Домой / Для зеленых глаз / Как смотреть время на часах со стрелками. От большого к малому

Как смотреть время на часах со стрелками. От большого к малому

В этой статье мы расскажем как пользоваться различными видами часов . Несмотря на очевидность данного вопроса (с раннего детства мы пользуемся часами ), в силу того, что принцип работы разных часов сильно отличается друг от друга, некоторым людям не попадаются какие-либо часы . И здесь встает, казалось бы, очевидный вопрос: как узнать время по таким часам ?

Как пользоваться обычными механическими часами со стрелками?

Как правило такие часы имеют две или три стрелки и циферблат (нанесенные риски и цифры). Стрелки отличаются между собой, есть большая (длинная) стрелка, ее называют "минутная", и есть маленькая (короткая) стрелка, ее называют "часовая ". Третьей стрелкой бывает длянная тонкая стрелка, показывающая сколько продло секунд с начала текущей минуты. На механических часах с будильником третья стрелка (может быть четвертой стрелкой), обычно отличающаяся цветом, указывает на время сработки будильника. Циферблат таких часов разбит на двенадцать секторов. В самой верхней точке циферблата располагается число "12". От этой метки вправо по кругу идут значения секторов "1", "2", "3" и т.д. Отсюда есть устойчивое выражение для обозначения направления вращения - "по часовой стрелке " и "против часовой стрелки ". Обычно на таких часах стрелки все время ползут, указывая текущее время. Чтобы узнать время по таким часам необходимо посмотреть после какого числа на циферблате в данный момент располагается конец часовой стрелки. Полное количество часов сейчас будет показывать маленькая часовая стрелка. Например, если часовая стрелка перешла число 10 и не дошла до числа 11, значит сейчас между десятью и одиннадцатью часами, т.е. десять полных часов.

Узнать количество прошедших минут в текущем часе можно по минутной стрелке. Зная, что в часе 60 минут, а за один час минутная стрелка делает один оборот по цифрблату, вычисляем, что каждая риска с цифрой на циферблате включает в себя 5 минут. Например, минутная стрелка показывает на "2", считаем: 2*5=10, итог 10 минут. Другой пример, минутная стрелка показывает на 3. Это означает, что в текущем часу уже прошло 15 минут (в нашем примере - 10 часов 15 минут). 15 минут часа называют "четвертью", можно сказать "Десять с четвертью" или "Четверть одиннацатого". Если минутная стрелка показывает на "6" это значит, что прошло "полчаса" в текущем часу.

Секундная стрелка показывает количество прошедши секунд в текущей минуте. Количество секунд определяется так же, как минуты, т.е. в одной минуте 60 секунд.

За одни сутки часовая стрелка делает два полных оборота по циферблату, т.е. 2 раза по 12 часов (в сутках у нас 24 часа). Когда часовая стрелка первый раз в сутки опять достигает числа 12 на циферблате говорят: сейчас 12 часов дня. Все часы, которые были до этого момента называют "часы утра" или "часы ночи". Считается, что время от 0 часов до 4 часов - ночь, от 4 часов до 12 - утро. 12 часов дня называется полждень или полудень. Время после 12 часов дня называют "часами дня" или "часами вечера" или просто "после полудня". Иностранцы меряют время как АМ (Ante Meridien) и РМ (Post Meridien), до полудня и после полудня соответственно. По обычным часам нельзя однозначно опрелить какое сейчас время суток. Для определения времени суток обязательно надо учитывать другие факторы: например, фазу солнца (сейчас 9 утра или 9 вечера?).

Как завести будильник?

Для того чтобы установить время срабатывания будильника на механических часах необходимо покрутить отдельную ручку для установки будильника (как правило, она располагается сзади или сбоку). Механический будильник весьма неточен, потому что время его срабатывания выставляется только в часах. Если нужно установить такой будильник на половину восьмого, то надо подвести стрелку будильника ровно посередине между семью и восемью часами. Имейте ввиду, что механический будильник надо заводить на утро вечером, т.к. он сработает в ближайшее наступлении выставленного времени, например, сейчас шесть часов вечера, Вы готовитесь проснуться завтра утром в семь, ставите стрелку будильника точно на семь, заводите пружину будильника и через час будильник начнет звенеть. Смысл в том, что будильник не разбирает когда до полудня, когда после. Он сработает при первом схождении часовой стрелки со стрелкой будильника.

Как пользоваться электронными часами?

Как пользоваться солнечными часами?

