. Писарев Обломов. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1975.

Гончаренко воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. - М.: Гардарики, 2003, с.67

Аксенова чувств художественным словом. Пособие для учителя. - М.: АСТ, 2002, с.121

Гришина идейно-нравственной позиции подростков средствами литературы// Совершенствование преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1986, с.78

Базанова литература 19 века. – М.: Право и закон, 2001, с. 83

Педчак литература конца 18 начала 19 века. – М.: Феникс, 2003, с. 29

Воловой Пушкин - Тайна романа. Критика. – М.: Академия, 2004, с.138

Зверев литература ХIХ века. 1870-е - 1890-е годы: Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма. – М.: Высшая школа, 2005, с. 14

Педчак литература конца 18 начала 19 века. – М.: Феникс, 2003, с. 54

Пальховский "Гроза" в русской критике. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2001, с.42

Писарев Обломов. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1975, с.96

Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII–XIX веков (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Воспитание - великое дело: им решается участь человека…

В. Г. Белинский

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» создавалась с определенной целью - воспитательной, то есть автор ставил перед собой задачу наказать порок и возвеличить добродетель. Во времена Фонвизина просвещенные люди основной добродетелью считали способность челоека посвятить себя служению государству. И, конечно, главная роль отводилась здесь дворянину. Именно он должен был быть честным и добрым, мыслящим и образованным, помнить прежде всего о благе государства, а не о своих личных интересах. Однако в реальной жизни все было иначе. Среди дворян было немало грубых и невежественных людей. В атмосфере вседозволенности они отличались жадностью, бесчеловечностью, а порой и жестоким отношением к крепостным слугам.

Само слово «недоросль» до появления одноименной комедии Фонвизина воспринималось в обществе в другом значении. Словом этим называли подростка в возрасте до пятнадцати лет, готовящегося к государевой службе. Но после выхода в свет пьесы, высмеявшей дворянских переростков-недоучек, само слово приобрело негативный оттенок и стало восприниматься с иронией.

В комедии Фонвизина зрителю и читателю как раз и представляется возможность увидеть такого невоспитанного и необразованного молодого дворянина - Митрофанушку Простакова. Над ним смеются все здравомыслящие люди. Однако не стоит считать его глупым в житейских делах. Он умеет выкрутиться из щекотливой ситуации, знает, как ладить с матерью, как ввести в заблуждение своих учителей «остроумными» ответами.

И кто же его учит? Конечно, наиболее колоритным среди педагогов является немец Вральман. Он самый дорогой из учителей Митрофанушки. Госпожа Простакова уважает его и даже немного побаивается. Вральман говорит на ломаном русском языке. Его речь, смешная и часто непонятная, как нельзя лучше отражает внутреннюю сущность этого учителя - недалекого, а порой и просто глупого человека, который считает, что главное с умными людьми не связываться. По ходу пьесы выясняется, что важный и чванливый немец, кичащийся своими «знаниями», - это всего лишь кучер, взявшийся за денежную работу в тогдашней России - учить грамоте дворянских детей. Он не только не приносит пользы, но и несет вред. Так, например, он уверенно заявляет госпоже Простаковой, что у ее сына голова слабее брюха, а, значит, учить его многому не стоит.

Другие учителя Митрофанушки чуть лучше неграмотного немца. Известно, что «историям» обучала его скотница Хавронья. Математик Цифиркин, бывший военный, откровенно подсмеиваясь над своим учеником, уверен, что ничего в его голову вдолбить не сможет, да и не ищет возможностей обучить Митрофанушку. Так же, как и Вральман, он пришел в дом к Простаковым в надежде на легкий заработок, Учитель Кутейкин, наверное, может показаться умным: он выражается премудро, по-церковному. Но и этот «педагог» ничему не научит своего ученика. Разве можно считать учением бессмысленное повторение религиозных текстов? Таким образом, мы видим, что учителя Митрофанушки и сами много не знают, да и научить такого недалекого, упрямого и наглого ученика они не в состоянии.

