Домой / Для зеленых глаз / Изучение цветов с детьми 2 лет. Учим цветам малыша от года до двух

Изучение цветов с детьми 2 лет. Учим цветам малыша от года до двух

Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками – задача взрослого.

Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, – это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый – кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый – солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава – зеленая, небо – синее) и играете с ним в «вопросы» («Что еще бывает синего цвета?»), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты – краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.

Изучаем цвета с самыми маленькими

Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3–4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни.

Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3–4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4–5 месяцев), несколько позднее – фиолетовый (5–6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4–5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.

Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая крохе игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом – и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.

Учим цвета: 1–1,5 года

Вашему малышу исполнился 1 год – начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета – то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытается строить башенки из кубиков.

Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.

Учим цвета: 1,5–2 года

К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый.

Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».

Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.

В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.

Учим цвета: 2–3 года

При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.

Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.

Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3–4 листа бумаги разного цвета и вразброс – вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.

Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:

цвет воспринимается осмысленно – как отдельный признак предмета;
малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.

Время проведения занятий

Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.

Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.

Со спокойными, усидчивыми малышами заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.

Время занятий с детьми

  • До 1 года 2–5 минут.
  • От 1 года до 2 лет до 10 минут.
  • От 2 до 3 лет 10–20 минут.

Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.

В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.

На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно.
Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его – попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.

Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.

Развивающие игры

  • До 1 года

Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.

Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.

В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»

К 9–10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.

Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.

Без заучивания и запоминания – пока просто с целью ознакомления – можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.

  • 1–1,5 года

Цвет любимой игрушки . В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…»; «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая» и т.д.

Цвет живет в книжке . Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.

Цветные мячики. Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».

  • 1,5–2 года

Домики и человечки . Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.

Коврики . Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».

Волшебные мешочки. Сшейте мешочки 4–5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки – круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.

Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
– Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЕЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЕНЫЙ зажегся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза.
(В. Степанов)

Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!

2–3 года

Рисуем вместе. Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров – каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.

Цветной поезд . Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные – вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.

Разноцветный город . Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы – квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие – красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету – на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка) и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.

Загадки для детей

Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.

Посмотри-ка в книжку.
Что ты видишь? – Мышку.
Она бывает белая,
Но чаще всего... (серая)

Лягушка скачет на болоте.
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет... (зеленый)

Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек... (желтый)

Вырос летом на лугу.
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой –
Колокольчик... (голубой)
(Е. Дюк)

Цвета радуги

Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(А. Венгер)

При успешном обучении к 2– 3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!

О способах изучения цветов с маленькими детьми существует огромное количество информации, как, собственно, и самих методов. И это совершенно неудивительно! Все ребятки — разные. И то, что подходит одному малышу, совсем не означает, что будет также эффективно для других детей. Поэтому и методик великое множество. И все они заслуживают внимания.

Обо всех способах в рамках одной статьи рассказать, конечно же, невозможно. Поэтому то, что описано ниже, это — пускай и небольшая, но очень популярная выборка из всего представленного многообразия.

Как выучить цвета с ребенком и в каком возрасте это можно сделать быстро?

В большинстве случаев готовность малышей к изучению цветов проявляется в возрасте от 1,5 до 3-х лет.

И, прежде чем начинать разучивать с крохой основные цвета, рекомендуется провести небольшой, но очень простой тест.

Необходимо заранее подготовить «дидактические материалы» — много предметов одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету (пуговицы, элементы конструктора, кубики, разноцветные конфетки — драже и др.). Затем ребенку предлагается разобрать эти предметы на отдельные группы с одним характерным признаком. Если малыш без труда справляется с сортировкой этих предметов по цветовому признаку, значит, он готов к восприятию и изучению цветов.

Методики изучения цветов с детьми дошкольного возраста

  • Методика Глена Домана

Глен Доман — личность, достаточно известная в мире педагогики. Предложенные им способы по всестороннему развитию интеллекта у детей дошкольного возраста используются широко и массово. Малыши, с которыми занимаются по методике Домана, в большинстве случаев отличаются интеллектуальным развитием от ровесников, которые не знакомы со школой Домана.

Одно из направлений методики — изучение цветов и оттенков.

Суть изучения заключается в том, что крохе показывают цветные карточки, громко и четко проговаривая названия цвета. На показ одной карточки должно затрачиваться не более 2 секунд. Ежедневно таких «цветных» сеансов должно быть порядка 10, до тех пор, пока малыш самостоятельно не начнет правильно называть цвета.

  • Методика Марии Монтессори

М. Монтессори — талантливый и успешный педагог. Суть ее педагогической системы заключается в том, что ребенка категорически нельзя заставлять делать что-либо. Согласно системе Монтессори, малыша нужно заинтересовать таким образом, чтобы он сам захотел узнать что-то новое. А для этого все обучение проводится в форме игры.

Задача учителя — все время наблюдать за своим подопечным, выбирая наиболее удачный момент для проведения занятия, продолжительность которого должно быть не более трех минут.

Для изучения по методу М. Монтессори понадобятся цветные дощечки или карточки. Цветов и оттенков должно быть столько, сколько позволит крохе не только выучить, но и научиться определять их по признаку «темнее — светлее» и «светлый — светлее — самый светлый».

Во время занятия предлагается выбирать из парных предметов (карточки, кубики, дощечки) одинаковые по цвету предметы. А когда ребенок уже разучит основные цвета, ему предлагают распределить их по тонам и оттенкам.

