Домой / Для серых глаз / Семейные отношения народов ульяновской области. Найди успокоение в женственности

Семейные отношения народов ульяновской области. Найди успокоение в женственности

{jathumbnail off} Ожидание, нетерпение, и, … наконец, темы дипломов размещены. Удивление интуиции преподавателей, будто прочитавших мысли, и определивших, что данная тема для меня. Надо признать, что на протяжении сознательной жизни я часто задумывалась о «татарском менталитете» сталкиваясь с его особенностями, ведь ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта.

Культура татарского народа (являясь частью восточной и мусульманской), сильна воспитательным влиянием, ощущаемым с раннего детства и татарский менталитет - естественный и неосознанный взгляд на жизнь. Для лучшего понимания необычных особенностей семейной жизни татарского народа, (учитывая, что татары – второй по численности этнос в России), предлагаю обратиться к исторической справке, и проанализировать, какие тенденции и сегодня ярко выражены.

Семейная жизнь татар с давних пор строилась на основе священной книги мусульман Корана в сочетании со сводом мусульманского права Шариата, и именно религия послужила формированию татарской культуры, обычаев и традиций. Семья всегда являлась ценностью для татар: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Аллахом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком».

В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи, решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили быть покорной мужу: «повиновение ему равно повиновению Аллаху», а мальчика – «господствовать над женой», при этом у мужчин поощрялось внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.

Учитывая, что традиционная татарская семья основана на патриархальных принципах, в современных семьях и сегодня прослеживается выраженный авторитет отца и патриархальный уклад с небольшим присутствием женского затворничества. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», - говорят татары. Мать во многих случаях играет роль некоего связующего звена между отцом и детьми.

Рассуждая о татарских женах, нельзя не отметить, что они любят готовить блюда своей национальности и семья чтит татарскую кухню, которая в том числе, славится сладостями и выпечкой. Сохранились не только замечательные рецепты национальной кулинарии, но и радушное гостеприимство, т.к. оно означает не столько кормление гостя, сколько признак уважения к человеку.

Обычно в Татарстане не начинают сразу деловую часть беседы, она проходит за столом, за чаем, т.к. беседовать стоя считается неприличным. «Негостеприимный человек - неполноценный», - считалось у мусульман.

Ранее молодые после свадьбы в обязательном порядке расселялись у мужа либо его родителей, и существовала поговорка: «Йортка кергенче – утка кер» («лучше войти в огонь, чем зятем в дом»). По сей день, в татарских семьях негласно существует правило, что молодые отправляются в дом супруга.

Основной формой заключения брака являлся брак по сватовству. В прошлом, выбор брачной партнерши просчитывался экономически: невеста должна быть работящей и детородной, т.к. для свекрови, считалось недостойно иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству. Внимание также обращалось на происхождение, родословную, девственность девушки и исполнение обрядов мусульманской веры.

Согласно традициям, данные требования рассматриваются и сегодня: будущая жена должна обладать трудолюбием, и с почтением относиться к мужу и его родителям, т.к. значимым качеством традиций татарского народа – является глубочайшее уважение к предкам и старшим.

Роль родителей, в момент выбора жениха и невесты, являлась определяющей. В наши дни, сохраняется авторитет родителей, проявляющийся и в том, что молодежь прислушивается и учитывает их мнение при решении о заключении брака.

С истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания; а свадебные обряды привлекательны и по сей день: выкуп невесты (калым); получение приданого невесты (бирнэ); религиозный обряд заключения брака (никах), на котором присутствует мулла и скрепляет союз перед Богом.

Среди остальных, принимаемых татарскими семьями религиозных ценностей, связанных, с обрядовой стороной ислама, – имянаречение, чтение молитв, пост в месяц Рамадан, принятие гостей, хадж, раздача подаяния (садака).

Для наглядности, обратимся к обряду имянаречения (описываемого историком Каюмом Насыри): «Когда приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке подносят к мулле. Мулла кладет ребенка ногами в сторону Каабы (мусульманская святыня в виде кубической постройки в Мечети в Мекке) и читает молитву, затем… три раза произносит: «Пусть твое драгоценное имя будет такое-то». Гостям подносят мед с маслом, угощаясь, приглашенный кладет на поднос деньги, сколько может «. Данная церемония неизменна и сегодня.

Семейно-родственные отношения татар прошли сложный путь развития, большие семьи сейчас исчезают, наметилась тенденция к образованию малых семей. Но воспитание детей, по-прежнему одна из важных функций современной татарской семьи: «Балалы ей – базар, баласыз ей – мазар» («Дом с детьми – базар, дом без детей – кладбище»).

Учитывая, что под семейными традициями понимают обычаи, взгляды, нормы и манеры, передающиеся из поколения в поколение, то соответственно дети, переносят образцы поведения, принятые в родительской семье, в свою семью.

То, что при выборе супруга дети из татарских семей учитывают качества, присущие их родителям, наглядно, и в моем случае. Вероятно, бессознательно, авторитет отца для меня и младшей сестры был столь, велик, что многие, увидев его с моим первым мужем, в полной уверенности считали, что он его сын, в дальнейшем, тоже говорили и о муже сестры.

Видимо, помимо внутреннего отождествления, мы искали в своих избранниках и внешнее сходство. Не менее важным для нас было, и получение родительского одобрения при выборе супругов.

Попытаюсь в контексте данной темы затронуть и личную историю профессионального становления, в том числе и семейным терапевтом. По окончанию школы, мечтала стать психологом, и часами выслушивая подруг, окрылялась, когда мой расклад их проблемной ситуации приносил положительные плоды. Но на тот период психологического факультета в Казанском Университете не было, а поступать в Ленинграде, не решилась; осознание необходимости проживания в общежитии, не вносило в мечты ничего романтичного. Желая походить на маму, являющуюся положительным образцом и занимающую высокие посты в системе советской торговле, в дальнейшем Администрации города, я отправилась бороздить просторы ритейла, достигнув желаемых высот по карьерной лестнице, и встав у руля в региональных структурах московских розничных сетей.

В работе, я окончательно утвердилась в мысли о наличие ментальности и разности восприятия ряда ситуаций, воспринимаемых мною, как норма и данность, а московскими коллегами, как специфичность нашего региона. Для иллюстрации приведу цитату специалиста по этнологии, кандидата экономических наук Андрея Атаева: «Татарский менталитет характеризуется вербально-логическим способом постижения окружающего мира, иными словами, татарский этнос отличает доминантная апелляция к разуму, а не к чувствам. Именно эта особенность лежит в основе их законопослушности, чувстве уважения к власти, любви к порядку и стабильности. Попав в неблагоприятную ситуацию, татарин может проявить гибкость и принять невыгодные правила игры, так как не видит смысла идти против течения. Подобное умение (приспособляться, избирая нужную стратегию сообразно ситуации), очень помогает им в работе».

Вероятно, что-то из данной цитаты способствовало тому, что на переговоры с «первыми лицами» отправляли меня. Плюсом рассматривалось, что татарская женщина, разбирается в «национальном характере» мужчин, о которых Рудольф Нуриев писал: «Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда…Мы – странная смесь нежности и грубости, сочетание, которое редко встречается у русских…».

А теперь о главном. Закрыв предыдущие главы жизни, но с благодарностью к прошлому, позволившему встать на материальный фундамент, удалось воплотить мечту и выучиться на психологическом факультете Казанского Университета. По стечению обстоятельств, судьба подарила встречу с замечательными людьми в «психологической» среде, которые способствовали дороге в Институт Интегративной Семейной Терапии.

