Домой / Для зеленых глаз / Элементы национального костюма в современной одежде. Русский костюм и современная мода

Элементы национального костюма в современной одежде. Русский костюм и современная мода

Мода является историей отображения любого народа. Сегодня хочется поговорить об истории русского стиля, который практически исчез со времен Петра Первого и мелкими шажками начинается его возрождение. Например, благодаря, Ульяне Сергеенко мы вспомнили, что такое вологодское и елецкое кружево, а благодаря коллекции Valentino, что такое русская ручная вышивка, натуральный лен, парча и бисерные орнаменты - все это несомненно самый настоящий русский стиль.

Грация Кьюри и Пьер Паоло Пиччоли, чья коллекция стала жемчужиной на неделе Haute Couture в Париже, утверждали, что именно князь и княгиня Юсуповы, самая красивая пара русской эмиграции, послужили им источником вдохновения. Причем не только и не столько их аристократичные лица и драгоценные костюмы, сколько судьбы - вообще судьбы людей, которые потеряли все и сумели начать жизнь заново, что звучит более чем современно.

Русские в эмиграции не падали духом. Брались за любую работу, что давало бы им средства пережить время до возвращения на родину. Новая жизнь у женщин была связана с модой - они стали манекенщицами и вышивальщицами, швеями и вязальщицами, добавив аристократического шика простым ремеслам. Не в последнюю очередь, благодаря им мода встала в достойный ряд высоких искусств. Мужчины нашли себе работу кто водителем такси, кто продавцом, кто распространителем газет.

Для меня русский стиль ассоциируется с самым красивым и самым трогательным - со светлыми образами семьи последнего царя Николая II - трепетные барышни в кружевах и бархате, шелковых блузках с высокими воротничками. Они прячут руки в муфты и кутаются в непременные меха.

Ульяна Сергеенко, платье декорированое вологодским кружевом.


Valentino. Фасон традиционного русского сарафана.

До 17 века практически неизвестно, что носили русские, так как портретная живопись не особо существовала в России и русские костюмы в основном были запечатлены иностранными путешественниками. В средневековье русская одежда была связана с тюрским влиянием и напоминала одежду тюрских народов.

И на первый взгляд исконно русские понятия, как «кокошник» или «сарафан», на самом деле имеют тюркское происхождение. Сарфан - Заимств. через тюркск. särара(i) из перс. sеrāрā "почетная одежда" . Но русские мастера довели эти виды одеяния до больших высот, создавая нередко настоящие произведения искусства.

Лефевр Робер. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой, 1817.

Сказалось на одежде наших предков и её атрибутах и наше противостояние с литовцами и поляками. Главным врагом России было тогда Великое княжетсво литовское и борьба с литовцами и поляками отразилось на большом количестве предметомв, которые были именно этого происхождения и не смотря на то, что они были восточоевропейского происхождения они отражали тенденции моды связанные в первую очередь с Германией. Это выражалось в пристрастии россиян к импортным тканям.

500 лет назад в России изготавливалось очень мало тканей и практически не было своего ткацкого производства. Ткани поступали из Италии и Османской империи. Ткани были с вплетением золотой нити, так как парча и тафта, также бархат. Привозные ткани использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне. Привозные ткани с золотыми нитями - это то, о чем всегда мечтала русская женщина и мужчина в тем времена.Ткани эти стоили довольно дорого,но в России всегда жили богаче, чем в других странах. И никогда не экономили на нарядах и драгоценностях. К примеру одеяния российских княгинь – посмотрите какие дорогие наряды на них одеты.

Бал в Зимнем дворце, посвященный династии Романовых. На фото традиционное платье в русском стиле 16- 17-ого века. 1903г. Санкт- Петергбург, Россия.

Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов по народному костюму. Стоили они целые состояния. Шили их самые известные мастера того времени: Надежда Ламанова и любимый модельер императрицы Август Бризак. Меха, ткани, драгоценности – ни на чем заказчики не экономили. Эти костюмы были визитной карточкой их благосостояния.

