Домой / Для серых глаз / Помощь начинающему воспитателю. Советы начинающим воспитателям консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Помощь начинающему воспитателю. Советы начинающим воспитателям консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Только любящий детей человек может быть воспитателем.

Эта любовь должна проявляться в уважении к личности ребенка, его чувствам и переживаниям. Такой педагог ласково и приветливо встретит малыша пришедшего в группу, справедливо разберется в конфликтах, терпеливо выслушает ребенка, покажет свою заинтересованность его делами, вместе с ним будет переживать случившееся.

Однако это не значит, что воспитатель не должен быть требовательным, строгим там, где это нужно. Но строгость обязательно должна сочетаться со справедливостью. Кажется простое дело – детский конфликт: разведи ребят в разные стороны и все. Нет, любящий детей педагог выяснит причину, докажет, в чем ребенок не прав, во всем обязательно разберется обстоятельно.

Любовь к детям проявляется и в большом терпении.

Ребенок, вступая в жизнь, ежедневно для себя делает открытия, овладевает знаниями, умениями, навыками. Если ребенок отстает от других детей, не торопите его. Похвалите за малейшие успехи, и малыш будет вам по своему благодарен (не умея еще выразить это) за проявленное к нему терпение, ласковое слово и поддержку.

Так с чего же начать молодому педагогу?

Советую до выхода на работу побывать в группе, познакомиться со вторым воспитателем, няней, детьми, послушать рассказ коллеги об индивидуальных особенностях каждого ребенка, посмотреть, где хранится оборудование, пособия, где проводятся прогулки, познакомиться с планом работы и документацией группы.

Такая предварительная подготовка поможет начинающему воспитателю почувствовать себя увереннее, когда он в первый раз придет в группу на работу.

Очень важно постоянно следить за своим внешним видом. Приятно детям, родителям и всем окружающим видеть воспитателя аккуратно причесанным, скромно, со вкусом одетым. Дети любуются вами, ваш внешний вид уже доставляет им радость.

Малыши все замечают: и красивую брошь, и платочек в кармашке, и яркий поясок, но вместе с тем и стоптанные тапочки, и лохматую прическу. А то, что не заметят малыши, обязательно заметят старшие. Дети любят и гордятся своим воспитателем, и вы должны их любовь заслужить. Первый шаг к этому – ваш внешний вид.

В идеальном порядке должен быть и стол воспитателя – ничего лишнего, только тетрадь с планом, журнал посещаемости, красивая ваза, заполненная по сезону (распускающиеся ветки, осенние цветы и т.д), материал к занятию.

По согласованию со вторым воспитателем установите и поддерживайте порядок в группе, т.е. соблюдайте место хранения педагогического материала, игр, игрушек, оборудования.

В младших группах такой порядок поддерживайте сами, в старших постепенно привлекайте к этой работе и детей. Они будут помогать с удовольствием. В работе со старшими детьми можно использовать следующий метод: например, перед прогулкой или занятиями собрать ребят и спросить: «Посмотрите, пожалуйста, что еще у нас лежит не на месте?» или: «Ребята, а мы можем уже уходить на прогулку?» Дети заметят непорядок и поспешат его устранить. Обязательно оцените их действия: «Молодец, Вова, ты увидел, что машины стоят не на своем месте и поставил куда надо» и т.д.

Единые и постоянные требования обоих воспитателей выработают у детей полезную привычку к порядку, необходимую в дальнейшей жизни.

Педагог несет полную ответственность за выполнение режима дня. Для того, чтобы день прошел четко, по намеченному графику, накануне нужно продумать весь ход работы, тщательно подготовиться к занятиям. Особенно это касается необходимого для занятия материала и оборудования (бумага, кисти, краски, клей, ножницы, книги, картины и т.д.), неподготовленность к проведению занятий является одной из причин срыва режима дня.

С самых первых дней старайтесь установить тесный контакт со своей напарницей. Хорошо вмести составить план работы. Если ваша напарница – опытный педагог, советую понаблюдать, как она проводит утренние часы, занятия, прогулку, организует кормление детей. Не обязательно наблюдать полностью весь рабочий день, можно проанализировать лишь отдельные режимные моменты. Спрашивайте, советуйтесь, не стесняйтесь. Опыт приходит не сразу.

Старайтесь предъявлять детям единые требования при соблюдении порядка в группе, при проведении занятий. Воспитатель – человек творческий, он должен иметь свои интересные приемы и методы, но главное, чтобы они не шли вразрез с методами напарницы по работе.

Когда сдаете смену, расскажите о том, как прошел рабочий день, какие встретились трудности, как вели себя отдельные дети и каково настроение всей группы. Большим помощником в работе является няня. С ней также надо полностью контактировать. Пусть дети видят ваше уважительное отношение к ней.

Выяснение всевозможных спорных вопросов между воспитателями и няней не должно происходить при детях. Старайтесь избегать ссор.

В моей долголетней практике приходилось нередко наблюдать, как начинающий воспитатель буквально мечется по группе: одного ребенка успокаивает, другому отвечает на вопрос, разнимает дерущихся и т.д. Да, на все надо прореагировать, но не суетясь. Всем своим видом надо выражать спокойствие и собранность, несмотря на огромное внутреннее напряжение. Обязательно нужно учиться владеть собой, своими эмоциями. Ваше внешнее спокойствие и собранность будут хорошо действовать на коллектив детей, дисциплинировать их, создавать нормальную обстановку в группе.

Большое значение для воспитателя имеет умение находить свое место в группе во время работы.

На занятии это место четко определяется содержанием занятия, а в остальное время - в часы игр, на прогулке, в межрежимные моменты – воспитатель всегда находится среди детей. Но он должен так уметь выбрать место, чтобы заниматься с одним ребенком или группой детей, видеть остальных и знать, кто чем занят. Такое умение дается не сразу, но стремиться к этому надо с первых шагов.

Находясь среди детей и постоянно наблюдая за их деятельностью, вы вовремя предупредите конфликт, ссору, увидите, кому и чему и чем надо помочь, например, посоветуете приготовить простейшие атрибуты (билеты, флажок и т.д.), чтобы игра стала интереснее, а возможно, и самим придется включиться в игру, особенно в младших группах. Дети должны почувствовать в вас не только строгого педагога, но и веселого, доброго участника их затей – это возможно лишь в том случае, если вы постоянно находитесь среди детей и наблюдаете за их поведением.

Начиная работать с детьми, учитесь обращаться к ним без крика, спокойно, иногда настойчиво и требовательно, а иногда шутливо, ласково и загадочно. Ребята привыкнут к вашему спокойному тону и так же будут обращаться к вам и друг к другу.

