Последние статьи
Домой / Для серых глаз / Тканевые куклы мотанки. Кукла-мотанка: что мы знаем о прадавнем сакральном обереге украинцев

Тканевые куклы мотанки. Кукла-мотанка: что мы знаем о прадавнем сакральном обереге украинцев

Надежда Халимуллина

Какие только куклы можно сделать своими руками : и обрядовые и берегини, и игровые! Я хочу показать, как мы делали игровую куклу-мотанку . Такие куклы родители вместе с детьми делали в нашем семейном клубе «Чудеса творим руками» в детском саду, а также с коллегами на мастер -классе на районном методическом объединении.



Для её изготовления нам понадобится :

Простой карандаш;

Ножницы;

Шаблоны-круги диаметром 35см, 25см, 17см;

Разноцветная цветная ткань для платья, лучше с мелким рисунком;

Белая полоса ткани 30см на 12см;

Синтепон или вата (небольшой кусок) ;

6 резинок (вместо резинок можно просто обматывать нитками, не завязывая) .


1. Обводим по шаблону круги на цветной ткани и вырезаем их.

2. Для платочка вырезаем треугольник (концы для завязывания должны быть длинными) ;

3. Из белой ткани вырезаем полосу 30см длиной и 12см шириной - это будет лицо и руки.


4. На самый большой цветной круг кладём посередине синтепон или вату - это будет голова.


5. Обматываем резинкой.


6. Кругом из ткани другого цвета обхватываем первый слой платья и также обматываем резинкой.


7. Третий круг цветной ткани так же делаем поверх первых двух слоёв и обматываем резинкой.


8. У белой полосы загибаем края вовнутрь.


9. Натягиваем на головку полоску белой ткани и опять закрепляем резинкой.


10. Обматываем ручки на концах – если сильно длинные – отрезаем лишнее.


11. Сверху повязываем платочек-косынку.


Лицо кукле не рисуем : это развивает воображение детей.

Вот наша кукла-мотанка и готова ! Пусть Ваши дети, как и наши, тоже играют с удовольствием!

Куклу-мотанку наши предки изготовляли из любого подручного материала. Все, что из текстиля стало уже ненужным, шло в ход: лоскутки, полотенца, старая родительская одежда, ленты, бусы…. Даже сухие цветы, ягоды и шишки находили свое применение!

Поэтому, если возникло желание сделать куклу-мотанку своими руками, необходимо просто заглянуть в шкаф и выбрать одежду, которую носить уже не будете. Идеально подходят детские вещи: распашонки, юбочки, а также – старые скатерти и салфетки.

Главное, чтобы процесс изготовления приносил вам удовольствие. Лучше включить спокойную музыку, а если хотите, чтобы ваша кукла стала еще и оберегом для вас, найдите записи молитв или богослужений. Так вы получите грандиозную релаксацию от интересной работы.

Особенности узелковой куклы

Узелковые куклы делят на три подвида :

  • игровые;
  • обрядовые;
  • учебные.

Узелковую куклу изготовить проще всего – при желании достаточно только чистого носового платка. Для того чтобы наполнить голову такой куклы, можно взять любой мягкий материал. Бедняки делали много лет тому назад такие игрушки для своих детей. Наши бабушки играли, делая узелковые куклы из соломы, травы.

Но узелковые куклы имели и другое предназначение – на них делался заговор. Такие куклы не имели лица – наши прародители верили, что так никто не сможет причинить вред живому человеку. На каждый узелочек, делался заговор: на замужество, выздоровление, беременность и т. п., благодаря чему они защищали человека, помогая в делах.

Какие бывают куклы-мотанки

Существует множество кукол-мотанок, которые символизируют различные события, легендарные персонажи. Назовем наиболее известные из них :


Давая посмотреться кукле в зеркало, говорили :

«Смотри, какой подарочек! А за него – желание мне исполни!»

Чем больше у куклы оказывалось подарков, тем больше ее сила, все желания исполнялись еще быстрее. Куклу никому нельзя показывать.

– Кукла-конь. Поскольку у древних славян конь занимал центральную позицию в их верованиях, был связующим звеном между людьми и богами, то и без куклы в виде коня не обошлось. Обычно такой символ делали красного цвета, поскольку считалось, что конь – это огонь, запряженный в колесницу Солнца.

