Домой / Для серых глаз / Познавательный проект «Мультфильм своими руками. Опыт работы «Создание мультфильмов в ДОУ

Познавательный проект «Мультфильм своими руками. Опыт работы «Создание мультфильмов в ДОУ

Юлия Волковая
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста»

Цель : Мотивация педагогов на повышение профессиональной компетенции и развитие творчества педагогов средствами активной анимации в условиях ФГОС.

«Я знаю, как это сделать, и я научу вас» .

Материалы : ватман, цветные карандаши, бабочки, цветы из бумаги, фотоаппарат, штатив, бубен, ноутбук, мультимедийное оборудование , магнитная доска, магниты.

Ход мастер – класса

Уважаемые коллеги!

Тема моего мастер – класса «Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста »

Кто – то из вас уже знаком с данной технологией , а кто – то только впервые услышал о ней. «Я знаю, как это сделать, и я попробую научить вас» .

Скажите, пожалуйста, к какой бы образовательной области вы отнесли технологию создания мультфильмов ? Почему так считаете?

На мой взгляд, многие из вас правы, потому что однозначного ответа на этот нет.

Это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности : речевую, игровую, познавательную, изобразительную, физическую, музыкальную в рамках 5 образовательных областей стандарта.

Для начала, предположите, пожалуйста, что нужно для съемки мультфильма .

Из оборудования необходимо :

Фотоаппарат;

Дополнительное освещение;

Компьютер;

Анимационный короб.

Техник создания мультфильмов много , в детском саду в основном используются пластилиновая, предметная, сыпучая анимация и анимация в технике перекладка .

Я для вас приготовила технологические карты по всем техникам , но более подробно остановимся на технике перекладка , потому что мультфильм будем делать в данной технике .

И сейчас я приглашаю вас в студию «Мульти – Пульти » . Предлагаю вам побывать в роли сценаристов, аниматоров, художников мультипликаторов и создать свой мультфильм здесь и сейчас .

Давайте добавим красок, капельку лета в зимний пейзаж и снимем мультфильм про бабочек .

Мне для этого необходимо 6 человек. Давайте распределим мульт-профессии : нам нужен 2 сценариста, 1 оператор съемки, 1 помощник оператора, аниматоры – 2 человека.

Команда готова, а я обращаю ваше внимание на технологическую карту .

Итак, я вам предлагаю создать мультфильм «Танец бабочек» , поэтому главными персонажами будут бабочки.

Задание творческой группе Сказка

Съемочный процесс начинается с придумывания сюжета. Уважаемые сценаристы, перед вами лист ватмана, на котором нужно сделать раскадровку (покадровый сюжет) . Я вам предлагаю восемь кадров, в которых вы нарисуете действие бабочек по порядку схематично с помощью стрелочек. По вашим схемам будет поставлен танец. Каждая из схем является одной из сцен нашего мультфильма .

(рисуют)

А мы переходим к следующему этапу – создание декораций . Уважаемые декораторы – приготовьте фон и персонажей (раскладывают на столе ткань, бабочек) . Вы же попробуете себя и в роли аниматоров, т. е. будете перекладывать бабочек в кадре.

(делают)

А мы переходим к следующему этапу – съемка.

Обращаюсь к вам – операторы. Вы должны сделать в среднем 60 фотографий (1 минута готового мультфильма ) . Работать будет по алгоритму (он перед вами) :

1. Аниматоры – сдвинули бабочек на 1 см.

2. Помощник оператора – подал сигнал (ударил в бубен)

3. Оператор произвел съемку фотоаппаратом.

4. Сделать 60 – 70 кадров.

Технологическая карта «Создание мультфильма в технике перекладка » .

