Домой / Для серых глаз / Проект «Изготовление швейного изделия «Фартук. Технология изготовления фартука Подготовка выкройки к раскрою

Проект «Изготовление швейного изделия «Фартук. Технология изготовления фартука Подготовка выкройки к раскрою

План урока

Класс: 5 «А» класс

Тема раздела: Создание изделий из текстильных материалов

Тема урока: Технология изготовления швейного изделия. Обработка боковых и нижнего срезов фартука.

Цель урока: Формирование умений и навыков обработки срезов изделия, используя краевые швы в подгибку.

Задачи ведущие к достижению личностных результатов : проявление познавательных интересов и активности в процессе работы над определением способов обработки срезов изделия; развитие ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметных результатов : овладение приемами, правилами, технологией обработки срезов изделия краевыми швами; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности ; отражение в устной форме результатов своей деятельности; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметных результатов: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин.

Тип урока: урок применения предметных ЗУН.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

Самостоятельно определяют тему, цели урока;

Определяют способы обработки боковых срезов изделия;

Работают с технологической картой;

Отвечают на вопросы;

Выполняют практическую работу по обработке боковых срезов;

Оценивают себя и друг друга.

Оборудование:

Методическое оснащение урока: рисунки моделей рабочей одежды и фартуков; образец - эталон фартука; образцы краевых швов; мультимедийное оборудование.

Дидактическое обеспечение: технологические карты: « Выполнение шва в подгибку с закрытым срезом», «Выполнение стачных швов» ; материалы для закрепления знаний учащихся; критерии оценивания качества выполненной работы; учебник; рабочая тетрадь. «Правила техники безопасности при работе со швейной машиной, электрическим утюгом, ручными инструментами».

Инструменты и материалы: детали фартука; нитки, иголка ручная, ножницы, швейная бытовая машина; гладильная доска; утюг.

Меж предметные связи: математика, изобразительное искусство, ОБЖ.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

Определение последовательности завершающих операций с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (обработка боковых срезов изделия швом в подгибку)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, учащимися в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Ход урока

Этапы урока

Методы, приемы обучения

Формы учебного
взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный этап

Фронтальная

Цель: формирование мотивации к познавательной деятельности, способствовать формированию умения организовывать свое рабочее место.

Доброе утро!

Я рада видеть вас сегодня на уроке!

Поприветствуем друг друга и пожелаем успехов в работе.

Садитесь.

Отметка явки на урок.

Слайд № 1

Готовность мы проверили до начала урока.

Все готово, следовательно, можно приступить к работе.

Цель: включиться в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя и друг друга.

Отчет дежурных о готовности класса.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2.Актуализация знаний

Анализ и обсуждение способов обработки кармана.

Фронтальная, групповая

Цель: проверить усвоение учащимися темы: «Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука», выявление пробелов их коррекция.

Сегодня мы работаем по маршрутным листам. Я думаю каждый уже познакомился с предстоящей работой на уроке.

Скажите, какой первый этап работы мы должны выполнить?

Верно. Поэтому сейчас мы проверим как вы поняли пройденную тему. Для этого в маршрутном листе каждый найдет для себя индивидуальное задание, которое выполняет и оценивает себя (ставит +; -) затем вы должны поменяться заданиями и проверить правильность его выполнения.

Молодцы. С поставленной задачей справились.

Цель: проверить правильность и осознанность выполнения д/з, развивать умение оценивать работу других.

Повторить тему: «Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука».

Работают в маршрутных листах, отвечая на поставленные задания.

Самооценка, взаимооценка.

Личностные:

Регулятивные:

взаимодействовать с одноклассниками.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать ответ в поставленной задаче; умение осознанно строить речевое высказывание.

3. Мотивационно-целевой этап

Беседа.

Фронтальная, индивидуальная.

Цель: подготовка к основному этапу урока; обеспечить мотивацию учащихся к усвоению нового материала.

Мы повторили обработку карманов и соединение их с фартуком.

Скажите, какая работа нас ожидает дальше?

Верно. Какие срезы фартука нам необходимо обработать?

Сформулируйте тему нашего урока!

Слайд № 2

Молодцы.

Запишите тему в маршрутный лист.