Старайтесь установить в группе спокойную, деловую обстановку. Конечно, не исключены и конфликты между детьми. И уж если они возникли, воспитатель должен разрешить его спокойно, тактично и, главное, справедливо.

Как бы хорошо не была организована группа, возможность конфликтов не исключена. Если воспитатель будет внимателен к поведению детей и наблюдателен, то возникновение конфликта можно предупредить или ликвидировать в момент зарождения.

Причинами конфликтов могут быть самые разнообразные ситуации и положения. Рассуждаю о тех, которые, на мой взгляд, наиболее характерны:

  • Болезнь ребенка, начало заболевания. Воспитатель замечает, что всегда спокойный мальчик вдруг стал капризен, конфликтует с детьми. В первую очередь выясните, здоров ли, измерьте температуру, спросите - не болит ли у него что–нибудь, поговорите с родителями ребенка о его поведении дома.
  • Неправильное семейное воспитание. Если ребенку позволяется делать дома все, что он захочет, то, конечно, в детском саду он будет конфликтовать по каждому поводу: «Отдай игрушку», «Не хочу заниматься», «НЕ буду спать», «Хочу идти первым» и т.д. С таким ребенком надо терпеливо вести постоянную педагогическую работу. Особенно много и упорно надо работать с его родителями. И только в контакте с ними можно исправить ошибки.
  • Причиной конфликтов и изменением поведения ребенка иногда бывает систематическое и даже одноразовое недосыпание: засиделись в гостях или дома были гости, смотрел передачу по телевизору и т.д. Все это влияет на нервную неокрепшую систему ребенка.
  • В младшей группе причиной конфликтов может быть отсутствие большого количества одинаковых игрушек. Малышу обязательно хочется такую же игрушку, как у другого ребенка, - это свойственно его психике. Поэтому желательно иметь больше одинаковых игрушек.
  • В старших группах игрушка тоже может быть причиной конфликтов, но здесь уже можно применять побольше методических приемов: переключать внимание на что – то другое, интересное, устанавливать очередность, объединять несколько детей вокруг одной игрушки и т.д.
  • Распределение ролей в сюжетно - ролевых играх также может быть причиной конфликта.

Энергичные, волевые, но неправильно воспитанные дети всегда хотят быть ведущими в играх. Если такой ребенок не получил желаемую роль – сразу же возникает конфликт. Воспитатель должен тактично доказать, что с ролью, например, капитана справится и Сережа (малоактивный, застенчивый), и приложит все усилия, чтобы действительно Сережа справился.

Распределение ролей в играх – важный момент в работе воспитателя. Причин конфликтов много, но их всегда надо выяснять и справедливо во всем разобраться.

С первых шагов в работе необходимо учиться анализировать свою деятельность, заниматься самоанализом, причем делать это жестко, с пристрастием и ежедневно. Советую проводить разбор всего рабочего дня: что прошло хорошо, а что не удалось – на занятиях, прогулке, во время других режимных моментов, в плане организации коллектива и т.д.

Наряду с неудачами обязательно отмечайте и положительные приемы, методы.

В плане организации детского коллектива полезно составить характеристику каждого ребенка. Эта работа проводится совместно обоими воспитателями с привлечением родителей, которые расскажут о поведении ребенка дома, его интересах, навыках и т.д. У педагогов такая работа развивает наблюдательность, кроме того, дает большую возможность приложить свои знания психологии.

Составляя характеристику, воспитатель более глубоко познает ребенка, его характер, поведение, активность, контактность, речь, двигательные навыки, самообслуживание и т.д. Он будет знать, как и в каких случаях надо подходить к тому или иному ребенку: возбужденного занять спокойной игрой, малоактивному давать посильные различные поручения, задания; с молчаливым почаще говорить, расспрашивать и т.д.

Составление характеристики в каждой группе дает возможность наблюдать за ростом и развитием детей.

Воспитатель должен всегда работать в тесном контакте с родителями. Но есть папы и мамы, которые опаздывают приводить ребенка в детский сад во- время, мало занимаются с ними дома, не придерживаются режима в выходные дни.

Таким родителям приходится давать необходимые советы. Но прислушиваться будут только к советам воспитателя, который пользуется авторитетом, любит детей и добросовестно, честно работает.

Опытный педагог, и тем более начинающий, порой испытывает затруднения при приеме детей, особенно новых. Нужно проявлять максимум ласки, внимания, радости оттого, что ребенок пришел в детский сад. Можно заинтересовать его игрушкой, книжкой, картинкой, живым объектом (птичка, рыбка, черепаха, еж).

Некоторые воспитатели, особенно, начинающие, при встрече с родителями вечером жалуются на детей. Мелкие, необдуманные жалобы унижают педагога, нервируют детей и родителей, а пользы не приносят.

Жалоба должна быть тщательно продумана. Например, ребенок стал незаметно уносить игрушки из детского сада домой. Обязательно надо поставить в известность родителей и бороться с этим общими усилиями.

Чаще рассказывайте родителям о положительных моментах в поведении ребенка, о самых маленьких достижениях, о добрых делах и поступках, о взаимоотношениях с детьми, о помощи, оказанной ребенком товарищу и т.д.

Обратите внимание, как и в каком виде ребенок встречает своих родителей вечером. Если он аккуратно одет и при встрече начинает оживленно о чем-то хорошем, интересном рассказывать, это значит, что ему хорошо и интересно. Родители мысленно ставят оценку вашей работе и дают вам характеристику.

Если ребенок с плачем бежит к маме, да еще у него шапка не завязана, пальто неправильно застегнуто, обувь обута не на ту ногу, носовой платок потерян, вы тоже получите соответствующую оценку и характеристику. И в этом случае ничем нельзя убедить родителей, что ребенку в детском саду хорошо, что все произошло случайно. Если воспитатель может в таком виде отдавать ребенка, значит, он работает спустя рукава. Дети такого педагога не любят, а родители не уважают и сожалеют о том, что приходится доверять ему своих детей.

Радостно должны встречать родителей и старшие и младшие дошкольники, их внешний вид, настроение, улыбка – все должно говорить о том, что ребенку хорошо, что вы честно выполняете свой гражданский долг, работаете творчески и добросовестно.

Я не делаю никаких открытий, просто, опираясь на свой многолетний опыт, хочу помочь начинающим воспитателям в их шагах на благородном педагогическом поприще.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 109

«ЖУРАВУШКА»

ОПЫТ РАБОТЫ

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

ЗОТОВОЙ ОЛЬГИ ПЕТРОВНЫ

ТЕМА: «РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ ВОСПИТАТЕЛЯМИ»

АННОТАЦИЯ

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения малоопытного педагога в образовательную среду дошкольного учреждения. В детские сады неохотно приходят молодые специалисты, им требуется немало времени на вхождение в профессию.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги ожидают от них профессионализма в работе. Нередко у начинающего педагога при наличии теоретических знаний отсутствуют практические умения. Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей.

