Домой / Для серых глаз / Как сплотить семью, когда все сложно. Что объединяет семью? Привычки для сплочения семьи роль семьи

Как сплотить семью, когда все сложно. Что объединяет семью? Привычки для сплочения семьи роль семьи

Давление у подростка.

Давление скачет из-за того, что рост физиологический не соответствует росту внутренних органов. Обратитесь к врачу - он назначит терапию, направленную на укрепление сосудов, витаминотерапию, умеренную физическую нагрузку.


Возможно, сегодня роль семьи в нашем обществе не так высока, как в прежние времена. Тем не менее, она остается одной из главных ценностей, и семейные традиции призваны укреплять отношения родителей и детей. Мы поговорим о том, как развивать и находить новые традиции, почему это так важно, и какое влияние подобные ритуалы оказывают на ребенка.

В чем польза семейных традиций?

По мнению психологов, семейные традиции очень важны и для взрослых, и для детей. Малышам они помогают видеть в родителях не только строгих воспитателей, но и веселых друзей. Также ритуалы дают прочувствовать, что семья - это единое целое, а не просто «старшие» и «младшие». В такую семью хочется возвращаться уже выросшим детям снова и снова.

В детские годы семейные традиции дарят ребенку ощущение целостности и уверенности в своих родителях. Он точно знает, что у него и мамы с папой есть общие интересные занятия, и он не будет покинут один в своей комнате. А впоследствии приятные воспоминания служат фундаментом для создания традиций уже в новой семье.

Как развивать семейные традиции?

Даже если вам кажется, что в вашей семье нет никаких общих традиций - это не так. Наверняка у вас есть маленькие ритуалы, на которые вы просто не обращаете должного внимания. Например, вы просите ребенка помогать делать тесто для печенья или в выходные устраиваете поход за покупками. Этим рутинным мелочам можно добавить интересные детали и сделать их предметом семейной гордости. Говорите детям, как вы рады, что скоро будете печь их любимое печенье и с нетерпением ждете их помощи на кухне. Конечно, труды должны увенчаться приятным чаепитием, за которым каждый по очереди расскажет последние примечательные события.

Кстати, новые семейные традиции не обязательно изобретать, их вполне можно «арендовать». Расспросите своих друзей с детьми, что они любят делать все вместе. Если вам понравилась идея вечерней игры в «Монополию», почему бы не повторить ее у себя дома? Не бойтесь новых идей и ритуалов, изучайте их и смело заимствуйте подходящие!

Конечно, в этом деле важно не переусердствовать с уговорами и напором. Видя, что детям совершенно не хочется собираться каждый день на утреннюю пробежку, не заставляйте их, пусть это и кажется вам прекрасной здоровой идеей. Кроме того, по мере необходимости подыскивайте замену устоявшимся традициям, когда они перестают вдохновлять членов семьи.

Основные семейные традиции

Каждая семья самостоятельно выбирает подходящие для себя ритуалы. Однако есть традиции, проверенные веками и направленные именно на сближение детей и родителей, поэтому их будет полезно взять на заметку.

Прежде всего, это сбор всех членов семьи за обедом или ужином, где они делятся между собой новостями и впечатлениями в дружественной обстановке. В идеале, это должно происходить каждый день, и еще столетие назад так и было. Но сегодня мы привыкли спешить и перекусывать на ходу в свободную минутку, накрывая на стол только детям. Поэтому стоит попробовать возродить традицию семейных обедов хотя бы раз в неделю.

Настольные игры - занятие, от которого без ума люди всех возрастов. Они всегда ассоциируются с веселым времяпрепровождением и связывают родителей и детей, помогая всем почувствовать себя равными. Подберите понравившуюся всем игру: это может быть лото, домино, монополия, скрэббл или просто совместное собирание паззлов.

Другая незаслуженно забытая традиция - семейный фотоальбом. Мы уже привыкли хранить все снимки в электронном формате. Однако почему бы не распечатывать самые удачные фотографии и не наклеивать их в большой красивый альбом, который потом будет пересматриваться не один год? Эти картинки можно сопровождать забавными надписями или рассказывать детям события, связанные с запечатленным днем. Так пишется целая семейная история!

Как вы думаете, что объединяет семью и что делает ее сплоченной? Конечно же, не сам факт нахождения под одной крышей, не штамп в паспорте и не непосредственное родство. Семью объединяют общие устремления, занятия, интересы и грамотное разрешение конфликтов, которые являются естественной составляющей нормального функционирования любого коллектива.

На этапе влюбленности обычно не требуется никаких особых усилий, чтобы успешно разрешать споры. Как правило, влюбленные стараются не конфликтовать, поскольку хотят больше нравиться. Но потом гормональный фон приходит в норму, снижается накал эмоций, рождаются дети и вслед за ними появляются дополнительные проблемы, поэтому пара, не умеющая разумно разрешать свои конфликты, все чаще увязает в атмосфере хронической ссоры, испытывая раздражение от неудавшихся попыток что-либо исправить. И постепенно отдаляется друг от друга.

Конфликты в семье случаются по самым различным причинам: начиная от мелких бытовых неприятностей и заканчивая вселенскими противостояниями. И проявляются они по-разному: кто-то спокойно говорит, кто-то кричит, кто-то дуется по две-три недели.

И если в семье произошел конфликт, это нормально. Это означает, что члены семьи небезразличны друг другу, а их отношения развиваются. И чтобы при наличии конфликтов семья оставалась сплоченной, нужно правильно их решать, вовремя вскрывая их истинные причины и работая с ними.

Причины семейных конфликтов

  • Обычно ссоры, споры и противостояния возникают из-за неудовлетворенных потребностей одного или нескольких членов семьи. Эта потребность может быть личностной, физиологической или эмоциональной. Неудовлетворенная потребность вызывает сильное напряжение, которое никак не помогает испытать удовлетворение. Долго жить в напряжении человек не может, поэтому возникает конфликт.

Приведем пример. Одна моя знакомая семья чуть не развалилась из-за игровых автоматов. Красавица жена Ирина, спокойный работающий муж Игорь, любознательный ребенок. Все было совершенно безоблачно, пока из квартиры не стали пропадать деньги, вещи и накопления со счетов. Муж все время называл разные причины. Однажды Ира не нашла денег, отложенных на еду. Когда Игорь во всем признался, был жуткий скандал с киданием посуды и разбиванием окон. Ребенок, по счастью, был у дедушки.