  • Методика Фридриха Фребеля

Фридрих Вильгельм Фребель — немецкий педагог 19-го века. Первым разработал и реализовал идею детского сада. Так же, как и в системе Монтессори, в основе методики детского развития лежит игра в любой ее форме.

Согласно методике Фребеля, изучать цветовую палитру нужно уже с младенчества.

Для этого необходимо подготовить разноцветные однотонные шары или мячики с прикрепленной к каждому из них веревочкой. Материал мячиков должен быть мягким, а сами они — небольшой формы. Идеальным вариантом по Фребелю считается шарик, связанный из шерстяных ниток.

Во время игры малышу показывается такой шарик и называется его оттенок.

Веревочка же нужна для того, чтобы мячик можно было раскачивать в разные стороны с обязательным проговариванием вслух направление его движения: вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад. Таким образом, кроме цвета, ребенок познает и пространственные характеристики.

Еще одно упражнение с этими же шариками позволяет познакомить ребенка с такими понятиями как утверждение и отрицание. Для этого достаточно расположить шарик на ладони, а затем спрятать в кулак, сопровождая этот нехитрый «фокус» комментариями «Вот мячик есть. А теперь его нет» и т. д.

Знакомимся с цветом по детским книжкам

  • Олеся Жукова, «Рисуем пальчиками»

Эта книжка предназначена для самых маленьких «художников». И рисовать можно прямо в ней! В книге множество разнообразных заданий по рисованию: от простых — к сложным. А еще она крайне полезна, поскольку дает возможность малышу не только провести время очень весело, но и потренировать мелкую моторику, заодно разучивать цвета и их названия.

  • Хинтон Стеф, «Цвета + наклейки»

Эта книжка позволяет изучить наиболее распространенные цвета в игровой форме. Здесь предусмотрены интересные задания: игры, чтение, наклейка наклеек. Занимаясь с этим пособием, ребенок учится различать форму и оттенки. Кроме этого, предусмотрена возможность получить навык самого первого чтения.

  • Анна Гончарова, «Еня и Еля. Изучаем цвета»

В этой доброй книжке изучать цветовую палитру предлагается в стихотворной форме и в виде интересных заданий, выполнив которые, ребенок усвоит полученный урок еще лучше.

  • Фелисити Брукс, «Мои первые слова. Играем и учим цвета»

Это не столько увлекательная и познавательная книга для малышей, сколько отличная книжка-игрушка. В книге предлагается принять участие в настоящем детском приключении и провести «научные» эксперименты прямо на страницах книжки!

  • Кордье Северин, Бадреддин Дельфин, «Я познаю мир. Цвета»

На страницах этой книги ребенок знакомится не только с цветами, но и с разными их оттенками. Но, кроме этого, книжка является еще и прекрасным пособием для развития речи малыша, потому что в ней огромное количество сюжетных изображений, которые ребенок с удовольствием будет обсуждать!

  • Анастасян Сатеник, «Учим цвета и счет»

Книжка предназначена для самых маленьких читателей от года. Занимаясь по ней, малыш не только узнает оттенки, но и получит навыки простого счета до 10. В этой книге яркие и занимательные иллюстрации, а все задания преподносятся в форме увлекательной игры.

Учимся, играя

Поскольку лучшая форма обучения ребенка — это игра, то и разучивать цветовую палитру лучше всего во время игры. Форм и методов для этого предостаточно. Ограничением может быть только лишь полное отсутствие фантазии у взрослого. Ниже приведено несколько простых примеров о том, как можно изучать с ребенком оттенки.

1. Разноцветная прогулка

Очень простая и увлекательная игра! Для того, чтобы ее начать достаточно просто выйти на улицу.

Как играть?

  • Перед тем, как отправляться на улицу, выберите с ребенком какой-то один цвет.
  • Выйдя из дома, предложите малышу отыскать и показать вам как можно больше предметов, окрашенных в выбранный оттенок. Договоритесь предварительно, сколько точно нужно отыскать предметов нужного цвета для того, чтобы «раунд» считался законченным.
  • После того, как «раунд» завершен, повторите игру, но уже с другим оттенком.
  • Для того, чтобы усложнить задачу и добавить азарта, играйте с ребенком на скорость: кто первый безошибочно найдет нужное количество предметов, тот и победитель.

2. Пропавший кубик

Для того, чтобы играть в эту игру, понадобится 4 кубика, которые, естественно, должны быть разных цветов.

  • Первое, что нужно сделать, это начать строительство башни из имеющихся кубиков. В процессе этой работы нужно незаметно взять и неподалеку припрятать один кубик. И обязательно сообщите ребенку о том, что кубиков стало мало. Спросите у малыша, какого цвета был пропавший элемент. Если кроха ответила неправильно, ему озвучивается правильное название, пропавшая деталь возвращается «на стройку», и все повторяется заново до тех пор, пока ребенку это занятие не надоест.
  • Для усложнения задачи количество кубиков в игре увеличивается, цветов становится больше, а пропадают кубики в количестве 2-3 шт.

3. Строим башню

Перед началом строительства с ребенком договариваются о том, что должно быть построено 2 башни из кубиков или конструктора ЛЕГО разных цветов — сначала одного цвета, потом другого.

Во время строительства требуется преднамеренно брать деталь «неправильного» цвета. Ребенок должен замечать эту «ошибку» и исправлять ее.

4. Подбираем веревочку

На бумаге рисуется несколько воздушных шаров разного цвета. Ребенку предлагается определить, что за цвет у каждого шара и подобрать (подрисовать) к нему веревочку такого же цвета.

