Домой / Для серых глаз / Правила зачатия ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок вас охотно слушался

Правила зачатия ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок вас охотно слушался

Наступает новый учебный год, и у всех родителей начинается время забот. Надо не только собрать ребенка (часто не одного, а несколько) в школу, нужно грамотно организовать учебный процесс . Форма, портфель, сменка, спортивная форма, тетради, рабочие тетради, канцелярка, букет… Августовская беготня позади, пора поговорить о серьезном. Об учебе.

Есть три категории родителей.

Одни озабочены вопросом, чем бы еще нагрузить ребенка, чтобы у него не оставалось времени на ерунду и компьютерные игры, так как у их детей «легкая» школьная программа и слишком много свободного времени.

Другая категория родителей возмущена трудностью школьной программы. Ни у детей, ни у родителей нет свободного времени, так как все оно уходит на совместное приготовление уроков, так как самостоятельно с таким объемом знаний справиться невозможно.

В каждом маленьком ребенке - и в мальчишке, и в девчонке…

Если не хотите весь год чувствовать себя обезьянкой из мультика - одно забыла, другое не успела, дети разбежались в разные стороны, - то прочитайте эту статью до конца.

Лето закончилось, закончилась свобода и отсутствие расписания, наступают суровые будни. Для многих детей школа после летних каникул - это как пойти в армию. Нужно время, чтобы адаптироваться и встроиться в рабочий режим. Это нелегко. От того, как мы будем помогать в этом ребенку - криками, понуканиями или правильной организацией и похвалой, во многом зависит его отношение к учебе и, как следствие, отметки в школе.

Без шума и пыли, без нервов и спешки

Для начала давайте подумаем, все ли у вас готово к новому учебному году? Если нет, то еще есть немного времени, чтобы это исправить. Главное - сделать все без спешки и с удовольствием. Когда мы что-то не успеваем, мы нервничаем. Когда мы нервничаем, мы кричим, можем сорваться на детях.

Подготовка к школе должна быть удовольствием для ребенка!

Берите детей в магазин. Когда они выбирают ручки и тетради по своему вкусу, положительное отношение будет распространяться и на учебу. С выбором школьной формы есть нюансы. Если девчонки, особенно со зрительным вектором, любят примерять разные фасоны, выбирать лучший, то для большинства мальчишек примерки в магазине - это мука. Поэтому «не раздражайте детей ваших»: быстро примерили, купили - и по мороженому!

Самое главное, чтобы недостаток чего-то, что нужно положить в портфель, не был обнаружен поздно вечером или утром непосредственно перед выходом в школу.

Поэтому очень важно встроить в режим ребенка несколько полезных привычек, цель которых - привить ребенку навык планирования и самоорганизации.

Полезные привычки

При формировании полезных привычек самое главное - сохранить в семье дружелюбную и безопасную атмосферу, сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.

Привычка собирать портфель с вечера. Его портфель - это его зона ответственности. Понятно, что если у вас первоклассник, то сначала показываем, делаем это вместе, потом он сам собирает портфель под вашим присмотром, а на конечном этапе - собирает портфель самостоятельно каждый вечер и ставит его у выхода.

Школьную одежду также готовим с вечера, чтобы утром не надо было метаться по квартире в поисках галстука, носков или заколок.

Сделайте ребенку расписание: что и когда он должен делать, куда и когда идти. Самостоятельно справиться с огромным объемом информации первокласснику еще трудновато, ему, кроме расписания уроков, кружков и секций, нужен своеобразный чек-лист для каждого вида деятельности с четкой последовательностью действий, своеобразный алгоритм, что за чем выполнять. Желательно в картинках.

Тогда он точно ничего не забудет.

Например, поход в бассейн. Снимаем верхнюю одежду и уличную обувь - на ноги обуваем сланцы - сдаем одежду и обувь в гардероб - идем в раздевалку - снимаем всю одежду - берем полотенце, купальник и мыльные принадлежности - идем в душ, моемся - надеваем купальник - идем плавать - поплавали - идем в душ, моемся - вытираемся полотенцем, берем купальник и мыльные принадлежности - идем переодеваемся - сушим волосы - собираем все в сумку - получаем одежду в гардеробе, одеваемся и обуваемся, - ура, мы молодцы!

