Домой / Для серых глаз / Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс? Буквы и цифры

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс? Буквы и цифры

Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет. В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах. В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:

  • знать буквы;
  • уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
  • обладать навыками письма;
  • знать времена года, названия месяцев, дней;
  • знать свои фамилию, имя, отчество;
  • иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • знать 10-12 основных цветов и др.

Методики подготовки детей к школе

Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:

  • Зайцева;
  • Монтессори;
  • Никитиных.

Методика Зайцева

Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации. Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.

Методика Монтессори

Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори. В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.

Методика Никитиных

Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.

Подготовительные занятия к школе

Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке. Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках. Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.

Курсы подготовки к школе

Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях. С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы. Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Дошкольный репетитор

Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку. Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д. Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.

Сколько стоит подготовка ребенка к школе

Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:

Бесплатная подготовка

Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения. Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое. Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.

С чего начать подготовку

Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д. Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик. Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.

Программа

Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:

Материалы

Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.

Игры для подготовки к школе дошкольников

Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:

  • Название: «Книжный детектив».
  • Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
  • Материал: книга с иллюстрациями.
  • Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.

Вот еще один неплохой вариант:

  • Название: «Художник-иллюстратор».
  • Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
  • Материал: несколько книг.
  • Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.

Развивающие занятия

В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:

  • Название: «Цветы на клумбе»
  • Материал: разноцветный картон.
  • Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа - красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые - не на прямоугольной и не на круглой.

Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:

  • Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.

Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.

Видео

Как подготовить ребенка к поступлению

в детский сад.

Так уж принято, что каждый родитель еще с пеленок озадачен вопросом подготовки ребенка к школе, а вот почему к поступлению в детский сад считают, что готовится незачем, и уверяем Вас, это глубочайшее заблуждение. Многих мам вводит в заблуждение уверенное «ДА!» крохи в ответ на их вопрос: «А ты в садик хочешь?» Увы, это вовсе не значит, что он готов к саду. Малыш просто не знает, что это такое, он не понимает, что ему придется расстаться с мамой на целый день и быть под опекой воспитателя в окружении других детей. Приход в садик это первый шаг ребенка во взрослую жизнь и от того насколько малыш и Вы будете готовы его сделать будет зависеть очень многое в его садовской жизни и в первую очередь длительность адаптационного периода. Так как же подготовится? - спросите Вы. Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Во-первых, необходимо определиться самим взрослым:

Необходим ли вам сад

С какого возраста вы хотите отдать ребенка в садик (учтите, что группы формируются на )

Какая форма подходит для Вас и вашего ребенка (группа 12 часового пребывания, группа кратковременного пребывания (ГКП), служба ранней помощи (СРП) и т. д.).

Во-вторых, подготовить ребенка:

Главное - здоровье. Лучше всего адаптируются дети, не имеющие врожденных и хронических заболеваний, а также редко болеющие ОРВИ.

Получите рекомендации врачей - специалистов. Возможно, в комплексную подготовку к саду нужно будет ввести прием общеукрепляющих средств, физкультуру, массаж. Пройдите необходимый курс лечения (если в этом есть необходимость)

Обязательно начните закаливать малыша, только делайте это плавно, продуманно и систематически, иначе вместо пользы вы получите обратный эффект. Перед началом закаливания обязательно проконсультируйтесь с вашим терапевтом.

Сделайте все необходимые прививки;

Приучайте малыша гулять 2 раза в день;

Давайте ребенку возможность много двигаться;

Стабильность – залог успешной адаптации.

Приблизьте домашний режим к режиму сада как минимум за 2 месяца до поступления. Делайте это плавно, меняя привычный уклад жизни малыша не более чем на 10 минут в неделю. Помните, что к новому режиму должен приспособиться не только ребенок, но и Вы.

Приблизьте домашний рацион питания ребенка к рациону сада. Постарайтесь познакомить ребенка с блюдами садовской кухни дома, тогда он будет более благосклонен к ним в саду. Также перейдите на 5-разовое питание, если до этого было по-другому. (Завтрак, сок, обед, полдник, ужин)

Готовьте малыша к общению с другими детьми и взрослыми.

Для этого бывайте в разных местах, где присутствуют незнакомые малышу люди. Если раньше вы предпочитали гулять отдельно от других детей, то теперь ходите с малышом на , в детские парки, клубы.

Берите малыша с собой, когда идете в гости. Наблюдайте: как кроха общается с взрослыми и другими детьми.