А теперь каждая для себя поставьте задачи на сегодняшний урок. Впишите их в маршрутный лист.

Слайд № 3

Любая работа включает определенный алгоритм действий. Есть ли у вас предложения по какому алгоритму сегодня нам предстоит работать?

Слайд № 4

Верно.

Определить способ обработки срезов изделия.

Выполнить обработку боковых и нижнего срезов фартука.

И конечно проконтролировать качество выполненной работы.

В маршрутном листе поставьте себе + за правильно сформулированную тему и поставленные задачи.

Цель: подготовиться к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Обработка срезов фартука.

Боковые и нижний срез.

Обработка боковых и нижнего среза фартука.

Работают над определением задач урока:

Проговаривают задачи.

Для чего обрабатывают срезы. Какие способы используют для обработки срезов.

Какие требования необходимо соблюдать.

Обработать срезы фартука.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать с классом.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

4. Первичное закрепление (изучение нового материала )

Беседа по уточнению и конкретизации знаний.

Индивидуальная

Цель: Выяснить уровень усвоения знаний и способов действий по технологии обработки срезов изделия.

Для того чтобы определить способы обработки срезов фартука вспомните какие машинные швы вы уже выполняли. Определите какие из них можно использовать для обработки срезов фартука.

Слайд № 5

Как вы уже проговорили боковые и нижний срезы фартука можно обработать краевыми швами, а именно швом в подгибку с закрытым срезом.

Этот шов вы уже знаете, поэтому можете самостоятельно, используя технологическую карту в маршрутном листе, выполнить обработку срезов.

Слайд № 6

Есть вопросы по выполнению шва в подгибку с закрытым срезом?

Если есть вопросы проговорить технологию его выполнения.

Подобной рабой на производстве занимаются технологи швейного производства.

Слайд № 7.

В маршрутном листе поставьте себе + за правильно выбранный способ обработки срезов.

Молодцы. А теперь разомнемся, подготовимся к практической работе.

Физкультминутка

Потрудились - отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки кверху поднимаем

И немного покачаем.

Чуть назад, вперёд прогнулись

И друг другу улыбнулись.

Нам за партой не сидится,

Разминаем поясницу.

Повороты влево, вправо.

Так мы отдохнем на славу.

Цель: усвоить знания и способы действий по технологии обработки срезов изделия.

Определяют какие швы можно использовать для обработки срезов изделия.

Краевые швы в подгибку.

Соединительные стачные швы.

Краевые швы в подгибку -потому что они используются для обработки краев изделий.

Стачные швы - для соединения деталей.

Выступают по очереди определяя способ обработки срезов своего фартука.

Рассказывают технологию выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

Читают информацию о технологе швейного производства.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (практическая работа)

Практическая работа

Индивидуальная работа учащихся

Цель: обеспечить усвоение учащимся способов обработки срезов изделия; активизировать самостоятельность в добывании знаний; развивать умение осмысленно работать с технической документацией.

Перед началом практической работы вспомните Правила техники безопасности.

Слайд № 8

Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы - дальше от иголки,

Под косынки спрячем чёлки.

Давайте, повторим все вместе:

Хранить булавки в определённом месте.

Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами
к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми - может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку поскорей поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.

Ваш экзамен принимаю
и к работе допускаю.

А теперь подготовьте рабочее место, уберите все лишнее и приступайте к работе.

Контролируйте качество своей работы с помощью инструкционной карты в маршрутном листе.

Слайд № 9

Выполнением технологических операций на производстве занимается швея.

Слайд № 10

(Учитель делает обходы, оказывает необходимую помощь учащимся в выполнении практической работы, контролирует соблюдение правил техники безопасности)

Цель: усвоить и практически отработать способы обработки срезов изделия, технологическую последовательность и технические условия на выполнение краевых швов.

Проговаривают ТБ по слайду.

Готовят рабочее место.

Выбирают необходимые инструменты и материалы.

Выполняют обработку нижней части фартука в соответствии с требованиями технологической карты.

Знакомятся с профессией швея.

П.Р. Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

6 . Рефлексивно-оценочный этап

Фронтальная

Самоанализ.

Цель: получить информацию об уровне усвоения учащимися новых знаний и способов действия.

Отложите выполненную работу.

А теперь у нас работает ОТК - отдел технического контроля.