Как изучать цвета с ребенком — решать каждому родителю! Методик и способов изучения огромное количество.

Главное, выбрать верный и эффективный путь изучения вместе с малышом.

Знакомство с цветом, пожалуй, одно из первых представлений об окружающем мире, которое доступно даже очень маленькому ребенку. И это понятно, ведь по утверждению специалистов, кроха уже с двух-четырех месяцев может распознавать цвета. Но, несмотря на то, что цветовое восприятие заложено у ребенка с рождения, правильное называние и различение цвета требует целенаправленного обучения. В домашних условиях подобное обучение можно проводить даже с грудничками, так как пассивные знания со временем переходят в активные, если они постоянно побуждаются взрослым. Более того, это просто необходимо для крохи, так как раннее обучение цветовосприятию обогащает знания об окружающих предметах, способствует сенсорному (чувственному) развитию. Педагоги обращают внимание родителей на то, что малыш может путать цвета в раннем возрасте, так как полноценные знания о цветовой гамме устанавливается у него только в старшем дошкольном возрасте. Поэтому подобные пробелы не должны волновать родителей. Главное, к чему они должны стремиться, как научить ребенка различать цвета правильно.

Каждому возрасту своя цветовая гамма!

Прежде чем начинать домашнее обучение, родителям не помешает знание о возрастных этапах распознавания цвета у детей, чтобы ненароком не наделать ошибок. Педагоги подчеркивают, что палитра цвета открывается ребёнку постепенно, поэтому надо начинать с основных цветов, затем переходить к их оттенкам. Родителям будет интересно узнать, что младенец сначала воспринимает цвета в теплых тонах (красных, желтых, оранжевых), поэтому лучше, если первые игрушки для бодрствования будут именно такой расцветки. Затем цветовой спектр расширяется, к концу первого года малыш уже различает холодные тона (зеленые, синие предметы). При правильном обучении кроха шагает по ступеням цветовой палитры следующим образом:

  • в раннем возрасте дети должны знать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и дополнительные контрастные (черный, белый);
  • при обучении младших дошколят к основным добавляются оранжевый, фиолетовый, но главное, малышу становятся понятны не только сами цвета, но и некоторые их оттенки (например, голубое небо, розовый цветок, серый волк);
  • средний дошкольный возраст характеризуется тем, что пятилетние детки учатся дифференцировать оттенки, например, светло-зеленый, темно-зеленый, изумрудный;
  • старшие дошколята не только уверенно называют цвета, но и активно используют их оттенки в творческой деятельности (светло-коричневая шерстка у собаки, темно-серая туча).

Важно: нужно учитывать, что шестилетние дети любят самостоятельно создавать разнообразные оттенки цветов при смешении красок, хорошо знают тона, например, малиновый, сиреневый, бирюзовый. Поэтому в доме всегда должны быть краски для творческой деятельности дошколенка.

Специалисты утверждают, что приучить ребенка называть и отличать цвета совсем нетрудно, если правильно подойти к домашнему обучению. Можно даже не организовывать каких-то специальных занятий, а использовать всевозможные приемы в окружающей обстановке. В педагогике существует много приемов, при помощи которых легко и просто научить дошколенка уже в раннем возрасте различать основные и дополнительные цвета:

  1. Повседневное общение. Каждый момент жизни ребенка может стать эффективным приемом обучения: приготовление любимого салата с мамой, для которого нарезаются красный помидор, зеленый огурец, желтый перец. Или по дороге из детского садика домой можно сосчитать все мимо проезжающие красные машины. Или во время прогулки составить букет из осенних листьев (красных, желтых, оранжевых, зеленых).
  2. Организация "цветного" дня в семье. Взрослый специально создает ситуацию, когда ребенок в доме постоянно сталкивается с вещами определенного цвета. Например, день желтого цвета для детей предполагает, что в этот день в доме все пользуются желтыми полотенцами и салфетками, желтой посудой, одеваются в одежду желтого оттенка, в игровом уголке игрушки только желтых тонов. Даже еда может быть насыщена желтым цветом, например, яблоки, бананы, сыр, масло, яичница. Специалисты хвалят такой прием, говорят, что он приносит ощутимые результаты. Правда, его могут использовать только творчески настроенные родители, так как вместе с малышом надо искренне удивляться одному и тому же цвету во многих домашних вещах, постоянно называть его, читать веселые стишки, петь песенки. Например, "желтый цвет похож на солнце, в небе солнышко смеется!", "носит одуванчик желтый сарафанчик". Для разнообразия этот прием можно дополнять наблюдением за объектами на улице: одежда прохожих, витрины магазинов, машины, светофор.
  3. Занятия творчеством. Все взрослые знают, что дошколята очень любят рисовать, конструировать, лепить, вырезать. Творческая деятельность может стать отличным средством - подсказкой, как выучить цвета с ребенком. Главное, позаботиться, чтобы в домашнем изоуголке всегда были краски, карандаши, бумага, пластилин, разнообразные конструкторы. Близкие вместе с дошколенком могут там творить, фантазировать, изготавливать поделки, строить дома, машины. При этом взрослый постоянно советуется с ребенком, каким цветом будет та или иная деталь, побуждает повторять названия цветов, которые нужны для создания образов, например, желто - зеленая гамма при рисовании природы, голубая - небо и море.
  4. Дидактические игры на цвет и форму. Развивающие игры и игрушки являются неоценимым подспорьем, чтобы в игровой форме быстро научить детей распознавать цвета.Сейчас предлагается много подобных игрушек, которые родители могут приобрести в домашний игровой уголок. Принцип выбора должен быть следующим: доступность, простые правила, привлекательность. Для домашних занятий актуальны игры по типу группировки "Разложи правильно" (фигуры группируются по соответствующим цвету и форме), игры по типу лото "Цвет, форма, величина", "Закрой окошко в домике" (выкладывание маленьких форм на большую карточку), игры по типу составления спектра "Собери букет", "Цветик - семицветик" и подобные. Хороши такие игрушки тем, что их можно сделать самим в домашних условиях из бросового материала (коробочек, пластиковых стаканчиков, бумаги, картона).
  5. Детские книжки с иллюстрациями и заданиями. Красочные картинки всегда привлекают внимание ребятишек. Как научить ребенка различать цвета при помощи книжек? Вместе с ребенком можно рассматривать иллюстрации к прочитанным произведениям и обсуждать их в плане цвета, например, как одеты герои, как художник - иллюстратор цветовой гаммой передает их настроение. Популярны среди дошколят развивающие пособия с разнообразными заданиями, "цветными" стишками, например, книжки Олеси Жуковой "Учим цвет и форму", Галины Шалаевой "Цвета", Евгении Юрченко "Учим цвета" и других авторов.
  6. Сюжетные игры . У каждого дитя дома есть любимые сюжетные игрушки (куклы, мишки, машины, кубики, ведерочки, совочки и т. д.), которые могут пригодиться, чтобы в игровой форме научить ребятишек запоминать название цвета. С этой целью можно увлечь детвору совсем простыми игровыми сюжетами, например, "Построим каждой цветной машинке свой гараж", "В гости к любимому мишке", "Вырежем бумажной кукле платье из цветной бумаги", "Приготовим угощение из цветного льда" и другие подобные. Главное - творческое отношение родителей к детской сюжетной игре, ведь разыгрывание сюжета поможет ненавязчиво закрепить цвета и их оттенки. В них не только учим цвета, но и развиваем речь, формируем интеллект, ребенок приобретает новые знания, сопереживает, проявляет эмоции.

