Домой / Для серых глаз / Ребенок 6 лет ленится. Как отучить ребенка от лени

Ребенок 6 лет ленится. Как отучить ребенка от лени

Далеко не редкость, что многие дети демонстрируют абсолютное нежелание что-либо делать. Например, родители просят помочь по дому, убрать свои игрушки или сделать собственными руками подарок бабушке на день рождения, а малыш или отказывается, или принимается за все с огромной неохотой, хотя само дело никак нельзя назвать сложным или невыполнимым. Скорее всего, он просто ленится. Почему так происходит и как справиться с детской ленью, расскажет «Я - Родитель».

Причины детской лени

1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека

Причин детской лени - множество. Однако самые главные из них базируются на неправильном поведении родителей. Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку - разобьешь!». В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»?

2. Особенности темперамента

Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на . Может быть, ваш малыш - холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение.

3. Скука

Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или воспитатели в детском саду постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных.

Иногда встречаются ситуации, когда ребенок не может выплеснуть свою энергию в детском саду и, приходя домой, хочет вдоволь набегаться и наиграться, а родители вместо этого заставляют его заниматься скучными делами - например, убирать игрушки. То же случается, когда вечернюю прогулку с ребенком мама с папой заменяют на просмотр телевизора: малышу не удается выплеснуть свою энергию - он обижается, злится и, безусловно, ни о каком удовольствии от помощи по дому в таком случае уже не может идти и речи.

4. Непонимание: зачем это делать?

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет в ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно.

5. Незаинтересованность

Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие.

6. Боязнь неудачи

Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.

Как бороться с детской ленью?

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

    Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут - ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.

Давление у подростка.

Давление скачет из-за того, что рост физиологический не соответствует росту внутренних органов. Обратитесь к врачу - он назначит терапию, направленную на укрепление сосудов, витаминотерапию, умеренную физическую нагрузку.


«Мам, я не хочу»,«давай попозже», «мам, ну через пять минут» - и когда «попозже» превращается в «пора спать», мама нередко выходит из себя: «Нечего лодыря гонять, быстро…» за уроки, сольфеджио, уборку или что сейчас для мамы актуально. Ключевое слово «для мамы», потому что детская лень чаще всего возникает там, где пропадает интерес и когда возникает угроза зря потраченного времени на нелюбимые занятия. Как же справиться с детской лени?

Даже в мыслях не называйте ребенка «ленивым», лучше думайте, что ему не достает мотивации. Начнем с выяснения причин. Они могут быть спровоцированы взрослыми, сверстниками или ситуацией, а могут быть чисто внутренними. Ребенок ленится, когда боится быть неуспешным, не оправдать ожиданий. Он ленится, если не научился сам организовывать свои занятия и ждет, что это за него сделают другие. И, наконец, он ленится, если не уверен в себе и боится выглядеть хуже других.

Поэтому родители могут действовать сразу по двум направлениям: создавать уверенность в себе и тренировать организованность.

И лучше начинать раньше, потому что лень сначала возникает как естественная самозащита ребенка в неприятных для него обстоятельствах и только потом превращается в устойчивую черту характера. Согласитесь, изменить обстоятельства всегда проще, чем изменить характер.

Мамина сверхзадача понятна – чтобы ребенок научился понимать не только слово «хочу», но и слово «надо». Но здесь очень важно быть гибкими, потому что одно и то же проявление лени может быть следствием совсем разных событий.

Усталость

Если у ребенка ежедневно драмкружок, кружок по фото, а ему еще и петь охота, то иногда он элементарно устает – чисто физически и от избытка впечатлений. Рецепт: дать выспаться, помочь сменить вид деятельности.

Отсутствие смысла

Современные дети живут в условиях информационной перегрузки, и отказываясь учить стихотворение – «потому что меня все равно не спросят» - они могут обеспечивать себе информационную гигиену. Кстати, уже годам к 13 они достаточно четко понимают, чего хотят, и достаточно трезво могут оценить необходимость тех или иных занятий – родителям к этому нужно просто привыкать и доверять ребенку, возможно, он прав. Другой случай, если чадо говорит: «А зачем мне убирать кровать, все равно вечером спать ложиться». Порядок дома и на рабочем столе обеспечивает и порядок в мыслях, поэтому здесь ребенка надо мотивировать на его поддержание. Как?

Рецепт: словами и действиями. Рассказывать о том, как красиво дома, когда чисто, фотографировать комнату до и после уборки – чтобы сделать нагляднее. Играть на самолюбии – только взрослые могут сами поддерживать порядок. Упростить задачу – к примеру, если вопрос в уборке, убрать из детской комнаты все лишнее, поставить удобные вместительные шкафы.

Непосильная работа

Иногда домашние задания и родительские требования действительно бывают преждевременными – они не соответствуют его психологическим или физиологическим особенностям. И давать такие задания, значит, заранее обрекать ребенку на неудачу и вызывать лень.

Рецепт: уменьшить требования в соответствии с особенностями ребенка. Не волнуйтесь, все, что нужно разовьется в свое время.

Отсутствие интереса

Один из самых непростых случаев. Причина может быть и в том, что интерес угасает быстро из-за неумения сохранять сосредоточенность, концентрацию внимания.

Рецепт: искать мотиваторы (призы, награды, похвала, рассказ родственникам) и заниматься играми, тренирующими сосредоточенность.

Проявление страха

Ребенок не выполняет ваших требований, потому что боится низкой оценки от вас или своей собственной низкой оценки.

Рецепт: лучше всего вместе с психологом помочь ребенку обрести уверенность в том, что он способен на великие дела, сказкотерапия.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок учился на отлично, но что делать, если он не то что на отлично, а вообще учиться не хочет?

Эдакий маленький лентяй, которому взять в руки книжку — все равно что огород вскопать. Вот тут-то родители начинают задумываться - что делать?

Насильно ребенка попробуй заставь, в детском возрасте все склонны к протесту, так что таким способом вряд ли удастся спасти ситуацию. Будем разбираться вместе.

Ребёнок не хочет учиться: причины и все, что с ними связано

Есть вариант, что ваше чадо с самого детства не сильно любит распаковывать рюкзак и заглядывать в злосчастный дневник, но совсем иная ситуация, если рвение к учебе, пусть даже не очень сильное, прекратилось внезапно. Вот так, ни с того ни с сего ваш ребенок начинает заявлять, что в школу он не хочет, желания что-то учить нет, а хорошие оценки отсутствуют и подавно.

Способности ребенка не соответствуют уровню школьной программы

Не спешите возмущаться и говорить, что ваш малыш лучше всех. Этого никто не отрицает, но видели ли вы сами его школьные учебники? Пробовали решить пару-тройку заданий? Попробуйте! Порой написанная там информация способна завести в тупик кандидата наук, не то что ребенка. О том, что делать в такой ситуации, поговорим чуть позже, а пока посмотрим, из-за чего еще ребенок может потерять желание учиться.

Ему нужна мотивация

Как часто вы хвалите ребенка за его успехи? Поощряете ли вы его? Причем речь идет не только о пятерках. Сказать «Вася, ты молодец!» это не только недостаточно, это вообще никакого действия не дает. Слыша стандартные фразы похвалы от родителей, ребенок особой гордости за свои достижения не испытывает, особенно когда мама вполуха слушает его рассказ о победе в школьной олимпиаде или соревнованиях и между «Принеси лук для борща» и «Надо завтра сходить к зубному» произносит невнятное «Хорошо, молодец сынок».

Нет интереса к определенным предметам

Даже самый способный ребенок не может знать все. У некоторых довольно умело получается лавировать между школьными предметами и учить всего понемногу, но что если ваш ребенок не из их числа? В этом нет совершенно ничего плохого, если он уделяет больше внимания изучению одних уроков даже в ущерб другим, сколько бы об этом не твердили учителя. Конечно, для каждого преподавателя его предмет - самый-самый, но вам-то зачем изводить ребенка ссорами по поводу очередной тройки по биологии? Вспомните себя в школьные годы, во всем ли вы преуспевали? Знаете шутку: «Когда ребенок что-то начудил, вспомни себя в его возрасте, погладь малыша по голове и иди пей свою валерьянку».

Не складываются отношения с одноклассниками

Как много родители знают о личностных отношениях ребенка с одноклассниками? Если сказать по правде, то практически ничего. Эта новость однозначно наверняка огорчила тех, кто считает, что имеет полный контроль над жизнью ребенка во всех сферах, но это отнюдь не так. Все, что нам известно об этом, это информация, полученная со слов самого малыша, который может все приукрасить, чтобы родители не беспокоились, или школьных учителей, которые зачастую об отношениях в классе знают только то, что стенгазету должны рисовать Маша и Оля, потому что с Аней Оля не дружит.

Неблагоприятная атмосфера внутри семьи

Когда мы ищем причину нежелания ребенка делать уроки, почему-то в последнюю очередь вспоминаем о том, что быть может ему некомфортно находиться дома?! Частые ссоры в семье или родители, которые постоянно не в настроении из-за проблем на работе - далеко не лучшая мотивация для малыша. Каждому ребенку хочется возвращаться в дом, где царит уют, радость и покой, пусть даже он этого не осознает.

Повышенная активность

На сегодняшний день все чаще можно встретить в школе гиперактивного ребенка. Многие воспринимают их обычными непоседами и врединами, но на самом деле к гиперактивному ребенку нужен особенный подход и внимание. Проблемы в учебе такого малыша - не новость!

Отвлекается на гаджеты

Это одна из самых популярных причин нежелания учиться сегодня. Гораздо интереснее ирать в танчики, смотреть фотки в социальных сетях и перебрасываться сообщениями с друзьями. Планшеты, телефоны, копьютеры и иже с ними — ни в коем случае не должны быть в постоянном доступе лентяя. Пока есть возможность выбирать: учёба или игрушки — лентяй выберет игрушки!

Ребёнок не хочет учиться. Куда бежать? Что делать?

Вспомним старые добрые слова «Предупреждение лучше лечения». Когда ребенок еще совсем маленький, родители могут наделать больших ошибок, из-за которых в будущем будут панически хвататься за голову.

Начнем с детства

Первая и самая главная ошибка - приучать и заставлять ребенка читать, писать, учить вместо того, чтобы прививать ему любовь к самому процессу обучения. Довольно часто родителям требуются именно результаты, конкретные показатели. Ребенок в ускоренном режиме учится всем выше перечисленным навыкам, посещает кучу репетиторов, кропит над уроками по несколько часов еще с начальной школы. А что получаем в итоге? Получаем человечка, которому учеба уже в горле сидит и который в какой-то момент может просто сорваться, глядя на то, как одноклассники после занятий отправляются гонять в мяч, а у него дополнительный урок по английскому.

Поэтому с самого детства старайтесь сделать для ребенка процесс обучения приятным. Занимайтесь вместе с ним. Это не значит, что вы должны дать ему кучу заданий пусть даже с подробными указаниями к выполнению, а сами пойти суп варить. Сидите с ним, объясняйте все непонятное, хвалите. Обязательно поощряйте! Написал диктант? Идем на мороженое! Решил пару задачек по математике? Айда в аквапарк! В таком случае учеба будет приносить ребенку настоящее удовольствие.

Отталкиваемся от причины

Если школьная программа ребенку не подходит

Такая ситуация вовсе не безнадежна.

Во-первых, почему вы решили, что ваш ребенок должен быть гением? Конечно, все вокруг усиленно внушают, что если твой ребенок не вундеркинд, то родитель из тебя так себе. Но взгляните, пожалуйста, на своего ребенка и поймите - он не виновен в высоких вопросах общества. Ему хочется радоваться жизни, а сидеть над учебниками с утра до ночи.