Ира с Игорем не смогли быстро решить проблему, часто ругались, ребенок чувствовал конфликт, стал плаксивым, капризным. Позже к скандалу подключилось и пожилое поколение семьи. Свекровь обвиняла во всем Иру: «Ты не пара моему сыну, не умеешь его заинтересовать, плохо готовишь, вот он и сбежал к автоматам. И радуйся, что не к любовнице». Мама Иры обвиняла

Игоря в неуспешности, нерадивости и ленивости. А дедушка вообще хотел забрать внука к себе.

Как мы видим, семья разобщилась, а конфликт вскрыл и другие подавляемые потребности каждого. И ведь никто не спросил Игоря: «А зачем ты это делал?»

  • Тут и всплывает вторая причина семейных конфликтов – нехватка информации для принятия решения. Зачастую не все члены семьи говорят о своих взглядах, интересах, потребностях, пока это не всплывет в конфликте. Кому-то некогда об этом говорить, кому-то стыдно и так далее.

Что делать, если в семье произошел конфликт

  1. Удалить с «поля боя» детей. Дети очень эмоциональны и травматичны, они не должны лицезреть ни оскорбления, ни метание посуды, ни разбивание окон. Не говоря уже о физическом воздействии. Если вам хочется поругаться, прогуляйтесь на улицу или тихо выясняйте отношения во время сна ребенка, в крайнем случае в другой комнате.
  2. Включить свою мудрость, разумность и спокойствие. Без всего этого невозможно эффективно решить проблему.
  3. Понять, что конфликты – это нормально. И отстаивание своей точки зрения – тоже.
  4. Остановить посторонних лиц с их потребностями. В приведенном примере Ире полезным было бы остановить свекровь так: «Мы сейчас обсуждаем игровые автоматы, а не меня. Спасибо вам за то, что переживаете за нас. Мы разберемся сами». Ирину маму можно было бы остановить так: «Спасибо тебе за поддержку. Пожалуйста, не оскорбляй моего мужа. Мы разберемся сами».
  5. Установить истинную причину конфликта. Как показывает практика, человек, встревая в проблемы, не думает о других и тех последствиях, проблемах, которые он принесет семье. Другими словами, человек целенаправленно не ставит своей задачей навредить семье.

В данном случае важно без эмоций рассказать виновнику, к каким последствиям привело его поведение. Также важно описать свои эмоции. Дальше потребуется спросить: «А зачем/почему ты это сделал? Что хотел? Чего не хватало?» Иногда для этого может потребоваться помощь психолога. Позже в откровенной беседе с Игорем выяснилось, что на него очень давила авторитарность жены, ему не нравилось жить «по плану» и очень хотелось «азарта, эмоций, драйва».

  1. Вместе придумать альтернативные безопасные способы удовлетворения этих потребностей. В нашем примере Игорь увлекся парашютным спортом и стал активно участвовать в городских квестах. А Ира пошла работать учителем и реализовывала свою авторитарность в классном руководстве.
  2. Вместе придумать, как устранить последствия. Игорь по своей воле прекратил общение с игровыми автоматами, вернул деньги, купил необходимые вещи и стал проводить больше времени с семьей.
  3. Не возвращаться к пройденному. Если конфликт действительно решен, категорически нельзя обсуждать его дальше. Даже в качестве примера. Как говорится, «кто старое помянет – тому глаз вон».

Желаю вам не стесняться вовремя озвучивать семье свои потребности, реализовывать их безопасными способами, и тогда все будет хорошо.

Ольга Нагорнюк

5 способов сплотить семью

Семья — это люди, рядом с которыми ты ощущаешь себя по-настоящему счастливым. С ними не всегда легко и просто, но без них пусто и одиноко.

Почему портятся отношения в семье

Дружная семья, как надежный тыл, где всегда готовы выслушать и помочь советом, поддержать и подставить плечо. Создание крепкой семьи — целая наука, доступная, увы, не всем.
Почему кто-то отмечает бриллиантовые свадьбы, а чей-то брак распадается на первом году жизни? Отчего в одних семьях царят мир и понимание, а в других — постоянные склоки и ссоры? Причин разлада семейных отношений много, но мы отметим самые распространенные.

1. Быт. Конфетно-цветочный период, окутанный флером романтики, рано или поздно неизбежно подходит к концу, и наступают обычные будни. Планирование бюджета , обеспечение нужд семьи, стирка, готовка, уборка, раздражающие привычки супруга/супруги становятся серьезной проверкой отношений на прочность.

Психологически незрелые пары распадаются. Те же, кто с честью проходят испытание рутиной и сохраняют свои чувства, получают хороший шанс «жить долго и счастливо».

Романтика в семейных отношениях должна присутствовать всегда. Мужчины, дарите своим женам цветы, просто, без повода, делайте им маленькие презенты, позволяйте чувствовать себя желанными и единственными, и они навсегда отдадут вам свое сердце.

Милые дамы, привносить романтику в отношения можете и вы. Приготовьте романтический ужин, посетите с мужем место вашего знакомства, отметьте годовщину первого поцелуя. Мужчины не сентиментальны, но способны оценить ваше желание сделать им приятное.

2. Борьба за власть. В адаптационный период, когда происходит «притирка» характеров, этот этап проходят многие семьи, но преодолевают не все. В парах, где один из супругов является безусловным лидером, а второй — ведомым, более сильная половинка зачастую перегибает палку, подавляя волю и морально угнетая своего партнера. Такой брак либо распадется, либо будет несчастливым.

Супружество — это партнерство, которое строится на любви и взаимном уважении. Если вы сильнее, будьте и мудрее: позвольте своему любимому или любимой иметь собственное мнение, учитесь уступать, только тогда у вашего союза будет будущее.

Парам, в которых оба партнера являются сильными личностями и пытаются «перетянуть одеяло на себя», психологи советуют искать компромиссы. В данном случае уступки в ущерб своему «я» являются не проявлением слабости, а мудрым решением, позволяющим сохранить семейные отношения.


3. Карьера. Амбициозность — хорошее качество, если оно не идет вразрез с интересами семьи. Когда же карьера заставляет сутками пропадать на работе, позабыв о супруге и детях, семейному счастью приходит конец.

Всегда находите время для родных. Составляйте рабочий график так, чтобы достаточно времени уделять семье. Дав обещание провести с родными субботний вечер или уик-энд, держите слово. Помните: работа приносит доход и самоудовлетворение, но не заменяет тепла человеческого сердца.

4. Появление ребенка и несовпадение взглядов родителей на его воспитание. Рождение малыша заставляет взрослых полностью перестроить свою жизнь и пересмотреть старые привычки.

