Домой / Для зеленых глаз / Формирование кгн в младшей группе. Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе

Формирование кгн в младшей группе. Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе

Цель проекта:

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование игровых методов в разных видах деятельности.

Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Задачи проекта:

1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

2. Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

3. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

4. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

5. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

6. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Продолжительность проект а : 2 месяца.

Этапы проектной деятельности:

1. Подготовительный этап.

  • Сбор и анализ литературы по данной теме.
  • Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  • Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
  • Работа с родителями (анкетирование, консультации родителей по теме и т.д)
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Совместно с родителями воспитанников были реализованы следующие задачи:

  • Оснащение предметно-развиавющей среды оборудованием для сюжетно-ролевых игр.
  • Проведено анкетирование родителей по теме проекта.

2. Основной этап – практическая деятельность.

  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль воспитателя).
  • Реализация проекта через различные виды деятельности.
  • Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельность.

3. Заключительный этап.

  • Презентация проекта
  • Проведение досуга.

Планирование и организация деятельности

Сроки проведения Мероприятия Образовательные области
1.10. 2013 – 4.10.2013 Сбор литературы по данной теме.

Диагностика детей по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

1.10. 2013 -4.10.2013

Оформление дежурного уголка.

Наглядная информация для родителей на тему:

«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».

7.10. 2013 –

Лепка «Тарелочка для белочки»

Дидактическая игра «Посуда бывает разная»

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Занятие-игра «Мыльные перчатки»

Игры ситуации: «Накормим куклу»

Подготовка анкеты для родителей.

Познание, коммуникация,

художественное творчество, чтение художественной литературы

14.10. 2013 – 18.10.2013 Рисование «Дорога ложка к обеду»

Дидактическая игра «Расставим посуду правильно», «Моем посуду»

Рассматривание иллюстраций «Посуда и столовые приборы»

Разучивание потешек «Водичка, водичка», «Вот и полдник подошёл»

Художественное творчество, познание, коммуникация,

чтение художественной литературы

21.10. 2013 – 25.10.2013 Занятие на тему: «Ложки, чашки, поварёжки»

Дидактическое упражнение

«Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

Рассматривание иллюстраций «Маша и мама кушают»

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы
28.10. 2013 – 1.11.2013 Занятие по конструированию: «Стол и стул для куклы»

Рисование «Салфеточки для Маши»

Сюжетно-ролевая игра «Как мы умеем правильно и красиво кушать»

Рассматривание иллюстрации – схемы «Что за чем»

Разучивание потешки «На моей тарелочке»

Просмотр мультфильма «Как обезьянки обедали»

Занятие-развлечение: «Вот что мы умеем »

Дидактическая игра «Учим куклу готовить» («Готовим обед для кукол»; «Маленькие хозяюшки»)

Познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, социализация
5.11.2013-8.11.2013

Дидактическая игра «В гости кукла к нам пришла»

Рассматривание иллюстраций «Можно и нельзя»

Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

Чтение худ литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского

Социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы
11.11.2013-15.11.2013 Занятие на тему «Большая и маленькая посуда»

Аппликация «Салфеточки для мишки»

Дидактическая игра «Правильно и неправильно»

Рассматривание иллюстрации «Как правильно расставлять посуду»

Кукольный театр «3 медведя»

ФЭМП, художественное творчество, познание, коммуникация социализация.
18.11.2013-22.11.2013 Занятие на тему «Что можно и что нельзя за столом»

Занятие на тему «Случай в городе Едоков»

Дидактическая игра «Накроем на стол»

Игровая ситуация «Обед для кукол»

Дидактическая игра «К кукле пришли гости»

Познание, коммуникация,

социализация.

22.11.2013 Досуг «Кто ходит в гости по утрам…» Социализация, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка
4.12.2013 Презентация проекта

Задачи по формированию КГН: В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей КГН. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи. 1. Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. 2. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.


3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). 4. Во время еды учить детей правильно держать ложку. 5. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) ; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.




Игра «Водичка, водичка!» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы. Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку. Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»


Игра «Делаем прическу» Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз. Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла. Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.


Цель: учить пользоваться носовым платком. Оборудование: кукла, одноразовые носовые платки. Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, заболела, ей трудно дышать носиком. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше почистить носик!» Взрослый проговаривает потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать! Взрослый показывает детям, как правильно ис­пользовать носовой платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить действие по подражанию. Игра «Кукла заболела» Цель: учить пользоваться носовым платком. Оборудование: кукла, одноразовые носовые платки. Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, заболела, ей трудно дышать носиком. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше почистить носик!» Взрослый проговаривает потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать! Взрослый показывает детям, как правильно ис­пользовать носовой платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить действие по подражанию.


Цель. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше). Затем воспитательница говорит: "Руки. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.). Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем? Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок и пр.) Игра «Чистоплотные дети» Цель. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше). Затем воспитательница говорит: "Руки. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.). Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем? Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок и пр.)


Игра «День рождения» Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга. Оборудование: гости - куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки. Ход игры: ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях: - поздороваться, когда приходишь в гости; - без приглашения не входить в комнату; - дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец); - за столом не шуметь, не брать пищу руками; - приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение; - не перебивать друг друга; - пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно; - после еды не забыть поблагодарить именинника; - перед уходом попрощаться; - когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола. Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей Игра «День рождения» Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга. Оборудование: гости - куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки. Ход игры: ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях: - поздороваться, когда приходишь в гости; - без приглашения не входить в комнату; - дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец); - за столом не шуметь, не брать пищу руками; - приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение; - не перебивать друг друга; - пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно; - после еды не забыть поблагодарить именинника; - перед уходом попрощаться; - когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола. Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей


Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки). Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник). Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку: Чайник на столе поставим, Блюдца, чашки мы расставим, Будем мы гостей встречать, Кукол чаем угощать! Игра "Угостим кукол чаем" Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки). Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник). Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку: Чайник на столе поставим, Блюдца, чашки мы расставим, Будем мы гостей встречать, Кукол чаем угощать! ПЕРЕЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: К. ЧУКОВСКИЙ «МОЙДОДЫР» А. БАРТО «ДЕВОЧКА ЧУМАЗАЯ» З. АЛЕКСАНДРОВА «КАТЯ В ЯСЛЯХ» Е. БЛАГИНИНА «АЛЕНУШКА» И. МУРАВЕЙКА «Я САМА» К. ЧУКОВСКИЙ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» В. МАЯКОВСКИЙ «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Н. ПАВЛОВА «ЧЬИ БАШМАЧКИ» З. АЛЕКСАНДРОВА «ВКУСНАЯ КАША» Ю. ТУВИМ «ПИСЬМО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ПО ОДНОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНОМУ ДЕЛУ» С. МИХАЛКОВ «ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ ПЛОХО КУШАЛА» «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА» «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, СОБИРАЕМСЯ ГУЛЯТЬ» «ПОШЕЛ КОТИК НА ТОРЖОК» «МЫ ЗА СТОЛ САДИМСЯ КУШАТЬ»

среднего профессионального образования

Калининградской области

Индустриально- педагогический колледж.

Контрольная работа.

Курс группа

Студентки:

Дисциплина: «Педагогика»

Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы»

Ежедневный режим является показательным, мы адаптируем его к потребностям детей и реагируем на текущие изменения погоды и погоды. Наша цель состоит в том, чтобы дети были счастливы и возвращались с улыбкой. Чтобы не бояться попробовать новые вещи, и каждый день у них было желание вновь открыть мир. Чтобы влюбиться в музыку, искусство, географию, письма и математические пособия. Мы хотим, чтобы они использовали свой замечательный врожденный вкус для познания мира, заставляли их находить и занимать в нем свое место и полностью развивать свою личность в социально и культурно благоприятной демократической среде.

Перечень культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Возрастная

личной гигиены

самообслуживания

культуры

При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользует-ся индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.

Сотрудничество с родителями и семьей имеет решающее значение как для нас, так и для детских садов. Связывание педагогики Монтессори с семейным доступом является огромной выгодой для детей. Дети мотивируют родителей заниматься деятельностью и заниматься. Родители ежедневно информируются о повседневной и детской работе в еженедельном отчете, а также о семейных днях и встречах. Мы проводим лекции для родителей зарегистрированных детей два раза в год по Монтессори по уровню развития ребенка, а также возможность посещать наши организованные курсы по льготной цене.

Снимает и одевает одежду в определен-ном порядке, рассте- гивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает не-опрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщатель-но пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.

Кроме того, мы организуем вечерние индивидуальные и коллективные встречи с кофе, чтобы делиться вопросами о попечении и уходе за детьми на дому. Развивая общение и сотрудничество с родителями, мы также хотим добиться того, чтобы детский сад функционировал как сообщество.

Нам нравятся мнения, идеи, пожелания и критика, и мы будем рады вашим предложениям. О. успешно прошел первый в Чешской Республике добровольный аудит качества ухода за детьми в детской группе. На основании анализа отдельных документов, больниц, материалов и сопоставления с требованиями Закона о детской опеке над детьми они получили Сертификат добровольного аудита качества. Наши ясли состоят из трех детских групп: жуков, котят, цыплят.

младшая группа

При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызги-вает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытереться полотен-цем, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевре-менно пользуется носовым платком.

Самостоятельно одевается и раздева-ется в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вы-ворачивает на лице-вую сторону. Стара-ется сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимос-ти обращается к взрослым.

Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой, по мере загрязнения, после туалета, умеет пользо-ваться расческой, но-совым платком, чис-тит зубы на ночь, при кашле и чихании зак-рывает рот платком, отворачивается.

Большая самостоя-тельность в самообс-луживании (раздева-ние, одевание, засте-гивание пуговиц, заш-нуровывание боти-нок). Бережет одежду, обувь. Замечая непо-ладки в одежде, само-стоятельно устраняет их, с помощью взрос-лого приводит одеж-ду в порядок (чистит, просушивает).

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.

Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напомина-ния полощет рот пос-ле еды. Просит своев-ременно сменить но-совой платок, приво-дит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.

Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит верх-нюю одежду, учится стирать носки, пла-ток. Быстро одевается и раздевается, пра-вильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвен-тарем. Тактично гово-рит товарищу о непо-ладке в его костюме, обуви, помогает устранить их.

За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причесанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

Подготовительная

Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщатель-ного выполнения на-выков, полученных ранее.

Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол.

3.Условия успешного формирования культурно- гигиенических навыков.

В процессе культурно-гигиенического обучения широко используются наглядные пособия. Ребенок лучше поймет и осмыслит гигиенические сведения, если объяснение и рассказ воспитателя будут подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. С этой целью используют также игры, демонстрация фильмов, организация праздников. Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса . Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой.

Следующим обязательным условием формирования культурно-гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения .

Другое условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых . Ребенок приобретает культурно-гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Няня помогает воспитателю проводить закаливающие и гигиенические процедуры , участвует в уборке постелей, одевании, кормлении детей. Поэтому в действиях воспитателя и няни должна быть строгая согласованность.

Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском учреждении. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем и, требуя от него выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.

В воспитательной работе следует как можно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя.

Немаловажное значение имеет также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у нас Сережа молодец! Не стал брызгаться водой, а помыл руки аккуратно, быстро. Мыло положил на место». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание поступать так же, и мытье рук проходит без излишнего баловства. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель одобряет другого ребенка: «Как аккуратно Маша повесила свою одежду в шкаф! Она не торопилась, постаралась. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют! » Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям.

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердить, что малыш правильно понимает общественное требование, и подсказать, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

4.Особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Не стоит постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте , игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности , в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы , отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Заключение

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,

высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателю в беседе с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них и им самим нужно следить за своим поведением в общении с детьми.

Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни большое значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Список литературы:

1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Гигиенические основы детей от трех до семи лет. - М.,1987.

2. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. - Дошкольное воспитание. 1989.

3. Консультации для воспитателей http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac60.htm

4. Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста" - М. Просвещение 1986.

5. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., Дошкольная педагогика – М. Просвещение, 1978.

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет (самое позднее пяти, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, „что положено", то они рискуют безнадежно опоздать.

Освоение культурно-гигиенических навыков

К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

Самые первые представления о культурно-гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды.

Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки.

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В младшем возрасте ребенку нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука - освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Во время еды строго следим, чтобы:

  • последовательность блюд была постоянной,
  • перед ребенком находилось только одно блюдо,
  • еда была не слишком горячей, не слишком холодной,
  • ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,
  • дети не разговаривали во время еды;

Стараемся не допускать:

  • громких разговоров,
  • понуканий, поторапливания детей,
  • насильного кормления.

Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.

Перед едой для детей на столе ставятся салфетки. Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.

С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления на всех малышей надеваем нагрудники.

Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом.

Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.

С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.

После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.

Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы».

Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней - самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней.

То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.

Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь - очень серьезное достижение малыша.


Очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова.

Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.

Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.

Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Контролировать свой мочевой пузырь или наполнение кишечника (то есть понимать, что пришла пора его опорожнить) дети начинают где-то ближе к 2 - 2, 5 года (мальчики чуть позже) .

Приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забываем хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не позволяем малышу засиживаться на своем маленьком «троне».

Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце, постельное белье и горшок, они маркируются в детском саду. Маркировка удобна и детям, и взрослым. Для малышей - это цветные картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение.

Вот так потихоньку мы учим своих малышей полезным привычкам. Конечно, сразу и все наши детки не выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и никак иначе.

СЕНТЯБРЬ

Формы работы

Задачи

Игровые ситуации:

«Кукла Катя за столом»

«Мы правильно моем руки».

«Домик для расчески»

Ситуативная беседа:

«Хлеб печется из муки, что дают нам колоски»

Я. Аким «Где живет вода?», потешка «Кто из нас хороший?»

стихотворение «Для чего нужна расческа»

Продолжать учить детей:

  • есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой
  • правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик
  • класть расческу в пакетик и на свое место в шкафу

Продолжать учить правильно есть хлеб, воспитывать бережное отношение к нему. Обратить внимание детей на систематическое выполнение к.г.н., используя пример героев литературных произведений

ОКТЯБРЬ

Дидактическое упражнение

«Найди свою метку»

Игровые ситуации:

«Почему у Сашки мокрая рубашка»

«Хрюша в гостях у Степашки»

Способствовать запоминанию ребенком местонахождение:

  • своего полотенца
  • места за столом
  • своего шкафа
  • своей кровати

Сконцентрировать внимание детей на том, что перед мытьем рук следует закатывать рукава; побуждать обращаться за помощью к взрослому; приучать правильно и тщательно мыть руки. Отрабатывать элементарные навыки поведения (правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой, не крошить хлеб)

НОЯБРЬ

Ситуативная беседа:

«Подтяни свои штанишки»

Игровая ситуация «Школа «Мойдодыра»:

Урок 1. «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

Урок 2. «Когда надо мыть руки»

Дидактическая игра:

«Вымоем кукле руки»

Сформировать у детей:

  • привычку
  • навыки пользования салфеткой во время еды
  • потребность мыть руки после прогулки, после туалета, перед едой

Осуществлять контроль правильного и последовательного мытья рук

ДЕКАБРЬ

Дидактические упражнения:

«Кукла Таня простудилась».

«Доброе утро, расчёска!»

Чтение художественной литературы:

К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»

Проблемные ситуации:

«Почему у куклы Кати грязное полотенце?»

«Почему поросенка Хрюшу не приглашают за стол»

Отрабатывать навыки:

  • правильного пользования носовым платком
  • пользования расчёской и ухода за ней.

Поддерживать стремление следить за своим внешним видом на примере литературных героев, воспитывать опрятность

Подвести детей к самостоятельному умозаключению:

  • руки надо мыть тщательно с мылом
  • есть надо аккуратно, следить за своим поведение во время обеда.

ЯНВАРЬ

Ситуативные беседы:

«Чистота и опрятность»

«Путешествие в страну личных вещей»

Чтение и обсуждение художественной литературы:

B. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

Игровые ситуации:

«Хрюша завтракает»

«У нас в гостях вилка и ложка»

Мультзал:

«Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»

  • следить за своим внешним видом

Сформировать навыки опрятности в процессе одевания на примере героев литературных произведений

Сформировать у детей умение:

  • правильно есть хлеб (не крошить, не играть, не класть в тарелку)
  • правильно пользоваться столовыми приборами

Показать детям значимость владения навыками опрятной еды и культуры поведения за столом на примере героев мультфильма

ФЕВРАЛЬ

Игровые ситуации:

«За что нам зубки скажут спасибо»

«Мыло - это хорошо или плохо»

Рассматривание иллюстраций:

«Такие нужные предметы»

Чтение художественной литературы

Н.Мигунова «Почему надо чистить зубы»

Мультзал:

« Королева зубная щетка»

«Доктор кролик. Как чистить зубы»

Сформировать у детей потребность:

  • полоскать рот после приема пищи
  • всегда мыть руки с мылом

Стимулировать детей к систематическому использованию предметов личной гигиены зубной щетки и зубной пасты

Поощрять стремление следить за своим внешним видом, используя пример героев мультипликационных фильмов и литературных произведений

МАРТ

Дидактические упражнения:

«Поможем зверюшкам застегнуть пуговицы».

«Доброе утро, расчёска!»

Проблемные ситуации:

«Правильно ли кукла оделась на прогулку?»

«Хлебушек не кроши, хлебную крошку береги!»

Отрабатывать навыки застегивания пуговиц.

Сформировать навыки ежедневного пользования расчёской и ухода за ней (хранить в пакете на верхней полочке)

Подвести детей к пониманию того, что необходимо:

  • самостоятельно замечать недостатки в своем внешнем виде, пользоваться для этого зеркалом
  • есть аккуратно, не крошить хлеб на пол

АПРЕЛЬ

Ситуативные беседы:

«В гости к Мойдодыру»

«Мои друзья: платочек и расческа»

Продуктивная деятельность:

Плакат «А не чистым трубочистам - стыд и срам»

Мультзал:

Просмотр и обсуждене мультфильма

« Три котенка: чем и что нам надо есть» https://www.youtube.com/results?