Если уж мы вас не переубедили, можно нанять репетитора. Заметьте, одного! Порой к родителями в один момент приходит осознание, что ребенок плохо учится. Вот в один распрекрасный вечер вы смотрите на дневник своего чада и осознаете - все, он пожизненный двоечник, что делать-то, что делать?! Так вот при этом не надо сразу нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам и загружать ребенка во горло.

Нет мотивации

Тут все проще. Для начала можно придумать какие-то поощрения ребенка за хорошие оценки и высокие достижения. Поход в кино на выходных за пятерку по русскому или покупка щенка за определенное количество пятерок в семестр. Как минимум хотя бы хвалите ребенка. Метод «кнута и пряника» здесь очень пригодится, потому что часто о том самом прянике родители забывают. Ругать малыша за двойку и ограничивать ему доступ к компьютеру куда проще, чем выделить пару часов в своем загруженном графике, чтобы всей семьей прогуляться по парку и покушать сладкой ваты.

Хорошие отметки лишь по определенным предметам

На самом деле этот минус скорее плюс. Если ребенок сосредотачивает свое внимание лишь на конкретных предметах, это очень даже неплохо, потому что свидетельствует о том, что он нашел себя. Разве не здорово? Разве не этого вы хотели бы? Сейчас огромнейшее количество детей заканчивают школу с незнанием куда идти дальше, кем стать, в какой области себя можно проявить. Поэтому если ваше чадо в два счета может решить сложнейшую задачку по математике, но вот сочинения по русскому ему даются с трудом, это не повод наседать на ребенка с возмущениями, а повод:

а) дать ему дополнительную мотивацию;

б) нанять репетитора.

Ссоры с одноклассниками

Когда у ребенка не складываются отношения в классе, желание идти в школу исчезает ну очень быстро. В таком случае вполне возможны прогулы, резкий спад успеваемости, часто огорченный ребенок.

Если вы поняли, что дело именно в этом, попробуйте поговорить с ним. Это может быть невероятно сложно, особенно если вы практически никогда не откровенничаете, но сейчас это особенно необходимо. Один маленький нюанс: не надейтесь на то, что сможете заслужить доверие ребенка за один час, поделившись с ним какой-то своей историей с детства или произнеся слова «Ты должен мне доверять, ведь я твоя мама, я тебе только лучшего желаю». Вы правда считаете, что после этого ребенок каким-то чудным образом должен увидеть в вас великого гуру отношений и прильнуть к плечу с просьбой о совете? Так не бывает, а если и бывает, то только когда ребенок и сам задумывался о том, не стоит ли рассказать обо всем родителям.

Проблемы в семье

Представьте ситуацию. Ребенок вне себя от счастья возвращается домой - выиграл сложнейшую олимпиаду по мировой литературе! Его счастью нет предела, а улыбка растянута до ушей, он уже представляет как вы задушите его в объятьях и будете сыпать словами похвалы. Но не тут-то было! Оказывается у папы на работе аврал, он нервный вернулся домой, вследствие чего поссорился с мамой и наорал на других детей. Теперь в доме никто ни с кем не разговаривает и все друг на друга обижены. Как вы думаете, какой вывод сделает этот ребенок, который еще минуту назад сиял от радости? Конечно, он решит, что его успехи всем по барабану, что его достижения никого не интересуют и стараться так не стоило.

Запомните, ребенок не виноват, что сегодня у вас сегодня плохое настроение, на улице дождь, а зарплату оттягивают на две недели. Он целый день просидел за школьной партой, мечтая вернуться домой, где ему рады и где его ждут. Обеспечьте эту радость во что бы то ни стало!

Гиперактивность

Нужно уметь видеть разницу между просто непоседой и гиперактивным ребенком. Определить это может помочь психолог. Если вы знаете, что у вас гиперактивный ребенок, то для повышения его успеваемости отдайте малыша в секцию на борьбу/танцы/аэробику, да куда угодно, лишь бы он тратил там избыток своей энергии.

