Домой / Для серых глаз / Техника для развития феноменальной памяти. Память феноменальная

Техника для развития феноменальной памяти. Память феноменальная

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Сущность памяти

1.2 Виды

1.3 Феноменальная память

Заключение

Введение

Для написания реферата мною выбрана тема «Сущность памяти. Виды. Феноменальная память», потому что эта тема актуальна и до настоящего времени. Многие ученые современности проводят различные исследования относительно природы и физиологии человеческой памяти. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель, живший 23 столетия назад, задавался вопросами, почему сохраняются знания и как они припоминаются?

Он рассуждал приблизительно так: всевозможные впечатления, испытываемые нами, оставляют в нас определенные отпечатки, подобно тому, как перстень, приложенный к воску, оставляет на нем след. Аристотель не указывал точно, каким образом эти отпечатки создаются и сохраняются, а также где они находятся (иногда же отмечалось, что местом их пребывания является «душа»). Он только утверждал, что какие-то отпечатки должны быть, иначе мы бы ничего не вспомнили.

Представление об отпечатках довольно прочно вошло в науку, хотя, разумеется, теперь им дается совершенно иное толкование. Они рассматриваются современной наукой не как достояние некоей мистической души, а как изменения, происходящие в нервной системе и головном мозге. Ученые называют эти отпечатки по-разному: последействия, энграммы, диспозиции, следы. В настоящее время почти все психологи и физиологи признают реальность следов памяти, хотя их природа еще полностью не раскрыта и вызывает много споров среди ученых. Великий физиолог И. П. Павлов указывал: «У нас от всех бывших раздражений имеются следы». Наличием следов легко можно объяснить, «Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения память и в момент закрепления реакции, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле слова».

Поэты и философы разных народов и эпох отметили, что данные нашей памяти вплетены во все наши мысли, чувства, желания. Наше настоящее неотделимо от прошлого благодаря памяти. В самом деле, если бы мы не сохраняли и не воспроизводили многочисленные впечатления, другими словами, если бы мы были лишены памяти, духовная жизнь была бы не только до крайности убогой, она просто была бы невозможной. Память значительно расширяет познавательные способности человека, создает предпосылки развития его как личности, обеспечивает единство личности на протяжении жизни, обогащает его опытом, накопленным всем человечеством. Вот почему односторонним является традиционный взгляд на память как па психический процесс, относящийся исключительно к прошлому. Знания, впечатления, полученные в прошлом, постоянно присутствуют в нашей повседневной жизни, в нашей деятельности. К тому же конкретные проявления памяти, как показали новейшие исследования, во многом определяются законами припоминания, то есть процессами, протекающими в настоящем -- в момент воспроизведения знаний.

Вот почему тема изучения человеческой памяти актуально в наше время.

1. Сущность памяти. Виды. Феноменальная память

1.1 Сущность памяти

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума - память. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает вероятность сохранять постоянные тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. В этом определении памяти, сформулированном ещё в 20-х годах, содержатся в явном или скрытом виде основные составляющие, свойства, признаки и характеристики памяти человека, являющиеся фундаментальными и для современного психологического знания о памяти.

Необходимость такого разговора обусловлена тем, что диапазон, в котором память оказывает на нас и нашу жизнь решающее влияние, чрезвычайно широк. Память лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, включая формирование речи, мышления, эмоциональных реакций. Без памяти трудно представить себе формирование двигательных навыков и творческих процессов. Память представляет собой сложную психологическую функцию, в которой, как минимум, можно выделить три основных звена: фиксацию воспринятой информации, её хранение и извлечение того, что хранится. Извлечение может осуществляться в виде воспроизведения или узнавания ранее запоминавшегося. Чем различаются воспроизведение и узнавание как процессы извлечения информации? Прежде всего различия в условиях извлечения. Воспроизведение происходит в отсутствие ранее запоминавшегося, узнавание же связано с повторным предъявлением запоминавшегося материала. Например, ответ на вопрос, какие произведения М.Горького вы читали, требует воспроизведения. Увидев в руках сидящего рядом в метро человека раскрытую книгу, вы узнаёте, что это роман Горького «Мать». Достаточно увидеть знакомый текст и имена действующих лиц. Это внешние различия между воспроизведением и узнаванием. Современная психология изучает эти процессы, их внутреннюю структуру и показывает, что воспроизведение требует большей активности, связанной с поиском информации в памяти, принятием решения о том, что найденное соответствует поставленной задаче, и проверкой правильности сделанного выбора.