Слайд № 11

Вот и вам предстоит оценить свою работу в соответствии с требованиями к качеству выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

Контроль качества:

1. Ширина шва одинакова по всей длине.

2. Величина первой и второй подгибки 5 - 7 мм.

3. Машинная строчка проложена на расстоянии 1-2 мм, от края внутреннего подгиба.

4. Швы хорошо приутюжены.

За правильное выполнение ставите себе + в маршрутном листе.

Цель: проверить правильность усвоения учебного материала.

Знакомятся с профессией контролер.

Оценивают выполненную работу в соответствии с требованиями к качеству работы. Самоконтроль.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные:

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

7 . Задание на дом

Фронтальная

Индивидуальная.

Цель: способствовать формированию умений использовать новые знания в разных ситуациях.

Д/З: Подготовить пояс, фартук; инструменты: игла, ножницы, нитки.

Попытаться закончить работу по обработке срезов дома - кто не успел???

В этом вам поможет учебник параграф 13, стр. 60-61; или технологическая карта в маршрутном листе.

Цель: проверить степень усвоения новых знаний в разных ситуациях

Определяют для себя д/з.

Записывают Д/З в дневник.

8.Подведение итогов

Анализ и обсуждение.

Цель: способствовать формированию умений анализировать свою деятельность и выполнить самооценку.

Ответьте на вопросы:

Что нового я узнала?

Чему я научилась?

Все ли у меня получилось? Почему?

Какое настроение после урока?

Спасибо за урок!

Наведите порядок на рабочих местах.

До свидания.

Отвечают на вопросы.

Обозначают свое настроение в смайликах.

Уборка рабочих мест.

Личностные: умение провести самооценку Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Познавательные: умение сформулировать свой ответ;

умение оценить свою работу.

Обработка фартука во многом зависит от вида ткани и используемых отделочных материалов. Фартуки предлагаемых моделей выполнены из гладкоокрашенной хлопчатобумажной ткани прямоугольной формы (рис. 75).

Рис. 75. Фартуки предлагаемых моделей

Изготовление швейных изделий выполняют в такой последовательности.

  1. Подготовить детали кроя к обработке. Переводят контурные и контрольные линии с одной стороны детали на другую. Для этого можно использовать разные способы: а) с помощью булавок; б) прокладыванием копировальных стежков.
  2. Обработать боковые и нижний срезы фартука. Для этого применяют шов вподгибку с открытым или закрытым срезом. Если при этом используют декоративную строчку, то её выполняют нитками контрастного цвета. Лучше она смотрится на гладкоокрашенной ткани.
  3. Обработать верхний срез фартука.
  4. Подготовить пояс-тесьму. Для изготовления пояса можно использовать декоративную ленту, тесьму или выполнить шнур из ниток (рис. 76). Если пояс выполняют из отделочной ленты или тесьмы, то припуск по верхнему срезу фартука заворачивают на лицевую сторону и притачивают к нему поястесьму. При выполнении шнура из ниток пряжу надо брать в 2 раза длиннее предполагаемого готового шнура.

Рис. 76. Виды поясов: а - декоративная лента; б - витой из ниток

Основные термины и понятия

    Обработка изделия

Вопросы и задания

  1. Вспомните, в какой последовательности выполняют шов вподгибку с закрытым срезом.
  2. Какой вид шва можно использовать для обработки верхнего среза фартука?
  3. Назовите правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.

Практическая работа 13. Изготовление швейного изделия

  1. Изучите технологические карты 10, 11, 12. Подберите способы обработки.
  2. Подготовьте учебное место к работе.
  3. Обработайте изделие, соблюдая технологическую последовательность.
  4. Проверьте качество выполненной работы.
  5. Приведите в порядок своё учебное место.

Технологическая карта 10. Подготовка деталей кроя к обработке

Нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, портновский мел, линейка.

Перенесение линии основного контура на симметричную деталь нижней части фартука

  1. Сколоть детали кроя по линии основного контура булавками.
  2. На обратной стороне между булавками начертить линии основного контура детали.
  3. Удалить булавки.
  4. Развернуть детали кроя и наметить прокладочной строчкой линию середины нижней части фартука.
  5. Выполнить прокладочной строчкой контрольные линии по основному контуру изделия.

