Домой / Для серых глаз / Как говорить с новорожденным для развития речи. Вместе познаем мир

Как говорить с новорожденным для развития речи. Вместе познаем мир

«Через месяц, мой зайчик, мы переедем. Мы с твоим папой много думали и решили найти квартиру поближе к его работе. Так он сможет раньше возвращаться и больше времени проводить с нами…» Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право знать о важных событиях в семье, которые касаются его самого и его будущего. Более того, знать это ему необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, благополучно расти и развиваться. Но как он поймет смысл наших слов, если сам еще не говорит? И до какой степени в общении с ним родителям стоит вдаваться в детали?

Не только о самом важном

Даже едва появившийся на свет младенец - тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие.

Нужно говорить не ребенку, а с ребенком - вести с ним диалог

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей - утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Однажды к ней на консультацию пришла буквально изможденная женщина: ее новорожденный сын тревожно спал и постоянно просыпался ночью. Она рассказала психоаналитику о том, что у нее был еще ребенок, который умер совсем недавно, и младшего назвали тем же именем, что и брата. Франсуаза Дольто обратилась к мальчику. «Я сказала ему, что брат на него не сердится, что он дал ему свое имя и что его мама, даже когда он спит, знает, что он не умер». Когда мать с сыном вернулись домой, младенец проспал десять часов подряд.

Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном. Это значит также говорить с ним непринужденно и легко, обо всем на свете и ни о чем особенном - как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства. «В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, - поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. - Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Открыто и честно

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка - языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого. «Нужно говорить не ребенку, а с ребенком, - объясняет разницу психолог Ольга Варпаховская, руководитель проекта «Зеленая дверца». - Это значит вести с ним диалог, находить равновесие между чересчур подробным общением и мимолетным».

Непросто приходится современным молодым матерям. «Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так, - говорит Борис Цирюльник. - Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно».

Кратко и в настоящем времени

Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль - в первый год жизни учит ребенка общаться. «Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, - рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. - Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова... Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот. Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения - появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, - продолжает Галина Филиппова. - Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает». Психолог рекомендует использовать настоящее время, ведь «младенец не владеет понятиями прошлого и будущего: первое представление о времени появляется у него не раньше двух лет. Лучше использовать настоящее время и говорить короткими, в два-три слова, утвердительными предложениями, например: «Смотри, собачка!», а не «Ты видишь черно-белую собачку, которая гуляет с нашей соседкой?».

Все… или почти все

Общаться с ребенком честно означает, что иногда придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, - рассказывает Галина Филиппова. - И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревоженна». Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала: если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку.

Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Главное не в том, чтобы произносить слова, но в том, чтобы общаться с ребенком по-настоящему

Но не надо навязывать грудному ребенку роль исповедника и изливать ему душу по любому поводу. Достаточно говорить с ним о том, что непосредственно его касается. Будь то траур, переезд или развод родителей - все эти события нужно ему объяснить. Франсуаза Дольто говорила, что даже присутствие на похоронах кого-то из близких помогает младенцу почувствовать себя «неотделимой частью семьи»

Голос отца

«Я разговаривал с дочкой с того самого дня, когда жена сказала мне, что беременна, - вспоминает 34-летний Дмитрий. - Произносил что-то вроде: «Привет, малыш, я твой папа. Вот подрастешь, и мы увидимся!» Я чувствовал какое-то особое, незнакомое прежде волнение и одновременно - свою ответственность». «Известно, что в утробе матери младенцы лучше слышат мужские голоса, - отмечает Ольга Варпаховская. - И после рождения ребенка прекрасно убаюкивают слова отца, его (уже знакомый) голос».

Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю». Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности». Когда мужа нет рядом, 32-летняя Татьяна говорит о нем со своим трехмесячным сыном: «Тебе нравится купаться? Твой папа тоже очень любит плавать!» Эти слова могут показаться бессмысленными, но они помогают поддерживать образ отца - ведь он так часто бывает в командировках.

Если не получается

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, - признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. - Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, - поясняет Галина Филиппова. - Но не нужно тревожиться: если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться». Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. «И совершенно нет необходимости непрерывно твердить ребенку «я тебя люблю», - добавляет Борис Цирюльник. - Чтобы младенец почувствовал нашу любовь, не обязательно ее формулировать».