Как создать мотанку-оберег своими руками

  1. Выложим на столе материалы, которые нам понадобятся: -для головы – кусочек мягкой ткани. Можно использовать пеленку, полотенце, старую наволочку; -для рук куколки и нижней юбки – ситцевую ткань, можете воспользоваться детскими платьицами, распашонками и т. д.
  2. Расстилаем ткань на столе, складываем краями внутрь. Ширина выбранной ткани, будет соответствовать высоте головы куклы.
  3. Скручиваем ткань – основу кукольной головы. Кстати, по бокам скрутки обозначится спираль – символ бесконечности жизни.
  4. Полученный элемент туго перематываем нитками.
  5. Для обмотки, ткань может быть белой или любого светлого цвета.
  6. Кладем скрутку на лоскуток ткани посередине, накрываем верхним уголком. Придерживая скрутку, сворачиваем складки ткани назад.
  7. Нити для намотки креста, лучше использовать черные или красные. Черный цвет – женская энергия; спокойствие, вода, ночь, Луна (месяц). Красный – мужская активная энергия; огонь, Солнце. При намотке сакрального креста, наматываем нитки правой рукой, по часовой стрелке.
  8. Обматываем ниткой шею куклы, затем – половину головы, делая нечетное количество витков.
  9. Переносим нить через заднюю сторону головы на левую часть шеи, выводим нить вперед, не забывая наматывать нитку только по часовой стрелке.
  10. Если у вас немного разъехались или съехались нитки, это не страшно – возможно, вы немного поспешили или переволновались. Помните, что главное при создании куклы-мотанки – спокойствие и радость, такая спокойная радость.
  11. У некоторых, горизонтальная линия получается достаточно высоко, у других – почти внизу. Особой разницы здесь нет, делайте, как вам удобнее. Для новичков подойдут более толстые нити. Хотя можно пользоваться обычными швейными нитками, здесь важно не торопиться.
  12. Намотав достаточную численность горизонтальных витков, переносим нить назад, переносим к шее и закрепляем, обрезаем нить. Вообще, можно оставить и такую заготовку, но лучше пройти путь до конца.
  13. Закрепляем нить другого цвета на шее куклы пятью или семью витками, выводим ее с левой стороны.
  14. Наматываем с левой стороны необходимое количество витков, и выводим нить сзади головы. Количество витков лучше считать – на готовой работе один-два лишних витка будут заметны. Лучше делать одинаковое количество витков, например: только девять, или только пять, тогда не запутаетесь.
  15. Намотав слева достаточно нити, выводим ее сзади, переходя на другую сторону.
  16. Наматываем красную нить под черной горизонтальной нитью, выводим нить сзади и закрепляем на шее девятью витками. Нить обрезаем или обрываем.
  17. Теперь у вас в руках кукла-мотанка с сакральным крестом. Кстати, есть много разных способов намотки креста – каждый способ намотки имеет право на существование, и нельзя считать какой-то один наиболее правильным. Будем ее одевать. Для нижней юбки лучше взять белую ткань, украсив ее внизу тесьмой. Отрезком ткани оборачиваем куклу, фиксируя её у шеи (приматывая ниткой).
  18. Для рук можно взять ту же самую, или другую ткань. Складываем её краями внутрь, или скатываем трубочкой. Фиксируем ниткой, формируя ладони.
  19. Приматываем руки к шее с задней части туловища. Приматывать их надо крест-накрест.
  20. Одеваем юбочку. Длинный клочок ткани закрепляем вокруг талии куклы. Можно для удобства сначала присборить юбочку на нитку, а затем примотать к кукле.
  21. Передничек – признак хозяйки. Их может быть несколько, например: нижний однотонный светлый, а поверху него – цветной.
  22. Выберем кусочек ткани для корсетки. Некоторые мастера корсетку не делают, а просто обматывают грудь и талию лентой, нитками или тесьмой.
  23. Ткань для корсетки складываем пополам, разрезаем посередине к линии сгиба и в стороны где-то по 0,5 сантиметра. Если шея толстая, боковые разрезы делаем глубже.
  24. Одеваем на куколку корсетку, фиксируем ее поясом. В качестве пояска, можно взять нить толще: ленту, сплетенную из ниток косичку, тесьму, узкий кусок ткани, и тому подобное.
  25. Осталось только надеть на голову платочек, и ваша кукла-мотанка готова!

Лялька-мотанка – українська народна лялька, символ жіночої мудрості, родинний оберіг.
Здавен у кожній родині лялька-мотанка виконувала роль оберегу, була символом мудрості, берегинею роду, символом матері-прародительниці та зв’язку між поколіннями, одна із найдревніших іграшок і сакральних (священних) істот нашого народу, якій тисячі й тисячі років.