Огромную роль в «воспитании» Митрофана играет его мать - госпожа Простакова. На словах она признает важную роль образования и даже наняла сыну учителей. Догадываясь о том, что в России наступили новые времена, она часто повторяет: «Век живи, век учись».

Но этим и ограничивается ее родительский долг. Простакова заботится лишь о том, чтобы «робенок» плотно поел, а образование имеет для нее чисто формальное значение в процессе воспитания. Не важно, чему учить и как, важно, что учиться сейчас необходимо, чтобы не прослыть неучем и дураком. Сцена урока в присутствии госпожи Простаковой, сидящей с вязанием, раскрывает подлинное отношение к учению этой женщины. Она с важным видом поправляет учителей и ругает их в присутствии сына, опасаясь, как бы они не перегрузили любимое чадо знаниями.

Грубая и жестокая госпожа Простакова в действительности ненавидит науки, будучи достойной дочерью своего отца - воеводы Скотинина, который чуть что кричал: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она и Вральмана ценит за то, что он «робенка не неволит».

Не только Митрофанушка, но и его мать показаны как результат в корне неверной системы воспитания. Даже слуга Тришка понимает то, чего не разумеет его госпожа: знания необходимы в любом деле. Он безуспешно пытается убедить барыню, что без учения нельзя даже и простой кафтан сшить.

Стремясь на словах следовать новой системе воспитания, госпожа Простакова взбешена тем, что девушки нынче умеют читать. Ей ближе ее братец господин Скотинин, который с гордостью говорит, что сроду ничего не читал. «Век был другой, нас ничему не учили», - утверждает Простакова, А чему она учит? Прежде всего грубости и хамству в отношениях с теми, от кого не зависишь, и умению угождать тому, от кого можно получить выгоду.

Есть в пьесе и другой образец воспитания дворянских детей. Это Софья. Именно она воплощает те мысли о воспитании, которые высказывают ее просвещенный дядюшка Стародум и его единомышленники Милон и Правдин. Софья - вполне образованная и воспитанная девушка. Она умеет писать и читать, что в те времена для девушки было явлением нечастым, а кроме того, изучает умные книги этико-философского характера. Например, когда Стародум видит, что Софья читает трактат Фенелона о воспитании девиц, он не возражает против этого, полагая, что тот, кто написал «Телемака», плохому не научит. Стродум воспитывает Софью на своем примере. Он не раз заводит с ней разговор о добродетели, о совести и других нравственных категориях. Именно он выражает в пьесе мысль о том, что в воспитании главное - образование и развитие высоких моральных качеств, а счастье человека заключается в труде на благо других людей.

Стародум, Милон и Правдин - образованные люди. Они читают Дюкло и Лябрюйера и резко контрастируют с другими героями комедии. Но, читая пьесу, трудно избавиться от мысли, что видишь перед собой не живых людей, а характеры-схемы, выполняющие определенную функцию - донести до зрителя и читателя мнение автора. Эти люди - еще только первые «ростки» Просвещения, новой системы воспитания, предполагающей приобщение к трудам великих европейских просветителей. И в этом отношении пьеса также отражает правду жизни времен Фонвизина.

По сюжету и названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его настоящим «недорослем». На самом деле речь идет о воспитании в обычном для Фонвизина, тяготеющего к идеям Просвещения, широком значении этого слова, Хотя Митрофанушка - фигура второстепенная, пьеса не случайно получила название «Недоросль». История его воспитания объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы преодолеть нравственным воспитанием «скотские» пороки человеческой натуры. Комедия заканчивается известными словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Трагедия Простаковой состоит в том, что ее, лишенную власти, поидают все, даже любимый сын, Вот уж действительно верна пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Какие же чувства воспитывает в людях комедия Фонвизина? Отказ от стремления к личному благополучию, подчинение своих помыслов общему благу, общественной пользе, высокие нравственные ориентиры.