На первых годах жизни ребёнка его память проявляется только в виде узнавания. Одна из наиболее ранних поведенческих реакций младенца -- «комплекс оживления». Ребёнок улыбается при виде матери, тянется к ней -- это значит, что он запомнил и узнаёт её лицо и «припоминает» положительные ощущения, возникающие при контакте с этим лицом. Воспроизведение, как активный и целенаправленный процесс, формируется позднее. Оно связано с развитием речи и способности ребёнка понять и принять от взрослого задачу «Вспомни» или «Расскажи», с развитием произвольных форм деятельности.

Ученые физиологи и биохимики, так же обращаются к изучению памяти, они стремятся выяснить, что происходит в головном мозгу и его клетках, когда человек запоминает какой-либо материал, вспоминает его, узнает, испытывает трудности при заучивании и т. д. Работы ученого П.П.Павлова проливают свет на механизмы человеческой памяти. В новейших физиологических исследованиях делаются попытки раскрыть природу следов памяти. Хотя полученные результаты во многом противоречивы и далеко не достаточны для формулирования окончательных выводов, несомненно, что образование таких следов обусловлено электрической активностью проводящих нервов и изменениями, возникающими в местах их соприкосновения (так называемых синапсах). Сохранение же следов некоторые физиологи объясняют возникновением в цепях нервных клеток реверберирующих (отраженных) кругов возбуждения. Особая надежда на возможность раскрытия «биохимических основ» памяти появилась после того как генетики выяснили, какие химические процессы участвуют в передаче наследственных признаков. Оказалось, что в этом решающую роль играют огромные молекулы нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты (РНК); первая из них заключает в себе генетическую информацию, а вторая осуществляет ее передачу. Но если ДНК содержит огромный объем информации, передаваемой от предков потомкам, то (так рассуждали ученые) вполне можно допустить, что подобные молекулы (ДНК и РНК) способны также накапливать и передавать информацию, приобретаемую на протяжении индивидуальной жизни организма. Некоторые экспериментальные факты как будто подтверждают такое предположение. Вот один из них.

Резкий звук, как известно, вызывает вздрагивание у позвоночных, в том числе и у крыс. Путем многократных повторений такого звука можно приучить животных спокойно реагировать на него, но для этого требуется в среднем 9 дней. Если взять вещество мозга таких крыс, «приученных» к резким звукам, и после соответствующей обработки ввести его контрольным крысам (не привыкшим к воздействию резких звуков), последние значительно быстрее преодолевают испуг (вместо 9 дней достаточно было в среднем только 1--2 дней). Ряд исследователей, которые принципиально не оспаривают достоверность подобных фактов, выражают сомнение относительно того, можно ли полученные данные трактовать как результат «переноса памяти» посредством введения РНК или ДНК. Другие ученые скептически относятся к самим таким сообщениям. Видимо, понадобится еще огромное число разнообразных экспериментов, чтобы убедить даже тех, кто видит в биохимических изысканиях ключ к разгадке секретов памяти.

память феноменальный психологический мышление

Рассмотрим виды памяти. Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала. В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную.

Мгновенная память - это первый период обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое пора удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает больше информации, чем потом может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память - это, по существу, сохраняющаяся некоторое пора зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы. Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную.

Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически организованная последовательность позволяет запомнить большее количество информации. Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку тут происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении. Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно надобно вечно, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия. Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями - ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти, о которой будет упомянуто ниже.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение загодя определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности. По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти. Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервой. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое). Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном - только 28, а при безразличном - всего - 7.

Образная память - это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в срок удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где надобно иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин "эйдетизм" (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития следом за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и немаловажно большая подневольность от воли. Воспроизвести зрительный образ не вечно в нашей власти, но повторить фразу немаловажно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, различают произвольное и непроизвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания различают механическую и смысловую память.

1.3 Феноменальная память

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, ещё будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог ещё цитировать выдержки из нее.