5 простых советов по воспитанию ребенка, который не хочет учиться

Воспитывать ребенка - целое искусство. В этом довольно длительном процессе вас ждет много неожиданностей и трудностей, но все их можно преодолеть. Вот несколько универсальных правил, которые помогут вам растить чадо без лишних беспокойств.

1. Всегда оставайтесь для ребенка другом. Рассказывайте ему о том, что интересного произошло у вас за день, делитесь новостями, шутками. В таком случае он всегда будет вам доверять и о любых проблемах первым будет узнавать не тайный друг на каком-то форуме в Сети, к которому ваш ребенок обратился за помощью, а именно вы.

2. В любых, даже самых критических ситуациях связанных с учебой, первым делом узнавайте о причине , а уже потом разбирайтесь. Действия в обратном порядке приводят к весьма негативным последствиям.

3. Не сравнивайте ребенка с другими , ни лично, ни публично. Ваш ребенок уникален, не пытайтесь загнать его в общепринятые рамки об успешности.

4. Не срывайтесь на ребенке - никогда! Даже если в самый неподходящий момент он подошел к вам с какой-то просьбой или новостью, ни за что не отвергайте малыша. Не его вина, что у вас нет настроения!

5. Решайте проблемы с ребенком, а не с окружающими. Все должно быть представлено перед ним так, будто он сам решает свои проблемы. Если неурядицы с друзьями, объясните как ему следует себя вести, чтобы отношения со сверстниками наладились, а не их матерей обзванивайте. Ребенок должен видеть в вас мудрого советчика, а не человека, который пытается влезть в его собственное пространство.

Надеемся, что эти советы вам помогут стать для малыша настоящим авторитетом.

Направив безмерную любовь к ребенку в нужное русло, можно получить очень хорошие результаты!

«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Что говорят психологи, если ребенок ленится

Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?

Поручения, чтобы избавить от лени

Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:

  • 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
  • 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
  • 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
  • приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.

Игры, способные побороть лень

Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:

  • Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
  • Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
  • Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
  • Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
  • Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.

Приучение к домашнему труду

  • Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
  • Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.

Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.

  • За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
  • Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.

Чтение, как метод, чтобы победить лень

Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.

Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.

Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.

Фольклор против лени

С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.

Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:

  • Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  • Плохо ветвям без ствола.
  • Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  • Человек трудится - земля не ленится.

Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.

Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.

Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:

Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.

Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.

Интересно было бы провести опрос среди родителей на тему: «Когда они впервые заметили проявления лени в своем ребенке?». Кто-то датирует первые ростки лени возрастом поступления в школу. Кто-то – начинает замечать такие проявления в ребенке в детсадовском периоде развития. И, наверняка, найдутся родители, которые найдут проявления лености даже у малыша 2-3 лет. Но, скорее всего, день рождения лени у конкретного ребенка будет совпадать с тем днем, когда у него появись обязанности.

То, что лень – это вредное свойство человеческой натуры знают все. О вредных последствиях лени в жизни человека тоже никому не нужно рассказывать – это все взрослые отлично знают по собственному опыту. А вот откуда лень берется, и что делать для профилактики ее возникновения задумываются немногие родители. Чаще, проблема лени встает пред родителями в полный рост в подростковый период развития ребенка, когда уже непросто что-либо изменить, да и менять это «что-либо» должны уже не родители, а сам взрослеющий человек. Поэтому, как и при решении многих других педагогических проблем: лучше профилактика, чем лечение.

Сначала разберемся в самом явлении. Итак, что же такое лень? Википедия пишет о лени следующее: «Лень - отсутствие или недостаток трудолюбия , предпочтение свободного времени трудовой деятельности». Другие определения лени: «лень – это потребность в экономии энергии», «лень – это стойкое нежелание совершать волевое усилие», «это стремление отказаться от преодоления трудностей». Традиционно в обществе лень рассматривается, как порок.

Все эти представления о лени хорошо нами усвоены, поэтому взрослые могут считать ленивым ребенка тогда, когда он борется за свое свободное время, отлынивает от дел, порученные дела выполняет вполсилы, не желает напрягаться и пытается избегать трудностей.