Это был «Счастливый билет», подаривший мне знания и радость обучения в кругу новых друзей и удивительных педагогов, которые навсегда заняли место в душе и сердце; и главный «образец для подражания» - великолепная Марина Александровна Бебчук. Благодаря этому «билету» - я стала практиковать в рамках «семейной психотерапии», которая для меня - экологична, в отношении эко­системы «психолог-клиент».

Семейному терапевту приходится интересоваться, изучать и осмысливать национальную специфику, иначе невозможно добиться эффективного взаимодействия супругов, так как многие замкнуты в силу строгости или необычности национальных традиций.

На встречах с клиентами, удивительно, но при анализе структуры семьи: границ, распределении ролей, иерархии, доминировании принятия решений - национальный уклад семьи определяется, даже без анкетных данных.

К тому же опираясь на ментальные особенности, проще ориентироваться в дисфункциональной жизни семьи и искать выход из кризиса.

Например, обращает внимание следующее: в силу большей устойчивости семейных традиций и сильных родственных связей, некоторые татары сознательно живут трехпоколенными семьями, имея возможность, но, не желая разъезжаться. И учитывая, что одной из характерных черт в Татарстане является культ родителей и старшего человека вообще, особым уважением пользуются бабай и эби (дедушка, бабушка).

В двухпоколенных семьях, где дети воспитываются отдельно от прародителей, характерно нейтральное отношение к религиозным ценностям, однако соблюдается приверженность обычаям, этническим ценностям, родственным связям и этноязыку. Усвоение татарского языка, служит не только желание приобщения к родной культуре, но и дает возможность общения со старшими родственниками (особенно, в случае проживания их в сельской местности, где общение происходит только на родном языке).

Наблюдается и сохранение традиции соблюдения возрастного ранга между детьми: младшие дети должны слушаться старших братьев и сестер, которые, оберегают и заботятся о младших, при этом обращение к родственникам, происходит с использованием терминов родства: апа – старшая сестра, абый старший брат. Однако такие же формы обращения употребляются и по отношению к братьям и сестрам родителей. Зная это, на встрече с клиентами данные о родственных связях - уточняются.

В татарских семьях считается неприличным вмешиваться детям в разговор старших, а перебивать друг друга – невежливым. Догмы в мусульманстве построены на уважении, т.е. уважении младших к старшим, жены к мужу, что является признанием значимости другого по отношению к себе.

Соответственно подчинение и самооценка слиты в единую структуру, и власть входит в жизнь более гармонично, присутствует навык подчинения социальным требованиям по «вертикальному» принципу (что соответствует практически всем социальным институтам). Возможно в этом ответ на некоторые национальные особенности татарского характера. Происходит адаптация традиционных ценностей татарской семьи к тенденциям современного общества.

Мой субъективный опыт, сформированный проживанием в Татарстане, и информацией из различных источников по исследованиям с выборками респондентов разных национальностей, помогает мне ориентироваться при консультировании, целью, которой является достижение гармонии семейных взаимоотношений вне зависимости от вероисповедания ее членов.

Позволю себе лишь заключить, что этнопсихологический и этнокультурный аспект супружеских отношений является важным фактором успешности брака, и невозможно не отметить некоторое присутствие межэтнической напряженности между этносами в супружеских отношениях, но и нельзя не признать во взаимоотношениях наличие толерантности и взаимного принятия.

Народные традиции - это завещанное нашими предками национальное богатство. Но независимо от того, какие традиции и религии мы рассматриваем, Любовь и есть та добродетель, которую все мессии и пророки завещали своим последователям и человечеству в целом.

Татарская семья

Издавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и Шариата. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Вера всегда была объединяющим звеном, служила, помогала быть единым духом и телом перед многими тяготами, выпадавшими на долю народа. И по сей день именно вероисповедание не дает раствориться татарам среди русскоязычного населения. Религия удерживает от размывания нравственных ценностей, что является необходимой нормой существования общества.

Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается естественной необходимостью. В прошлом семья являлась единственной возможной формой полнокровного функционирования любого хозяйства, также гарантией обеспеченной старости. Среди татар, как и среди других народов, исповедающих ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком». «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». В прошлом на выбор брачного партнера у татар влияло экономическое соображение: семье нужна невестка – работница, способная к деторождению. Основной формой заключения брака был брак по сватовству. Основные требования, согласно традициям, предъявляемые к невесте, сохраняются поныне. Она должна обладать добрым характером и трудолюбием, а также с глубоким почтением относиться к родителям мужа. При выборе невесты обязательно обращали внимание на её трудовые навыки, за которыми наблюдали во время участия девушки в сезонных работах. На этом основании судили о трудолюбии потенциальной невестки. Иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству считалось недостойным для свекрови. Недопустимым считалось, если невестка вставала утром позднее свекрови. Она не могла сидеть без дела, в то время как свекровь занималась хозяйством. Главной заботой свекрови было соблюдение обычаев и традиций в семье, а также присмотр за детьми.

Свободное общение молодежи у татар было несколько стеснено нормами шариата. Несмотря на это, юноши и девушки всегда находили возможность встретиться – во время уборки урожая или сенокоса, у родника, куда девушки ходили за водой. Юноши, решившиеся жениться, специально ездили в поисках невесты в соседние деревни, к родственникам или друзьям. Существовал даже особый термин для таких поездок (высмотреть девушку). В честь приезжего юноши собирались на девичьи или молодежные игры на околице или устраивали «аулак», т.е. молодежные посиделки. Такие посиделки были порою единственной легальной формой молодежных встреч. Строгие нормы Шариата запрещали вольности между влюбленными. К тому же воспитание самих девушек закрепляло в их сознании нежелательность излишне бойкого общения с молодыми людьми. Это могло сойти за легкомысленность. И речи не было о разрешении интимных отношений, ведь даже лишняя улыбка девушки могла нанести вред её репутации.

«Брачный возраст» для девушек был 16–17, иногда 14–15 лет или даже 12–13 лег. Для юношей нормальным возрастом для брака считались 16–18 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3–5 лет.

Среди критериев брачного выбора немаловажное (если не первостепенное) значение имела и имеет социальная и национальная принадлежность жениха и невесты. При заключении брака обязательно обращали внимание на происхождение и родословную будущего семейного партнера. Такое же значение придавали здоровью: нет ли в роду хронических заболеваний. Жена должна была иметь чистое, хорошее происхождение – не была бы незаконнорожденной и дурного поведения; чтобы исполняла обряды мусульманской веры, девственность; если вдова и не разведенная жена, чтобы была в состоянии иметь детей. При рассмотрении всех сторон родословной двигало стремление сохранить и укрепить будущее поколение, поэтому не удивительна щепетильность в вопросах здоровья рода, с которым собирались породниться. У татар, как у многих других народов, существует обычай соблюдения старшинства среди братьев и сестер при вступлении в брак, который сохраняется за редким исключением до сих пор. Поселение молодых у мужа или у его родителей было характерным явлением, отступление от нормы считалось позором. В народе недаром говорили: «Йортка кергенче – утка кер» (дословно: «Лучше войти в огонь, чем зятем в дом»).

Традиционная татарская семья моногамна и основана на патриархальных принципах; для женщин существовал обычай избегать мужчин. Главной особенностью патриархальной семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально – психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах.

