Домой / Для серых глаз / Отношение к ошибкам: что говорить малышу.

Отношение к ошибкам: что говорить малышу.

«Я рад признать, что потерпел гораздо больше поражений, чем все те, кого я знаю»
Скотт Адамс (Scott Adams)

Большинству из нас очень сложно признать свою неправоту. Некоторые психологи объясняют это тем, что путь от состояния «Даже не пытайся со мной спорить» до «Да, я прокололся» изматывает человека гораздо сильнее, чем решение логических задач и головоломок. :)

Дело в том, что пытаясь переосмыслить свои удачи и поражения, человек, сам того не осознавая, снова и снова попадает в одни и те же психологические ловушки:

1. Причина провала лежит извне. Очень часто мы объясняем собственные неудачи воздействием внешних факторов — сложностью поставленного задания, недостатком времени, отсутствием необходимой информации или же четких «указаний сверху», — тогда как успех считаем результатом собственных усилий, приобретенного ранее опыта и навыков.

2. Неудачи делают человека менее щедрым и отзывчивым. Положительное подкрепление, полученное в результате успешного выполнения какого-либо задания, делает нас более внимательными по отношению к окружающим. Когда же мы терпим неудачу, у нас крайне редко возникает желание пожертвовать временем, деньгами или же плодами собственного труда ради того, чтобы в нужный момент прийти кому-то на помощь.

3. Мы в буквальном смысле не можем признать, что неправы. Кэтрин Шульц (Kathryn Schulz), американская писательница и журналист, объясняет это так:

«...фраза “я ошибаюсь” логически неправильна. Как только человек понимает, что он неправ, он таковым уже не является, поскольку для того, чтобы убеждение было признано ложным, нужно перестать в него верить. Человек может быть неправ и может осознавать, что был неправ. Таким образом, более целесообразно говорить “я ошибался(лась)”».

Что успешные люди говорят о неудачах?

Изменить отношение к собственным ошибкам и научиться воспринимать их, как побочный продукт бурной творческой деятельности, нелегко. Еще сложнее научиться трансформировать проблемы в способы их решения.

К счастью, многие успешные люди, обладающие такими навыками, с удовольствием рассказывают о том, что такое неудача, и почему им нравится ошибаться. :)

Кэтрин Шульц, главный «ошибковед» современности, чьи статьи неоднократно появлялись на страницах The New York Times, Rolling Stone, The Nation и многих других изданий, в своей книге «Быть неправым: приключения на границе ошибки» (Being wrong: Adventures in the Margin of Error) пишет о восприятии ошибок и о том, почему «жалеть о сожалениях» не стоит.

«Мы относимся к неудачам практически так же, как и ко смерти: понимаем, что рано или поздно это произойдет с каждым, но не знаем, как и когда. В нашем сознании укоренилось ложное представление о том, что ошибка — это нечто настолько редкое и аномальное, что при каждом ее возникновении мы впадаем в глубокое отчаяние. На самом деле ошибка — это доказательство нашего умения приспосабливаться к изменчивой окружающей среде, а не свидетельство умственной и психической неполноценности».

«Мы привыкли к тому, что можем справиться с любыми трудностями с помощью денег и технологий, можем отменить последнее действие с помощью комбинации CTRL+Z или отписаться от новостной рассылки, убрав в нужном месте галочку. В жизни происходит многое, что мы отчаянно хотим изменить, но все же не можем».

Сара Блейкли (Sara Blakely), основательница компании Spanx

В своем интервью для телеканала CNBC Сара Блейкли, самая молодая женщина-миллиардер по версии журнала Forbes, основательница империи по производству женского нижнего белья Spanx, рассказывает о том, как любовь к ошибкам помогла ей построить собственный бизнес.

«Мой отец всегда поощрял неудачи. Каждый вечер, когда я возвращалась домой, он спрашивал “Что не удалось тебе сегодня?”. Отец помог мне понять, что неудача — это прежде всего бездействие. Именно это позволило мне почувствовать себя свободной, расправить крылья и достичь успеха».