Зинаида Николевна Юсупова в костюме боярыни. Также на балу в Зимнем Дворце.

Также некая княгиня на балу в Зимнем дворце. Не знаю имени,к сожалению

Обратили внимание какие дорогие украшения мы видим на княгинях? Шанель объявила, что это она ввела в моду жемчужные бусы, но не держала бы она в руках настоящие жемчужные бусы,если бы не российский князь Дмитрий Павлович,который подарил ей первую пару настоящих жемчужных бус. В России бусы носили еще задолго до того, как Шанель обьвит, что она изобрела жемжчуную нить, жемчуга имели даже крестьяне. Которые кстати довольно зажиточно жили, но об этом чуть позже. Русские аристократки носили бриллианты от 5 до 35 карат, это считалось прилично, а мнешьего размера уже стыдно. Бриллианты меньшего рамзера использовались для нарезания стекол.

Князь Дмитрий Павлович с Коко Шанель.

В России всегда любили мех и блеск. И если не было этих вещей значит человек считался не богатым. Неудивительно, что и сегодня русские женщины стараются одеться более эффекто, чем женщины в других странах. Это связано только с демографической ситуацией. По официальной статистике На 45 % мужчин приходится 55% женщин. То есть в России не хватает 17 млн мужчин. Поэтому женщины делают все, чтобы привлечь внимание мужчин путем своей одежды и макияжа.

А вот например в 19 веке короткие одежды в России не приживались и макияж тоже.А вот европейцы как раз таки носили короткие одежды. Иностранцы поражали россиян своей сексуальностью. В чем это выражалось? Например ношение трико и мужских кологт. В Росии же мужчина не должен показывать ничего, а женщина могла немного оголить свою грудь, плечи, но не более. Если ты при дворе ты должна сиять природной красотой. Украшали себя дворянки драгоценностями, живыми цветами и ценили очень кружево.

Любили французское кружево, также вологодское, елецкое и михайловское. Макияжем не пользовались до октябрьского переворота. Исключение составялет эпоха Петра Первого, но об этом чуть позже. Пользовались макияжем только публичные женщины. Кстати, Санкт-Петербург в 1914 году был признан самой элегантной столицей мира. В нём действовало 200 домов моды и ещё 100 в Москве. После Октябрьской революции на долгие годы их стало всего по два на каждую из столиц.

Grand Duchess Tatiana Romanova of Russia in court dress.

Также Великая княгиня Татьяна Романова. Очень нежное платье.

Великие княгини Романовы.

Конечно на русский стиль огромное влияние оказала Европа. А вернее даже сказать Петр Первый вернувшийся из Европы и издавший на мой взгляд ужасный указ, который стал уничтожил лучшие образцы русской культуры.

Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм 29 августа 1699 г., в январе 1700 г. повелел всем носить платье на манер венгерского, в августе - «всех чинов людям», кроме духовенства и пахотных крестьян, носить платье венгерское и немецкое, и штаны (кюлоты). В последующих указах было велено носить немецкое платье по будням и французское - по праздникам.

Портрет дяди Петра I - Льва Кирилловича Нарышкина в традиционном русском костюме.

Петр I в иноземном наряде поражает домашних. Картина Н. Неврева.

С 1 января 1701 г. европейский костюм предписывалось носить и женщинам. Русское платье было запрещено производить и им торговать. Нарушителям грозили штрафы, ссылка на каторгу с конфискацией имущества. Образцы моделей европейского покроя были выставлены на улицах, бедные люди получили отсрочку, чтобы износить старую одежду, но с 1705 г. уже все городское население должно было носить новое платье под угрозой штрафа.Секреты европейских портных стали осваивать и русские мастера.

Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи и грудь европейское платье. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний. Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды – тем более, другого выхода при строгом указе.

Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была очень широкая юбка, которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно. Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.