Данный опыт работы раскрывает специально организованную работу по адаптации с такими педагогами, может способствовать снятию проблем, возникающих в начале работы и облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь учреждения. Чем комфортнее будет каждому из таких специалистов на рабочем месте, тем быстрее будет развиваться его педагогическое мастерство.

Введение

“Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не кончил

педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…”

А.С. Макаренко

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, имеет характерные особенности:

    не допускается скидок на недостаточную квалификацию;

    высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;

    педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;

    работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;

    имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, в детском саду работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги. И в этой связи возникает объективная потребность в организации разноуровневой, дифференцированной методической работы в учреждении с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога, наличия у него практического опыта работы с детьми.

Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения начинающего воспитателя в образовательную среду. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

    трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

    профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

    в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

    материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Выполнению перечисленных выше условий, позволяющих адаптироваться начинающим педагогам, во многом способствует организация «Клуба начинающего воспитателя», в деятельности, которого ведущая роль отводится мне как старшему воспитателю ДОУ.

Клуб выполняет следующие задачи:

Создание условий для выявления профессиональной ориентации

Содействие всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности.

Оказание консультативной помощи по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.

В Клуб входят начинающие воспитатели и более опытные педагоги – наставники.

Занятия Клуба начинающего воспитателя планируются 1 раза в месяц. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. Перед составлением плана работы Клуба начинающего воспитателя проводятся анкетирования среди начинающих педагогов (Приложение 1), чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического блока целесообразно привлекать специалистов образования, медицины и психологии; практического блока – высококвалифицированных педагогов, имеющих успешный профессиональный опыт работы - наставников.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов обращаю внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вношу в план работы Клуба начинающего воспитателя необходимые коррективы.

Клуб начинающего воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ. Предлагаю положение о Клубе начинающего воспитателя (Приложение 2), регламентирующее организацию и порядок работы с начинающими педагогами и план работы на год.

В нашем ДОУ 18 % начинающих педагогов с разным уровнем подготовки:3 –имеют высшее образование, но не дошкольное, 1 – среднее профессиональное дошкольное, у всех стаж работу в ДОУ до 3- х лет.

Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов с опытом работы, мастер-классы, консультации по самообразованию, индивидуальные консультации.

Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрация нашего дошкольного учреждения к каждому старается подходить дифференцированно. Согласно существующей в учреждении традиции воспитатели на группах подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющему создавать тандемы из опытных и начинающих воспитателей. В нашем ДОУ замечательной традицией стало проведение мероприятия "Посвящение в Садовницы".На этом празднике начинающий воспитатель проходит различные испытания: поет детские песни, колыбельные, марширует под музыку, решает проблемные педагогические ситуации, произносит клятву молодого воспитателя и т. д.От наставника новичок получат памятку "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ" (приложение 2). В завершение проводится чаепитие. (приложение №14)

Разнообразные формы работы с начинающими воспитателями способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости:

Обучение на рабочем месте;

Участие в работе методических объединений;

Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

обучение на курсах повышения квалификации;

Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.

Разнообразные формы методической работы. Наряду с традиционными, оправданными практикой формами, такие как семинары, консультации, практикумы, открытые занятияиспользуются и альтернативные – психолого-педагогические тренинги, деловые игры, смотр-конкурсы, решение педагогических ситуаций.

Данные формы преследуют цель – помочь начинающим воспитателям в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

Решение педагогических ситуаций. Одна из форм испытания педагога с целью подтверждения занимаемой должности для воспитателя. Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности, знаний, умений, профессиональных качеств. Выбор ситуаций для испытания проводится случайным образом - из банка ситуаций.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Мастер – класс». Форма работы, на которой воспитатели демонстрируют свои достижения в области воспитания детей, дают практические советы.

Конкурсы. Демонстрация и оценка творческих достижений воспитателей. Предполагаетвозможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.

Семинары-практикумы .Совместно с педагогами происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и специалист.

Психолого-педагогические тренинги. Самый совершенный способ самосовершенствования. Он позволяет педагогу повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими знаниями.

«Круглый стол». При обсуждении любых вопросов круглый стол позволяет всех воспитателей поставить в равное положение, обеспечить взаимодействие.

Одной из эффективных форм является работа творческой группы , задача которой – побудить педагогов почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи. Формы работы творческой группы разнообразны: деловая игра, коллективно-творческая деятельность, практическая работа в микрогруппах, что позволяет организовать панораму открытых занятий и режимных моментов, обсуждать вопросы планирования педагогического процесса, анализировать содержание, методы обучения, приемы, стиль общения и др.

В практике детского сада широко используем такую форму методической работы как открытые просмотры . Молодые воспитатели также привлекаются к открытым показам.

Значительная роль в повышении профессионального мастерства воспитателей отводится самообразованию . Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет начинающих воспитателей заняться самообразованием. На основе выявленных проблем каждый воспитатель определяет для себя тему, над которой будет работать, и составляет план, включающий изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий (создание предметно-развивающей среды, пособий, картотек, папок-передвижек и т.д.). Для анализа процесса самообразования составлена памятка (приложение №13)

Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.

Деловые игры (приложение № 14)позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.

Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью. Начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. Стараемся за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет начинающему воспитателю получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего. Помощь наставника при составлении подробного конспекта занятий помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы на конкретном занятии. При возникновении конфликтных ситуаций предлагаются различные варианты их решения. Самое главное – начинающий воспитатель может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.

При поддержке наставника педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Главное – активная позиция начинающего педагога.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Ничто так не сближает коллектив как общая идея, стремление к достижению цели общими усилиями, когда команда единомышленников представляет собой единое целое, а каждый ее член грамотно и добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности. А знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста.

Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ. Начинающий воспитатель получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, а так же собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

С целью стимулирования творческих проявлений начинающего воспитателя в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.д. Начинающие воспитатели привлекаются к участию в конференциях, конкурсах городского, областного, межрегионального уровней. Как старший воспитатель, особое внимание я уделяю пополнению багажа теоретических знаний начинающих воспитателей, развитию навыков практического применения полученных знаний. Это обусловлено тем, что в последнее время в детский сад приходит много выпускников непедагогических средних специальных и высших учебных заведений. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет новичка заняться самообразованием. Подбираю необходимую для изучения методическую литературу, знакомлю с методическим кабинетом дошкольного учреждения, помогаю выбрать тему для самообразования.

Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы в выбранном направлении:

В ДОУ создана система работы с начинающими воспитателями, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, узких специалистов, администрации;

В ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с начинающими воспитателями, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

Начинающие воспитатели ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

У начинающих воспитателей сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

Закрепление за начинающими воспитателями педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;

Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Один из наиболее популярных американских специалистов по теории успеха Джим Ром советует:

Не иди передо мной – я могу и не последовать.

Не иди сзади меня – я могу и не повести.

Но ступай рядом со мной и будь мне другом!

Приложение№1

Памятка для молодых специалистов
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

    Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

    Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

    Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

    Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

    Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

    Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

    Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

    Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

    Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

    "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

    Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

    Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

    Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

    Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

    Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

    Не скупитесь на похвалу.

    Не создавайте конфликтных ситуаций.

    Следите за внешностью и поведением.

    Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

    Любить ребенка таким, каков он есть.

    Уважать в каждом ребенке личность.

    Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

    Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

    Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

    Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

    Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

    Кричать и наказывать детей.

    Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

    Приходить к детям с плохим настроением.

    Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

    Оставлять детей одних.

    Унижать ребенка.

Приложение №2

Анкета молодого специалиста

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

    новизна деятельности;

    условия работы;

    возможность экспериментирования;

    пример и влияние коллег и руководителя;

    организация труда;

  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

Приложение № 3

Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом
копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов.

В. Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься.

В. Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:

"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.

приложение №4

15 ошибок педагога (памятка молодому педагогу)

    плохая организация занятия;

    постоянное однообразие формы деятельности;

    отсутствие динамики действий, взаимодействия участни­ков образовательного процесса;

    восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдель­ной личности;

    отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;

    использование «запретных» слов («вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);

    отсутствие в ходе занятия оценки детей;

    отсутствие оценки проведенного занятия;

    сумбурная речь, монотонная или ско­роговорка (речь педагога должна быть по­нятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);

    простые вещи объясняются слишком долго;

    педагог кричит на детей;

    на занятии отсутствует практическое участие или творчес­кая активность детей;

    педагог не придает значения своему внешнему виду;

    отсутствие динамики развития занятия.

приложение №5

"Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".

Теодор Рузвельт

«Повысить квалификацию – это,
значит, приобрести новое состояние,
степень годности к какому-либо виду труда,
стать достойным, деятельным, молодым, успешным».
В.И. Даль, С.И. Ожегов

"Со мной работали десятки молодых педагогов
я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"

А.С. Макаренко

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д. Писарев

приложение №8

Требования к структуре НОД:

1. Чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

2. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

3. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

4. Большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;

5. Систематичность и доступность изложения материала;

6. Необходимость соблюдения временных рамок занятия

Структура НОД

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной, либо две части объединяются в ходе НОД.

Пример написания конспекта

1. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

2. Разработан в соответствии с тематической неделей «какой? »

3. Тема: (указать тему занятия)

4. Цель: (указать цель данного занятия)

5. Задачи НОД (указываются задачи по основной образовательной области):

6. Задачи интегрируемых образовательных областей (перечисляются, задача может проходить через несколько областей)

7. Предполагаемый результат:

8. Виды деятельности: (перечислить те, которые будут использованы на занятии: продуктивная, коммуникативная и т. д.)

9. Формы организации совместной деятельности.

10. (прописываются те формы, которые соответствуют указанным видам деятельности и применяются в НОД)

11. Предварительная работа: (если необходимо)

12. Материал к НОД: (перечислить)

13. Участие родителей в проведение НОД: (если это необходимо)

14. Ход НОД:

приложение №9

Каково это - быть воспитателем?

Все люди не идеальны, но для многих родителей, воспитатели, с которыми проводят большую часть времени их малыши, уж точно кажутся далекими от образа Мэри Поппинс. Может быть, дело в не в воспитателях? Интересный способ стать на шаг ближе к пониманию проблем воспитателя предложила мама из родительского комитета:

Разделили родителей по принципу “кто на сколько сможет”, т.е. кто-то проводил приём детей, кто - зарядку, кто - занятия, кто -прогулку и т.д. Воспитатель присутствовал в группе постоянно, правда эксперимент с няней пришлось сократить до одевания и встречи с прогулки (на всё остальное нужна сан. книжка).

Не скрою, я в тот день тряслась, как осиновый лист, но это того стоило. Самым трудным для родителей оказалось организовать детей на что-либо, не потому, что дети не слушались (они- то как раз вели себя даже очень хорошо), а потому что сами не знали с чего начать и главное, как и что сказать. Ведь это дома 1-2 ребёнка, а тут 20 человек!

Не скажу, что всё в тот день получалось здорово и гладко, приходилось вмешиваться, разнимать драчунов, успокаивать ревунов, менять стратегию и всё ради того, чтоб родители стали хоть на один шаг ближе к пониманию проблем воспитателя!

Через несколько дней мы проводили плановое групповое родительское собрание, и попросили родителей высказать своё мнение о работе воспитателем, почти единодушно родители заявили, что ни за какие деньги и уговоры не пошли бы работать в детский сад! “Ведь тут надо иметь ТАКИЕ нервы или не иметь их совсем!” - это мне высказала одна очень - очень требовательная мамочка. Спросите почему “почти единодушно”? Только 1 отец был рад побывать в “шкуре” воспитателя - ему досталось проводить подвижные игры на прогулке!

P.S. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому! Начните с себя!

приложение №10

Выявление проблем молодого педагога.

1. В какой деятельности Вы испытываете трудности?

    планирование

    режим дня

    игровая деятельность

    проведение прогулки

    диагностика

    коррекционная работа

    физкультурно-оздоровительная работа

    работа с родителями

    создание предметно-развивающей среды

    нормативные документы

    социально-нравственное развитие детей

    психофизические особенности развития детей

    ознакомление с окружающим миром

    изобразительная деятельность

    обучение грамоте

    развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

    материальные условия

    большое количество детей в группе

    отсутствие единых требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей

    недостаточная методическая помощь со стороны руководства

    недостаток педагогического опыта

    нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с:

родителями, детьми, руководством?

  • Нет Нет Нет

    Не знаю Не знаю Не знаю

    знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать

    умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка

    умение изучать и развивать способности своих воспитанников

    умение диагностировать волевое развитие ребенка

    умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение

    умение анализировать опыт других воспитателей с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность

5. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

    в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

    в методических консультациях по отдельным разделам

    в просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

    в знакомстве с передовым педагогическим опытом

приложение № 11

Вопрос: Добрый вечер ! Я второй день работаю на младшей группе (возраст 3 годика), у меня не получается добиться от ребятишек, чтобы они вовремя выходили из туалета, переодевались, все бегают по группе. И крик, я кричу, у меня от него у самой голова болит. Это не выход, я становлюсь агрессивной.

Может поприменять способ с часиками? Пока бежит песок, ребенок должен успеть? Как сделать так, чтобы ребятишки слышали мои слова, реагировали?