Скотт Адамс, создатель серии комиксов Dilbert

Скотт Адамс имеет удивительно положительный взгляд на неудачи и провалы. Наверное, все потому, что его история и история созданного им персонажа начались как раз с разочарования.

«Если однажды я обнаружу на своем пороге коровьи испражнения, то вряд ли почувствую какое-то удовлетворение, мысленно готовя себя к тому, что эта ситуация может повториться. Нет. Я возьму лопату и перемещу все это в сад, надеясь на то, что корова будет возвращаться каждую неделю, и я навсегда избавлюсь от необходимости покупать удобрения.

Неудача — это всего лишь ресурс, которым можно и нужно управлять. Наша Вселенная полна везения — просто держите руку поднятой до тех пор, пока не наступит ваша очередь. Помня об этом, вы будете относиться к неудачам как к новой дороге, а не как к непреодолимому барьеру».

Вместо заключения: на ошибках учатся

Ни один человек не в состоянии заставить вас изменить свое отношение к неудачам и ошибкам, поскольку для того, чтобы научиться думать иначе (Think Different) :), потребуется немало времени и усилий. Единственное, чем мы можем помочь, это подтолкнуть вас в правильном направлении, дав несколько полезных советов. :)

1. Дневник ошибок

Для начала попробуйте фиксировать все свои ошибки, указывая, где и при каких обстоятельствах вы их допустили: на работе, дома, в магазине, было ли это спонтанным решением или вы сознательно пошли на риск? Детальный отчет поможет вам определить злополучные закономерности вашего поведения и максимально быстро избавиться от плохих привычек.

2. Обзор прошлых ошибок

Посвятите какое-то время тому, чтобы подумать о прошлых неудачах, о том, как они повлияли на вашу жизнь и чему смогли вас научить. Возможно, очень скоро вы придете к мысли о том, что ваши «роковые» ошибки были скорее двигателями прогресса, нежели тем, о чем стоило так долго жалеть. :)

Вообще, отношению к ошибкам следует поучиться у детей. К счастью сейчас я имею возможность наслаждаться процессом обучения этих маленьких созданий. Вот где настойчивость, вот где сила духа. Посмотрите на маленького ребенка, для него каждая ошибка — это возможность учиться и больше узнать. Понаблюдайте за трехлетним ребенком, совершившим ошибку. Он изумляется, возможно, даже смеется и предпринимает очередную попытку. Допущенная ошибка не сковывает его действия, а скорее окрыляет. Она провоцирует его любознательность, представляет собой вызов, который ребенок охотно принимает.

А теперь понаблюдайте за десятилетним ребенком или взрослым человеком, который допустил какую-то промашку. Он будет украдкой оглядываться по сторонам, чтобы понять, заметил ли кто-нибудь совершенную им оплошность. Его гораздо больше будет заботить, как сделать допущенную ошибку незаметной для других или как попытаться представить ее несущественным эпизодом, чем возможность непринужденно учиться на допущенной ошибке. Но почему? Что случилось?

А дело вот в чем. За годы жизни в обществе вы понимаете, что взрослые – родители, родственники, учителя – ожидали от вас совершенства во всем. В поведении, в речи, в держании ложки. Ошибки, допущенные вами в школе или в жизни, выделялись «красным карандашом», за них вас порицали, наказывали, за них вы получали плохие оценки. Каждая ваша замеченная ошибка обязательно сопровождалась репликами типа: «Будь внимательным! Ну, что же ты, растяпа!? Да что у тебя все из рук-то валится!? Ну ты безрукий!» Знакомо? Это или нечто похожее всегда сопровождало ваши промахи. Пройдя через горнило таких оценок, немногие взрослые в состоянии вновь научиться позитивно относиться к своим ошибкам. Вот вам и реалии современной жизни. Среди огромного количества людей лидеров не так уж и много. Тех, кто готов рисковать, ошибаться, брать ответственность на себя, за свои промахи. Но именно они и получают те великолепные результаты, о которых остальным остается только мечтать.