Брак в Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной. С самых истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.

Брак в патриархальной семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.

Была еще одна мрачная сторона брака, порождавшая нередко истинные традиции. Браки между приверженцами разной веры, запрещались, один из них должен был сменить вероисповедание. Были случаи добровольного ухода, когда одна из родственных сторон не соглашалась с выбором сына или дочери. Молодые уходили к родителям принявшим их сторону, порывая все связи с другой стороной. По истечению года или по случаю рождения первенца родители с обеих сторон должны были встретиться и признать родственников, а брак детей считать действительным. Также в случае насильственного похищения невесты, родители невесты должны были признать родню и брак детей после рождения ребенка.

После заключения брака жена переходила не только во власть, но и на иждивение своего супруга. Родители невесты не вмешивались во взаимоотношения молодых, более того, они ориентировали дочерей на покорность мужьям даже в тех случаях, когда взаимоотношения в семье бывали сложными. Женщина не могла по своему усмотрению покинуть дом мужа и уйти к родителям или родственникам. Разводы у татар случались крайне редко, инициатива исходила обычно от мужчины. При разводе он возвращал ту часть калыма, которая предназначалась на ее содержание. Женщина могла забрать с собой свои личные вещи.

Тезис о приниженном положении женщин, при тщательном анализе этого вопроса, мог бы стать поводом для дискуссии. Фактически роль женщины в семье часто оказывалась совсем не такой, как можно себе представить, рассматривая внешнюю сторону семейного мусульманского права. Это проявлялось в отсутствии права выбора жениха в выдаче замуж несовершеннолетних, в тяжелом положении в семье жены, снохи, в меньшей доле при разделе имущества, в запрете ходить с открытым лицом на улице. Об этом свидетельствует роль и место старейшей женщины в большой семье или матери главы семьи в малой. И, наконец, власть старшей жены над младшими, если мужчина имел несколько жен. В конце XIX века случаи многоженства у татар были довольно редким явлением. В отдельных случаях мужчина мог позволить себе иметь двух жен. Чаще всего это делали зажиточные крестьяне и богатые горожане.

Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи, обычно им был старший мужчина – дед, отец, брат. Он определял внутренний распорядок жизни семьи, мог вмешаться в личные дела и отношения взрослых членов семьи, имел решающее слово при выборе жениха или невесты. Обязанности, как правило, справедливо разделены между членами семьи. В принципе по-разному конечно бывает, но в современных татарских семьях действительно муж и жена играют скорее роль равноправных партнёров, что зачастую нехарактерно для многих других народов.

Вплоть до конца XIX в. общинные и семейные, родственные отношения в ос­новном регулировались народными обычаями (гадат) в сочетании с нормами брачно-семейного права или свода мусульманских законов (шариата). Действовали характерные для всех татар правила родственной помощи, а также соседского права, по которому сосед приравнивался к родственнику. Татарам и по сей день свойственно сохранение родственных и соседских связей. В условиях социально-экономических и финансовых затруднений, которые испытывает основная масса населения в современности, поддержание таких связей становится актуальным.

Мусульманское право окружено предрассудками, в Исламе разрешена полигамия, женщина носит одежду, полностью скрывающую наиболее привлекательные места ее тела, некоторые лимиты в ее поведении вызывают волну непонимания и даже осуждения со стороны немусульман, ведь все это так контрастирует с нравами и правилами нашей современной, повседневной жизни. Чтобы понять эти особенности мусульманского брачно-семейного права, надо заглянуть «за ширму» мусульманской семьи, и тогда можно увидеть, что она из себя представляет в действительности.

Моральные и этические нормы шариата запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице или руках, на которые нельзя ни просто взглянуть, ни, конечно полюбоваться. Причем мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины священного писания» (христианки или иудейки), но, не нарушая законы шариата, он не может видеть другие части тела христианки или иудейки. А от мусульманок шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого». (В шариате часто употребляется это выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. При этом имеются в виду мальчики, уже что-то знающие об интимных отношениях полов).

При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится на девушке, и если выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть брак. Если мужчина за неимением жены нарушил запрет ислама, т.е. имел интимные отношения с женщиной, шариат требует, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требование шариата не создает никаких хлопот для мужчины. Однако с точки зрения мусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия как для мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним, а именно общественное порицание, которое может повлечь отказ от вступления в брак с таким человеком.

В мусульманском обществе брак, сопровождающийся рождением детей, является религиозной обязанностью, а безбрачие – прискорбным состоянием. Коран допускает, чтобы верующий имел одновременно четырех жен. В суре Корана, которая называется «Женщины», сказано: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной…».

Социально-экономические нужды занимают главное место в правовых нормах шариата, касающихся брачно-семейных отношений.

Жена обязана:

Жить в доме мужа;

Подчиняться его приказаниям, если они не безрассудны;

Строго соблюдать супружескую верность с момента подписания брачного договора, не зависимо от того, был ли уплачен махр или нет;

Избегать предосудительной близости с посторонними мужчинами;

Не показываться без уважительных причин в публичных местах;

Без разрешения мужа, жена не имеет права ни приобретать имущества, ни нанимать прислуги.

Следует отметить, что непослушная жена не может претендовать на содержание ее мужем в течение всего срока, пока она не подчиняется его воле. В случае невыполнения женою указанных требований, муж может развестись с ней и отказать ей в содержании. Непокорную жену муж в праве лишать свободы и после увещаний подвергать легким телесным наказаниям.

Муж обязан:

Если у мужа более одной жены, то он обязан дать каждой отдельное спальное помещение, имеющее свой отдельный выход во двор, и по возможности равно делить между ними свое имущество, обращаясь с ними одинаково и в других отношениях.

В случае отказа мужа от брачного сожительства, жена может обратиться к народному судье, который, впрочем, действует на супругов одним лишь увещанием

Муж обязан позволять жене посещать ее родителей раз в неделю, детей от прошлого брака – посещать их достаточно часто, а также позволять ей посещать и принимать ее собственных родных, находящихся в степенях родства.

Муж не подвергается взысканию (ни гражданскому, ни уголовному) за несоблюдение супружеской верности, за исключением случая содержания в одном доме с женой наложницы – язычницы. Это может быть рассмотрено, как оскорбление религиозного чувства жены, составляющее акт «жестокости», в широком смысле этого слова, оправдывающее жену за нежелание жить с мужем и предоставляющее ей право требовать от него содержания, несмотря на отказ жить с ним

Муж должен хорошо относиться к жене и обращаться к ней так, как того требуют обычаи.

Муж обязан покупать жене различную одежду для лета и зимы, для ношения днем и ночью, а также все необходимое белье, одеяло, подушки, ковры и т. д.

Развод по мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира, отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких − либо формальностей. Поразительно то, что ислам так ревностно борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака и разрушения семьи.

В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и последней. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, – он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж. Шариат устанавливает следующие правила: сразу после развода может выйти замуж женщина, которой не исполнилось девяти лет, и вдова старше 50 лет, так как считается, что женщины ни в том, ни в другом возрасте не могут иметь детей и потому им не требуется ожидать истечения после разводного срока, установленного шариатом.