С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя

Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие. Песенки, считалки, книжки - «их можно напевать, читать и рассматривать вместе, - советует нейропсихолог. - В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма». Именно так Наташа стала общаться со своими детьми: «Я почувствовала себя увереннее, когда нашла «свою» интонацию, нечто среднее между словами и пением. Я стала сочинять для них песенки на мотивы, которые сама помнила с детства».

Каждый родитель может выбрать свой собственный способ общения с ребенком. И если оно приносит искреннюю радость обоим, значит, на вопрос «как?» ими был уже найден лучший ответ.

Двигаясь к независимости

«Сейчас покушаем и пойдем спать», «Нам пора купаться!» - в первые месяцы воспринимая младенца все еще как продолжение себя, многие матери непроизвольно употребляют это общее «мы». «С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя, - рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. - Мать становится для него зеркалом, которое не только отражает, но и поясняет то, что с ним происходит, называет его желания, успокаивает».

Так появляется то, что психолог Эрик Эриксон называл «базовым доверием к миру» - вера в то, что мир, в котором мы живем, - в целом хорошее и надежное место. Такое чувство Эриксон считал главным результатом психического развития ребенка в первый год жизни. Однако через некоторое время «слитное» общение будет уже сдерживать развитие ребенка: в свои 11–13 месяцев он начинает делать первые самостоятельные шаги, и родителям важно поддержать это его движение к независимости. В этот момент из речи взрослых (в идеале) уходит «мы», и начинают развиваться новые отношения - «я» и «ты».

Недавно родившиеся дети видят мир совсем не так, как взрослые или даже детки постарше. Контуры окружающей обстановки не контрастны и несколько размыты. Внимание малыша можно привлечь яркой игрушкой. Но как только в поле зрения спокойно бодрствующего новорожденного появляется человеческое лицо, он проявляет большой интерес и может достаточно долго и внимательно его разглядывать. Легко заметить, что любой игрушке ребенок предпочтет человеческое лицо или то, что его напоминает (рисунок с глазами, носом, ртом).

Уже с первых минут после рождения, если малыш чувствует себя хорошо, он может разглядывать лицо мамы или папы и вступать в общение, имитируя выражение лица взрослого, издавая звуки. Для того, чтобы это увидеть, нужно запастись терпением, новорождённые и маленькие дети делают все гораздо медленнее, чем взрослый. Не отказывайте себе в удовольствии понаблюдать за новорожденным, пусть часть дел подождет! Это самое лучшее время, чтобы узнать малыша лучше. Такие наблюдения и общение помогут вам понять, что нравится именно вашему ребенку, а что нет, в чем он нуждается. Дети, родители которых за ними внимательно наблюдают и научились распознавать, по поведению малыша, в чем он нуждается, чувствуют себя более уверенно и поэтому меньше плачут, хорошо едят, активно развиваются.

В период новорожденности начинает закладываться базовое доверие к миру. От того, как будут строиться отношения новорожденного с ухаживающими за ним взрослыми, зависит будет ли воспринимать ребенок окружающий мир как безопасное место, где всегда есть кому помочь, где его понимают, или же как враждебное - где вечно происходит совсем не то, что нужно. Например, ребенку холодно, мокро или скучно, а его решили покормить, не разобравшись. Ведь нужно же кормить «по требованию»! Да, действительно маленькие дети часто бывают голодными, но не всегда, когда малыш плачет, он голоден. Или бывает так, что активная мама очень хочет с малышом пообщаться, но, не замечая, что он уже устал, тормошит его, поворачивает к себе, активно разговаривает, потряхивает. Поставьте себя на месте этого малыша: вам ужасно хочется спать, вас просто буквально «выключает», а вас трясут, что-то навязчиво говорят, поворачивают вашу голову или настойчиво предлагают поесть, тогда как вы предпочли бы погулять. Взрослый может сказать о том, как ему неприятно то, что делает другой человек, и неприятное воздействие прекратится, а у малыша очень ограниченные средства общения, важно уметь заметить знаки, подаваемые ребенком. В первое время можно пользоваться общими наблюдениями за младенцами, пока вы не заметите других, характерных только для вашего малыша, поведенческих знаков. Вот некоторые из них, пожалуй, самые важные:

Если ребенок не хочет есть, он либо отворачивается от груди, либо берет, но быстро отпускает ее.

Если ребенок устал от общения, он отворачивается, закрывает глаза, поднимает ручки, как бы прикрываясь, может даже срыгнуть, если продолжать стимулировать его внимание.

Если ребенок не успокаивается после того, как вы сменили ему подгузник, переодели, значит ему не это или не только это было нужно. Возможно, ему теперь жарко или наоборот холодно или он уже устал и нуждается в том, чтобы его укачали.