Еще раз вернемся к выражению: «Не ошибаются только те, кто ничего не делает». И это справедливое выражение. Всякий, кто когда-нибудь что-то делал, подтвердит факт, что он, безусловно, ошибался. Но благодаря этим ошибкам он и научился тому, что умеет. Недаром говорят, что на ошибках учатся. Ребенок, который только учится ходить, обязательно падает. Потому что совершает ошибки при ходьбе. Школьник, который учится писать, обязательно делает кляксы в своей тетради. Кто из вас их не делал? Ошибка, ошибка, ошибка… Видите взаимосвязь? Чем больше ошибок вы совершите, тем выше вы сможете подняться.

Это конечно не означает, что нужно сломя голову нестись вперед, ломая руки, ноги, залечивая раны, чтобы с гордостью сказать: «Вот смотрите, как я могу действовать». Это не самое важное – действовать «сломя голову». Важно перенимать опыт других людей, важно анализировать свои действия и их результаты. А еще важнее поменять свое отношение к совершаемым вами ошибкам. Почему-то ошибка в понимании многих людей носит очевидный негативный смысл. И в этом во многом виновата культура, в которой мы воспитывались. Культура «приговорила» это слово на осуждение. Ошибка стала нарицательным понятием. Ошибаться – это однозначно плохо, так мы привыкли думать. Люди продолжают делать ошибки, но негативное отношение к ним не позволяет двигаться к своим целям. А как у вас обстоят дела с отношением к ошибкам? Вы все еще боитесь глупо выглядеть? Показаться смешным? Облажаться на публичном выступлении? Тогда как же вы сможете достичь великих вершин? Ведь чтобы идти к своей мечте, вам предстоит войти в зону неизвестного, а там ошибки неизбежны. Так что задумайтесь. Может, не так страшен черт, как его малюют?)))

Из всего вышесказанного следует несколько простых выводов.

Во-первых, ошибка – это нормальное явление, без которого невозможно творчество и жизнь.

Во-торых, отношение к ошибке должно быть соответствующим. Не осуждающим, а понимающим. Разве кому из нас придет в голову осуждать маленького ребенка, который пытается встать и все время падает?

В-третьих, измените свое отношение к ошибкам, научитесь анализировать их, делать выводы и в следующий раз совершать более совершенные действия. Ошибка – это, прежде всего, урок, который преподносит нам жизнь. И то, как мы отнесемся к этому уроку, с позитивной или негативной точки зрения, и сформирует Вас как личность.

Как изменить отношение к неудачам и ошибкам
Страх совершения ошибки, страх провала и неудачи – это основной стоп-фактор вашего успеха и перемен к лучшему. В одном из своих видео я говорила о ловушке-22 и обратила ваше внимание на тот факт, что чем сильнее мы жаждем успеха, тем больше избегаем совершения ошибок. Это очень сильно ограничивает нашу творческую активность и практически “сводит на нет” все попытки сделать что-то по-новому, ведь результаты непредсказуемы, а соответственно и вероятность потерпеть поражение тоже увеличивается.

Предлагаю вам прямо сейчас определить, как вы обычно реагируете на неудачи . Прочитайте список различных установок и отметьте для себя те, которые присущи вам:

  • Я смиряюсь с поражением.
  • Я обвиняю других в своих проблемах.
  • Я склонен повторять прежние ошибки.
  • Я надеюсь, что неудача больше не повторится.
  • Я опасаюсь и избегаю возможных неудач.
  • Я преодолеваю неудачи и одерживаю победу.
  • Я принимать ответственность на себя.
  • Я учусь на своих ошибках.
  • Я осознаю, что неудача – это всего лишь часть пути к моим целям.
  • Я стараюсь найти нечто позитивное в каждой неудаче и поражении.
  • Я пересматриваю свои убеждения и избавляюсь от негативных установок.
  • Я иду на риск с целью добиться желаемого.
  • Я понимаю, что не все мои действия принесут результат.
  • Я проявляю настойчивость.

Поразмышляйте о последней неудаче , случившей в вашей жизни. Какова была ваша реакция на нее? Какими трудными ни были бы проблемы, ключ к их решению не в изменении ваших обстоятельств, а в изменении вашего отношения к ним. Эта истина давно всем известна, однако редко кто действительно использует ее в своей жизни.

7 ключевых идей для изменения отношения к ошибкам:

1. Создайте новое понимание неудачи. Ошибка – это естественная составляющая жизни, которая может оказать либо позитивное, либо негативное влияние на нас в зависимости от того, как мы ее определяем и как реагируем на нее. Писатель Норман Кузинс справедливо заметил: «Сущность человека - его несовершенство ». Приготовьтесь к тому, что будете совершать ошибки. Любой творческий процесс предполагает наличие неудачных попыток сделать что-то по-другому, создать что-то новое. Помните поговорку: “кто не ошибается, тот не работает”? Она отлично отражает суть идеи, что ошибки – это неотъемлемая часть любой деятельности.

2. Сформируйте собственное определение успеха. Спросите себя: что значит быть успешным? Как вы понимаете слово “успех” и как вы определяете, успешен человек или нет? Можно следовать общепринятому представлению о том, что есть успех и загнать себя в чужие рамки, покорно ожидая одобрения окружающих и избегая возможного осуждения и критики.
А можно сформулировать собственное понимание этого термина, ведь только вы знаете, что лучше для вас и какую жизнь вы хотите прожить.

3. Учитесь на своих ошибках. Неудачи содержат прекрасные возможности для получения новых знаний о себе и мире, в котором вы живете. При правильном восприятии, провалы и поражения способствует нашему личностному росту, они провоцируют перемены как в нас самих, так и в окружающей действительности. Напротив, постоянный успех может привести к самодовольству и стагнации в развитии личности.

4. Рассматривайте промахи и поражения как ступеньки на пути к успеху. Разрешите себе совершать ошибки, отпустите себя, наконец, в свободное плавание по волнам творческих идей и вдохновения. Вы имеете право ошибаться, так пользуйтесь им! В своей статье я подробно осветила этот вопрос.

5. Ищите новые возможности в проблемах и своих поражениях. Неудачи и ошибки могут стать существенным вкладом в ваш будущий успех, если вы перестанете концентрироваться на препятствиях и сможете увидеть возможности, которые они в себе содержат. Всегда рассматривайте проблемы и промахи как шанс что-то улучшить в своей работе и жизни в целом. Старайтесь найти положительные аспекты в произошедшем негативном событии.

6. Используйте конструктивную критику себе во благо. Как? Негативное восприятие и осуждение со стороны окружающих – это временное явление, если вы не увязнете в нем и не станете слушать и верить всему, что вам говорят. Внимательно оцените негативные отзывы на предмет их обоснованности, и если вы увидите в критике рациональное зерно – используйте его для развития личностных качеств и улучшения своего проекта и деятельности в целом. В статье я даю рекомендации как перестать критиковать и обвинять себя.

7. Будьте настойчивы и последовательны. Продолжайте попытки вновь и вновь. После каждого провала поднимайтесь и снова пробуйте. Концентрируйтесь на том, почему вы можете достичь цели, а не на причинах, по которым это будет трудно сделать. Помните, что формула успеха – это сумма непрерывных усилий и ценных уроков неудач.



Если статья оказалась полезной для вас - поделитесь ею в соц сетях,
возможно для кого-то она будет вовремя и очень поможет!

«Неудачи ведут вперед, а не назад. Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают» © Томас Эдисон

Что такое неудача?

Для многих успешных людей жизненно важный опыт. Многие миллионеры до того, как разбогатеть, несколько раз терпели неудачи в бизнесе. Вы можете сожалеть о прошлом, корить себя за принятые решения или сфокусироваться на будущем, чтобы предотвратить повторение ошибки — это ваш выбор.