Но, пожалуй, наиболее выдающимся среди них следует считать Шерешевского, о памяти которого написал специальную брошюру известный советский психолог профессор Александр Романович Лурия. Его захватывающая «Маленькая книжка о большой памяти» содержит богатый фактический материал, накопленный исследователем на протяжении почти тридцати лет.

Любопытная деталь: обладатель феноменальной памяти долгое время сам не отдавал себе отчета в том, что у него необыкновенные способности; напротив, он даже был искренне уверен в том, что его память ничем не отличается от памяти других людей. И только со стороны была замечена эта его особенность

В своей лаборатории психолог А. Р. Лурия предлагал Шерешевскому запоминать до 70 слов или чисел, и тот после некоторой паузы, в течение которой проверял удержанное, воспроизводил весь ряд. Более того, ему было столь же легко воспроизвести ряд в обратном порядке, причем он с одинаковой легкостью оперировал как с осмысленными словами, так и с бессмысленными сочетаниями из нескольких букв. Самым удивительным, однако, было то, что Шерешевский вспоминал задания из опытов шестнадцатилетней давности.

Для запоминания стихов на незнакомом иностранном языке Шерешевский пользовался сложной системой наглядных образов, воспоминаний раннего детства, созвучиями и т. д..

На первый взгляд может показаться, что Шерешевский обладал завидными способностями. В действительности же дело обстояло по- иному. Шерешевскому с трудом давалось забывание, которое, играет важную роль. Забывание, которое легко и незаметно наступает у обычных людей, представляло для Шерешевского острую и даже мучительную проблему, и он принимал какие-то особые, «магические» меры, чтобы избавляться от многих ненужных сведений, постоянно мешавших ему. Так, при чтении книг каждая деталь в тексте вызывала обилие образов и уводила в сторону. По этой причине Шерешевский, как ни странно, не был начитанным человеком. Но затруднения с забыванием особенно мешали ему в его работе мнемониста (человека, демонстрирующего на эстраде свою феноменальную память); вот что он сам говорил об этом: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы.

Эти факты со всей убедительностью говорят о том, что обычная память имеет свои преимущества перед необычной: первая отличается большей гибкостью и оперативностью. Память неотделима от других психических процессов. Следует что чрезмерное развитие памяти, отрицательно отражается на мышлении, да и на успешном функционировании самой памяти. Другими словами, нельзя думать, будто весь успех в учебе и умственной деятельности исключительно зависит от одной памяти.

Разумеется, феноменальная память, очень редкое явление, однако иногда наблюдается стремление отдельных людей всю умственную нагрузку возложить на память. Это выражается в том, что человек вместо того чтобы самостоятельно решать ту или иную задачу, пытается вспомнить, как она решалась другими, а также в том, что человек, перед которым жизнь поставила серьезные вопросы, не ищет новых путей их решения, а пользуется готовыми правилами, идет по проторенной дорожке.

Чрезмерная загрузка памяти, «заготовка» решений на все случаи жизни -- все это ограничивает творческие возможности человека, сковывает его инициативу, мешает увидеть оригинальные, ранее неизведанные пути. Из истории изобретений хорошо известно, что они зачастую делались людьми, не имеющими обширных знаний в соответствующей области; преимущество этих изобретателей заключалось в том, что они были свободны от бремени излишней информации.

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, хочется сделать вывод, самая обычная человеческая память по праву должна быть признана необычным явлением, которая включает в себя процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Мы может дать научное определение «что такое память», классифицировать ее по различным видам, но до конца понять механизм памяти, те процессы которые происходят в организме человека в результате того или иного мыслительного процесса нам пока не дано. Еще потребуется немало время для изучения этой темы. Но не только человеческая память требует изучения, но и сам человек является загадкой и до конца так и не изучен.

Список используемой литературы

1.И.М.Розет «Что надо знать о памяти», Минск «Народная Асвета»,2012г-128с.

2.И.А.Корсаков, Н.К.Корсакова, «Наедине с памятью», Знание, Москва,2004г-220с.

3.Р.Клацки «Память человека структура и процессы», Москва-2008г-210с.

4.П.П.Блонский «Память и мышление», Санкт-Петербург,2001г-180с.

5.Интернет источники.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2016

    Рождение мнемических процессов. Вклад Эббингауза в изучение механизмов чистой памяти. Роль ассоциаций в процессе запоминания. Основные мнемотехнические приемы. Сохранение в памяти и забывание, феномен Зейгарника. Механизм феноменальной памяти, эйдетизм.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2009

    Исследование высших произвольных и сознательных форм памяти. Значение памяти в жизни человека. Возникновение и сохранение образов в мозгу. Основные виды ассоциаций. Информация и роды памяти. Изучение особенностей двигательной и эмоциональной памяти.

    реферат , добавлен 22.03.2015

    Теоретическое исследование особенностей памяти у подростков. Память как психический процесс. Характеристика подросткового возраста. Опытно-эмпирическое исследование особенностей памяти у подростков. Виды памяти: логическая, опосредованная и механическая.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2010

    Память как психологическая категория. Исследование подходов к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии. Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Виды и процессы памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Основные процессы, связанные с памятью. Индивидуальные различия памяти у людей. Оценка оперативной слуховой памяти. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания. Взаимосвязь индивидуальных особенностей памяти и успеваемости учащихся.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2013

    Понятие, основные виды и механизмы памяти. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира. Разделение памяти на генотипическую и фенотипическую. Замедление мозговой деятельности. Влияние кокаина, метизергида, препаратов резерпина на память.

    реферат , добавлен 04.12.2014

    Теоретические основы памяти: сущность, процессы, виды, функции. Психологические особенности и специфика памяти в юношеском возрасте. Эмпирическое исследование памяти в разных видах деятельности в юношеском возрасте и рекомендации по ее оптимизации.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2011

    История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

Комплексный подход, как развить феноменальную память. Добиться успеха сможет каждый, главное в этом деле - не лениться!

Хорошая память – один из залогов успешной учебы, карьеры, да и личной жизни (знаете, сколько плешей было проедено мужьям, которые забывали о годовщине свадьбы).

А вот феноменальная память – шанс войти в историю, как это случилось со многими выдающимися людьми, что поражали мир своей способностью запоминать.

Если у вас хорошие природные данные, то вам будет гораздо легче сориентироваться, .

Но добиться успеха можно в любом случае, особенно, если не поддаваться лени.

Люди с феноменальной памятью, которым не нужно было думать, как ее развить

Я думаю, не стоит сосредотачиваться на том, что такое феноменальная память, ведь само слово «феноменальный» должно вам все объяснить.

Если способности человека к запоминанию вас поражают, вызывают восхищение и зависть – это она и есть.

Конечно, большинству известных людей с феноменальной памятью не приходилось ежедневно трудиться, чтобы ее развивать.

Но без регулярных нагрузок своего мозга и тренировок им бы не удалось отшлифовать свои природные данные.

Если говорить об известных (реальных) личностях, имевших феноменальную память, то обязательно нужно назвать:

    Наполеона.

    Думаю, многие слышали, что император знал в лицо и по имени всех своих солдат (кстати, подобными данными мог похвастаться и Чезаре Борджиа).

    Но на этом демонстрация феноменальной памяти Наполеона не заканчивалась.

    Например, согласно воспоминаниям современников, еще, будучи простым офицером, он во время сидения на гауптвахте прочел книгу по праву римлян и через несколько десятилетий мог дословно пересказа то, что в ней было написано.

    Лев Сергеевич Пушкин (брат великого поэта) тоже обладал феноменальной памятью, которая проявилась во время потери А.С. Пушкиным V главы «Евгения Онегина».

    Услышав раз поэму, Л.С. Пушкин смог полностью восстановить текст утерянной главы.

  1. Получивший славу в первой половине ХХ века шахматист А.А. Алехин мог легко играть одновременно с тремя десятками соперников, помня все ходы и комбинации.

Конечно, это далеко не весь перечень людей, имевших феноменальную память, но, думаю, в качестве доказательства того, что они – не миф, этих нескольких имен будет достаточно.

Некоторые люди, ищущие способы, как развивать феноменальную память, представляют себе, что существует некая волшебная микстура, что резко улучшает ваши запоминательные способности.

В крайнем случае – это какие-то упражнения, которые достаточно выполнить несколько раз, чтобы стать обладателем феноменальной памяти.

В реальности же все совсем не так.