Проверьте себя! Строчки ровные; линия середины проложена точно; работа выполнена аккуратно.

Технологическая карта 11. Обработка боковых и нижнего срезов фартука

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка.

  1. Завернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.
  2. Завернуть боковые сгибы ещё раз по контурной линии и заколоть.
  3. Заметать и застрочить боковые края фартука, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
  4. Удалить нитки замётывания.
  5. Приутюжить швы.
  6. Срезать выступающие припуски на швы на уголках.
  7. Завернуть нижний срез на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.
  8. Завернуть ещё раз нижний сгиб по контурной линии и заколоть.
  9. Заметать и застрочить нижний край на 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
  10. Удалить нитки замётывания.
  11. Приутюжить швы.

Проверьте себя!

Технологическая карта 12. Обработка верхнего среза фартука

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка, декоративная лента.

Вариант 1

  1. Завернуть верхний срез фартука на изнаночную сторону на 0,8 см и заметать.
  2. Завернуть ещё раз верхний сгиб на 3-4 см по контурной линии и заколоть.
  3. Заметать и застрочить верхний край, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
  4. Наметить мелом место расположения машинной строчки - 1 см от верхнего края фартука с лицевой стороны.
  5. Выполнить машинную строчку по намеченной линии.
  6. Удалить нитки замётывания.
  7. При помощи булавки вдеть пояс-тесьму в полученную кулиску.
  8. Прикрепить пояс машинной строчкой к фартуку по линии середины.
  9. Отутюжить фартук.

Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные, концы строчек закреплены, влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

Вариант 2

  1. Завернуть верхний срез фартука на лицевую сторону на 1 см и заметать.
  2. Приметать и притачать декоративную ленту двумя машинными строчками на расстоянии 0,2 см от верхнего и нижнего краёв ленты.
  3. Удалить нитки замётывания.
  4. Отутюжить фартук.

Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные; концы строчек закреплены; влажно-тепловая обработка выполнена качественно

Технологическая карта урока по технологии

учителя ГБОУ СОШ№ 425

Скитской Инны Сергеевны

уроки № ______

«Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тема: Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тип: урок общеметодологической направленности

Цель: сформировать навыки обработки среза изделия швом вподгибку с закрытым срезом

Задачи:

    дать представление о способах обработки срезов изделия;

    дать представление о необходимости умения обработки срезов в домашнем хозяйстве

    научить правильно располагать материалы, инструменты, приспособления на рабочем месте

Планируемые результаты

Предметные:

    знания: о технологии обработки нижнего и боковых срезов фартука, правилах безопасной работы на швейной машине.

    умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом нижнего и боковых срезов фартука

Метапредметные:

    Познавательные : сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать работать по алгоритму(плану)

    Регулятивные : целеполагание, анализ ситуации моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

    Коммуникативные : диалог, организация учебного сотрудничества.

Личностные:

    формирование мотивации и самомотивации изучения темы,

    развитие готовности к самостоятельнымдействиям,

    развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

    проявление технико-технологического и экономического мышления

Межпредметные связи:

    математика «Отрезок и длина отрезка» - значение правильности нанесения линий и равноудаленного расстояния линии от края выкройки,

    русский язык « Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова» - значение приставки в словах – «застрочить»- «пристрочить», «притачать» - «обтачать»

Ресурсы урока

Для учителя:

Рабочая программа по технологии 5 класс к УМК Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) Составитель:Логвинова О.Н.2015г

Презентации к уроку, проектор, компьютер.

Швейное и утюжильное оборудование

Карточки с машинными швами.

Для учащихся:

Учебник «Технологи ведения дома» Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) – стр.117, 129,131-138

Рабочая тетрадь

Образцы швов в тетради

Видео материал на канале «Технология творчества»

Готовые фартуки, с разными способами обработки срезов

Ход урока

Актуализация необходимых знаний

Учит различать материалы и инструменты. Показывает выполнение швов на швейной машине, утюжильные работы, образцы изделий. Предлагает выбрать способ обработки срезов фартука.