Показывают время тенью от точащего посередине циферблата указателя. Эта тень - есть часовая стрелка обычных механических часов. не показывают точное количество минут, поэтому время определяется приблизительно по удаленности тени от ближайшей риски циферблата.

Как пользоваться песочными часами?

Песочные часы сейчас используются, в основном, в качестве эталона отрезка времени. Песочные часы сосоят из двух сообщающихся между собой тонким горлышком емкостей с песком. Песок, силой притяжения, перетекает из верхней емкости через горлышко в нижнюю емкость, причем делает он это строго за одно и то же время. Когда весь песок перетек в нижнюю емкость, часы переворачивают, нижняя емкость становится верхней, и песок опять начинает перетекать за то же самое время. Такие часы не показывают текущее время, а лишь говорят о том, что с момента переворота уже прошо или еще не прошло определенное ими время.

Как пользоваться бинарными часами?

Некоторое время назад стали популярными такие часы как "бинарные". Пользоваться ими также достаточно просто. Количество горящих светодиодов на первом участке бинарных часов показывает количество часов, количество светящихся светодиодов на втором участке бинарных часов показывает количество прошедших 5-минутных отрезков, третий раздел показывает количество единиц минут, которое надо прибавить к предыдущему разделу. Бинарные часы - это скорее оригинальный предмет, чем упрощение считывания времени с часов.

Существуют различные виды часов по разному показывающие текущее время. В этой статье мы постарались разобраться только с самыми распространенными видами часов.

А вообще, счастливые часов не наблюдают.

Снова здравствуйте! Продолжаем развиваться, идя «впереди планеты всей». Не каждый первоклассник может похвастаться, что умеет пользоваться часами и без помощи посторонних умеет определять, когда начнётся урок, когда придёт время обеда и когда уже пора домой.

Если ваш ребёнок ещё не подружился с часовыми стрелками, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Как говорят педагоги, учить будущих первоклашек определять время по часам в 3 года совсем не обязательно. Гораздо проще даются эти уроки, когда ребёнку уже 6-7 лет. При этом есть несколько довольно эффективных приёмов, как научить ребенка определять время. Порой достаточно всего около пяти занятий, чтобы малыш уверенно ориентировался в часах, минутах и секундах.

План урока:

С чего начать?

Прежде чем взахлёб рассказывать своему чаду о двух стрелках на циферблате, тыкая пальцем в часовое стекло, да раздражаться от того, что он пучит на вас свои изумлённые глаза, нужно понимать, что объяснить ребёнку про то, что ни потрогать, ни пощупать, ни увидеть, ни услышать, довольно трудно.

Мы-то, взрослые порой не можем прочувствовать на себе течение времени: оно то со скоростью света летит, отщёлкивая нещадно приятные моменты и унося месяцы и годы, то бесконечно долго тянется, как бы его не торопил. При этом не останавливается ни на миг и не поворачивается вспять. Как это рассказать малышу, который всё привык пробовать «на зуб»?

Поэтому сначала ребёнка знакомят не с часовым механизмом, а с составляющими суток, то есть объясняют, что есть утро, день, вечер и ночь.

Быстрее дети понимают, когда им приводишь примеры из их жизни. Так, утром мы встаём, собираемся в сад и на работу, днём играем-гуляем, вечером мамы и папы приходят за детьми, все вместе идут домой, а ночью мы все спим, чтобы на следующий день снова бодрыми встретить утро.

С абстрактным понятием времени тесно связаны прошлое, настоящее и будущее, осваиваются которые тоже при помощи примеров. Так, вчера был выходной день, и мы катались на коньках; сегодня понедельник, и мы идём в сад;завтра у тебя будет день рождения, и ты будешь угощать своих друзей.

На этом же этапе ребёнок знакомится с временами года, уже без труда определяя, что за зимой обязательно приходит весна.

Так у дошкольника постепенно формируется общее представление о времени как о следующих друг за другом событиях. Не забывайте, что важнейшим элементом обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, посредством которой материал усваивается намного лучше.

Знакомься: час, минута и секунда

Ваш малыш уже освоил большие временные промежутки и не путается в рассказах, что вчера было, а завтра будет? Тогда, скорее всего, он уже готов познакомиться поближе с тем, из чего складывается время?

Что для наших детей часы? Это некие цифры, которые взрослые определяют по циферблату. Наша задача объяснить, что часы – это прибор, который «меряет» время. Из чего состоит время? У него есть секунда, минута и час.

Как показать, что есть секунда? Да очень просто! Хлопните в ладошки – раз секунда! Ещё хлопните в ладошки – два секунда! Прохлопайте вместе с ребёнком, сосчитав вслух 60 раз, пояснив, что вы получили минуту. Думаю, вам удалось показать что секунда – это самая маленькая величина времени, а минута длится намного длиннее. Что можно успеть за секунду? Да ровным счётом ничего!

Наглядным примером, чтобы увидеть, сколько длится минута, может стать секундная стрелка. Если у вас дома есть такие часы, покажите ребёнку, как передвигается стрелка. Можно вместе с её ходом так же хлопать и отсчитывать 60 раз.Что успели за минуту? Ну, например, достали книжку с полки или помыли яблоко! Уже больше, чем ничего!

Конечно, наблюдать за минутной стрелкой, чтобы наглядно показать, что прошёл целый час – дело затруднительное. Но выход есть в этой ситуации. Заострите детское внимание на том положении часов, когда большая стрелка стоит на 12, а часовая на каком-нибудь любом значении. Пригласите ребёнка ровно через час!

Вы-то знаете, что произойдёт, а для ребёнка будет открытием, что большая стрелка там же, а вот маленькая часовая передвинулась на другую цифру! А сколько за это время он успел сделать: поиграть да мультик посмотреть. Вот сколько это много — один час!

Что даст нам такое простое знакомство?

  1. Во-первых, ребёнок почувствует «на себе» интервалы времени и научится сравнивать, что больше, а что меньше, что из чего состоит, что минуты короче, нежели час.
  2. Во-вторых, в детской голове окончательно уложится, что время идёт только вперёд.
  3. В-третьих, у дошкольника появится возможность при помощи часов измерить то, что нельзя фактически увидеть и потрогать.

Мастерим часы

Закрепить пройденный материал поможет часовой механизм или его копия. Если вам не жалко настоящих настенных, то придётся с них снять стекло, чтобы руками свободно передвигать стрелки, как хочется. Но чаще родители вместе с детьми мастерят часовой тренажёр своими руками.

  1. Во-первых, творчество как элемент игры вносит свою лепту – делает процесс обучения более интересным.
  2. Во-вторых, даже если от усердия часы сломаются, не жалко выкинуть.
  3. В-третьих, на самодельных часиках можно что-нибудь отмечать разными цветами, дописывать и дорисовывать, чтобы было понятнее и нагляднее, что не особо сделаешь на настоящих.

Что главное в часах? Цифры! Они должны быть большими. И конечно, стрелки! Их нужно как минимум две, а лучше три, чтобы полноценно освоить все части времени. И не забываем, что они отличаются по толщине и длине! Всё как по-настоящему!

Вы хлопаете, а ребёнок двигает секундную стрелку. Сколько прошло? Тогда почему минутная стрелочка у нас застряла, пусть перепрыгивает вперёд!

А теперь очередь двигать минутную стрелку. Если она пробежит весь циферблат с цифры 12 и встанет снова на цифру 12, сколько пройдёт? А почему ж часовая стрелочка не передвинулась никуда? Ну, вот так-то лучше!

Поставьте стрелочки на текущее время и пригласите ребёнка через пару-тройку часов, чтобы установить их в новое положение. Встаньте с утра, покажите ребёнку, как выглядит время на вашем самодельном тренажёре, когда вы садитесь завтракать. А как оно поменяется, когда вы готовы отправиться по делам в школу и на работу?

Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем времени.

От половинки к половинке, от пяти до десяти…

Педагоги говорят, что шести-семилетним дошколятам достаточно научиться определять время по часам в точности до половины часа. Но для этого они должны уметь считать до 60, хотя бы по десяткам.

Если вы хотите научить своего ребёнка различать пятиминутные интервалы, то придётся вначале его обучить счёту через 5. Только ближе к годам десяти дети начинают уверенно оперировать четвертью часа и тем более такими, нам привычными, «без пяти», «без десяти». Так что «не спешите жить»!

Итак, на нашем уже наполовину потрёпанном за время обучения тренажёре ставим минутную стрелку на цифру 12, а часовую – на любое число. Если предыдущий этап вы прошли успешно, то ребёнок в эту минуту без труда назовёт, сколько у вас сейчас времени.

Что такое полчаса? Да это обычная половинка или 30 минут! Минутная стрелка бежит полкруга и останавливается! Дорогие родители! Будьте бдительны! Часовая-то стрелка тоже передвигается на половинку своего пути! А теперь тренируемся! Задаём часовой стрелкой часы, минутную оставляя на полпути. Отточили мастерство? Далее задача потруднее!