Многие дети не любят спать в одиночестве, по крайней мере, засыпать. Это легко можно понять по тому, что ребенок плачет, как только его пытаются уложить в кроватку. Он нуждается в тепле и близости взрослого и так это показывает.

Голодный младенец «ищет» грудь: поворачивает головку, широко открывает рот.

При слишком ярком свете малыш закрывает глазки, отворачивается, если это не помогает, начинает плакать.

Уже в первые недели внимательных наблюдений за ребенком каждый родитель сможет составить свой собственный дополненный список различных сообщений малыша. Это будет ваш особый «язык» общения, на основе которого рождаются звуки, обозначающие что-либо, жесты и затем слова.

Маленький новорожденный малыш – это уже человек, общение с крохой очень важный аспект, начинать беседы можно и даже необходимо еще во время пребывания в утробе матери. Малыш в это время узнает маму по голосу, чувствует ее психоэмоциональное состояние. У многих молодых мам возникает вопрос, как правильно разговаривать с новорожденным малышом во время первого года жизни. Главное, что необходимо понимать, это то, что грудной ребенок очень нуждается в общении, ему важны не только мамин взгляд, прикосновения, но и разговоры.

Что рассказать, о чем беседовать с грудничком? Да обо всем что угодно. Когда вы совершаете определенное действие, а малыш вас видит и понимает, расскажите ему, что вы делаете. Возможно, он не все поймет, однако сразу нельзя объяснить всего. Много противоречий нередко возникает по поводу сюсюкания с младенцем. Особенно не могут себя сдержать новоиспеченные бабулички, они хотят подарить ему море нежности и счастливых моментов.

Необходимость в беседах

Проводить беседы с малышом можно бесконечно. Ему непременно будет интересно послушать сказки или песенки, которые поют мама или бабушка, папа, дедушка, тетя, дядя и так далее. Вам ведь не сложно, а ему слушать взрослых очень интересно. Существуют даже определенные исследования, доказывающие, что ребенок, с которым родители постоянно разговаривают, развиваются очень правильно, беседы такого рода могут даже вылечить младенца.


Какие плюсы регулярного общения с грудным ребенком?

  1. Новорожденный малыш будет слышать голос родного человека и это позволит сохранять его спокойствие.
  2. Малыши пополняют свой словарный запас, узнают новое.
  3. У ребенка начинает работать память, если регулярно петь или рассказывать некоторые известные нам всем песенки, потешки или стихотворения.
  4. Вероятность возникновения логопедических проблем уменьшается в несколько раз.
  5. Психологи утверждают, что это поможет маленькому человечку сохранять спокойствие, он будет чувствовать эмоциональное состояние мамы, и сам непроизвольно будет успокаиваться.

Если малыш начал в определенное время отсутствия мамы стал переживать и звать ее, то непременно стоит откликнуться, он успокоится, когда услышит, что мама его слышит. Общаться с ребенком важно постоянно.

Как разговаривать с грудным ребенком?

Ребенок с момента рождения этом мире ничего пока еще не знает, но все это рассказать и показать должны ему его родители. Как разговаривать с ребенком? Ребенок нуждается в постоянном общении на протяжении периода своего бодрствования. Делитесь с ним своими рассуждениями и наблюдениями, жалуйтесь ему или радуйтесь с ним. Сохраняйте спокойствие, даже если ребенок начал капризничать, это поможет и ему сохранять спокойствие. В противном случае вы можете его напугать, и он начнет плакать еще больше.

Разговаривать с новорожденным малышом нужно спокойно, но в то же время и строго, если этого требует ситуация. Ребенок до года должен понимать интонацию мамы и других близких людей. Это позволит ему различать происходящую ситуацию, он быстрее правильно поймет, что означает «нет» или «нельзя».


Если вы находитесь в состоянии сильного эмоционального напряжения, то в это время не стоит разговаривать с новорожденным малышом, лучше переждите немного, успокойтесь, выпейте успокоительного чая.

Совет! Не стоит ссориться и браниться с близкими людьми в присутствии ребенка, это может навредить его психике, ведь ваша модель поведения откладывается в его сознании уже с грудного возраста.

Ребенок – это ваше отражение, в его общении вы сможете узнать себя. Если малыш нашкодничал, то ему необходимо объяснить, что так делать нельзя. Ни в коем случае не кричите на него, общение должно быть уравновешенным.