Людям, привыкшим вести определенный образ жизни, приходится в корне его менять: переходить на другой режим дня, отказываться от любимых способов проведения досуга, учиться думать в первую очередь о потребностях ребенка, а потом уже о собственных желаниях.

К этому оказываются готовы не все. Прежде чем зачать малыша, будущие мама и папа должны осознать, что с рождением ребенка на их плечи ляжет огромная ответственность, от которой нельзя будет отмахнуться. Мужу не следует перекладывать на жену все заботы по уходу за малюткой, но и жене не стоит упрекать папу, вернувшегося уставшим после ночной смены, в нежелании поиграть с малышом.


Часто причиной семейных ссор становятся различия во взглядах родителей на методы воспитания детей. Папа ругается и хватается за ремень, а мама пытается избежать наказаний и действовать уговорами.

В таких ситуациях нужно идти по пути поиска компромиссов. Почитайте литературу по педагогике, посетите психолога и выслушайте советы специалиста по выстраиванию отношений между родителями и детьми. Взгляд со стороны позволит оценить правильность своего поведения и сделать соответствующие выводы.

5. Невысказанные и нерешенные проблемы. Иногда один из супругов, желая избежать конфликта, не высказывает своей второй половине недовольство ее поведением, скрывая и подавляя в себе связанные с этим отрицательные эмоции. Подобное чревато серьезными проблемами и разрывом отношений.

Негатив, как снежный ком, со временем накапливается, и приводит к серьезному конфликту. Поэтому психологи рекомендуют быть открытыми в семейных отношениях, не бояться общаться, учиться тактично высказывать свое недовольство и находить причины возникновения взаимных претензий. В этом вам поможет статья «Не навреди ребенку! Правила для ссорящихся родителей» .

6. Различные взгляды на жизнь и отсутствие общих интересов. Противоположности притягиваются, поэтому среди семейных пар немало таких, где супруги кардинально отличаются друг от друга взглядами на жизнь. Он предпочитает пешие походы с рюкзаком и песнями у костра, а она любит театр и художественные галереи. Они ссорятся, не желая уступить друг другу, реже бывают вместе, вынося тем самым приговор семейной жизни.

Какой выход? Идти на уступки. Чередуйте вылазки на природу с посещением театра. Найдите общие увлечения и интересы, подыщите хобби и занятия, которые были бы по душе обоим, станьте основателями новых семейных традиций, позволяющих больше времени проводить вместе.

Семья предполагает самопожертвование. Если вы к этому не готовы, значит, вы еще не нашли человека, с которым хотели бы прожить всю жизнь.

5 способов сплочения семьи

Что может сплотить семью? Универсального правила, позволяющего примирить конфликтующих членов «ячейки общества», помочь им понять друг друга и превратиться в дружное семейство, не существует. Однако есть несколько рекомендаций, которые помогут решить проблему поколений и поспособствовать объединению семьи:

  • создавайте семейные традиции и ритуалы. Совместное украшение новогодней елки, поездки всем семейством к старейшине рода, регулярные совместные походы за покупками , воскресные обеды полным составом за празднично сервированным столом — такие традиции объединяют и дают возможность каждому почувствовать свою причастность к тому, что называется простым и емким словом «семья»;

  • совместно принимайте важные решения. Выносите на обсуждение семейного совета вопросы, связанные с местом летнего отдыха, проведением ремонта, организацией дней рождения, покупкой домашнего питомца и пр. Так формируется доверие, которое является основой партнерских отношений и понимания между поколениями;
  • проводите вместе досуг. Всей семьей путешествуйте, посещайте театры и кинотеатры, выставки, бывайте в парках отдыха и устраивайте ужины в кафе. У вас появятся совместные воспоминания и темы для бесед, которые помогут сблизиться еще больше;
  • дарите друг другу подарки. Не считайте это исключительно мужской прерогативой. Поверьте, представителям сильной половины человечества тоже приятно получать презенты;
  • найдите общее увлечение: занятия спортом, рыбалка, танцы, кулинария. Делать что-то сообща — веселое занятие, сближающее и заставляющее забыть о конфликтах и неурядицах. Хобби помогает снять стресс и снижает детскую агрессивность , прививает полезные навыки и снимает с повестки дня вопрос о проведении досуга.

У каждой семьи свой рецепт счастья и свой путь, который помогает достигнуть взаимопонимания и пронести сквозь годы любовь и уважение. Ничто не дается просто так. Мудрость, терпение, готовность уступать и прощать помогают сохранить доверие и понимание родных и близких людей, без которых жизнь теряет смысл.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В современной психологии накопилось большое количество исследований по проблемам развития семьи, нарушений функционирования семьи, детско-родительских отношений и т. п. Вместе с тем, исследователи отмечают, что в условиях социальной нестабильности большинство людей испытывают острую потребность в принадлежности к более устойчивым общностям, среди которых первое место принадлежит семье.

В родительскую семью человек включается по факту рождения и идентифицируется с ее членами в процессе воспитания и усвоения семейных традиций. Стабильное функционирование супружеской семьи нуждается в опоре на средства, усиливающие ее сплоченность. Психологическими средствами поддержания внутрисемейных отношений могут стать ритуалы как вновь созданные и значимые для всех членов семьи формы взаимодействия.

Используя понятие «ритуал», следует выявить его содержание и отграничить от терминов, близких по значению. Так, согласно общепринятым взглядам, традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения. Обряды - это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человека (обряды инициации, брачные обряды, сельскохозяйственные, календарные и др.). Обычаи - это стереотипный способ поведения, который воспринимается в определенном обществе или социальной группе как привычный для членов этой группы (обычай деревенских жителей ложиться рано спать). Привычка - это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности (чистить зубы).

В отличие от перечисленных терминов, ритуалы - это понятие, введенное в психологию развития Э. Эриксоном (1966). Согласно его теории, ритуалы - это повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия. Ритуалы - это формализованные, стереотипизированные,.индивидуализированные формы взаимодействия между людьми, их значение не выступает в качестве объекта рефлексии участников взаимодействия. В соответствии с законом биполярности, по Э. Эриксону, существуют ритуалы и ритуализмы. Следующие отличительные признаки характеризуют подлинные ритуалы:


  • их общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;
  • развитие по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий на более поздних этапах приобретают символическое значение;
  • игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях.

Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы. В противоположность этому, ритуализмы - повторяющиеся действия, из которых выхолощено (исчезло) духовное содержание, они носят дисфункциональный характер.

В способности к ритуализации межличностных отношений Э. Эриксон видел возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.