Традиционно татары стремились всегда иметь как можно больше детей, а именно мальчиков, как продолжателей рода, надежную опору в старости, как рабочую силу для ведения хозяйства. Многодетные семьи встречали одобрение в обществе. Многодетность была естественным явлением в татарских семьях. Средняя численность индивидуальной семьи, составляла 8–10 человек. И современная татарская семья считает, что в семье должны быть дети. Но сейчас очень много семей, где женщина по тем или иным причинам не может иметь детей. Эти супруги берут на воспитание чужих детей из детских домов, а чаще всего из родильных домов, где от младенцев отказываются женщины или есть случаи, когда берут новорожденного ребенка из родственной многодетной семьи. При этом считается, что бог воздаст за благой поступок, семья будет прочная, таких родителей уважают в обществе, тепло отзываются и стараются помочь советом и делом. Татары всегда считали, что женщина должна рожать, а нерожающая женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. О таких женщинах говорили, что они «пустоцветы».

Основные принципы традиционного семейного этикета, строившегося на безупречном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми, трудолюбии сохраняются в большинстве татарских семей. Особым уважением пользуются дедушка и бабушка (бабай, эби). Их спальные места располагаются в передней (гостевой) части дома, а во вре­мя общей трапезы они сидят на почетных местах. Более успешна передача народных традиций, национального самосознания: («Мы – татары», «Мы – трудолюбивый и поэтому преуспевающий народ»), происходит в трехпоколенных семьях, где главную роль играет пожилое поколение – бабушки и дедушки.

Важнейшей функцией современной семьи остается воспитание детей. Недаром татары говорят: «Балалы ей – базар, баласыз ей – мазар» (дословно: «Дом с детьми – базар, дом без детей – кладбище»).

Воспитание морально – нравственных качеств также считается одной из главных задач родителей, которые предостерегают своих детей от поступков, осуждаемых обществом. В этом родители руководствуются традициями, уходящими в глубокую древность, на которых были воспитаны все предшествующие поколения. Распределение ролей родителей в передаче детям народных традиций имеет свою специфику. Отцы в большей степени причастны к воспитанию национального самосознания, тогда как матери в основном передают особенность национальной культуры и быта на содержательном уровне. В современной семье сохраняется и традиция поддержки взрослыми его членами авторитета отца перед детьми.

К труду детей приучают с раннего возраста. Мальчики, как правило, выполняют работу, считающуюся мужской, а девочки во всем помогают матерям и ухаживают за младшими братьями и сестрами. В процессе труда дети не только воспринимают трудовые навыки, в них воспитываются такие нравственные качества, как чувство коллективизма, ответственности, долга, забота и внимание по отношению к окружающим, уважение к старшим.

Сохраняется и традиция соблюдения возрастного ранга между детьми: младшие дети должны слушаться старших братьев и сестер, которые, в свою очередь, должны оберегать младших и заботиться о них. У татар принято обращение к старшим братьям и сестрам, даже при небольшой возрастной разнице, не по имени, а с помощью звательных форм терминов родства: апа – старшая сестра, абый (абзий) старший брат. Такие же формы обращения употребляются по отношению к братьям и сестрам родителей.

Ислам предписывает мужчинам заботиться о своих матерях, сестрах, дочерях и женах. Татары проявляют особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов (Хадис – высказывание пророка и сообщение его сподвижников о его учении и образе жизни) сказано, что «рай находится под ногами матери», а значит, отношение к матери определяет благополучие мужчины. Традиционный характер носила опека над осиротевшими детьми. Осиротевшие дети не отдавались в детские дома. Заботу о них принимали на себя родственники, а иногда просто односельчане.

Татары очень гостеприимный народ. Вы никогда не уйдёте из татарской семьи без угощения. Это у них в крови. Татарский народ добрый, доброжелательный, чистоплотный: даже не имея бытовых условий, водопровода, ни одна татарская женщина не будет готовить, не причесавшись, не укрыв голову. Потом, честность всегда была свойственна татарину: даже во время войны никогда не было замков на домах. Предки татар – булгары были земледельцами, отсюда, соответственно − трудолюбие. У большинства татар сохранилась коммерческая жилка, они всегда были лучшие «купи-продай. Татарам также свойственна преданность родству.

В процессе изменений в социально-политической жизни среди татарского населения влияние ислама упало. Вопросы семьи и брака перешли в ведение государственных органов. В наше время брак стал актом создания новой семейной ячейки на основе добровольною союза молодых, объединенных взаимной любовью и уважением. Отношения в современной татарской семье более демократичные, они предполагают уважение личного достоинства каждого ее члена, но традиционный этикет в основном соблюдается. Семья выступает оплотом национального духа, символом незыблемости и сохранности семейных устоев, носителем высоких, нравственных и эстетических начал, хранительница культуры традиций и языка.

Семейные традиции у татар

Традиции татарской семьи развивались очень долго. Хотя к XVIII веку наметилась тенденция к уменьшению семей, взаимопомощь в хозяйстве никуда не делась и все тяготы и радости традиционно делятся на всех членов семьи. Также сохранился и традиционный патриархальный уклад, с небольшим присутствием женского затворничества.

Как и у других народов, у татар главными событиями в семье были рождения детей и свадьбы. На праздник, посвященный рождению ребенка, мужчины приглашались отдельно от женщин. Историк Каюм Насыри описывает обряд на рождение ребенка: когда все приглашенные соберутся, ребенка, лежащего на подушке, подносят мулле. Тот задает родителям вопрос об имени ребенка. После мулла располагает дитя ножками в сторону Каабы и читает молитву. После он трижды произносит фразу «Пусть твое драгоценное имя будет» и называет выбранное ребенку имя. Каждому гостю после подносят масло с медом. Беря угощение, гость кладет на поднос деньги – подарок. Время идет, сегодня в качестве подарка могут и купить автомобиль, но церемония остается неизменной.

Свадьбы в татарской традиции бывают трех видов: сватовство, уход девушки без благословления родителей и похищение невесты без ее согласия. Чаще всего молодые люди женились после сватовства. Невесту выбирали родители жениха, а потом посылали сватов. Обговорив все «детали», родственники невесты начинали приготовления к свадьбе. Накануне бракосочетания семья жениха отправляла семье невесты подарки и выкуп. Это самая «современная» часть ритуала – подарки и выкуп всегда соответствовали духу времени. Раньше ими были ковры или живность, а теперь в качестве калыма могут и купить автомобиль или квартиру. Во время самого сочетания и свадебного обеда жених и невеста традиционно не присутствуют – их представляют отцы. Традиционная свадьба заканчивается подачей щербета семье жениха, свидетельством принятия выкупа за невесту.

По сей день во многих семьях интересными и яркими остаются обряды на свадьбы. Это и выкуп невесты (калым), и получение приданного невесты (бирнэ), и религиозный обряд свадьбы (никах), и другие традиции.

Татарская свадьба

Несомненно, татарская свадьба сегодня претерпела значительные изменения, по сравнению с прошлыми веками. Свадьба наиболее полно характеризует миропонимание и эстетику этноса, однако, традиции имеют свойство забываться.