Регулярно перед отходом ко сну выделите время, это всего несколько минут, чтобы почитать ребенку сказки, стихотворения или спеть колыбельную песню. Проводите с новорожденным малышом больше времени в общении. Это позволит ему постепенно настроиться на сон и спокойно уснуть. Здоровый сон ребенка – это не только здоровье и нормальное эмоциональное состояние малыша, но и родителей, которые также смогут выспаться и забыть про нервные напряжения.

В грудном возрасте дружественные, веселые беседы смогут стать залогом того, что в более взрослом возрасте связь ребенка с родителями также будет тесной, необходимой.

Взаимопонимание между близкими людьми формируется с грудного возраста. Постоянно говорите ребенку о том, как вы в нем нуждаетесь, что он самый дорогой для вас человек. Обязательно ежедневно напоминайте ему, как вы его любите, говорите, какой он молодец, поощряйте его маленькие победы.

Что не нужно говорить ребенку? Никогда не говорите, что он плохой или неумеха. Это будет способствовать развитию у ребенка комплексов и обид, которые в жизни только мешают, а иногда, так и не дают осуществить мечту.

Оправдание, которое слышишь от мам и пап: «Я не знаю, о чём говорить с маленькими детьми», «Понятия не имею, как общаться с малышом. Вот когда он подрастёт».

Давайте посмотрим, действительно ли сложно придумать, о чём говорить с ребёнком до трёх лет, и как взрослым общаться с новорождённым.

Общение с новорождённым ребёнком

Наблюдая за взаимодействием мамы с младенцем, можно заметить, как меняется её манера говорить: тембр, скорость, интонация. Учёные употребляют термин «родительский/материнский язык» (parentese/motherese language). Его отличительные черты:

  • голос звучит чуть громче;
  • интонация чуть выше обычной, медленнее и мелодичнее;
  • гласные растянуты;
  • слова повторяются;
  • речь направлена на ребёнка и стимулирует его слух.

При этом не нужно путать такую манеру говорить с сюсюканьем, которое не развивает речь, потому что в реальности мы не общаемся так ни со взрослыми, ни с подросшими детьми.

Так о чём же говорить с новорождённым? И будет ли разговор с младенцем отличаться в зависимости от того, кто к нему обращается: мама, папа, бабушка?

Для грудничка не имеет значения, о чём вы говорите. Важнее ваш голос, интонации, улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему. При этом он в буквальном смысле смотрит вам в рот, проделывая колоссальную работу - имитируя ваши движения, овладевает речевым аппаратом.

Первый год взрослым придётся превратиться в «интерактивное радио»: радио потому, что чем больше говорят с малышом, тем больше способствуют его развитию и установлению доверительных отношений с ним, а интерактивное потому, что младенец не просто пассивный слушатель. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он замирает или, наоборот, начинает активно сучить ручками-ножками, улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор!

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я». Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека - лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

  1. Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» - перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» - при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» - во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки - хватунюшки…» - делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать - для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет

Около года ребёнок осваивает первые слова - начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью. Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:

  • не смеяться и не передразнивать,
  • следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.

В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?». Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность. Задача родителей - удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:

  • Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать ребёнку возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
  • Задавать вопросы и дожидаться реакции малыша, даже если это будет простой кивок головой.
  • Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
  • Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.

О чём говорить с ребёнком 2–3 лет

В 2–3 года дети осознают себя как отдельную личность - ярко проявляется позиция «Я сам!». Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке! Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом. Это также прекрасный ответ на вопрос: «О чём говорить с ребёнком на ночь?» Вспомните прошедший день или сочините историю, где он будет главным героем.

В этом возрасте дети делают первые попытки обозначать свои чувства. Важно показывать им пример и давать возможность для этого. Делитесь с ними своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • «Я радуюсь / печалюсь / сержусь, потому что…»
  • «Я вижу, ты расстроился, так?»
  • «Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение? Отчего тебе становится весело / грустно».

К трём годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. С трёхлетками можно играть в языковые игры. Но об этом мы поговорим в нашей следующей статье.

Какие этапы развития речи или трудности вам хотелось бы обсудить подробнее? Напишите нам!

Новорожденный ребенок – это особенный человек. Все системы организма малыша после его появления на свет перестраивают свое функционирование в соответствии с новыми условиями.

Ошибки при уходе за ребенком на данном этапе могут сказаться на его здоровье и характере и в текущий момент, и позже. О некоторых из них можно узнать ниже.