Как и все заграничное, европейские наряды прижились в России с некоторыми поправками, продиктованными, в основном, суровым климатом. Кроме упомянутых простеганных ватином юбок, неотъемлемой частью гардероба в это время стали платки, косынки и накидки. Женщины, вынужденные носить платья из тонкой ткани с открытыми плечами, руками и декольте, использовали эти аксессуары скорее для тепла, чем для красоты. Примерно тогда же и по той же причине в обиход вошли чулки – в повседневной жизни девушки носили хлопковые или шерстяные, во время торжественных выходов надевали шелковые.

После смерти Петра I часть городского населения вернулась к допетровской одежде - до конца XIX в. в костюме купечества и мещанства сохранялись элементы традиционного костюма. Поэтому портные специализировались либо на европейском, либо на «русском» платье.

А как жили креситьяне и что мы можем сказать об их стиле?

Что касается крестьян, то при Петре изменения в одежде их практически не коснулись: они по-прежнему носили традиционную одежду. Рубаха, сарафан, телогрея, шуба – гардероб женщин из народа оставался таким же, как и несколько веков назад. Европейские моды пришли в деревню только в конце XVIII века.

Вопреки расхожему мнению. Крестьяне жили достаточно зажиточно, хотя в то время они были крепостными. И передвали из поколения в поколения свою нарядную одежду. Например жемчужный кокошник. Любили очень красный цвет: "Сшей мне матушка красный сарфан". Любили сочетание красного и золотого, а такое сочетание это трационное сочетание империй, например как это было и в римской и китайской империях. В отличие от дворян крестьянки любили макияж. Использовали толченый кирпич для помад и свеклу для румянца. Крестьяне выглядели очень ухоженно и опрятно. Так как было зимой очень холодно страшное время, морозы до -30. Поэтому одежда должна была быть качественной, не дырявой и теплой. А совсем не та, которая может охарактеризовать какое-то сословие как «голь перекатную». Одежда помогала жителям сельской России не замёрзнуть, чувствовать себя уверенно, а в итоге – выживать и рожать много деток.

Мы можем убедится в этом на фотографиях и в живописи.

Молодая женщина в кокошнике-сборнике и девушки в повязках на празднике в селе Ненокса. Начало XX века. Фотография В.В. Суслова.

Молодая женщина в каргопольском кокошнике. Вторая половина XIX века. Коллекция фотографий праздничных нарядов крестьян северных губерний России из собрания В.П. Шабельской.

Наряд невесты в головном уборе «коруне». Вторая половина XIX века. Коллекция фотографий праздничных нарядов крестьян Северных губерний России из собрания В.П. Шабельской.

Старики. Рязанская губ. 1910г.

Богородские крестьяне Тульской губ. Фото А.Карелина, 1870-е.

Иван Петрович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784.

Константин Маковский Крестьянский обед в поле.


Иванов Сергей Васильевич. Семья.


Октябрьская Социалистическая революция, отменившая классы дворянства и буржуазии и утвердившая новый социальный состав общества, неизбежно повлияла и на формирование моды советской страны, в которой больше не было места для роскошных туалетов. Одежда стала дешевой и очень простой. Но эта уже совсем другая тема и не хочу относить ее к русскому стилю. Это страшное время. Тяжелейшие экономические условия, разруха, гражданская война, последовавшая за революцией и жесточайшей политикой военного коммунизма. Люди попросту умирали от голода, не имели возможности достать элементарные средства гигиены и бытовые принадлежности, о какой моде могла идти речь. Была одежда, олицетворяющая суровое и безжалостное время. Жаль,что так все случилось, произошел крах всего, одна из причин банальная зависть европейцев по отношению к богаству в России, фото являются отличным доказательством, как было,например, в деревне тогда и сейчас.

Спасибо за внимание!