В педагогической системе А. С. Макаренко (1951) ритуалам и традициям отводится особая роль в идентификации личности с коллективом и его сплочении. В качестве примера можно назвать ритуал приема в колонию, сопровождающийся торжественным сжиганием лохмотьев вновь прибывших; выдача форменной одежды; неукоснительное соблюдение почести знамени; специальная терминология и др. Так, на практике, намного опередившей теорию, было показано, что подлинные ритуалы способствуют нормативному регулированию функционирования группы, координируют поведение каждого для достижения общей цели.

Семейные ритуалы были предметом изучения в Миланской школе системной семейной психотерапии (М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Д. Прата и др.). Здесь были выделены следующие типы семейных ритуалов:


  • ритуалы повседневной жизни (прием пищи, отход ко сну, встреча, прощание);
  • ритуалы внутрисемейного календаря (дни рождения, годовщины);
  • ритуалы празднования событий, отмеченных во «внешнем» календаре (Рождество, Новый год);
  • ритуалы жизненных циклов (свадьба, рождение ребенка, смерть).

В соответствии с временной характеристикой представлены также виды семейных ритуалов. Это минимизированные ритуалы, связаные с неприятными переживаниями для членов семьи:


  • муж пьет - жена и дети избегают совместных праздников с другими семьями;
  • прерванные ритуалы, связанные с переездом, разводом, войной, смертью близкого человека;
  • жесткие ритуалы, для которых характерны действия, выполняемые автоматически, в таких семьях мало веселья, игривости;
  • обязательные ритуалы, отличающиеся напряжением для людей, которые его не ждут, но изменить ничего не могут (религиозные ритуалы для атеистов);
  • гибкие ритуалы, изменяющиеся с течением времени (ребенок становится подростком и меняется ритуал отхода ко сну).

Семейные ритуалы могут выступить в качестве психологических орудий или средств в формировании сплоченности внутрисемейных отношений.

Сплоченность как интегральная характеристика семьи включает в себя определеную степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу, а также сформированность семейного самосознания, когнитивный аспект которого - образ «Мы» , а аффективный аспект - чувство «Мы» . В исследованиях Д. Олсона выделено четыре уровня сплоченности семьи .


  • Разобщенный тип семьи - члены семьи почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение.
  • Разделенный тип семьи - члены семьи способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу, принимать совместные решения, несмотря на то, что их взаимоотношения отличаются некоторой эмоциональной разделенностью.
  • Запутанный тип семьи - существуют крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга.
  • Объединенный тип семьи - характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях. Члены семьи часто проводят время вместе, это время для них важнее, чем время, посвященное индивидуальным интересам.

Д. Олсон считает, что раздельный и объединенный типы семьи являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное функционирование семьи. Семьи с разобщенным и запутанным типом сплоченности являются проблемными.

В концепции М. Боуэна неадекватно сплоченная семья характеризуется сверхблизостью членов семьи, чередующейся с периодами взаимного отчуждения , эмоциональной зависимостью членов семьи друг от друга и регидностью отношений между ними.

Согласно нашему предположению, семейные ритуалы могут быть тем инструментом (психологическим орудием, по Выготскому), который поможет изменить устойчивые, но нефункциональные способы взаимодействия в семье . Анализ литературных источников, раскрывающих особенности гармоничной и дисфункциональной семьи (М. Боуэн, В. Н. Дружинин, К. Витакер, В. Сатир, А. С. Спиваковская и др.), позволяет конкретизировать понятия функционального и дисфункционального ритуала в семье.

Функциональные ритуалы представляют собой нормы (образцы, способы) конструктивного взаимодействия членов семьи , основанные на соглашении между ними и возобновляющиеся через определенные промежутки времени в повторяющихся обстоятельствах. Они могут включать конкретные действия в их ролевой и временной последовательности. Функциональные ритуалы отличаются гибкостью, они соответствуют индивидуальным нуждам членов семьи и приемлемы для них. Функциональные ритуалы способствуют поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне.

Дисфункциональные ритуалы представляют собой способы неконструктивного поведения , периодически повторяющиеся в семье. Они закрепляют неэффективные отношения между членами семьи и не соответствуют потребностям личностного роста. Дисфункциональные ритуалы отличаются ригидностью и способствуют поддержанию завышенного или заниженного уровня сплоченности семьи.

В нашем эмпирическом исследовании проведен опрос двух групп взрослых людей о ритуалах, имеющих место в родительской и супружеской семье. Группа А - студенты Арзамасского государственного педагогического университета, живущие в родительской семье (195 человек).
Группа Б - люди от 25 до 45 лет, имеющие семью и ребенка (62 человека). Эта группа влючает четыре подгруппы:
люди, состоящие в браке;
люди, находящиеся в разводе;
матери-одиночки;
вдовы/вдовцы.

В ходе опроса выявлялись семейные ритуалы в родительской и супружеской семье, их роль в жизни семьи, мотивация к сохранению ритуалов родительской семьи в будущей супружеской семье. Было получено описание 672 семейных ритуалов. Несмотря на заинтересованое отношение респондентов к опросу, обнаружились трудности вычленения ритуалов из обыденной жизни. Как правило, участники опроса не задумывались о значении семейных ритуалов. Опрос помог им по-новому посмотреть на этот феномен и оценить его значение в жизни семьи. Заметим, что для наших респондентов слово «ритуал» имеет более узкий, житейский смысл, и для того чтобы выявить повторяющиеся события, имеющие значение для всех членов семьи, во время беседы мы использовали словосочетание «традиционные события».

На рис. 1 представлена частота упоминаемых семейных ритуалов в группе А.

Приведем примеры семейных ритуалов респондентов группы А:

«Причащаемся в церкви преред новым учебным годом», «27 ноября отмечаем престольный праздник нашего села», «Каждую весну папа ездит на рыбалку на Волгу. После его приезда в первый же день мы устраиваем рыбный праздник - жарим рыбу, ставим ее на стол прямо на сковороде. Варим уху и едим ее деревянными ложками», «На День Победы идем на кладбище на могилу к дедушке, участнику ВОВ», «Хлеб в семье режет только папа - он главный в семье», «День Семьи - день свадьбы родителей», «Фотографии на память в день рождения», «На каждый праздник отец готовит свое коронное жаркое», «Отмечаем дедушкино второе рождение - выздоровление после тяжелого ранения во время войны», «У нас есть традиционное воскресное блюдо», «Обмываем покупку новой вещи», «Каждый вечер папа приходит с работы и приносит шоколадку, и мы вместе пьем чай», «Задушевные песни за столом, на природе», «1 сентября обязательно покупаем торт».