Старший ребенок может занести расписание своих занятий и деятельности в телефон, поставить напоминалки.

Сделайте пользование смартфоном ограниченным семейными правилами. Не секрет, что современные дети «зависают» в телефонах. Если ваш ученик учится в начальных классах, приучайте его откладывать телефон на время, пока он делает уроки. Делайте это доброжелательно, объясняя, а не ругая ребенка.

За час до сна забирайте у детей гаджеты, выключайте телевизор. Сделайте это железным правилом. Поставьте себе на телефон напоминалку. Освободившееся время используйте для позитивного общения с детьми. Пусть читают, рисуют, играют в настольные игры. Совместное чтение с детьми , чтение вслух, обсуждение или комментирование поведения героев - мощный воспитательный и объединяющий фактор в семье. Дети будут ждать этого момента с удовольствием.

Телефон приучайте вечером ставить на зарядку, но не в той комнате, где спит ребенок, а в другой, чтобы у него не было соблазна ночью его взять.

Просите ребенка ответить на три вопроса

Задавайте их в дружелюбной форме, в удобное время. Можно за ужином, когда все члены семьи собираются за одним столом, или перед сном, когда он уже лежит в кровати. Эти вопросы будут приучать его анализировать сегодняшний день и планировать завтрашний, поддерживать между вами крепкую эмоциональную связь, создавать атмосферу доверия.

Что хорошего сегодня произошло за день?

Что плохого сегодня произошло?

О чем надо подумать, чтобы завтра было лучше?

Прежде чем требовать от ребенка самостоятельно делать уроки, нужно просто приучить его к максимуму самостоятельности на том уровне, на который он способен в своем возрасте, согласно тому типу психики, которым он обладает.

Индивидуальные особенности приучения к самостоятельности

Не секрет, что есть дети самостоятельные с детства, а есть те, которых нужно долго и мучительно приучать к самостоятельности. И здесь все зависит не только от воспитания, а еще и от индивидуальных врожденных особенностей ребенка - его векторов.

Ребенок с уретральным вектором - природный вождь, он все всегда делает сам, его невозможно заставить делать то, что он не хочет. Уроки он делает только те, которые ему интересны. Его невозможно ни заставить, ни ограничить. К нему нужен совершенно особый подход, основанный на его врожденной склонности брать ответственность за других. «Послушай, если ты не сделаешь математику, то никто в классе не станет делать математику. Тебе ничего, а им дома от их мам и пап попадет. Ты же не можешь так поступить со своими ребятами?» - примерно так выглядит разговор с уретральным ребенком.

«… Еще за пару месяцев до начала тренинга решила начать обучать своего 5-летнего ребенка читать. Ранее я периодически слушала бесплатные лекции, определила, что у него есть кожа, еще зрение (очень боится темноты). Но эти занятия через несколько минут заканчивались моей руганью и его слезами, я начинала нервничать, кричать, ругать его, что он не может спокойно сидеть. На этом 1-ая попытка ликвидации безграмотности закончилась.

Потом начался тренинг, решили еще раз попробовать. Пришло понимание его кожного вектора, что он просто не может сидеть на одном месте, что ему нужно 3 раза покрутиться вокруг меня, срочно где-то что-то взять и т.д. И это уже не вызывает у меня раздражения, а, наоборот, улыбку, это его кожа так себя проявляет. И он начал очень быстро все схватывать, с радостью, сам стал просить почитать вместе. Пока это для меня самый явный результат…»

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Случаются ситуации, когда малыш перестает слушаться и большинство родителей не знают, как научить его послушанию. Важно понять, как восстановить утраченный контакт и понимание. Почему происходит разлад отношений родителей и ребенка, нужно ли наказывать ваше чадо?

Этим вопросам и посвящена статья. Рассмотрим основные трудности и пути их решения. Дадим советы для построения правильных отношений между вами и вашим ребенком.

Как научить ребенка слушаться

Однозначного ответа на вопрос «как научить ребенка слушаться» нет и быть не может. Попытаемся дать несколько полезных советов для облегчения поиска контакта с ребенком.