Скільки існує людство, стільки років цій іграшці, яка повинна була дитину заспокоїти, нагодувати і зберегти. Бо мати, залишаючи дитя, замотувала фрукти чи хліб у шматочок тканини, прив’язувала паличку і давала, як іграшку, тому в основі ляльки - хрест.

Виготовляючи цей сакральний предмет, жінки вкладали у неї свою енергію, певні думки і побажання. Ляльку-мотанку передавала мати дочці, коли віддавала до іншого роду, а дочка, у свою чергу, своїй дитині. Це ніби ниточка, яка зв’язувала увесь рід .

Наші пращури вірили, що лялька є посередником між живими та тими, хто ще народиться. Тому на заміжжя дівчини разом із рушниками і сорочками в скриню до приданого клали ляльки. Робили їх дуже ретельно: одягали в українське народне вбрання як наречену, плели вінок на голову і обов’язково «додавали» нареченого - мусила бути пара. Відразу після одруження тими ляльками бавилися - вважалося, що так швидше народяться діти.
Обличчя у «плодоносних» ляльок немає - невідомо ж, хто прийде на світ.

Берегиням - іншому різновиду - на обличчі намотували хрести. І виготовляли їх на різні потреби: аби людина одужала, аби пішов дощ чи навпаки - припинилася злива, вщух буревій…

Усі елементи одягу мотанки є символічними: спідниця уособлює землю; сорочка - три часи: минулий, теперішній і майбутній; головний убір - очіпок, стрічка чи хустка - зв’язок із небом…
Українська лялька тим унікальна, що вона - така ж, яка була тисячі років тому! Найдавніші - глиняні - сягають доби Трипілля!
Ви маєте чудову нагоду навчитися робити такі ляльки мотанки,нижче детальний майстер-клас.

Власноруч зроблена лялька-мотанка має чарівну силу. Вона не лише береже родинне вогнище, але й має здатність здійснювати бажання. Таку ляльку мати передавала дочці, віддаючи заміж, а та, в свою чергу, дарувала Берегиню своїй дитині.

Для виготовлення ляльки-мотанки потрібні такі матеріали:

  • клаптик білої тканини (15х15см) для голови,
  • кольорові клаптики тканини (9х9 см для ручок, 8х15 см для спіднички та 4х7 см для фартуха),
  • шматочок синтепону або вати,
  • нитки (лляні, шерстяні, бавовняні тощо),
  • нитки муліне або трикутничок квітчастої тканини (для волосся або хустки).

Лялька-мотанка своїми руками

1. Загорніть синтепон у білу тканину, обмотайте червоними нитками.

2. За допомогою лляної нитки, або атласної стрічки зробити на обличчі мотанки сакральний хрест - спочатку вертикальну смужку, закріпивши нитки на шиї, потім - горизонтальну, зав’язавши вузлик ззаду голови.

3. Зберіть тканину для спіднички з одного боку в складки та примотайте до ляльки. Нитку не обрізуйте!

4. Обмотуючи ляльку червоною ниткою від шиї до талії, примотайте фартух.

5. Тканину для рук згорніть гармошкою, обмотайте нитками.

6. Примотайте ручки до ляльки нитками хрест-навхрест.

7. За допомогою ниток муліне зробіть лялечці волосся. На місці проділу зав’яжіть нитку, а з протилежного боку моток розріжте ножицями.

8. Прикладіть до голови мотанки волосся, пригладте його та закріпіть, перев’язавши ниткою на шиї.

9. Заплетіть Берегині коси.

10. Зав’яжіь ляльці на голову стрічку, або одягніть віночок. Шию можна прикрасити намистом.

Не дивно, що ляльку-мотанку і досі вважають надійним оберегом, адже здавна Берегиня, зроблена власними руками, оспівана піснями, обласкана казками, одягнена у все домашнє, рідне, містила потужну позитивну енергетику найдорожчої людини - матері, яка, вкладаючи в іграшку душу, з любов’ю робила її для своєї дитини.

Готову ляльку-мотанку, можна поставити на покуті, або прикріпи над дверима, і нехай вона приносить щастя у Вашу оселю!