Свадьбы у татар справляются в ноябре. Связано это с тем, что оканчивается пора сельскохозяйственных работ. Молодоженам желают в основном красивой жизни и «скачке на коне счастья». Даже в этих словах проявляется кровная любовь татар к лошадям, хотя давно уже наступил век авто. В общих чертах татарская свадьба во многом похожа на русскую. Таинственный колорит татарской объясняется тем, что татары - мусульмане. Необычность татарской свадьбы сразу же выявляется - если у русских за невестой приезжает жених, то у татар родственники невесты приезжают и «забирают» жениха. После того, как они как бы уговорили жениха, жениха отвозят к невесте. Везут жениха не в дом невесты, а место, называемое кияу-киляэте. В этом помещении прячут невесту, а в дальнейшем в нем пройдет первая брачная ночь. Раньше кияу-киляэте делали в специальных сарайчиках, а сегодня же молодожены пользуются пару дней соседским домом. Естественно, возникает вопрос о жениховской калыме (плата). Для того, чтобы проникнуть в кияу-киляэте жениху придется потратить деньги на различные препятствия, учиненные подружками невесты. Но и у невесты напротив жениховской колыми должно быть приданое - одежда, постель, домашняя утварь и пр., которое называется бирне. На протяжении всей свадьбы нееста не должна ни есть, ни пить, ни разговаривать, ни улыбаться, вызывая сочувствие у стороннего наблюдателя. Во всем остальном татарская свадьба либо похожа на славянскую, либо довольно приемлема и без особых странностей.

Татарская семья - дело тонкое

Семьи татарского народа в своей жизни основываются на Шариат и Коран. У татар создание семьи считается общепринятой необходимостью. Шикарной невеста считается, если она имеет благородное происхождение, девственна, может рожать детей, обладает крепким здоровьем и всегда следует мусульманским традициям. Супруг же обязан обладать лишь частью вышеперечисленных критериев: должен иметь хорошее здоровье, благородное происхождение и чтить мусульманские традиции. Татарские семейные традиции конечно уникальны, но во много они похожи на мусульманские.

Татарская семья в своих укладах основывается на патриархальных принципах. Прослеживается это в том, что мужчины и женщины имеют разные социальные функции. После заключения брака муж имеет полную власть над женой, она становится его иждивенкой. Родители невесты не имеют права вмешиваться в отношения молодой семьи, что бы в них не происходило. Жена не может без согласия мужа покинуть дом: пойти в гости к родственникам или родителям.

Разводам татарские семьи подвергаются крайне редко и только по инициативе мужа. Если все же муж решил развестись, то обязан выполнить часть калыма, предназначенного на содержание жены. В обязанности жены входит подчиняться мужу всегда и во всем, выполнять все его указания и хранить верность. Муж обязан покупать жене одежду и другие необходимые вещи, т.е. полностью ее содержать, так же он обращаться с ней согласно требованиям обычаев.

В случае, если муж женится несколько раз, он обязан каждую жену обеспечить местом жительства с отдельным выходом во двор. Комната каждой жены должна иметь дизайн не хуже чем у другой и обеспечивать муж должен всех одинаково. В этой статье представлены лишь основные традиции татарских семей, базирующиеся на мусульманских.

Брачные обычаи

У башкир и тулвинских татар существует несколько разновидностей заключения брачных отношений. Одним из самых распространенных обычаев до наших времен остался обычай похищения возлюбленной девушки - кыз урлау. Эту форму заключения брачных отношений признают многие народы мира, причем вне зависимости от степени цивилизованности народа.

Однако сразу же необходимо уточнить, что в данном случае подразумевается под термином "форма". В литературе, раскрывающей темы семейных и брачных отношений, понятие "форма брака" может нести различную смысловую нагрузку. К примеру, некоторые семейные психологи склонны вкладывать в термин "форма брака" такие понятия, как моногамия, полигамия, групповые браки. В этом случае речь идет об основных формах брачных отношений. В других же случаях формой брака могут называть характер ситуации, на фоне которой заключается брачный союз.

В нашем случае речь идет об условиях, в которых идет заключение брачного союза, обусловленных влиянием традиций народа. У татар издревле существует традиция, по которой молодой человек имеет определенное брачное право на девушку. Такое право обуславливается родовыми, точнее межродовыми связями. В эту категорию можно отнести браки между кузенами, право взять в жены вдову брата (так называемый левират). Так же традиция допускает брак покупкой, то есть внесением за невесту определенного калыма. Весьма распространено у татар и похищение невесты, когда девушку похищают из отчего дома жених и его друзья.

В конце девятнадцатого, начале двадцатого столетия у татар преобладал брак по сватовству. Данная форма предопределяла все обряды свадебной церемонии. Характерным для данной формы заключения брака был единый комплекс обрядов. Отличия могли быть обусловлены только причинами социального характера и обычно заключались в различном числе приглашенных гостей, щедрости даров и продолжительности свадебного застолья.

Семейные традиции

семейно-родственные отношения татар прошли сложный путь развития. До 18 века большие семьи начали исчезать, наметилась тенденция к образованию малых семей. Однако, между родственниками продолжала практиковаться широкая взаимопомощь в хозяйственных делах, при проведении свадеб, в праздниках по случаю рождения детей. Традиционно господствовала семья, основанная на патриархальных принципах, с некоторыми элементами женского затворничества.

Наиболее значимыми семейными событиями у татар, как и у других народов, были свадьба и рождение ребенка.

Существовало три вида бракосочетаний: через сватовство, уход девушки к любимому без разрешения родителей и похищение девушки без ее желания. Наиболее распространенным было бракосочетание по сватовству.

Выбором невесты занимались родители жениха, потом засылали сват. После заговора родственники невесты начинали готовиться к свадьбе. За день к свадьбе родители жениха отправляли невесте выкуп и подарки. Во время бракосочетания и на свадебном обеде жених и невеста не присутствовали, их представляли родители. Заканчивалась свадьба подачей щирбета родственникам жениха, что служило знаком сбора денег за невесту.

Радостным событием для семьи было рождение ребенка. На застолье по поводу рождения малыша мужчины и женщины приглашались отдельно. Татарский просветитель и историк Каюмов Насир так описывает этот обряд: "Когда все приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке подносят к мулле, он спрашивает родителей, как назвать ребенка. Мулла кладет ребенка ногами в сторону Каабы и читает молитву, затем... три раза произносит: "Пусть твое драгоценное имя будет такое-то" Каждому из гостей подносят мед с маслом. угощаясь приглашен кладет на поднос деньги, сколько может ".

Яркими и интересными и по сей день в некоторых семьях остаются свадебные обряды - получение выкупа за невесту (калым), приданого самой невесты (Бирн), религиозный обряд бракосочетания (никах) и другие обряды.

Например, садясь за стол всей дружной семьей, первым к еде приступал глава семейства – отец или дед, и лишь потом все остальные. Например, за спешку можно было отхватить деревянной ложкой по лбу. Главу семейства всячески почитали, отцу, который приходил с работы, домочадцы наперебой старались преподнести кувшин с водой и полотенце, чтоб он мог омыть свои руки.

Источник фотографии: photosight.ru

К сожалению, традиции теряют свою ключевую роль в повседневной жизни современных людей. Различные национальности и культуры интегрируются в состав одной семьи, и этому способствует непрерывная урбанизация. В городах очень сложно найти преданных представителей своей национальности и веры, вследствие чего часто встречаются случаи заключения браков между татарами и представителями других национальностей (русские, мордва, чуваши и прочие).

Смешанный брак - это один из ключевых факторов, способствующих «вымыванию» из общества такого понятия, как беспрекословное подчинение родителям и старшим, очередность женитьбы или замужества родных братьев и сестер, «неразбериха» вокруг принадлежности родившегося ребенка к той или иной конфессии. Это порождает постепенное вымирание соблюдения традиций при бракосочетании (никахе), оставляя взамен формальную связь через структуру ЗАГСа.