С чего начать

Начало может быть в отказе от наказаний. Нельзя заставлять. Вернее, можно, но только силой. А такие шаги ни к чему хорошему не приводят.

Вот несколько советов как сделать, чтобы ребенок слушался:

  • Прекратите агрессивно реагировать на каждую провинность и отступление от вашей линии поведения.
  • Установите контакт с малышом. Разговаривайте с ним, объясняйте, почему он должен делать, то, что вы просите. Поймите ваше чадо, в чем причина его непослушания. Он может устать, проголодаться, хотеть пить.
  • Укрепляйте свой авторитет. Станьте героем, примером для подражания.
  • Поощряйте дела крохи, направленные в нужное русло. Пусть моет посуду, забивает гвозди, помогает. Даже если вам это и кажется неправильным
  • Превратите обязанности в игру или турнир (кто больше или быстрее). Детям всегда нравится участвовать в таких соревнованиях. И не забудьте, поддаться – проигрывать не любит никто.
  • Дайте дитяти «возможность выпустить пар». Пусть порезвиться и побегает. Двигательная активность радует детей, они становятся довольными и более послушными.

Чем старше становятся дети, тем сложнее привить им послушание. Не откладывайте этот вопрос на потом. Начинайте прививать привычку слушаться уже со второго года жизни крошки.

Как научить ребенка слушаться с первого раза

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выполняло просьбы сразу, и думают, как научить ребенка слушаться с первого раза. Но немногие понимают, сколько труда надо вложить в это умение. Мы попытаемся дать несколько простых рекомендаций:

  • Смотрите в глаза. Поддержка зрительного контакта очень важна при беседе с любым человеком. Говорите с ребенком не с высоты вашего роста, встаньте на один уровень. Зрительный контакт – самая простая и необходимая часть доверительных отношений. Нужно просить о чем-то, смотря в глаза.
  • Хвалите. Не забывайте поощрять за выполнение просьбы. В целом это самое важное в воспитании – похвальба. Хвалите часто, по поводу и без него. Научить слушаться можно начинать с просьбы о выполнении любимого дела. Попросите раскрасить картинку, показать, как он играет с любимой игрушкой – похвалите-попросите сделать что-то еще. Так вы установите цепочку связей – родитель просит - ребенок выполняет. И все это добровольно и без негативных ассоциаций.
  • Не давайте забывать о вашей просьбе. Не уставайте просить и напоминать. Это касается детей до трех лет. Не повышайте голос. Будьте спокойны и доброжелательны. Не прекращайте напоминать, что слушать вас надо с первого раза.
  • Говорите о своих чувствах. Расскажите о своем отношении к действиям малыша. Скажите, что расстроены его поведением, непослушанием. Но не «ты плохой, потому что не слушаешься», а «я расстроилась, потому что ты не делаешь, что я прошу».
  • Следите за последовательностью ваших требований. Они не должны противоречить друг другу. И просьба должна быть одна – не загружайте дитя сразу списком необходимых действий, все должно быть по порядку и в определенной последовательности.
  • Установите четкие правила и распорядок. Причем для всех членов семьи, а не только одного малыша. Следуя заранее обусловленным правилам и требованиям, он не будет видеть причин, чтобы отступать от заведенного порядка жизни.
  • Не отступайте со своих позиций. Не позволяйте нарушать требования. Помните, если уж вы установили ограничение – следите, чтобы оно оставалось нерушимо в любой ситуации.

Не обольщайтесь – даже следуя всем полезным советам, вы не найдете ответа на вопрос «Как заставить ребенка слушаться?». Воспитание — процесс длительный и трудный. И дитя будет бунтовать, и нарушать ваши требования и запреты.

Как реагировать если ребенок не слушается

Итак, вы соблюдаете свои обязательства, слушаете, стараетесь понять свою кроху. Но ваше чадо все равно начинается проявлять непослушание. Почему так происходит?

Давайте рассмотрим, как реагировать, если ребенок не слушается:

  • Ни в коем случае не теряйте спокойствия. Будьте ясны умом и хладнокровны. Не отвечайте криком на крик. Особенно если видите, что обычное «не хочу» (или наоборот «хочу») превратилось в истерику.
  • Присмотритесь к своим требованиям. Может, они завышены? Может что-то не так в самой просьбе?
  • С маленькими детьми очень хорошо действует игнорирование их капризов. Помните знаменитый случай, описанный К. Чуковским «Я не тебе плачу, а няне»?
  • Переключите внимание малыша на что-то другое.