Второй воспитатель сильно кричит, ее уважают детки. Но, думаю, это не мой метод, мне нравится профессия педагога, и я хочу, чтобы у меня начало получаться организовывать детей. Подскажите! Оля. Заранее спасибо.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог :

Прежде всего – больше уверенности в себе. Вот вы пишете замечательно, что не хотите добиваться дисциплины агрессивными методами. Действительно, крик – не метод. И уважение криком не зарабатывается. Крик взрослого, большого и сильного человека, может вызвать у малыша скорее всего страх. Испуганный ребенок будет какое-то время послушным – очень быстрый и нехитрый способ добиться дисциплины. К сожалению, его «простота» сказывается негативно и на здоровьи детей, и на атмосфере в группе, и на самоуважении и психологическом комфорте самого воспитателя.

Для такого человека, какой я вижу Вас, гораздо лучше может подойти метод позитивный и уважительный. Начну с вопроса к Вам: что Вы делаете с душой и увлечением? То, что Вам интересно, что нравится делать, или то, что Вас заставляют делать неизвестно ради чего? Если заинтересовать детей – они горы свернут, и не смотрите, что они такие малявочки. Взять хотя бы Вашу идею насчет песочных часов – это же просто отличный ход! Обыграть ее хорошо, чтобы малышам стало действительно интересно… Тогда они Вас не только услышат. Нестандартные ходы воспитателя, творчество, выдумка, фантазия – и дети будут Вам сами буквально в рот заглядывать, ведь интересно же, что за новые игры и развлечения Вы для них придумали!

Предполагаю, что некоторое время Вам все же понадобится. Дети привыкли к своей старой воспитательнице, привыкли к крику, возможно, они и не знают, что в саду может быть иначе. Перестройка у деток, слава Богу, происходит быстро. Ваша задача – быть в курсе, чутко отслеживать происходящие изменения в группе, на ходу вносить коррективы в свое поведение, подстраиваться и быть максимально открытой и искренней. Дети это ценят необычайно высоко. Если Вам что-то не нравится в детском поведении, просто и спокойно говорите об этом понятными ребенку словами. А если нравится – говорите обязательно! Не упускайте ни одной возможности похвалить деток, если есть для этого повод.

Об отношении к себе, как к воспитателю. Опыт в Вашем деле многое значит, и он у Вас будет быстро прибавляться с каждым днем. Но все же важнее Ваше отношение к работе, к детям, Ваше видение роли воспитателя как друга, учителя, помощника – прежде всего, уважение к детям и к себе. У Вас все получится, каждый день отмечайте свои успехи и хвалите себя, не стесняйтесь. То, что не получилось сегодня, обязательно получится завтра или через пару дней. Не торопите события. И помните – все будет так, как Вы того хотите. А если первые несколько дней (или, скажем, неделю) дети побегают по группе в некоторой суматохе – согласитесь, это вовсе не страшно, главное, что вскоре будет достигнуто взаимопонимание и взаимоуважение.

приложение №12

Что важно при работе в садике с детьми и взрослыми?..

1). Вникните в свои функциональные обязанности, внимательно изучите должностную инструкцию.

2). Надо иметь определённые психологические установки. Дети почувствуют их и будут слушаться. Вы должны быть уверенны в том, что говорите. Будете не уверенны, дети будут баловаться и распускаться. Определите сами для себя, что хорошо, а что плохо. Если у Вас не будет установок, то никакие сказки и игровые моменты Вам не помогут, Вы просто почувствуете себя одной из детей...

3). Обращаясь к детям желательно не кричать и не шептать. Работайте над интонацией. Можете даже дома потренироваться. Иногда можно говорить погромче чтобы Вас слышала вся группа, если Вы делаете общее обращение.

Если что-то нельзя, то интонация одна, если играете с детьми, то интонация другая. Интонация имеет очень большое значение.

4). Всегда помните о том, что в теории всё проще чем на практике. Важно работать над собой. Воспитание начинается с самовоспитания. Запаситесь терпением к людям (Именно ко всем окружающим людям, их в садике много. Со взрослыми бывает труднее чем с детьми).

5). Периодически читайте книги на тему воспитания и детской психологии. В них можно найти подсказки.

Очень хорошие книги:

"Общаться с ребёнком. Как?", "Продолжаем общаться с ребёнком. Так?", автор Ю.Б.Гиппенрейтер.

"От двух до пяти", К.И.Чуковский.

"Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя. Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии с "трудными" детьми", автор Джойс Дивинья.

6). Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.

7). Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.

Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.

С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.

8). В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитатель использует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т.д.

9). Смотрите на вещи реально. Ваша задача помочь детям познать мир, но не переделывать их. У каждого ребёнка уже с первой младше группы можно будет заметить и положительные, и отрицательные черты.

10). Изучите опыт коллег – стиль их общения с детьми, методы и приемы организации разных видов детской деятельности обогатят вашу практику. Стремитесь установить контакт с коллегами, будьте готовы принять их помощь, постарайтесь быть полезными им.

Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.

11). Старайтесь решать проблемы дошкольного учреждения наравне с опытными педагогами, не ставьте себя на ступень ниже, этим Вы завоюете доверие и приобретете профессиональный опыт.

12). Пословицу «Встречают по одежке…» никто не отменял, поэтому внимательно относитесь к своему внешнему виду: прическе, одежде – они должны соответствовать статусу педагога.

14). Улыбайтесь как можно чаще – улыбка располагает к общению.

Условия в садике непростые. Детей в группе может быть много, среди детей могут быть такие люди, которые дерутся или кусаются, родители могут Вас не понимать, некоторые коллеги могут забывать как сами были без опыта и посмеиваться. Люди - не Ангелы. Смотрите на вещи реально.

Верьте в хороший результат и педагогически оптимизм. Без этого работа в садике вообще не будет иметь смысла. Ещё помните, что мы все родом из Детства. Это поможет понимать детей.

Терпения Вам и удачи!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №109 «Журавушка»

приложение №13

Для анализа процесса самообразования составлена памятка

1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Какая литература изучалась.

3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.).

4. Творческое сотрудничество (с педагогом, ученым, методистом).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

приложение № 15

СЕМИНАР

ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»

В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Любой детский сад на современном этапе должен представлять собой учреждение, постоянно находящееся в поиске путей и средств, которые бы повышали эффективность, оптимизировали, содействовали развитию учреждения. Дошкольное учреждение должно стремиться к модели «3 «Т» (технологичность, толерантность, творчество), которая возникла в период перехода к рыночной экономике и определяет успешность образовательного учреждения. Нельзя забывать, что дошкольное образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем, которые должны быть готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако часто можно наблюдать, что работа педагогов годами сводится к формальному выполнению своих должностных обязанностей. Поэтому для непрерывного профессионального самосовершенствования у педагогов должна быть сформирована устойчивая мотивация. Мотивация может быть, как материальная, так и моральная, ведущие лишь к эпизодическим всплескам творческого отношения педагога к работе.