Развить свои способности можно, работая над собой длительное время и в комплексе.

Причем, чем более скромный подарок вам презентовала природа, тем больше и дольше придется трудиться.

    Получайте удовольствие от информации, которую запоминаете.

    Представляйте ее в виде вкусного тортика, а не, к примеру, вареного лука, тогда и процесс поглощения информации будет проходить легко и приятно.

    Не пытайтесь перепрыгивать сразу через две ступени.

    Нельзя за неделю (и даже – за месяц) из дохляка превратиться в мускулистого мачо.

    С – то же самое.

    Чтобы развить феноменальную память, нужно время.

    Фильтруйте информацию, которую поглощаете, не перекармливайте свой мозг.

    Пусть он запоминает то, что нужно вам, а не все подряд.

    Не нервничайте.

    Именно состояние стресса («А-а-а! Мне нужно за полчаса запомнить все это!») мешает развитию феноменальной памяти.

    Выбирайте те методики и упражнения, которые вам подходят и нравятся.

    К примеру, если вы обожаете играть в шахматы, но ненавидите решать математические уравнения – не стоит насиловать себя.

Метод визуализации поможет развить феноменальную память

Один из наиболее популярных методов, с помощью которого можно постепенно развить феноменальную память, – метод визуализации.

То есть, вы представляете себе информацию, которую вам нужно запомнить в виде образов.

Начать практиковаться можно с запоминания числового ряда.

Ну, вот, к примеру, вам нужно запомнить число «138».

Представим, что «1» – палочка, «3» – женская грудь, а «8» – знак бесконечности.

Теперь составим предложение, из тех слов-образов, которые мы представили.

Получается нечто вроде «Палочка может смотреть на женскую грудь бесконечно».

Чем больше смысла будет в тех предложениях, что вы составляете, тем легче вам будет запоминать, потому что абракадабра запоминается не легче, чем никак не связанные цифры.

Чтобы применять эту методику, вам нужно визуализировать все 10 цифр, включая 0.

Начните с короткого цифрового ряда и однозначных цифр, постепенно усложняя для себя задачу.

Таким образом, многим удалось развить, пусть не феноменальную память, но достаточно приличные способности к запоминанию.

Эффективные способы, что помогают развить феноменальную память

Попытки развивать память, а в особенности – феноменальную, весьма похвальны.

Не стоит с первых же дней начинать мучить себя сложными упражнениями.

Приступайте к тренировке постепенно.

Например, без особого напряга улучшать свои запоминательные способности можно при помощи:

    Чтения книг.

    Чем больше вы читаете (запоминая то, что прочли), тем лучше.

  1. Решения кроссвордов, головоломок, ребусов.
  2. Игры в шахматы.
  3. Решения математических задачек различной сложности, да и вообще занятие точными науками положительно влияет и на память, и на внимательность.
  4. Учения стихов наизусть.

    Выбирайте те стихотворения, что вам нравятся.
    Начинайте с рифмованных поэзий, постепенно переходя к белым стихам, которые запоминаются труднее.

Если вы хотите подкрепить результат при помощи специального упражнения, то наиболее эффективно – запоминание.

Во такой каламбур получился, но это действительно правда.

Чем больше вы запоминаете, тем больше расширяются способности вашего мозга.

Запоминайте:

  • адреса;
  • номера телефонов;
  • номера проезжающих машин;
  • ФИО писателей и знакомых вам людей;
  • списки покупок;
  • ряды несвязанных между собой слов и т.д.

Чем больше времени вы будете уделять таким тренировкам, тем быстрее вам удастся добиться желаемого.

Что еще необходимо, чтобы развивать феноменальную память?


И последнее, о чем мне бы хотелось вам сказать.

Если вы действительно хотите развить феноменальную память, то помните, что для этого следует делать все возможное.

Не только выполнять специальные упражнения и практиковать разные методики, но и:

    Правильно питаться: овощами, фруктами, мясом, рыбой, натуральными соками, зеленью, злаками, орехами, кисломолочными продуктами и т.д.

    Никакой травли своего организма чипсами, копченостями, алкоголем и прочей гадостью.

    Заниматься спортом.

    Спорт помогает развить выносливость, активность, упорство, усердие, а еще он улучшает работу мозга.