Актуализация необходимых знаний для выполнения обработки срезов фартука:

    тест по теме прошлого урока «Машинные швы» и презентация на повторение (Приложение №1, 2)

    Повторение инструктажа при работе с утюгом и на швейной машине (Приложение №5,6)

Рассматривают изделие, анализируют, устанавливают связь между видом работы и используемым материалом и инструментами, делают вывод.

Оценивают свой результат.

Обучающиеся отвечают на вопросы и тесты учителя

Рассказывают о безопасных приемах работы с утюгом и на швейной машине

Мотивация познавательной деятельности

    Демонстрация вариантов обработки нижнего среза фартука: тесьма, кружево, вьюнок (фотографии приложение №7, видео)

    Объяснение последовательности обработки нижнего среза фартука, возможные варианты.

    Обработка срезов фартука – для чего?

Выбирают свои способы обработки среза - с тесьмой, с кружевом, швом вподгибку с закрытым срезом.

Обучающие отвечают для чего необходима обработка срезов.

Практический этап

    Формирование новых умений:

    проверка организованности начала работы учащихся;

    проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

    соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

    Усвоение новых знаний:

    проверка правильности выполнения машинных швов учащимися;

    оценивание результатов - ровность строчки, равноудаленность строчки от сгиба ткани

    Целевые обходы:

    инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

    концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

    оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

    контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

    рациональное использование учебного времени учащимися.

    Учитель распределяет учащихся по рабочим местам, контролирует правильное соблюдение безопасных приемов обработки ткани на швейной машине и при утюжильных работах.

    Инструкционные карты по выполнению машинных швов Приложение №3

Самостоятельная работа: выполнение практической работы «Обработка нижнего и боковых срезов фартука», контроль и самоконтроль по представленным критериям. Рефлексия.

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение. Осуществляемые действия:

    самоконтроль выполнения задания

    взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

    планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

    развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Подведение итогов

    Анализирует выполнение практической работы учащимися

    Анализирует основные проблемы, возникшие при работе: неровность машинной строчки, неровная подгибка припусков швов, разбор типичных ошибок учащихся

    Отмечает разную скорость выполнения практической работы на уроке

    Предлагает учащимся выполнить дома подгибку кухонного полотенца вместе с родителями

Участвуют в сравнении выполненных работ.

Анализируют полученные результаты, сравнивают выполненные работы между учащимися в классе.

Рассуждают о необходимости овладения навыками работы на швейной машине.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Уборка рабочих мест

Диагностика достижения планируемых результатов: сделать коллективный анализ готовых изделий; провести обсуждение временных затрат на выполнение отдельных операций.

Дополнительные творческие задания:

Подшить дома вместе с родителями кухонное полотенце, подшить накидку на стул швом вподгибку с закрытым срезом.

Самоанализ

Достижения

Процент учащихся справившихся с заданием не менее 70. Все учащиеся свободно и быстро заправляют швейные машины, помогают друг другу, работают на уроке с соблюдением правил ТБ.

Осваивают приемы работы на швейной машине и с утюгом

Сложности

Невозможность выполнения задания всеми учащимися с одинаковой скоростью, часть учащихся возможно продолжение над заданием на следующем занятии.

Предложения

Все вопросы и дополнительные задания выкладываются в закрытой группе в контакте для учащихся 5 классов, где все учащиеся в одной параллели могут оценить и сравнить свои результаты с остальными учащимися

Приложения

    Тест по теме «Машинные швы»

    Презентация для повторения темы «Машинные швы»

    Инструкционная карта «Выполнение шва вподгибку»

    Раздаточный материал карточки с образцами швов «Вподгибку с закрытым срезом», «Вподгибку с открытым срезом»

    Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

    Требования ТБ при работе с утюгом

    Фотографии готовых работ

    Инструкции по ТБ находятся на каждом рабочем месте в кабинете технологии

Приложение №1

Тест по теме машинные швы

1.На какие три группы делятся все машинные швы?

Найдите лишнее

А) соединительные;

Б) разъединительные;

В) краевые;

Г) отделочные.

2. Для чего служат соединительные швы?

Выбрать правильный ответ

А) для закрепления подогнутого края изделия;

Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

В) ля временного соединения двух деталей.

3. Какие швы относятся к соединительным?

Выбрать правильный ответ

А) стачной взаутюжку;

Б) шов вподгибку с открытым срезом;

В) накладной с закрытым срезом;

Г) шов вподгибку с закрытым срезом.