Способ Условия для анимации

Возраст 5 – 7 лет

Вид Перекладка (персонажи мультфильма плоскостные )

Материалы Цветная бумага, ножницы, бросовый материал, статичный фон, штатив, фотоаппарат, бубен для подачи сигнала

Техника выполнения Съемочный процесс включает :

1. придумывание и обсуждение сюжета :выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение, вспоминаем историю из опыта или придумываем историю сами)

2. создание персонажей и декораций;

3. съемка мультфильма :

В среднем 60 – 70 кадров (фотографий) ;

Большая детализация движения персонажа;

Статичный фон;

Отсутствие посторонних предметов, руки аниматоров, тени;

Фиксированный фотоаппарат.

4. Монтаж мультфильма :

Программа CyberLink Power Director 12

Если сценаристы готовы, можем приступать к съемке. Прошу занять свои места.

Под музыку делаем съемку.

С остальными участниками мастер - класса

Приглашаю Вас разбиться на 2 группы.

Что привлекает при создании мультфильмов ?

Какие стороны создания мультфильма самые трудные для вас?

Итог : вы убедились, что процесс создания мультипликационных фильмов самими детьми является для них тем видом творческой деятельности, который удовлетворяет их потребностям в самовыражении, художественной деятельности, получения новой и полезной информации, в живом общении со сверстниками и взрослыми, что соответствует современным тенденциям (ФГОС)

Рефлексия.

Сейчас я вставлю флеш – карту с кадрами танца бабочек и загружаю программу. Затем фотографии помещаю на видеоленту в редакторе, музыку, под которую вы снимали, я помещаю на аудио дорожку и запускаю просмотр мультфильма в самом видеоредакторе.

Внимание на экран! (просмотр мультфильма )

Уважаемые коллеги! Полагаю, что результат, который мы сейчас увидели, фрагмент маленького мультфильма , который вы сделали своими руками, не оставил никого равнодушным! Каждый получил тот заряд положительной энергии, который может дать удовлетворение результатом своей работы. Так и дети. Увидев свой мультфильм , они становятся уверенными в своих силах, они готовы к новой работе, к постижению новых творческих вершин. А для меня нет лучшей награды, и в этот момент я понимаю, что мой выбор именно такого метода как создание мультфильмов с детьми был сделан не зря .

Я понимаю, что данная технология сложна тем , что педагог , решивший использовать её в своей педагогической деятельности , должен быть не просто уверенным пользователем компьютера, но и освоить специальные программы. Однако я полагаю, что совершенствоваться нам педагогам , просто необходимо, поскольку мы обязаны идти в ногу со временем, быть современными, чтобы без труда создавать такие условия для развития ребенка, которые бы открывали возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития его творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

«Мама, а мы сегодня мультики смотрели!» - эту «радостную» новость хоть раз, наверняка, приносил домой любой ребенок, посещающий детский сад. Просмотр мультфильмов в группе - тема, часто обсуждаемая на различных родительских форумах и неизменно вызывающая дискуссии. Мы решили разобраться в этом животрепещущем вопросе и сегодня делимся с вами собранной информацией.

Проблема показа мультфильмов обычно острее стоит в частных садах - как правило, они лучше оснащены технически, и большие телевизоры или ноутбуки в группах не редкость. Да и следить за соблюдением распорядка и норм в негосударственном учебном заведении сложнее. Тем не менее, вне зависимости от типа сада, который посещает ваш ребенок, наличие в группе или отдельном помещении любого оборудования, позволяющего транслировать видео - от плазменного телевизора до проектора с экраном - заставляет наиболее дотошных и требовательных родителей бить тревогу. В официальном распорядке дня, который, как правило, висит в каждой группе, отдельного пункта про просмотр мультфильмов вы не найдете, однако это ничего не значит: как говорят родители и сами дети, мультики могут включить и во время обеда, и под конец дня, и утром перед завтраком, и в тихий час для тех, кто не спит.

Что говорит закон?

Как бы ни возмущал вас сам факт просмотра мультфильмов в детском саду, придется признать - санитарными нормами это не запрещено. Однако определенные ограничения все же существуют, и их перечень можно найти в СанПиН:

1. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 минут, в старшей и подготовительной - не более 30 минут. Просмотр программ для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).