  1. Проводить время на свежем воздухе, хорошо проветривать свое жилье и место работы – без кислорода жизни нет.
  2. Пить достаточно воды (не менее двух литров в день, а летом – еще больше).
  3. Высыпаться, чтобы обеспечивать нормальную работу своего мозга.

что такое феноменальная память и как ее развивать:

Согласитесь, алкоголику, что плохо питается, мало спит и боится физических нагрузок бесполезно спрашивать, как развить феноменальную память .

Ему никакие упражнения не помогут.

Только комплексно подойдя к проблеме, ее можно решить.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Гипертимезией называют феноменальную автобиографическую память. Мишель Мак из Вирджинии помнит в деталях каждый день своей жизни, начиная с восьми лет. Мишель родилась без левого полушария мозга, поэтому ничто не сдерживает ее правое полушарие от фиксирования и хранения информации, которую мозг других людей отсеивает за ненадобностью. Вместе с тем отсутствие части мозга наложило на жизнь Мишель множество ограничений и существенно повлияло на ее интеллект.

Ученые считают, что по тому же принципу работает мозг многих людей с феноменальной памятью и низким общим уровнем интеллекта, когда одна часть мозга развивается особенно активно за счет недостаточного развития других отделов. Отмечено также, что при гипертимезии височная доля и хвостатое ядро увеличиваются в размерах, а также ослабляются биохимические «забывания». Человек запоминает мельчайшие детали даже помимо воли, поскольку нарушена селективная функция механизмом памяти.

Савантизм - синдром саванта - характеризует людей с особенностями развития, которые, тем не менее, обладают исключительными способностями в какой-либо области знания. Чаще всего упоминают пациентов с аутизмом, синдромом Аспергера, перенесших черепно-мозговые травмы и имеющих врожденные неврологические дефекты. Например, американец Ким Пик обладал фотографической памятью, знал наизусть Священное Писание и сочинения Шекспира после первого прочтения и помнил каждую ноту музыкальных произведений сорок лет спустя после . Другие аутисты умеют производить в уме арифметические действия с десятизначными числами.

Приобретенная гениальность и нейронные связи

Исключительные математические способности и феноменальную память могут также развивать люди, не страдающие аутизмом. Достигается это путем тренировки, в ходе которой они, подобно савантам, развивают функционал определенной области мозга, но сознательно. Иными словами, достигают исключительности, подражая патологии.

Ментальные тренировки и мнемонические техники увеличивают число связей между нейронами одного отдела или соседних, что способствует быстрому запоминанию, качественному хранению и воспроизведению информации. Нейрофизиологи считают, что при этом формируются закодированные в молекулах нейронов алгоритмы и конструкции, на основе которых и производятся мгновенные вычисления. Кроме того, такие регулярные тренировки создают "базовую матрицу" развитой нейронной сети, которая служит основой для быстрого запоминания любой другой информации, а также обеспечивают общий высокий уровень интеллектуального развития.

Синестезия и эйдетизм

Синестезия – это способность мозга устанавливать мгновенные ассоциации между информацией, поступающей от разных сенсорных систем.
Восприятие синестетов обусловлено одновременной активацией нейронов разных отделов мозга, например, мы слушаем музыку, и одновременно активируются слуховая и зрительная кора, что заставляет нас не только слышать звуки, но и видеть образы внутренним зрением. Люди, у которых развита синестезия, способны запоминать информацию, используя сразу несколько перцептивных систем, благодаря чему данные лучше закрепляются в памяти, дольше хранятся и легче воспроизводятся. При этом можно использовать любой ключ для извлечения информации – образ, звук, запах, вкус или осязательное воспоминание, поскольку информация кодируется сразу несколькими способами.

Эйдетизм - фотографическая память - может быть как врожденным, так и приобретенным. Отдельные исследователи утверждают, что все дети от рождения обладают этой способностью, но стандартные образовательные программы планомерно эту способность ослабляют вплоть до полного исчезновения.
Нейробиологическое объяснение эйдетизма дает теория остаточного возбуждения зрительных анализаторов. Прирожденные эйдетики могут испытывать значительные трудности в повседневной жизни, например, когда остаточные образы увиденного минуту назад накладываются на то, что человек воспринимает визуально в текущий момент. Если же тренировать эйдетическое восприятие осознанно, ваши мнемонические способности очень скоро перейдут на качественно новый уровень.