Вроде бы все понятно. Есть порок, — надо найти способы его искоренить (подавить, вылечить, заменить, перевоспитать и т.д.). Но если копнуть глубже и посмотреть на внутренние причины, которые скрываются за проявлениями лени, то вопрос окажется гораздо сложнее.

Попробуйте посмотреть на лень, как на симптом. Симптом, за которым скрывается сложная запутанная причинно-следственная цепочка ситуаций, состояний и последствий.

Итак, что скрывается за ленью?

Первое, это – недостаток мотивации . Известный космонавт Герман Титов говорил: «Отношение к работе как к обязанности, а не как к творческому процессу приводит к тому, что работа становится в тягость…». Действительно, принуждение может испортить отношение к любому делу даже у взрослых. Что же говорить про ребенка, у которого только происходит становление волевых процессов? Очень грустно, когда ребенок имеет мало опыта взаимодействия с людьми, которые могут увлечь, заинтересовать, вдохновить его на творческое отношение к делу. Обычно, такими педагогическими талантами обладают люди, которые сами умеют зажечь в себе творческий огонь. При недостатке такого опыта происходит снижение мотивационной энергии: человеку становится трудно ставить цели и стремиться к ним, а иногда даже трудно порадоваться результату, потому что очень много сил уходит на процесс. Ребенок, редко испытывающий вдохновение, часто говорит о том, что ему скучно, что он не знает чем заняться, и ждет от взрослых, чтобы те придумают ему какое-то дело или развлечение.

Мотивация может быть не только недостаточной, она может быть отрицательной . Т.е. ребенок может сознательно не хотеть что-либо делать. Часто это происходит в семьях, где взрослые делают свои дела потому, что «надо», а не потому, что им этого «хочется». С детства наблюдая эту картину, ребенок вообще может отказаться от такого стиля жизни, как вредного для себя: «я так жить не хочу и не буду!». А чего «хочу и буду» он еще не придумал, поэтому зависает в состоянии бездействия, а иногда и активного безделья. Родителям такого ребенка полезно чаще задавать себе вопросы: «а чего я действительно хочу?», «хочу ли я делать то, что делаю?», «часто ли я испытываю состояние радости, счастья?». И если ответы не удовлетворяют, значит, пора что-то менять.

Нежелание что-либо делать может быть бессознательным. Т.е. ребенок говорит: «я хочу это уметь», «я буду это делать», но на практике не доводит дело до конца, забывает об обещаниях, просыпает, опаздывает, а потом не может объяснить,
почему такое произошло. В таких ситуациях за ленью скрывается сопротивление . Сопротивление – это такая форма психологической защиты, которая неявным способом выводит человека из нежелательной для него ситуации и позволяет ему быть самим собой. Сопротивление помогает ребенку не вступать в открытый конфликт со взрослыми, потому что все видят, что он – хороший, он не хотел, просто так случайно вышло. Сопротивление может проявляться даже в форме болезней и травм: «только действительно собрался это сделать, но… заболел». Один из самых ярких примеров сопротивления – это частые заболевания ребенка при поступлении в детский сад. Т.е. ребенок болеет не потому, что у него слабый иммунитет или непривычная нервная нагрузка, а потому что он действительно не хочет туда ходить. Снять сопротивление может только искренний диалог с ребенком о его настоящих побуждениях. Понять малыша, позволить ему испытывать и выражать отрицательные эмоции, рассказать о своих переживаниях, найти вместе общее решение – это тот путь, который не только гасит сопротивление, но и развивает способность к самоанализу и эмпатии.

