Домой / Для серых глаз / Учебно-методический материал (младшая группа) на тему: Мастер-класс для детей и родителей по детским календарям Дороновой Т.Н. второй младшей группы

Учебно-методический материал (младшая группа) на тему: Мастер-класс для детей и родителей по детским календарям Дороновой Т.Н. второй младшей группы



Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.


Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.
Рассчитан для трех возрастов - 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет.


Детский календарь природы: собери год из четырех частей времен года. Каждая часть часов - одно из четырех времен года. Если собрать их вместе и склеить, получится круглый год. Затем можно проделать отверстие посередине и из полоски бумаги сделать стрелочку, которая будет указывать на месяц, который идет сейчас у нас по календарю природы.


Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.
Рассчитан для трех возрастов - 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Локальные акты
  • Соглашение от 17.06.2015 о создании экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования". Файл .
  • Свидетельство№514.71 от 17.06.2015 о присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования". Файл .
  • Приказ №100 от 17.06.2015 о присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования". Файл .
  • Приказ №01-07/225 от 05.12.2014 об организации работы пилотной площадки на базе МАДОУ детский сад "Страна чудес". Файл .
  • Письмо ФИРО Главе НГО о пилотных площадках в субъектах РФ. Файл .

В соответствии с приказом ФГАУ "ФИРО" №100 от 17.06.2015 МАДОУ детский сад "Страна чудес" был присвоен статус экспериментальной площадки федерального автономного государственного учреждения "Федеральный институт развития образования" и утверждена тема: «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программе "Миры детства: конструирование возможностей"(научные руководители: Тарасова Наталья Владимировна, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО», кандидат педагогических наук, доцент, Доронова Татьяна Николаевна, заведующий отделом дошкольного образования Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, кандидат педагогических наук).

Важным элементом указанной работы является апробация и использование дидактического материала "Детский календарь", который был разработан учёными для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей.

«Детский календарь» представляет собой 30-ти страничную полноцветную брошюру, каждая страница снабжена перфорацией, что подразумевает возможность беспрепятственного отрыва страницы ребенком. На каждой странице календаря родителям даны рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание. При этом не надо искать сопутствующие материалы - они находятся на данной страничке.

Календарь богато иллюстрирован. В состав иллюстраций включены фотографии овощей, фруктов, ягод, животных и подлинных произведений народного декоративно-прикладного творчества, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей.

Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманы учёными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребёнку, и действуют в соответствии рекомендации.

Материалы, которые ребёнок получает на листках календаря, являются собственностью малыша, и он вправе обращаться с ними по своему усмотрению. Родителям не следует постоянно призывать малыша к бережному обращению с ними и тем самым лишать его редкой возможности - самому распоряжаться своей собственностью.

Вместе с тем, содержание многих страниц календаря является полифункциональным и пригодным для многоразового использования. Поэтому книжки-малютки, картинки с изображением овощей, фруктов, ягод и др. желательно сохранять. Кроме того, это поможет начать работу по формированию у ребёнка аккуратности и бережного отношения к материалам, которые у него имеются, и повысить эффективность работы с календарём.

Для ребёнка действия с календарём также являются достаточно привлекательными.

Во-первых, он получает возможность для проявления собственной инициативы: отрывает страничку и участвует в каком-то новом и интересном деле.

Во-вторых, по окончании выполнения задания, ребёнок получает что-то вещное. Листков в календаре - много! Значит, у малыша есть надежда на повторное ежедневное содержательное общение с родными и близкими и получение пусть очень скромных, но привлекательных и интересных для него вещей.

Для полноценной работы по "Детскому календарю" необходим комплект из 28 книг издательства "Детиздат".

Более подробно Вы можете познакомиться с "Детским календарем" на сайте

В декабре 2015 года,нам был предложен «Детский календарь», который давал богатый дополнительный материал, главными авторами и создателями которого являются Доронова Т. Н. и Доронов С. Г. Для того, чтобы вовлечь родителей в эту работу, и.о. заведующей нашего ДОУ была организована презентация календаря, где рассказали, какой развивающий эффект будет иметь деятельность для ребёнка.