Важно: дети хорошо воспринимают информацию о цвете, если у них идет полноценное речевое, умственное и эмоциональное развитие.

Учим цвета в игре!

Для любящих родителей не будет проблемой, как научить ребенка различать цвета, если они будут постоянно играть с ним. В настоящее время создано множество игр, которые направлены на пополнение и закрепление знаний об окружающем мире, в том числе и цветах. Наиболее популярные и любимые детьми игры, при помощи которых учим цвета:

"Вкладыши"

Игры - вкладыши доступны даже маленькому ребенку. С их помощью он не только распознает цвет, но и развивает мелкую моторику, обогащает знания о форме, величине предметов. Правило игры у многих вкладышей одинаковое: в емкость с прорезями геометрической формы нужно вставить соответствующие по цвету, форме и размеру фигуры. Для большей заинтересованности ребятишек игрушки представлены в виде объемных домиков, ящичков, цветочков, паровозиков или плоскостных рамок. Родитель может выбрать вкладыши, исходя из возраста и интересов своего чада. Можно соорудить игру самостоятельно, прорезав в коробке отверстия геометрической формы и обклеив каждую сторону цветной бумагой. Для проталкивания внутрь пригодятся мелкие игрушки, детали конструктора, мозаики. Нельзя использовать очень мелкие или острые детали, играть в самодельные вкладыши лучше вместе с деткой. Сейчас стали очень популярны рамки - вкладыши Монтессори, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

"Подбери пару"

Учим цвета при помощи игр из разряда «Подбери пару», которые обычно нравятся маленьким деткам. При правильной организации в дальнейшем кроха может играть самостоятельно, что значительно облегчает задачу родителей в быстром обучении. Правила игры просты и доступны малышам. Нужно подобрать предмет определенного цвета к аналогично окрашенному другому, например, крыши к домикам, совочки к ведеркам, бантики к платьицам или геометрические фигуры одного цвета: круги, квадраты, треугольники и т. д. Для поддержания интереса к такого рода играм можно предложить вариант: ребенок закрывает глаза, а взрослый "ошибается" в подборе пар. Нужно исправить все ошибки.

"Веселая мозаика"

Довольно необычная игра для старших ребятишек, имеющих опыт в рисовании геометрических фигур. Играть можно вдвоем, но более интересно играть нескольким игрокам. Поэтому такая игра может войти в семейный досуг. Правила игры просты, но требуют внимания, начинать рисование нужно взрослому. В центр стола выкладывается большой лист бумаги и цветные фломастеры разного цвета. Первый участник в центре листа рисует любую геометрическую фигуру: ромб, квадрат, треугольник, закрашивает ее одним цветом. Следующий участник пририсовывает к одной из сторон первой фигуры свою геометрическую фигуру другого цвета, такие действия совершают все участники. Правило игры заключается в том, что ни одна из фигур не должна соприкасаться сторонами с другой фигурой такого же цвета. Побеждает тот, кто завершает "мозаику" последним рисунком.

"Старая сказка на новый лад!"

Еще одна необычная игра для средних и старших дошкольников, которые хорошо умеют пересказывать, так как игра динамичная, требует внимания и смекалки. Правила заключаются в следующем: взрослый подбирает сказку или короткий рассказ, который хорошо знаком детям. Затем предлагает ребенку "окрасить" при пересказе все встречающиеся персонажи или предметы на один определенный цвет, например, синий. Вот как примерно будет выглядеть сказка "Три поросенка":

Жили-были на свете три синих поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, синенькие , с одинаковыми синими веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето поросята кувыркались в синей траве, грелись на синем солнышке, нежились в синих лужах. Но вот наступила осень...

Когда дети хорошо научатся пересказывать сказки таким образом, можно предложить новый вариант: взрослый "окрашивает" персонажи или предметы необычными цветами, например, зеленый волк встречается с желтой шапочкой в розовом лесу, а дошкольник должен найти ошибки. На начальном этапе можно голосом выделять необычные места.

"Цветные очки"

Игра понравится ребятишкам всех возрастов. Взрослый мастерит из плотной бумаги очки разного цвета. Затем предлагает ребенку выбрать какие-либо из них. Это будет ориентиром для поиска предметов, окрашенных в такой же оттенок. По правилам игрок за короткий промежуток, например, 30 - 40 секунд должен собрать вместе предметы аналогичные цветным очкам. Например, красные очки - книжка красного оттенка, кукла в красном платье, красная машинка, кубик, мячик и т. д.

Старшим дошколятам можно усложнить игру, ориентируясь не на очки, а на инструкцию ведущего: найти две игрушки синего цвета, одну - желтого, одну - зеленого, две - красного. Такое задание поможет включить во взаимодействие все психические процессы, так как ребенку нужно быть внимательным, чтобы запомнить инструкцию, осознать поставленную задачу, правильно выполнить ее.

"Радуга - дуга"

Дошкольников всех возрастов, несомненно, заинтересует игра в "радугу" с разнообразной палитрой цветов и их оттенков. Играть можно в разных вариантах:

  1. Вместе с детьми вырезать разноцветные полукружья радуги разного размера: большие - для игры в большом пространстве, маленькие - за столом. Взрослый предлагает ребенку исправить ошибки в неправильно выложенной "большой" радуге, "маленькую" радугу - раскрасить. Для запоминания цветового спектра используются мнемические стихи: "К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан" или "К ак О днажды Ж ак - З вонарь Г оловой С ломал Ф онарь".
  2. Настольная игра "Радуга" для детей от трех лет. Полезна ребятишкам для изучения цвета, как свойства предмета. Желательно, чтобы в игре участвовало несколько игроков, поэтому играть можно всей семьей.

  3. Сейчас вновь становится популярной позабытая игра с пружинкой, раскрашенной в цвета радуги. Радужная игрушка придумана в 1943 году в США и называлась slinky. В России самая первая радуга Slinky появилась у писателя К.И. Чуковского. Пружинка до сих пор "шагает" на детских экскурсиях дома-музея литератора со второго на первый этаж. А наибольшую популярность завоевала в 90- годы, практически у каждого ребенка была такая игрушка. Ее достоинство в том, что каждый игрок может придумать свои действия, например, перебрасывать из одной руки в другую, сделать гирлянду, запустить вниз по импровизированным ступенькам, наблюдая, как забавно "шагает радуга", переливаясь всеми цветами спектра.

Согласно авторитетному мнению специалистов, уже в 3 года ребенок должен знать основные цвета. Однако это вовсе не говорит о том, что ровно в три года и один день родители должны впадать в панику, подозревая задержку в развитии, в случае, если он все еще их путает.

Не забывайте, что все детишки разные и развиваются по своему индивидуальному графику. Но все же, несмотря на это, помогать своему чаду и начинать учить малыша запоминать цвета вы можете уже с самого раннего возраста.

Обучаем отличать цвета кроху до года: начало начал

Уже в самом раннем возрасте дети могут различать цвета. Согласно исследованиям, первый цвет, который выделяют младенцы, едва выйдя из новорожденного возраста, это желтый.

Кстати, именно поэтому для детей такого возраста специалисты рекомендуют приобретать игрушки-погремушки желтого цвета. Следом за желтым младенец начинает обращать внимание на оранжевый цвет и красный.

Целенаправленно учить цветам ребенка до года не нужно. Достаточно того, что, разговаривая с ним, вы будете называть цвета: «Вот твоя чашечка, она синяя», «возьмем красный мячик».

Учим цветам малыша от года до двух

Вот теперь уже можно начинать учить. Но ненавязчиво и без больших ожиданий. Главное слово здесь: «начинать». Помните, что ребенок может учить цвета только после того, как начнет разговаривать. Не надо бежать впереди паровоза, ведь детское мышление развивается по своим строгим законам.

В 2 года ребенка можно научить различать цвета и уметь определить предметы одинакового цвета. Пока рано ждать от него, что он запомнит все названия. Дайте ему время.

Игровые задания, помогающие освоить цветовую палитру

Играя с малышом, предлагайте ему следующие задания:

Лепить или рисовать, используя один конкретный цвет

В процессе лепки напоминайте малышу название цвета, но не ждите, что он быстро его запомнит.

Собирать пирамидку

Эта развивающая игрушка очень полезна для детишек 1-2 лет. Включайтесь в игру и называйте малышу цвета составных частей. Периодически спрашивайте:«Какой это цвет?».

Сортировать игрушки по цвету

Предложите ребенку положить красные кубики в красную коробку. Когда он легко станет справляться с этой задачей, поставьте две, три коробки разного цвета.

Аналогичным образом можно предложить малышу поставить машинки в гараж, выбирая по их цвету. Можно строить башни из кубиков — только желтые или только синие.

В целом, в этом возрасте упор стоит делать лишь на то, что вы только называете цвета предметов, постепенно закрепляя их в памяти ребенка.