Семейные ритуалы респонденты связывают, прежде всего, со сплоченностью семьи, формированием позитивного эмоционального фона, психологического комфорта. Оценивая роль ритуалов в жизни семьи, респонденты говорили:

«Благодаря традициям, семья станет более сплоченной», «Они делают нас добрее друг к другу», «Умножают радости, умение доставлять удовольствие своим родным», «Дают возможность встречи всех родственников, многие из которых живут в разных городах».

На рис. 2 представлена оценка функции семейных ритуалов респондентами группы А.

Анализ ответов людей, имеющих или имевших супружескую семью (группа Б), позволил показать, что репертуар семейных ритуалов отличается в зависимости от типа семьи. Респонденты из полной семьи чаще всего называют, эмоционально и подробно описывают разнообразные ритуалы, связанные с жизнью семьи, с общепринятыми и семейными праздниками:

«Муж - хозяин гаража, погреба, прихожей в доме: чистит обувь, верхнюю одежду, убирает несезонную обувь», «На Новый год все вместе наряжаем елку, приглашаем Деда Мороза, кладем подарки под елку», «Отмечаем день свадьбы каждый год - дарим друг другу подарки, организуем ужин при свечах», «Стараемся выходные проводить с семьей, еще лучше - на природе», «Играем в карты», «В пятницу всей семьей идем в баню, пьем пиво с рыбой», «Вся семья всегда ужинает вместе», «Каждый вечер стараемся устроить маленький праздник. Покупаем вкусности, пьем чай, обсуждаем прошедший день (только вечером у нас есть час-два, которые мы проводим вместе)».

Респонденты из неполных семей чаще всего называют ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и семейных праздников: «На день рожденья печем пирог, вечером собираемся вместе», «Дочь кормит крысу и убирает ее клетку, а сын ухаживает за котом» (рис. 4).

Матери-одиночки указывают только ритуалы, связанные с встречей семейных праздников, общепринятых праздников и совместным отдыхом: «Хорошо встречать гостей», «Отмечаем день рожденья дочери с ее подругами, готовим развлекательную программу» (рис. 5).

В семьях вдовы (вдовца) называются ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и празднованием семейных событий: «Каждый член семьи убирает за собой сам: моет посуду, убирает постель», «Наши летние дни рожденья всегда отмечаем на природе, у воды» (рис. 6).

На основе высказываний респондентов группы А и группы Б о частоте, разнообразии и роли ритуалов в их семейной жизни были выделены уровни сплоченности семьи . Критерием иерархической последовательности уровней сплоченности служит количество существующих в семье различных типов семейных ритуалов (от 0 до 10) .

«Сплоченность 10-9» отличается не только большим количеством названных ритуалов, но и их подробным эмоциональным описанием. Часто упоминалась взаимопомощь, хорошие отношения в семье, совместная деятельность членов семьи.

На уровне «Сплоченности 8» молодые люди указывали, что проблемы в семье есть, но это нормальная ситуация.

Для «Сплоченности 7» характерно желание молодых людей улучшить ситуацию в родительской или в будущей супружеской семье. Общая тенденция ответов, относящихся к уровню «Сплоченность 6», состояла в признании трудностей в семье, отчужденности членов семьи друг от друга.

«Сплоченность 5» и «Сплоченность 4-3» относятся к неблагополучным семьям; респонденты указывали на возможные, с их точки зрения, причины этого неблагополучия. Людям, сплоченность семьи которых оценивается низкими баллами (4-1), трудно было вспомнить семейные ритуалы и говорить о преемственности традиций в семье. Вместе с тем, у этой части опрашиваемых были отчетливо выражены позитивные ожидания от включения ритуалов в жизнь семьи .

Введение в ходе коррекционной работы специально разработанных для каждой конкретной семьи функциональных ритуалов будет способствовать укреплению семьи, повышению уровня ее сплоченности. Новые ритуалы могут стать тем психологическим средством, которое позволит членам семьи сочетать индивидуальную независимость с семейным самосознанием, основанным на близких, эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи, открытости коммуникации, гибкости семейных ролей.

Проверка этой гипотезы осуществлялась в условиях Центра социально-психологической помощи семье (г. Арзамас). Семьи, обращающиеся за психологической помощью, как правило, отличаются неудовлетворенностью супружескими отношениями, неэффективными детско-родительскими отношениями, имеют неразвитую систему семейных традиций. Уровень сплоченности в этих семьях чаще всего занижен (разобщенный тип сплоченности семьи). Это проявляется в нарушении семейной коммуникации, эмоциональном дистанцировании членов семьи, несогласованном поведении, трудностях оказания поддержки друг другу, отсутствии общих интересов.

Насаждение новых ритуалов на практике

Проанализируем подробнее ситуацию в семье П.

В этой семье у обоих супругов существует желание сделать «лучше для семьи», что означает - контролировать поведение, в том числе и выпивку мужа (со стороны жены), не вступать в открытые конфликты с женой, но не сдавать своих позиций (со стороны мужа). Напряженные отношения между супругами регулируются с помощью проблемного поведения сына-подростка. Он начинает себя плохо вести и учиться, проявлять несамостоятельность, забывчивость, что позволяет родителям объединяться, сотрудничать друг с другом, придумывать способы влияния на сына, перераспределять семейные обязанности, больше вовлекать отца в воспитание сына, больше времени проводить дома и т. п. Другими словами, в семье образовался дисфункциональный ритуал, поддерживающий семейную систему в ее существующем положении и не позволяющей семье распасться. При этом основную тяжесть родительских отношений несет на себе сын, отказываясь от самостоятельности и эмансипации от родителей.

В процессе коррекционной работы изменение уровня сплоченности семьи осуществлялось через введение нового ритуала. Мы исходили из того, что в дисфункциональной семье завышение или занижение сплоченности происходит за счет нарушения равновесия между индивидуальными потребностями каждого члена семьи и потребностями семьи в целом. Для того чтобы нормализовать уровень сплоченности в этой семье, необходимо укрепить супружескую коалицию путем введения нового функционального ритуала, который позволил бы мужу и жене реализовать свои потребности в лидерстве с учетом потребностей другого и семьи в целом. При этом сына-подростка следовало освободить от функции посредника в этих отношениях. Исходя из этого, мы предложили семье новый ритуал - «День лидера». Супруги должны заранее определить, кто из них будет лидировать в этот день, а кто будет подчиняться лидеру. При этом у второго супруга сохраняется «совещательная» роль - он может высказать свое мнение, предложить обсудить предлагаемое лидером решение, но не имеет права требовать, агрессивно настаивать на своей точке зрения. Супруги чередуются в лидерской роли. Предложенный ритуал обсуждался с семьей и был ею принят. Никаких фиксированных сроков окончания действия ритуала не предусматривалось. Ритуал может использоваться до тех пор, пока он будет иметь функциональное значение для семьи. В первое время после начала осуществления нового ритуала семье оказывалась поддержка в виде обсуждения, что получается и что не получается, что чувствуют члены семьи. При необходимости вносились коррективы.