2. Для просмотра телепередач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки должна составлять 1-1,3 м. При просмотре мультфильмов детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу), расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6 м. Зрителей рассаживают с учетом их роста.

3. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и в том числе мультфильмы) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Соответственно, против просмотра мультфильмов в саду как такового протестовать смысла нет, но к явным нарушениям СанПиНов относятся:

Просмотр всей группой телепередач на ноутбуках, планшетах или переносных DVD-проигрывателях. Если соответствующей нормативам техники в группе нет - приносить свою, чтобы «порадовать детишек», воспитатель не должен;
просмотр полнометражных мультфильмов, которые точно не укладываются в рекомендованную длительность;
замена мультиками тихого часа, прогулки (за исключением случаев, когда гулять нельзя из-за слишком низкой температуры воздуха) или обучающе-развивающих занятий (опять-таки за исключением случаев, когда мультфильм служит иллюстрацией к рассматриваемой теме или предусмотренным пособием);
просмотр мультфильмов более 2 раз в день, даже коротких.

Что смотрим?

Больше, чем факт самого наличия мультфильмов в «садовской» жизни ребенка, родителей часто волнует сам репертуар. Он целиком лежит на совести воспитателей, поэтому фактически ребенок может увидеть в саду все то, что дома ему смотреть не разрешают. Если вы хотите быть полностью уверены в качестве демонстрируемых в саду мультфильмов - озвучьте воспитателю свои предложения или просто принесите на диске или флешке безопасные и полезные варианты. Как правило, нравятся детям и не вызывают возражений у взрослых «Смешарики», «Фиксики», «Уроки тетушки Совы» и старые советские мультфильмы.

Очень часто родители переживают еще и из-за того, что ребенок, смотря мультфильмы и дома, и в саду, рискует получить слишком большую их «дозу». Печальный итог этого известен всем - от перевозбужденности и нежелания вовремя ложиться спать из-за вечерних мультсеансов до постепенно снижающегося зрения. Мы попросили психолога прокомментировать, чем еще опасно изобилие мультиков в жизни ребенка.

Светлана Гордон, психолог : «Опасна не просто передозировка мультфильмов, а сам просмотр телевизора. Об этом вреде уже много написано. Гораздо интересней, если сказка - дома ли, в саду ли - будет показана с использованием игрушек. Как правило, дети, вечером придя из сада домой, так или иначе находятся под атакой телевизоров и компьютеров, которыми пользуются их домашние. Посадить ребенка перед экраном удобно для родителей и для воспитателей. Но польза есть едва ли. Поэтому чем меньше, тем лучше».

Наталья Волошина

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.

Реализация программы Успех в ДОУ, нацелена на внедрение современных образовательных технологий. Возрастные интересы детей связаны с мультфильмами и недостаточное использование средств ИКТ в практике работы с детьми, позволило обозначить проблему, которая заключается в поиске развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Одним из важных средств развития творческих способностей детей является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить тради­ционные занятия, рационализировав детский интерес, оптими­зировав процессы понимания и запоминания материала по основным направлениям дошкольного образования, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Процесс создания мультфильма – это творчески интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций

Совершенствование качества дошкольного образования через организацию образовательной деятельности посредством внедрения и реализации современных педагогических технологий

Забирова Валентина Игоревна,

воспитатель МАДОУ детский сад 1,

городской округ Красноуфимск

Технология создания мультфильмов в ДОУ

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.

Реализация программы Успех в ДОУ, нацелена на внедрение современных образовательных технологий. Возрастные интересы детей связаны с мультфильмами и недостаточное использование средств ИКТ в практике работы с детьми, позволило обозначить проблему, которая заключается в поиске развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Одним из важных средств развития творческих способностей детей является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить традиционные занятия, рационализировав детский интерес, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным направлениям дошкольного образования, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Процесс создания мультфильма – это творчески интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.


Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. [Приложение 1 . Слайд 1]

Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.

Анимация, в отличие от видео, использующего непрерывное движение, использует множество независимых рисунков.

Синоним «анимации» – «мультипликация» – очень широко распространен в нашей стране. Анимация и мультипликация – это лишь разные определения одного и того же вида искусства.

Более привычный для нас термин произошел от латинского слова «мульти» – много и соответствует традиционной технологии размножения рисунка, ведь для того, чтобы герой «ожил», нужно многократно повторить его движение: от 10 до 30 рисованных кадров в секунду.

Принятое в мире профессиональное определение «анимация» (в переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление, одушевление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души. [Слайд 2]

Историческая справка

История анимации очень богата, а начало её лежит глубоко в древности. Стремление, оживить свои рисунки, прослеживается по артефактам самых древних цивилизаций. Изображения бегущих спортсменов или охотников, несущих добычу, играющих детей или жрецов, поклоняющихся тому или иному богу – всё это изображения, предполагающие реальное действие. [Слайд 4]

С течением времени люди стали находить всё новые способы в действительности оживить нарисованные картинки, для чего создавались различные приспособления, которые, по сути, являлись прародителями кинематографических установок и проекторов.

В 70-е годы до н.э. – Римский поэт и философ Лукреций в трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков.

В Х-ХI вв. – найдены первые упоминания о китайском театре теней.

С XV века в продаже стали появляться небольшие блокнотики с покадровым изображением движения человека или животного, которые оживали, стоило только перелистнуть все эти листы с определённой скоростью. [Слайд 5]

Чуть позже появились прототипы современных проекторов – «волшебные фонари», с помощью которых покадровые движения отображались на стене с помощью потока света. В 1646 г. – монах Атанасиус Киршер дал первое описание устройства сконструированного им "волшебного фонаря". И с XVII века в бродячих театрах по всей Европе начали проводиться такие представления. [Слайд 6]

Впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 году французом Паулем Рогетом (Paul Roget). Объектом демонстрации был диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой – клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалась иллюзия птицы в клетке. [Слайд 7]

Одним из самых значительных событий в истории формирования современной анимации стало изобретение в 1832 году фенакистископа, основанного на особенностях человеческого зрения. Его изобрел молодой бельгийский профессор Жозеф Плато. Фенакистископ – название происходит от греческого слова "фенакс" – обманщик и "скоп" – смотреть.

Состоит он из двух картонных дисков: первый с прорезями, второй с фигурками в разных фазах движения. При быстром вращении фигурки кажутся движущимися. [Слайд 8]

1832 г. – Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. "Стробоскопом" был назван картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана находилась серия рисунков, иллюстрирующих последовательные фазы движения.

При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. [Слайд 9]

30 августа 1877 год – Эмиль Рейно запатентовал оптический прибор праксиноскоп, созданный на основе зоотропа и фенакистископа, предварил технологию кинематографа. [Слайд 10]

Первый реальный практический способ создания анимации был получен в результате создания 1888 году фотокамеры и проектора.

Уже в 1906 году Стюардом Блактоном был создан короткий фильм «Забавные выражения веселых лиц» (Humorous Phases of Funny Faces). Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал.

В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы. [Слайд 11]

Предлагаем создать игрушки с оптическим эффектом своими руками.

Мастер-класс.

Существует несколько способов самим создать мультфильм без использования технических средств.

Способ 1: Самый простой известен, наверное, всем – рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывать тетрадку. И картинки оживают. Для этого нужно взять толстую тетрадь или блокнот и сделать какой-нибудь рисунок на первой странице. Это может быть, например, простой человечек, который будет двигать руками вверх-вниз. На первой и последней странице у него руки внизу, примерно на средней странице – вверху, а остальные страницы заполните промежуточными положениями. Когда всё готово, запустите быстрое пролистывание страниц: человечек машет руками.

Еще вариант движущихся картинок в блокноте можно создать так: на одной страничке блокнотика рисуем фигуру (например, собаку с опущенным хвостом), на второй страничке рисуем точно такую же фигуру на том же месте, но с изменением (например, та же собака, только с поднятым хвостом). Теперь верхний листочек блокнота с первой картинкой наматываем на карандаш и катаем его по нижней картинке вперед-назад как скалкой. В результате, кажется, что картинка двигается – собака виляет хвостом.

Способ 2: На этом же принципе (быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение) основан эффект игрушек-вертушек. Берем два одинаковых кусочка картона. На одном рисуем одну картинку (например, цветы), на втором – другую (например, вазу). Склеиваем их изнаночными сторонами, оставляя по центру место, чтобы вставить карандаш. Теперь если быстро вращать карандаш между ладонями, то обе картинки сливаются в одну – у нас в примере получатся цветы в вазе.

Еще вариант сделать такие же картинки не на карандаше, а на двух веревочках, которые сначала надо закрутить. А, когда веревочки раскручиваются, получаются например, птица в клетке.

Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер.[Слайд 12]

В нашей стране мультипликация напрямую связана с открытием крупнейшей в СССР киностудии «Союзмультфильм» в 1936 г. На ней были созданы шедевры советской мультипликации: мультфильмы «Пластилиновый ежик», «Ну, погоди», «Крокодил Гена» (1969 г.), «Ежик в тумане» (1975 г.) и другие. [Слайд 13]

Викторина.

Предлагаем вам вспомнить пластилиновые советские мультфильмы :

1981 г.– «Спокойной ночи, малыши!», «Пластилиновая ворона»;
1982 г.– «Новогодняя песенка Деда Мороза»;
1983 г.– «Падал прошлогодний снег»;
1984 г.– «А в этой сказке было так»;
1990 г.– «Серый волк энд Красная Шапочка».

Давайте вспомним кукольные советские мультфильмы:

1967г. – «Варежка»
1969 г. – «Крокодил Гена»
1974 г. – «Волшебник Изумрудного города».
1976 г. – «38 попугаев»
1984 г. – «Домовёнок Кузя»;

Предлагаем поиграть в игры со зрительными иллюзиями.

Определите, параллельны ли горизонтальные линии? На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле. Отсюда и пошло ее название – Стена Кафе. [Слайд 15]

Посчитайте количество черных точек. Правильный ответ – 0. На картинке нет черных точек, все точки – белые. Наше боковое зрение воспринимает их как черные. Т.к. при боковом зрении присутствует смещение картинки, когда же мы смотрим в ту же точку прямо, то оптическая иллюзия пропадает. [Слайд 16]

Зафиксируйте взгляд на точке и подвигайте головой вперед-назад. Что вы ощущаете? Колеса крутятся за счет особенностей периферического зрения. Важная информация о движении – это изменение освещенности (степени яркости) деталей объекта, улавливаемое периферийным зрением. Поэтому большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. [Слайд 17]

Определите, что нарисовано на картинке?

С одной стороны мы видим молодого человека на коне, а с другой стороны – это старик! Этот эффект создаётся за счет двойственного изображения. [Слайд 18]

Что вы видите на картинке?

Если рисунки абсолютно неподвижны - вам не о чем беспокоиться, психическое здоровье в полном порядке. Японский профессор психологии Акиоши Китаока считает, что такой результат возможен у человека уравновешенного, спокойного и отдохнувшего. Если рисунки движутся медленно - вам необходим отдых, как физический, так и моральный. [Слайд 19]

Презентация игрушек с оптическим эффектов.

У педагогов получились игрушки:
В блокнотиках: птичка летает, мальчик бежит.
На листах с раскруткой: зайчик опускает ушки, пароход выпускает пар.
Вертушки: мальчик в кепке, девочка в очках, рыбка в аквариуме и др.

Существуют различные классификации видов анимации, приведем здесь одну из них:

Графическая (рисованная) анимация – классический вид анимации, где объекты рисуются вручную, а сегодня и на компьютере.

Объемная анимация – создается благодаря персонажам – куклам, пластилиновым, песочным или иным материальным героям.

Компьютерная анимация – вид анимации, в котором объекты создаются с помощью компьютера. [Слайд 21]

Сейчас мы покажем вам некоторые технологии создания мультфильма.

Мультфильм – рисунок создается за счет множества рисунков, которые передают эффект движения персонажа. [Слайд 23]
Пластилиновый мультфильм создаётся за счет фигур, вылепленных из пластилина. [Слайд 24]
Мультфильм – оригами можно сделать путем оживления героев, сконструированных из бумаги. [Слайд 25]
В мультфильме – аппликации героями являются фигуры, выполненные в аппликативной технике. [Слайд 26]
Еще одна технология создания мультфильма – песочная анимация, для нее нужно специальное оборудование.
Компьютерная анимация – вид мультипликации , создаваемый при помощи компьютера . Этот вид анимации доступен детям школьного возраста. [Слайды 27, 28]

Компьютерная анимация создается за счет специализированных и неспециализированных систем. Так, к специализированным системам относят 3D и 2D анимацию, к неспециализированным программам относят те, которые уступают первым арсенале технических возможностей.

Как создать мультфильм с детьми.

В процессе предварительной работы с детьми проводят беседы о мультипликации: рассказывают об ее истории, профессиях людей, участвующих в создании мультфильма, просматривают мультфильмы, выполненные в различных техниках. [Слайд 30]

  • Фотоаппарат;
  • Штатив;
  • Дополнительное освещение (лампа);
  • Компьютер, программы для создания мультфильма;
  • Диктофон, микрофон;

Материалы для создания фона персонажей в зависимости от выбранной технологии. [Слайд 31]

После данной работы приступаем к самому процессу создания мультфильма.

1. Продумывание замысла – для чего, с какой целью создается мультфильм, в какой технике, что мы хотим рассказать зрителю.
2. Составление сценария.
3. Подготовка фона и создание героев – в зависимости от той техники мультипликации, которую вы с детьми выбрали.
4. Съемка.
Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см.
Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду
Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий
После съемки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.
5. Запись аудиоряда на имеющееся у вас техническое устройство.
6. Монтаж работы осуществляется в различных программах, удобных пользователю.
Создание титров. В титрах вы можете не только указать фамилии педагогов и детей – создателей м/ф, но и включить видео или фото материалы самого процесса создания м/ф. [Слайды 32-37]

Есть некоторые секреты успеха при создании мультфильма, приведем некоторые из них:

  • При съемке передний план открыт, ничего не загораживает персонажей;
  • Статичные предметы (фон) неподвижны в кадре, также не рекомендуется двигать штатив;
  • Можно менять положение декораций – закачались деревья, с них упали листья и т.п.;
  • В кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров), если это не предполагается по режиссерскому замыслу;
  • Во время записи звука в «студии» должна быть абсолютная тишина;

Вы можете использовать различные аудио эффекты (скрип двери, лай собаки, мотор автомобиля и т.п.) [Слайд 38]

Результаты проделанной работы по созданию мультфильма:

  • Раскрытие творческого потенциала воспитанников;
  • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • Развитие эстетических способностей;
  • Формирование представлений о создании мультфильма, истории мультипликации;

Формирование навыков работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач. [Слайд 39]

Мастер-класс по созданию мультфильма способом перекладки

Литература

  1. А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
  2. Анна Милборн Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006
  3. Гэри Голдман «Этапы производства традиционного мультфильма».
  4. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» В 3т. Т.2 – 3-е издание, переработанное и дополненное – М. Педагогика – Пресс, 1992
  5. И. Иванов-Вано Рисованный фильм – М.: Госкиноиздат, 1950
  6. Интернет- ресурс wikipedia.org
  7. Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей», NT Press, М. 2006 г.

Анна Коломыцева
Проект в детском саду «Мультфильмы своими руками» для детей старшего дошкольного возраста

Все мы знаем, что дети очень любят смотреть мультфильмы по телевизору . В детском саду просмотр мультфильмов используется как заполнение досуга.

Как правило, просмотр мультипликационных фильмов по телевидению пользуется большой популярностью у дошкольников , занимают определенное место в их досуге и оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие, и выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям :

- Социально-компенсаторную : мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворению его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.)

Гедонистическая. Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) – «этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения». Особенности телевизионного изображения, единства формы и содержания мультфильмов , выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни. Характеры для восприятия мультфильмов детьми радость и удовольствие.

Воспитательная. Воспринимая мультфильм , ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, т. е. происходит воспитание ребенка, его чувств, характера.

Эвристическая (побуждающая к деятельности) . Многие мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию, как бы подталкивая к возникновению определенной деятельности ребенка.

Проработав достаточное количество литературы, мною совместно с детьми, был разработан проект для старшего дошкольного возраста «Мультфильмы своими руками » , так как мультипликация является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка.

Тип проекта : среднесрочный (3 недели) групповой совместный детско -родительский творческий практико-ориентировочный проект с вариативным результатом.

Участники : воспитанники старшей группы «А» , родители, воспитатель.

Актуальность данного проекта : В силу высокой восприимчивости к зрительным образам, вследствие отсутствия жизненного опыта, благодаря целенаправленному воздействию создателей мультфильмов дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. С сожалением приходится признать тот факт, что эти модели нередко оказывают разрушительное действие на ребенка. Несомненно, существует ответственность взрослых, от которых зависит «мультрацион » детей . Но если в раннем детстве можно контролировать качество мультфильмов , которые смотрит ребенок, то в дальнейшем нам не удается полностью оградить ребенка от воздействия СМИ. Поэтому возникает необходимость противопоставить обрушившемуся на детей потоку информации , сформировать у них «внутренний фильтр» : эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного. Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма , различать изобразительные средства, которыми он передается, воспринимать юмор и красоту созданных образов.

Гипотеза проекта : Мы предполагаем, что при создании коллективного мультфильма у детей происходит не только развитие художественных способностей, мелкой моторики рук, а также раскрепощение мышления, совершенствуются навыки общения друг с другом, с взрослыми.

Основная цель работы над проектом : формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющегося коллективный опыт создания мультфильмов в контексте образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по ФГОС.

Задачи проекта :

Образовательные

Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации . Обогатить словарный запас детей . Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценки качества потребляемой им мультпродукции .

Развивающие

Развивать познавательную активность детей , расширение кругозора при реализации данного проекта , а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятия мира детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации ;

Воспитательные

Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма , воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной игре, воспитание коллективизма и гуманизма.

Предполагаемый результат :

1. Создание мультфильмов в разных техниках исполнения (пластилиновая анимация, силуэтная анимация) ;

2. Создание творческой выставки рисунков «Мой любимый герой мультфильма » (совместно с родителями) ;

3. Совершенствования навыка общения.

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный

(подбор тем и техник исполнения мультфильма , необходимое оборудование для работы над проектом )

2. Мотивационно – информационный

(создание педагогам мотивации, принятие задачи детьми)

3. Практико-ориентировочный

(Первичный анализ задачи, разработка и создание декораций, оживление персонажей, съемка мультфильма )

4. Рефлексивно-обобщенный

(монтаж мультфильмов педагогом с помощью программы Movie Maker. Показ результата проекта на родительском собрании и в группе)

Остановимся на каждом этапе подробнее. Подготовительный этап данного проекта заключался в создание педагогом вариативной формой планирования организованной деятельности детей ; подбором темы и техники исполнения мультфильма , соответствующей возрасту детей ;

Было выбрано две технике создания мультфильма : плоскостная (силуэтная) анимация и пластилиновая анимация, которая является одной из разновидностей кукольной анимации, по темам «Времена года» и «В мире динозавром» . Эти темы выбраны не случайно. Например, по теме «Времена года» дети имеют определенные представления (какое время годам сейчас, какое наступит после зимы, характерные отличия друг от друга) и при создание сюжета будут, в первую очередь опираться на свои знания . А тема мультфильма «В мире динозавром» даст простор воображению и творчеству, тем более что в прошлом году с детьми, в рамках проектной недели в детском саду , (слайд5) выполнялся проект «В мире динозавром» , одним из результатов этого проекта было создание макета для динозавров, с которым дети и сейчас охотно играют. Для съемки мультфильмов нам понадобится штатив и фотоаппарат. При разработке планирования организованной деятельности детей в проекте представлены следующие образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-личностное, и физическое развитие.

В организованной образовательной деятельности по теме : «Тайны мультипликации » , дети узнали, как создаются мультфильмы , какие они бывают, из чего их можно сделать, как оживают персонажи. Познакомились с профессиями «мультипликатор » , «художник-аниматор» , «режиссером» и др.

В начале проекта с детьми проведена беседа «Мой любимый мультфильм » , цель которой подведение детей к проблемным вопросам данного проекта . Во время беседы дети рассказывали про свои любимые мультфильмы , героев этих мультфильм . И когда я задала вопрос, а вы знаете, как создаются мультфильмы , многие начали придумывать, сочинять, а большая часть детей ответили «нет» . Тогда я предложила им узнать, как создаются мультфильм . Также в беседе был сформулирован ещё один вопрос нашего проекта – «Сможем ли мы создать мультфильм ?" При работе над проектом использовались дидактические игры, такие как «Времена года» , «Подскажи словечко» , «Разрезные картинки» , целью их являлась уточнить представления детей по теме проекта , а также проверить уже полученные знания в организованной образовательной деятельности. Для развития творческого воображения детям было дано задание предположить «Кто такой чебурашка?» . (ответы детей «медведь» , «обезьяна с большими ушами» ). Цель задания : учить соблюдать логику сюжета, передавать переживания действующих лиц, придумать конец мультфильма . Все это послужило погружением в работу по созданию сценария будущих мультфильмов . В ходе проекта ребята не раз переосмысливали поступки героев, какие они будут, а также придумывали различные варианты развития и окончания сюжета. После просмотра сказки «Снегурочка» , детям было предложено, инсценировать увиденное, а затем при помощи технологии «комментированное рисования» создать коллективный рисунок сказки.

Дети знакомились с художественной литературой по теме проекта , создана выставка книг, написанных по сюжетам мультфильмов .

При создании декораций дети были вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Маленькие художники-мультипликаторы » . Это помогло им понять, чем занимаются художники- декораторы» при создании мультфильмов и создать свои собственные декорации и героев для наших будущих мультфильмов . При работе над первым мультфильмом ребята могли лишь в общих чертах охарактеризовать персонажа и место действия. Но в дальнейшем, при работе по созданию следующего мультфильма они смогли самостоятельно определить, какие декорации им потребуются, из чего их изготовить.

Оживление персонажей. В силу особенностей своего возраста детям трудно дождаться, когда все будет готово, они с удовольствием играют со своими поделками .

Съемка мультфильма осуществляется покадрово на фотоаппарат. Для этого нужным образом выставляются декорации и персонажи. Получение плавных и реалистичных движений требует большого числа кадров, т. е. необходимо снимать все, даже самые незначительные изменения в положении и позах персонажей. Дети были также вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Мы мультипликаторы » , распределены роли, всё это способствовало успешной съемке мультфильма . Ведь съемка мультфильма самый трудоемкий , но в тоже время завораживающий процесс, когда дети по праву чувствуют себя настоящими мультипликаторами .

При работе с родителями в рамках проекта составлена памятка по просмотру мультфильмов дома в , а также представлен небольшой список мультфильмов , которые не только могут развлекать, но и учить. Детьми совместно с родителями организована выставка рисунков на тему «Мой любимый герой мультфильмов »

Заключительный этап. Монтаж мультфильмов из фотографий , которые можно сделать почти в любой программе для работы с видео. Я использовала программу Windows Movie Maker (муви макер, которая является одной из стандартных программ операционной системы windows.

(показ мультфильмов слайд 2 и слайд 3 )

Таким образом, в ходе проекта мы работали только с наложением музыки на видео, а вот озвучивание героев детьми - перспектива нашего следующего проекта

Проект «Мультфильм своими руками » - предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки.