Домой / Для серых глаз / Переходный возраст. Чем помочь подростку в поисках смысла жизни и себя

Переходный возраст. Чем помочь подростку в поисках смысла жизни и себя

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы № 1

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ:

« ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАЙТИ САМОГО СЕБЯ?

КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С ПОДРОСТКОМ? »

Учитель:

2013 - 2014 учебный год

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

Когда ребенок становится подростком? Грани перехода от детства к зрелости достаточно условны. Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом считается возраст от 11до 15-16 лет. Переходный возраст включает в себя два ряда процессов:

Натуральный - процессы биологического созревания организма, включая половое созревание;

Социальный - процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова.

Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Подростки - все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность - учеба. К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройку всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно.

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности.

Немецкий психолог К. Левин констатировал, что в современном обществе существуют две самостоятельные группы - взрослых и детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами: он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности К. Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и, соответственно, чем длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

КАК НАЙТИ ПОДХОД К ПОДРОСТКУ


Исследования социологов показывают, что люди стали гораздо меньше разговаривать дома. Вы возвращаетесь с работы, ужинаете и смотрите телевизор. В лучшем случае, бегло обсуждаете события прошедшего дня. На разговоры по душам не остается ни сил, ни времени. И довольно трудно узнать, о чем мечтают и чего боятся наши дети, если мы вообще очень редко с ними говорим. Подросткам особенно нужно родительское внимание и понимание, уважение и тепло. А как еще мы можем выразить свою любовь, если не готовностью выслушать ребенка в любой момент? Кроме того, есть и вторая сторона проблемы: если подросток не может откровенно разговаривать с родителями, он пойдет за советом к кому-то еще. И нет никакой гарантии, что полученный совет окажется удачным.

Даже если в семье взрослые разговаривают с ребенком, они не всегда готовы к тому, что у подростка есть собственное мнение по жизненно важным вопросам. «Разговором по душам» родители часто называют такой разговор, в котором они рассказывают ребенку о жизненных сложностях, советуют, помогают, направляют. А вот слушать подростка и воспринимать его слова всерьез могут далеко не все.

Чтобы найти общий язык с взрослеющим ребенком, нужно время и терпение. Не думайте, что все наладится мгновенно и само собой. Скорее всего, вам понадобится сделать несколько шагов навстречу, прежде чем ребенок почувствует, что может вам доверять. Слушайте его и не отвергайте то, что он говорит, даже если его слова кажутся вам совершенно абсурдными. Не торопитесь возмущаться и постарайтесь вместе найти выход, который показался бы разумным вам обоим. Выслушивая и понимая своих детей, мы помогаем им понять очень важную вещь: этот мир может быть и жестоким и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда - это родители. И очень хорошо, если ребенок поймет, что может к вам прийти с любой проблемой, вне зависимости от того, прав он или нет, гордится своими поступками или стыдится.

1. Разговаривая с ребенком, не делайте предположений. Вам кажется, что вы знаете собственного ребенка, как облупленного, но это не так. Дети растут, меняются и взрослеют. И родители, которые привыкли видеть в подростке все того же румяного малыша, последними замечают изменения. Слушайте своего ребенка так, как будто вы видите его в первый раз.

2. Расскажите, что вы чувствовали в подобной ситуации. Если ребенок рассказывает вам о своих проблемах и в юности с вами случалось нечто подобное, расскажите об этом. Подросток будет знать, что вы действительно его понимаете, ведь вы тоже сталкивались с похожими проблемами.

3. Смотрите в глаза. Не отвлекайтесь на другие дела, а внимательно слушайте то, что вам рассказывают. Следите за выражением лица, языком тела. Иногда движения говорят гораздо больше, чем слова.

4. В вашем расписании должны быть вечера или выходные, когда вы делаете то, что хочется ребенку. Позвольте подростку иногда самому спланировать ваш совместный досуг.

5. Слушать - не значит соглашаться. Вы не обязаны разделять все мнения вашего ребенка, чтобы быть в хороших отношениях. Главное - продемонстрировать готовность понять другую точку зрения и не торопиться с эмоциональной реакцией.

6. Задавайте вопросы. И не для того, чтобы вывести ребенка на чистую воду и обвинить, а чтобы действительно услышать ответы.

7. Храните секреты. Никогда не выдавайте тайну, которую вам доверил ребенок.
Вам этого не простят.

8. Попробуйте говорить на нейтральной территории. Если дома вам не удается спокойно разговаривать дома, сходите с ребенком в кино, в кафе или на прогулку. Проще начать разговор, отталкиваясь от новых впечатлений.

9. Не отказывайтесь помочь. Не отказывайтесь, если ребенок просит вас куда-то его отвезти, проводить или встретить. Так вы будете в курсе того, что происходит с ребенком.