Нежелание учиться

Молодые родители часто уповают на опыт старших родственников, не желая самостоятельно находить информацию. И очень зря. Потому что медицина и психология развиваются. Обновляются рекомендации по уходу за новорожденными.

То, что раньше было вредным, сегодня может быть полезным, и наоборот. Имея возможность дать сыну или дочке «передовое воспитание», родители предпочитают полагаться на устаревший и, к сожалению, уже вызывающий сомнения в полезности опыт своих бабушек и мам.

Надо помнить: для младенца характерны состояния, отражающие процесс адаптации и не являющиеся болезнью: желтушность или покраснение кожи, припухлость в области головы, расстройство стула и многие другие. Важно знать, как проявляют себя нормальные переходные явления, и не пугаться их.

Боязнь дотронуться до крохи способствует развитию деформаций позвоночника и черепа.

Есть рекомендация отойти от привычной традиции «смотрин» в первые недели жизни. Новорожденному надо время, чтобы «перенять» микрофлору мамы и укрепить свой иммунитет. Многочисленные гости могут «принести» не знакомые организму малыша бактерии и вирусы, с которыми его иммунитет пока не может быстро справиться.

Перегревание ребенка

Особенностями терморегуляции новорожденных являются:

— склонность к переохлаждению вследствие недостаточного развития подкожной жировой клетчатки;

— склонность к перегреванию из-за недостаточного потоотделения;

— неспособность быстро подстраиваться под изменение температуры окружающей среды.

Родителям постоянно кажется, что малышу холодно. Поэтому его комната самая теплая. И дома, и на прогулке на нем много одежды. Постоянно ощупываются носик, пятки и ладошки.

Но эти части тела и в нормальном состоянии более прохладные, чем, например, живот, потому что «периферические». Они не должны быть слишком холодными, но не стоит ждать, что они всегда будут очень теплые. Перегреть ребенка так же просто, как переохладить.

Нельзя долго гулять с младенцем, находящимся в закрытой коляске, под открытым солнцем. Коляски, даже светлые, нагреваются, и внутри них становится душно и жарко. Прогулки на свежем воздухе полезны, но стоит предпочесть тень.

Когда ребенок спит, нужно его накрывать, но не укутывать.

Эмоциональная нестабильность

Прежде всего, нестабильности эмоций подвержены мамы. Это объясняется:

— перестроением гормонального фона;

— незнанием правил ухода и, как следствие, возникновением разных неприятных ситуаций;

— усталостью от рутинных задач и частого плача ребенка;

— беспочвенным волнением.

Речь мамы при общении с малышом должна быть не только ласковой, спокойной и тихой – важна уверенность голоса. Такие интонации успокаивают младенца, делают и его уверенным, что все в порядке.

Есть наблюдение, что тревожные и неуверенные в себе мамы чаще жалуются на плаксивость и капризность детей.

Не нужно искажать слова и сюсюкать. Такая речь не несет никакой ценности.

Новорожденный не способен различать эмоции взрослого. Но ему неприятна очень громкая речь: она для него раздражитель, который негативно влияет на развитие нервной системы. Поэтому ни злой крик, ни громкие возгласы восхищения неприемлемы в общении.

Часто малыша стараются развлечь самыми разными игрушками, но не учитывают, что ему сложно справиться с избытком информации. Он начинает капризничать.


В заключение – 10 рассмотренных ошибок.

1. Молодые родители не изучают заранее вопросы ухода за ребенком и предпочитают опираться на опыт старших поколений.

2. Физиологические состояния новорожденных вызывают подозрение, что младенец заболел.

3. Боязнь дотронуться до ребенка, взять его на руки.

4. Приглашение многочисленных гостей на «смотрины».

5. Слишком теплая одежда для малыша в домашних условиях и на прогулке, укутывание. Носик и пятки прохладные – младенец замерз.

6. Долгие прогулки на солнце с ребенком, находящимся в закрытой коляске.

7. Неуверенность и тревожность матери.

8. Сюсюканье, искажение слов.

9. Очень громкие возгласы, направленные к малышу, независимо от их эмоциональной окраски.

10. Желание развлечь новорожденного максимальным количеством игрушек.

Чтобы ребенок развивался нормально и физически, и психически, родители должны дать ему все необходимое в уходе и общении уже в период новорожденности. Это время, когда закладывается фундамент будущей жизни.

Внимание, терпение и забота, подкрепленные уверенными теоретическими знаниями в уходе, – это обязательные требования ко всем родителям.