Примерно через три месяца после начала осуществления ритуала в семье произошди перемены. Они фиксировались с помощью Семейного теста Т. Геринга (FAST), который использовался также в диагностическом обследовании семьи, до введения нового ритуала, и беседы со всеми членами семьи. По словам подростка, то, что теперь есть в семье, его полностью устраивает. «Как еще лучше, я пока не знаю», - говорил он. У подростка появилась возможность быть автономным от своих родителей. Он обратил внимание, что мама стала спокойнее и веселее, папа больше находится дома, ссориться они почти перестали.

В другой семье (семья Л.) создалась ситуация, при которой удовлетворение одним из супругов своих потребностей в поддержании самооценки, образа мужа и отца, сочеталось с неудовлетворением потребности жены и сына во внимании, любви и заботе. Семья обратилась в консультацию по поводу агрессивности сына. На диагностическом этапе было выявлено, что проблема семьи состоит в нарушенных супружеских отношениях. Муж выражал свою заботу о семье в основном через стремление к высоким заработкам и покупке вещей для семьи. Возможно, на это существенно повлияла травмирующая ситуация, в которой семья оказалась, когда неудачи мужа в бизнесе повлекли за собой распад семьи, обмен квартиры, выплату долгов и т. п. Эмоциональные отношения членов семьи нарушились, возникли неадекватные представления, как видит семейную ситуацию каждый из членов семьи, какие чувства они испытывают по отношению друг к другу. Для ребенка оказалось болезненным обсуждение любых тем, связанных с семьей.

Интересна роль кошки в этой семье. Животное в этой семье стало тем объектом, по отношению к которому все члены семьи испытывали позитивные чувства. Оно превратилось в эмоциональную связующую нить в семье. Коммуникацию с животным можно рассматривать как еще один пример дисфункционального ритуала, поддерживающего равновесие в семье.

Предложенный семье функциональный ритуал состоял в том, чтобы после совершения очередной покупки организовывать домашний праздник, когда все собираются за столом и говорят о том, какое значение имеет появление новой вещи для каждого члена семьи, как это повлияет на его жизнь и жизнь всей семьи в целом.

Введение нового ритуала повлекло за собой улучшение супружеской коалиции, улучшение семейной коммуникации, установление границ автономии каждого члена семьи при сохранении эмоциональной близости и открытости между ними.

В целом полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Сплоченность семьи включает в себя эффективность межличностного общения, эмоциональную идентификацию с семьей, семейные ритуалы. Эффективность межличностного общения связана с нормами и правилами, принятыми в данной семье. Эмоциональная идентификация с семьей происходит благодаря отношениям симпатии, а также усвоению общих для семьи ценностей. Семейные ритуалы служат нормативному регулированию жизни семьи и являются способом организации событийности, в которой задаются смыслы и задачи совместной семейной жизни.

2. Дисфункция семьи связана со снижением или неадекватным усилением сплоченности семьи, что происходит за счет ослабления или неадекватного усиления эмоциональных связей, деформации отношений доминирования и ответственности, чрезмерной автономии членов семьи, ригидности отношений, несформированности системы семейных ролей, появления нефункциональных коалиций внутри семьи.

3. Семьи, испытывающие трудности, отличает аномальный уровень сплоченности (завышенный или заниженный), который поддерживается дисфункциональными ритуалами, или, иначе говоря, нефункциональными стабилизаторами семейных отношений.

4. Ритуалы, способствующие поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне, создают равновесие сил, способствующих объединению членов семьи, дающих членам семьи возможность развиваться индивидуально и строить отношения друг с другом, исходя из своих индивидуальных потребностей и представлений.

5. Представления о роли ритуалов в семье зависят от субъективной оценки сплоченности семьи. При ее высокой субъективной оценке традициям и ритуалам отводится значительная роль в гармоничном функционировании семьи, существует мотивация к их сохранению и передаче подрастающим поколениям, а также к обогащению накопленного репертуара семейных традиций.

6. Создание нового ритуала должно исходить из особенностей конкретной семьи и способствовать возникновению конструктивных образцов поведения.

Обухова Л.Ф., Дворникова И. Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности cемьи // Психологическая наука и образование. 2008. №4. - C. 24 - 34

УДК 159.9.075 ББК 741:3

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань Merzlyakova Svetlana Vasiljevna Candidate of Psychology, Assistant Professor of the Chair of general psychology and psychology of development

Astrakhan State University Astrakhan [email protected] Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек Family cohesion as a condition of shaping family self-determination of

young men and girls Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 12-0600020.

The publication is prepared within supported RHSF scientific project № 12-06-00020 Статья посвящена проблеме семейного самоопределения современной молодежи, чье взросление происходит в ситуации кризисного состояния семьи как социального института. Сплоченность семьи рассматривается как существенный фактор, играющий важную роль при формировании семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости. Сравниваются особенности ценностей брачно-семейных отношений, составляющих образа Я-семьянина, мотивации заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

Article is devoted to a problem of family self-determination of modern youth, whose maturation occurs in a situation of crisis state of a family as a social institute. Cohesion of a family is considered to be an essential factor that plays an important role in shaping family self-determination in adolescence and early adulthood. Peculiarities of values of marriage and family relations, which comprise the image of I-am-a-family-man, motivation for marriage, representation of temporal perspective, meaning-life orientations depending on family cohesion level of young men and girls, are compared.

Ключевые слова: самоопределение, идентичность, семейное самоопределение, семейная сплоченность, разобщенный уровень, разделенный уровень, связанный уровень, сцепленный уровень.

Key words: self-determination, identity, family self-determination, family cohesion, split level, divided level, bound level, chained level.