Ось ще цікаве відео:

А тут можна переглянути вже готові гарні ляльки-мотанки:

Недавно я заметила такую странную вещь: порой дорогие игрушки детям бывают не так милы, как простенькие крохотные киндеры, подаренные кем-то пушистики или обычная куколка, которую мама смотала за 5-10 минут из остатков ткани. Так получилось у нас. Совершенно случайно я попала на мини мастер-класс по изготовлению традиционных тряпичных куколок. Принесла результат своих трудов домой и – о чудо! – дети заняты весь вечер! Я удивилась и решила сделать ещё три куклы.

Что понадобилось для куклы?

Прямоугольные ткани, ленты, нитки, синтепон, вата или марля.

Как сделать куклу-мотанку?

Сразу оговорюсь, что я не соблюдала традиционность и резала ткань ножницами, хотя мне говорили, что ткань для мотанки должна рваться вручную.

1. Приготовить 5 прямоугольников ткани и 1 квадрат. Можно вырезать нужные лоскуты по ходу работу над куклой.

2. Первый прямоугольник должен быть нейтрального цвета. Это будет куклы. В его центр кладём синтепон, вату (в моём случае – марлю).

Из этого прямоугольника будем делать голову и тело куклы

Складываем ткань пополам и собираем её вокруг наполнителя, чтобы получился шарик для головы.

3. Хорошенько наматываем нитки в основании головы, делаем узелок.

4. Берём новый прямоугольный лоскут ткани и закручиваем его в валик. Это будут руки нашей куклы-мотанки.

5. Когда валик готов, плотно обвязываем его края ниточками.

Должно получиться вот так:

6. Берем тело нашей куколки и вкладываем руки между двумя слоями ткани.

7. Обхватываем ткань под ручками и начинаем мотать.

8. Делаем куколке красивую кофточку. Для этого берём ленточку и несколько раз обматываем её крест-на-крест вокруг ручек и талии.

Завязываем ленточку на узелок и опускаем края вниз. Сверху будет юбочка.

9. Берём ещё один прямоугольник ткани складываем его пополам лицевой стороной наружу. Наверх кладём куклу, как показано на фотографии снизу.

Приподнимаем один слой ткани и обхватываем талию куколки рукой.

Начинаем плотно наматывать нитку, в конце делаем узелок.

10. Таких слоёв юбочки можно делать много. У меня было 3 слоя. Только вот второй нужно прикладывать не к спинке куклы, а к животику. Тогда ляля выйдет нарядная и не будет видно телесной ткани.

11. Платочек для куклы я делала из треугольника, но можно сделать из квадратика, сложенного пополам. Тут всё просто – обвязываем куколке головку точно также, как и себе, только сзади стоит завязать хвостики на узелок.

12. Вот и готова наша традиционная кукла-мотанка, можно начинать игру!

Честное слово, я была приятно удивлена, как разбалованные красивыми игрушками дети отнеслись к простеньким тряпичным куклам. Ксюша пошла с куклой в садик, Сима понесла её на занятия в детский клуб, а потом ещё попросила взять куклу с собой в магазин. И несколько дней спали с мотанками в обнимку, жаль фотографии не осталось.

Если вам понравилась эта нехитрая тряпичная куколка, поделитесь мастер-классом со своими друзьями в социальных сетях. Может быть, они тоже захотят своими руками сделать приятный сюрприз малышам;)

Хотите всегда получать свежие идеи, материалы и разнообразные раскраски для занятий с малышами? Тогда смело “Расти умным”!

Желаем вам побольше сладких детских улыбок!

Мотанка - символ праматери природы, Богородицы и плодородия, поэтому не удивительно, что куклы всегда женского пола. Традиционно изготовление мотанки - женская работа и почетная обязанность. Секреты изготовления куклы передавались от матери к дочери.

Есть три типа мотанок : младенец, невеста и берегиня.

Мотанка-младенц делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье. Если ребенок болел, делали другую куклу и давали малышу поиграть, считалась, что такая кукла забирает на себя всю хворь, и когда он выздоравливал, куклу сжигали.

Куклу-невесту делали для невесты, она была важной частью посага, наравне с рушниками и сорочками. Такой кукле шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца. Считалось, что чем больше она играет - тем здоровее и сильнее будет потомство, ведь кукла олицетворяла Прародительницу, и считалось, что в игре она передает молодой жене опыт предков.

Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня . В голову которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достатка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке-берегине на лицо обязательно наматывали крест. Сначала нитки наматывали вертикально и только потом горизонтально. Крест в круге - символ гармонии души (вертикаль) и тела (горизонталь), единения женского начала с мужским, древний солярный знак, несущий солнечную, положительную энергетику. Такую куклу ставили или вешали в углу, со стороны восхода солнца.