Русский народный костюм является ярким самобытным элементом богатейшей родной культуры, который синтезирует в себе различные виды декоративного творчества: традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

Русская мода и женская одежда

В наши дни в европейской моде горячо приветствуется русский стиль. Павловский платок воспринимается как очень модный элемент одежды. Русская культура внесла в мировую моду вышивку цветными нитями, бисером, камнями, золотом и лентами. Сейчас многие дизайнеры в своих работах используют ткани в стиле русский платок. Традиционный русский платок расписывается цветами: в центре находится один крупный элемент, а к краям цветки начинают уменьшаться в размерах. Еще одной неповторимой и уникальной чертой русского национального стиля является кружево. Оно выглядит романтично, таинственно и экзотично. Мода в русском народном стиле допускает использование кружева во всех видах одежды и аксессуаров.

В последнее время в зимний сезон вернулась мода на . Современные валенки выпускаются в России и за рубежом. Теперь они вышиваются разноцветными узорами, бисером и кожаными вставками.

Хочется отметить, что модный и современный образ в русском стиле формируется с учетом количества элементов русского костюма. Его не стоит сочетать с вещами, выполненными в стиле винтаж и гранж, ибо такое сочетание будет больше походить на бедного родственника из далекого прошлого, чем на образ прекрасной модной леди.

Что еще весьма примечательно – русские мотивы в моде актуальны и по сей день, и являются самыми популярными среди национальных стилей в одежде, и не только у нас в стране.

Мировой модный тренд последних лет – обращение к национальным традициям. Наши дизайнеры не отстают и в своих моделях тоже активно используют народный колорит. Одежда в русском стиле сегодня – не удел бабушек из фольклорных ансамблей, а часть гардероба модниц. Сегодня я расскажу вам подробнее, как создать актуальный образ и выглядеть элегантно и женственно.

Русский стиль в одежде делает отсылку к национальному русскому костюму. Характерные черты нарядов – простой свободный крой, натуральные ткани, обилие декора в виде вышивки, сложных орнаментов и ярких цветов. Одежда – свободные нижние рубахи, юбки и сарафаны, мужские косоворотки – удобная и практичная, идеальная для хлопотной жизни. Верхняя одежда для суровой зимы – шуба мехом внутрь, кафтан, меховая шапка и платок.

История появления

В начале 20 века «Русскими сезонами» Дягилев открыл Европе окно в Россию, пробудив интерес европейцев к неведомой стране. Затем волна эмиграции после 1917 года расплескала русскую интеллигенцию (и не только) по всей Европе и даже за океан. Там, тоскуя по родине, эмигранты пытались компенсировали утрату русскими мотивами в одежде и быту.

Скоро на непривычные европейскому глазу одежды обратила внимание Коко Шанель и, как говорится, понеслось: Поль Пуаре, Ив Сен Лоран, Кензо и многие другие в своих коллекциях «цитировали» и продолжают «цитировать» русский колорит.

Модели и фасоны

Для русского стиля не характерна приталенность, одежда не должна сковывать движения и причинять неудобства, потому женским моделям присущ прямой свободный крой, завышенная талия, длинные юбки и сарафаны в пол. Характерные черты – рукава-фонарики, отложной или собранный на резинке воротник. Одежда украшалась ручной вышивкой, кружевом, лентами да тесемками. Все эти детали используются и в современных выкройках.


Цвета

Женскому народному наряду присущи различные сочетания с белым цветом: бело-голубой, бело-красный, бело-зеленый, бело-желтый или золотистый. Сегодня кутюрье в брендовых моделях не ограничиваются только привычными сочетаниями и создают одежду из ткани, имитирующей хохлому, гжель, жостовскую роспись, и роспись матрешки.

Однако часть дизайнеров придерживается мнения, что русской женщине больше идут сдержанные тона, потому свои коллекции в русском стиле они выдерживают в спокойных цветах.

Кому подойдет

Правильно подобранная женственная одежда в этническом стиле одинаково пойдет как молодым девушкам, так и состоявшимся дамам. Кроме того, характерные цветочные принты отлично скрывают несовершенства фигуры, что идеально подойдет полным женщинам.