Портфолио одна из технологий профессионального развития педагогов, способствующая отходу от формального «накопления» материала. Данный вид деятельности способствует развитию умений планировать свое развитие, анализировать собранную информацию. Эта технология решает задачи по развитию мотивации педагогов к самостоятельному исследованию, способствует пробуждению у них интереса к организации обозначенного вида деятельности в личной педагогической практике, видеть собственные изменения в работе и устанавливать связи между «предыдущим знанием» и «новым знанием».

История появления «портфолио»

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ–ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.

В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще всего речь идет о портфолио ученика, реже - о мето­дическом портфолио. Что же такое портфолио? Возможно ли его использование в дошкольном учреждении?

Существуют различные подходы к определению понятия «портфо­лио» (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К.Загвоздкин и др.).

Несмотря на различие в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, - «пока­зать все, на что ты способен».

Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; происходит инте­грация количественной и качественной оценок, и, самое глав­ное, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку. Преимуществом технологии «Портфолио» также является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образова­тельного процесса.

Функции технологии

1.Диагностическая функция

2.Функция целеполагания

3.Мотивационная функция

5. Развивающая

Портфолио могут быть служебными, профессиональными, дело­выми и представляться как в текстовом формате, так и в электрон­ном виде:

Портфолио как показатель достижений:

портфолио дошкольника;

портфолио педагога;

портфолио дошкольного учреждения;

портфолио семьи;

портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского).

2. По направленности: портфолио-собственность, портфолио-отчет

3. По целеполаганию: портфолио достижений, аттестационный, накопительный, тематический,проблемный,оценочно-диагностический, конкурсный, рефлексивный

4. По времени создания: краткосрочный;среднесрочный;долгосрочный.

5. По оформлению: печатный вариант, электронное портфолио (Power Point, Word, web-сайт и др.);

раскраска.

6. По содержанию:

портфолио документов

портфолио работ

портфолио отзывов

В портфолио могут присутствовать разделы: документов, работ, отзывов в количестве от 1 до 3 в различных сочетаниях.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор мате­риалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри которых выделяют рубри­ки. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.

Структура

1. Портрет.

2.Коллектор.

3.Рабочие материалы.

4.Достижения.

Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помо­гают систематизировать материал и формируют структуру раз­дела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики - это тот материал, который является самым важным для данного портфолио. Обязательные рубрики должны быть закреплены в «Положении о портфолио». Необязательные, свободно выбираемые автором рубрики позволяют индивидуализи­ровать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.

Количество обязательных рубрик должно быть ограничен­ным - необходимым и достаточным для отражения особенностей вида портфолио. Количество выбираемых рубрик оговаривается для каждого вида отдельно. Содержание рубрики определяется ее названием, объем - назна­чением материала, который в нее включается, структура и оформле­ние - индивидуальными особенностями автора.

Предлагаем вопросы и советы, которые помогут написать

0 "В помощь начинающему воспитателю" учебное пособие для студентов

Россия,Иркутская область,г.Иркутск

ОГОБУ СПО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Преподаватель, руководитель практики

Лескова Виктория Ивановна

Печатается по решению научно-методического совета

ОГОБУ СПО «ИРКПО»

В помощь начинающему воспитателю: учебное пособие /сост. В.И. Лескова; отв. ред. Т. К. Никерова. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2015. – 29с.

Книга предназначена для студентов, в период прохождения учебной и педагогической практики. В ней предлагаются вопросы и задания для анали­за педагогического процесса и деятельности воспитателя, а также раскрыва­ются основные подходы к планированию и организации деятельности с детьми.

Рецензент:

О.И. Щемелева, методист по педагогической практике ОГОБУ СПО «ИРКПО», С.В. Волкова, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №77

Уважаемые студенты!

У вас начинается самый интересный вид педагогической деятельности педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении, она занимает особое место в вашей профессиональной подготовке. Педагогиче­ская практика позволит вам войти в мир профессионалов, обрести необходи­мый опыт профессиональных действий:

умения применять психолого-педагогические знания в воспитатель­но-образовательной работе с детьми дошкольного возраста;

Умения планировать, подготавливать и осуществлять педпроцесс в ДОУ;

Осуществлять педагогическую диагностику;

Делать психологический анализ индивидуальности ребёнка;

Организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребёнка его прогностических способностей;

Умения использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребёнком и др.

Вопросы к анализу разных видов деятельности детей в дошкольных уч­реждениях (бытовой, игровой, учебной, трудовой), материал к проведению наблюдения за детьми и непосредственной педагогической деятельностью воспитателя помогут вам войти в мир профессионалов. Пакет диагностиче­ских методик, таблицы рекомендации к составлению плана работы с детьми в ДОУ по проведению режимных моментов помогут вам грамотно подойти к планированию работы в ДОУ и построению педагогического взаимодействия с детьми.

Желаем вам успехов в этой интересной и важной работе!

Сведения о родителях и других членов семьи);

Психическое развитие ребёнка (особенности мышления, памяти, речи);

сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

Предметная деятельность;

Игровая деятельность;

Наблюдение режимных процессов во вторую половину дня.

  1. Подъем детей:

Какие приемы использует воспитатель при подъеме детей.

2. Подготовка к полднику, полдник:

Как воспитатель организует дежурство детей? оказывает ли помощь в подготовке к полднику? обращает ли внимание на сервировку стола?

Точно ли по режиму дети сели полдничать?

На что обращает внимание воспитатель во время полдника?

Какие интересные приемы использует?

Сколько времени длился полдник, соответствует ли оно режиму? (причины, почему вовремя не закончился полдник).

1. В группе:

Как организует воспитатель деятельность детей после полдника?

Чем заняты дети?

  1. Подготовка к ужину, ужин.
  2. Подготовка к прогулке, прогулка:

Соответствует ли время выхода на прогулку установленному режиму?

Созданы ли условия для одевания детей, какие?

Сколько времени длилось одевание?

На что обращает внимание воспитатель во время одевания?

Какие приемы использует?

Какая деятельность с детьми была организована на прогулке?

Какой материал был в распоряжении детей?

Интересно ли детям было на прогулке?

Был ли воспитатель активен в руководстве детей?

Какие интересные моменты вы можете отметить?

Психофизическое развитие дошкольника

Изучение условий, созданных в детском саду для охраны нервной сис­темы ребенка от стрессов и перегрузок

Понаблюдать и проанализировать педагогические условия, созданные в ДОУ по охране и укреплению здоровья детей в различных возрастных группах.