По такому же принципу учимся определять уже более мелкие промежутки. А тут есть одна хитрость! Чтобы детям не путаться и наработать определение пяти-двадцатиминут до автоматизма, сделайте подсказки! Напишите около основных цифр значения минут: 5,10,15,20 и так далее. Будьте уверены, зрительная память и многократные повторения дадут о себе знать, и скоро эти подсказки можно преспокойно будет убрать!

Ну, вот и всё! Закрепляйте результаты, как можно чаще смотря на часовой циферблат и спрашивая время у своего подопечного, и можно смело покупать на 1 сентября в подарок наручные часы, так как новоиспечённый первоклашка уже умеет ими пользоваться!

А как у вас со временем? Знает ли ваш будущий школьник, во сколько начинаются его любимые мультики? Поделитесь секретом, трудно ль было научить считать время?

И послушайте весёлую Фиксипелку про часики)

Если подпишетесь на новости блога, то всегда будете в курсе событий! А если добавитесь в нашу группу ВКонтакте, то в вашей ленте ежедневно будут появляться интересные и веселые посты!

Ждем вас!

Как формируется понимание времени, чувство времени у ребенка? Как объяснить малышу то, что нельзя увидеть и пощупать? А как вы ощущаете время? Для вас оно летит незаметно, тянется очень долго или вы прекрасно распоряжаетесь своим временем? Какой бы ни был ответ, всегда можно научиться управлять своим временем вместе с ребенком.

Для чего ребенку понимать время

Ориентирование во времени и пространстве – это базовые навыки, и закладываются они в дошкольном, младшем школьном возрасте. Вовремя научим ребенка – ускорим его дальнейшее развитие. Нужно помнить, что это процесс длительный, не на один год.

Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:

  • приучиться к дисциплине;
  • легче соблюдать режим дня;
  • постепенно научиться планировать свое время;
  • организованный ребенок вырастает успешным взрослым.

Когда начать

Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.

Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки. Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени. «После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.

Играем с малышами

Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.

В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.

  • Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
  • Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
  • Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
  • Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.

Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.

Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.

К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются. Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает. Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.

Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.

Игры с часами для старших деток

В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.

В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов. Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин. Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.

Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки. Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время. Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.

Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.

Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье. На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик. Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.

Четверть, половина, час

Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.

Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?


Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.

Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты. Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени. Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.

Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.

Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.

Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.

Закрепляем результат

Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент. Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку. Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.

Научившись планировать время, ребенок станет ответственным и перенесет этот навык в свою взрослую жизнь. Стоит объяснить ребенку, что такое пунктуальность. Не опаздывайте и вы, берегите свое время и не растрачивайте его по пустякам. Самый действенный метод – своим примером показывать малышу, как важно успевать вовремя. И еще важнее успевать любить своего ребенка и уделять бесценное время ему.

Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется обучиться вашему малышу. Чем скорее он освоит эту, чего уж скрывать, непростую науку, тем будет лучше для всех. Но как научить ребенка определять время? Как доступно и понятно объяснить малышу, что такое времена года и зачем нужна минутная стрелка?

Начнем с начала

Для ребенка время – это нечто несуществующее, аморфное, неопределенное. Конечно, малыш понимает, что жизнь не стоит на месте, но охарактеризовать это движение ему пока не под силу.

Познакомьте его с самым базовым понятием времени, а именно – с будущим, настоящим и прошлым.

Приведите простые примеры.

  • Будущее: скоро мы поедем в гости к бабушке.
  • Настоящее: сейчас мы кушаем торт.
  • Прошлое: мы построили скворечник и повесили его на дерево.

Объясните ребенку разницу между тремя действиями, совершаемыми в разное время. Оперируйте только понятными крохе словами и интересными для него действиями.


Когда учить ребенка определять время?

Знакомить ребенка с будущим, прошлым, настоящим, а также с временами года и временем суток нужно как можно раньше. В 2,5-3 года дети уже спокойно могут ориентироваться в понятиях «день – ночь», «завтра – сегодня», «зима – лето», а также называть двенадцать месяцев и четыре сезона.

С часами малыша можно познакомить в 4-5 лет, главное, чтобы к школе он умел свободно определять время по часам.


Как научить малыша определять время?

Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.

Условно весь процесс можно разделить на три этапа.

  1. Обучения понятию «времена года».
  2. Обучение понятию «время суток».
  3. Обучение понятию «часы и минуты».