Как одеваться

Если вы решили одеться в национальном стиле – это совсем не значит, что вам нужно надеть пышный сарафан и нацепить кокошник на голову. Достаточно нескольких ярких деталей (рубашка с вышивкой по вороту, длинная юбка с цветочным принтом,платок, сумка из мешковины), чтобы разнообразить привычный вид.

Головные уборы

Для русского стиля свойственны круглые меховые шапки зимой и платки в более теплое время года. Павлопосадский или оренбургский платок отлично дополнит образ в любой сезон и как головной убор, и как аксессуар.


Аксессуары

Кроме платка в качестве дополнения можно выбрать поясок под платье или рубаху, холщовую сумочку, соломенную шляпку, накидку, стилизованные серьги и колье. Для гармоничного образа вам понадобится один-два аксессуара.


Куда носить

Куда пожелаете! Эффектное платье с принтомпавлопосадского платка будет одинаково кстати и на каждый день, и на праздничном вечере. Стиль почти не устанавливает ограничений. Ну разве что не на все бизнес-переговоры можно позволить себе такую красоту. Хотя легкий акцент в виде шарфика и тут будет уместен, главное знать меру.

С чем сочетать

В исконном женском костюме нет брючных комплектов, потому, если вы решили строго придерживаться русского стиля в образе, в качестве основной одежды выбирайте платье либо юбку.

Если же вы решили немного «поиграть» стилями и выбрать брюки, остановитесь на узкой прямой либо укороченной модели, а сверху наденьте свободную рубаху навыпуск с вышивкой. А аксессуар в виде яркого платка будет хорошо сочетаться со строгим офисным костюмом. Посмотрите подборку фото с правильным сочетанием вещей:


Обувь

Чтобы строго выдержать стиль, подберите обувь на низком каблуке или танкетке с плетеной платформой и минимумом кожаных элементов. Будут кстати и замысловатые плетеные сандали, и тапочки с цветочной вышивкой. Зимняя обувь – конечно же валенки, благо, сейчас хватает интересных и «нестыдных» моделей.

Маникюр прическа и макияж

В былые времена у барышень не было такого разнообразия декоративной косметики, потому в этническом образе будет кстати естественность и натуральность: короткий маникюр с нейтральным лаком и нюдовые оттенки в макияже. Узнаваемая черта русской красавицы – тугая коса и если вы счастливая обладательница пышных волос, непременно заплетите косу с лентой.

Если косе не суждено быть, аккуратно соберите волосы в узел (распущенные девице-красавице не подойдут) и украсьте голову, например, цветочным венком.


Украшения

В качестве украшения могут быть массивные бусы, тяжелые серьги в народном стиле, браслеты. Органично будут смотреться хенд-мейд аксессуары из природных материалов: камня, соломы, текстиля, дерева.

С чем нельзя носить

Чтобы выдержать стиль, откажитесь от брюк, джинсов и шорт, а также от обуви на высоком каблуке – всё это выбивается из исконного костюма и сбивает акценты. Но если вы решили просто немного разбавить свой обычный облик этно-деталью, этого делать не обязательно.

Подбирая одежду под образ, предпочтение отдавайте вещам из натуральных тканей: льна, шелка, хлопка, шерсти. Выбирайте вещи не строго по фигуре, а свободного кроя. Приглянется яркая лоскутная модель – берите: пэчворк – это очень по-русски.При наличии вышивки, отдавайте предпочтение одноцветной работе.

Ваша главная цель – создать женственный и целомудренный образ, потому даже думать забудьте про откровенные наряды.


Как ухаживать за одеждой

Так как этно-стиль предполагает практичность и натуральные ткани, такая одежда не требует особого ухода, кроме стандартного: периодической стирки и утюжки. Вещи из хлопка и льна лучше утюжить чуть сырыми – так вам придется приложить меньше усилий для разглаживания складок.