За ленью может скрываться мотивация избегания неудач . Если малыш не уверен в себе, застенчив, психологически сильно зависим от родителей, то он может по-настоящему бояться каких-то дел, поступков и обязанностей. Родители, которые злоупотребляют выражениями типа «ты, что такое простое дело не можешь сделать – это же элементарно!» рискуют создать условия для развития заниженной самооценки у ребенка. Даже нам взрослым не хочется браться за дела, в которых мы чувствуем себя «слабаками», «троечниками» и «неспособными». А избегание ребенком таких дел влечет за собой последствия в виде приклеивания родителями к нему ярлыка лентяя: «ничего делать не хочет – вот лентяй!» Великий русский психолог П.Я.Гальперин говорил о том, что вначале развития любого умения (способности) стоит формирование мотивации, и это проблема педагога, а не ребенка. Именно родители должны заинтересовать ребенка каким-то занятием, и помочь ему пройти несколько кризисов падения мотивации, чтобы у него сформировалась настоящее собственное внутреннее желание этим заниматься. Если это получиться, то ребенка не просто не надо будет заставлять – вы его оттянуть от этого занятия не сможете.

Такую проблему как неорганизованность и неумение планировать тоже нередко называют ленью, а это разные вещи! Способность к организации своего пространства и времени, умение планировать дела не являются врожденными и наследственными качествами. Эти качества ребенок может демонстрировать самостоятельно, только если он подражает любимому взрослому или его кто-то этому обучил. Неорганизованность действительно может быть очень похожа на лень. Дело в том, что в жизни каждого человека всегда присутствует конкуренция дел и занятий. Взрослые разбираются с этой проблемой путем построения иерархии и планирования своих дел. Если не иметь в голове этой иерархии и не строить планы, то нас уведут в сторону более легкие занятия, которые приносят удовольствие прямо сейчас. Каждому знакомо, когда вместо того, чтобы писать работу, делать генеральную уборку и т.д. мы пьем кофе с шоколадкой, сидим за компьютером, вяжем, лежим в ванне, готовим еду, а потом уже и времени ни на что не остается.

В некоторых случаях лень может выполнять действительно полезную – защитную функцию для нашего организма. Т.е. лень становится защитой от перегрузок, усталости и плохого самочувствия. Чаще такое бывает со взрослыми, но встречаются дети, которым свойственны гиперответственность, контроль, честолюбие и перфекционизм. Такой ребенок тоже может перегружаться и «загонять» себя, не замечая потери сил. Неожиданный «приступ лени» может накрыть такого ребенка в самый неподходящий момент. Если перегрузки — обычное явление в жизни ребенка, то его «лень» может быть даже похожа на апатию или депрессию.

Лень может быть следствием игрового и двигательного дефицита в жизни ребенка. Такое случается, когда из ребенка слишком рано делают взрослого, не давая малышу насытить свои нормальные возрастные потребности в игре и движении.

Лень заразительна. Поэтому ребенок может просто впитывать подобный жизненный стиль в своей собственной семье. Если это так, то это – не его лень.

И, наконец, лень – это нормальное состояние всех живых организмов , преодолеть которое можно только по очень уважительным причинам. Именно о создании таких причин (мотивов) родителям и следует позаботиться.

Слово «мотивация» происходит от латинского корня «двигать» и означает внутреннее побуждение, интерес, стремление к чему-либо. Существует и обратный процесс – демотивация, что значит уменьшение мотивации вплоть до ее исчезновения.

Итак, чтобы победить лень – надо, во-первых, не мешать развитию мотивов к действию у ребенка, а во-вторых, помогать ему развивать такие мотивы. И существуют особо вредные ошибки родителей на этом пути:

  1. Такой родительский стиль, как потворствующая гиперопека создает для ребенка почти «внутриутробные условия»: ешь, пей, расти, а остальное мы за тебя сделаем. Несколько лет такого воспитания потребуют и несколько лет перевоспитания.
  2. Контролирующая гиперопека – тоже приводит к развитию лени, только другим путем. Когда родители не прислушиваются к желаниям ребенка, а руководствуются принципом «надо и все!», ребенок учится что-либо делать по принуждению, а не по собственной инициативе.
  3. В период раннего детства, когда у всех детей горят глаза, их личную инициативу нередко тормозит лень родителей. Если ребенок хочет помочь маме вымыть посуду, постучать вместе с папой молотком, покопаться на огороде вместе с бабушкой – не стоит прогонять его словами «если хочешь мне помочь – не мешай!» или «мал еще!». Пусть в малыше зреют ростки активности, инициативы и трудолюбия.
  4. Безрадостный и изнуряющий труд родителей – тоже не лучший пример для подражания. Более того, это скорее, антипример.
  5. Иногда родители просто не знают, как развиваются волевые качества у ребенка. Поэтому поиск знаний для повышения своей родительской компетенции в этой области – хороший опыт для развития собственных волевых качеств.
  6. Типичной ошибкой родителей является недостаточное понимание ими возрастных особенностей и возможностей ребенка. Переоценка и недооценка родителями детских возможностей дезориентирует ребенка – он не понимает своих задач и путей их решения.
  7. В процессе обучения ребенка у родителей всегда возникают поводы для критики и недовольства. Иногда полезно представить на месте своего ребенка какого-нибудь чужого малыша, чтобы ваша критика стала более тактичной и деликатной.
  8. Избыток в педагогическом арсенале родителей «кнутов» и «пряников» тоже приводит к угасанию мотивации. Совместные дела, чувство юмора, интерес и творческий подход – отлично заменяют подачки и наказания.
  9. Родителям важно научиться творчески подходить к задаче организации семейного досуга, потому что «ленивые» способы заполнения свободного времени усваиваются ребенком, как жизненная норма.
  10. Приклеивание ярлыков типа «ты такой же ленивый как твой отец» совсем не стимулируют ребенка к тому, чтобы срочно начать с ленью бороться, а наоборот, создают внутреннюю уверенность в том, что бороться бесполезно, потому что «такой же».

В лени есть и позитивные свойства . Например:

— Лень – двигатель прогресса: «Если ты ленив и упорен – ты непременно чего-нибудь добьешься» — Фейдо Ж.

— Честность: «Лентяй – человек, который не делает вид, что работает» — Альфонс.

— Изобретательность: «Особенно трудную задачу поручи лентяю – он найдет наиболее легкое решение» — закон Хлади.

— Средство психологической защиты: «Лень простого русского человека - это не грех, а совершенно необходимое средство нейтрализации кипучей активности руководящих им дураков» — С. Янковский.

— Внимание к собственным желаниям: «Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем» — Тацит.

— Умение мечтать: «Глупо думать про лень негативно, и надменно над нею смеяться: лень умеет мечтать так активно, что мечты начинают сбываться» — И.Губерман.

— Умение оставаться ребенком: «Безделье – счастье детей и несчастье стариков» — В.Гюго.

Используйте позитивные свойства лени для того, чтобы даже из этого вроде бы вредного качества выжать максимум пользы. И, в своем обращении к ребенку, заменяйте слово «ленивый» на все что имеет более позитивное значение: изобретательный, мечтательный, честный, хитрый и т.д..

А подход к проблеме лени, как и всегда в родительской практике, начинайте с себя. Не осуждайте ребенка за леность, дайте ему понять, что и вам и всем другим людям это качество знакомо не понаслышке. С ленью не надо бороться – из нее надо вырастать. Для этого существуют некоторые полезные родительские приемы:

— не доделывать дела за ребенка,

— не гасить его инициативу,

— не прилеплять к нему ярлык лентяя,

— включать соревновательные моменты,

— выделять специальное время для лени,

— не злоупотреблять такими ленивыми видами отдыха, как компьютер и телевизор.

— закрепить за ребенком ряд посильных дел,

— не использовать труд в качестве наказания,

— помогать ребенку искать и находить интересные для него занятия.

И если ваш ребенок с головой «ушел» в решение какой-то важной задачи, забросив на время другие дела – не переживайте, потому что вы уже победили лень.

«Ленью очень часто оборачивается душевное бездорожье: необретение или потеря жизненного направления, когда человек не знает, ради чего и к чему стремиться, куда жить и зачем делать то, что вроде бы делать надо».

В. Леви «Лекарство от лени»

Литература:

  1. Амонашвиили «Гуманно-личностная педагогика»
  2. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
  3. Леви В. «Лекарство от лени»
  4. Соловейчик С. «Учение с увлечением»