4. Какие швы относятся к краевым?

Выбрать правильный ответ

А) накладной с закрытым срезом;

Б) шов вподгибку с закрытым срезом;

В) стачной вразутюжку.

5. Для чего применяются краевые швы?

Выбрать правильный ответ

А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

Б) для закрепления подогнутого края изделия;

В) для украшения изделий.

Тест разработан Александровой Ж.В. – учителем технологии ГБОУ гимназии №399

Приложение №2

Презентация «Повторение машинных швов»

Приложение №3

Приложение№4

Раздаточный материал карточки «КРАЕВЫЕ ШВЫ»

Название шва, схема, ТУ

Образец

Вподгибку с открытым срезом

Вподгибку с закрытым срезом

ТУ ширина шва

4-40мм

Ширина первой подгибки

Приложение№5

Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

Приложение №6

Требования ТБ при выполнении влажно-тепловой обработки ткани.

    Перед работой с утюгом проверить исправность шнура

    Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус. Утюг ставить только на подставку.

    Следить за тем, чтобы поверхность утюга не касалась шнура

    После окончания утюжильных работ, утюг выключить, ставить на огнеупорную подставку.

    При обнаружении неисправности отключить электричество, сообщить учителю или администрации.

    Положение терморегулятора установить в соответствии с видом обрабатываемой ткани.

    Начиная утюжить, следует проверить, чистый ли утюг, не перегрелся ли он.

    После выполнения каждой машинной операции обрабатываемый участок изделия надо увлажнить и приутюжить до полного высыхания.

    Изделие утюжат справа налево, по направлению долевой нити.

    Отутюженное изделие надо оставить на некоторое время в расправленном виде.

Технологическая карта урока.

Тема: Технология обработки боковых и нижнего срезов фартука. Замётывание, застрачивание.

Цель урока:

1.Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний о технологической последовательности изготовления изделия.

2.Воспитывать аккуратность и опрятность в работе, культуру безопасного труда.

Задачи:

1.Ознакомить с общей технологической последовательностью изготовления швейного изделия.

2.Ознакомить с технологией пошива фартука.

3.Ознакомить с профессиями портной, швеи.

4.Приступить к обработке проектного изделия по индивидуальному плану.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, материалы ЭОР, швейная машина, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности; учебник технологии, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Формируемые УУД:

личностные - проявлять интерес к теме урока, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, уметь осуществлять поиск необходимой информации; проявлять познавательную активность на уроке; формировать навыки самообразования; навыки общения и сотрудничества; навыки экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам, формирование нравственно-этической ориентации, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

предметные – последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места. метапредметные - умение выполнять задания учителя согласно установленным правилам, слушать учителя и вести диалог. Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока. Планирование собственной познавательной деятельности. Формирование навыков работы с учебной литературой. Освоение навыков проведения лабораторной работы. Формирование навыков анализа и систематизации. Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей. Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями. Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практическая работа. Тип урока: комбинированный Межпредметные связи: математика, история, литература, ИЗО

Технологическая карта урока.

Этап занятия

Форма работы

Деятельность учащихся

1. Организационная часть

(3 минуты)

1. Приветствие, контроль посещаемости

2. Проверка готовности учащихся к уроку

НА ДОСКЕ НАПИСАНО: «Не начавши - думай, а начавши – делай».

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

2. Актуализация знаний учащихся

I . Тесты по теме машинные швы

1 . Найдите лишнее. На какие три группы делятся все машинные швы?

А) соединительные;

Б) разъединительные;

В) краевые;

Г) отделочные.

2. Выбрать правильный ответ. Для чего служат соединительные швы?

А) для закрепления подогнутого края изделия;

Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

В) для временного соединения двух деталей.

3. Выбрать правильный ответ. Какие швы относятся к соединительным?

А) стачной взаутюжку;

Б) шов вподгибку с открытым срезом;

В) накладной с закрытым срезом;

Г) шов вподгибку с закрытым срезом.

4. Выбрать правильный ответ. Какие швы относятся к краевым?

А) накладной с закрытым срезом;

Б) шов вподгибку с закрытым срезом;

В) стачной вразутюжку.