Тем не менее, ведущие кутюрье используют элементы национальной одежды и, тем более, приемы декора, свойственные одежде в русском стиле в своих коллекциях. И это неизменно становится сенсацией в мировой моде.

В истинно русском стиле пробовали работать такие мастера, как Жан-Поль Готье и Вячеслав Зайцев. Слишком самобытный, а зачастую и этнический стиль не поддался влиянию мэтров моды. Но самые яркие детали были задействованы в лучших коллекциях.

Русский стиль в современной одежде на этих фото коллекций мировых Домов моды говорит сам за себя:

Одежда в русском народном стиле от Надежды Ламановой

Такая одежда обладает собственной ценностью. Характерные для истинно русского стиля наряды и силуэты становились идеей для создания оригинальных нарядов.

Одежду в русском народном стиле впервые ввела в моду Надежда Ламанова. Она шила платья для последней российской императрицы и её дочерей – это истинный символ современного русского стиля. Никакого лубка, и кокошников, только современная интерпретация силуэтов и роскошная отделка ручной работы. Надежде Ламановой удалось сохранить не только свой московский Дом мод до середины 50-х годов прошлого века, но и стиль.

У неё одевались и считали это за честь звезды той эпохи - актрисы и просто самые красивые женщины Москвы, которые могли позволить себе такую роскошь. Надежда Ламанова буквально возродила уникальную вышивку бисером, строгие и женственные силуэты нарядов в национальном стиле, умело помножив их на европейские тенденции. Прославленное место для любой модницы «Кузнецкий мост» и современная одежда в русском стиле - это её заслуга.

Эту же тенденцию, но с меньшим успехом пытались возродить в Европе, благодаря откровенным русским - мех, парча и – современные дизайнеры пользуются этими приемами и сегодня. Одними из основных силуэтных решений до сих пор остаются сарафан, полушубок и понева – широкая и длинная в складку. Аналоги такой юбки есть только в исторических европейских костюмах.

Если вы думаете, что манера повязывать платок – желательно – как бадану или через шею, как делают звезды Голливуда – прикрывая волосы – это современное веяние, то ошибаетесь. Это типичные приемы, свойственные русским женщинам.

Женская одежда в русском стиле достаточно часто становится источником для вдохновения самых лучших и топовых мировых дизайнеров. Но используют они слишком явные фасоны и приемы – как экзотические: меховые папахи и парчовые шубы с «подбоем» из драгоценного меха.

Посмотрите, как выглядит на подиумах русский стиль в одежде на этих фото:

Верхняя зимняя одежда в русском стиле от Ив Сен Лорана

Народный русский стиль в современной моде первым оценил мэтр стиля «люкс» Ив Сен Лоран. Ему, скорее всего, понравилась идея, которая оказалась актуальной в 70-х годах прошлого века. Именно он первым вывел на парижские подиумы верхнюю одежду в русском стиле, а именно .

Их прообразом стали традиционные овчинные тулупчики, которые носили в России. Конечно, Ив Сен Лоран придал им парижского лоска, сделав тоньше, изящней и элегантней.

Но именно он ввел в моду эту универсальную одежду, не столь дорогую как , и не столь простую как . С его легкой руки они до сих пор в моде и не собираются покидать трендов.

Но ни одна современная одежда в русском народном стиле не сравнится в популярности с головными уборами в национальном стиле. Трудно переводимое на любое европейский язык слово «ушанка» давно стало интернациональным. Их носят не только туристы, которым посчастливилось побывать в России, но и все кто любит неформальные и живет в холодном климате. Характерно, что ушанка – изначально была исключительно мужским головным убором, а теперь в ней щеголяют самые отъявленные модницы.

Зимняя одежда в русском стиле преподнесла еще один безупречный тренд – – соболя, чернобурки или песца. Как ни странно – это тоже мужской фасон, который охотно используют модницы.