Особое внимание обратите на то, как он осваивает новое пространство (жмется к вам, просит поддержки, или начинает исследовать самостоятельно). Если ребенок боязлив, помогите ему исследовать незнакомое пространство, познакомьте с другими детьми, предложите совместную игру. Называйте других детей по имени (Оля, Миша, Вова), спрашивайте о них.

Научите ребенка обращаться к другим людям за помощью, сотрудничать. - Готовьте ребенка к моменту расставания с вами. Бывает, что до момента похода в садик ребенок постоянно находился с мамой. В этом случае начните передоверять заботу о малыше другим родственникам, начиная с нескольких минут, постепенно увеличивая время. - Желательно заранее разработать несложную систему прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинцев, рукопожатие).

Важные навыки - навыки самообслуживания. Адаптация легче проходит у тех детей, которые: - умеют сами есть, и пить - умеют частично одеваться и раздеваться - просятся на горшок или остаются сухими, пока взрослый не напомнит про горшок - умеют самостоятельно засыпать - умеют занять себя какой-то игрой.

Познакомьте малыша с садом.

Когда вы будете проходить мимо садиков, каждый раз рассказывайте крохе, что он тоже пойдет в детский сад. Расскажите, как будет интересно в саду, сколько новых игрушек там будет.

Читайте ребенку книги о том, как детки собирались в детский сад. Такие книги сейчас есть в продаже. Важно, чтобы в книжке были перечислены режимные моменты и не было никакой негативной информации о переживаниях героя в саду. (например: книга «Я иду в детский сад» издат. «Карапуз» не подходит для этапа подготовки ребенка к детскому саду. Она будет полезна, когда ребенок уже придет в д/с и его переживания совпадут с переживаниями героя книги).

Можно взять картинки с изображение режимных моментов в интернете и самим придумать истории или сказки о детском садике. Главное, рассказать про сад, как можно подробнее. - Можно поиграть в игру: «День в саду». Возьмите мягкие игрушки и играйте: вот Медведица будит с утра своего Мишку, они умываются, одеваются, идут в сад. Пусть там их встретит воспитательница-Белка и другие дети-зверюшки. Проиграйте момент ухода мамы. Дальше покажите, как малыши идут на горшки, завтракают, играют, гуляют, приходят с прогулки, обедают, ложатся спать и т. д. вплоть до момента прихода мамы.

Внимание! Игру нельзя обрывать, пока вы не проиграете момент возвращения мамы. Именно расставание с мамой - это наиболее травматичный момент, и ребенок должен твердо запомнить: мама всегда возвращается. Эта игра поможет вашему ребенку внести ясность в то, что такое сад.

В–третьих, подготовить «приданое» малыша:

Конечно же, мы не призываем Вас сию же минуту бежать приобретать какие-то вещи, но продумать в чем будет ходить малыш в садик и познакомится с ассортиментом товаров стоит заранее.

Начнем с обуви, ведь она залог безопасности ребенка.

Обувь должна соответствовать размеру ребенка - должен быть твердый закрытый носок и пятка - должна фиксироваться на ноге (застежкой или липучкой).

Для музыкальных занятий понадобятся: чешки или балетки.

Для физкультуры – спортивные тапочки на гибкой, резиновой, не скользящей подошве.

Для бассейна - махровый халат с капюшоном, хорошо впитывающее, среднего размера полотенце, резиновая шапочка, сланцы.

Одежда: - должна всегда быть чистой - соответствовать температурным и погодным условиям - быть удобной, легко сниматься и одеваться. Лучший вариант это - он позволяет ребенку легко двигаться и отвечает всем гигиеническим требования.

Если на одежде есть украшения в виде блесток, стразов и т. д. – убедитесь, что они не отвалятся, и лучше в такой одежде ходить в гости, а не в детский сад.

В отдельный мешочек надо будет сложить запасные вещи малыша: трусы, колготки, носочки, футболки и пустой пакет.

Желательно подписать все вещи ребенка.

Необходимо заранее продумать одежду для прогулок. Для зимнего периода понадобятся 2-3 пары варежек, не покупайте перчатки - руки в них замерзают быстрее, особенно у малышей.

И самое главное - подготовьтесь сами к расставанию с малышом.

Если Вы решили доверить своего малыша воспитателям, то доверяйте им во всем – ведь они профессионалы, вырастившие не одно поколение детей.

Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне прихода ребенка в ДОУ. Помните, что ваши страхи, опасения обязательно передадутся малышу.

Если Вас что-то беспокоит в ребенке, у Вас есть какие-то вопросы по любому вопросу, касающемуся воспитания, и т. д., обязательно посетите психолога.


Насколько я знаю, официально никаких экзаменов для зачисления в 1 класс гимназии нет и быть не должно. Однако в реальности все по-другому. Думаю. Что многие родители меня поймут. Так уж получилось, что мы переехали на постоянное место жительство в другой район города. Рядом с домом только гимназия. А я хотела, чтобы ребенок сам мог ходить в школу и возвращаться домой. Можно было записаться на подготовительные курсы для поступления к гимназии. Но это было уже в середине года и смысла не было, так как многое упущено. У меня, конечно, есть педагогическое образование. Но я могла работать только с средними классами в школе. А с дошкольниками никогда дела не имела. Как, впрочем, ни дня не работала и в школе. Но выхода не было и я решила попробовать.

Работа с интернетом:

Самым первым делом я решила проштудировать интернет. Собрать опыт родителей. Чьи дети уже поступили в гимназию. Была рада любой информации. С первого взгляда, информации много, но по делу ее мало. Я изучила весь материал и примерно поняла, на что надо ориентироваться.

Над чем нужно работать с ребенком:

  • Задания на общее развитие ребенка
  • Вопросы о семье
  • Увлечения
  • Поры года
  • Животные
  • Птицы
  • Вопросы о школе
  • Еще многое другое в этом роде
  • Задание на диагностику памяти
  • Логика
  • Мышление
  • Желательно, чтобы ребенок умел читать и считать
  • Психологическая готовность ребенка

Буквы и цифры:

Буквы мой ребенок уже знал. Поэтому мы сразу же приступили к обучению чтению. Мы занимались по Букварю Н.С.Жуковой. По-моему это хороший вариант. Параллельно по вечерам я и сама читала ребенку, чтобы развивать его кругозор.

Теперь о цифрах. Ребенок считал. Но нужно было научиться еще и складывать в пределах 10. Требовался и обратный счет. Здесь на помощь пришли счетные палочки, карточки с цифрами. Мы старались считать все вокруг. И ступеньки, и птиц, и машины. Проблема может быть в том, что ребенку надоедает заниматься сухой математикой. Поэтому я брала примеры прямо на улице во время прогулок.

Книги для подготовки к школе:

Если вы зайдете в книжный магазин, то очень удивитесь, какое сейчас количество печатных изданий для подготовки ребенка к школе. Мы пользовались в основном «Большой энциклопедией подготовки к 1 классу» Т.И.Тарабариной. Книга хорошая. Основной упор на изучение счета, букв, форм, величин, времени и пространства, а еще неплохо подается материал по развитию речи.

Иногда брали книги младшего ребенка и повторяли самое простое, но важное для теста в гимназию.

Онлайн – занятия:

Я нашла в интернете очень неплохой сайт, с помощью которого можно развивать ребенка. Это сайт Айкьюша. Я, конечно. Не особо люблю, когда дети днями сидят за компьютером. Но иногда это необходимая мера. Моему ребенку через пару месяцев подготовки все так надоело, что мне нужно было что-то такое, что раньше было запрещено. Вот мы и начали общение с компьютером. Сайт хороший. Это не стандартные игры, а именно развивающие занятия и небольшие тесты в игровой форме.

Настольные игры:

Не думайте, что это ненужное для тестирования занятие. Мы постоянно играли с ребенком в настольные игры. Это было и закрепление цветов, форм, каких-то других понятий. Логику мы стали развивать с помощью обучения в шахматы. Этим занимался папа. Это занятие мы и сейчас не бросаем.

Творчество:

Многие родители писали. Что на тестировании у ребенка спрашивали. Что он любит рисовать, лепить и так далее. Поэтому мною было решено не забывать про лепку, вырезание, краски, раскраски. Наверное, эта часть больше всего доставляла ребенку удовольствие. Однако я и здесь хитрила. Мы разукрашивали разные логические задачки, лепили цифры и все в этом роде.

Игра в школу:

Нам повезло. У нас есть старшие сестрички, которые с огромным удовольствием играли с моим маленьким студентом в школу. Здесь-то они и объяснили, что такое школа, зачем она нужна, что такое школьный звонок и тому подобное. Мой ребенок четко знал, для чего он идет в эту школу. Кстати, такая игра нам очень помогла на тестировании.