5. Выбрать правильный ответ. Для чего применяются краевые швы?

А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

Б) для закрепления подогнутого края изделия;

В) для украшения изделий.

6. Выбрать правильный ответ. Для чего применяется накладной шов с закрытым срезом?

А) для присоединения накладных карманов;

Б) для притачивания манжет;

В) оба ответа верны.

II . Выдать модульные папки «Машинные швы» (разложить карточки).

III . Впиши в клетки слова-ответы.

1.Постоянное закрепление подогнутого края.

2.Предохранение срезов от осыпания.

3.Постоянное соединение примерно одинаковых деталей.

4.Название строчки, с помощью которой можно обметать срез детали.

5.Тройная машинная строчка длиной не более 7 мм в начале и в конце шва.

IV ..Впиши в клетки слова-ответы.

1.Устройство в утюге для увлажнения ткани.

2.Устройство в утюге для регулирования температуры его подошвы.

3.Уменьшение толщины шва, сгиба посредством утюжильной обработки.

4.Закрепление утюгом припусков шва, уложенных в одну сторону.

5.Закрепление утюгом припусков шва, разложенных в разные стороны.

демонстрация слайдов

Слушают учителя

Отвечают на вопросы, рассуждают, дискутируют, приводят примеры.

Отвечают на вопросы.

3. Формирование новых знаний

Стихотворение

Мы девчонки мастерицы,

Фартук мы сошьем сейчас
Сложностей не побоимся
Нарядим, украсим враз!
Для начала мы измерим
сколько нужно ткани нам,
раскроим и вновь проверим,
не мало ли будет нам.

А теперь сошьём мы смело
И украсим низ тесьмой,
Полюбуемся на дело,
Как красиво сшито мной!

Составить и записать последовательность изготовления фартука:

1.Обработать нижний и боковые срезы фартука.

2. Обработать кулиску (верхний срез фартука).

3. Обработатькарманы и настрочить на фартук.

4.Обработать пояс-завязку.

5.Провести окончательную обработку фартука.

Технологическая карта. Обработка боковых и нижнего срезов фартука

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка.

    Завернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.

    Завернуть боковые сгибы ещё раз по контурной линии и заколоть.

    Заметать и застрочить боковые края фартука, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.

    Удалить нитки замётывания.

    Приутюжить швы.

    Срезать выступающие припуски на швы на уголках.

    Завернуть нижний срез на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.

    Завернуть ещё раз нижний сгиб по контурной линии и заколоть.

    Заметать и застрочить нижний край на 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.

    Удалить нитки замётывания.

    Приутюжить швы.

Пробуют назвать тему урока

Слушают, смотрят иллюстрации, презентацию.

Записывают.

4. Практическая работа

Выполнение практической работы по инструкционной карте.

Технологическая карта.

Тема: технология обработки нижней части фартука - заметывание, застрачивание; обработка боковых срезов фартука - заметывание, застрачивание.

Инструменты и приспособления

Подвернуть нижний срез фартука на изнаночную сторону на 5 мм и заутюжить. Подвернуть нижний срез фартука еще раз по намеченной линии подгибки низа и заметать

Линейка, мелок, булавки, нитки, игла, утюг.

Застрочить на расстоянии 2 мм от подогнутого края. Удалить нитки заметочных строчек. Приутюжить. Срезать выступающие припуски шва.

Швейная машинка, ножницы, утюг.

Подвернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 5 мм и заутюжить. Подвернуть боковые срезы фартука второй раз по намеченным линиям и заметать. Аккуратно заправляя припуски швов в уголках.

Линейка, мелок, булавки, нитки, игла.

Застрочить на расстоянии 2 мм от подогнутых краев фартука. Удалить нитки заметочных строчек. Приутюжить.

Швейная машинка, утюг.

Целевые обходы учителя: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом, оказание помощи слабо подготовленным учащимся, контроль за бережным отношением к имуществу, контроль соблюдения правил безопасной работы на шв. машине. Самоконтроль.

Критерии оценки

Количество баллов

1.Организация рабочего места

2. Ровность строчки

3.Ширина шва одинаковая по всей длине

5.Наличие закрепок в начале и конце строчки

6.Наличие ВТО

7.Соблюдение правил безопасности

Уборка рабочих мест.

демонстрация презентация

практическая работа.

Выполняют практическую работу.

5. Итоговая часть.

Вопрос.

– Какую цель и задачи мы ставили в начале урока?
– Удалось ли их решить?
– Что нужно сделать еще?
– Хотите шить красивые вещи?
– Как вы оцениваете свою работу?

Анализ практических работ; отметить наиболее правильные.

Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы.

Выставление оценок по результатам проделанной работы.

Рефлексия: раздать карточки, девочки отвечают…….

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научилась…

меня удивило…

мне захотелось…

Домашнее задание: 1. Доделать работу тем, кто не успел в классе.

2.Принести швейные принадлежности, недошитое изделие.

беседа, дискуссия

Участвуют в обсуждении результатов работы. Рефлексия.

Записывают домашнее задание в дневник, выставляют оценки.

Используемая литература и ИНТЕРНЕТ- ресурсы.

1. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2012г.

2. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Дидактическая цель: формировать понимание необходимости учёта свойств материалов (бумаги и ткани) при работе с выкройками и кроем. Научится применять ручные стежки и машинные строчки при пошиве фартука.

Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».Модуль: «Технология изготовления фартука».

Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающего стенда, отображающего целостный технологический процесс).

Форма урока: урок-практикум.

Предмет, класс: Технология. Обслуживающий труд, 5 класс.

Количество час 2 урока по 45 мин

Цель урока:

  • Образовательные :
    • систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;
    • сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.
  • Развивающие :
    • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
    • формировать навыки творческого мышления.
  • Воспитательные :
    • способствовать формированию коммуникативных качеств личности;
    • способствоватьформированию нравственных качеств личности.

Задачи

  • добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;
  • добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;
  • развивать у учащихсясамостоятельность в получении новой информации;
  • развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);
  • развивать устную речь при выступлениях;
  • воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
  • воспитывать толерантное отношение к товарищам;
  • воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.

Цели каждого этапа данного урока в рамках ФГОС

Этап урока

Цель

Форма использования обучающего стенда

Мотивирование к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки. Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы.
Актуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания. Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы).
Постановка учебной задачи Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука.
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся. Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности).
Первичное закрепление Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий. Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы.
Рефлексия деятельности (итог урока) Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука. Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука.

Методы обучения: презентация обработки боковых срезов фартука,диалог, показ приемов поузловой обработки деталей фартука учи­телем, сравнительный анализ и поиск правильных решений по обработке боковых срезов, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающего стенда), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся пятых классов, самоконтроль, самооценка.

Оснащение урока:

1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Мультимедийное оборудование.

Литературы для обучающихся: Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2005. – 192 с.: ил.

Литературы для учителя:

  1. Веклич С.Н. Конструирование одежды: Практикум к курсу «Конструирование, моделирование и художественное оформление одежды». /Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999.–154 с.
  2. Веклич С.Н. Технология швейных изделий: Учебное пособие./ Под ред. В.Д. Симоненко.Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. –218 с: ил.
  3. Крупская Ю.В. Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.
  4. Синица Н.И. Технология. 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентена-Граф, 2007. – 80 с.

План урока

  1. Приветствие
  2. Девиз урока (Презентация 1 , слайд 2)
  3. ЦТП на доске выставляют учащиеся и объясняют, чему научились
  4. Задание 1 и 2 (экспресс тест)
  5. Работа по группам с фартуками (дают рекомендации)
  6. Запись в тетради темы урока
  7. Определяют цель урока
  8. Сообщение нового материала (обработка верхнего бокового среза фартука) (слайды 4-6)
  9. Запись в тетради (алгоритм деятельности параллельно со слайдами)
  10. Повторение правил безопасной работы в швейной мастерской (Презентация 2 )
  11. Физкультминутка для глаз
  12. Показ трудовых приёмов при обработке фартука
  13. Практическая работа по выполнению самостоятельной работы
  1. Продолжение самостоятельной работы
  2. Сообщение нового материала (обработка нижнего бокового среза фартука) (слайды 8-12)
  3. Контрольные вопросы (слайд 14)
  4. Подведение итога урока
  5. Выставление оценок
  6. Оценка учащихся собственного самочувствия на эмоциональном уровне
  7. Уборка рабочих мест