Игровые ситуации:

«Покажем Лунтику, как пользоваться мылом»

«Приглашаем в гости кукол»

Поддерживать у детей стремление:

  • следить за своим внешним видом
  • пользоваться только своими вещами

Закрепить у детей:

  • знания об основных средствах личной гигиены (мыло, мочалка, зубная щетка и зубная паста, полотенце и т.д.)

Упражнять детей в умении правильно:

  • намыливать руки
  • держать ложку и вилку

МАЙ

Ситуативные беседы:

«Кто опрятен, тот приятен»

«Если друг попросил платочек твой вдруг»

Практическое занятие:

«Моем расческу»

Игра-этюд по стиховорению:

«Митя и рубашка» Э.Мошковской

Просмотр презентации:

«Чайная ложка»

Поддерживать у детей стремление:

  • следить за своим внешним видом
  • пользоваться только своими вещами

Отрабатывать с детьми:

  • навыки ухода за предметами личной гигиены
  • навыки опрятной еды и культуры поведения за столом
  • умение пользоваться чайной ложкой

ПРИЛОЖЕНИЕ. Художественное слово

Девочка чумазая

Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях - дорожки.

Я на солнышке лежала,

руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

Я на солнышке лежала,

нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы измазала,

не девочка, а зебра,

ноги - как у негра.

Я на солнышке лежала,

пятки к верху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ой ли, так ли? Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

царапалась, как кошка:

Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос -

разобиделась до слёз:

Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы -

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

А.Барто

Расческа

Я волшебная расческа, Я дружу с любой прической, Все мне, братцы, по плечу, Я украсить вас хочу. Если волосы опрятны, Всем вокруг вы так приятны, Все любуются на вас, Отвести не могут глаз.

И. Хоменко

Потешка

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка - пригожий! Ай, лады, лады, не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маше улыбаемся. Водичка, водичка, умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Одеваем малыша

Одеваем малыша

Одеваем ревушку:

Шапку - на головушку,

Валенки - на ножки,

А на них - калошки!

Ты постой, не реви,

А шубейку натяни.

Г. Лагздынь

Это Митина рубашка . На, рубашка, простоквашку! Съела маслица она.

Съела кашку из пшена

И подливку из барашка…

(Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.) Ты сыта, моя рубашка?

Э.Мошковская

Где живет вода

Сын, умываясь,

Подумал: «Куда

Так быстро бежит

Из-под крана вода?»

И маму спросил потом:

— Мама, а где у водички дом?

— Речкой, сынок,

Этот дом зовут.

Струйки и капли

В речке живут.

Утром взбегают они

По трубе,

Чтобы помочь

Умыться тебе.

Ворчат они: «Скоро ли

Дети проснутся?» —

Каплям не терпится

Я. Аким

Почему надо чистить зубы

Жил в лесу зайчишка серый, Он веселым, шустрым был, Но представьте, зайчик этот Чистить зубы не любил! «Для чего мне ваша паста? Щетка тоже не нужна. Я и так сгрызу морковку, Если сладкая она». Съест листочек у капусты Да отправиться гулять. Как-то раз, придя с прогулки, Захотел зайчонок спать. Лег, уснул и сон увидел. Страшный кариес пришел: «Наконец, ты мне попался, Наконец, тебя нашел!» А за ним микробов ряд. «Здравствуй, зайка, - говорят. - И для нас всех щетка - враг. От тебя мы ни на шаг.

Дружим с теми, кто не чистит Зубки щёткой по утрам. Мы их хвалим, уважаем, Говорим: «Спасибо вам!» Зубки белые не любим. Быстро их тебе исправим. И по дырке, чтоб болела, На зубах твоих оставим!» Тут проснулся зайчик: «Мама, Ой, что видел я во сне! Злющий кариес, микробы, Приходили вдруг ко мне. Поскорее дай мне щетку, Пасту или порошок!» Успокойся, зайка милый, Успокойся, малышок! Если будешь чистить зубки Вечерком и по утрам, То противные микробы Не страшны твоим зубам!»

Наталья Мигунова

культурный гигиенический детский навык

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребёнка имеет гигиеническое воспитание и воспитание культуры поведения. В дошкольном учреждении гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническое воспитание проводится как индивидуально, с каждым ребёнком, так и коллективно, со всей группой в целом. Гигиеническое обучение и воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни учреждения.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой сформированы задачи содержания гигиенического воспитания. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками}