Домой / Для серых глаз / Уголок физкультуры в детском саду своими руками. Проект по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Нестандартное оборудование по физкультуре

Уголок физкультуры в детском саду своими руками. Проект по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Нестандартное оборудование по физкультуре

Нестандартное оборудование для занятий физкультуры в детском саду из бросового материала своими руками

Цель: изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками для физкультуры и использование его на занятиях и в играх
Задачи: формировать интерес к нестандартному оборудованию, приобщать педагогов и родителей к его изготовлению; развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования; мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»
Предложенное Вашему вниманию оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды. На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные мною и родителями, но в работе они незаменимые помощники. Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и это тонизирует организм в целом. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами.
Изготовления таких пособий не требует больших затрат. В основном мною был использован разнообразный бросовый материал: все то, что наверняка найдется в любом доме из разряда ненужных вещей. Минимум затрат и времени! А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия. Они помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание.
Нестандартное оборудование должно быть:
Безопасным
Максимально эффективным
Удобным к применению
Компактным
Универсальным
Технологичным и простым в применении
Эстетичным

"Нестандартное физкультурное оборудование в ДОУ"

«Божья коровка»

Фигурки, сшитые из цветного полиэтилена, набитые ватином. Атласная лента (1м), прикрепленная к деревянной палочке (30см). Используется для развитие ловкости, мелкой моторики кистей рук, координации движений.

«Шнурочки»

Оборудование предназначено для детей возраста 3-7лет.

Изготовлено из шнурочков разной длинны, капсул из под киндер сюрприза. Используется для укрепления мышц ног, координации движений, внимания и профилактики плоскостопия.

«Хитрая цель»

Оборудование предназначено для детей возраста 2-7лет.

Для изготовления берется стаканчик из под йогурта. К краю с помощью верёвки или шнурка (20см) крепится капсула киндер – сюрприза (воланчик). Предназначено для развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.

«Султанчики»

Оборудование предназначено для возраста 3-7лет.

Изготавливается из деревянной палочка или карандаш, сверху приматываются нарезанные полоски из яркого полиэтилена. Предназначено для регуляции дыхания, формировать объема легких.

«Мешочки»

Оборудование предназначено для детей возраста 3-7лет.

Мешочки, шьются из хлопковой ткани (15х10), наполняются песком (фасолью, горохом, пуговицами и т. д.) с малым весом. Предназначены для сохранение равновесия на ограниченной поверхности, развитие мелкой моторики, ловкости, меткости, глазомера, формирования правильной осанки.

«Косичка

Оборудование предназначено для детей возраста 3-7лет. Изготавливается из остатков ткани, колготок и бельевой веревки. Плетется косичка.

Укрепление мышц ног, координации движений, внимания и профилактика плоскостопия.

Оборудование предназначено для возраста 2-7лет. Изготавливается из линолеума (форма-стопа ребенка), пришиваются пуговицы. Укрепление мышц ног, координации движений, внимания и профилактика плоскостопия.

«Ветерок в бутылке»

Оборудование предназначено для возраста 3-7лет. На внутреннюю нижнюю часть пластиковой бутылки наклеивается картинка (например, лес, улица) и насыпаются мелкие пенопластовые шарики, в пробку вставляется трубочка для коктейля. Используется для правильной регуляции дыхания, формировать объем легких.

«Ленточки»

Оборудование предназначено для возраста 2-7лет. Изготавливается из атласного материала, нарезаются полоски длинной 15см. Используется для развития внимания, наблюдательности, умение владеть своим телом.

«Платочки»

Оборудование предназначено для возраста 2-7лет. Изготавливаются из атласного материала. Шьются платочки 20х20см, с петелькой. Используются для развития внимания, воображения.

«Массажная дорожка»

Оборудование предназначено

для возраста 2-7лет. Изготавливается из: основа любой моющийся материал, к которому пришиваются косички сделанные из полиэтилена. Ходьба по массажным коврикам способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия, снижению утомляемости и повышению иммунитета.


В детском саду ребенок не только учится адаптироваться к социальной среде, но и правильно относиться к своему здоровью. Для гармоничного развития детям необходимо физкультурное воспитание. В игровых комнатах создают специальные уголки, в которых малыш может проявить свои навыки. Спортивный инвентарь для детского сада своими руками изготавливается довольно просто. Изначально необходимо определить, какие функции он будет выполнять.

Основные преимущества спортуголка

Во-первых, оборудование служит отличным стартом для дальнейшего спортивного развития ребенка. Во-вторых, оно помогает укрепить физическое и психологическое здоровье. В-третьих, с помощью спортивного инвентаря стимулируется активность детей, организм закаляется.

Разновидности спортивного инвентаря

Существует несколько видов такого оборудования. Оно может быть готовым или изготовленным на заказ. Также можно сделать спортивный инвентарь для детского сада своими руками. Это под силу любому родителю.
Итак, оборудование может быть стандартным: беговые дорожки с массажерами, шведские стенки, маты и специальные приспособления для лазания. Его приобретают в магазинах.

Примечание. Тренажеры должны соответствовать нормам, установленным Министерством здравоохранения.
Нестандартный спортивный инвентарь для детского сада, своими руками который изготовить легко и просто, часто встретишь в физкультурном зале. Он представлен следующими видами тренажеров:

    «дорожками здоровья»;тренажерами из пластиковых бутылок;игрой «Твистер»;эспандерами;кольцебросами;мешочками с крупами;флагами, платками, лентами и многим другим.
Обустройство спортивного уголка напрямую зависит от стремлений родителей и воспитателей развить в детях навыки физической подготовки.

«Дорожки здоровья»


Чтобы сделать такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками, понадобятся следующие инструменты:
    ножницы;иголка;линейка;карандаш;нитки.
Ткань нужна плотная. Можно использовать текстиль на прорезиненной основе. Размер коврика должен быть не менее 100х100 см. Его края окантовывают атласными лентами на швейной машинке. На лицевой стороне ткани делают пометки мест, в которых будут пришиты пуговицы разного размера. Расстояние между ними не должно быть менее 5 см. С помощью иголки с ниткой пришивают пуговицы. Коврик готов. С его помощью стабилизируют кровообращение.

Тренажеры для развития ловкости

Тренажеры такого типа довольно просты в изготовлении. Они практически не требуют никаких материальных затрат. «Бильбоке» - самый распространенный тренажер для дыхательной гимнастики. Чтобы сделать такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками, понадобится следующее:
    пластиковая бутылка;прочная нитка или атласная лента;контейнер от «Киндер-сюрприза» (можно использовать небольшой мячик).

От пластиковой бутылки ножницами отрезают верхнюю часть. Ее длина должна быть около 7-10 см. Крышку не снимают. В ней делают отверстие с помощью шила. Через него продевают нитку и фиксируют на наружной стороне крышки узелком. На оставшийся край нити крепят мячик или контейнер.
Этот спортивный инвентарь для детского сада (своими руками из бутылок сделать его легко) помогает развивать ловкость, внимательность, быструю реакцию. Игра заключается в следующем: ребенок берет бутылку, перевернутую вверх срезанным краем, и, держа в руке, подбрасывает шарик. Его нужно поймать. Кто справился с таким заданием, молодец!

Дыхательная гимнастика с помощью спортоборудования

Чтобы сделать такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками (мастер-класс поможет в этом), также понадобятся простые пластиковые бутылки.
«Веселая перчатка» развивает правильное дыхание.
Для изготовления понадобятся:
    пластиковая бутылка (1-1,5 л);резиновая перчатка;пластиковая трубочка для коктейлей;небольшой пластмассовый хомут.
В пластиковой бутылке прорезают отверстие, размер которого соответствует диаметру трубочки. Его необходимо обработать, чтобы не было острых краев и неровных срезов. В него вставляют трубочку и закрепляют с помощью скотча или клея. В крышке также нужно проделать отверстие, только большего диаметра. На нее надевают перчатку и закрепляют хомутом.
Совет: чтобы добавить красок в оформлении такого тренажера, бутылку декорируют тканью, а на перчатке рисуют глаза, нос и губы.
Суть игры: ребенок дует в трубочку и старается наполнить воздухом перчатку. Кто справился быстрее, тот и победил.

Сделаем «Твистер»

Эта игра предназначена для развития всех мышц, а также гибкости ребенка. Ее можно сделать с помощью плотной ткани и акриловых красок.

Полотно должно иметь размеры не менее 150х170 см. На его поверхности акриловыми красками рисуют круги диаметром 15 см. Расстояние между ними может быть 10-12 см. Табло для выбора задания изготавливается из квадратного листа картона. На нем крепят стрелку, которая должна вращаться. По сторонам листа пишут здания для рук и ног. Например, «левая нога на красный круг» и тому подобное.

Развиваем моторику

Этот спортивный инвентарь для детского сада своими руками (фото можно посмотреть в статье) изготавливают довольно просто. Это могут быть мешочки, различные массажные перчатки, косички и многое другое.

«Мешочки»

Для изготовления такого инвентаря понадобится ткань. Часто используют мягкую мешковину с плотным плетением. Из нее шьют мешочек прямоугольной формы. В него высыпают крупы: гречку или рис. На поверхности такого мешка пришивают пуговицы. Ребенок разминает такой мешочек и стимулирует кровообращение в кистях.

Массажные перчатки

Как изготовить такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками пошагово?

Понадобится следующее:

    перчатки из мягкой ткани;плоские пуговицы разного размера;ножницы;иголка с ниткой.
К внутренней стороне каждой перчатки пришивают пуговицы. Их можно расположить хаотично. Самое главное, вся поверхность ткани должна быть заполнена. С помощью такой перчатки ребенок может делать массаж любой части тела самому себе или другим детям.

Массажный коврик

Инвентарь хорошо стимулирует кровообращение. Для его изготовления потребуется резиновое основание, крышки из-под пластиковых бутылок, капроновая нить. Коврик может быть небольшого размера. Ножки ребенка должны полностью помещаться на нем.
Процесс работ:
    в резиновое основание вставляют пластиковые крышки разного размера (вдавливают в структуру);чтобы надежно закрепить конструкцию, их предварительно промазывают клеем;крышки скрепляют между собой ниткой (перематывают каждую крышку).

Оборудование можно использовать сразу после изготовления.

Спортивный инвентарь для игры на улице

Занятие физкультурой летом происходит на свежем воздухе. На детской площадке также необходимо оборудовать спортивный уголок. Для этого часто используют древесину.
Необязательно создавать массивные конструкции. Можно сделать спортивный инвентарь по физкультуре для детского сада своими руками в виде простых лестниц, лабиринтов, подпорок, бревен и многого другого.
У детей особой популярностью пользуются пеньки, которые вкапывают в грунт. По ним ребенок ходит, как по лабиринту. Кто не справился с поставленной задачей, тот проиграл.
Сделать для детей тренажер, который развивает вестибулярный аппарат, также не составит особого труда. Для этого отлично подойдут бревна различной толщины.

Процесс изготовления:

    в грунт на определенном расстоянии друг от друга вкапывают подпорки (пеньки, остатки бревен, металлические трубы);на них монтируют бревна длиной 1,5-2 м с помощью специальных креплений;после этого конструкцию окрашивают в яркие оттенки.
Чтобы детям было безопасно ходить, к подпоркам крепят дополнительные деревянные планки. К ним по бокам привязывают толстые веревки. Они будут использоваться в качестве перил.
Еще одним, не менее интересным, считается тренажер-паутинка. Он представляет собой такую конструкцию:
    металлическую трубу высотой 2 м (вкопанную в грунт и забетонированную);вокруг нее (на расстоянии 1,5-2 м) вкопаны трубы, высота которых составляет 50 см.на поверхности таких конструкций сделаны специальные металлические крючки;к ним привязаны веревки, и из них сплетена своеобразная паутина.
Ребенок должен добраться до ее вершины. Необходимо быть внимательными, так как тренажер при неаккуратном выполнении упражнений травмоопасен. Поэтому под такую «паутину» на поверхность земли устанавливают специальные резиновые маты.

Г.Семей

КГДУ «Ясли-сад №3»

Умирова З.С.

(воспитатель по физической культуре,

Нетрадиционное спортивное оборудование в детском саду.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в нашем детском саду «КГДУ Ясли-сад №3», мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Особое значение в воспитании и обучении детей педагогический коллектив нашего детского сада, уделяет совместному творчеству педагогов, детей и родителей. Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья детей, показать насколько у них повышается интерес к занятиям при использовании нестандартного оборудования. Родители, заботясь о здоровье своих детей, обогатили спортивный уголок атрибутами, сделанными своими руками. По первой же просьбе воспитателей родители наших воспитанников принесли из дома разнообразный бросовый материл. Дошкольники очень любят мастерить игрушки вместе с взрослым. Соавтором творчества, ребёнок способен стать уже в 3 – 4 года. Вначале ребёнок наблюдает за работой взрослого, подаёт нужную деталь, старшие дошкольники уже сами могут склеить, подобрать детали, предложить какую – либо конструкцию. В средней группе, для детей 4-5 лет, в нашем детском саду, мы открыли творческую мастерскую под названием «Поделки из бросового материала». Вместе с воспитателями дети изготавливают разные поделки и игрушки, помогают мастерить для спортивного уголка групповой комнаты нестандартное спортивное оборудование. Естественно, что воспитатели предлагают детям доступную для их возраста творческую деятельность. Дети выбирают понравившиеся картинки и обклеивают ими коробки, украшают спортивный инвентарь самоклеющейся цветной бумагой, продевают в крышки от пластиковых бутылок капроновую нить, насыпают во флакончики от киндер сюрпризов крупу и т.д. Совместная творческая работа удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, дает реальное воплощение мысли, фантазии. В процессе работы с природным и бросовым материалом дети познают свойства этих материалов, учатся сравнивать эти материалы между собой. У них закрепляются знания эталонов формы и цвета, воспитывается стремление добиваться положительного результата. Создание нестандартного оборудования - это всегда творчество, изобретение нового: по дизайну, по способу действий. Подобное оснащение способствует проведению новых интересных и увлекательных игр на занятиях. Это позволит малышам «отдохнуть» от постоянно повторяющихся упражнений, а педагогу – реализовать новые идеи и задачи обучения с минимальной затратой денежных средств. Нестандартное оборудование способствует повышению двигательной активности детей, формирует устойчивый интерес к занятиям физической культуры, как у мальчиков, так и у девочек. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения, как в помещении, так и на свежем воздухе. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно-обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.
Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести дорогостоящее оборудование, горячее желание, несмотря ни на что сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными, побуждают многих педагогов к поиску новых форм работы.


Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно- пространственная среда, прежде всего это двигательно- развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в группе используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы


Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, горячее желание не смотря ни на что, сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, увлекательными и разнообразными, побудили меня к поиску новых форм работы. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь, благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам.


«Тропа здоровья» Материал: дорожки представляют собой поверхность с нашитыми пуговицами в определенном порядке, из прутьев, из пластмассовых кружков. Упражнение: для общеразвивающих упражнений на занятиях. Цель: способствовать профилактике плоскостопия; массаж стоп и укрепление своды стоп; улучшение кровообращения




«Массажёр-цветок» Материал: цветные карандаши, футляр от киндера-сюрприза Упражнение: для игр, используется при дыхательной гимнастики (в футлярах лежит чеснок, лук, лимон) Цель: развитие мелкой моторики рук, улучшение кровообращения в пальцах и кистях.








«Гантели» Материал: пластиковые бутылки с песком. Цель: способствовать развитию силовых качеств, ловкости, быстроты, двигательных реакций, равновесия, выносливости. Упражнения с физкультурным пособием «Гантели» способствуют выработке координации движений, активизирует деятельность анализаторных систем и влияет на речевое и умственное развитие.








«Эспандер» Материал: изготовлены из пластиковых бутылок, бельевой резинки. Для оформления используется наклейки. Цель: для развития и укрепления мышц плечевого пояса и силы, можно использовать в комплексах утренней гимнастики, для индивидуальной работы, на занятиях по физической культуры.




Новые, яркие, нестандартные пособия - повышает у детей интерес к занятиям, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Все пособия и оборудование используется во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в игровой деятельности.

В нашем детском саду, мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

«Разноцветные канатики»

Цель: совершенствование умения перепрыгивать через предмет

Можно использовать: для перешагивания, перепрыгивания, ползания между канатиками, перебрасывания предметов через канат натянутый на стойки.

Изготовлено из разноцветных пластмассовых пробок, которые нанизываются на леску или шнур. Они могут быть разной длины от 50 см до 2-3 м.

«Попрыгунчики»

Цель: совершенствование умения прыгать с продвижением вперёд, укрепление мышц ног.

Можно использовать: для упражнений в прыжках (прыгать вокруг квадрата, круга; впрыгивать и выпрыгивать в круг, квадрат); в подвижных играх (домики круглые, квадратные, вагончики круглые, квадратные и т.п.); в беге вокруг предметов.

Такие круги и квадраты можно изготовить из плотного цветного картона или клеёнки. Середина вырезается на расстоянии 5 см от края.

Диаметр круга 40-50 см, сторона квадрата 40-50 см.

«Ловишки»

Цель: совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; развивать глазомер, быстроту реакции.

Можно использовать в свободной игровой деятельности, в индивидуальной работе, в соревнованиях.

Изготовлено: отрезается верхняя часть от пластмассовой бутылки. На веревке с двух сторон крепятся пробки. Одна пробка прикручивается к «горлышку». «Ловишка» – готова!

Высота «ловишки» – 15 см. Длина веревочки – 25-30 см

«Моталки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений.

Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанным киндером на палочку.

Изготовлено: к одному концу шнура привязывается палочка, а к другому пластмассовая пробка или яйцо от киндера.

«Воздушный футбол»



Цель: развивать дыхание, силу выдоха.

Можно использовать в игровой деятельности.

Берём любую коробку и обклеиваем её самоклеющейся плёнкой. Ворота делаем из любых стаканчиков. Сбоку стадион оформляем рекламными вывесками и зрителями. Мячи делаем из фольги и вооружаемся трубочками.

Ход игры:

Игра устанавливается на столе. С двух сторон располагаются по 1 игроку, вооруженных трубочками. Мячи кладутся в центр игрового поля. Задача игроков — забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки.

Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, соперник получает одно дополнительное очко. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.

Авторы-составители:
Молчанова Светлана Владимировна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Костромина Галина Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27»
Г. Камень-на-Оби, Алтайский край, Россия
Статья размещена в авторской редакции.