Знакомим малыша с календарем

Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.

Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».

Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.

  • Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
  • Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
  • Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
  • Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.

По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.

Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.

А вот какие календари покупать не стоит:

  • с иностранными надписями;
  • отрывные;
  • с сокращениями (дни недели, месяцы);
  • с передвижным флажком.

Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.

Сделайте своими руками игровой набор.

  1. Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
  2. Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
  3. Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)

Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.

Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.

Можно предложить малышу полезные игры.

  • Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
  • Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?

Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.

Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».

  1. Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
  2. Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
  3. Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
  4. Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
  5. Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».

Теперь можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.

Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.

  • Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
  • Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)

Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»

Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.

Не вводите понятия «без пяти», «без четверти», «половина» до тех пор, пока ребенок не научится быстро и легко определять время по часам.


Игры «Часы»

Чтобы закрепить успех, а заодно проверить, насколько ребенок понял преподнесенную вами информацию, предложите ему сыграть в простые игры с часами.

  1. Снимите со стены часы или возьмите картонный аналог с движущимися стрелками. Установите любое время. Например, 9:20. Пусть малыш скажет, сколько сейчас времени. Двигайте стрелки, пока кроха не станет более уверенно называть время, но не переусердствуйте и не утомите чадо.
  2. Существует обратная версия приведенной выше игры. Попросите малыша установить на часах время, которое вы назовете.
  3. Возьмите два циферблата и установите на них разное время (например, 2:30 и 20:20). Спросите у ребенка, что он делает в это время обычно (спит, умывается, завтракает и т.д.).


Дидактический материал

В Интернете есть множество картинок и заданий, которые помогут малышу научиться определять время по часам. Скачайте и распечатайте (лучше в цветном варианте) эти задания и предложите малышу.

Также существует специальная литература. К прочтению рекомендуется следующий список.

  1. «Беседы о пространстве и времени», Т. Шорыгина.
  2. «Умные часики. Учимся понимать время», Н. Найденова.
  3. «Меры времени, длины, массы, стоимости», Г. Шалаева.
  4. «Учимся определять время (книга с наклейками)», Н. Морган.
  5. «Часы и время», Г. Черненко.

Заключение

Дети любят учиться и тянутся к знаниям. Постичь загадочную «науку» определения времени хочет каждый малыш. Не отталкивайте ребенка, а доходчиво объясните ему все, что его интересует. Используйте красочные материалы – игрушки, карточки, книжки, раскраски. Покажите ребенку фильм о времени и часах. Чем больше информации вы предоставите чаду, тем лучше будет удовлетворен его исследовательский инстинкт.

Мы сделаем свои собственные часы и будем учиться определять время! Мы выучим интересные игры со временем, а так же сможем скачать полезные материалы! Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов.

Хотя электронные часы значительно упрощают эту задачу, именно циферблат делает временное пространство более наглядным.

Посмотрите обучающее видео «как научиться определять время»:

При этом очень важно постоянно помнить о том, что, когда мы учим время по часам, для детей понятие «минута», «секунда» и «час» являются очень абстрактными, так как они не могут сопоставить их с реальными временными промежутками. Этому моменту нужно будет уделить особое внимание.

Как сделать часы с ребенком своими руками?

Достаточно просто. Для этого понадобятся:

  • циркуль (или готовая окружность);
  • плотный картон;
  • маркер;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ножницы;
  • канцелярская кнопка с головкой.

Рисуем на картоне окружность, расставляем по ее краю цифры, обозначающие часы. Линейкой отмеряем расстояние от центра круга до цифр, изготавливаем такой длины минутную, более узкую, стрелку. А часовую делаем пошире и покороче. Фиксируем стрелки в центре при помощи канцелярской кнопки. Готово!

Можно использовать для изготовления более сложный готовый шаблон – например, распечатать часы с двигающимися стрелками на плотной бумаге для принтера и наклеить их на картонную основу.

  • Как научиться определять время?

Используя , мы изучаем часы с ребенком по простой схеме:

  1. Объясняем, что маленькая стрелка показывает час, а длинная и узкая – минуту. Это объяснение выглядит более логичным, если обратить внимание на то, что часов у нас очень мало (поэтому и стрелка маленькая), но они долго длятся (поэтому стрелка такая широкая). А минут очень много (поэтому стрелка более длинная), но они быстро проходят (поэтому она такая узкая). Перемешиваем стрелки и просим малыша показать: какая стрелка показывает часы, а какая минуты? Упражняемся до тех пор, пока малыш не научится различать стрелки безошибочно.
  2. Учимся смотреть, сколько часов показала часовая стрелка. Обычно детки путаются, когда она ставится в промежуточное положение между двумя цифрами, поэтому нужно отработать этот момент.
  3. Объясняем, что в промежутке между двумя часами умещается пять минут. Для наглядности лучше использовать циферблат, где минуты прописаны отдельно. (Об этом пойдет речь в отельном пункте нашей статьи). Тренируемся: называем цифру и просим ребенка сказать, сколько это минут. После такой тренировки освоить минутную стрелку не составит труда.
  4. Переходим к заключительному этапу: ставим стрелки в определенное положение и предлагаем ребенку определить, сколько времени показывают в данный момент часики. Передвигаем стрелки, определяем время снова и т.д.

Затем просим малыша поставить самому стрелки в нужное положение (например, на 5:30, 6:40 и т.д.).

Обязательно отрабатываем наши навыки на настоящих часах. При каждой возможности, пока у ребенка еще не угас интерес, спрашивайте его, который час.

Зачем нужно знать, сколько времени? Время и распорядок дня.

Нередко ребенок, хорошо научившийся определять время, не понимает, для чего ему это нужно. Поэтому, когда мы изучаем время с ребенком, обязательно делаем занятия прикладными.

Так, используя специальные карточки, легко связать время с реальным распорядком дня малыша – ему будет интересно узнать, когда он просыпается, играет, убирает игрушки, идет в детский сад, смотрит мультфильмы, начинает занятия в спортивной секции. На этом этапе мы плавно переходим к пониманию длительности временного промежутка, учимся сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Образец карточек «распорядок дня школьника 1 класса в картинках»

Как наглядно показать ребенку 5 минут? Как наглядно показать ребенку 60 минут?

Как уже говорилось, ребятишки очень часто затрудняются в определении минут. Для того, чтобы этот навык был отработан до безукоризненности, можно использовать специальные циферблаты – например, циферблат с откидным краем. На верхней его части пишутся часы, каждый промежуток между соседними часами делится на 5 частей, которые прорисовываются ярким маркером.

Это помогает запомнить, что за один шаг стрелки от цифры к цифре пройдет 5 минут, а не одна. Под основным циферблатом крепим дополнительный, на котором прописаны все минуты (5, 10, 15 и т.д.). В процессе занятия пытаемся определить время и сравниваем, сколько минут навал ребенок, с обозначением на нижнем циферблате.

Можно сделать дополнительный циферблат с обозначением минут по внешнему краю от основного – зрительная память поможет ребенку усвоить эту информацию.

Наглядное изучение времени с конструктором

Для наглядности можно использовать обычный конструктор Лего, как мы его использовали для . Циферблат рисуется на большом листе бумаги, по внутреннему краю – часы, по внешнему – минуты. Контуры его выкладываем блоками конструктора, такие же блоки используем, как стрелку. Перемещаем стрелку и определяем, сколько времени она показала.

Что можно сделать за 1 секунду? Что можно сделать за 1 минуту?

Для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал длительность каждого временного промежутка, после того, как он научится работать с настоящими часами, проводим небольшие эксперименты – узнаем, сколько времени уходит на то или иное действие, что можно успеть сделать за обозначенный промежуток времени. Это можно делать в виде отдельной игры, а можно совмещать с обычными будничными делами – к примеру, попробуйте определить, сколько времени уходит у ребенка на завтрак, на умывание, на одевание. Так он понемногу научится рассчитывать свое время.

Для деток, которые уверено могут определять время мы предлагаем потренировать умение записывать правильное время числами.

Изучение времени для дошкольников можно завершить простым упражнением, которое часто используется в школе: на циферблате рисуется определенное положение стрелок, а в окошечках под ним нужно написать, сколько времени показывает циферблат. Это задание применяется во многих тестированиях при поступлении в статусные школы.

Загадки про часы и время

И конечно же, любой ребенок с удовольствием отгадает пару загадок или выучит простой стишок про часы. Например, такие:

И день, и ночь они идут,

А с места не сойдут. (часы)

Бегает, как белка,

В циферблате … (стрелка)

Сделает последний свой шажок – и прошел еще один часок. (минутная стрелка)

Хожу без ног,

Говорю без рта.

Всем указываю,

Всем подсказываю. (часы)

Без лишних фраз,

Без лишних слов,

Подскажет тиканье часов,

Когда поспать,

Когда поиграть,

Когда на улицу бежать.