10. Поощряйте откровенность. Если ребенок честно признался в каких-то промахах, похвалите его за это и не наказывайте строго.

11. Придумайте семейную традицию. Каждый вечер во время ужина каждый член семьи должен описать один эпизод, который случился днем.

12. Ребенок прежде всего. Будьте готовы отложить все другие дела, если детям нужна ваша помощь.

13. Не срывайтесь. Какие бы ужасные вещи вам ни пришлось услышать, держите себя в руках. С человеком, который кричит и осуждает, больше не захочется откровенничать.

14. Не перебивайте. Терпеливо выслушивайте все, что ребенок хочет рассказать. И только после этого задавайте вопросы.

15. Высказывайте свое мнение тактично. «Хочешь узнать, как бы я поступила на твоем месте?» «У меня есть идея, как тебе помочь. Хочешь расскажу?» Такие фразы позволяют родителям быть тактичными, а ребенку – не отказаться от советов.

Родители стараются вырастить своего малыша успешным. Иногда даже слишком стараются. Может быть, иногда стоит сбавить обороты? Своим мнением по поводу гармоничного развития ребенка с редакцией Woman"s Day поделилась руководитель музыкальной детской студии «Непоседы» Елена Пинджоян, которая с детьми провела всю свою жизнь.

Право на личную жизнь

Иногда кажется, что в нашей жизни не осталось спонтанности. Жизнь мы планируем на неделю, а то и на месяц вперед. Кое-что – и на год. Если что-то выбивается из этого графика, накатывает раздражение: мол, опять не по плану. Но к этому мы привыкли. А вот когда глядишь на детей, которые живут по такому же сценарию, становится страшно. Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота… Такое впечатление, будто ребенок для родителей – это некий проект. Который непременно должен быть успешным. Но правильно ли это – планировать жизнь ребенка посекундно?

У ребенка обязательно должны быть личное время и личное пространство! Многим родителям кажется, что если ребенок просто сидит и ничего не делает, он теряет время зря. Это не так. В это время в детской головенке идет серьезный мыслительный процесс или обработка какой-либо полученной ранее информации. Надо дать ребенку время просто побыть одному… а чем он займется в это время, пусть выбирает сам, – уверена Елена Пинджоян.

По мнению худрука «Непосед», лучше попытаться вместе с ребенком составить распорядок дня и расписание занятий. Но при этом не просто делать вид, что слушаете его, а действительно искренне проникнуться мнением малыша.

Многих детей расписание очень дисциплинирует, но ко мнению ребенка надо прислушиваться. И надо тонко почувствовать, в какой момент ребенок устает, чтобы вовремя дать ему передохнуть, – говорит Елена Михайловна.

А как же понять, не перегрузили ли вы чадо?

Если ребенок отказывается идти на какое-нибудь занятие – это уже сигнал, что-то пошло не так. Надо понять, разобраться, в чем дело. Что конкретно не нравится вашему ребенку: педагог, сами занятия. А может, он просто устал и ему нужно отдохнуть. Повторюсь – ребенку необходимы свободное время, пространство для развития самоощущения и на познание себя, – советует Елена Пинджоян.

Наблюдение без давления

Но может, фанатичные родители все же правы? И дети, которые с младенчества пашут от зари до зари, вырастают более успешными?

Дети, которые привыкли работать, идти к поставленной цели, безусловно, достигают в жизни многого. На мой взгляд, успешный человек – это тот, кто с удовольствием занимается любимым делом, приносящим прибыль. Задача родителя – помочь ребенку найти свое предназначение, выбрать профессию по душе, – уверена Елена Пиджоян.

Вот вам и еще один подводный камень – родителям нужно быть очень осторожными, помогая малышу понять, в чем его призвание. Важно не навязывать свои интересы ребенку – иначе его настоящий талант недолго и задушить.

Прислушивайтесь к ребенку, внимательно наблюдайте, что ему интересно, а что – не очень, – говорит Елена Михайловна.

А если ребенок занимается тем, что ему по душе, – это прекрасно. И не бойтесь, что из-за вечной занятости вы друг от друга отдалитесь. Наоборот – будете друг по другу скучать, тем радостнее будет ваш совместный досуг.

Главное – интересоваться тем, что делает ребенок, задавать вопросы, что-то советовать. И на самом деле для детей очень важно, когда родители советуются с ними о своих проблемах. И устами младенца действительно иногда можно получить полезный совет. Важно, чтобы ребенок видел и чувствовал, что вы интересуетесь его жизнью и его занятиями, – заключает наш эксперт. - А поскучать – это даже иногда очень полезно.