Предки считали, что через человеческие черты лица в куклу могут , а они бывают как добрыми, так и злыми, кроме того, рисуя лицо, мастерица подсознательно придает кукле черты знакомого человека и тем самым подвергает его опасности. Подчеркивая неодушевленность мотанки, ее делают безликой, а значит, - безопасной для людей.

Кроме трех основных видов кукол-мотанок делали куклы и на желания, которых задабривали украшениями. Также изготавливались мотанки в помощь путнику, для крепкой семьи, и для рождения детей. К переднику мотанки, которая помогала забеременеть, привязывали кукол-младенцев, «деток» в таком количестве, в котором хотели иметь (один, двое, трое, четверо). С такой куклой женщина спала до наступления беременности.

Мотанки делали из лоскутков ткани одежды родителей, бабушек и дедушек, поэтому неудивительно, что кукла, сделанная своими руками из одежды родных людей, заговоренная на добро и удачу оберегает и несет безграничную положительную энергетику. Именно поэтому традиция изготовления кукол-мотанок дожила до наших дней и приобретает все большую популярность.

Украинская кукла-мотанка - уникальное явление, которое оставили нам в подарок наши предки. Кукла-мотанка универсальна: она изготавливается по одним и тем же принципам будь то для гармонизации отношений в семье, для исцеления или оберега. Но самым загадочным является наличие креста на лице. Какую же тайну скрывает в себе эта берегиня?

САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Украинская кукла-мотанка содержит множество сакральных космогонических значений, которые были сформированы еще в трипольскую эпоху. Поэтому многие исследователи (А.Найден, Л.Тимошенко и др.) считают, что истоки куклы-мотанки - в трипольской культуре. Так, в основе своей головы она имеет скрученную сваргу, которая является основным мотивом на трипольских глиняных изделиях. Сварга символизирует движение и развитие Вселенной. Само слово «развитие» содержит образ витка: в процессе развития чего-либо как бы распространяются витки. Действительно, процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной, будто закручиваются энергетические вихри. Кроме того, скручивание, завивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека, как отмечает Зинаида Зимина в книге «Текстильные обрядовые куклы». Вообще завивание - это ритуальное действие, которое соотносится с зарождением, ростом, преумножением, связано с сотворением мира («вихрь», «повитуха», «сповивати», «верч» - свадебный хлеб и мн.др.).

На древнее происхождение куклы-мотанки указывает также то, что она имеет крест вместо прорисованных черт лица. Известно, что глаза являются «зеркалом души». Глаза на сакральной кукле не изображались, чтобы не произошло отождествление с каким-либо живым существом. Люди верили, что в глаза может влететь душа. Крест на лице сакральной куклы как бы свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени, поэтому она является архетипом, образом Великой Богини, проводником её силы. Это и делает её сакральной. Обозначенные же черты лица как бы навязывают определенный образ, развеивают дымку тайны, непознанного, загоняют в рамки и этим десакрализируют куклу, то есть делают её обыденной игрушкой. Ведь за крестоподобным личиком можно нафантазировать какой угодно образ в соответствии со своим внутренним миром. Готовый образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла-мотанка, в следствие чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира, и тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы-мотанки - в непрерывном энергообмене со своим хозяином.

Кроме того, крест в круге - это знак Даждьбога, то есть символ, который несет в себе солнечную энергетику. А наши предки называли себя «внуками Даждьбожьими». Крест также является символом гармонизации духовного (вертикальная линия) и телесного (горизонтальная линия), аналогично небесного и земного, мужского и женского начал.

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБСТВА КУКЛЫ-МОТАНКИ

В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла - одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

Создание куклы-мотанки - это действо нового рождения. Каждая кукла - это живое существо, она несет определенные энергии. Подобно человеку она рождается только после того, как узнает свое предназначение, задание в этом мире. Кукла - это медитативный предмет. Мотая её, женщина находится как бы между мирами: ощущая связь с Навью - предками, очищая прошлое, утверждая силой своей веры Явь - настоящее, «проявляя» нужные образы и таким образом формируя счастливое будущее, праведные мысли - Правь. Мотая куклу, женщина мотает свою судьбу. Поэтому самый важный этап в изготовлении куклы-мотанки - формирование идеи, замысла, образа. А уже под идею подбирается материал и появляется имя куклы, то есть замысел реализовывается. Мастерица должна решить: с какой целью она будет делать куклу, в чем она будет помогать её обладателю, какие сокровенные желания реализовывать. Например, помириться с кем-то, если поссорились, тогда в куклу закладываются образы прощения, или решить семейные проблемы, тогда вкладываются соответствующие этому замыслу образы и пр.