Психологи делят память на зрительную, слуховую и кинестетическую, однако чаще всего в запоминании чего-либо участвуют все анализаторы. Развитие феноменальной памяти основано на тренировке этих анализаторов с помощью различных методик, а также на использовании полезных методов запоминания информации.

Как развить феноменальную память с помощью холотропного дыхания?

Мозг – это самый активный потребитель ресурсов человеческого тела. Для его работы требуется большое количество калорий и кислорода – примерно четверть того, что поступает в организм. Но если человек начинает переедать, его лучше работать не будет (скорее наоборот), а вот увеличенное количество кислорода улучшает память и мышление.

Методику холотропного дыхания разработал психолог Станислав Гроф. Заключается она в том, что человек принимает удобное положение и начинает более глубоко и активно дышать. Насыщаемость тканей мозга кислородом улучшается, что положительно сказывается на всех процессах. Такой методикой пользовались шаманы, чтобы предсказывать будущее. На самом деле у них просто улучшались процессы мышления.

Как сделать память феноменальной с помощью зубрежки?

Зубрежка – это запоминание информации без ее анализа. Этот способ учения не приветствуется педагогами. Но на самом деле метод зубрежки очень полезен для мозга – это своеобразная гимнастика, которая способствует развитию не только феноменальной памяти, но и улучшению других процессов. Заучивать наизусть можно стихи, слова иностранного языка – не важно что, главное – делать это регулярно.

Феноменальная память - популярные методы запоминания информации

Улучшить память помогают и различные методы запоминания, которые многие люди используют не задумываясь.

  1. Ассоциации . Например, чтобы запомнить длинный номер телефона, его разбивают на небольшие части и проводят некие ассоциации с получившимися цифрами. Например, в номере телефона можно увидеть праздничные даты, дни рождения, номера домов и квартир и т.д.
  2. Мнемотехника . К примеру, нужно запомнить цепочку не связанных слов: скамейка, лошадь, зонт, мороженое. В таком случае нужно представить картинку: на скамейке под зонтом сидит лошадь и ест мороженое. Чем ярче получится картинка, тем лучше она запомнится. Самый известный пример данного метода – это всем известный способ запомнить цвета

Феноменальная память - это удивительное явление. Под данным определением имеется в виду способность исключительно быстрого запоминания информации, и её последующего воспроизведения. При том материал может иметь поразительные объёмы при полном отсутствии смысловой связи между его компонентами. То есть если человеку с такой способностью дать листок со случайным набором букв, чисел, изображений и символов, он его запомнит, несмотря ни на что.

Мнение специалистов

Интересно, что для учёных феноменальная память является такой же загадкой, как и для всех остальных людей. Механизм сверхвысокой скорости усваивания человеческим мозгом информации, которую в таком темпе может запомнить лишь компьютер, понять невозможно.

Есть лишь предположение. Якобы электрические импульсы производят нечто вроде «кодировки» серого вещества мозга - по аналогии с записью нолей и единиц в компьютере. О чём это говорит? О том, что мозг человека системой «записи» информации аналогичен компьютеру. Отличается только два нюанса. Это скорость «записи» и объём памяти. Но, всё же, у некоторых людей наблюдается феноменальная память. И их скорость «записи» превосходит обычную.

Фотографическая память

Это наиболее часто встречающаяся «разновидность» обсуждаемой феноменальной способности. Люди, которым она свойственна, ничем не отличаются от остальных. Они могут забыть о дне рождения родственника, о том, что надо купить хлеб по дороге домой, или заплатить за Интернет.

Но вот, допустим, такой человек очутился в незнакомом городе. Он пробыл там всего день, а после - уехал. И спустя многие годы ему вновь довелось там очутиться. Что тогда? Ему не составит ни малейшего труда вспомнить все дороги, автобусные остановки, местонахождение магазинов и т. д. Закрыв глаза, и попытавшись воспроизвести свой давно пройденный путь в этом городе, он сможет «увидеть» не только улицы, но даже названия на табличках, номера домов, лица встречавшихся прохожих.