Современные семьи становятся простыми, односоставными, с минимизированной ролью родителей и тем более дедушек и бабушек. Молодые создают семьи и видят друг в друге все, что необходимо им для счастливой жизни. Современный подход к семье и браку всячески пытается свести семью к отношению двух людей, где зачастую супруга занимает главенствующую роль.

На самом деле законы, которые выдержали тысячелетнюю критику не отменены. Семья и по сей день остается микрогосударством со своей конституцией, президентом, парламентом, бюджетом и кризисами. Экономические кризисы закономерны и случаются в разные периоды жизни, но в своем большинстве они преодолимы, народ каждого государства терпит или свыкается с экономическими кризисами, случившимися в государстве, учатся с этим жить.

Источник фотографии: bolshoyvopros.ru

Куда более опасны для нашего семейного государства кризисы идеологические: нежелание президента принимать новые необходимые законопроекты или изменять экономическую политику страны, касательно мужа и неправомерное «разбазаривание» государственных денег, неподчинение существующему режиму, революции и путчи со стороны жены могут в конечном счете привести к свержению правящего режима и развалу государства.

Как же не допустить того, чтобы под воздействием различных негативных факторов семья все же продолжила свое существование, и все ее члены чувствовали себя максимально комфортно?

Я в доме хозяин или домохозяин!

В современное время мы все реже слышим фразы: «мужчина – добытчик», «женщина – хранительница домашнего очага», ведь с появлением у женщин прав работать наравне с мужчиной, женщины начали понимать, что не только мужчина может быть кормильцем. В некоторых семьях женщина стала зарабатывать больше мужа, а значит и играть ключевую роль в моменте материального обеспечения семьи. В таких условиях мы наблюдаем возникновение такого современного явления как «семьи перевертыши».

В этих семьях жена успешнее, умнее, активнее мужа, но такую мужественную роль она занимает не потому что хочет, а чаще потому что тот мужчина, который рядом с ней, слишком слаб. «Мужчины слишком женственные, женщины слишком мужественные» - так можно было бы назвать книгу, посвященную современным отношениям, где мужчины отдают всю свою зарплату жене, где считается что она тоже обязана работать, где в семьях женщины всю инициативу взяли в свои руки и взвалили на себя чужие обязанности. Некая женщина-супермен и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдёт».

Некоторые семьи еще на этапе заключения брачного союза решают, какой системе будет подчиняться семья. Им предлагается выбрать между тремя типами семей: патриархат, матриархат и равенство. Чаще всего молодые пары выбирают равенство, не догадываясь, что это равенство автоматически приведет устройство их семьи к матриархату. По неофициальной статистике, таких семей в России около 70%.

Источник фотографии: mama.ua

Семья, в которой мужчина под женским каблуком, а женщина – власть имущая, счастливой стать не может, потому что муж и жена поменялись предназначенными им свыше ролями. В женщине пропадает уважение к мужчине, если она сама себя обеспечивает, а мужчина, не получив любовь и поддержку со стороны своей супруги, начинает искать счастье на стороне. Поколения детей, выросших, наблюдая за этой неверной расстановкой ролей в семейном спектакле, неминуемо повторят то же самое и в своих семьях.

Благо у нас есть наша богатая история с ее религиозной и национальной традицией, которая при желании все расставляет на свои места.

Ир – баш, хатын – муен!

Всевышний указал нам правильный путь в Священном Коране, последовав которому, мы обретём счастье и в этой жизни, и в последующей. Когда, первый человек Адам, созданный Всевышним, загрустил, Аллах создал для его успокоения пару из него самого. В Коране говорится, что женщина создана из ребра мужчины, а не наоборот. Стало быть, женщина создана для мужчины, а не мужчина – для женщины.

«Из знамений Его – то, что сотворил Он жен для вас из вас самих, чтобы находили вы успокоение в них, и установил Он любовь и благосклонность взаимную между вами. Воистину, во всем этом – поучительные примеры для людей размышляющих» (Сура «Римляне» 21).

Отношение мужа к жене

В хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) содержится информация о том, как он в одиночку справлялся с обеспечением и оказанием внимания сразу одиннадцати женам. В хадисе сказано:

«Если человек верует в Аллаха и Судный день, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо молчит, а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо» (Абу Дауд).

Создав женщину из плоти мужчины, сделав его более сильным, более умным, более стойким, Всевышний дал власть и руководство мужчине над женщиной, повелел им быть покорными своим мужьям, а не наоборот. Об этом Всевышний говорит в Коране:

«Мужья являются попечителями жен своих, потому что Аллах дал одним из них преимущество над другими (умом, знаниями и главенством), и потому что они расходуют из своего имущества. Женщины добродетельные покорны Аллаху и мужьям своим, и хранят честь и имущество, которые велел беречь Аллах» (Сура «Женщины», 34);

«…Женщины имеют такие же права (по отношению к мужьям), как и мужчина по отношению к ним по-доброму, хотя мужья и выше их по положению» (Сура «Корова», 228).

Наш достопочтимый пророк Мухаммад сказал:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа и его детьми. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству» (Бухари).

Отношение жены к мужу

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Если бы я повелевал совершать земной поклон кому-то, кроме Аллаха, то велел бы женщине совершить земной поклон своему мужу. Клянусь Тем, Кому принадлежит душа Мухаммада, женщина не исполнит свои обязанности перед своим Господом, пока не исполнит свои обязанности перед мужем. И если он попросит ее о половой близости даже на паланкине, то она не должна отказывать» (Ибн Маджа).

В других хадисах также говорится о повиновении жены мужу:

«Самая лучшая из женщин – та, которая радует тебя, если на нее глянешь; повинуется тебе, если ей повелеваешь; сохраняет себя и твоё имущество, когда ты отсутствуешь» ;

«Женщина, совершающая пять обязательных молитв, соблюдающая пост в месяц Рамадан и покорная мужу, войдёт в Рай через любые его врата» (Ахмад).

Как видим, из вышеприведённых аятов Корана и хадисов пророка Мухаммада, правильное устройство семьи – это когда муж в доме главный и не обижает домочадцев, а жена ему покорна и старается услужить своему мужу. Таким образом, каждый будет занимать своё место в семье, выполнять свои обязанности и реализовывать свое предназначение, возложенное на них Всевышним, исходя из физических, физиологических, духовных особенностей каждого из них.

Смирись со своей ролью

Всевышний создал мужчину и женщину разными, это и влечет нас друг к другу. Он даровал разные права и обязанности в соответствии с их особенностями. Благочестивая мусульманка понимает, что она слабее мужчины и не стремится занять его место, понимая, что ей уготована куда более значимая роль – воспитание детей и создание комфортного микроклимата семьи. Достойный мусульманин сделает все возможное, чтобы не уподобляться женщине и не боится ответственности, возложенной на него.

В благополучной паре мужчина и женщина дополняют друг друга энергетически, происходит взаимообмен. Она отдает ему самое ценное, что у нее есть – любовь, благословение и целомудрие, а он ей – безопасность, эмоциональную близость, благодарность и материальное обеспечение.

Женщине не стоит приравнивать себя к мужчине и стараться брать верх над ним – это не соответствует культуре мусульман. Мужчина должен быть главным, а женщина находится под его защитой и опекой. Он – добытчик и опора. Он – тот, кто принимает важные решения, устраняет проблемы, и последнее слово должно оставаться за ним. И это на самом деле прекрасно.