Обучаем цветам ребенка в возрасте от двух до трех лет

В три года дети с большим удовольствием играют и учатся. В этом возрасте вы довольно легко сможете научить ребенка цветам, регулярно занимаясь с ним.

Деятельность малыша в это время существенно расширяется, пополняется его словарный запас, а значит вам и карты в руки - самое время для обучающих и развивающих упражнений, в том числе и в области познания цветов.

Неограниченные возможности предполагают творческие занятия. Рисуйте, лепите, делайте аппликации. Показывайте краски, рассказывайте, что можно нарисовать этим цветом, смешивайте цвета.

Сейчас в продаже есть безопасные для детей краски, играть с которыми можно не беспокоясь за здоровье малыша.

Упражнения для понимания цвета

Разноцветные карточки

Сделайте цветные карточки и играйте с ними. Спрашивайте малыша, какого цвета карточка, предлагайте на каждую карточку положить игрушку нужного цвета — открывается целая масса вариантов для игр.

«Веселая уборка»

Собираем игрушки только одного цвета. Сначала только синие, потом только желтые. Особенно хорошо работает при уборке детского конструктора в коробку.

«Кто больше?»

Вместе ищите предметы какого-то конкретного цвета. В квартире, на улице, во дворе. Зеленая трава, зеленая скамейка, зеленая машина. Кто найдет больше предметов?

«У меня и у тебя»

Какой цвет есть у вас, а какой у малыша? «У меня синие тапочки, зеленый мячик и красная заколка» - «А у меня зеленая чашка и красные колготки».

Цветные драже

Не очень педагогично, но весело вместе есть разноцветные конфетки-драже. Если ребенок правильно назвал цвет конфеты, он может ее съесть.

Устраивайте день одного цвета

Сегодня красный день. Надуем красный шарик, наденем красную кофточку и съедим красное яблоко. На улице будем искать красные предметы, а дома нарисуем красный мухомор, красный цветок и красную божью коровку.

Похвастаемся шедевром папе и расскажем, что это за цвет.

Важный момент: не усложняйте ребенку задачу, не учите сразу несколько цветов. Пусть он сначала четко выучит один, а затем переходите к другому. Чем меньше малыш ошибается, тем радостнее он будет учиться дальше.

Осваиваем цветовой ряд после трех лет

В 4 года ваш малыш уже вполне может знать основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый. Теперь можно осваивать остальные и переходить к оттенкам.

Здесь вам опять самым лучшим образом поможет рисование. Дети очень любят смешивать краски разного цвета, обращайте их внимание на полученный результат.

После трех лет малышам уже намного проще запоминать цвета, поэтому показывайте и рассказывайте как можно больше. Для закрепления результата отлично подойдут развивающие настольные игры и упражнения в игровой форме.

Примеры игр и упражнений на понимание цвета

Усложненные карточки

Хорошо научит детей определять цвета игра, в которой к картинке нужно подобрать карточки с использованными на этой картинке цветами.

В качестве домашнего аналога такой настольной игры возьмите любой предмет или любую картинку и предложите ребенку подобрать к ней карандаши или фломастеры нужного цвета.

«Ошибки»

Договоритесь с ребенком, что вы строите две башни - одну синюю, другую, например, красную. В процессе игры незаметно прячьте или путайте «этажи» башни. Ребенок должен назвать потерянный цвет.

«Светофор»

Для игры вам понадобится три карточки. Зеленая карточка означает, что ребенок должен бегать, желтая - прыгать, а красная - стоять. Можно усложнить задачу или придумать свои варианты.

«Воздушные шарики»

Нарисуйте на бумаге несколько воздушных шариков. Ребенок должен подрисовать им веревочки нужного цвета. Усложните задачу: рассыпьте карандаши оттеночных цветов, добавьте к ним карандаши, цвет которых не использовался.

​Не сравнивайте успехи своего малыша с успехами других детей

Если вы поставили цель научить ребенка различать цвета, не оглядывайтесь на других. Внук тети Маши уже выучил не только цвета, но и оттенки да еще и замечательно рисует?

Во-первых, вы не видели тех «шедевров», а во-вторых, ваш сын великолепно бегает и умеет надевать штанишки.

Не закрепляйте цвет за одним предметом

Называйте его в разном контексте. Если вы все время будете показывать только красный мячик, малыш может подумать, что все мячики красные.

Не пытайтесь освоить весь цветовой круг за один день

Не запутывайте ребенка, сразу предлагая выучить несколько разных цветов одновременно.

Создавайте позитивный настрой, учитывайте характер и склонности ребенка

Если ваш малыш шустрый непоседа, он не захочет степенно раскладывать цветные карточки на столе. Предложите ему лучше сбегать за синим мячиком.

Обучайте играючи

Ранний детский возраст предполагает только игровую деятельность. Все обучение должно проходить только в расслабленной, ненавязчивой форме игры.

Занимайтесь регулярно, но без напряжения. И ваш ребенок обязательно выучит все цвета радуги!

Статья расскажет вам о том, как правильно научить цветам ребенка.

Родители должны всегда помогать своим подрастающим детям познавать мир и изучать все вокруг. К примеру, знакомиться с цветами малышам бывает достаточно сложно, ведь они имеют множество оттенков и не всегда ярко выражены. Однако это очень полезно для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, выражать свои мысли и желания.

Маленькому ребенку очень сложно понять, что цвета бывают разными, хоть он и начинает их различать с тех пор, когда уже начинает полноценно видеть. Ощущать разницу между цветами малыш сможет лишь тогда, когда он научится говорить, а это случается приблизительно в 2 года . До этого возраста молчание ребенка считается допустимым, но не позже.

Учить ребенка цветам следует «с первых слов» . Начинайте с простого и знакомьте ребенка с основными цветами: синий, красный, зеленый и желтый. Потом со временем увеличивайте «порцию знаний», добавляя новые слова: розовый, черный, фиолетовый, оранжевый, голубой и так далее.

Ваши занятия с ребенком должны быть регулярными . Не отчаивайтесь, если ребенок ленится, плохо запоминает или неправильно произносит названия цветов. Главное – ваше усердие и интересный подход к образовательному процессу в форме игры , способный увлечь малыша и ненавязчиво обучать жизненно важным вещам.

ВАЖНО: Правильным будет начинать учебный процесс ранее, чем в 2 года и с первых сознательных шагов малыша (первое слово, самостоятельные шаги, развлечения с игрушками, прогулки на свежем воздухе, просмотр мультфильмов) уже знакомить с названиями предметов и их цветами. Со временем полученные знания будут лучше усваиваться и закрепляться в сознании.

Обучение ребенка после 1 года:

  • Можно играть с пластилином (пластилиновое тесто, как вариант) и называть ребенку цвета липкой массы. Трогая пластилин, контактируя с ним напрямую, он сможет легче запомнить его цвет.
  • Эффективными так же считаются игры с конфетами или леденцами, распределяя их между игрушками или куклами. Этими конфетами можно кормить любимых мишек или щенков, называя действие, к примеру, Мишутка любит красные конфеты, а Машенька желтые.
  • Познание окружающего мира на прогулках. Для этого достаточно ходить по зеленой траве, смотреть в синее небо или на красный дом, называя цвет каждого предмета или явления (светит желтое солнышко, растет зеленая трава, падают оранжевые листики).

Обучение ребенка после 2 лет:

  • Ребенок, обладающий небольшим словарным запасом, гораздо легче общается с родителями, с большим интересом занимается на обучающих уроках.
  • Такому малышу можно включать образовательные мультики, где очень четко называют цвета разных предметов.
  • Хорошо поиграть в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.
  • Любимым игрушкам можно придумать интересные истории, связывая их с цветом. Например: жила-была машинка, но однажды она упала со стола в корзинку с красными ягодками и сама стала красной.

ВАЖНО: На каждом занятии с ребенком следует проходить три этапа: повторение, знакомство с новым материалом и закрепление. Ориентируйтесь на то, как ведет себя малыш, хочет ли он учить новые цвета и может ли запомнить названия. Если нет, просто повторяйте и закрепляйте уже изученные.

Как правильно учить с ребёнком цвета на русском языке в игровой форме: приемы

Удивительно, но некоторые способные малыши могут различать несколько цветов уже до года. Однако в этом заслуга не только хороших врожденных данных ребенка, но и настойчивости родителей, уделяющих достаточное количество внимания своим детям. Известно, что на познавательную активность ребенка так же влияет развитие его моторики (мелкой), поэтому и другие занятия не следует игнорировать.

ВАЖНО: Чтобы ребенок быстро запоминал названия цветов, все слова следует вводить постепенно. Но перед началом таких уроков, его следует обязательно познакомить с красками, пластилином, карандашами.

Эффективные и игровые приемы:

  • Называем все правильно и четко. Это не то, чтобы игра – а привычка. При любых занятиях следует обязательно называть цвета предметом. Например: хочешь я налью тебе чай в СИНЮЮ чашечку или давай наденем вот эту КРАСНУЮ кофточку.
  • Сравнение. Называя один из цветов, вам обязательно следует сравнивать его с тем, что так хорошо уже знакомо малышу. Например, машинка голубая, как небо, а блинчик желтый, как солнышко.
  • Спрашивать «что тебе нравится» . Привязывая к названиям цветов свои чувства (нравится или не нравится цвет), ребенок легче и быстрее запоминает их. Например: мне нравится розовый и не нравится черный.
  • Смена обстановки. Иногда образовательный процесс наскучивает ребенку только потому, что происходит одинаково и всегда в одном помещении. Смена обстановки поспособствует тому, чтобы малыш проявил интерес к урокам. Тем более, что заниматься можно не только, навязывая знания, но и «между прочим». Например, если вы в магазине, не поленитесь заехать в отдел овощей и фруктов, чтобы назвать все их цвета.
  • Развлечения. Если малышу трудно воспринимать простую речь родителей, вы можете заменить ее песенками и звучными стишками, которые воспринимаются намного легче и приятнее, легко запоминаются на долгое время.


Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры по цветам для детей 2 – 4 года

Изучение цветов в игровой форме:

  • Распределение по группам. Для этого можно использовать цветной картон и упаковку губок для мытья посуды. Из картона вырежьте одинаковые по диаметру круглые тарелки, а из мягкой части губок кубики. Предложите малышу правильно рассортировать кубики по тарелочкам (естественно, у них должны быть одинаковые цвета). То же можно проделать с пуговицами, цветным конструктором или леденцами.
  • Раскраски. Для этого вам пригодится упаковка цветных карандашей или краски, а так же шаблон или картинка для раскрашивания. Лучше выбирать простые шаблоны без мелких деталей и крупного размера: яблоко, апельсин, банан, солнышко, тюльпан, море, туча. Раскрашивая, называйте цвета четко и рассказывайте: почему они такие, на что похожи и какие красивые.
  • Охота. Для этого вам следует подготовить корзинку или небольшой пакет, а потом расположить по дому игрушки или предметы разных цветов. После этого можно выходить с ребенком «на охоту», собирая все красного или, к примеру, только синего цвета.
  • Игра с продуктами. Это занятие не подразумевает игру прямым текстом, но разрешает ребенку напрямую контактировать с предметами, которые он раньше не трогал и не щупал. Вы можете разложить перед ним на столе разные овощи (помидор, огурец, перец), фрукты (банан, апельсин, яблоко) и другие продукты: молоко в бутылке, упаковку риса или макарон. Попросите малыша рассортировать все по цветам.
  • Игра «Цветное лото». Его можно приобрести или сделать самостоятельно. Для этого следует иметь цветной картон и принтер, на котором можно распечатать карточки. Задание очень простое – доставать из мешочка или коробки фишку (вырезанную из цветной бумаги) и класть на ту ячейку карточки, где есть соответствующий цвет.


Как учить цвета радуги по порядку детям?

Для веселого и быстрого заучивания названий цветов радуги существует веселая поговорка. Первая буква в каждом слове поговорки должна вызывать у ребенка ассоциации с названием цвета. Для более взрослых деток, которые могут запомнить более, чем 1 или 2 строчки, можно предложить для заучивания стишков про цвета радуги.





Учим цвета с ребенком: стишки про цвета

Стишки – маленькие и звучные, помогут детям быстрее и качественнее заучить наизусть названия цветов.

На светофоре цвет опасный,
Запомните – он красный,
Тот цвет предупреждает,
Что транспорт проезжает.

Такой же цвет, как апельсин,
Хурма, облепиха и мандарин,
Оранжевым зовется он,
Он дарит яркий свет, тепло!

Солнце желтое на небе
Высоко и ярко светит,
Согревает всех ребят,
Что под солнышком сидят.

Зеленое дерево, кустик зеленый,
Он добрый цвет, мягкий и очень веселый,
Зеленый цвет лета, весны и травы,
Зеленый цвет мягкой и сочной листвы.

Голубое небо большое очень радует,
Голубые капельки с неба того падают,
Голубые лужицы на асфальте светятся,
Голубые капельки в лужах этих плещутся.

Синее небо вечером поздним
Вешает яркие бусинки-звезды,
Блещет во тьме, не утихая
Синяя ленточка – речка лесная.

Цветом фиолетовым разукрашу домик,
Окошко фиолетовое, дверь и подоконник,
Цвет тот фиолетовый очень мне приятен,
Бантик фиолетовым разукрашу, платье.

Белый снег зимою снежной,
В белой снеговик одежде,
Белый лед зимой на речке,
В белых шапках человечки.

Черной ночью очень темной,
Черный кот вздохнул так томно,
Ничего коту не видно
И от этого обидно.

Розовые розочки расцвели в саду,
В небе ярко розовом я нашла звезду,
Розовый цвет добрый, розовый цвет теплый,
Розовый бывает ярким и бывает блеклым.

Коричневый горшок на подоконнике,
В коричневом горшке цветут бегонии,
Я разверну обертку очень яркую,
Коричневую съем конфету шоколадную.

Серый пес во дворе,
Серый дождь в октябре,
Тучи серые на небе
Гонит прочь холодный ветер.

Какой же он приятный
Красивый цвет салатовый,
Похож на травку весеннюю,
На первую сочную зелень.

Во дворе сирени куст,
Он красив, высок и густ,
И цветы сиреневые
Дарят настроение!



Учим цвета с ребенком: песенки про цвета

Взрослые дети будут с удовольствием разучивать и напевать песенки про разные цвета.





Учим цвета с ребенком – мультики: список, видео

В помощь родителям всегда будут развивающие мультфильмы. В которых есть не только стишки и песенки, но и события, приключения и сравнения, помогающие изучать все цвета.

  • Рисуем пальчиками. Прямой контакт ребенка с цветными красками позволит ему быстро и надолго запомнить названия цветов.
  • Наклейки. Для этого следует приобрести несколько листов наклеек (самых простых) и, приклеивая их на основу, называть цвета.
  • Строим пирамидку. Это простая игрушка, которая помогает детям быстро и играючи учить цвета, нанизывая каждое колечко на основу.
  • Цветные мячики. Их следует кидать и ловить, называя цвет мячика, который был пойман.
  • Опиши себя. Или любого другого члена семьи. Для этого следует называть все цвета, которые можно только увидеть.

Что ребенок познает раньше: цвет или форму?

Как правило, ребенку легче запомнить цвета и только после того, как он изучит основные, следует приступать к заучиванию и различению форм. Это будет и легче, и проще, а так же интереснее. В 2 года ребенок уже может знать основные фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Почему ребенок не запоминает цвета: причины

Перед тем, как приступать к образовательному процессу, следует осознавать, что каждый ребенок индивидуален и если один малыш с жаждой «глотает» каждую порцию знаний, другой может лениться, не хотеть этого и всячески противостоять урокам.

Почему ребенок не запоминает цвета:

  • Он еще слишком мал
  • Уроки скучны для него и не вызывают интереса
  • Вы даете ему слишком много информации, он просто не может ее запомнить всю сразу.
  • Вы преподносите информацию не качественно
  • Вы задействуете мало наглядностей и игровых упражнений
  • Ребенок отстает в развитии
  • У ребенка дальтонизм

Видео: «Как правильно учить ребенка цветам?»