Домой / Для зеленых глаз / День машиностроителя в россии. Праздник работников машиностроения

День машиностроителя в россии. Праздник работников машиностроения

День машиностроителя, отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

Машиностроительный комплекс — базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса).

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций , а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.

Современное машиностроение является сложной и дифференцированной отраслью промышленности . Машиностроительный комплекс РФ объединяет 12 крупных комплексных отраслей, образованных сотнями высоко дифференцированных подотраслей. К комплексным отраслям машиностроения относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.

Продукцию предприятий машиностроения принято подразделять на предназначенную для гражданских потребителей и идущую на нужды военно-промышленного комплекса (ВПК).

Согласно оценке экспертов рейтингового агентства РИА Рейтинг, с ноября 2014 года российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада . Согласно оценке, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9%, что стало худшим показателем за последние шесть лет. В последний раз более глубокий спад наблюдался в 2009 году, но тогда он был значительно сильнее — на 31,2%.

Основной причиной спада эксперты называют сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. Сильнее всего снизилось производство автомобильной техники, грузовых вагонов и турбин.

По итогам 2016 года в российском машиностроении вновь была зафиксирована отрицательная динамика производства. Однако в 2016 году этот показатель сократился до 0,9%.

Из двенадцати машиностроительных подотраслей рост производства отмечен в четырех, тогда как в 2015 году рост производства был зафиксирован только в двух подотраслях. Самый высокий темп роста наблюдался в сельскохозяйственном машиностроении за счет господдержки предприятий подотрасли, фактора импортозамещения, а также улучшения финансового состояния сельхозпроизводителей.

Также положительная динамика производства в 2016 году зафиксирована в таких подотраслях как "производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки" и "производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов". В обоих случаях главной причиной роста стал фактор импортозамещения.

Положительная динамика по итогам года была отмечена также в российском автомобилестроении. При этом впервые за несколько лет вырос выпуск грузовых автомобилей и автобусов. Производство легковых автомобилей сократилось на 7,6%, однако в четвертом квартале рост выпуска этой продукции составил 22,5%, что предполагает неплохие перспективы на 2017 год. Как и в случае с сельскохозяйственным машиностроением, немалую роль в улучшении динамики в автомобилестроении оказали меры господдержки.

В остальных восьми подотраслях в 2016 году производство снизилось. При этом в двух из них темп спада превысил 10% — в производстве станков и в производстве прочих машин и оборудования специального назначения. Минимальный спад зафиксирован в производстве электрических машин и электрооборудования — всего на 0,7%.

Эксперты РИА Рейтинг полагают, что тенденция улучшения динамики производства в машиностроении в дальнейшем сохранится, и по итогам 2017 года будет зафиксирован рост. Основными факторами роста в отрасли в 2017 году , как и годом ранее, станут меры господдержки, а кроме того ожидается постепенное восстановление инвестиционного и потребительского спроса, а также улучшение динамики экспорта российской машиностроительной продукции.

Важность труда машиностроителей по достоинству оценивается государством. В списке почетных званий Российской Федерации есть звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" , которое присваивается высокопрофессиональным рабочим, инженерно-техническим и научным работникам организаций машиностроения, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, за личные заслуги.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

Машиностроительный комплекс — базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно‑энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно‑промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса).

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.

Современное машиностроение является сложной и дифференцированной отраслью промышленности. Машиностроительный комплекс РФ объединяет 12 крупных комплексных отраслей, образованных сотнями высоко дифференцированных подотраслей. К комплексным отраслям машиностроения относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.

Продукцию предприятий машиностроения принято подразделять на предназначенную для гражданских потребителей и идущую на нужды военно-промышленного комплекса (ВПК).

Согласно оценке экспертов Рейтингового агентства "РИА Рейтинг", с ноября 2014 года российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада . Согласно оценке, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9%, что стало худшим показателем за последние шесть лет. В последний раз более глубокий спад наблюдался в 2009 году, но тогда он был значительно сильнее — на 31,2%. Положительная динамика производства отмечена лишь в трех машиностроительных подотраслях из двенадцати. В то же время в шести подотраслях спад превысил 10%, а в двух — более 20%.

Основной причиной спада эксперты называют сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. Сильнее всего снизилось производство автомобильной техники, грузовых вагонов и турбин.

В начале 2016 года темпы спада производства в машиностроении были значительно меньше, чем в 2015 году, затем отрицательная динамика сменилась положительной. В январе-августе 2016 года индекс производства машин и оборудования составил 112,3% к уровню января-августа 2015 года.

Эксперты отмечают, что в различных секторах машиностроения ситуация складывается не одинаково. Существенный рост производства по итогам полугодия 2016 года зафиксирован в сельскохозяйственном машиностроении, в производстве крупного энергетического оборудования и железнодорожной техники, что отчасти стало возможным благодаря прямым и косвенным мерам господдержки.

Вместе с тем глубокий спад сохраняется в станкостроении, в производстве металлургической и строительной техники, что обусловлено недостаточным инвестиционным спросом со стороны корпоративного сектора, высокими процентными ставками.

Также четвертый год подряд наблюдается спад производства в автомобилестроении, однако в некоторых его секторах в 2016 году динамика улучшается — в частности, в производстве грузовых автомобилей и автобусов.

Важность труда машиностроителей по достоинству оценивается государством . В списке почетных званий Российской Федерации есть звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации", которое присваивается высокопрофессиональным рабочим, инженерно-техническим и научным работникам организаций машиностроения, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, за личные заслуги.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все, кто связан в своей профессиональной деятельности с машиностроением, ежегодно в сентябре месяце празднуют профессиональный праздник - День машиностроения. В этот день на машиностроительных заводах организуют различные праздничные мероприятия, концерты, чествование ветеранов, конкурсы и торжественные выступления в честь Дня машиностроителя.

Когда отмечается

Знаменательный день для всех инженеров в отрасли машиностроения не имеет постоянной даты, так как свой праздник инженеры-машиностроители празднуют каждое последнее воскресенье сентября месяца. На 2014 год праздник приходится на 28 число. Поскольку воскресенье - выходной для всех день, праздник не признан официальным выходным, о чем гласит указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 N 3018-X «О праздничных и памятных днях».

Кто празднует

Все инженеры, работающие на машиностроительных заводах, все рабочие, имеющие прямую и косвенную связь с машинами, празднуют свой профессиональный праздник - День машиностроителя в России. Хотя отмечают его не только жители России, но и жители других стран бывшего Советского Союза - инженеры-машиностроители Кыргызстана и Беларуси.

Немного о профессии

Что такое машиностроение? Это отрасль экономики, которая должна быть в любой высокоразвитой стране. Она считается сердцевиной индустрии и важной промышленностью. Сегодня жизнь человека полностью связана с машинами. Автомобили, автобусы, метро, самолеты, которыми мы пользуемся практически каждый день, а также сельскохозяйственная техника - все это плоды трудов инженеров-машиностроителей. За последнее время появилось столько автомобильных мааров, что их количество просто невозможно сосчитать. Все эти машины существуют благодаря работникам машиностроительной промышленности.

Не только автомобилестроение считается машиностроением, но и все оборудование - станки, подводные лодки, ядерные реакторы, космические корабли, стиральные машины и даже пылесосы.

Предыстория праздника

Первый День машиностроителя был отпразднован в 1980 году, когда Президиум Верховного Совета СССР издал указ о праздновании различных праздничных и памятных дней. С тех пор вошло в традицию отмечать День машиностроителя. Все причастные к машиностроению с нетерпением ожидают последнее воскресенье сентября месяца.

Большая часть профессий в отрасли машиностроения является опасной для жизни и здоровья. Желая отметить безусловную важность этой отрасли, еще в Советском Союзе руководство страны ввело День машиностроителя.

История

Важной отраслью экономики любого государства является машиностроение. Официально День машиностроителя появился в 1980 году постановлением Президиума Верховного Совета Советского Союза с указанием дат праздничных дней. Следуя постановлению, праздником считалось 1 октября, но в 1988 году содержание постановления изменили, и День машиностроителя стали отмечать в последнее воскресенье сентября.

От степени развития машиностроения напрямую зависит уровень ВВП России, поэтому в данной профессиональной сфере трудится более 4 миллионов человек, а машиностроительный комплекс состоит из 12 больших отраслей. Изготавливаемая продукция используется гражданским населением, а также военными.

К отраслям машиностроения относятся:

  • сельскохозяйственное и станкостроительное машиностроение;
  • электрическая индустрия;
  • авиационная, судостроительная, станкостроительная и автомобильная промышленность;
  • нефтяное машиностроение и химическое, индустрия средств связи и др.

В настоящее время основными отраслями для нашей страны стали транспортное и электронное производство, а также тяжелая промышленность.

Традиции

День машиностроителя отмечают люди, которые работают в сфере машиностроения: заводские рабочие и работники фабрик, инженеры и проектировщики, а также персонал, обслуживающий производство. Этот праздник является важным и значимым для жителей городов, где машиностроение стало градообразующим.

Многие предприятия в этот день открывают свои двери для школьников и студентов, проводятся экскурсии. Благодаря поддержке органов местного самоуправления и начальству заводов, организовываются концерты, народные торжества и гулянья.

Руководство предприятий поощряет лучших работников, а руководство страны проводит награждение передовиков производства, ведь в России уже узаконен почетный титул «Заслуженный машиностроитель РФ».

1 октября 1980 года Президиум Верховного Совета Союза ССР издал Указ за № 3018-Х, называющийся «О праздничных и памятных днях». Среди этих праздничных и памятных дат имелась одна, которая выпадала на последнее воскресенье сентября. Именно этот день было решено отмечать ежегодно, как День машиностроителя. Что и происходит вот уже в течение почти трети века.

Данный праздник рабочие, служащие и инженеры отрасли машиностроения вполне заслужили. Ведь машиностроение, это не только комплекс, который производит весьма широкий круг товаров, транспортных средств, орудий труда, необходимых для народного хозяйства, но и предприятия, выпускающие оборонную продукцию и потребительские товары бытового и культурного назначений.

Машиностроение призвано постоянно облегчать и совершенствовать труд людей и повышать его производительность, – и это его основное экономическое предназначение.

Машиностроению, как отрасли – более двухсот лет. Именно машиностроение определяет развитие остальных промышленных структур во всем мире, именно машиностроение является важнейшим показателем общего развития страны. Не случайно, по количеству занятых в машиностроении людей и перечня выпускаемой продукции, эта отрасль экономики занимает первое место среди прочих отраслей мировой промышленности. А уровень развития машиностроения определяет общий уровень развития экономики отдельно взятой страны.

Машиностроение – отрасль сложная в плане своей структуры. Продукция, выпускаемая этой отраслью, делится на транспортную, сельскохозяйственную, станкостроительную, энергетическую. Машиностроение также поставляет оборудование для многих иных отраслей промышленности, без которой им попросту не обойтись. Кроме того, через машиностроение материализуются научная мысль и технический прогресс многих областей народного хозяйства. Таким образом, машиностроение выступает катализатором научно-технического прогресса, на достижениях которого осуществляется техническое перевооружение всех, «завязанных» на машиностроении отраслей.

Машиностроение является базовой отраслью экономики в любой экономически развитой стране; это двигатель индустрии и очень важная ветвь промышленности, имеющая лучший технический и интеллектуальный потенциал в стране.

Это отрасль, от благополучного и постоянного развития которой зависит благополучие и развитие остальных отраслей промышленности. Поэтому не случайно появился такой праздник, и не случайно он отмечается торжественно и широко. Так же не случайно в перечне почетных российских званий имеется и такое: «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Всякий профессиональный праздник – это признание заслуг и необходимости как самой отрасли, так и труда, в ней используемого. А труд – удел людей. Это для них был учрежден этот праздник. И, как и положено большому празднику, в День машиностроителя в последнее воскресенье сентября происходят торжественные собрания и следующие за ними мероприятия: концерты, праздничные поздравления, награждения особо выдающихся работников и чествование ветеранов.