Календарь богато иллюстрирован. В состав иллюстраций включены произведения книжной графики и народного декоративно-прикладного искусства, фотографии овощей, фруктов, ягод, животных, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей.

Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманны учеными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребенку и действуют в соответствии с рекомендациями, которые даны для взрослых.

Так началось наше сотрудничество с родителями по «Детскому календарю».

Мы ежедневно демонстрировали родителям, что педагоги очень заинтересованы в их занятиях с ребенком дома на основе «Детского календаря», потому что эти задания позволяют повысить качества решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их малыша.

Основной целью этой работы является создание социокультурного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих образовательных институтов. Мы объясняли родителям, что без их участия воспитателям будет сложно обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования и подготовки детей к школе.

Хотелось отметить, что изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу. Капризов и ссор в присутствии родителей стало меньше. В начале совместной работы у многих родителей были вопросы, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь? Педагоги приходили на помощь родителям и говорили: «Завтра мы окажемся в лесу, где живут разные животные. Мы будем их расселять в дома. Ты с мамой вырежи и принеси тех животных, которые бы ты хотел поселить в нашем лесу». Эффективными приемами вовлечения детей в совместную деятельность на начальном этапе можно считать просьбу, или поручение воспитателя, адресованное ребенку, заинтересованное активное участие самих родителей.

Хочется сказать об общении сверстников. Мы отмечали, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.

Специальные занятия по развитию речи, несомненно, дают устойчивый развивающий эффект. Однако, по замечанию О.С.Ушаковой, они закрепляют доминирование лексических и грамматических норм «языка взрослых», что приводит к сдерживанию детского словотворчества и личностных качеств ребенка. Н.И. Гуткина указывает, что занятия, на которых ребенку ставится задача научиться выделять те или иные структурные части речи, нецелесообразны и неэффективны. Автор обосновывает это тем, что в дошкольном возрасте речь, также как и другие психические функции, характеризуется непроизвольностью, неосознанностью.

А детский календарь, как нельзя лучше помогает развивать речь ребенка преимущественно в процессе:

живого общения со взрослым, другими детьми. Рассказы о проделанной дома работе. «расскажи,что ты сделал, нарисовал?», «кто тебе помогал?», «что показвлось самым сложным, самым простым?»

– игры .. В детском календаре широко используются дидактические игры с лингвистическим содержанием, развивающие диалогическое общение, а также сюжетно-ролевые и словесные игры, в которых проявляются коммуникативная самодеятельность и свободное творчество детей. Усилить развивающий эффект игр помогает организация развивающей предметно-игровой среды, а также налаживание тесной взаимосвязи между дидактическими и самодеятельными играми: знания, полученные в лингвистических играх, используются в самодеятельных играх, а дидактические игры побуждают детей обогащать игровые сюжеты и ролевые диалоги, вводить в игру новых персонажей;

чтения художественной литературы.

– сочинительства (сочинения сказок, составления рассказов по картинкам).

театрализованной деятельности .

Первоочередное внимание уделяется диалогической речи, речевому описанию различных сюжетных эпизодов, словотворчеству. Подобные занятия необходимо осуществлять и в семье, так как только последовательность и согласованность действий взрослых обеспечит должный образовательный эффект.

В заключении хотелось бы сказать о тех изменениях, которые произошли у нас в группе:

Изменилось общение педагогов с родителями – сотрудничество стало более продуктивнее, родители стали более заинтересованы в образовательном процессе своего ребёнка

Изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребёнку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу

Общение между сверстниками стало непринуждённым, более активным, дети стали оценивать свои поступки и давать словесную оценку своим действиям

У всех детей возросли коммуникативные навыки.



Знакомство детей с календарем наблюдения за явлениями природы и другими особенностями окружающего мира становится забавной игрой. Вам остается только научить ребенка правильно подбирать карточки. Правила игры в файле.



Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.


Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.
Рассчитан для трех возрастов - 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет.


Детский календарь природы: собери год из четырех частей времен года. Каждая часть часов - одно из четырех времен года. Если собрать их вместе и склеить, получится круглый год. Затем можно проделать отверстие посередине и из полоски бумаги сделать стрелочку, которая будет указывать на месяц, который идет сейчас у нас по календарю природы.



Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.


Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.
Рассчитан для трех возрастов - 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.