Не забывайте про возрастные кризисы. Если ребенок 2 года не слушается, что делать – практически никто не знает. Этого избежать просто невозможно. Можно лишь минимизировать количество стычек.

Если обычные «мирные» способы не работают, приходится применять «жесткие» меры. Ниже рассмотрим, за что стоит наказывать и как сделать так, чтобы наказание было понято правильно, а не стало причиной еще большего конфликта.

За что нужно наказывать

Ребенок вообще не слушается, что делать? К сожалению, выход один – наказывать. Стоит или нет наказывать – это останется на вашей совести.

Ниже несколько советов о назначении наказания:

  • Не горячитесь. Сначала разберитесь - действительно ли есть вина вашего ребенка.
  • Назначенное наказание надо выполнять. Если решили наказывать – приводите приговор в исполнение. И не отступайте в дальнейшем – последующие проступки такого же типа не должны оставаться без наказания.
  • Не применяйте физическую расправу. Словом, можно вразумить гораздо сильнее и лучше, чем силой.
  • Не высмеивайте и не унижайте малыша, особенно на людях.
  • Обязательно объясняйте, за что наказываете и почему наказываете. Акцентируйте внимание на своих эмоциях по поводу проступка ребенка.
  • Наказание должно быть адекватно вине. Не наказывайте просто так.

Не забудьте после «отбытия» малышом наказания, поговорить с ним. Сделайте так, чтобы малыш извлек урок из сложившейся ситуации. Но сделайте это мягко, иначе кроха заупрямится и не услышит вас.

Как восстановить контакт с ребенком

Связь с малышом есть у каждого родителя от природы. Но эта связь может и разрушиться. Причем не всегда это является результатом крупного конфликта. Потерять контакт вполне можно и в результате дежурных ссор. Часто контакт начинает теряться с «первоклашками». Если ребенок 7 лет не слушается, что делать?

Попытаемся дать несколько советов по восстановлению контакта и доверия:

  • Обратите внимание, почему теряется контакт. Это может быть что-то совсем незаметное.
  • Не спешите показывать свою обиду и высказывать претензию. Подумайте, что именно вас раздражает в ситуации.
  • Говорите с ребенком. Слушайте его, а не только читайте нотации. Пусть ваше чадо предложит свой путь решения конфликта. Это может быть очень полезно не только для восстановления связи, но и для развития личности маленького человека.
  • После завершения конфликта и окончания бури эмоций, проведите время вместе, почитайте, погуляйте.
  • Следите за выполнение достигнутых соглашений. Это формирует уважение к вашим словам и повышение родительского авторитета.

Воспитание детей нельзя описать в одной статье. Помните, самый главный принцип: любите свое дитя и уважайте его – и вы поймете, как научить ребенка слушаться родителей.

В некоторых семьях время перед укладыванием ребенка спать наводит ужас на всех. И не потому, что взрослые не хотят расставаться с любимым чадом. А потому, что это чадо устраивает попросту бойкот сну!

Все знают эти шутки о голодных и жаждущих детях, которым целый день не давали ни пить, ни есть и вот, наконец, к ночи они выпрашивают глоток водички или мааааленькую булочку. На самом же деле причин у плохого засыпания несколько, и,если мягко устранить большинство из них, сон станет крепче, а вечерние часы не будут напоминать корриду.

Почему он не спит?

Если исключить проблемы со здоровьем (с которыми необходимо обращаться к врачу), то остаются поведенческие реакции, которые можно скорректировать. Только начинать это делать нужно не в момент укладывания, а гораздо раньше. Да и результат подчас можно увидеть лишь спустя неделю-две.

Вот несколько причин, по которым вечер превращается в переполох:

  • эмоциональное или физическое перевозбуждение,
  • недостаток внимания за день,
  • неустановленный порядок дел перед отходом ко сну,
  • отсутствие режима,
  • конфликты в семье,
  • переедание.

Как видно из данного перечня, ликвидация причины сама по себе приведет к успокоению ребенка. Но эти действия нужно привести в систему. Если уж вы решили укладывать малыша спать в 21.00, то делайте так ежедневно. А уж про ритуал отхода ко сну и говорить не приходится: повторяющиеся действия приведут к вырабатыванию стойкой привычки, и ребенок уже сам будет готов уснуть сразу после сказки или колыбельных.

Что же касается стрессовых ситуаций, то здесь нужно время, чтобы психика пришла в норму. Если видите, что не справляетесь в одиночку — обращайтесь к специалистам. Чем раньше вы начнете действовать, тем меньше усилий приложите.

Как помочь капризуле?

Помимо режимных моментов и устранения будоражащих факторов (телевизор, смартфон, компьютер, активные игры) есть еще несколько секретов, которые могут стать настоящим открытием в деле спокойного засыпания.

  • Укладывайте спать любимую игрушку . После того как мама укроет мишку или зайку, споет им колыбельную и обнимет, будет гораздо легче уговорить его поменяться местами, улечься рядом и повторить то же самое.

  • Соревнуйтесь! Попробуйте чистить зубы, переодеваться и забираться под одеяло наперегонки. Главное, не переусердствуйте и не усните раньше ребенка.
  • Ложитесь рядом . Возле мамы полежать — одно удовольствие. А ведь можно еще пообниматься, пошептаться и рассказать все, что произошло за день. Кстати, такие вечерние разговоры очень полезны для установления доверительных отношений. Только слушайте внимательно.
  • Рассказывайте сказки . Можете воспользоваться готовыми произведениями, например, про Машу и подушку, а можете проявить творчество и сочинить самостоятельно с учетом особенностей вашего малыша. Главное, чтобы герой сказки, в конце концов, благополучно уснул в своей постельке.
  • Устанавливайте правила . Все-таки взрослый здесь вы, а значит ваши слова должны быть выполнены. Если наступило время отхода ко сну, мягко берите ребенка и несите в кровать. Только не перейдите тонкую грань между настойчивостью и жёсткостью, иначе можно получить истерику на ночь, после которой успокоиться будет сложно.

На самом деле у каждого родителя есть множество своих способов уговорить ребенка идти спать. Главное правило — никаких конфликтов и ссор накануне вечера. Да и самим взрослым будет полезно отвлечься на час от гаджетов и провести это время с малышами. Возможно, своим поведением дети именно этого от нас и хотят?

Буянова Елена. ТРИЗ педагог
Как сделать, чтобы ребенок убирал игрушки?

РЕБЕНОК НЕ УБИРАЕТ ИГРУШКИ .

Бардак. Желания всё время убирать игрушки самой - нет . Сил ругаться - нет. Знакомо?

ТРИЗ-педагогика спешит на помощь!

Есть в ней чудо инструмент ИКР. Идеальный конечный результат - это решение, когда нужное действие выполняется само по себе. Ну не здорово ли! В нашей ситуации идеальное решение будет звучать так : "ребенок САМ хочет убрать игрушки !" Интересно, как это возможно! При каких условиях он захочет убрать игрушки САМ !

Предлагаем Вам варианты решений, основанные на подходе, что ведущая деятельность дошкольника - игровая. Итак.

Вместо : "Какой беспорядок. Быстро всё убери!"

Говорим ребенку 2 ,5 - 4,5 лет : (Игра с предметами) "А давай, как будто у нас коробка - монстрик, который питается игрушками . Покормим его?" (фото монстрика из магазина и самодельного, вырезанного из бумаги прикреплено). Или : "Ох ты, какие у нас с тобой помощники! Самосвал и кран. Давай, я краном буду игрушки в контейнер собирать, а ты самосвалом?"

Ребенку 4 ,5 - 5,5 лет говорим : (Обживание образов) "А давай, как будто мы два пылесоса, и загребаем игрушки , ты туда, а я сюда". "А давай, как будто мы два хомячка, которые делают запасы. Я запасаю в эту коробку, а ты в ту". "Ах, если бы ты был волшебником и наколдовал порядок в комнате". и дальше заговорчески : "но у тебя, наверное, даже волшебной шляпы для этого нет!"