Начинать серьезно размышлять о будущей профессии лучше всего примерно с 13 лет, и помочь ребенку в трудный период можем мы сами. Стоит лишь внимательнее прислушаться к близкому человеку: он почти взрослый, и в нем уже «сидит» какой-то интерес. Главное - помочь ему вытащить этот интерес наружу и начать превращать его в профессию, в дело жизни.

Многие, к сожалению, идут по легкому пути, выбирая ВУЗ по степени престижности и не глядя глубже оценок в аттестате. Часто востребованность профессии ставят выше интереса самого ребенка, не думая о том, что через 4-6 лет ситуация на рынке труда может измениться, а любовь к делу вряд ли проснется. С другой стороны, сейчас студенты имеют возможность бесплатно «скорректировать» свою специальность, поступив в магистратуру. Но для кардинальной смены профессии магистратура – не вариант. Тут нужно думать о втором высшем образовании, которое часто оказывается эффективным, но всегда – платное. Если бы второе высшее было доступнее, вероятно, оно приобрело бы огромную популярность: ведь около 60% россиян работают не по специальности (среди них много историков, филологов, химиков; у экономистов и программистов ситуация лучше, но все равно по специальности трудятся меньше половины).

Связь образования с профессиональной деятельностью потеряна – это факт. Разочарование и растерянность – вот что чувствуют многие студенты уже на первых курсах. Неопределенность – зачем я учусь? на кого? куда я пойду работать? - рождает неуверенность в себе и заставляет принимать импульсивные решения. Заранее начать думать о будущей профессии – значит избежать возможных проблем во взрослом возрасте.

«Ничего не интересно»

Распознать интерес

Интересы (неосознанные, зарождающиеся) есть у каждого человека без исключения, и первоначальная задача - выявить его. Часто бывает, к примеру, что у подростка еще не было шанса проявить свои лидерские качества, но (возможно, втайне от самого себя) ему хочется попробовать. Признаться в своем желании себе и другим - первый и важнейший шаг. Именно на интересе, а не на престиже или заработке, делают акцент современные психологи: ведь предполагается, что человек выбирает себе дело на всю жизнь, и только заинтересованный сможет достичь успеха.

Бывает, что ярко выраженный интерес «тормозится» недостаточными способностями. Это нормально: гораздо легче развивать способности, чем пытаться «взрастить» интерес на пустом месте (особенно если речь идет о школьниках). Очень часто такая ситуация встречается у девочек, которые мечтают о творческих, гуманитарных профессиях: интерес есть, а общая эрудиция (которая важна для такой деятельности) оставляет желать лучшего. В таком случае мы советуем: обращайте внимание на все, что происходит вокруг, читайте, смотрите, расширяйте кругозор.

Иногда, чтобы чуть больше узнать о своем ребенке, стоит просто взглянуть новым взглядом на его комнату: что за книжки лежат у кровати, какие постеры на стенах… Психолог Дарья Алекберова рассказывает, что как-то приехала консультировать школьницу к ней домой и увидела на стене у той в комнате оригинальное, со вкусом сделанное панно … из фантиков от конфет. «С боем вешала, - поделилась девочка, - мама говорит, как не стыдно ерунду такую на видном месте держать».

« Разве это важно?..»

Оценить навыки и способности

Бывает, что человек успешно проявляет себя как лидер, но не осознает, что в этом его «фишка», возможно, его талант. Одна девочка говорит: «Когда мы идем с друзьями в кино, только я знаю: во сколько начало, кто идет, где встречаемся… А разве это важно?» Она выступает организатором и делает это инстинктивно, с удовольствием. Надо объяснить, что своими навыками нужно пользоваться - в том числе при выборе профессии.

Случается и по-другому: есть способности, но нет интереса. В таком случае среди множества сфер, где эти способности могут пригодиться, нужно все-таки обязательно найти то, что заинтересует. Хорошо идет математика? Она пригодится и программисту, и архитектору, и кинооператору. Умеешь рисовать? Есть графический, ландшафтный, интерьерный дизайн, костюмерное дело. Любишь химию, но пятерка только по русскому языку? Можно попробовать себя в научной журналистике.

«А вдруг не получится?»

Помочь поверить в себя

Этот важный этап, к сожалению, часто пропускают. Между тем, подростки часто не доверяют себе, сомневаются. На стадии выбора подростку очень важна поддержка родителей, друзей. Иногда достаточно сказать: ты можешь, у тебя это есть, - и человек пойдет по этому пути. Кроме того, стать уверенней в себе, раскрыться, помогут курсы ораторского мастерства или тренинги по самопрезентации - они полезны всем.

«Только не с классом»

Найти место, где проявить свои способности

Обязательно нужно найти возможность проявить себя на практике. Что касается организаторских способностей, самое простое - устроить какое-нибудь мероприятие в школе. Но не всегда отношения в классе складываются подходящим образом. Иногда стоит сменить школу, а, возможно, достаточно будет пойти на курсы по интересам, записаться в какой-нибудь кружок. Это шанс попасть в новую среду, лучше узнать себя, расширить круг общения.

«Все врачи равнодушные, а журналисты – продажные»

Окунуться в профессиональную сферу

При многих институтах есть не только подготовительные курсы для одиннадцатиклассников, но и занятия для средних школьников (например, Малые факультеты).

Полезно хотя бы просто походить по Дням открытых дверей, почувствовать «дух» в том или ином ВУЗе. Замечательно, если есть возможность пообщаться с представителем выбранной профессии, чтобы осознать весь спектр возможных «вариаций». Допустим, журналистом могут называть репортера, литературного критика, редактора, оператора, фотографа… Неформальное общение поможет и разрушить смешные и глупые мифы, которые витают вокруг каждой профессии. Например, некоторые считают, что парфюмер всегда должен ходить с ваткой в носу, чтобы не вдыхать посторонние запахи.

«Получи диплом, а потом делай, что хочешь»

Поддерживать ребенка в его выборе

Иногда перед проблемой выбора оказываются студенты (особенно часто - 2-3 курсов), которые вынуждены признать, что оказались не на своем месте. Сложно отказаться от собственных амбиций и ожиданий, но порой стоит признать, что отказ будет сделан в пользу ребенка. Переход в другой ВУЗ (даже с потерей 1-2 лет) – совсем не трагедия. Годы обучения все равно не потеряны: ведь появились новые знакомые, какие-то знания и опыт. Более того, окончательное решение об уходе часто приходится принимать самому подростку. Человек, который берет на себя ответственность за собственные действия, достоитн уважения: даже если он меняет драгоценное место в «крутом» ВУЗе на учебу в колледже.

Посмотрим правде в глаза: наличие «корочки» сегодня не гарантирует ни высокую зарплату, ни интересную работу. С другой стороны, экспертность ценится в любой области, а не только среди «модных» экономистов и юристов. Кстати, юристом 1 категории можно стать уже через два года после школы, закончив среднее специальное образование. Иногда не стоит пропускать эту ступень: в ВУЗ при желании можно будет поступить и спустя два года. Ведь, в конце концов, главное - получить профессию, а не корочку.

Профориентация - это помощь в выборе профессии; консультация, которая включает в себя диагностику интересов и способностей. На пересечении получается перечень профессий, сфер, где человек может быть успешен. Профориентационных центров много, у каждого - свой подход. Кто-то концентрируется только на интересах, кто-то - только на способностях; есть даже какие-то эзотерические методики: якобы по дате рождения скажут, кем тебе быть. Важен комплексный подход, учитывающий и интересы, и способности; индивидуальная, а не групповая работа.

Смотришь вокруг и видишь многих несчастных людей, которые живут не своей жизнью… Что может быть страшнее для человека? Мне кажется, одна из главных задач родителей – это помочь ребёнку найти себя, своё место в мире, своё любимое дело. Именно дело, а не работу, как производное от слова «рабство». Рабство за деньги… Это же противоестественно!

Начинается всё с того, что родители с самого раннего детства начинают сравнивать своё чадо с другими детьми. «А вот Таня не хнычет постоянно, как ты!», «Петя знает английский лучше тебя!», «Коля отжался 10 раз, а ты только семь? Тебе не стыдно?» За что ребёнку должно быть стыдно, мне интересно? За свою индивидуальность, свои способности? А иначе получается как на этой картинке:

То есть родители изначально настраивают ребёнка на фатально ошибочное мировоззрение: равнение на других. Это просто смерти подобно. Ведь всегда же найдётся кто-нибудь лучше нас: по красоте, по уму, по богатству. И если бесконечно сравнивать себя со всеми, никогда не будешь доволен собой, вот в чём загвоздка! Даже в статьях про депрессию часто пишут об этом: постоянное сравнение себя с другими это прямой показатель душевной дисгармонии.

Детям навязывают бесполезные, неинтересные им самим вещи из железной логики «А вдруг пригодится». «Сашенька, поступи-ка на военную кафедру, а вдруг понадобится», «Маша, зачем тебе сразу работать после вуза? Дуй в аспирантуру, это престижно и вообще вон Лена же пошла!» Смешно, правда? А в жизни всё так и происходит. Детей мотивируют делать что-то, что им нужно, как собаке пятая нога. Вместо того чтобы развивать себя и добиваться успеха в любимой профессии, к которой у него больше всего способностей, молодой человек убивает бесценное время и силы на сомнительные занятия тем, что «вдруг пригодится»… И смешно, и грустно…

Сейчас можно добиться успеха в ЛЮБОЙ области, если стать хорошим профессионалом. Логика типа «Иди на юриста, они требуются, не прогадаешь» уже устарела. Сегодня ценятся люди, увлечённые своим делом и добивающихся в нём хороших результатов. А те, кто тратил своё время на всякие военные кафедры и изучение какого-нибудь корейского языка, с разрозненными неглубокими знаниями, так называемые «специалисты широкого профиля» никому не нужны.

Ребёнку нужно помочь найти свои уникальные интересы и способности (обычно это можно определить по любимому предмету в школе), осознать, чего он на самом деле хочет, и научить ДУМАТЬ, а не слепо исполнять родительскую волю. Такие дети никогда не будут страдать от безделья и бесцельно шататься по улицам в поисках острых ощущений и приключений. У них будет главное приключение в их жизни – занятие любимым делом.

Уже выросло целое поколение наших детей, не желающих работать. По разным причинам: страшно взрослеть, не прикольно, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии.

И вот их приводят ко мне на консультацию (с запросом «Куда пойти учиться?»), и мы начинаем разбираться.

Не доиграл
Среди мальчиков 14-17 лет пальму первенства держат «игроки».
Вариант первый. С младенчества таскали по всяким специальным развивалкам-обучалкам, потом спецшкола с дополнительным набором предметов после занятий, к 14 годам имеем развернутую картину морального выгорания, депрессию или субдепрессию. Я об этом многократно писала, но воз и ныне там.

Тревожные родители с сильным стремлением к внешнему успеху все равно запихивают своих вундеркиндов в крутые гимназии, всеми правдами и неправдами дотаскивают до 7 класса, и сталкиваются с невозможностью выбрать специализацию.

Ванечка, 11 лет, полупрозрачный отрок, дефицит веса и роста виден невооруженным глазом. Учится в 6 классе лучшей музыкальной школы страны. Сам ездит на метро в час пик, после школы спорт, на дом приходит репетитор по французскому. Старший из четверых детей. Привели родители, потому что Ваня стал отказываться ходить на занятия. Они думают, что у него проблемы с классом. И пора выбирать специализацию, а мальчик ничего не хочет.
На самом деле, у него проблемы с жизнью. Одиннадцатилетний парень истощен до такой степени, что у него нет сил даже реагировать. Психическое развитие показывает на уровне 8 лет. Желаний нет, мечты отсутствуют, все, что он хочет – спать.
Когда спрашиваю про школу, отвечает ровным бесцветным голосом: «Да, школа хорошая. Да, учителя отличные. Да, я хочу стать музыкантом». По щекам его в процессе монолога текут слезы, просто текут, он не рыдает, не горюет, не протестует. Смотреть на это жутковато. «Ванечка, а ты гуляешь? А играешь? А друзья у тебя есть?». Ванечка не гуляет, но иногда ему разрешают поваляться на ковре с машинками и лего.

Я строго-настрого велела срочно забрать его из этой супер-пупер школы и снять со всех занятий как минимум на полгода. «Ой, а может, нам на море уехать? У нас дача на Кипре, как вы думаете?». Конечно, я всеми конечностями была «за». Есть надежда, что Ванечка, посидев какое-то время без нагрузки, выспавшись и отъевшись, начнет как-то себя чувствовать и чего-то хотеть. Он не доиграл, его детство закончилось в 3 года, когда зашедший в гости сосед провозгласил: «да у него абсолютный слух, он талант, одаренный ребенок!». Типун ему на язык, заботливому такому. Родители, конечно, подхватились, нашли педагога, тут у Ваньки и отобрали все игрухи и вручили скрипку. Важнейшие этапы развития психики, которые должны быть пройдены в игре со сверстниками, остались неосвоенными. А ведь это наш главный ресурс!

Второй вариант, обратный первому: ребенок ТОЛЬКО играл.

То ли у родителей не было душевных сил отрывать его от компьютера, то ли они считали, что «лишь бы по улице не шастал». К 12 годам у мальчика полностью сформирована зависимость от игры.

Самое разрушительное в компьютерных играх, что делает их сравнимыми с наркоманией, — немедленное получение удовольствия без усилий . В норме, в живой игре, в отношениях мы должны сначала потрудиться, употеть, добежать, допрыгнуть, побороть, а уж тогда получить заслуженную награду в виде прилива гормонов удовольствия. Мозг запоминает это и в следующий раз весьма одобряет стремление к победе. Через нагрузку.
А когда ребенок играет в компьютерную игру, эйфория и экстаз возникают в ответ на … что? Точно не на усилия. И временного разрыва под девизом «как потопаешь – так и полопаешь» тоже нет. Вот и получается, что у нас на руках сейчас взрослые дядьки с усами, которые ни разу в жизни не напрягались ни по какому поводу. Обычно эти мальчики старательно избегают любого дискомфорта. У других мужиков они вызывают презрительные усмешки, иногда даже прямую агрессию, поэтому стараются отираться возле старших женщин, эти не прогонят, возьмут под крыло. И «большухи» не обманывают ожидания, терпят, подкармливают, прощают… До поры до времени.

Так что, эти мальчики не идут учиться, потому что вкалывать не хотят .

Смыслы
Или не видят смысла. Мы забываем, что еще в предыдущем поколении высшее образование было надежнейшим социальным лифтом. А теперь, когда оно поголовно у всех и ничего не значит, совершенно непонятно, зачем и для чего еще пять лет загорать за партой.

Я не говорю о тех молодых людях, которые отлично представляют себе свою будущую специальность, занимаются в разных «Школах юного », ездят в летние мастерские и лагеря. Я о тех детях, для которых эти 4 или 5 лет в вузе просто способ продлить детство . Легальная возможность не выходить на работу, не заморачиваться с квартирой, с добыванием средств.

Тогда мы видим картину «Все равно куда, да здравствует ЕГЭ, из 15 факультетов на один-то точно поступлю». По специальности потом идут работать единицы, 8-10% от выпуска. Остальные или пристраиваются «менеджерами», или перебиваются случайными заработками. Вы знаете, вот честно: иногда я жалею, что статью за тунеядство отменили. Все же, у нашего поколения даже в мыслях не было, что можно не работать.

Этих мотивируем жестко: снимаем с довольствия. Но для этого родители должны быть уверены, что труд – необходимое условие существования. Если вы дадите слабину и позволите совершеннолетнему человеку заниматься поисками себя за ваш счет, этот квест может затянуться на годы. То же самое касается к постоянным сменам вуза. Я бы ограничила варианты «попыткой номер 2». Если во втором университете все так же скучно и неинтересно – добро пожаловать в наш взрослый мир, где платят за конечный результат, а не за процесс. То есть, на работу, на охоту, дрова рубить, воду носить, кашу варить.

Недавно я опять наткнулась на публикацию результатов довольно страшненьких экспериментов над мышами. Вкратце суть его такова: когда огромной популяции млекопитающих были предоставлены абсолютно райские условия жизни (в избытке пища, самки, территория), они сначала начали драться «от скуки», потом среди самцов выделились группы «красивых» — тех, кто не участвовал в выращивании потомства, драках, а все свое время вылизывался, потом мыши перестали размножаться. И вымерли.

Так что, дорогие родители, чтобы ваше чадо было счастливо и здорово, у него должен быть дефицит, и довольно сильный, базовых благ : питания, одежды, игрушек. Только в условиях дефицита молодые особи оживают и начинают бодро бегать по окружающему миру.

Если им не ставить сложных жизненных задач, типа освоения целины, возрождения страны из пепла, как минимум – обеспечения достойной норки для потенциальной подруги, они хиреют, слабеют, начинают тосковать и переключаются на бессмысленное вылизывание шкурки и украшение себя бусинками.

Хороший вариант: перебирает возможности

То, о чем меня, собственно спрашивали: хорошие дети, с высокой познавательной активностью, которые меняют направление своего развития (неожиданно для предков).
Уважаемые предки! Расслабьтесь! Когда ребенок, о котором вы всю жизнь думали, как об одаренном математике, внезапно заявляет, что он собирается поступать в театральный – это ХОРОШО. Это просто прекрасно. Это означает, что подросток ищет себя вовремя, как раз тогда, когда это заложено природой, что он полон энергии и энтузиазма. А лишних знаний не бывает, и если вы уже потратили небольшое состояние на репетиторов по математике, это в любом случае пригодится, не сейчас, так позже.

Давайте я расскажу вам, как сложились карьеры моих первых учеников, которым в этом году исполнилось 30 лет.

Моя любимица Туська окончила геологический факультет МГУ (как её родители и дедушки-бабушки), какое-то время поработала в конторе, дико затосковала, пыталась делать свой бизнес «Проводим праздники и свадьбы», в результате уехала заграницу и работает снова по специальности. Только теперь ей это интересно.

Дрю, медленный и задумчивый художник, за каким-то бесом поперся в авиационный, посередине плюнул и перешел на компьютерный дизайн. Ваяет сайты то из Тайланда, то на Тибете, иногда заезжает на родину. Кажется, счастлив.

Совершенно невозможный Сашка-без тормозов, настоящий, 100% СДВгшник, не поступил никуда, работает на киностудии каким-то техническим специалистом, пузырится рассказами о съемках, может не спать по трое суток, его жизнь расписана как минимум до конца пятилетки.

Старательные девочки-отличницы, с которыми не было никаких проблем в школе, старательно отучились в своих экономических вузах, родили и засели по домам. Заваливают меня фотографиями «Я и дети на фоне нашей виллы в Каннах» (вариант: «Я и дети, мужа нет, валяю из войлока на заказ»). Не работают.

Звезда класса, золотая медалистка, выпускница МГИМО с красным дипломом, Настя постоянно учится, работает вице-президентом американской компании из Топ-10 в мире, не замужем, детей нет, время от времени звонит мне порыдать на эту тему. Чем ей помочь – не знаю.

Видите? Убедились? От выбора вуза, специальности и профессии не зависит ни-че-го . Совсем ничего. 14-17 лет – совсем не то время, когда можно сказать нечто определенное о будущем этого человека. Мы даже не можем понять, гуманитарий он или технарь. Я вам больше скажу, об его интеллектуальном уровне в этом возрасте можно судить только в общем виде, потому что подростковая депрессия и гормональная перестройка сильно снижают когнитивные способности ребенка, при должном лечении (или просто, когда перерастает) тот, кого считали почти дурачком, может всех удивить, только не сейчас, а после 20 лет.

  • Следить за состоянием здоровья, чтобы не пропустить депрессию;
  • Не вкладывать слишком уж большие усилия и средства в образование, всё еще сто раз переменится;
  • Позволять подростку метаться и меняться, больше вероятность, что он нащупает что-то свое;
  • Последовательно ограничивать блага: гаджеты, одежда, поездки должны быть НЕДОСТУПНЫМИ и заработанными. Иначе им станет некуда стремиться и нечего хотеть.
  • Если прям вот никак не можете выбрать направление – приходите на консультацию в центры профориентации, тесты есть, простые, доступные, тревогу снимают на раз.
  • Добавить в избранное 5

5 комментариев

  • Invesga

    Домашнее задание. Мастер предлагает подросткам подумать о том, какой смысл они вкладывают в свою жизнь сейчас, кто или что помогло им это осознать, что они делают и готовы делать уже сейчас для того, чтобы его осуществлять.

  • Сергей Иванов

    Сыну 29 лет,я с его Мамой давно в разводе,но я постоянно дарю ему тепло….живёт в тепличных условиях вдвоем с Мамой,сменил 7 мест работы техника-оператора ПК,но заработок везде маленький,компьютер и смартфон дорогие купил ему сразу,но он только играет и общается по играм Вконтакте,с девушками и парнями не встречается и попросил купить еще более дорогой компьютер и я купил, а когда я сказал что лишу его тепличых условий, так как он не строит свою жизнь, он стал шантажировать что не будет со мной встречаться….как помочь парню избавиться от инфантильности? Какой комплекс у привлекательного и высокого парня?

    • Orla Colgan

      «He строит свою жизнь» — Если Вы о создании семьи, возможно Ваш сын просто боится строить свою жизнь? Потому что боится, что ему тоже придется развестись, как пришлось Вам? И он ждет девушку, которой мог бы довериться до конца жизни, что его не выгонят из семьи, что она его не бросит сама, как Земфира бросила Алеко у Пушкина? Но не уверен ни в ком, в том числе и в себе самом? Или не уверен, что способен обеспечить своей семье достойную жизнь? И ждет условий, как Гуго Карлович Пекторалис у Лескова?
      Попытайтесь с ним поговорить, но очень деликатно и только после того, когда Ваша угроза «лишу его тепличых условий» забудется. Иначе он замкнется и не примет Вашу помощь.

      Если Вы о низком заработке — это его выбор. Если только он не учится и действительно только играет и ни о чем не думает. Тогда просто не надо его финансировать, пусть сам зарабатывает.

  • lena

    Ochen odnostoronie vidi, u kazhdogo individualniy podhod i nelzya vseh pod odnu gribenku, hotya primeri ochen poleznie, i delitsya svoim mneniem polezno

  • Orla Colgan

    Статья непонятно о ком. Уже в 7 лет понятно — пойдет ребенок по гумманитарной или по технической специальности.
    Что ей/ему интереснее — математика, литература или природоведение?
    А что ребенку труднее — написать сочинение или решить задачу?
    Видно же по приготовлению уроков!

    К 7 годам я знала, что писателем и спортсменoм мне не быть. К 9 — что доктором как мама тоже не буду. Но хочу заниматься математикой и электроникой. В 10 пересекли Стикс планы на карьеру музыканта. И с 11 серьезно занялась электроникой (компьютеры стали доступны только в институте, до этого их не видела (были 70-е годы)). И продолжаю заниматься любимой профессией последние 38 лет — электроника, программирование, математика.