Эти образы вкладываются тогда, когда скручивается валик для головы куклы, который напоминает трипольскую спираль. Ведь именно в голове зарождаются мыслеобразы, таким образом, голова куклы является главным носителем энергии замысла её создателя. Когда мы этот валик покрываем тканью для лица, благословляем это существо. Мотая крест на лице куклы, можно закладывать определенное символическое число. Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь), направляя энергию в русло роста и развития. Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю. Чем больше закручиваем нитку, тем кукла становится энергетичнее. Это ответственная духовная работа. Таким образом, кукла сохраняет энергетику, информацию своего создателя. Она всегда отображает внутренний мир мастерицы, что проявляется в «характере» куклы: облике, цветовой гамме, фасоне одежды, размере и пр.

Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу - день Мокоши и воскресенье - день Рода, всех Богов - не следует делать куклу. Так, народный мастер Валентина Бердник-Сокоринская при изготовлении куклы-мотанки всегда придерживается значения праздников и фаз луны. Например, на плодородие, богатство кукла делается на фазе возрастания луны, на семейное счастье и успешные дела - когда луна полная, а на фазе убывания делаются куклы на отворот от проблем и болезней.

Условно работу над куклой-мотанкой можно разделить на два этапа: создание тела куклы и создание наряда. Когда мотается тело куклы, узелки не завязываются. Один узелок завязывается в самом конце, когда тельце куклы пеленается, в месте пупа, что символизирует рождение, перевязывание пуповины, и в этот момент закрепляется сила намерения мастерицы. Считается, что завязывая узелок, нужно загадывать желание. Допускаются узелки при изготовлении рук (закрепление по краям валика для рук), это можно объяснить тем, что руки изготавливаются отдельно, а потом приматываются к телу куклы. Но куклы-мотанки могут и не иметь рук.

Начатую куклу нужно обязательно закончить во избежание несчастий.

Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Также и головной убор можно пошить отдельно. Элементы одежды куклы тоже имеют обереговое символическое значение. Юбка символизирует землю, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой, сорочка - триединство мира, головной убор (лента, платок, очипок) - связь с небом.

Сакральная кукла-мотанка - берегиня, один из членов семьи, помощница в жизни. Её можно разместить на покутье, возле входной двери, над детской кроваткой, перед столом. Любовь и свет души, вложенный в неё, сотворят счастливую судьбу семьи, рода и сквозь пространство и время передадут её потомкам.

ПУТЬ К СЕБЕ САМОЙ

В русской народной сказке «Василиса Прекрасная» сохранился образ сакральной куклы-помощницы. Углубившись в тайны этой сказки, мы можем многое прояснить в природе женской души.

К.П.Эстес в книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» пишет, что старинная сказка о Василисе - это история об инициации женщины, развитии женской души. Психолог Разида Ткач в книге «Самораскрытие женщины с помощью волшебной сказки «Василиса Прекрасная» описывает, как можно с помощью этой сказки проработать какие-то психологические проблемы, связанные с некачественным проживанием определенных возрастных этапов. Таким образом, главной целью героини является обретение глубинной мудрости женщины, без которой невозможно построить счастливую жизнь.

Чтобы обрести внутреннюю женскую силу, душа должна выполнить определенные задания. И самая первая задача - «позволить слишком доброй матери умереть». Сказка начинается с того, что мать Василисы умирает, но перед смертью вместе со своим благословением дарит дочери куколку и наказывает беречь её всегда при себе, а если приключится какое горе, дать ей поесть и спросить у неё совета. Через куколку мать передает дочери женскую интуицию, родовую силу, которая и помогает девушке пройти через все испытания. По мнению К.П.Эстес, куколка выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума, внутреннее знание и сознание. Она - символическая копия изначальной «самости», души, интуиции. Держать куколку при себе - значит получать материнскую помощь, советы. Кормить куколку - поддерживать эмоциональную чувственную связь с матерью, своим родом, со своей интуицией. Сохань И.В. считает, что наказ матери кормить куколку означает «необходимость внутренней работы, чтобы не забыть себя и не отстраниться в разнообразии житейских забот от своей сути и предназначения, и еще - способность покормить, ущемив при этом себя, указывает на способность пожертвовать чем-то единомоментным ради чего-то более важного и по-настоящему насущного».

Если воспринимать сказку поверхностно, то становится очень жалко Василису, которой отныне не видать материнской ласки. Но, чтобы уяснить тайный смысл этой сказки, нужно понять, что все её элементы изображают качества одной-единственной женской души. То есть на уровне образов, архетипов смерть доброй и ласковой матери означает прощание с детством души, отказ от чрезмерной материнской опеки. Чтобы пройти посвящение (инициацию) в настоящую женщину, героиня должна взять на себя ответственность за самостоятельную жизнь, развивать осознанность своих действий. Именно это и символизирует смерть матери в так называемых женских сказках.

Далее в мир Василисы входит отвратительная семья мачехи, превращая её жизнь в ад. Мачеха и её дочери олицетворяют «тень» - «темные» аспекты души, которые эго загоняет в глубь подсознания. Это те непринятые части души, которые и создают проблемы героине. На этом этапе инициации женщину изводят мелочные придирки собственной души: «Ты недостойна лучшего. Ты глупа и бездарна. Тебе позволено от сих до сих и не больше». Таким образом, следующая задача героини: принять темные стороны своей души, стать целостной, уравновесить белобу и чернобу, а значит стать собой. Конфликт между слишком хорошей, доброй, уступчивой натурой и слишком требовательной, агрессивной обостряется. Мачеха и сестры хотят извести расцветающую душу, потому гасят огонь в доме, без которого невозможна жизнь. Погашенный огонь символизирует смерть для старого образа жизни. Символическая смерть - это первый этап в структуре посвящения.

Теперь перед Василисой стоит задача раздобыть огонь. Через темный лес к избе Бабы Яги ведет Василису куколка-интуиция, то есть героиня должна довериться своей инстинктивной природе.

Баба Яга - это самая суть инстинктивной, целостной души. Это прообраз Мокоши - мудрой и справедливой Богини, которая прядет нить человеческой судьбы. Если приходящий относится к ней с почтением - дарует ему Долю, а если проявляет невежество и непослушание - посылает Недолю. Баба Яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы. Несмотря на все угрозы, она всегда справедлива. Почтение перед великой силой - решающий урок. Женщина должна суметь выстоять перед силой, ведь в конце концов какая-то часть этой силы перейдет к ней. Василиса просит у Бабы Яги огня, и та соглашается, но только в том случае, если взамен девушка будет выполнять для неё домашнюю работу. На языке образов этим способом Баба Яга учит Василису наводить порядок в доме своей души. Стирка одежды Бабы Яги символизирует очищение, подразумевает пропитывание, наполнение духовностью, высшей силой, тайной, поскольку одежда несет её образ, энергетику. Василиса учится обновлять душу, стирая волокна бытия. Подметать в избе Бабы Яги - значит учиться разбирать, понимать, содержать в порядке, очищать дом своей души, упорядочивать внутреннюю жизнь. Чтобы стряпать для Бабы Яги, нужно разжечь творческий огонь своей души, огонь любви, лепить себя по образу и подобию Великой Богини. Задание перебрать зерно, отделив хорошее от испорченного, - это развитие умения точно узнавать, безошибочно отделять истинное от ложного, делать тонкие различия в суждениях, что поможет сделать правильный выбор в жизни. С помощью этой работы Василиса собирает себя, структурирует свою психику. Бесстатусное, промежуточное состояние посвящаемого - это второй этап инициации.

За хорошую работу Баба Яга вручает Василисе горящий череп. На первый взгляд, ужасающий образ («Как такое можно читать детям?!»). Но на глубинном уровне череп символизирует связь с предками. В древности кости считались средствами вызывания духов, особенно важным был именно череп. Таким образом, это символизирует, что Баба Яга передала Василисе древние родовые знания, дар ведания. Василиса слилась воедино со своей силой и теперь видит мир и свою жизнь в новом свете. Когда Василиса приходит домой, череп наблюдает за мачехой и дочерьми, а затем сжигает их дотла, то есть происходит трансформация теневых сторон души. Возрождение в новом качестве, возвращение к жизни в новом статусе - третий, завершающий этап инициации.

Василиса - образ женской души - совершает огромную внутреннюю работу, благодаря чему проходит возрастное посвящение в мудрую женщину, обретает интуицию, целостность, заслуживает счастья. Теперь она имеет внутренние силы творить свой мир в любви и гармонии. Она открыла в себе Дикую Женщину - первозданную Богиню. Таким путем Василиса Прекрасная превращается в Василису Премудрую.

Отныне то, что способна сотворить Василиса благодаря внутренней женской силе и мудрости, достойно только царя. Она ткет тончайшее полотно - полотно своей судьбы, из которого пошить сорочки для царя не может никто, кроме её. Царь находит Василису и узнает её как свою суженую. Сказка заканчивается словами о том, что Василиса «…куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане». Это напутствие, чтобы всегда слышать голос своей души, помнить о своей настоящей первозданной природе. Так рождается Богиня.

Зоряна ЗДЗЕБА

Миниатюрная кукла-мотанка (мастер-клас)

Приглашаю вас сделать небольшую куклу-мотанку из лоскутков и ниток.

:

Для куколки вам понадобится

  • лоскуток белой ткани (бязь, ситец) размером 15х15 см - это будет голова куколки

лоскутки цветной ткани:

  • 9х9 см для ручек
  • 8х15 см для юбочки
  • 4х7 см для фартука
  • небольшой кусочек синтепона или ваты
  • нити для сматывания куколки (акрил, шерсть, лен, хлопок - по вашему усмотрению)
  • моточек нитей мулине - если вы пожелаете сделать вашу куколку с волосами, или же небольшой треугольник ткани на платочек

С делать мотанку можно в домашних условиях. Самый простой способ потратит час вашего времени, или даже меньше. Или заказать у нас! ;)

1. Для изготовления куклы нужны четыре квадратных лоскуты ткани, лучше - хлопковой, прочной, размером с большой носовой платок или салфетку из бумаги. Один кусок будет светлого цвета. Необходимые ветошь или вата (синтепон) для набивки головки куклы, грубые нити (подойдет № 10). Можно подготовить цветной шнурок или сплести из цветных ниток обычную косичку. Очень эффектно, когда коса двухцветная. Для пояса и нижней платки на голову готовим ленту или тесьму.

2. Кукла-мотанка делается «намоткой» без применения иглы. Рекомендуется не разрезать, а разрывать ткань, чтобы «от того звука все злые силы уходили подальше от оберега и от дома».


3. Два квадратных клочья подойдут для изготовления двух юбок, ткань светлого цвета пойдет на изготовление головы куклы. Четвертый кусок - на руки и головной платок.

4. Начинать следует с нижней юбки. Квадрат ткани свернуть надо пополам, а потом еще раз пополам, чтобы получился небольшой квадрат. В нем округло обрезаем один угол (как в бумажной снежинке). Если ткань развернуть, должны получить круг.


5. Второй квадрат складываем так же, как и первый, только обрезаем выше, где-то на пол сантиметра, чем первый лоскут. Таким образом, из двух лоскутов получаем две кукольные «юбки».

6. Третий (светлый) кусок ткани надо обрезать еще на полсантиметра выше, чем до того другой.

7. Кусочки сложить так, чтобы самый был снизу, а светлый - наверху. Тогда под самый кусок надо положить тряпки для набивки головки куклы. Куски собираем рукой, а голову делаем, перемотав нитью. Мотаем по часовой стрелке и нечетное количество раз. Готовые «тело» куклы и «голова».


8. Теперь сматываем «ручки». Четвертый кусок ткани также может быть светлым, или цвета одной из юбок куклы. Этот лоскут надо разорвать пополам. С образованного прямоугольника формируем «ручки». Ткань нужно внутрь завернуть так, чтоб не было видно конца, прокладываем внутри тряпки для создания объема, а по бокам перетаскиваем нитью - закрепляем.

9. Далее «ручки» приматываем к телу. Это делается обереговым крестом. Он есть у всех мотанок и является главным элементом в обрядовой и традиционном смысле. Обереговый крест наматывается так: низ - справа верх потом наискось, затем нить ведем вокруг талии и выводим через правое плечо уже на талию. Некоторые мастера считают, что крест надо сделать и на спине и на груди в виде буквы «Х». На талию связываем цветной пояс.

10. Украшаем голову куклы красивой тесьмой или красной нитью - это будет символический нижний платок на голове куклы.


11. От четвертого куска ткани остался оторванный прямоугольник. Его рвем пополам еще раз, чтобы получить два квадрата. Первый будет платком, который завязываем на голову куклы. Второй квадрат превратится в сумочку куклы: на него кладем монетку или зерно, сумочку надо перевязать так, чтобы края ткани выступали, после чего ее надо на плечо одеть или примотать к талии куклы.

Куклу-мотанку или просто ставим, или приматываем к палочке, а место она себе в доме найдет сама.