Совершённые ошибки должны вести вперед. Такое отношение к неудачам поможет многое понять и двигаться дальше. Успешнее и лучше мы становимся не тогда, когда нас каждый день похлопывают по плечу за достижения, а когда мы совершаем ошибки. А для того чтобы позволить себе ошибиться, необходимо выработать в себе адекватное отношение к этой самой ошибке и возможной неудаче.

В первую очередь, не стоит слишком долго «копаться» в своем прошлом.

Проанализируйте, что получилось хорошо, а что – плохо. Объективно рассмотрите те вещи, с которыми вы могли бы справиться лучше, но не замыкайтесь на самокритике. Прошлое поучительно и обращаться к прошлому следует на короткие периоды времени, и только лишь для осознания того момента, когда здоровая рефлексия переходит в самобичевание. Чтобы научиться правильно относиться к своим ошибкам и неудачам, требуется подвергнуть критическому анализу то, что вы считаете своими неудачами.

Запишите три действия, которые вы бы совершили иначе, если бы ситуация произошла вновь. Всего три действия! Если список длиннее, вы не сделаете ничего конструктивного, а лишняя самокритика вам ни к чему. Проводите такой анализ причин ситуации единожды – и не затягивайте его.

Игнорируйте чувство обиды, а лучше сконцентрируйтесь на том, что вы можете изменить. Любая неудача — это шанс изменить все к лучшему. Так воспользуйтесь этим шансом и двигайтесь вперед.

Относитесь к возможной неудаче как к эксперименту

Привычка думать в ключе «все это – эксперимент» представляет хороший подход в правильном отношении к своим ошибкам. Эксперименты иногда требует творческого мышления, но всегда – открытого сознания. Не выносите поспешных суждений о том, что будет эффективно, а что – нет. Принимайте на себя необходимые риски, относитесь к неудачам как к тому, что помогает на пути вперед.

Цените любые ошибки которые учат вас чему — то ценному

Чтобы правильно относиться к своим ошибкам избегайте негативного мышления, когда эксперименты не приносят успеха. Эксперименты и провалы – необходимая часть успеха.

Относитесь к своим ошибкам как к учебному опыту, однако не позволяйте препятствиям испортить вам настрой на успех. Экспериментируйте и двигайтесь вперед.

Умение «отпустить ситуацию» – хороший способ переключить энергию с прошлого опыта на будущие возможности.

Люди, которые умеют правильно относиться к своим ошибкам, способны к самообучению, и учитывают все свои как отрицательные, так и положительные результаты. Они знают, что следует рисковать, – и не испытывают глубокого разочарования, если что — то идет не так. Чтобы правильно относиться к своим ошибкам, учитесь находить в любом отрицательном событии положительные моменты. Что бы ни случилось – хорошая сторона в этом событии обязательно есть, а если и нет, то ее можно придумать!

Ни о чем не жалейте и забудьте понятие «идеал»

Не хотите делать ошибки, чтобы потом не жалеть? Сядьте на диван и сидите там всю жизнь. Не очень радужная перспектива, согласитесь. Так что смиритесь с тем, что в вашей жизни были и будут ошибки. И будьте благодарны за ошибки и неудачи

Хватит себя жалеть

«Почему мне так не везет, все люди как люди, а у меня вечно все не так».
Знакомо? А теперь посчитайте, сколько времени вы потратили на свои сожаления, и представьте, сколько полезного вы могли бы сделать или хотя бы придумать.

Мыслите позитивно

Как только вы чувствуете, что вот — вот подступит жалость к себе и горькие воспоминания, на минутку отвлекитесь, выдохните и постарайтесь переключить свои мысли на что-то более интересное и приятное.

Относитесь к свои ошибкам и неудачам, как к интересным задачкам, которые вам предстоит решить. Пробуйте искать нестандартные пути решения, и любой ребус не устоит перед вашей смекалкой и находчивостью

Правильное отношение к своим ошибкам и неудачам означает умение извлекать опыт даже из самых жестких жизненных уроков – и восстанавливаться, обладая большей креативностью, сдобренной приобретенной мудростью. Таков здоровый подход к преодолению ошибок, провалов и случайных катастроф.

Я намеренно не называл пост «психологические проблемы» и в этом важный момент: это не проблемы, это некие ситуации, области, которые требуют внимания и развития. Если мы хотим улучшить удары - мы тренируем удары, если хотим быстрее бегать, соответственно нужно уделить внимание развитию скорости. По аналогии, если мы хотим обрести психологическую устойчивость, невозмутимость, способность дольше сохранять концентрацию или целеустремленность – нужно заниматься (развивать/тренировать) указанными качествами. Я считаю, что в случае с детьми это не проблема, а некое исходное состояние . Слезы, обиды или длительная потеря концентрации, продолжающиеся в позднем юношеском или взрослом возрасте, дают повод говорить о психологических проблемах. А пока, в детском или подростковом возрасте это направления работы, области, которые требуют внимания и корректировки.

Оба наших футболиста по-разному обнаруживали такие области. Скажу что поиск выходов для одного, действовал и на второго. Одному объясняют, а второй «мотает на ус» и либо избегает вообще, либо готов к сложностям лучше.

Начну с младшего. Михаил, в какой-то момент стал болезненно воспринимать ошибки в упражнениях и играх. Если выполнил неточный пас или его удар был не пушечным в угол – расстройство. Если он не лучший на тренировке – слезы со злостью. Я уж не говорю, о том, что если он ошибется как-то значимо – трагедия. Естественно, что если случалась такая ситуация – оставшаяся часть тренировки была не очень удачной, малоэффективной. Этот момент меня расстраивал, и я пытался изменить отношение Михаила к ошибкам. Отношение изменить удалось: мы разобрали, какую роль играют ошибки и как к ним правильно относиться. Ошибки необходимый элемент на пути прогресса и именно реакция на ошибки во многом отличает чемпиона от всех остальных . Чемпион «встает», исправляет и идет дальше, продолжает развитие.

Но вот что интересно, отношение к ошибкам изменилось, но эмоциональные срывы все еще продолжались. Ключевым моментом стало изменение отношения к ситуации, причем, прежде всего, моего. Суть в следующем: то, что ребенок реагирует эмоционально, расстраивается при неудачах и так далее – это знак, точное подтверждение его неравнодушия, что для него это важно, это его амбиции . Это не плохо, это хорошо . Он хочет быть первым, ему не все равно. Не нужно подавлять проявление таких эмоций. Не нужно отбивать желание. Можно и нужно научиться эмоции перенаправить. Перевернув отношение, мы подкрепили его новым взглядом на ошибки и эмоции стали более управляемы. Ошибки все равно будут, но если он хочет быть первым, нужно собраться и следующее действие выполнить идеально. Возможен только такой путь.

По мнению Даниела Гоулмена (Эмоциональный интеллект) любые отвлечения на негативные эмоции отнимают у нас ресурсы «рабочей» (оперативной) памяти . Памяти, которая нужна для администрирования текущей деятельности, управления основными сознательными процессами. Стоит сказать, что на подсознание, то есть на то, что работает «на автомате» это влияния не оказывает. А стоит, потому что этот тезис подчеркивает необходимость перевода в «автоматическое» состояние как можно больше действий на футбольном поле (ну или каком угодно другом поле вашей деятельности). Но это немного другая тема - точно раскроем ее позже, а сейчас вернемся к нашей. Итак, сокращение ресурса внимания приводит к ошибкам в деятельности. То есть цепочка «ошибка-расстройство-ошибка » только еще больше раскручивается при появлении звена «расстройство». Расстройство, гнев, обида и другие негативные реакции на свои или чужие действия («ну что за пас?!») снижают возможности игрока, приводят к новым ошибкам. Есть смысл объяснить это именно вот так как написано, ну или своими словами, но с такой сутью и выводом – обижаться нерационально. Обижаться и злиться невыгодно. Но без эмоций не обойтись, и как я уже сказал, не нужно их подавлять, ими нужно управлять. Сильная эмоциональная энергия может питать не гнев, а спортивную злость, не агрессивность, а напористость и так далее.