    Kак можно дожить до 14-17 лет и не знать хотя бы направления своей профессии — не могу представить!
    Если только ребенка не «последовательно ограничивали» в базовых потребностях — тогда, да, у ребенка просто не было возможности найти любимое дело и остается ему только быть лоботрясом — других возможностей его лишили.
    Поэтому, если ребенок хочет быть ученым или инженером — создайте вместе с ним лабораторию.
    И лаборатория будет расти вместе с ребенком.
    Вплоть до того, если ребенок серьезно хочет быть космонавтом — обеспечьте ему космический корабль. Хотя бы симулятор. Постройте его вместе с ребенком — компьютеры и комплектующие теперь доступны.

    Но не держите ребенка в бедности «последовательно ограничивая» его блага! Покупайте хотя бы книги, детали, инструменты, реактивы, химическую посудy.
    Ужас детства, когда приходилось месяц копить на операционный усилитель или тиристор и подбирать разбитые телевизоры на помойках, чтобы выпаять из них детали помню до сих пор. И не хочу, чтобы это повторилось для любого другого человека.

    > «страшно взрослеть, не прикольно» — а когда бьют в школьном коридоре — не страшно? или, может быть, не иметь возможностей, как у взрослого — это прикольно?
    Страшно быть ребенком, потому что никогда такой агрессии и нищеты, как в детстве — во взрослой жизни не бывает. И взрослые годы на 100% подтвердили эту надежду.
    Но до взрослого возраста, хотя бы до окончания школы надо еще дожить.

    > «Убедились? От выбора вуза, специальности и профессии не зависит ни-че-го.»
    — Ничего, кроме счастья самого ребенка.
    И успеха в профессии. И судьбы таланта. А в остальном и правда, ну совсем ничего.
    И не нужно ждать 20 лет, чтобы другие перестали считать ребенка «почти дурачком». Достаточно в 16-17 вырваться из школы и поступить в институт — на первом же семестре все будет ясно. Труднее перестать считать дурой и сумасшедшей саму себя — это займет несколько лет после школы.
    И поэтому так важен выбор ВУЗа и специальности.

    > «Следить за состоянием здоровья, чтобы не пропустить депрессию;»
    Депрессия зависит не столько от состояния здоровья, сколько от школы. Если на уроках внушают, что ты сволочь и дура, а на переменах бьют — депрессия или социофобия развивается и при нормальном здоровье. До конца избавиться от этого не удалось и за 30 лет после школы. И это — первая причина вредности следующего пункта:

    > «Не вкладывать слишком уж большие усилия и средства в образование, всё еще сто раз переменится;»
    Кроме вышесказаннного, обычная школа ориентирует не на поступление в институт, а на учебу в ПТУ и работу на заводе.
    От поступления в ВУЗ отговаривают — «тебе не поступить — у тебя нет способностей», «ты со странностями, где тебе поступить в ВУЗ», «не умничай».
    Я благодарю Бога, что в моей жизни нашелся человек, который сказал, что не надо поступать в техникум, а надо идти в 9 класс и в институт — вопреки тому, что говорят учителя!
    Но если бы его не было, школа загнала бы меня в техникум, а в институт я бы поступать побоялась.
    Поэтому — вкладывайте все, какие только возможно, средства в образование Вашего ребенка!
    Обеспечьте домашнее обучение или в крайнем случае очень хорошую школу со строгим отбором учащихся. Школу, где нет насилия. Если такая существует. И школу, где не считают, что 60 баллов на ЕГЭ — вполне достаточно.

    > Позволять подростку метаться и меняться, больше вероятность, что он нащупает что-то свое;

    Единственный пункт, с которым согласна.

    > Последовательно ограничивать блага: гаджеты, одежда, поездки должны быть НЕДОСТУПНЫМИ и заработанными.
    > Иначе им станет некуда стремиться и нечего хотеть.

    Нет! Пожалуйста, нет! Наоборот — сделайте все доступным — дайте ребенку ВОЗМОЖНОСТь заработать!
    Хорошими отметками или помощью по дому — зависит от семьи.
    Но если ребенок живет в условиях дефицита благ, как мы жили при СССР, и не имеет возможности их заработать —
    не удивляйтесь, что ребенок ничего не хочет и ни к чему не стремится. Ему просто отбили желания.
    И не удивляйтесь, если ребенок приносит с помойки вещи, собирает бутылки, моет на перекрестке стекла машин или попрошайничает — это единственная для него возможность получить то, что ему нужно, но чего не дают родители; а на работу не берут по возрасту.

    Хорошо, в случае еды и одежды — сшить с мамой платье, сначала для куклы, а затем и на себя или приготовить обед с бабушкой — это высшее удовольствие в 10 лет!
    Осциллограф себе построила тоже сама. Но есть вещи, которые можно только купить — детали, инструмент, химреактивы, книги. И тут уже полная зависимость от родителей.

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.