Дополнительный материал:

Также у нас было очень много различных карточек, тематических игр с заданиями, которые мы постоянно использовали в своей подготовке.

ЧАС ИКС:

И вот этот день пришел. Мы с ребенком вместе пошли на собеседование (тестирование). К моей огромной радости, прошли его великолепно. Психолог и учитель поинтересовались, с каким репетитором мы занимались. Были удивлены, что я сама готовила ребенка. Причем. В довольно короткие сроки. Ребенок поступил. И отучился уже год. Успешно. Я теперь понимаю. Что почти любую проблему можно решить. Главное – это очень захотеть.

Подготовка ребенка к школе.

Что должен знать и уметь ребенок к поступлению

в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?

Прежде всего, следует разобраться, с какого возраста существует реальная необходимость обучать ребенка буквам и цифрам. Как Вы знаете, на сегодняшний момент, большинство детей идут в школу с определенным багажом знаний в области математики и др. областях. Без многих знаний, просто-напросто, детям будет сложно в первом классе. Никому не хочется, чтобы ребенок отставал от одноклассников. Поэтому мы и стараемся научить его перед школой писать простые слова, читать, считать в пределах десяти и т.д.

На сегодняшний день даже сложился перечень того, что должен уметь и знать ребенок придя в школу. Что входит в этот список? Прежде всего, в этот список входят знания о себе и своих родителях.

Ребенок должен знать о себе и своей семье:

Свое Ф. И. О.;

Сколько ему лет. Когда у него день рождения;

Где он живет (адрес);

Как зовут родителей;

Кем работают родители.

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:

Основные цвета;

Дни недели;

Месяцы;

Времена года;

Понятия «право - лево»;

Основные профессии;

Домашних и основные виды диких животных;

Детенышей животных;

Знать зимующих и перелетных птиц;

Виды транспорта;

Уметь ориентироваться на бумаге;

Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;

Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.

Что должен знать ребенок по математике

По математике ребенок должен знать:

Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;

Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);

Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»;

Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

Уметь соотносить цифру и число предметов;

Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).


Память, мышление, внимание и речь

Ребенок должен уметь:

Пересказывать простое услышанное произведение;

Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);

Знать стихотворения;

Сочинять сказки;

Отвечать на поставленные вопросы;

Делать какое-либо задание по образцу;

Уметь описывать картинку по памяти;

Запоминать до 10 увиденных картинок;

Заканчивать предложения;

Находить лишнюю картинку или слово;

Уметь отгадывать загадки;

Группировать предметы по признаку.

Что ребенок должен знать по чтению

Ребенок должен знать:

Буквы;

Уметь соотносить звук с буквой;

Вычленять звуки из слова;

Подбирать слова на заданный звук или букву;

Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.

Навыки письма

Не стоит забывать и про навыки письма.

Ребенок должен уметь:

Обводить картинки по контуру

Обводить печатные буквы по контору

Правильно держать ручку в руке

Копировать геометрическую фигуру по клеточкам

Мы перечислили основные знания и умения, которыми должен овладеть ребенок к поступлению в первый класс. Конечно, слово «должен», здесь не совсем уместно, так как многие перечисленные знания, по идеи, должны вкладываться именно в начальной школе. Но так как большинство школ проводят тестирования знаний и умений детей перед поступлением в первый класс, рекомендуется «подтянуть» ребенка в определенных областях. Многие умения и знания вкладываются в ребенка воспитателями и логопедами в детских садах, но многое перекладывается на плечи родителей. К счастью, сейчас все больше открывается дошкольных образовательных центров, в которых педагоги подготавливают детей к школе.

С какого возраста следует начинать обучать детей буквам и цифрам

Теперь поговорим о том, с какого возраста следует начинать обучать детей буквам и цифрам. Могу сказать, что критериев здесь никаких нет. Все зависит от самого ребенка. Запомните, главное, чтобы ребенок сам захотел осваивать ту или иную область. Конечно, с 6 – ти летними детьми дела обстоят хуже, так как хочешь - не хочешь, а учиться надо. Но и здесь стоит искать альтернативу – обучайте ребенка через игру. Считайте на улице птиц, деревья, лужи и т.д. До поступления в школу главное для детей – это игра, через игру они способны освоить многое, главное не давите на них, у ребенка можно отбить всю охоту учиться. Нельзя детей запугивать: «Не выучишь стих – гулять не пойдешь». Между ребенком и родителем должны быть доверительные отношения, ребенку должно нравиться то, что он делает. Еще раз отмечу – действуйте через игру. Если ребенок не хочет учить стих, предложите ему поиграть в театр, устройте вечером представление для всей семьи. Объясните ребенку, что к представлению необходимо готовиться, подучить некоторые слова. Чтобы ребенку было интересней – учите стихи и Вы. Когда ребенок заинтересуется, с ним будет намного легче сговориться.

Если ребенку нет 6 лет – он вправе отказаться от изучения букв и цифр. Не могу не вспомнить беседу с одним профессором, который считает, что дети до школы вообще должны только играть, они ведь дети, детей нельзя лишать детства. Он считает, что если ребенок хочет учить буквы – пусть учит, не хочет – значит еще не время. Не согласиться с ним просто невозможно, так как раньше, когда учились мы, такого не было, а точнее не было таких замысловатых тестов. Детей обучали письму и счету в школе. Сейчас же школьные программы построены иным образом. Программы рассчитаны на читающих детей и на детей, которые знакомы с простейшими вычислениями в пределах 10. Это я говорю о программах для обычных школ. Про гимназии и лицеи лучше умолчать, так как там совершенно другие требования, там знаний цифр в пределах 10 будет не достаточно.

Если ребенку только 3 года, а у него уже появился интерес, например, к буквам, что же, замечательно, покажите ребенку буквы, подыщите обучающие игры. Но не перестарайтесь, для каждого возраста должны быть разные подходы к обучению букв, об этом мы поговорим в следующей статье.

Какой мы можем сделать вывод? Всему свое время. Ребенок обязательно овладеет необходимой информацией, но мы с Вами должны ему помочь. На первых этапах используйте игру. Игра поможет ребенку привить интерес к наукам.

  • Разделы работы участкового педиатра:
  • Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
  • Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
  • Примерная схема годового отчета участкового врача:
  • Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
  • Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
  • Освобождение от физкультуры
  • Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
  • Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
  • Академический отпуск
  • Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
  • Персона врача
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
  • Тема 4. Оценка физического развития
  • Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
  • 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
  • 3.Освоение практических умений
  • 4.Перечень тем рефератов для студентов
  • Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
  • 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
  • 2.Освоение практических умений:
  • Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
  • 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
  • Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
  • Дородовый врачебный патронаж
  • Социальный анамнез
  • Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
  • Биологический анамнез
  • Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
  • Общее заключение по дородовому патронажу
  • Рекомендации
  • Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
  • Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
  • Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
  • Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
  • Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
  • Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
  • Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
  • Подготовка детей к поступлению в школу.
  • Раздел 2. Перечень исследований при проведении
  • Раздел 1. Перечень исследований при проведении
  • Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
  • Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
  • Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
  • Организация санаторно-курортной помощи детям.
  • Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
  • Штаты дневного стационара детской поликлиники:
  • Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
  • Задача №1
  • Задача №2
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
  • Национальный календарь профилактических прививок
  • Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
  • Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
  • Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
  • Общие положения о лечении орви
  • Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
  • 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
  • Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
  • Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
  • Лихорадка и гипертермический синдром
  • Судорожный синдром
  • Острый стенозирующий ларинготрахеит
  • 3.При I степени стеноза:
  • 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
  • 5. При III-IV степени стеноза:
  • Задача №1
  • Задача №2
  • В. 1.Инвагинация кишечника.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
  • Критерии допуска студента к курсовому зачету:
  • Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
  • Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов
  • I. Требования к составлению реферата
  • II. Требования к проведению лекции
  • III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
  • IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
  • Подготовка детей к поступлению в школу.

    Определение готовности ребенка к обучению в школе

    В функциональные обязанности врача ДДУ входит совместная с педагогом, работа по определению готовности ребенка к обучению в школе и оценка школьной зрелости.

    Школьной зрелостью следует называть уровень физического и психического развития, при котором можно предполагать, что ребенок полностью справится со всеми сложностями школьного обучения. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость ) - это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, снижению успешности обучения.

    Приложение N 1

    к Порядку прохождения

    осмотров, в том числе при поступлении

    в образовательные учреждения

    и в период обучения в них,

    утвержденному приказом

    Министерства здравоохранения

    Российской Федерации

    Раздел 2. Перечень исследований при проведении

    предварительных медицинских осмотров

    ┌─────┬────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┐

    N │ Перечень типов │ Осмотры врачами- │ Лабораторные, │

    п/п │ образовательных │ специалистами │ функциональные и иные │

    │ │ учреждений, при │ │ исследования │

    │ │ поступлении в │ │ │

    │ │ которые проводятся │ │ │

    │ │ предварительные │ │ │

    │ │медицинские осмотры │ │ │

    │ │ несовершеннолетних │ │

    │1. │Общеобразовательные │Педиатр │Общий анализ крови │

    │ │(начального общего, │Невролог │Общий анализ мочи │

    │ │основного общего, │Детский хирург │Исследование уровня │

    │ │среднего (полного) │Детский стоматолог │глюкозы в крови │

    │ │общего образования) │Травматолог-ортопед │Анализ кала на яйца │

    │ │образовательные │Офтальмолог │глистов │

    │ │учреждения │Оториноларинголог │Ультразвуковое │

    │ │ │Психиатр детский │исследование органов │

    │ │ │Акушер-гинеколог │брюшной полости, │

    │ │ │Детский уролог- │сердца, щитовидной │

    │ │ │андролог │железы и органов │

    │ │ │ │репродуктивной сферы │

    │ │ │ │Электрокардиография │

    ├─────┼────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤

    │2. │Образовательные │Педиатр │Общий анализ крови │

    │ │учреждения │Детский хирург │Общий анализ мочи │

    │ │начального │Детский стоматолог │Исследование уровня │

    │ │профессионального, │Детский уролог- │глюкозы в крови │

    │ │среднего │андролог │Ультразвуковое │

    │ │профессионального, │Детский эндокринолог │исследование органов │

    │ │высшего │Невролог │брюшной полости, │

    │ │профессионального │Травматолог-ортопед │сердца, щитовидной │

    │ │образования │Офтальмолог │железы и органов │

    │ │Специальные │Оториноларинголог │репродуктивной сферы │

    │ │(коррекционные) │Акушер-гинеколог │Электрокардиография │

    │ │образовательные │Психиатр подростковый │Флюорография легких (с │

    │ │учреждения для │ │возраста 15 лет) │

    │ │обучающихся, │ │ │

    │ │воспитанников с │ │ │

    │ │ограниченными │ │ │

    │ │возможностями │ │ │

    │ │здоровья │ │ │

    │ │Образовательные │ │ │

    │ │учреждения для │ │ │

    │ │детей-сирот и детей,│ │ │

    │ │оставшихся без │ │ │

    │ │попечения родителей │ │ │

    │ │(законных │ │ │

    │ │представителей) │ │ │

    └─────┴────────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────┘

    Критерии готовности к обучению ребенка в школе:

    Медицинские:

      1.Уровень биологического развития: биологический возраст соответствует паспортному, если физическое развитие нормальное (длина соответствует возрасту, масса соответствует длине), количество постоянных зубов – 2-6 и более у девочек, 2-5 и более у мальчиков; положительный «филлипинский» тест.

      2.Уровень резистентности: хороший - не более 3 острых заболеваний в год, предшествующий поступлению в школу.

      3.Состояние здоровья: группа здоровья I, II или III в состоянии компенсации

    В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Филиппинский тест - один из главных критериев «школьной зрелости». Для того, чтобы узнать, прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

    Психолого-педагогические:

      1.Школьная зрелость по психометрическому тесту Керна-Ирасека от 3 до 5 баллов.

      2.Сформированность школьных умений и навыков.

      3.Освоение программы воспитания в детском саду в полном объеме.

      4.Качество звукопроизношения без дефектов.

      5.Уровень психического развития, соответствующий возрасту.

    Оценка результатов теста Керна-Ирасека

    Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

    Задание №1. « Рисунок человека» (рис.1).

      1 балл - у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы. (возможна шапка или шляпа), уши; на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Должны быть видны детали мужской одежды.

      2 балла - выполнение всех требований, как при оценке в один балл. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

      3 балла - у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

      4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

      5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

    Рис.1. Рисунок человека, нарисованный ребенком

    Задание № 2. «Срисовывание написанного текста» (рис.2).

      1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в 2 раза и образуют 3 слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

      3 балла - буквы должны быть разделены не менеечем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

      4 балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.

      5 баллов - каракули.

    Задание №3. «Срисовывание группы точек» (рис.3).

      1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение возможно не более, чем вдвое.

      2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

      3 балла - группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, не более 20).

      4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

      5 баллов - каракули.

    Рис.2. Рисунок текста, написанного ребенком

    Рис.3. Рисунок точек, нарисованный ребенком

    Сумма результатов выполнения отдельных заданий представляет общий результат исследования по этому тесту.

    Ребенок, получивший за выполнение заданий 2-5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый. С оценкой 6-7 баллов - зреющий, вариант А (прогноз благоприятный). С оценкой 6-9 баллов - зреющий, вариант Б (прогноз условно благоприятный). Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

    Исследование качества произношения.

    Ребенку предлагается по картинкам последовательно перечислять в слух предметы, в которых встречаются звуки «Р, Л, С, З, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ» в начале, в середине или в конце слова.

    Пример :рак – ведро - топор; жук – лыжи - нож; щетка – ящерица - плащ.

    Наличие хотя бы одного дефекта указывает на невыполнение задания.

    Сформированность школьных умений, навыков и освоение «Программы воспитания и обучения в детском саду» определяет педагог или воспитатель с оценкой «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

    Дети, готовые к обучению в школе:

    Дети, успешно осваивающие программу детского сада, имеющие нормальный уровень психического развития и школьной зрелости (тест Керна-Ирасека от 2 до 5 баллов). Биологический возраст соответствует паспортному, редко болеют, не имеют хронических заболеваний и дефектов произношения. У этих детей, как правило, нет отклонений в биологическом анамнезе.

    Условно готовые к обучению в школе.

    Дети, имеющие хронические компенсированные заболевания, с определенными трудностями справляющиеся с программой воспитания в детском саду, биологический возраст отстает от паспортного, имеют начальные отклонения в поведении и нервно-психическом развитии. У них не полностью сформированы навыки школьной зрелости (тест Керна-Ирасека равен от 6 до 7 баллов, "зреющий" вариант А (прогноз благоприятный); тест Керна-Ирасека от 6 до 9 баллов -"зреющий" вариант-Б (прогноз условно благоприятный). Имеют один или два дефекта произношения.

    Не готовые к обучению в школе.

    Дети имеющие хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации, выраженные функциональные отклонения, отклонения в поведении, несформированные школьные навыки (тест Керна-Ирасека - 10 и более баллов). Биологический возраст не соответствует паспортному; нет осознанного отношения к учебе, не справляются с программой детского сада, имеют множественные дефекты звукопроизношения. Как правило, эти дети с выраженными отклонениями в биологическом анамнезе.

    Адаптация к школе - довольно длительный этапный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты:

      Первый этап - ориентировочный (фаза острой адаптации), когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (от 10 дней у здоровых детей до 2-3 недель и более у детей с морфофункциональными оклонениями).

      Второй этап - неустойчивое приспособление (фаза подострой адаптации), когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

      Третий этап - период относительно устойчивого приспособления (компенсаторная фаза), когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общении в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья.

    Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наибольшие сложности возникают на 1-4-й неделе.

    Критерии адаптации ребенка к школе.

    Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Установлено, что с возрастом структура дизадаптационных проявлений изменяется. Если у детей раннего возраста основным дизадаптационным проявлением являются ОРЗ, то у дошкольников – в равной степени ОРЗ и невротические реакции. По этим критериям выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой:

      При легкой адаптации напряженность функциональных систем организма ребенка снижается в течение первой четверти.

      При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия в виде легких ОРЗ и умеренно выраженных невротических реакций.

      У части детей адаптация к школе проходит тяжело. Уже к концу 1-й четверти у них отмечаются выраженные невротические реакции и неврозы: нарушения психического здоровья, которые проявляются в виде различных страхов, нарушений сна, аппетита, чрезмерной возбудимости, или, наоборот, вялости, заторможенности. Возможны жалобы на усталость, головные боли, обострение хронических заболеваний и т.п. Значительные нарушения в состоянии, здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНОВЫХ И УГЛУБЛЕННЫХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ

    Приложение N 1

    к Порядку прохождения

    несовершеннолетними медицинских

    осмотров, в том числе при поступлении

    в образовательные учреждения

    и в период обучения в них,

    утвержденному приказом

    Министерства здравоохранения

    Российской Федерации

    ПЕРЕЧЕНЬ

    ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ

    ОСМОТРОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