Памятка студенту

Оптимальное время для сна - время спада биологической активности: с 21- 21,5 до 7-8 ч; с 13-13,5 до 15-16 ч.

Оптимальное время для умственной деятельности - время подъема умст­венной работоспособности: 9-11 ч; 16-18 ч.

Оптимальное время для физической деятельности - время подъема физи­ческой работоспособности: 7-10 ч; 11-13 ч; 17-19 ч.

Оптимальное время первого завтрака - через час после пробуждения, а по­следнего ужина - за 1-1,5ч. до сна.

Оптимальная частота приемов пищи - 4-5 раз, интервалы между ними - не менее 3 ч, и не более 4 ч. Оптимальная продолжительность двигательной ак­тивности - не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей трех-четырех лет это от 3 ч 36 мин до 4 ч 48 мин в каждом периоде бодрствова­ния).

Оптимальная продолжительность двигательной активности - не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей трех-четырех лет это от 3 ч 36 мин до 4 ч 48 мин в каждом периоде бодрствования).

Оптимальное время для прогулки - время суток, когда минимально выра­жены неблагоприятные природные факторы (влажность, температура, солнечная радиация и др.).

Суточный режим и построенный на его основе распорядок дня - кон­струкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду распорядок дня может корректироваться в соответствии с климатическими изменениями, временем года, уровнем навыков, организованностью детей, согласованностью в работе персонала группы.

Наблюдение проведения утренней гимнастики и занятий по физическому воспитанию в разных возрастных группах

Вопросы для анализа утренней гимнастики

  1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?
  2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветрива­ние помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.
  3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?
  4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе? Сколько взято упражнений, количество их повторений?
  5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражне­ния?
  6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и чётко давал объясне­ния, правильно ли он показывал упражнения детям?
  7. Каково качество выполнения детьми упражнений? Замечал ли воспи­татель неправильность выполнения упражнений, как он реагировал на это?
  8. Какими приёмами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений?
  9. Предусмотрено ли пользование пособиями? Какими? Сколько време­ни заняла раздача пособий?
  10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилась она? Следила ли воспитатель за дыханием, ка­кие специальные упражнения делала?

Анализ занятий по физическому воспитанию

  1. Подготовка воспитателя к занятию, наличие плана-конспекта, разра­ботка методических указаний, наличие графического изображения, переме­щение воспитателя в процессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспитателя и детей.

2.Организация занятия. Своевременное начало, конец занятия, распреде­ление времени на отдельные части занятия, приёмы размещения детей на за­нятии.

Проведение занятия. Соответствие приёмов обучения возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, реше­ние задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровительных за­дач, приёмы воспитания психических процессов (память, мышление, вооб­ражение, внимание) и положительных эмоций.

Поведение и самочувствие детей, дисциплинированность, взаимоотно­шения, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.

Удачно ли подобраны основные движения и комплекс упражнений для детей данной группы. Соответствует ли это рекомендациям «Программы». Материал, используемый воспитателем в работе (его доступность, гигиени­ческие требования, размеры). Как воспитатель организовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей?

Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания? Какие уп­ражнения проводила более успешно, какие нет? Как провела анализ занятия?

Цель: формировать у студентов представление о создании оптимальных условий для двигательной активности детей, развивать стремление внедрять ре­зультаты психолого-педагогических исследований в свою работу.

При обсуждении каждого из просмотренных организованных физкультур­ных мероприятий отметьте:

Как соблюдаются гигиенические условия при проведении работы по

физическому воспитанию;

Какое оборудование используется и насколько это педагогически оп­равданно;

Какова структура различных форм работы по физическому разви­тию;

Сделайте заключение об особенностях методики проведения физкуль­турных мероприятий в каждой возрастной группе;

Как обеспечивается дифференциация и индивидуализация обуче­ния;

Учитывается ли полностью биологическая потребность детей в дви­жении;

Как воспитатель создает оптимальный психологический климат для каждого ребенка;

В чём проявляется творчество, индивидуальность воспитателя.

Воспитанию ребенка в дошкольном возрасте нужно уделять немало внимания. Прежде всего, это нужно для того, чтобы корректировать и направлять развитие ребенка в правильном направлении, что сделает процесс развития личности гармоничным. Также важно, чтобы все практические приемы, которые используются для воспитания в дошкольном возрасте, были правильными и уместными и не вредили малышу.

Пособие для воспитателей детских садов: почему интернет не подходит?

Многие родители, которые водят своих чад в детский сад, и воспитатели по ошибке думают, что в поиске необходимого пособия можно рассчитывать на помощь всемирной паутины. В интернете и правда есть масса информации, однако далеко не все источники заслуживают внимания. Многие пособия очень ненадежные, а, следовательно, использовать методы воспитания, приведенные именно в таких источниках очень не желательно. Да и сам отбор нужной и стоящей информации займет уйму времени, иногда он даже не приносит ожидаемого результата.

Любой педагог, который занимается с детьми дошкольного возраста, хотя бы раз интересовался возможностью поиска действительно полезной литературы и пособий. И это не странно, ведь каким бы хорошим не был воспитатель, и насколько большим бы не был его опыт, а границ для самосовершенствования нет. И, безусловно, черпать мудрость нужно именно из книг и пособий.

Мотивация детей: для чего это нужно и нужно ли вообще?

Мотивация к деятельности — организационный момент занятия (для старших детей может быть внутри занятия). На этом этапе организуется позитивный настрой ребенка к творческой деятельности на занятии, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в творческую деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»): доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка, беседа, в сообщение.

Все для воспитателя или последовательность развития способностей детей, по мнению авторов пособий

Первая часть занятия — коммуникативная деятельность. Этап общения. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Этот этап предполагает подготовку детей к творческой деятельности: актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для выполнения творческих заданий; тренировки соответствующих творческих операций. Рекомендации к проведению: коллективный полилог, коммуникативное взаимодействие, беседа, применение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала.

Вторая часть занятия — этап познавательной деятельности. Постановка задачи.

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания). Планируются задачи на обогащение, актуализацию творческого опыта. Рекомендации: использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

Третья часть занятия — этап творческой деятельности.

Первичное закрепление приобретенных знаний в творческой деятельности. Дети в форме коммуникативного взаимодействия решают творческие задачи. Рекомендации к проведению: коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию, соревнования, игровые ситуации.

Четвертая часть занятия — этап оценочно-контрольной деятельности. Постоянная работа по выбранному направлению творчества (рисование, конструирование, музыка, лепка). На этом этапе занятия используется индивидуальная форма взаимодействия: старшие дошкольники самостоятельно выполняют творческие задания на применение нового способа действий, самостоятельно оценивают собственные творческие работы.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, что способствует привлечению детей к дальнейшей творческой деятельности. После завершения фиксируется ступень соответствия поставленной цели и результатов творческой деятельности и определяется цель последующей творческой деятельности.