Можно включить любой футбольный матч и просмотреть его с ребенком на предмет поиска ошибок у лидеров, и как они себя потом ведут. Будьте уверены, даже в матче топ-клубов топ-игроки будут совершать ошибки: от неверных решений, необоснованных каких-то действий, до обычных технических. Ошибаются даже они, что уж о детях говорить. Нет игрока, выполняющего пасы со 100% точностью, выигрывающего 100% единоборств, выполняющего 100% удачных обводок и бьющего в створ 100% ударов. Мы просмотрели с таким подходом несколько матчей и это здорово помогло. Важно, что такое обращение к статистике нас не успокоило, а показало что это нормально, ошибки случаются. Кроме того, еще и сам просмотр стал осмысленнее – не просто боление в ожидании гола, а анализ какой-то. Это хороший навык.

Еще неплохо помогли мотивационные ролики Грега Плитта (в озвучке Алексея Мокшина – Спортфаза) и другие подобные – там много и сильно об ошибках и решительности. А сентенция отношения к ошибкам в этом видео:

Ошибки неизбежны, эмоции нужны, но можно изменить отношение к первым и управлять вторыми. Когда ребенок допустит ошибку, нужно донести ему (и себе), что это нормально, так бывает, он старается, а значит если продолжит - все получится.
***

Старший пришел в группу новичком и очень уверенным в себе, но его отставание от партнеров составляло года два, и он быстро уверенность сменил на робость. Возможно и мои тревоги и размышления по этому поводу на него повлияли. Точно стоит оградить от Ваших сомнений ребенка, от родителей нужна поддержка: не слепая безумная вера в «мой самый лучший», а уверенность подкрепляющая старание ребенка. Кстати, важный педагогический момент: хвалить нужно деятельность, а не какие-то качества, это задает верные установки на работу, на продолжение развития.

В возвращении уверенности в себе помогло изменение горизонтов: мы наметили главную цель, разбили ее на задачи и начали работать, тренироваться осмысленно. Это было строительство «фундамента» и разговоры о том, что важно именно так и правильно именно так. Прошло относительно немного времени и глядя на первые результаты своей работы он получил уверенность в себе в целом, и в конкретных тренировках и матчах. Теперь уверенность базируется на знании: мои действия правильные, наш путь длинный и мы идем верной дорогой. Есть понимание, что ошибки неизбежны и без них не обойтись, но нужно отреагировать на них правильно, это позволит быстрее их исправлять и свести к минимуму. Сейчас цепочка выглядит так: «ошибка-концентрация-старание-правильное действие ».

Конкретно Арсу помогло прочтение книги Дэна Милмана "Совершенное владение телом и разумом" (). В книге есть график, ярко демонстрирующий разницу между обычным (поверхностным) и основательным подходом.

График был перерисован Арсением раз 5: он оценил свои перспективы и действия и сравнил их с некоторыми партнерами.

***
Текущая сфера нашей работы – сохранение концентрации в течение тренировки и игры, как можно дольше. Недавно Л.В. Слуцкий сказал , что совсем не терять концентрацию вообще не возможно. Это вероятно так, тем более важно быть сконцентрированным в ключевой момент. Над этим и работаем.

***
Управление эмоциями возможно, но этому не научиться мгновенно, тем более, когда речь идет о детях. Шаг за шагом можно подойти к моменту, когда эмоции будут направляться в нужное русло. Свои и чужие неверные решения или просто отвернувшаяся удача будут мобилизовать еще больше, подкреплять концентрацию и старание. Важно начать.

Уверенности и настойчивости Вам!