В верхней одежде есть еще один, буквально эксклюзивный элемент – павлово-посадские платки. Подмосковная мануфактура, которая насчитывает не меньше двухсот лет, создала уникальный стиль, который невозможно повторить – сложные цветочные узоры, набивные рисунки на шерстяной или хлопковой ткани объемных платков – это российский бренд. Он высоко ценится настоящими модницами во всем мире.

Модная одежда в русском стиле для детей и взрослых

Это направление не укладывается в понятия «этника» или «фольклор». Разумеется, не стоит собирать тотальный образ в этом стиле – достаточно лишь одной, но яркой детали – Павлово-Посадского платка, надетого как , дубленки в стиле, который предпочитали ваши прабабушки или вышитых валеночек (если позволяет погода). Модная одежда в русском стиле – это стильный микс с вещами в повседневном ключе, кстати, она отлично сочетается даже с .

Русский стиль в одежде 2019 года набирает новые обороты. За дело взялись молодые российские дизайнеры, которые активно продвигают идеи практически идеально-женственных силуэтов и образов. На фоне всеобщего засилья повседневных и слишком популярных фасонов откровенно яркие и стильные наряды смотрятся особенного выигрышно.

Типичной деталью такого наряда всегда считалась . Дорогая, нарядная и яркая – такова традиция. Особенно ценны в таком наряде красные сапожки любого фасона – без них стройно простроенный образ останется незаконченным.

Примечательно, что в национальных нарядах очень редко использовался черный цвет, на Руси (в отличие, например, от Италии) – это цвет траура. Бордовый, синий, бежевый, ярко красный, обязательно в с кипенно белым – истинная гамма таких нарядов.

Традиционно, в отделке используются элементы и символические знаки различных губерний. Сегодня они уже утратили свой первоначальный смысл оберегов и опознавательных знаков. Но по-прежнему выглядят очень красиво. Мотивами для отделки – ручной вышивки, в первую очередь, становились цветы: от простых полевых, до садовых роз.

Особого внимания заслуживают не только наряды для взрослых, но и детская одежда в русском стиле. Это, в первую очередь, стильные сарафанчики – одежда не только красивая, но и максимально удобная. Достаточно менять топы и футболки, чтобы выглядеть каждый день по-новому. Для многих совсем юных модниц вопрос «что надеть?» важен даже в возрасте 3-4 лет.

Современные модели переняли отличные фасоны, но не стилистику – никаких фольклорных элементов дизайна или отделки – это просто не модно. Но вот научить девочку красиво носить платочек или косынку стоит обязательно. Это отличный головной убор для лета – когда нужно прикрыть голову, даже повязав его как бандану. Кстати, такая манера ношения была общепринятой в России.

Одежда для детей в русском стиле – это из овчины или дубленки и вышитые или расписанные – если позволяет погода. Идеально тепло, удобно – в том числе и одеваться самой. Кроме того, такие комплекты всегда смотрятся выигрышно и эффектно.

Вряд ли кто-то возьмется оспорить справедливость русской пословицы: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Народная мудрость гласит, что важным атрибутом, отражением внутренней сути человека является та одежда, которую он носит. Так было во все времена. Актуальность этой пословицы не ослабевает по прошествии веков.

От наших предков нам досталась богатейшая история, в том числе, и история русского костюма. Плавные линии, летящие силуэты, затейливые узоры, яркие расцветки – это далеко не полный перечень особенностей одежды в русском стиле.

Женская красота воспевалась издревле. В старинных русских песнях сказках и преданиях мы находим описание прекраснейших русских девушек. Важной частью женского образа во все времена, безусловно, была одежда. Для каждого случая, будь то повседневная работа или праздник,предполагался свой костюм. По одежде и ее отдельным элементам можно было судить о социальном и семейном положении.