Ребенку 5 ,5 - 6,5 лет говорим : (Этап сюжетно-ролевой игры) "Эх, пора идти в магазин. Кошелек взял? Берем "тележку" или сумку, набираем игрушки ! Оплата на кассе и несем домой, складываем в коробку!" "В сказочной стране у всех игрушек сегодня бал (в коробке) . Но, кажется, не все игрушки успевают на него !" "Давай, ты - Айболит, и нам нужно все игрушки переместить из Африки в клинику (коробку) на лечение! Погружай их скорее, полетим на самолете. Это срочно!"

6-7 лет : (Игры по правилам) "Кто же у нас соберет игрушки , пока я этот стишок читаю/пока работают эти песочные часы? Неужели. (имя? Сейчас посмотрим!" "Так, что там у нас в органайзере-мотиваторе? Сколько баллов набрал? Хватает для получения сюрприза/выбора досуга/или, может заработал бонусными баллами на игрушку ?" и так далее. Кстати, одно из возможных идеальных решений будет звучать так : "место само убирает игрушки !" Думаете, невозможно! Вуаля! Смотрите на Лего-коврик! Очень интересно услышать ваши варианты. Есть решения? Делитесь!

Публикации по теме:

Маленькие педагогические хитрости «Не хочу спать! Или как сделать, чтобы ребёнок уснул без капризов» Если мой ребенок не хочет спать, или как он мне сегодня сказал "не может уснуть" я соглашаюсь почитать ему книжку "повзрослее". То есть.

Что нужно сделать, чтобы ребенок не капризничал в магазине Много ли среди нас счастливчиков, которые без внутреннего страха могут пройти со своим ребенком по торговому центру, «заминированному» прилавками.

Консультация для родителей «Чтобы ребенок рос счастливым» Чтобы ребенок рос счастливым. Воспитание детей - это процесс очень важный и ответственный. Основную роль в воспитании детей призваны играть.

Консультация для родителей «Как сделать так, чтобы ваш малыш перестал драться» Как сделать так, чтобы ваш малыш перестал драться В возрасте от 1 до 3 лет многие малыши дерутся. Все дети время от времени испытывают злость,.

Консультация для родителей «Чтобы ребенок не заикался» Составила учитель-логопед: Шабалина Е. Н. Уважаемые родители! Заикание – своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с.

Уважаемые родители! Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке.

Памятка для родителей «Что могут сделать родители, чтобы вырастить детей дружными?» "Взаимоотношение между старшими и младшими детьми в семье» Что могут сделать родители, чтобы вырастить детей дружными? 1. Родителю важно.

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться

У умных родителей - веселые, умные и послушные дети. Более того, умные и любящие родители об этом заботятся: заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.

Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» - Конечно, это непорядок.

К сожалению, обычные дети давно привыкли, что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно. Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, .

Но дело не только в правильных формулировках и рычагах влияния, в деле налаживания отношений с ребенком есть еще одна важная хитрость, а именно - есть ли у вашего ребенка ПРИВЫЧКА вас слушаться. "Слушаться или не слушаться родителей" - это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться "всех" или "никого" - одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ - отличная привычка! У ваших детей должна быть привычка быть внимательным к тому, что вы говорите, привычка делать то, о чем вы их просите. Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш , у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.

Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей - сложно, для многих мам почти нереально , а выработать такую привычку у маленького ребенка - задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.

Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод "Восемь шагов". Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого - к сложному. Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко - и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он - слушаться правильно.

Возраст, в котором алгоритм «Восемь шагов» работает наилучшим образом - от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его , помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.

А теперь к делу. Что это за шаги?

Шаг 1: Пристройка.

Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери "Маленький принц", управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: "Солнце, поднимайся!", и вы станете властелином восходящего солнца... Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.

Ребенок бегает, вы ему кричите: "Молодец, быстрее, быстрее!" - он радостно добавляет скорости.

Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: "Бери свои любимые хлебцы!" Вы сказали - он взял.

Маленький Никита любит хлопать в ладошки. "Как Никита хлопает в ладоши? - Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! ... Замечательно!" - вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.

Не можешь справиться - возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка - пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.

Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.