Введение

Актуальность изучения брачно-семейных представлений молодежи обусловлена изменением роли семьи в жизни современного общества. Социально-экономические и политические общественные преобразования вызвали изменения в иерархии традиционных семейных функций, способствовали появлению нового исторического типа семьи, для которого характерны равноправное партнерство с демократическим типом совместно-разделенного главенства, гибкая ролевая структура, где любовь, личностный рост и самореализация каждого члена семьи становятся приоритетными семейными ценностями. Переход к новому типу семьи сопровождается проявлением ряда негативных тенденций: нестабильность брачного союза, возрастание числа незарегистрированных браков и внебрачных рождений, значительное распространение явления «Child-free» (намеренное нежелание супругов иметь детей), явления «отложенное ро-дительство», легализация однополых браков в странах Европы и т.д. Это способствует возникновению в молодежной среде ряда серьезных психологических проблем, связанных с жизненным выбором и самоопределением. Самоопределение или близкое ему понятие «идентичность» осуществляется в различных сферах жизнедеятельности, о чем свидетельствуют его многочисленные виды: этническая идентичность , гражданско-культурная идентичность , поликультурная идентичность , социальное самоопределение , личностное самоопределение , профессиональное самоопределение , экономическое самоопределение и др.

Под семейным самоопределением мы понимаем многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и

рефлексии . Типами семейного самоопределения являются: диффузное, предрешенное, декларируемое, реализуемое и достигнутое.

Семья, семейное воспитание, особенности характера детско-родительских отношений играют важную роль в развитии личности на всех этапах онтогенеза, выступает источником развития ребенка, определяет социальную ситуацию развития, обеспечивает формирование ключевых возрастных новообразований . Одним из параметров семейной системы является сплоченность семьи. О.А. Карабанова определяет сплоченность семьи как интегративную характеристику функционирования семьи, которая включает в себя, «во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным - чувство «Мы»» .

В рамках «циркулярной модели» Д.Х. Олсона семейная сплоченность рассматривается как степень эмоциональной связи между членами семьи и различаются четыре уровня - от экстремально низкого до экстремально высокого. При минимальной выраженности семейной сплоченности можно говорить об эмоциональной разобщенности, которой свойственны значительная дистанция между членами семьи, автономность, низкая заинтересованность друг в друге. Разделенный уровень семейной сплоченности характеризуется наличием эмоционального принятия, любви при сохранении значительной дистанции во взаимоотношениях и эмоциональной автономии. Связанный (объединенный) уровень предполагает эмоциональную близость, высокую степень эмпатии и оптимальную степень личностной дифференцированности членов семьи. Максимальная выраженность семейной сплоченности - сцепленный уровень (запутанный, склеенный). В этом случае, члены семьи эмоционально взаимозависимы, во взаимодействии отсутствуют четкие границы личности. В зависимости от успешности функционирования семейной системы выделяются сбалансированные (разделенный, связанный) и экстремальные (разобщенный, сцепленный)

уровни семейной сплоченности. Связь уровня сплоченности семьи и особенностей семейного самоопределения до сих пор не изучалась.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей формирования семейного самоопределения юношей и девушек в зависимости от уровня семейной сплоченности. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что в юношеском возрасте и ранней зрелости уровень семейной сплоченности родительской семьи определяет особенности и тип семейного самоопределения юношей и девушек.

Организация и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты и решались следующие задачи.

1. Определить уровень семейной сплоченности респондентов.

2. Выявить особенности семейного самоопределения, включающего в себя такие характеристики, как ценности брачно-семейных отношений, образ Я-семьянина, мотивы вступления в брак, временная перспектива, смысложизненные ориентации, в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

3. Оценить достоверность связи типа семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективная методика «Незаконченные предложения», «Тест смысложизненных ориентацию» Д.А. Леонтьева, «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3). При проведении аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек в возрасте 15-22 лет.

Результаты исследования

Полученные в ходе исследования результаты опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» ^АСЕ8-3) демонстрируют нам, что 221 чел. (60 %) имеют разобщенный, 121 чел. (33 %) - разделенный, 14 чел. (4 %) - связанный, 11 чел. (3 %) - сцепленный уровень семейной сплоченности родительской семьи.

В результате проведенного ранее сравнительного анализа между юношами и девушками были выявлены достоверные различия в содержательно-структурных характеристиках семейного самоопределения , поэтому далее при выявлении изменений в показателях семейного самоопределения, обусловленных уровнем семейной сплоченности родительской семьи, мы рассматривали отдельно мужскую и женскую части выборки. При изучении связи семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности мы использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок (Р) и непараметрический критерий Краскела-Уоллеса (Н).

В группе юношей достоверные различия на уровне статистической значимости р < 0,05 обнаружены для шкал «Я - сын» (Н = 11,827; р = 0,008), «общение с людьми» (Н = 7,798; р = 0,050), «материальное благополучие» (Н = 11,053; р =0,011), «безопасность» (Н = 10,85; р = 0,013), «мое прошлое» ^ = 3,06; р = 0,033), «мое будущее» (Н = 9,355; 0,025), «процесс жизни» ^ = 3,408; р = 0,022), «локус контроля - жизнь» ^ = 4,297; р = 0,007), «осмысленность жизни» (Н = 12,452; р = 0,006). При сцепленном уровне семейной сплоченности для юношей характерны высокая ценность семейной роли сына, важным брачным мотивом является общение с людьми, эмоциональной привлекательностью обладают воспоминания о прошлом. При разделенном и связанном уровне се-

мейной сплоченности родительской семьи у юношей наблюдается нацеленность и высокая значимость будущего, процесс жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом, формируется убеждение в том, что человек способен управлять своей судьбой, актуализируются такие мотивы вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

У девушек достоверные различия выявлены для переменных «родительская семья» (Н = 13,139; р = 0,001), «мой отец» (Н = 16,422; р < 0,0001), «мы -семья» (Н = 8,09; р = 0,018), «отношение к родительской семье» (Н = 15,175; р = 0,001), «Я - будущая жена» (Н = 6,044; р = 0,049), «достижение успеха» (Н = 10,159; р = 0,006), «любовь» (Н = 11,874; р = 0,003), «мое настоящее» (Н = 8,666; р = 0,013), «локус контроля - Я» (Н = 6,999; р = 0,03). Сбалансированные уровни семейной сплоченности (разделенный и связанный) влияют на формирование у девушек высокой ценности и положительного отношения к родительской семье, значимости семейной роли Я - будущая жена, важности таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. При разделенном уровне семейной сплоченности для девушек отношения с отцом являются высокозначимыми, ценным оказывается настоящее. Связанный уровень семейной сплоченности способствует формированию положительных установок в отношении собственной семьи (Мы - семья), представлений о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни.

С помощью однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок выявлены достоверные различия в показателях семейной сплоченности в зависимости от типа семейного самоопределения: F = 2,74 и р = 0,045. Показатели средних значений свидетельствуют о том, что при разобщенном уровне семейной сплоченности формируется предрешенное и диффузное се-

и т-ч ч_* и

мейное самоопределение. Разделенный уровень семейной сплоченности стимулирует активную ориентировку молодежи в сфере семьи и способствует ста-

новлению реализуемого и достигнутого, декларируемого типов семейного самоопределения.

Заключение

Таким образом, полученные результаты достаточно убедительно говорят о правомерности выдвинутой нами гипотезы. Проведенное исследование, направленное на изучение влияния уровня семейной сплоченности родительской семьи на формирование семейного самоопределения юношей и девушек, позволяет сделать следующие выводы.

1. Полученные данные свидетельствуют, что характерными в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (20-22 года) являются разобщенный и разделенный уровни семейной сплоченности родительской семьи.

2. У юношей обнаружены особенности семейного самоопределения в зависимости от уровня семейной сплоченности. На формирование образа Я-семьянина, мотивов заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций оказывает влияние сплоченность родительской семьи. При экстремально высоком (сцепленном) уровне сплоченности для юношей характерны большая значимость роли сына, общение с людьми является важным брачным мотивом, воспоминания о прошлом окрашены эмоционально-положительным отношением. Сбалансированные (разделенный, связанный) уровни семейной сплоченности способствуют формированию у юношей нацеленности в будущее, восприятия жизни как эмоционально насыщенной, наполненной смыслом, убеждения в способности управлять собственной судьбой, значимости таких мотивов вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

3. У девушек ценности брачно-семейных отношений, составляющие образа Я - семьянина, мотивы заключения брака, представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации обусловлены уровнем семейной сплоченности. Сбалансированным уровням (разделенный, связанный) семейной сплоченности соответствуют высокая ценность, эмоционально-положительное

отношение к семье родителей, значимость функциональной роли Я - будущая жена, актуализация таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. Ориентация на настоящее, ценность взаимоотношений с отцом формируется у девушек при разделенном уровне семейной сплоченности. Эмоционально-положительное восприятие собственной семьи, представления о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни, характерны для девушек, имеющих связанный уровень семейной сплоченности.

4. В юношеском возрасте (15-19 лет) и ранней зрелости (20-22 года) тип семейного самоопределения статистически связан с уровнем семейной сплоченности родительской семьи. Экстремально низкому (разобщенному) уровню семейной сплоченности соответствуют предрешенное и диффузное семейное самоопределение. Сбалансированный (разделенный) уровень семейной сплоченности ведет к формированию декларируемого, реализуемого и достигнутого типов семейного самоопределения.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что сбалансированные уровни сплоченности (разделенный, связанный) родительской семьи находят отражение в положительной динамике развития компонент семейной идентичности, способствуют формированию реализуемого и достигнутого типа семейного самоопределения в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (2022 года).

Библиографический список

1. Батарчук Д.С. Специфика формирования российской гражданско-культурной идентичности студенческой молодежи [Текст] // Акмеология. - 2014. - № 2 (50). - С. 60-69.

2. Батарчук Д.С., Батарчук Е.А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности [Текст] // Акмеология. - 2012. - № 4. - С. 49-55.

3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-53.

4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение молодежи: структура и детерминация [Текст] // Вестник практической психологии образования. 2007. -№ 1(10). - С.50-55.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. [Текст] - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.

6. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). -С. 104-107.

7. Карабанова О.А., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании

образа будущей семьи [Текст] // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. - 110 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст] - М.: Изд.центр «Академия», 2004. - 304 с.

9. Мерзлякова С.В. Детско-родительские отношения как условия формирования семейного самоопределения молодежи [Текст] // В мире научных открытий. Красноярск, 2013. - № 11.11 (47). - С. 106-127.

10. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 2.- С. 114-119.

11. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования [Текст] // Акмеология. - 2013. - № 4 (48). - С. 85-91.

12. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. [Текст] - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2011. - 116 с.

13. Мерзлякова С.В. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 144 - 155.

14. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - № 2. - С.3 - 17.

15. Чернышев А.С., Гайдар К.М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2 (4). - С. 112-117.

1. Batarchuk D.S. The specificity of the Russian civic-cultural identity of students // Akmeology. - 2014. - № 2 (50). - P. 60-69.

2. Batarchuk D.S., Batarchuk E.A. Psychology-pedagogical model of multicultural identity // Akmeology. - 2012. - № 4. - P. 49-55.

3. Ginzburg M.R. The psychological content of personal self-determination // Voprosy psychologii. - 1994. - № 3. - P. 43-53.

4. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Economic self-determination of youth: structure and determination // Vestnik prakticheskoy psyhologii obrazovaniya. - 2007. - № 1(10). -P.50-55.

5. Karabanova O.A. Psychology of family relations and the basis of family counselling: textbook / O.A. Karabanova - М.:Gardariki, 2006. - 320 p.

6. Karabanova O.A. Family counseling - theory, practice, education // National Psychological Journal. - 2010. - № 1 (3). - P. 104-107.

7. Karabanova O. A.Trofimova O. V.Role of Parental Family in Formation of Image of Future Family // Modern Russian Family: Psychological Problems and Ways of Their Solutions: Monograph. - Astrakhan: Edition «Astrakhan University", 2013. - 110 р.

8. Klimov E.A. Psychology of professional determination. - M.: Publishing center «Academy», 2004. - 304 р.

9. Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth // In the world of scientific discoveries. Krasnoyarsk: SIC. - 2013 . - No. 11.11 (47). - P. 106-127.

10. Merzlyakova S.V. Parental family as a guideline image of youth"s family identity // Theory and Practice Of Social Development. - 2014. - № 2. - P. 114-119.

11. Merzlyakova S.V. Family Self-determination of Youth: Concept, Classification, Mechanisms of Formation // Akmeology.- 2013. - No. 4 (48). - P. 85-91.

12. Merzlyakova S.V. Family in the System of Value Orientations of Modern Youth: Monograph / S.V. Merzlyakova. - Astrakhan: PH «AstrakhanUniversity», 2011. - 116 p.

13. Merzlyakova S. V. Emotional-and-Characterful Personality Features As a Factor of the Young Boys and Girls"Family Self-Determination Development // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2013. - No. 4. - P. 144-155.

14. Stefanenko T.G. Ethnic identity: from ethnology to social psychology // The Moscow University Herald. Series 14. Psychology. - 2009. - № 2. - P.3 - 17.

15. Chernyshev A.S., Gaidar K.M. Social determination of subjects in the system of modern education // National Psychological Journal. - 2010. - № 2 (4). - P. 112-117.