Другие виды сверхспособности

Теперь можно рассказать о видах феноменальной памяти, встречающихся реже фотографической. В частности, о слуховой.

Люди, которым она свойственна, с лёгкостью запоминают в огромном объёме аудиоинформацию. Обычно такой способностью могут похвастаться музыканты. Причём многие. Им достаточно единожды услышать музыкальную композицию, чтобы потом воспроизвести её на своём инструменте. А некоторые композиторы и вовсе сразу же переписывают понравившуюся на слух музыку в нотную тетрадь. Им даже не нужно перепроверять правильной композиции, предварительно проигрывая её. Музыканты прекрасно знают, как звучат ноты и регистры. Поэтому, перенося услышанное на бумагу, мысленно они заново проигрывают композицию.

Ещё есть люди с феноменальной памятью математического характера. И её действительно можно назвать сверхспособностью. Потому что такие личности способны выполнить в уме сложнейшие вычисления. И даже вспомнить в подробностях те, которые были сделаны ими ранее.

Люди с текстовой памятью тоже не могут не удивлять. Ведь им достаточно один раз прочитать или услышать текст (будь то повесть, стих, роман и т. д.), чтобы потом его воспроизвести.

Развитие способности посредством образности

Многие восхищаются теми, кому свойственна феноменальная память. Развитием данной способности одержимо немалое количество людей, и их можно понять. Что ж, если такого дара нет, то отчаиваться не следует. Нужно настроиться на самосовершенствование и начать тренироваться.

Нужно запомнить первое правила. Всю информацию надо трансформировать в образы (как правило, в визуальные). Они должны быть:

  • Цветными. Чем ярче будут цвета, тем легче окажется запомнить то, что в них окрашено.
  • Большими. Образ должен быть крупным, вне зависимости от действительных габаритов воображаемого объекта.
  • Детальными. Подробности важны, и надо научиться акцентировать на них своё внимание.
  • Яркими. Тут даже объяснять не нужно. Всем понятно, что тусклые образы запоминаются крайне плохо.
  • Объёмными. Пытаясь рассмотреть образ у себя в голове со всех сторон, удаётся не только детализировать его, но и поспособствовать развитию воображения, что тоже немаловажно.

Данный способ подойдёт даже для занятых людей. Феноменальную память развивать образами очень удобно, ведь они окружают нас повсюду.

Ассоциации и мнемотехника

Это, пожалуй, самые популярные способы, посредством которых можно развить память. Вот, например, чтобы запомнить длинный номер мобильного телефона, многие пытаются найти в нём важную дату, свой день рождения, почтовый индекс и т. д. Некоторые поступают иначе. Они создают образы: двойка похожа на лебедя, единица напоминает свечку, пятёрка смахивает на английскую S, и т. д.

Что касательно мнемотехники? Данная совокупность приёмов подразумевает создание человеком событийных цепочек. Тут способность мыслить образно играет не последнюю роль. Например, нужно запомнить цепочку следующих слов, никак между собой не связанных: автобус, змея, шляпа, бутылка, дождь, жёлтый. Как это сделать? Легко! Достаточно представить, как змея в жёлтой шляпе едет в автобусе в дождливую погоду. Яркая получается картинка, не так ли? О том-то выше и говорилось. Чем ярче образ - тем проще будет что-либо запомнить.

Чтение

Его значение и важность в процессе самообразования невозможно переоценить. Чтение является сложным когнитивным процессом декодирования символов, который направлен на понимание текста. Люди с феноменальной памятью, как правило, усваивают немало литературы.

Чтобы развить в себе эту способность, надо читать. Только делать это нужно правильно. Выбрав «правильную» литературу (с достаточной смысловой нагрузкой), можно приступать к вдумчивому и основательному чтению.

Человек должен будто бы «цеплять» каждое написанное в книге слово взглядом, и сразу же анализировать его. Наверняка многие оказывались в ситуации, когда вроде бы прочитал целую страницу, но ничего не понял. Это из-за отсутствия концентрации и основательного подхода. А вот подмечая каждое написанное слово, человек научится осмысливать всё, что он читает. А впоследствии и запоминать. В дальнейшем удастся также развить скорость чтения. Феноменальная память (как способность), неразрывно связана с умением в темпе знакомиться с текстовой информацией и усваивать её.