Среди простого народа основополагающим принципом было удобство одежды. Это напрямую связано с нелегким крестьянским трудом. Одежда не должна была стеснять движений, натуральные ткани облегали тело, даря легкость и комфорт. Несмотря на кажущуюся простоту, в русском человеке всегда жило стремление к прекрасному. Это выражалось в желании украсить даже повседневную одежду. Особое внимание уделялось вышивке. Рукотворные произведения искусства были уникальными и неповторимыми. Девушки вышивали свою одежду, создавая на ней цветы, птиц, другие причудливые узоры. Искусные орнаменты придавали гармоничность и законченность образу. С помощью вышивки даже простое платье дарило своей обладательнице ощущение радости и праздника.

Несколько иная атмосфера царила в княжеских домах. Здесь одежда в русском стиле отличалась богатством материалов и отделки. Расшитые драгоценными камнями платья и костюмы дополняли величественный образ своего владельца, служили отличительной особенностью, показателем его статуса и стиля жизни. Дорогие, плотные ткани надежно защищали тело князя или боярина, создавая дополнительную границу между ним и внешним миром.

Защита от посторонних глаз, сохранение цельного образа – это основное назначение одежды в русском стиле. В народной традиции все предельно целомудренно, здесь нет коротких юбок и глубоких декольте. Для русского человека, согласно христианской традиции, всегда более важной была красота души, а не тела. Одежда служила лишь дополнением внутреннего мира, а не его альтернативой.

Одежда в русском стиле всегда была единичной и неповторимой. Одной из причин этого служила ручная работа. Вне зависимости от статуса девушка самостоятельно готовила себе приданое, вкладывая душу и готовясь к началу нового жизненного этапа. Создание одежды считалось благородным занятие. Даже в богатых семьях все, от мала до велика, умели шить. Шитье было неотъемлемой частью жизни. Одежду не просто шили самостоятельно, но и ткали, вышивали, отделывали вручную.

Одежду для особых, праздничных случаев можно отличить по наличию кружевной отделки. Кружево – это одна из особенностей одежды в русском стиле. Так, например, кружево служило непременным украшением свадебного платья. Летящее, тонкое, нежное – оно символизировало чистоту помыслов и начало новой жизни. Каким волнением, каким трепетом сопровождалось создание свадебного платья и подготовка приданого для девушек. Сколько мыслей рождалось в голове, сколько песен было спето во время этого сакрального действа! Все эмоции, переживания и чувства через руки передавались в создаваемую одежду. Она грела и освещала не только снаружи, но и изнутри. Именно поэтому с уверенностью можно сказать, что одежда в русском стиле – это воплощенная душа народа.

Каждый предмет одежды, создаваемый руками мастериц, являлся настоящим произведением искусства. Лучшим традициям создания одежды в русском стиле сегодня следует «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой».

Традиционная одежда в современном мире – это не просто дань моде и традициям. Она используется не только в тематических мероприятиях при воссоздании неповторимого национального колорита. Отрадно, что в настоящее время одежда в русском стиле или отдельные ее элементы становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Это означает, что мы возвращаемся к своим истокам. Мы осознаем, что русская культура богата и многообразна. Она не теряет своей актуальности, а лишь укрепляет позиции, возрождая в нас глубокую и искреннюю любовь к родной земле и самобытной культуре.

Несмотря на то, что западные стандарты красоты и моды прочно установились и в российском обществе, они не сумели победить в русском человеке стремление к чистому и светлому, к тому, чем проникнута наша национальная культура и история с древнейших времен. Это означает, что одежда в русском стиле будет жить. В настоящее время она востребована как среди людей старшего возраста, так и среди молодого поколения. В чем причина огромной популярности русского национального костюма? Такая одежда пропитана любовью, она отражает прекраснейшие традиции нашего народа, дарит радость и покой, создает, сохраняет и преумножает гармонию и счастье.

«Дом русской одежды Валентины Аверьяновой» дает возможность приобщиться к лучшим традициям нашей национальной культуры, стать частью мира света, добра и радости. Одежда в русском стиле, выполненная с любовью, настоящими мастерами своего дела, – это воплощение души, отражение самых лучших, самых светлых ее сторон.