Вы знаете, что такое "привадить"? Рыбак кидает в речку подкорм - приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, потом начинал их подкармливать, после - поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети - еще дикие, начинайте, как древний человек, с их приручения.

Ваш ребенок любит хрумкать яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: "Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!", "Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек". Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: "Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!". Вот охота и состоялась - вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.

Приваживайте к себе вашего ребенка - и хвалите его, когда он к вам приходит! Привадой может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. "У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!". Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете приваду и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы приваду не даете: "Всё! Всё уже кончилось!", но подсказываете: "Когда мама зовет, надо прибегать быстро!". Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

Шаг 3. Учимся договариваться.

Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его приучать разумом пользоваться. А для этого не пожалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо - и учите его договариваться. Можете пробовать разумно разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку уже три годика - это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!

Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать? - Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать? Договариваться. Первая договоренность - перед тем, как придти на детскую площадку. "Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет возвращаться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?" Второй разговор - когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: "Мам, я еще немного!". Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. "Если обещал, что не будешь ныть и плакать, когда нужно идти домой - ныть и плакать нельзя. Иначе как же тебе будут верить в следующий раз?"

Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: "Договорились - нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности - тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя". Мы договариваемся и не капризничаем.

Шаг 4: Нет капризам.

Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге - перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка - в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.

Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка "Ну поиграй со мной!" будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к слову: "Это важно". Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: "Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!" - то скоро ребенок начнет вас понимать. Это - важно!

Шаг 5: Требования.

Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы - мягкие, а требования - жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.

Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... - Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.

Если ваших требований на ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих - не давите. Как и политика, воспитание - искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: "Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены".

Тем не менее, постепенно убирайте приваду как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет - повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: "Когда мама зовет, надо приходить сразу!", - и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.

Шаг 6: Обязанности.

Требования - разовые, а обязанности - это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.

Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин - скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы - воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.

Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность помнить должна уже лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях - тоже обязанность ребенка!

Шаг 7: Самостоятельность.

Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. . Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто "Сходи в магазин" или "Выносить ведро - твоя обязанность", а "Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе", "Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород", "Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай когда врач, сходи и вылечи зубы". Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержки, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и таким образом постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, .

В идеале, если вы куда-то уедете на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас без больших проблем. Он уже - самостоятельный!

Шаг 8: Ответственность.

Ну вот, остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово "ответственность", им ближе "заботливость", однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.

Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или - положить деньги в банк. Или - привести маленькую сестренку из садика... Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?

Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.

Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться - перед вами уже взрослый человек. Вы - воспитали взрослого, ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?

Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Возможно все, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, .

Кстати, а есть ли что-то после восьмого шага, после формирования у ребенка ответственности? Ваш ребенок не просто готов выполнить ваши просьбы, он знает свои обязанности, он вполне самостоятельный и ответственный человек. И это - все? Больше мы ничего не хотим подарить своему ребенку? Скажите, а когда и как мы поставим задачу, чтобы наши дети выросли еще и - любящими людьми?

Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа ровно потому, что родители бывают разными. Есть родители - алкоголики, есть - умные и любящие. Если мы будем говорить об умных и любящих родителях, то наш ответ будет положительным: да, таких родителей дети должны слушаться беспрекословно. Почему? Зачем? Потому что умные и любящие родители своих детей любят и никогда не потребуют от детей того, что будет детям во вред. Такие родители любят с детьми просто разговаривать, проводить с ними время вместе - и слушать то, чем дети с ними делятся. Требования к своим детям от них услышишь не часто, да и требуют они только то, что действительно обязательно.

5 лет: выходя на проезжую дорогу, нужно взять маму за руку и тут не баловаться. 10 лет: вначале уроки, потом компьютерные игры. 15 лет: в 22.00 - спать!

Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно. Почему? Потому что дети уже привыкли, что своих замечательных родителей нужно слушаться, и понимают, что если мама или тем более папа что-то сказали, тем более сказали всерьез, это нужно сделать. И не просто сделать, а сделать сразу, именно так, как сказано и без недовольных мордочек, чтобы позже сам ребенок не столкнулся с феноменом своего же .

Далее - по принципу "Сказано - сделано": чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги - это как раз про дурика). Сюда же - слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) - в своих мыслях болтается, но не думает.