Использование в обучении детей дошкольного возраста игр интерактивного характера (игры на взаимодействие) делает повышение групповой творческой активности, которая основывается на определении каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения.

Авторитетные пособия для воспитателей детских садов очень часто приводят интересные методики и методы работы с детьми. Ниже представлены этапы интерактивных занятий, которые очень часто можно найти в пособиях, и которые может использовать любой педагог.


Этап общения. Мотивация. Презентация темы занятия.

Цель – сфокусировать внимание детей на творческом задании и вызвать интерес к нему; обеспечить понимание детьми содержания творческой деятельности, то есть того, чего они могут достичь на занятии, чего от них ожидает воспитатель. Использование вопросов, коротких историй, небольших задач-проблем (до 3 мин.).

Этап познавательной деятельности. Получение необходимой информации

Цель – дать детям достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять творческое задание (актуализация знаний). Уместно небольшой опрос (до 5 мин.).

Этап творческой деятельности

Интерактивное упражнение — центральная часть занятия. Цель — овладение творческими видами деятельности. Последовательность проведения этого этапа: инструктирование — ознакомление с целью и правилами творческой деятельности, последовательности последовательность действий и количеством времени на выполнение творческого задания; выяснения необходимости индивидуальной помощи; объединение в группы по определенному признаку (критерию) или распределение ролей выполнение творческого задания (воспитатель — организатор, консультант ведущий, находится рядом) презентация результатов работы (до 12 мин.)

Этап оценочно-контрольной деятельности.

Цель: обсуждение с целью освещения проделанной творческой работы, обратить внимание на совпадение (или наоборот) ожидаемых и полученных результатов. Вопросы к детям: что нового узнали; как это можно будет использовать и тому подобное (до 3 мин.).

Систему задач, предлагаемых детям, можно условно назвать «О чем мы узнали? Чему мы научились? ». Приводим варианты вопросов для беседы: чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где будут применены? Какое творческое задание для тебя оказалось самым интересным? Какие открытия сделал для себя? Чему новому ты научился? Что тебя удивило? Какие новые игры тебе понравились? Вспомни, кто кому помог на занятии? Что запомнилось больше всего? Где возникло осложнение? Чем именно ты гордишься после занятия? Чего на занятии тебе не хотелось делать? Почему? Что тебе не удалось на занятии? Какие результаты группы? (Мои собственные)? Кого можно похвалить? Перед кем ты хотел бы похвастаться успехами? Возможно использование специальных сигналов — цвета, знак, шкалы для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Принцип доминанты: что говорят об этом в пособиях?

Принцип доминанты на занятии с детьми реализуется, когда воспитатели уделяет внимание какому-то вопросу, проблеме, раздела, то есть делается акцент только на одном (любом) виде творческой деятельности с детьми (этот вид доминирует). Другие виды деятельности выступаю как вспомогательные. К средствам обучения относим: культурная творческая среда, общения взрослого и ребенка, специально организованные занятия.

При определении и формулировке цели, кроме приоритетной цели — развитие творческих способностей, — воспитателю необходимо задавать характер игр и упражнений, что обязательно должны меняться от занятия к занятию, позволяя разнообразить творческую деятельность ребенка, сохраняя и поддерживая ее положительные эмоции. Какие-либо игры только тогда дают результаты, когда дети играют в них с интересом, увлеченно. Так же и творчество — это всегда интересно, увлечение.

Если любое дело ребенка рассматривать как своеобразную игру-творчество, то в ней будут развиваться такие важные характеристики творчества, как:

  • скорость мысли — способность к генерированию наибольшего числа идей, фактически — количество идей, проистекает единицу времени;
  • гибкость мышления — способность легко переходить от полярных по содержанию явлений одного класса к другому;
  • оригинальность — способность формулировать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • разработанность — умение просто генерировать идеи, но и творчески разрабатывать их,
  • смелость — способность принимать решения в ситуациях неопределенности;
  • любознательность — открытость и интерес ко всему новому, умение замечать необычное во всем обычном, удивляться ему.

Среди путей развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, самореализации детей следует назвать необходимость использования в работе с дошкольниками разнообразных задач. Это могут быть задачи учебного, развивающего, познавательного, интеллектуального, трудового, творческого характера.

Как видим, воспитание детей – это насколько сложный и многогранный процесс, что обойтись без специальной литературы даже самому опытному преподавателю будет крайне сложно. В этом и состоит необходимость выбора авторитетного пособия для воспитателя детского сада. Именно пособие во время воспитательного процесса будет этаким путеводителем, который не даст уйти с правильного направления и позволит получить высокие результаты.

Какие творческие задачи для детей дошкольного возраста можно ставить?

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – это одно из приоритетных заданий педагога. Чтобы добиться максимального результата, ему необходимо специальное пособие.

Исходя из анализа педагогических аспектов психолого-педагогических творческих заданий, а также учитывая особенности развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста, учеными была разработана классификация творческих задач. При этом были учтены присущие дошкольникам виды деятельности, которые предусматривают проявление творчества (изобразительной, словесной, музыкальной, математической). Таким образом, авторитетными специалистами были выделены следующие виды творческих задач (часто встречаются в специальных пособиях для педагогов и могут быть использованы на практике):

  • изобразительные творческие задания на рисование разными материалами; различную технику исполнения рисунка; окончания начатого рисунка(когда задается определенный набор линий) рисования с закрытыми глазами;
  • музыкальные творческие задания на придумывание юморесок;
  • Пение песенок «разными голосами»;
  • сочинения танцев под музыку;
  • пантомимические передачи образов вроде «необычных танцев», игра в шумовом оркестре;
  • словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала и окончания стиха; фонетическое отличие звуков и подбор вариантов их применения; задачи в стихах-диалогах; задачи-загадки
  • логико-математические задачи вариативного характера с формами, величинами, числами;
  • творческие задания комбинированного типа.
  • например, на слушание «волшебных звуков», их дальнейшую интерпретацию в движениях, словесной или изобразительной дельности.

Как показывает анализ научно-педагогической и психологической литературы развитие творческих способностей детей дошкольного возраста возможно при таких условиях:

  • обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия;
  • педагогическое стимулирование творческой самореализации в процессе игровой деятельность, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды;
  • поэтапность включения дошкольников в творческую деятельность (интерпретация, импровизация) введение элементов интеграции искусств в учебно-воспитательный процесс;
  • соблюдение принципов системности, доминантности и вариативности;
  • применение разработанных форм;
  • соблюдение технологии проведения урока.