Женщина, которая стремится доминировать над мужчиной, превращая его в тряпку, никогда не будет довольна своим браком. Если муж передал ей бразды правления и потакает ей во всем, то она недовольна, так как женщинам не нравятся безвольные слабые мужчины.

Источник фотографии: dylym.ru

Если он не уступает ей место лидера, то она все силы тратит на соперничество с ним, конфликтуя и ссорясь. У мужчины все силы уходят не на свои цели и задачи, а на совсем бесполезные вещи. Он постоянно сражается со своей второй половиной, тратя на это очень много энергии и сил. Так откуда же ему в таком случае брать силы на то чтобы творить большие дела? И все это на самом деле признак ее глупости и недальновидности.

Мудрость женщины заключается в том, чтобы следовать своей естественной природе: быть мягкой и женственной, признавать свою слабость и стать отрадой для мужа. Такая женщина вдохновляет мужчину на успех, и тем самым сама развивается как личность, она дает мужчине возможность успокоиться, расслабиться и накопить в себе мужскую силу. Он же в свою очередь чувствует, что она нуждается в нем и в его защите. Рядом с такой женщиной он сможет стать героем. Это и есть гармоничные отношения между мужчиной и женщиной.

Найди успокоение в женственности

Если проникнуться в смысл слова «женственность», то становится абсолютно ясно что это не порок и не унижение и тем более не означает, что она находится на самом низшем уровне, а наоборот, это прекрасно. В женщине с рождения заложены качества женственности. С детства девочки любят красиво одеваться, наряжаться, часами прихорашиваться у зеркала. Повзрослев девушек тянет к прекрасному: они начинают заниматься рукоделием, вышиванием, абсолютно все хорошо ладят с детьми – эти качества заложены в них Аллахом. Находясь «за мужем», то есть за спиной мужчины, женщина остается женственной и это положение украшает ее.

Если сравнивать семью с государством, то ни в одной стране мира нет двух президентов, но она занимает роль, премьер-министра, который заинтересован в улучшении жизни страны, видит недостатки в его работе и постоянно старается вывести страну на новый уровень. Мужчины в своем большинстве не требовательны и неприхотливы к еде, жилищу, одежде, а женщинам напротив, все это нужно и в их жизни все эти мелочи играют значимую роль. Если она хочет получить все это, то ей надо поступить так, как поступил бы любой министр, чтобы получить одобрение президента очень тщательно готовит законопроект, выбирает удобный момент и с покорностью и без принуждения презентует его президенту. Таким же образом должна поступать жена в отношении мужа.

Аллах заложил мужчинам лидерские качества и желание чувствовать свою значимость. Женщина должна поддерживать его инициативу, направлять, стараться поощрять его и указывать на то, что он в ее жизни играет огромную роль. За каждым успешным мужчиной стоит мудрая женщина.

Источник фотографии: bookz.ru

В одном известном анекдоте, который, возможно, был реальной ситуацией, рассказывается:

Однажды вечером президент Обама и его жена Мишель решили пойти на незапланированный ужин в ресторан, который был не слишком роскошен. Когда они уже сели, владелец ресторана спросил у охранника Обамы, может ли он обратиться к первой леди в частном порядке. Затем у Мишель и этого мужчины состоялся разговор. После этого разговора президент Обама спросил Мишель: «Почему он был так заинтересован в общении с тобой?» Она ответила, что в ее подростковые годы он был безумно влюблен в нее. Президент Обама сказал: «Так что, если бы ты вышла за него замуж, ты бы сейчас могла быть владелицей этого прекрасного ресторана?» – и Мишель ответила: «Нет. Если бы я вышла за него замуж, он бы стал президентом».

Жена - это профессия. Нелегкая задача стоит перед женщинами, но она того стоит. Счастье семьи, мужское счастье и счастье женское в руках обоих супругов, но все же климат в отношениях строиться руками женщин. Дорогие женщины, ваше счастье только в ваших руках.

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

Д. Д. Миннуллин

Р. Х. Исхаков

Особенности национального воспитания в татарской семье

Многие традиции воспитания детей в татарской народной педагогике перекликаются с традициями семейного воспитания других тюрко-язычных народов, в частности, башкир. Это объясняется историческим родством и общими корнями духовной культуры. Конечно, есть и специфические требования к воспитанию детей, связанные, прежде всего с укладом жизни, видами хозяйствования татар и башкир, природными, климатическими, экономическими условиями.

У татар основными видами хозяйствования всегда были земледелие и торговля. Если первый вид развивал такие качества, как трудолюбие, усердие, старательность, терпеливость, бережливость, аккуратность, то второй способствовал развитию решительности, настойчивости, расторопности, умению убеждать и отстаивать свою позицию. Но наряду с положительными качествами у детей развиваются и отрицательные: неумение прислушиваться к чужому мнению, агрессивность в суждениях и т.д., что требует организации специальной воспитательной работы с ними.

Представления татарского народа о семье, воспитании детей находят отражение в комплексе правил, нормах поведения, советах, рекомендациях, в устном народном творчестве. Воспитание детей всегда являлось наиглавнейшей задачей татарской семьи. Дети нужны для продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтал иметь сына. Сын – продолжатель фамилии. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости. В татарских семьях престарелых родителей должны опекать и содержать взрослые дети. Об этом говорит такая поговорка: «Киявең түреннән – улыңның ишек төбе артык » (зять лучше сына не бывает).

Отмечается, что дочки эмоционально ближе к родителям: «Уллы кеше – урта бай, кызы кеше – кызыл бай». В современных семьях любовь к детям является важной педагогической проблемой, так как родители допускают много непоправимых ошибок. В татарской семье ребёнка всегда окружали теплом, любовью, называли источником радости: «Бу д өньяда бал татлы , балдан да бала татлы » (в жизни мёд сладкий, а с ребёнком ещё слаще), но тем не менее культа ребёнка в татарских семьях никогда не было. Народом осуждалась слепая любовь матерей к детям, вседозволенность, неразумные требования, потакание детским капризам. Это отражается в поговорке: «Бала җаена торсаң , бала булырсың » (ребёнка слушаться, сам ребёнком станешь). Народ всегда был за разумное проявление любви к детям, чтобы родители были ответственны за воспитание своих детей, помнили, что иметь ребёнка – не только радость, но и большая ответственность, а его правильное воспитание – это долг родителя перед обществом: «Баланы үстерсәң , буен гына түгел , акылын да үстер » (нужно не просто ребёнка вырастить, нужно ещё и умным вырастить).

Воспитание эффективно, когда оно начинается с ранних лет и ведётся постоянно: «Баланы караватта аркылы ятканда тыңлата алмасаң , буй яткач тыңлатырмын димә » (Пока ребёнок лежит поперёк кровати, надо его уму разуму учить, когда он лежит вдоль кровати, учить уму разуму поздно).

Как и у других народов, в татарской народной педагогике признаётся особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. «Ана камчысы – мамыктан , ата с үзе – тимердән » (материнское наказание мягкое, как вата, а отцовские слова твёрдые, как железо). Но авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось. Мать старалась поддержать авторитет отца, никогда не отменяла его требований, одна не принимала серьёзных решений. Таким образом, реализовывался принцип единства требований. Если есть авторитет отца в семье, то конфликтные ситуации легче решаются при приглашении в школу отцов.

Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в татарских семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь. Не только родители, но и дети ответственны перед ними за своё поведение, за свою судьбу. Об этом хорошо сказано в одной из татарских песен: «Сандугач булалмадым , талларга куналмадым . Әти , әни бәхилләгез , бәхетле булармын » (соловьём не стал, вором не уснул. Папа с мамой, благословите, счастья пожелайте!). Автора песни беспокоит прежде всего не то, что он не смог стать счастливым, а то, что тем самым он огорчил своих родителей. Слова бәхилләшү (благословление) – при прощании очень ответственные слова, имеющие глубокое содержание, они являются признаком высокой духовной культуры народа.

Таким образом, основными нормами, правилами воспитания детей в татарских семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье. Мы, молодое поколение, стараемся соблюдать эти нормы и правила в своих семьях.

Российская школа – школа многонациональная. Дети из татарских семей составляют в ней немалую часть учащихся. Всегда ли при работе с ними учитываются национальные особенности их семейного воспитания? Не нуждается ли сама татарская семья в поддержке со стороны школы для сохранения своих традиций, может ли она в одиночку полноценно использовать прогрессивные идеи народной татарской педагогики в условиях сегодняшнего дня? Это далеко не праздные вопросы, на которые социальный педагог вместе с другими школьными специалистами должен находить свои ответы. Неоспоримо то, что в опыте наших предков есть зёрна такой мудрости, которые всегда будут служить основой воспитания подрастающего поколения.

Одной из главных задач социального педагога в современной школе должна стать задача по поддержке воспитательного потенциала татарской семьи, равно как и семьи любой другой национальности, по оказанию ей педагогической помощи на хорошей профессиональной основе. А это значит, что подготовка по данной специальности должна предполагать хорошие знания по этнопедагогике .

Семья - это носитель этнокультурных традиций. Поэтому институт семьи для татар важен в свете сохранения своей национальной и религиозной идентичности. В 2009-2010 годах ведущим научным сотрудником НИЦ семьи и демографии АН РТ, кандидатом социологических наук Гузель Галиевой было проведено исследование на тему, предметом которого стало родительское поведение в татарской семье.

Под семейными традициями обычно понимают нормы, обычаи и взгляды, манеры поведения, передающиеся из поколения в поколение.

Дети переносят образцы поведения, модели взаимодействия между поколениями, принятые в родительской семье, в свою собственную семью. Это подтверждается и результатами интервью. Такая преемственность наблюдается и в способах разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем в татарских семьях. При выборе супруга обычно дети из татарских семей учитывают качества, присущие их родителям. При заключении брака, как правило, молодые люди прислушиваются к мнению родителей. Особенно это характерно для сельской семьи, где сильно выражен авторитет отца. Данный тезис можно проиллюстрировать следующим примером: «Для меня было важно, чтобы папа одобрил мой выбор. Даже когда я встречалась с парнями, я всегда думала, понравится ли он моим родителям» (жен., 25 лет, 1 ребенок, стаж 2 года, село). Мнение отца респондентки: « Обе мои дочки до последнего момента не знакомили меня со своими молодыми людьми. Я только через свою жену узнавал какие-то подробности о них. Они привели знакомиться их только тогда, когда были уверены в том, что это их окончательный выбор. Сейчас они обе замужем» (муж., 62 года, 3 детей, стаж 32 года, село).

Этот пример показывает не только значимость мнения родителей при выборе брачного партнера, но и выявляет существование своеобразной иерархии взаимоотношений: мама в татарской семье во многих случаях играет роль некоего связующего звена между отцом и детьми.

Важным аспектом воспитания детей в татарской семье является передача этнокультурных ценностей, традиций, религиозных обычаев, обрядов.

Важность и значимость родного языка в воспитании детей признается как городскими, так и сельскими респондентами. Согласно региональным исследованиям, 38,6% татар считают, что без познания языков невозможно считать себя полноценным представителем своего народа, по мнению 33,6% респондентов, знание языка позволяет жить более богатой духовной жизнью. Также родной язык играет большую роль в приобщении детей к культуре, духовным ценностям этноса. «Мы с детьми очень любим ходить на спектакли в Камаловский и Тинчуринский театры, на татарские концерты, особенно нравится певец Салават» (жен., 46 лет, 2 детей, стаж 25 лет, город).

Более успешно передача религиозных, этнокультурных традиций, ценностей происходит в трехпоколенных семьях, где главную роль в этом плане играют бабушки и дедушки. Для верующих татар важными являются такие религиозные ценности, которые связаны с обрядовой стороной ислама - свадебный обряд (никах), похоронные обряды, имянаречение, принятие гостей, чтение молитвы; пост в месяц Рамадан.

Для двухпоколенных семей, где дети воспитываются отдельно от дедушек и бабушек, более характерно нейтральное отношение к религиозным ценностям. Формирование нового «немусульманского» типа семьи в большей степени связано с процессами урбанизации. Молодежь, создавая собственную семью, предпочитает жить без родителей, которые в основном и являются носителями традиций, обычаев.

В татарской сельской семье особенно крепки межпоколенческие отношения, которые выражаются в знаниях и сохранении знаний о родственниках до седьмого колена.

По итогам нашего исследования было выявлено, что культурное ядро, под которым понимается совокупность норм, эталонов, система ценностей, выработанных в процессе исторического развития определенного этноса, сохранено и в современной татарской семье. Культурное ядро представлено традиционным образом жизни, этническими ценностями, этноязыком, родственными связями.

Традиционный образ жизни татарской семьи выражен в приверженности обычаям, соблюдении этнических и религиозных обрядов, праздников, в помощи близким, опеке над родителями в старости, уважении старших членов семьи.

Семейные традиции, обычаи, обряды в татарской семье, которые передаются из поколения в поколение, играют важную роль. Они являются механизмами передачи следующим поколениям правил, норм внутрисемейного поведения и взаимодействия.

Наиболее значимыми праздниками татарского народа являются Сабантуй, каз өмәсе. Особую роль в жизни верующих татар играют такие религиозные обычаи и обряды, как никах, Курбан байрам, Ураза байрам и другие.

Еще одним признаком традиционности является этноязык (родной язык), в усвоении которого большая роль принадлежит семье. Необходимость знания и изучения татарского языка признается не только в сельских, но и в городских семьях. Для них это, прежде всего, средство приобщения детей к родной культуре, возможность близкого общения со старшими родственниками, а также легкого приобщения в учебный процесс.

В культурное ядро татарской семьи также входят тесные родственные связи , благодаря которым осуществляется передача этнокультурных ценностей, традиций и общения на родном языке.

Защитным поясом татарской семьи является этнокультурная компетентность, которая включает в себя толерантное отношение к другим этническим общностям, уважительное отношение к традициям других этнических семей. Также происходит адаптация традиционных ценностей татарской семьи к тенденциям современного общества, которая выражается в готовности воспринять те или иные образцы другого этноса, культуры, принятые в обществе, где существует данная семья. Поэтому на уровне общественного мнения воспроизводится осовремененное, а не традиционное восприятие образа жизни татарской семьи.

Таким образом, татарская семья в российском обществе трансформируется, однако эти изменения не носят принципиального характера. Она сочетает в себе признаки современной и традиционной семьи, в которой, узаконенный добровольный, ненасильственный, основанный на взаимном согласии и любви, осознанный и свободный брак между мужчиной и женщиной, любовь и согласие между собой, уважение к родителям, воспитание благородного потомства, которое соблюдает традиции своего этноса и уважительно относится в культуре другого этноса. Именно на таком фундаменте строится модель современной татарской семьи.

Гузель Галиева